В 1872-1879 гг. издавал статьи духовного содержания, непосредственно отражавшие живой аскетический опыт Св. горы. Около старца образовался круг лиц, искавших его духовного совета и помощи, помогавших ему в сборе пожертвований, издательской деятельности. Между тем срок пребывания афонских святынь в Москве подходил к концу, и стараниями А., не желавшего, чтобы святыни покидали Москву, в 1878 г. по благословению Пантелеимонова мон-ря при Богоявленском мон-ре была открыта часовня во имя вмч. Пантелеимона, в к-рой были помещены святыни. После освящения часовни А. вернулся на Афон, где хотел остаться, но получил благословение афонских старцев подыскать место на Кавказе для основания обители по образу Пантелеимонова мон-ря и стать впосл. ее настоятелем. Вскоре А. нашел такое место близ Сухуми и положил основание Ново-Афонскому мон-рю во имя ап. Симона Кананита. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. А. собирал пожертвования в пользу болг. народа, стал членом об-ва Красного Креста, принимал участие в создании лазаретов на Девичьем поле и на подворье Пантелеимонова мон-ря в Москве. А. оказывал содействие Алтайской и Японской духовным миссиям . Будучи известным духовником и церковно-общественным деятелем, А. не только сохранил первоначальное послушническое смирение, но и углубил его; он скорбел, что не может в точности выполнять афонский устав и охватить своей любовью всех нуждавшихся. Награжден набедренником и палицей (1878). 15 нояб. 1879 г., находясь в Москве, А. заболел острым воспалением легких и через 2 дня скончался. Отпевание и погребение А. состоялось 19 нояб. 1879 г. в московском Алексеевском мон-ре. Соч.: О чудесном знамении на небе при встрече афонской святыни Рогачевского уезда в местечке Чечерске, 24 авг. 1866 г.//Странник. 1867. 1. Отд. 1. С. 58; Замечательное событие, недавно случившееся (в мае 1865 г.) при посещении святыни св. Афонской горы из рус. Пантелеимонова мон-ря//Там же. С. 61; Описание знамений и исцелений, благодатью Божией бывших в разных местах в 1863-1866 гг.

http://pravenc.ru/text/76234.html

А мы зачем собрались сюда? Выслушав рассказ камчатского путешественника, мне думается, каждый согласится: да, необходимо как можно скорее учредить русское братство для далёкой (пока ещё) земли, а то и в самом деле Россия, как недобрая мачеха, оставила её на произвол судьбы, а при подобном внимании иностранцев она, действительно, легко может стать американской или японской. Итак, чтобы Камчатская область не была забыта Россией, чтобы она не была одинока и беспомощна в суровых условиях жизни, чтобы на краю земли не раздавались упреки о русской христианской бессердечности, да будет у Камчатки попечитель – своё святое православное братство, а не японское. В чём же задачи братства и каковы нужды Камчатки? Дадим посильный ответ на эти вопросы, занимающие в данное время каждого слушателя. С помощью благотворительных, просветительских и врачебных братских учреждений, питаемых сочувствием всей Православной России, братство должно служить деятельным стражем духовных и материальных интересов всех обитателей своей окраины, оно должно стать противовесом всяким богато-обеспеченным иноверным и иноземным миссиям, обществам и братствам, дабы не дать им совершенно отторгнуть и подчинить себе обширный природно-богатый Камчатский край, представляющий собою окно во второе земное полушарие. Содействие просвещению Святым Евангелием остатков языческого мира, уцелевшего на дальневосточных окраинах, должно быть тоже одной из главных задач Камчатского братства. Тем более что некоторые камчадалы-язычники сейчас готовы своими душами и сердцами для Христова евангельского посева и есть местами уже зрелая почва для Христа. Но гибнет она вследствие отсутствия духовных вождей, ибо что может сделать одинокий бесправный, необеспеченный миссионер против произвола всевозможных хищников и беспредельного самовластия горе-культурных сограждан, окружающих камчатских туземцев! Но, к сожалению, некоторые язычники даже при полном сознании пустоты шаманских верований всё же пугливо держатся в стороне и от христианства вследствие нехристианского поведения русского населения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Бывший инспектор С.-Петербургской Академии начал свою миссионерскую деятельность с учреждения в СПб Миссионерского общества для содействия Алтайской и Забайкальской миссиям. С разрешения Синода оно было открыто для Алтая 21 ноября 1865г. и носило название Миссионерского общества для содействия распространению христианства между язычниками. Его основным спонсором стал печально известный алтайский купец А.