Многие из них хорошо известны и сегодня, они широко цитируются современными исследователями. У других же, некогда не менее известных, судьба сложилась иначе. Так, в 1876 г. о. Николай, в очередной раз, обратился к русской общественности со страниц целого ряда изданий, взывая помочь в удовлетворении вопиющих нужд молодой Японской Православной Церкви. Текст «Воззвания Японской духовной миссии к Русской церкви» 3 , о котором идет речь, по своему содержанию значительно выступает за рамки обозначенного заглавия – автор взывает не только к православному духовенству, но ко всему российскому обществу. Еще в XIX в. этот уникальный образец публицистического таланта о. Николая был затерян среди сотен публикаций, принадлежащих перу русских миссионеров-сотрудников Российской духовной миссии в Японии, и лишь в начале нынешнего века был вновь введен в научный оборот 4 . Прежде всего, отметим, что рассматривать данный текст нельзя в отрыве от общей исторической ситуации, в условиях которой он был создан. Начнем с того, что критическая нехватка средств на содержание и расширение Миссии в начале 1870-х гг. побуждала о. Николая и его сподвижников принимать все новые меры к изысканию недостающих сумм. Основные надежды были возложены на сбор добровольных пожертвований из России. С целью максимально расширить и упорядочить его Св. Синод 17 октября 1875 г. издал распоряжение 3, 526 «О повсеместном в России сборе пожертвований на нужды православной духовной миссии в Японии», а 31 октября того же года – указ 45 «О повсеместном сборе пожертвований в пользу Православной Духовной миссии в Японии». По иронии судьбы, первый из указанных документов был опубликован в печати позже второго 5 . В названном указе в шести пунктах были обозначены основные нужды Российской духовной миссии в Японии 6 , а также было определено составить «проект воззвания для приглашения к сим пожертвованиям» 7 . Однако речь шла не о рассматриваемом ниже «Воззвании», а о документе, составленном вскоре после этого в стенах Св. Синода. Уже вскоре был опубликован и этот текст 8 . В «Воззвании» Св. Синода были кратко обозначены достижения Миссии и указано, что «деятельность миссии не может получать полного развития за недостатком материальных средств, которые так ограничены, что едва покрывают расходы на штатное содержание ее» 9 . В связи с этим, Св. Синод признал «необходимым обратиться к благочестивому усердию православного Русского народа, который, по святой ревности ко благу православной Церкви, всегда тем усерднее делал посильные на пользу ее приношения, чем настоятельнее была нужда в них…» 10 . Однако подробно рассказывать о нуждах молодой Японской Миссии составители синодального «Воззвания» не стали, ограничившись лишь указанием адресов, где принимались пожертвования. Как следствие, возникла необходимость в опубликовании более подробного документа, где бы в популярной форме было изложено, на какие именно нужды необходимо жертвовать деньги, книги, ценные вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. деятельность миссии подверглась серьезным испытаниям. Ее сотрудники были высланы из Сеула японской военной администрацией и нашли временный приют в Шанхае в отделении Пекинской Православной миссии. Нелегко было исполнять послушание Матери нашей Святой Церкви, будучи начальником Духовной Миссии в Сеуле после окончания русско-японской войны «. Япония открыто развивала в Корее напряженную деятельность, обращая страну в базу военных предприятий против России. Дело духовного окормления корейцев осложнялось также и тем, что после окончания русско-японской войны на территорию епархии под видом книгонош все чаще стали проникать пресвитерианские проповедники. Поэтому архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий горячо ходатайствовал перед Святейшим Правительствующим Синодом о назначении в его епархию викарного епископа с возложением на него специальной задачи заведования