“Воззвание Японской духовной миссии к Русской Церкви” являет собой один из замечательных текстов, созданных святителем Николаем. В нём, призванном просветить современников относительно успехов и проблем Миссии в Японии, подробно описаны достижения, перспективы и потребности молодой Японской Церкви. Стоит обратить внимание на то, что абсолютное большинство перечисленных в “Воззвании” нужд сохраняли свою актуальность на протяжении всего существования Российской духовной миссии до тех пор, пока Японская Православная Церковь не отошла из-под крыла Русской Церкви в смутные времена октябрьского переворота и гражданской войны в России. 1 Отметим, что, кроме даты “2 июля”, в мировой историографии встречаются также “2 июня”, “20 июня”, “8 июля” и другие даты. См. Picken S. D. B. Chri­stisnity and Japan: Meeting, Conflict, Hope/Introd. by E. O. Reischauer. N.-Y., To­kyo, 1983. Р. 68; Кънчев К. Св. Равноапостолен Николай (Касаткин), архиепископ Японски//10.12.2010 г.; Накамура Синтаро. Японцы и русские: Из истории контактов/Пер. с яп. В. Я. Салтыкова. Вступ. ст. Ю. Д. Кузнецова. М., 1983. C. 237 и др. 3 Архимандрит Николай (Касаткин). Воззвание Японской духовной миссии к Русской Церкви//Московские ведомости. 1876. 26 мая; То же//Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. 1876. 29. С. 397–400; 30. С. 411–418; То же//Миссионер. М., 1876. 21. С. 166–170. 4 Трухин В. Н. Святитель Николай Японский как миссионер//http://www. pravo- slavie.ru/put/040121171245.htm — 21.01.2004 г.; Гавриков А. А. Святитель Николай и его “Письма из Японии”: по страницам “Московских ведомостей”//Восток. М., 2007. 5. С. 127–131. 5 Распоряжение Святейшего Синода (17 октября 1875 года, 3, 526) о повсеместном в России сборе пожертвований на нужды православной духовной миссии в Японии//Странник. СПб., 1877. 1. С. 159; О повсеместном сборе пожертвований в пользу Православной Духовной миссии в Японии//Иркутские епархиальные ведомости. 1876. 5. С. 23–26. 6 Нужды Российской духовной миссии в Японии в текст “Указа” были включены в виде справки, где сообщалось, что архимандрит Николай обращался в Святейший Синод с представлением “о необходимости оказания миссии денежного пособия на разные экстраординарные расходы” (“О повсеместном сборе…”. С. 23).

http://pravmir.ru/svyatoy-ravnoapostolny...

О православном монашестве в Японии (версия для печати)/Православие.Ru О православном монашестве в Японии Православие.Ru , 28 ноября 2007 г. Архимандрит Виталий дарит икону настоятелю храма Преображения Господня в Саппоро протоиерею Алексию Мацудайра / Хотя в Японской Православной Церкви до последнего времени и не было монастырей, Япония давно знакома с православным монашеством. Через год после образования в 1871 году Русской духовной миссии в Японии в помощь архимандриту Николаю (Касаткину) приехал иеромонах Анатолий (Тихай), затем в Японии служили иеромонах Сергий (Страгородский), архимандрит Андроник (Никольский) и другие монашествующие пастыри из России. В 1936 году в Токио был пострижен в монахи Поликарп (Приймак), возглавивший Корейскую Православную Церковь, а затем Русскую духовную миссию в Иерусалиме. Из японцев православными монахами становились преимущественно вдовствующие или целибатные священники в преддверии епископской хиротонии. В 1941 году епископскую хиротонию с именем Николай принял протоиерей Иоанн (Оно), ставший первым японцем – предстоятелем Японской Православной Церкви. Священники и миряне Японской Православной Церкви до недавнего времени имели возможность узнать о буднях, радостях и трудностях монашеской жизни лишь совершив паломничество в Грецию, Россию, Америку и другие страны. Некоторые прихожане на короткое или на длительное время останавливались на Афоне, в Оптиной пустыни, в Троице-Сергиевой лавре. С 2000 года обитель преподобного Сергия каждую зиму встречает одного из пастырей Японии, который в течение двух недель становится не просто гостем, а полноправным членом монашеской братии. Особенно тесные связи между русским православным монашеством и Японской Православной Церковью ощущаются в самой северной и географически наиболее близкой к России Восточно-Японской епархии. В самом деле, с мыса Вакканай острова Хоккайдо даже невооруженным взглядом можно увидеть южную оконечность Сахалина, а само путешествие на пароме из Японии в Россию сравнимо по времени с поездкой на электричке Москва–Ярославль.