Мальков, из-за интриг которого уже в 1869г. Общество пришлось распустить. В этот сложный период становления всего российского миссионерского движения (1868–1870) о.Владимир часто ездил в СПб, где и сблизился с иеромонахом Николаем (Касаткиным) , приезжавшим в Россию ходатайствовать об открытии в Японии духовной Миссии. 39 В Москве же, с 1868г., начальник Алтайской миссии постоянно находился в свите новопоставленного митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) – апостола Америки. В итоге Миссионерское общество было, «не без крови», воссоздано в январе 1870г., причем его управление свт.Иннокентий перенес в Москву. С этого времени оно оказалось под началом Св.Синода, председательством Московского митрополита Иннокентия и попечительством императрицы Марии Александровны. Официальным праздником Общества был установлен день памяти св. равноапостольных Кирилла и Мефодия (11 мая). 40 Несмотря на беды, сопровождавшие миссионеров на их нелегком пути, деятельность Алтайской миссии продолжалась и идеи отца Макария проводились в жизнь. Архимандрит Владимир, как и его предшественники, готовил инородцев к принятию христианства постепенно и основательно, не забывая при этом об укреплении материальной базы миссии. С этой целью им был открыт свечной завод при Улальском монастыре – детище преп. Макария (Глухарева). Кроме этого им была создана сеть сотрудников Алтайской православной миссии в столицах – Москве и Санкт-Петербурге. Одним из них, к примеру, был настоятель Спиридоновской церкви в Москве протоиерей Николай Дмитриевич Лавров. Из светских лиц также нашлось много сочувствующих святому делу Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Итак, чтобы Камчатская область не была забыта Россией, чтобы она не была одинока и беспомощна в суровых условиях жизни, чтобы на краю земли не раздавались упреки о русской христианской бессердечности, да будет у Камчатки попечитель — свое святое православное братство, а не японское. В чем же задачи братства и каковы нужды Камчатки? Дадим посильный ответ на эти вопросы, занимающие в данное время каждого слушателя. С помощью благотворительных, просветительских и врачебных братских учреждений, питаемых сочувствием всей православной России, братство должно служить деятельным стражем духовных и материальных интересов всех обитателей своей окраины, оно должно стать противовесом всяким богатообеспеченным иноверным и иноземным миссиям, обществам и братствам, дабы не дать им совершенно отторгнуть и подчинить себе обширный природно-богатый Камчатский край, представляющий собою окно во второе земное полушарие. Содействие просвещению святым Евангелием остатков языческого мира, уцелевшего на дальневосточных окраинах, должно быть тоже одной из главных задач Камчатского братства. Тем более что некоторые камчадалы-язычники сейчас готовы своими душами и сердцами для Христова евангельского посева и есть местами уже зрелая почва для Христа. Но гибнет она вследствие отсутствия духовных вождей, ибо что может сделать одинокий бесправный, необеспеченный миссионер против произвола всевозможных хищников и беспредельного самовластия горе-культурных сограждан, окружающих камчатских туземцев! Но, к сожалению, некоторые язычники даже при полном сознании пустоты шаманских верований все же пугливо держатся в стороне и от христианства вследствие нехристианского поведения русского населения. Язычники спрашивают миссионера: — А где же светлый Бог вон у тех, которые день и ночь шаманят за картами и вином, грабят нас и дают грабить другим? Что должен ответить простодушным язычникам миссионер, не имеющий около себя своих русских собратий? Разве мыслимо с успехом проповедовать Христа диким племенам и предлагать им войти в духовное единение с такой средой, от которой с ужасом отвращается их детское сердце?! Вот в этом случае православное братство и должно позаботиться, чтобы русское имя было любимо на Камчатке, чтобы там образовалась такая среда, которая силою добрых примеров и попечении не только удерживала бы просвещенных православных язычников под материнскою властью Святой Церкви, но и давала бы им чистое нравственное понятие, а не ложное и гнусное представление о жизни и вере православных христиан.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

