Устроение богослужения на инородческих языках Святейший Синод с 1883 года всецело предоставил усмотрению местных преосвященных. Благодаря трудам Переводческой комиссии и заботам преосвященных оно теперь устроено во многих местах; постепенно вводится богослужение на инородческих языках полностью или только отчасти в разных местах приволжских губерний и Сибири. В настоящее время на татарском языке богослужение совершается в 73 церквах, на чувашском – в 37, во многих – на алтайском языке, начинается понемногу и на других языках. «Когда мы вспомним, – говорит казанский профессор Знаменский, – то глубоко трогательное и истинно просветительное влияние, какое имеет православное богослужение на души верующих, и представим себе одно то, что с открытием в Казани богослужений на татарском языке открывается для крещеных татар настоящее богатство христианских истин... и неиссякаемый источник святых радостей и религиозного умиления, то не можем не признать за этим событием, за открытием богослужений на татарском языке, великого церковного значения, не можем не разделить высказываемого людьми, сочувствующими делу христианского просвещения инородцев, мнения, что введение богослужения на татарском и других инородческих языках для здешнего населения есть заря того света, который должен просветить незрячих, есть залог духовного перерождения инородцев и слияния их с русским народом на лоне православия». Введение богослужения среди инородцев на местных языках действительно везде производило необыкновенное впечатление. В татарских деревнях при первоначальном введении богослужения на народном языке счастливые исполнители этого дела всюду встречали необыкновенное умиление, слезы радости, восторженные восклицания: «Рахмят синга, атей! Биг рахмят!» (Спасибо тебе, отец! Большое спасибо!) Переводческая комиссия, таким образом, вместе со всеми нашими инородческими миссиями точно руководствуется словами Христа Спасителя: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф.6:33 ). Преследуя одни задачи просветительные, она совершенно чужда искания в своем деле житейских и политических целей, столь свойственного западным христианским миссиям. Однако не напрасно ищущим Царствия Божия и правды его Спаситель сказал: и это все, то есть житейские блага, приложится вам. Среди наших инородцев мы теперь уже воочию можем наблюдать исполнение сих слов Спасителя. Путем пробуждения духовной жизни у инородцев уже теперь замечается поднятие их нравственного уровня, а с тем вместе и материального благосостояния. Мало того, Переводческая комиссия в своем отчете за прошлый год замечает, что она не может не поделиться с обществом патриотической радостью, что ее бескорыстная забота о христианском просвещении инородцев дала еще отрадные видимые результаты: эти результаты оказываются в сохранении массы инородцев от отатаривания, в сближении их с русскими, в органически мирном слиянии их с русскими в один православный народ.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

5) Необходимо издание периодических журналов по каждой миссии: а) специально миссионерского (известия по миссиям местной и другим) и б) для местных инородцев – религиозно-просветительного и общеобразовательного. Характер и программа этих изданий, приноравливаются к местным условиям. – Средства на эти издания. Состав редакции. Сотрудники. 6) Преобразование Православного Миссионерского Общества, в связи с вопросом о поднятии его нравственных и материальных средств. Установление с его стороны более живого отношения к делу миссионерскому и живого-же общения с миссиями. Развитие и укрепление в массе православных людей чувства деятельной любви к коснеющим во тьме лжеверия меньшим братьям и истинно братского отношения к ним, духовно сближая широкие массы православных между собой и внося в их приходскую жизнь элементы нового возвышенного содержания и известную долю оживления – дало бы, быть может, – возможность поднять средства преобразованного этим Православного Миссион. Общества на столько, чтобы последних было достаточно для поддержания дела отечественного миссионерства. 