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В 1887 году назначен посланником в России. Впоследствии министр иностранных дел при втором кабинете Ито. Ницума (Ниицума) Кэйдзи В крещении Павел. Был катехизатором, а в 1881 году первым из японцев принял монашество и был рукоположен в иеромонаха. Служил в приходе Кодзимати в Токио, значительно увеличил количество верующих. Однако в 1891 году был лишен священного сана ( см. дневник Св. Николая от 7/19 октября 1892 года. Нода Коосай (1854–1914) В крещении Иоанн. Прихожанин храма в Сюдзэндзи. Врач. Очень много сделал для распространения православия в районе Идзу. Исполнял роль главного представителя прихода Сюдзэндзи. Оомаэ Тайдзо С 1879 года работал в Консульстве Японии в Санкт–Петербурге. Павел Прусский См. письма Ф. М. Достоевского от 11 декабря 1868 года и 25 марта/6 апреля 1870 года, адресованные А. Н. Майкову. Палладий Иеромонах Палладий (Кафаров). Скончался в 1878 году. Прослужил 9 лет в Пекине в качестве члена 12–й русской духовной миссии в Китае. Приехал в Китай в 23 года, в сане иеродиакона. Начальником 12–й миссии являлся архимандрит Поликарп. Палладий был назначен начальником 13–й духовной миссии в Китае с возведением в сан архимандрита. Члены Русской духовной миссии в Пекине командировались Министерством иностранных дел. Хотя в небольших масштабах они и занималась миссионерской деятельностью, их основная работа была связана с торговыми и дипломатическими отношениями между Россией и Китаем. И. А. Гошкевич, впоследствии первый русский консул в Хакодате, также был в составе 12–й миссии (в качестве студента–стажера). Палладий был также выдающимся ученым–китаеведом. Он составил китайско–русский словарь, от лица миссии выпускал научные труды по Китаю. Кроме того, исполнял обязанности начальника 15–й духовной миссии в Китае, а также играл важную роль в экспедиции по Южно–Уссурийскому краю, организованной Российским императорским географическим обществом. ( См. : «Краткая история православной миссии в Китае», 1916). Путятина Ольга Евфимовна Приехала в Японию осенью 1884 года.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

Arhiva La Moscova va avea loc conferina de pres dedicat aniversrii a 150 de ani a misiunii ortodoxe a Sfântului Ierarh Nicolae al Japoniei 20 februarie 2021 13:21 25 февраля 2021 года в 11.00 в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» в режиме онлайн состоится пресс-конференция, посвященная теме  «Церковь и единоборства: к 150-летию православной миссии святого Николая Японского». В рамках пресс-конференции состоится презентация проекта телеканала «Спас» «Движение вверх» — документального сериала о спортсменах-подростках и о том, как путь к спортивной карьере помогает совершить духовный подвиг. В пресс-конференции примут участие : Документальный сериал «Движение вверх» — это 8-серийная спортивная драма, которая познакомит зрителей с личными историями семи юных борцов из разных уголков нашей страны и расскажет об их непростом пути на соревнования за главную победу — Кубок равноапостольного Николая Японского. На пресс-конференции создатели сериала расскажут об идее и миссии проекта, а его участники поделятся историями о том, что привело их к восточным единоборствам, зачем они пришли в проект, с какими сложностями столкнулись во время съемок, кто и что помогло им преодолеть себя на пути к победе. В проекте «Движение вверх» участвуют семь спортсменов-подростков из разных городов России. У каждого героя свой мотив заниматься восточными единоборствами и у каждого из них есть свой страх, препятствие, мешающее стать настоящим победителем. Смогут ли участники преодолеть себя? Кульминацией проекта станет Международный фестиваль спортивных единоборств и боевых искусств «Кубок равноапостольного Николая Японского», который с 21 по 23 февраля 2021 года пройдет в подмосковном Пушкино. Там же  пройдут съемки финальной серии, в которой зрители разделят с героями их победы и поражения. Сериал «Движение вверх» снимался в рамках празднования 150-летия православной миссии в Японии. Это еще одна попытка осмыслить уникальный миссионерский подвиг святого равноапостольного Николая Японского, полтора века назад пришедшего в Японию — страну иной культуры, с проповедью Православия и ставшего на этом пути настоящим «православным самураем». Премьера проекта «Движение вверх» состоится на телеканале «Спас» 27 февраля в 21.00. Контактное лицо: Татьяна Леоненко, PR-мeheджep телеканала «Спас» (+7 965 218-78-88,  pr@spastv.ru ). Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5775855...