делами епархиальной православной миссии среди корейцев. В 1910 году в Иркутске состоялся общесибирский миссионерский съезд, в работе которого приняли участие архиепископ Евсевий и архимандрит Павел. Съезд рекомендовал для улучшения работы корейской миссии назначить ее начальником самостоятельного епископа. В 1912 году Святейшим Синодом с Высочайшего соизволения было учреждено новое викаприатство во Владивостокско-Камчатской епархии с наименованием нового епископа Никольск-Уссурийским и с назначением ему местопребывания во Владивостоке. Тогда же 14 июня 1912 года Государь Император Высочайше утвердил доклад Святейшего Синода о бытии епископом Никольск-Уссурийским, викарием Владивостокской епархии начальнику Сеульской Духовной Миссии в Корее архимандриту Павлу, (Ивановскому), а 22 июня того же года в зале заседаний Синода был совершен чин наречения его во епископа. В 1913 году по инициативе епископа Павла во Владивостоке прошел первый епархиальный миссионерский съезд, который принял ряд решений, направленных на улучшение миссионерской деятельности в епархии. Кроме того, был создан переводческий комитет, в число членов которого вошел известный востоковед профессор Восточного института Г.В. Подставин. Комитет перевел и издал почти полный Служебник и Требник, пересмотрел прежние издания, составил духовные листки с проповедями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

15 октября 1900 г. при Миссии была открыта православная школа для корейских мальчиков, в которой первоначально обучалось 12 человек. Число корейцев, принимавших Православие, постоянно росло. Сотрудники Миссии придавали большое значение переводу вероучительных и богослужебных книг, уже в 1900 г. были переведены на корейский язык «Православное исповедание» св. Димитрия Ростовского, Часослов и «Чин крещения язычников». [v] Затем о. Хрисанф перевел «Краткий молитвослов», краткое изложение веры и выдержки из «Простых речей о великих делах Божьих» преосвященного Макария Томского. В первые годы существования Миссии она развивалась довольно быстро. Еще в 1898 г. для нее был приобретен земельный участок в районе Динг-Донг, расположенный недалеко от центра столицы. В 1901 г. приступили к строительным работам, а в следующем году были выстроены шесть кирпичных зданий: дом для миссионеров, колокольня, дом для переводчиков, здание школы с комнатами для преподавателей и подсобные помещения. 6 марта 1902 г. о. Хрисанф освятил строения Миссии; в качестве храма первоначально решили использовать здание школы. 17 апреля 1903 г. состоялось торжественное освящение церкви в честь свт. Николая Чудотворца, к 1904 г. были крещены 14 корейцев и открыт первый миссионерский стан в Мунсане. [vi] Большие затруднения в работе Духовной Миссии были вызваны русско-японской войной и I российской революцией. Этим, прежде всего, объясняется небольшой рост православной общины по сравнению с другими христианскими конфессиями в Корее. Сразу же после начала войны Миссия на короткий период стала центром российской национальной жизни. 27 января 1904 г., когда японцы совершили вероломное нападение на русские корабли в Инчхоне, русские жители Сеула пришли в церковь, чтобы молиться о победе российского оружия. Но уже через несколько дней Корея подверглась японской оккупации, и все российские граждане были вынуждены покинуть ее пределы. Архимандрит Хрисанф и его сотрудники 2 февраля были высланы из Сеула японской военной администрацией и выехали через Инчхон в Шанхай, где нашли временный приют в отделении Китайской Православной Духовной Миссии. После возвращения в Россию о. Хрисанф был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Имущество Корейской Миссии было опечатано и вверено на сохранение французскому посольству, миссионерские школы закрыты и т.д. [vii] Владыка Хрисанф с горечью переживал разорение своего детища, оставшись в России он умер через год после епископской хиротонии — в 1906 г.