7) Образование в каждой епархии епархиальных миссионерских Братств (взамен существующих Миссионерских комитетов), как отделов „Всероссийского Правосл. Миссионерского Братства“, – для материальной и нравственной поддержки дела отечественного Благовестничества, с привлечением в члены оных возможно большего количества прихожан в каждом приходе – во главе с причтами. В Всероссийском Православном Миссионерском Братстве, долженствующим слить в одно все существующие местные миссионерско-просветительные братства, комитеты, общества и союзы, источник содержания наших миссий, как внешних, так и внутренних, был-бы объединён, – объединились бы и силы деятелей просветительного дела, вместо вредного дробления последних, с напряжением в одних местах, бездеятельностью, или совершенным отсутствием в других. Но этот вопрос, в случае признания его целесообразности, может быть предрешён на Иркутском съезде лишь принципиально, окончательно же должен быть решён только на Всероссийском Церковном Соборе, с участием клириков и мирян, дабы православные христиане приняли такую меру сознательно и добровольно, а не как навязанную свыше.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– 206,000 марок). 23) Turkisb Missions Aid Society (Общество вспомоществования турецким миссиям), основанное в 1855 году, поставило своей целью оказывать поддержку миссии среди магометан; ежегодные расходы его 50–80 тысяч марок. 24) В 1857 году было учреждено в Лондоне United Metbodist Free Churches home and foreign Missions (Союз методистских свободных церквей дома и в чужестранных миссиях); ныне оно содержит 53 миссионера в восточной и западной Африке, Ямайке, Новой Зеландии, имеет много школ и благотворительных учреждений; ежегодно расходует оно до 320,000 марок (в 1884 году – 226,142 марки) 25) Universities Mission (Миссия университетов) была основана в Лондоне в 1858 году. Поводом к ее основанию послужили лекции д-ра Ливингстона в различных английских университетах. В настоящее время она содержит 38 миссионеров в восточной Африке и Занзибаре; расходует ежегодно до 740,000 марок (в 1886 г. – только – 280,731 марку); ее органом служит ежемесячный листок – Central Africa. 26) Ladies Auxiliary с 1858 года составляет как бы женское отделение Уэслинского миссионерского общества, содержит на свои средства миссионерок и распространительниц Библии в Африке, Индии и на о. Цейлоне; ежегодно расходует она до 120,000 марок (в 1884 году – 110,580 марок). 27) Christian vernacul Education Socicly for India основано в 1858 году; ныне оно имеет в Индии, а именно – в Диндигале, Амеднагаре и Амритзаре, – свои учительские семинарии и множество школ; в целях распространения христианских понятий оно издало более 10,000,000 различного рода сочинений на 18-ти языках; расходует ежегодно до 250,000 марок (в 1884 году – 196,000 марок). 28) Metbodist New Connexion foreign Mission было учреждено в 1860 году; заботы его направлены исключительно на Китай; оно ежегодно расходует в 250,000 марок (в 1884 году только 212,142 марки). 29) Известная английская гуманистка, г-жа Томпсон в 1860 году основала в Лондоне общество для попечения о сирийских школах и распространения Библии в Малой Азии – Briticby Syrian Scools and Bible Mission; общество это ежегодно расходует до 120,000 марок.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Они так грубо и так бесцеремонно принялись обращать негров в число своих последователей, что дело не обошлось без кровавого столкновения. Возмущенные дикари потеряли всякое терпение и взялись за оружие, чтобы усмирить своих «апостолов» и смягчить их неразумную ревность. Дело миссии изменилось к лучшему, когда ее взял в свои руки пастор Джон Элиот (с 1646 года). Фритчел (Geschichme derchristlichen Missionen unter Indianern Nordamerikas im 17 und 18 jahrhunderten, Nürnbevg, 1870) описывает его деятельность весьма симпатичными чертами. Он явился к диким индейцам с Библиею, уже переведенною на их язык, на котором и всегда беседовал с ними; в обращении был кроток, не допускал не только насилия, но даже грубости, легко переносил оскорбления и обиды, крестил только тех, которые, после предварительных наставлений, сами просили его о том, имел у себя помощников из туземцев, хорошо подготовленных им же к миссионерской деятельности, заботился об улучшении условий жизни новообращенных, для чего устроил среди них 13 церковно-политических общин, названных им «общинами молящихся индийцев», помогал часто и тем, которые не хотели слушать его проповеди об оставлении язычества и т. д. Англичане внимательно следили за миссионерскою деятельностью Элиота и радовались его успехам. Скоро свое сочувствие американской миссии они выразили и в осязательной форме. В 1647 году, по постановлению «Долгого парламента», было учреждено «Общество распространения Евангелия в Новой Англии» (Corporation for the propagation of the Gospel in New England) с целью собирания средств для поддержания миссии. Впоследствии в Англии явились и еще два подобных общества: одно – в 1696 году, другое – в 1705 (подробнее о них ниже). Большую поддержку протестантским внешним миссиям оказали так называемые пиэтисты, или «благочестивые». Учредителем общества пиэтистов был известный эльзасский писатель – автор сочинения Pia Desideria (Благочестивые желания) – Шпенер, основатель университета в Галле. Но душою и наилучшим представителем этого общества был профессор Франке, знаменитый проповедник и гуманист.