Член Пекинской духовной миссии. В 1931 г. находился в Пекине. Иеромонах Никон Насельник Харбинского мужского монастыря в 1934 г. Иеромонах Нила Священник 9-го запасного госпиталя (в Порт-Артуре) в 1904 г. Под градом осколков от рвущихся снарядов неустрашимо исполнял свои пастырские обязанности с полной верой и желанием добра ближнему. Своей деятельностью способствовал подъему духа в подразделениях. Иеромонах Нифонт Военный священник 242-го пехотного Белебеевского полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. В течение пятидневного обстрела – с 15 по 19 февраля 1905 г. у деревень Дашаньтунь и Безымянная совершал церковные службы и обходил окопы, внушая воинам святость присяги и ободряя личным примером самоотвержения. Иеромонах Нифонт В сане иеродиакона был во главе первой монашеской общины, которая преобразовалась в Харбинский Казанско-Богородицкий мужской монастырь (1924 г.) Вел аскетический образ жизни. Иеромонах Орентий В миру – Федосеев Георгий. Родился в 1886 г. в Рязанской губернии в крестьянской семье. Работал кузнецом. Насельник мужского монастыря в г. Малый Ярославец Калужской епархии. В 1911 г. прибыл в Пекин и был принят в состав Православной духовной миссии. В 1912 г. принял монашеский постриг. Служил в Благовещенской церкви Харбина в 1917–1919 гг. Иеромонах Павел В миру – Афанасьев Павлин Алексеевич. С 1936 г. насельник Харбинского мужского монастыря. С 1938 г. – настоятель прихода на Чжалайнорских копях. В 1943 г. в Чжалайноре был убит японцами за отказ приносить поклонение японской языческой богине. Иеромонах Паисий Военный священник во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Иеромонах Пимен Член Пекинской духовной миссии с 1902 г. Иеромонах Порфирий Военный священник на крейсере «Олег» во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Иеромонах Порфирий В миру – Качан Петр. Состоял в числе братии Харбинского мужского монастыря с 1924 г. Заведующий монастырской типографией. В дальнейшем перешел в Пекинскую духовную миссию. Жил в Пекине. В 1938 г. в Шанхае вышла его книга «Письма о духовной жизни (беседы монаха в простому народу)». Скончался в 1938 г. Иеромонах Рафаил

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 Владимир (Петров) (1828–1897), миссионер и просветитель малых народов Алтая, Ставропольского края и Казани. Руководил Алтайской православной миссией с 1866г. по 1884г. В 1880г., к 50-летнему юбилею Миссии, он был рукоположен в епископа – викария Томской епархии; с 06.08.1883г. он епископ Томский, с 08.03.1886 г. – Ставропольский и Екатеринодарский, с 25.11.1889г. – Нижегородский и Арзамасский, с 07.05.1892г. – архиепископ Казанский и Свияжский. 25 Ландышев Стефан Васильевич, протоиерей (†1883), миссионер, начальник Алтайской православной Миссии с 1844 г. по 1866гг. 27 Старейший сотрудник Алтайской православной миссии (больше 40 лет), член Совета Православного Миссионерского Общества, настоятель Спиридоновской церкви в Москве. 28 Тихон (Троицкий-Донебин), рукоположен 18.07.1882г., с 28 03 1892г. – архиепископ Иркутский и Нерчинский, (†29.06.1911) 29 Сергий (Тихомиров) , рукоположен 06.11.1905г. в епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии; с 21 03 1908г. – викарий Киотоский, помощник начальника Духовной Миссии в Японии; с 29.05.1912 – епископ Японский, начальник Духовной Миссии, с 1921г. – архиепископ, с 1931г.