http://bogoslov.ru/article/465367

Обладая неиссякаемой энергией, он все свои усилия направил на возрождение Миссии. За короткий срок с 1903 1917 г. Миссия не только была восстановлена, но и значительно расширила географию и сферы своей деятельности. Она приобрела и частично получила в дар от китайцев участки земли в разных городах Китая. Открывала там станы, школы, благотворительные заведения. Так, во время русско-японской войны в г. Харбине при своем подворье Миссия открыла лазарет для раненых и больных воинов и содержала его в течение всей войны. Тогда же в Харбине Миссия учредила «Братство православной церкви в Китае», основав при нем в 1904 г. журнал «Известия братства православной церкви в Китае», который в 1907 г. был переименован в «Китайский благовестник» 228 . В Пекине при Миссии были построены либо восстановлены типография, мельница, свечной завод. Епископ Иннокентий,, стремясь к самостоятельности Миссии, старался сделать ее материально независимой. С этой целью он открыл при Миссии ряд торгово-промышленных предприятий, где работали в основном православные китайцы. Доход от этих предприятий шел на усиление и расширение миссионерской деятельности. Годовой бюджет миссии возрос до 100 тыс. руб. золотом. К 1917 г. ее капитал приближался к 1 млн руб. и весь был помещен в русские военные займы. К этому времени Миссия имела два монастыря в Пекине (мужской и женский), 22 стана, 21 школу, одну семинарию, богадельню 229 . Это был период наивысшего ее расцвета. Наступил 1917 год, год двух революций в России, повлекших за собой кардинальные перемены в стране, которые не могли не сказаться и на дальнейшей судьбе Миссии, радикально изменив, не только ее статус, но и направление, характер, задачи, цели и методы ее деятельности. Прекратилось поступление средств из России. С падением курса рубля и аннулированием военных займов Миссия лишилась значительной части своих доходов. Вместе с тем широкий размах ее разносторонней деятельности невозможно было быстро и безболезненно остановить. Миссия втянулась в огромные долги, для погашения которых пришлось продать имущество в Даляне. В 1917–1921 гг. ценой огромных усилий епископу Иннокентию удалось спасти Миссию от банкротства, значительно сократив ее деятельность и перейдя на самоокупаемость.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде всего отметим, что нельзя рассматривать данный текст в отрыве от общей исторической ситуации, в рамках которой он был создан. Нехватка средств на содержание и расширение Миссии в начале 1870-х гг. побуждала отца Николая и его сподвижников принимать всё новые меры к изысканию недостающих сумм. Основные надежды были возложены на сбор добровольных пожертвований в России. С этой целью Святейший Синод 17 октября 1875 г. издал распоряжение 3, 526 “О повсеместном в России сборе пожертвований на нужды православной духовной миссии в Японии”, а 31 октября того же года — указ 45 “О повсеместном сборе пожертвований в пользу Православной Духовной миссии в Японии”. По иронии судьбы первый из указанных документов был опубликован позже второго 5 . В названном указе в шести пунктах были обозначены основные нужды Российской духовной миссии в Японии 6 , а также было определено составить “проект воззвания для приглашения к сим пожертвованиям” 7 . Однако речь шла не о рассматриваемом ниже “Воззвании”, а о документе, составленном после этого в стенах Святейшего Синода. Вскоре был опубликован и этот текст 8 . В “Воззвании” Святейшего Синода были кратко обозначены достижения Миссии и указано, что “деятельность миссии не может получать полного развития за недостатком материальных средств, которые так ограничены, что едва покрывают расходы на штатное содержание её” 9 . В связи с этим Святейший Синод признал “необходимым обратиться к благочестивому усердию православного Русского народа, который, по святой ревности ко благу православной Церкви, всегда тем усерднее делал посильные на пользу её приношения, чем настоятельнее была нужда в них…” 10 . Однако подробно рассказывать о нуждах молодой Японской миссии составители синодального “Воззвания” не стали, ограничившись лишь указанием адресов, где принимались пожертвования. Как следствие возникла необходимость в опубликовании более подробного документа, где бы в популярной форме было изложено, на какие именно нужды необходимо жертвовать деньги, книги, ценные вещи.

http://pravmir.ru/svyatoy-ravnoapostolny...