Миссионерский монастырь является местом жительства начальника миссии и группы специально образованных миссионеров, здесь духовная лаборатория миссии. Мы говорили ранее о различных нуждах миссионерского дела. Организация миссионерского монастыря прекрасным образом может удовлетворить все основные нужды миссии. Миссионерский монастырь должен иметь в своих стенах школу, дающую правоспособных учителей для миссионерских и по возможности для всех прочих школ степи. Но в этой школе миссионерский монастырь готовит не одних только учителей для калмыцкой степи, он готовит и катехизаторов миссионеров, кои могут но руководству и указанию начальника миссии быть посылаемы по всей громаде калмыцкой степи для проповеди Евангелия и для методического обучения и утверждения в вере крещеных. Ведь нельзя же в самом деле миссионерствовать среди целого народа, имея 3–4, обремененных своими приходскими делами и законоучительством в школах, священников миссионеров. Пора всем православным миссиям усвоить обычай Японской и Алтайской миссий о посылке к инородцам недорого стоющих катехизаторов миссионеров. Это дело становится вполне возможным для осуществления при проектируемой нами школе в миссионерском монастыре, которая даст для Евангельского благовестия соответствующую подготовку. Мы жалуемся ныне на отсутствие знающих калмыцкий язык миссионеров. Думается, что при оборудовании проектируемой школы в миссионерском монастыре, – в природных калмыках миссионерах не только не будет нужды, но даже станет ощущаться излишек. На дело миссии при известной доли воспитания может быть употреблена большая часть тех молодых людей, которые будут обучаться в школе. В этом случае мы всегда получим не только достаточное количество желательных сил для удовлетворения нужд миссионерского дела, но и возможность подбора лиц лучшего развития и лучших способностей. При институте катехизаторов исчезает вопрос о подыскивании надежных пастырей миссионеров, ибо благодаря этому институту мы получаем прекрасную возможность для пополнения наиболее достойными людьми духовных членов миссионерского клира.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

На нём уяснено, что ныне всех православных христиан в Японии 22283 человека; за последний год, с прошлогоднего собора, крещено 801 чк. Японских священников ныне у нас 31, из них один рукоположен по избранию нынешнего собора; диаконов 7, проповедников 169, – больше, чем когда-либо доселе. Прилагаю небольшую фотографию собора; снята внезапно, без всякого предупреждения, любителем всё снимать, писателем наших христианских брошюр, Исаиею Мидзусима, который и сам там виден стоящим у клироса». Кстати прилагаю и другую фотографию, – передачи мне облачения и чтения адреса в соборе. Это, изволите видеть, христиане справили 25-летие моего епископства. Оно было в прошлом году, но тогда неудобно было; я надеялся, что забудут и совершенно неожиданно попал вот в какое положение, в каком видите. Без малейшего сведения моего собрали сумму на епископское облачение и справили его, всё из японских материалов, даже митру вышили и точно из лучшей мастерской в Москве! 28 июня предложили мне отслужить благодарственный молебен, в сослужении всех собравшихся на собор священников, и после молебна, – вот дарят облачение; а о. Павел Савабе и о. Симеон Мия, кандидат Киевской Академии, выступили читать адрес. Когда я стал отвечать на адрес, то увидел, что между нашими христианами, наполнявшими собор, были и посторонние гости: направо английский епископ и другой из самых уважаемых протестантских миссионеров, – налево наш посланник с супругою и члены посольства; по выходе из храма было, конечно, снятие общей фотографической группы, а потом ещё в ближайшей к миссии городской зале духовный концерт вокальный и музыкальный, устроенный нашими певцами и артистами. Не могу не упомянуть, что английские и американские епископы сделали ещё следующую любезность. В это время было в Токио 11 епископов, здешних и прибывших из Китая и Кореи для совместных, исключительно епископских заседаний и составления правил к руководствам их миссиям. Они прислали не чрез одного из них же подписанное всеми приветственное письмо с поздравлением и молитвенными благопожеланиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Но заграничной Миссии у нас, можно сказать, просто не существует. Вы, как кругосветный плаватель, знаете весь свет: куда бы Вы ни пришли, особенно в заокеанских восточных странах, тотчас бросаются Вам в глаза духовные лица разных исповеданий, – всё это миссионеры, но тщетно Ваш взор искал бы между ними человека в рясе – русского православного миссионера, – его