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Ежегодно оно расходует до 300.000 марок. 9) В 1810 году и методисты основали свое общество для служения прямым целям миссии – Primitive Methodist Missionary Society (Первоначальное Методистское Миссионерское Общество), которое имеет своих миссионеров в Австралии, Новой Зеландии, а с 1843 года – и в южной Африке. Ежегодно расходует оно до 500,000 марок (в 1884 г.– 383,780 марок). 10) Baptist Zenana Mission, основанная в 1812 году, содержит в Индии 42 миссионерки и около 100 женщин, распространяющих Библию . Расходует эта миссия до 150.000 марок в год (в 1884 г. – 124,180 марок). 11) Уэслинское Методистское Миссионерское Общество (Wesleyan Missionary Society) основано в 1814 году, содержит на свои средства 468 миссионерских станов, 532 миссионера, 2,059 помощников, распространяющих христианство в южной и западной Африке, Вест-Индии, Австралии, Полинезии, на о. Цейлоне, в средней Америке и Китае: ежегодно расходует на нужды своих миссий свыше 8,000,000 марок (в 1884 г. – 2,926,160 марок). В местах своих миссий это общество имеет 103,801 школу. Его орган: Wesleyan Missionary Nomices (Уэслинские Миссионерские Заметки). 12) General Baptisls. Это общество баптистов основано в 1861 году; в Ориссе и Китае содержит 7 миссионерских станов, на которых ежегодно расходует до 155,890 марок (в 1884 году – 153,890 марок). Оно имеет свой орган – General Baptists Magazine and Missionary Observer. 13) Колониальное Миссионерское Общество (Colonial Missionary Society), основанное в 1826 году, оказывает вспомоществование миссиям, находящимся в Канаде и Новой Зеландии, на что ежегодно расходует свыше 70,000 марок. 14) Миссия христиан или плимоутских братьев основана в 1827 году, имеет 119 миссионеров в Вест-Индии, Ост-Индии, Китае и центральной Африке; ежегодно расходует на нужды, миссии 385,000 марок. 15) В 1840 году кальвинистские методисты основали свое общество – Welsh Calvinist Methodist Sociely, – которое ныне на свои средства содержит в Ассаме 18 миссионеров, учредило 66 кальвинистских общин и имеет около 3,500 школ, – на что ежегодно расходует около 150,000 марок (в 1884 году только – 80,000 марок).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Далее письмо Ашода и подвергается подробному разбору, причем из него приводятся дословные выдержки. Может быть, сношения с армянами дали бы в конце —651— концов более благоприятные результаты, если бы Фотий дольше оставался у власти 2381 . Во всяком случае, Фотий верно понимал, что армянский вопрос – один из существенных и наследственных вопросов византийской церковной политики 2382 , и сделал все возможное для его разрешения. Память об этих усилиях знаменитого патриарха хранилась среди его учеников и продолжателей его дела, каковы Николай Мистик , его третий преемник по к-польской кафедре, и Арефа, митр. кесарийский, которые в армянском вопросе шли путем своего учителя 2383 . X. На время первого правления Фотия падает широкое движение среди языческих и полуязыческих соседей Византии —652— в пользу принятия христианства. Каждая народность приходит к своему решению самостоятельно, своими особыми путями, под действием особых влияний. Византийской церкви оставалось только выполнять просьбы о присылке миссионеров, что она охотно и умело делала 2384 . Если не все, то некоторые из этих миссионерских начинаний связаны с достославными именами просветителей славян, свв. солунских братьев Константина-Кирилла и Мефодия, и пастырская деятельность Фотия входит, таким образом, в соприкосновение с деятельностью первоучителей славянских 2385 . Первым совместным делом их была хазарская миссия. В отношении как к этой, так и другим миссиям, сказывается со стороны Византии хорошее понимание своего международного положения и своих международных задач. Хазары, народ тюркского племени, занимали юго-восточный угол нынешней России, господствуя в VII–IX в. в. над окружавшими их племенами 2386 . Торговые и политические сношения с Византией и арабами содействовали их культурному развитию и подготовили их знакомство как с магометанством и иудейством, так и с христианством. —653— Опасения встать в политическую зависимость от К-поля и Багдада удерживали хазарских каганов от принятия христианства или ислама , и они предпочли, отчасти ввиду важности евреев для торговли страны, обратиться в иудейство.