– митрополит; с 04.09.1940г. – на покое († 11.08.1945). 30 Петр И. Булгаков (?), протоирей, кандидат богословия, вначале был законоучителем и настоятелем церкви при Восточном институте во Владивостоке. Позже переведен в храм при посольстве в Токио. Входил в корпорацию преподавателей семинарии. 33 В числе японских богов был и наш доблестный Иван Семенович Уньковский. Перед его портретом ставились чашечки с рисом, производились возлияния и пр. – П.Б. 34 А ультракатолические писатели, напр., Шарльвуа, не стесняются объяснять перемену расположения Хидеёси к христианам следующим образом. «Хидеёси был до крайности развратен. Во время походов, когда неудобно было возить с собою гарем, он назначал особых чиновников, обязанностью коих было собирать каждый вечер по окрестностям молодых и красивых девиц. Когда он был на Киусиу, в походе против Симацу, чиновники, по обычаю, отправились на ловлю, но были с бесчестием выгнаны из деревень, населенных христианами. Вечером они доложили об этом Хидеёси, который, по обычаю (sic!), был пьян, и взбешенный деспот сейчас же велел изготовить к подписи эдикт об изгнании христианства из страны». Бессовестная ложь! Во всей жизни Хидеёси, изученной нами по лучшим японским историям, мы встретили всего один факт, когда он недобросовестно завладел дочерью своего разливателя чая; но и этот разливатель чая не был христианин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Затем слово было предоставлено архиепископу Владикавказскому и Аланскому Герасиму , который 14 лет являлся клириком Японской Православной Церкви и возглавлял монашеское братство при Воскресенском соборе в Токио. Архиерей рассказал о значимости издательского проекта и деталях его реализации. О научной новизне, специфике исследования трудов равноапостольного Николая Японского и их ценности и актуальности рассказала ответственный редактор издания, старший преподаватель кафедры истории и гуманитарных дисциплин Николо-Угрешской духовной семинарии Ирина Кузьмина. Особенностям духовной миссии равноапостольного Николая Японского было посвящено выступление ответственного секретаря Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта Дмитрия Петровского. В заключение перед собравшимися выступил епископ Светлогорский Амвросий , викарий Гомельской епархии , председатель Синодальной комиссии Белорусской Православной Церкви по канонизации святых. Владыка поблагодарил организаторов мероприятия и всех, кто трудился над издательским проектом, который представляет читателям возможность прикосновения к богатейшему внутреннему миру святого человека. Собрание трудов равноапостольного Николая Японского — церковно-научный проект Николо-Угрешской духовной семинарии по изучению и изданию наследия, выдающегося архипастыря Русской Православной Церкви, ученого востоковеда, дипломата, этнографа, лингвиста и переводчика, просветителя Японии, небесного покровителя Николо-Угрешской духовной семинарии — святителя Николая Японского. Собрание включает официальную переписку, частную переписку, речи, проповеди, научные труды, статьи и другие документы, многие из которых публикуются впервые. В состав издания также входят дневники равноапостольного Николая, карты миссионерских путешествий и сопутствующие материалы, относящиеся к деятельности Российской духовной миссии в Японии. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/6072612.ht...