нет нигде. Что же, или Православие недостойно быть представляемым? Но нет, – Ваше внутреннее чувство и Ваш разум говорят против этого. Или оно не смеет явиться, боится своего бессилия? Но нет, – случилось Вам видеть хотя в одном месте (хоть бы в Японии) не Миссию, a что-то похожее на зародыш ее, и однако же это что-то, совсем незаметное по внешнему представительству, является пред лицом инославного миссионерства силой, которую последнее не находит возможным игнорировать. Итак, Вам, как православному христианину, не может не быть прискорбно, что Православие не заявляется в мире, между тем как мир определен именно Православию, потому что не для водворения же папы в католичестве и не для размножения пап до предельной цифры статистики народонаселения в протестантстве являлся Сын Божий на земле, а являлся для основания единой Святой Соборной и Апостольской Церкви во спасение людей, каковая Церковь и есть Православная. Итак, заботиться о явлении миру Православия, а для того о развитии заграничного миссионерства, есть первейший долг наш, Богом наложенный на нас. He в ущерб внутренним Миссиям будет это, а, напротив, в большую помощь им и в вящее развитие их. Одни внутренние Миссии без заграничных – это одно крыло птицы без другого: птица может перепархивать и тем подвигаться вперед, но сильно и быстро лететь не в состоянии. Из многих причин укажу одну, пример уяснит мою мысль скорее: если бы пред Вами порицали русское войско или, в частности, русский флот, укоряя его в бессилии или в устарелости, несовершенности и тому подобное, что бы Вы сказали, будучи совершенно противного мнения о том? Вероятно, сказали бы следующее: «Подождем столкновения с неприятелем, – тогда увидите на деле, что вы не правы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Собор начался 3-го августа и заседания его происходили в знакомом уже мне и вам храме в церковном доме в Оосака. Обстановка, конечно, обыкновенная: тот же стол у солеи для епископа и священников. Катехизаторы также расположены были двумя колоннами (на этот раз, впрочем, не на полу, а на стульях). У западной стены на лавках лицом к алтарю сидели представители от некоторых церквей. На этот раз собор был не так многочислен как в Тоокео: с епископом были только шесть священников. Все они из южной половины Японии. Знакомый уже о. Матвей Кагета, о. Иоанн Оно (из Оосака), о. Никита Мори, приход которого обнимает южную часть большого Японского острова. О. Иаков Такая, седенький, весьма добродушный старичок, всегда спокойный, приветливый, – о. Петр Кавано, еще довольно молодой, оба они с самого Южного острова, Kiyciy. Там православие только еще начинает распространяться, причем должно сильно бороться с инославием, проник- —244— шим туда ранее. Не подумайте, впрочем, чтобы наша миссия когда-нибудь занималась пресловутым «уловлением душ», которым с усердием отличаются и католики, и протестанты. Первая их цель, особенно у католиков, отбить нескольких христиан у чужой миссии, а потом уже приняться и за язычников. Отсюда споры, распри, отсюда ругательное направление их проповеди. У нас этого нет. Приходят к нам из инославия, мы их принимаем, но проповедь нашей миссии всегда направляется на язычников. Если кто-нибудь из этих последних спросит нашего проповедника об инославии, ему советуют пойти к инославному проповеднику и узнать от него, а потом сравнить. «Наше, мол, дело проповедовать Христово учение, а не разбирать чужие дела». Кстати вспомнился один интересный случай относительно этого уловления. Как-то разговорились два катехизатора, наш и католический, о проповеди. Наш начал выговаривать католику, зачем они так враждебно относятся к другим миссиям и проповедникам. «Э, полно, брат, ответил католик, да, ведь, это всё равно, что две гостиницы: одна пред другой к себе зазывают. Нельзя иначе». Удивительный цинизм!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