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но эта прибавка – «особенно в Сибири – и наводит на некоторое сомнение в успехе миссий, потому что, если где, то именно в Сибири трудно было ожидать от них успеха по причине крайнего там недостатка в людях, пригодных для этого дела, – недостатка, засвидетельствованного самим Св. Синодом. 325 Это сомнение в успехе миссий становится для нас более вероятным, когда мы обращаемся к другим свидетельствам тех же синодальных постановлений, свидетельствам совершенно противоположного характера. В них замечается, что «раскольники, при первоначальном обращении к ним миссионеров, не хотели слушать их и старались убегать даже самого собеседования с ними;» 326 что в иных местах раскольники получили «предубеждение против названия миссионеров» 327 и даже «отвращение» 328 . В виду этого последнего обстоятельства Св. Синод, учреждая в иных местах миссии, запрещал миссионерам «принимать на себя название миссионеров» 329 и действовать слишком открыто. Миссионеры должны были «всемерно стараться скрывать, что присланы обращать раскольников». 330 В этих же видах сохранения мирных отношений между раскольниками и миссионерами, Св. Синод иногда назначал миссионеров «в качестве приходских священников» 331 . При таком отношении раскольников к миссиям, последние не могли рассчитывать на особенный успех, 332 не могли иметь и прочной будущности; в шестидесятых годах они как-то совершенно незаметно прекратили свое существование, чтобы уступить место новым, которые, за исключением названия и цели, не имеют ничего общего с теми ни в своем составе, ни в самой постановке миссионерского дела. 333 Прежние противораскольнические миссионеры избирались местными преосвященными из приходского духовенства, преимущественно «заслуженного» 334 . В инструкции Пензенским миссионерам даже прямо говорится, что миссионер должен быть благочинным церквей, у коих в приходах есть раскольники. 335 Того же требует и преосвящ. Григорий в своем «наставлении.» 336 Цель этого требования объясняется тем обстоятельством, что в те времена с обязанностями миссионера связано было много такого, что не имело никакого отношения к миссионерскому делу: к просветительным задачам миссионера по отношению к раскольникам присоединены были обязанности надзора за причтами, в приходах коих находятся раскольники.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Я не замедлил отозваться на это приглашение и поспешил обратиться к своей пастве с следующим пастырским воззванием: «По силе § 4 Высочайше утвержденного в 21-й день Ноября минувшего 1869 г. Устава Православного Миссионерского Общества, коего назначите есть содействие православным миссиям в деле обращения в Православную веру обитающих в пределах Русской Империи нехристиан и утверждение обращенных в истинах св. веры и в правилах христианской жизни, делами сего Общества заведывают: Совет, находящийся в Москве, под председательством Высокопреосвященного Митрополита Московского, и, Комитеты, открываемые в епархиальных городах, под председательством местных архиереев. В виду открытия Комитета в Витебске, как епархиальном городе Полоцкой епархии, с целию содействия Московскому Совету, обращаюсь, по долгу Председателя сего Комитета, к православным сынам Полоцкой церкви с усерднейшею просьбою принять участие в святом деле споспешествования православным русским миссиям благотворительными приношениями. Желающие оказать помощь Миссионерскому Обществу денежными пожертвованиями (на основании § 16 Устава, не менее трех рублей в год) и чрез то приобресть право на звание действительного члена сего Общества, приглашаются 15-го числа текущего Марта к часу по полудни в Витебекий Архиерейский дом, для избрания, согласно §51 Устава, Членов Комитета. На этот пастырский глас с любовию откликнулись многие из православных жителей г. Витебска. В назначенный день и час, в моем архиерейском доме, собралось 65 человек. Об открытии Витебского Комитета православного миссионерского Общества, в местных Губернских Ведомостях напечатаны были в свое время следующие сведения: «Благая мысль содействовать успехам православных миссий в деле обращения в православную веру обитающих в пределах Русской Империи нехристиан встретила полное к себе сочувствие со стороны Витебского православного Общества. Равноапостольное дело просвещения неверующих светом евангельского учения уже само по себе, без всяких иных соображений, одною высотою своей священной задачи