Определением Св. Синода от 2 сентября 1870 г. как начальник миссии о. Николай был возведен в сан архимандрита и ему присвоена степень Настоятеля второклассного монастыря. Чуть ранее (12 апреля 1870 г.) о. Николай за свою деятельность в Японии был представлен к ордену Св. Анны 2-й степени. Было ему тогда 34 года. В это же время были утверждены «Положение для Российской Духовной Миссии в Японии» и инструкция для ее главы, согласно которым устанавливались пожизненный срок для прохождения службы в миссии для всех ее членов без исключения, обязательность изучения японского языка для церковного и повседневного общения и потребности перевода священной и богословской литературы, а также предписывались крайняя осторожность, сдержанность и осмотрительность в вопросах веры, так как соответствующего законодательства о свободе вероисповеданий в тот период времени в Японии, в отличие от Китая, принято еще не было 50 . Осенью 1870 г., запасшись многочисленной христианской литературой, купленной на деньги добровольных жертвователей, церковной утварью (включая и три освященных антиминса для предполагавшихся к строительству церквей), литографическим станком, подаренным миссии Азиатским Департаментом для печатания необходимой светской, учебной и духовной литературы, и многим другим, о. Николай отбыл из Санкт-Петербурга в Николаевск-на-Амуре, откуда на военно-морском транспорте и прибыл в Японию. В этой поездке его сопровождал один из трех лично им отобранных членов миссии – выпускник Казанской Духовной Академии, священник Григорий Воронцов 32 лет. 22 марта 1871 г. они прибыли в Хакодате. Какой же застал о. Николай оставленную почти на 2 года без пастырского присмотра молодую тогда и еще очень немногочисленную Православную японскую общину? Об этом он сообщил в своем рапорте в Св. Синод от 10 мая 1871 г. Случилось невероятное. Община не только не распалась и не уничтожилась, но и приумножилась. И в этом заключен очевидный исторический парадокс. По крайней мере, с точки зрения тех, кто более детально и подробно изучал историю Православной Церкви в Китае. Хорошо известно, что времени, истекшего с момента смерти первого православного священника на китайской земле Максима Леонтьева до прибытия в Пекин первой духовной миссии, оказалось достаточно для того, чтобы, по словам современников описываемых событий, природные русские албазинцы (не говоря уже об их ближайших потомках) «потеряли основы Православия» (а ведь именно с ним были связаны глубинные и самые сокровенные черты национального характера) и поэтому очень быстро «окитаились». Поэтому потребовались периодические присылки сюда из России новых миссий в первую очередь для того, чтобы поддерживать в албазинцах веру предков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Ревностным просветителем сибир. народов стал Иркутский архиеп. Парфений (Попов ; 1860-1873). Архиерей подал в Синод ходатайство об открытии в епархии 2 миссий - Иркутской и Забайкальской. 25 мая 1861 г. были учреждены Селенгинское викариатство Иркутской епархии и Забайкальская духовная миссия с центром в Посольском монастыре. Селенгинский епископ по должности являлся начальником миссии и настоятелем мон-ря, он же возглавлял Забайкальское отделение Православного миссионерского об-ва , к-рое взяло на себя финансирование миссии. Первым Селенгинским епископом стал Вениамин (Благонравов) , хиротонисанный 20 мая 1862 г. Епископ считал, что миссионерская деятельность должна сочетаться с русификацией бурят, большую роль в этом процессе отводил школам. В Посольском монастыре в 1862 г. было открыто миссионерское уч-ще для подготовки мальчиков-бурят к миссионерскому служению. Еп. Вениамин основал ок. 10 миссионерских станов с церквами, со школами, с богадельнями и больницами, увеличил число крещений язычников до 2 тыс. в год. Большую заботу епископ проявлял о Японской православной миссии. В 1861-1866 гг. в Иркутском отделении духовной миссии имелось 10 миссионерских станов: Тункинский, Аларский, Балаганский, Идинский, Капсальский, Кудинский, Верхоленский, Ленский, Ольхонский, Китойский. В