8) Не пора ли дать внешним миссиям устройство Апостольски всецерковное, на началах соборных (подобно существующей прекрасной миссии Японской), с совещательным способом в решении деловых вопросов миссионерами и их сотрудниками в братском кругу, с участием представителей от новокрещеннических селений (хотя не во всех случаях), под председательством Епископов – предстоятелей миссий? Такой именно строй миссии, не разразнивающий деятелей, а объединяющий и воодушевляющий их, не дающий места господству и угнетению одних над другими, но позволяющий каждому свободно действовать в меру своих сил и дарований, строй, исключающий возможность взаимных неудовольствий, но способствующий к сохранению единства духа в союзе мира, – такой именно святой, Апостольский строй и может служить гарантией жизнеспособности, плодотворности и устойчивости трудов наших миссий в дальнейшем. В последнее время довольно много спорят о реформе прихода. Противники реформы говорят, что прихожане, при расширении их прав, почувствовав под собой почву, заберут под свой контроль церковные суммы, начнут хозяйничать и противодействовать благим начинаниям священников и т. д. Возможно, что всё это случится, если вводить реформы без предосторожностей. Но ничего подобного не должно быть в миссионерских селениях, в которых новокрещённые достаточно доверчиво и почтительно относятся к духовному чину. Поэтому ввести в миссионерских селениях приходские организации (Прих. советы) вполне благовременно; а приучать новокрещённых к сознательной духовной жизни необходимо, тем более, что крещёные инородцы, находящиеся в зависимости от языческих судов, нередко терпят от последних несправедливости, от чего могли бы избавиться, если бы имели возможность разбираться в своих недоразумениях на приходских советах. Во-вторых, замечаемое в последние годы, под влиянием разных свободоносителей и воров, понижение нравственности в инородческих селениях могло бы быть исправлено под влиянием этих же советов. Суду стариков инородцы, как известно, весьма симпатизируют, и если такой будет поставлен на религиозной почве и под руководством пастыря, – то тем более будут иметь к нему доверие. А удачная постановка этого дела среди новообращённых имела бы большое преимущество в глазах язычников. Но реформу в новокрещеннических селениях необходимо производить с соблюдением строгой осмотрительности, в зависимости от того, насколько близка к культуре каждая местность, насколько восприимчиво к духовным воздействиям её население и т. д., а также в зависимости от способности миссионеров провести в жизнь новые начала. Для этого пункты, где должно вводить новые меры, необходимо отмечать на братских совещаниях миссионеров. Итак, и внешним миссиям вполне благовременно рассмотреть этот важный вопрос, поставленный в программе вопросов Казанского съезда, а в вопросах Иркутского – почему-то обойдённый.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– Вы откуда – с Камчатки? Ой-ой-ой... Да ведь это... Постойте-ка, да чья она? Наша или иностранная? И охота вам жить с какими-то грязными дикарями-камчадалами? Бросьте их, оставьте, идите лучше в Россию, тут своего дела много. А там и питаться нечем, одна собачья пища. Не так больно было бы это слышать, если бы говорили это не русские люди. Наконец, в самой Камчатке путешественник камчатский, видя кругом бедность, нищету, болезни, голод, нужду, хищения и беспомощность, спрашивает камчадалов и туземцев, кто же им во всех бедах помогает и их утешает. И – о ужас, да будет всем нам стыдно! – камчадалы отвечают: – Японцы нам братья и хотя берут у нас рыбу и пушнину, но и нам помогают. Слышали? Японцы – братья... А мы зачем собрались сюда только еще сегодня? Выслушав подробный рассказ камчатского путешественника, мне думается, каждый скажет: да, необходимо скорее учредить русское братство для далекой пока еще Русской Камчатки, а то и в самом деле Россия, как недобрая мачеха, совершенно оставила на произвол судьбы свою Камчатку, а при подобном внимании к Камчатке иностранцев она легко может и в действительности стать американской или японской. Итак, чтобы Камчатская область не была забыта, заброшена Россией, чтобы она не была одинока и беспомощна в своей тяжелой жизни, чтобы на краю русской земли не раздавались упреки о русской христианской бессердечности, – да будет у Камчатки свой попечитель: святое православное Братство, а не японское. Какова же должна быть служба, деятельность Братства и каковы нужды Камчатки? Дадим посильный ответ на эти вопросы, занимающие в данное время каждого слушателя. С помощью благотворительных, просветительных и врачебных братских учреждений, питаемых сочувствием всей православной России, Братство должно служить деятельным стражем духовных и материальных интересов всех обитателей этой окраины; оно должно явиться противовесом всяким богато обеспеченным иноверным и иноземным миссиям, обществам и братствам, дабы не дать им совершенно отторгнуть и подчинить себе обширный естественно-богатый Камчатский край, представляющий собою окно во второе земное полушарие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010