сочувственно располагает к себе сердца ревнующих о славе Божией христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Только два года пробыл преосвященный Владимир в должности начальника миссий. Но и за это короткое время своего управления преосвященный приобрел общую нелицемерную любовь и расположение свой паствы. Во время своего недолгого начальствования и архипастырствования в Алтайской миссии владыка обратил особенное внимание на материальные нужды миссии. Благодаря его попечительности, Алтайская миссия получила такие великие и знаменательные жертвы. Каких она никогда не получала прежде, да едва ли когда получит и после. Преосвященный Владимир возбудил внимание к миссиям не только в различных слоях общества, но и лиц высокопоставленных. Так, его высокопревосходительство, г. обер-прокурор Св. Синода, К. Н. Победоносцев, кроме своего милостивого отношения к миссиям Алтайской и Киргизской, в бытность начальника этих миссий в С.-Петербурге, являл самое живое участие в делах этих миссий и нравственное воздействие на их деятелей, исходатайствовал право для Алтайского миссионерского Катихизаторского училища; содействовал выдаче различных книг на школы миссии из Хозяйственного Управления при Святейшем Синоде на сумму 800 р., противораскольнических книг для братства св. Димитрия на 900 р. и, наконец, сам пожертвовал из собственных средств 2,000 р., архиерейское облачение и 16 священнических облачений. Дочь коллежского ассесора А. Г. Товарова пожертвовала при преосвященном Владимире на нужды Алтайской миссии дом в Москве стоимостью в 300,000 р. Бийский купец Я. А. Сахаров пожертвовал в пользу двухклассной школы при Бийском архиерейском доме 15,000 р. Протоиерей о. Иоанн Сергиев (Кронштадтский) пожертвовал на миссии 500 р. Были пожертвования и от других лиц. Преосвященный Владимир трудился в пределах Алтайской и Киргизской миссий сначала миссионером, а потом начальником. 18 лет, – и в эти годы он не только носил на себе все тяготы и болезни миссионерского служения, но отдал этому служению все свои молодые силы и, наконец, надломил свое, крепкое прежде, здоровье до того, что не стал уже выносить суровости сибирского климата. Этот тяжкий недуг и заставил преосвященного Владимира оставить Бийскую кафедру и желать перемещения в более теплый климат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2207 В ответ на это письмо Архиепископ Иннокентий, между прочим, писал: «Вы пишете, что дающим Вам немногое кажется, что они дают уже весьма много, как напр. 20т. руб. на всю епархию Вашу, ибо она издали представляется вся одним пунктом». Последнее справедливо. Она и вблизи мне кажется не более как растянутой или расплющенной точкой. Но о каких 20 т. Вы говорите? Где они? Собственно от Св. Синода я на миссии получаю только 881 р. 43 коп. сер. и именно на Кенайскую миссию, и ещё на содержание семинарии 7000 р. сер. Но последняя сумма употребляется только на свой предмет. А что касается 11370 руб. получаемых от казны на содержание Камчатских церквей, то они производились ещё и до открытия Камчатской епархии; а также и получаемые от компании 7900 р. Следов. прямое пособие от Св. Синода миссиям и всему Камчатскому епархиальному управлению заключается только в 881 р. 42 ½ коп. и то по настоянию нашего Владыки (в 1842 г.). О! Если бы мне давали каждогодно хотя по 5000 р. но постоянно, и я, имея их в виду, мог бы кое-что предпринять. Вы говорите: «Вам надобно искать других средств для достижения своей цели и эти средства должны быть у Вас самих». Всё, что можно было сделать, уже сделано и более средств нет никаких. Теперь остаётся только ждать: скоро ли станут оскудевать и те средства, какие мы имеем, ибо свечные доходы (главнейшее средство) начинают постепенно умаляться, а равно и вклады в церкви. Вы указываете на богатых золотопромышленников и сибирских купцов и на посредство Николая Николаевича. Точно так. Я по вызову самого Николая Николаевича в бытность его в Камчатке написал ему письмо об этом предмете, и он обещался предложить в Иркутске (а тогда жив был ещё Г. Кузнецов) и я питал себя надеждой. Но видно Господу не угодно это наше усилие. Когда Николай Николаевич возвратился в Иркутск, Кузнецов хотя ещё был жив и здоров, но мы или наши миссии не получили от него ни гроша, а на других богачей надежда очень плоха... Конечно, можно бы собирать и по рублям на лист, но это крайне затруднительно. Ибо чтобы открыть миссию, нам надобно не менее 1000 р. (а временное пособие не надёжно). Когда и где наберёшь хотя на одну только миссию?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010