штате Иркутского отд-ния в 1866 г. состояли 7 миссионеров, в 1861-1873 гг. крестились почти 10 тыс. коренных жителей. В 1867-1873 гг. в пределах Иркутской миссии были построены 7 миссионерских храмов, 2 молитвенных дома. В 1875 г. в Иркутском отд-нии духовной миссии действовали 15 миссионерских станов, устроенных среди кочевий бурят. В составе миссии кроме начальника числились 3 иеромонаха, 15 священников, 2 диакона, 13 псаломщиков (из них 2 бурята); в 1875 г. ими было крещено 1729 коренных жителей. Здание бывшей Иркутской ДС. Фотография. Нач. XXI в. Здание бывшей Иркутской ДС. Фотография. Нач. XXI в. В 1863 г. началось издание «Иркутских епархиальных ведомостей» , продолжавшееся до 1919 г.; в 1863-1894 гг. издание выходило еженедельно, с 1895 г.- 2 раза в месяц. В 1883 г. было открыто 2-е вик-ство Иркутской епархии - Киренское . Киренский епископ, являвшийся настоятелем иркутского Вознесенского мон-ря, помогал правящему архиерею в окормлении сев. территории епархии. В 1903 г. близ Иркутска по инициативе и на средства иркутского купца В. А. Литвинцева был основан Князь-Владимирский мон-рь. На его территории разместились церковно-учительская семинария на 50 воспитанников и 2-классная образцовая школа на 75 учеников.

http://pravenc.ru/text/674055.html

Архиепископ Японский Николай был одним из этих плодов «Божиего сеяния» на Руси и звеном великой золотой цепи мужей веры и знания, зримой с первых веков христианства. Именно это определило характер работы Миссии, возглавляемой святым Николаем с первых же дней ее существования. В письме Святителя к его товарищу по духовной академии Н. В. Благоразумову от 17 декабря 1902 г. говорится о бедности Миссии, о том, что она заводится с «ни кола, ни двора». Эта нищета Миссии только иногда смягчалась субсидиями Синода, Миссионерского общества и пожертвованиями отдельных епархий, монастырей и частных лиц. Она была постоянной болью святого Николая, и всякую помощь Миссии он принимал с трогательной благодарностью. В том же письме от 17 декабря он пишет: «Досточтимый и возлюбленный товарищ и сотрудник отец протоиерей Николай Васильевич! Чувство благодарности – самое первое, что я ощутил по получении Вашего дорогого письма от 17 ноября,– его прежде всего и выражаю перед Вами, и в душе никогда не перестану питать, прося Вас и впредь с такою же любовью заботиться о Миссии, какую являет Ваше нынешнее письмо». Но и этого ему кажется мало, а письмо заканчивается словами: «С чувством глубочайшей благодарности, искренней душевной преданности и любви остаюсь Вашим покорным слугою и усердным, хотя и грешным, богомольцем. Епископ Николай». Тяжесть организационного периода в основном легла на архимандрита Николая и японцев – катехизаторов. Кроме миссийских дел, были еще такие неотложные церковные дела, как капитальный ремонт консульской церкви в Хакодате – в то время единственной православной церкви в Японии. В этом ремонте архимандрит Николай участвовал, не только руководя им и собирая пожертвования, но и личным трудом. Богослужение совершалось на церковнославянском языке, за неимением еще перевода на японский, но «Господи, помилуй», «Святый Боже», «Верую», «Отче наш», Евангелие и Апостол читались и пелись по-японски. Это были первые переводы святого Николая. При церкви была открыта и первая школа русского языка для готовящихся принять христианскую веру и желающих учить язык, в видах служения ей; для этой школы архимандрит Николай составил японско-русский словарь. Желающих поступить в эту школу нашлось много, но общежития не было, и занятия происходили в небольшой квартире самого начальника Миссии, так что сам он мог занимать только одну комнату; она была и спальней, и столовой, и приемной для посетителей. Когда из России прислали для Миссии литографию, то и ее поместили в этом доме, и машина непрерывно гремела. В этих условиях святой Николай не прерывал даже своей литературной и переводческой работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010