Определением Св. Синода от 2 сентября 1870 г. как начальник миссии о. Николай был возведен в сан архимандрита и ему присвоена степень Настоятеля второклассного монастыря. Чуть ранее (12 апреля 1870 г.) о. Николай за свою деятельность в Японии был представлен к ордену Св. Анны 2-й степени. Было ему тогда 34 года. В это же время были утверждены «Положение для Российской Духовной Миссии в Японии» и инструкция для ее главы, согласно которым устанавливались пожизненный срок для прохождения службы в миссии для всех ее членов без исключения, обязательность изучения японского языка для церковного и повседневного общения и потребности перевода священной и богословской литературы, а также предписывались крайняя осторожность, сдержанность и осмотрительность в вопросах веры, так как соответствующего законодательства о свободе вероисповеданий в тот период времени в Японии, в отличие от Китая, принято еще не было 50 . Осенью 1870 г., запасшись многочисленной христианской литературой, купленной на деньги добровольных жертвователей, церковной утварью (включая и три освященных антиминса для предполагавшихся к строительству церквей), литографическим станком, подаренным миссии Азиатским Департаментом для печатания необходимой светской, учебной и духовной литературы, и многим другим, о. Николай отбыл из Санкт-Петербурга в Николаевск-на-Амуре, откуда на военно-морском транспорте и прибыл в Японию. В этой поездке его сопровождал один из трех лично им отобранных членов миссии – выпускник Казанской Духовной Академии, священник Григорий Воронцов 32 лет. 22 марта 1871 г. они прибыли в Хакодате. Какой же застал о. Николай оставленную почти на 2 года без пастырского присмотра молодую тогда и еще очень немногочисленную Православную японскую общину? Об этом он сообщил в своем рапорте в Св. Синод от 10 мая 1871 г. Случилось невероятное. Община не только не распалась и не уничтожилась, но и приумножилась. И в этом заключен очевидный исторический парадокс. По крайней мере, с точки зрения тех, кто более детально и подробно изучал историю Православной Церкви в Китае. Хорошо известно, что времени, истекшего с момента смерти первого православного священника на китайской земле Максима Леонтьева до прибытия в Пекин первой духовной миссии, оказалось достаточно для того, чтобы, по словам современников описываемых событий, природные русские албазинцы (не говоря уже об их ближайших потомках) «потеряли основы Православия» (а ведь именно с ним были связаны глубинные и самые сокровенные черты национального характера) и поэтому очень быстро «окитаились». Поэтому потребовались периодические присылки сюда из России новых миссий в первую очередь для того, чтобы поддерживать в албазинцах веру предков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

С декабря 1877 г. два раза в месяц выходил журнал «Православные сообщения» («Кёкай хоти»), с ноября 1880 г. вместо «Православных сообщений» стал выходить журнал «Православный вестник» («Кёкай симпо»), с 1893 г. Мицуи Митиро издавал журнал «Духовное море» («Синкай»). Значение журнала «Православный вестник» отмечал еще Д. М. Позднеев: «...для будущего историка Православной Церкви в Японии «Православный вестник» явится одним из главнейших источников» 23 . Эти строки мы находим в статье Д. М. Позднеева «Архиепископ Николай Японский », написанной по случаю кончины первого русского миссионера архиепископа Николая 82 года назад. В ней и сейчас читатель найдет превосходнейшее описание истории Православной Миссии, действовавшей под руководством владыки Николая. Наиболее полное описание исторических условий деятельности Российской Духовной Миссии в Японии принадлежит двум современным авторам: Усимару Ясуо («Культура периода Мэйдзи и Николай») 24 и Наганава Мицуо («Собор Николая и [Православная] община») 25 . Оба автора начинают свое повествование с неординарной личности основателя миссии Ивана Дмитриевича Касаткина. Но если Усимару Ясуо написал книгу в связи со столетием основания миссии и канонизацией святого Николая Японского , то для Наганава Мицуо поводом для создания его труда послужило 1000-летие крещения Руси и 120-летие истории Православия в Японии. Предисловие проф. Наганава представляет краткое описание современного состояния Православной общины, что представляет несомненный интерес для перевода и публикации. В конце книги приложена подробная хронология, касающаяся общины святителя Николая вплоть до 1978 г. включительно, на основе которой можно в дальнейшем реконструировать деятельность Японской Православной Церкви в наши дни. В качестве первого шага прилагаем выполненный нами перевод данной хронологической таблицы. Усимару Ясуо рассказывает об исторических условиях основания Российской Духовной Миссии в Японии. Предпосылкой к ее созданию явилось открытие Русского Консульства в 1859 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Самоотверженное выполнение предуказанного долга, длительное и непрерывное изучение духовных запросов японского общества, первые успехи катехизации вселили в иеромонаха Николая, пастыря апостольского склада, уверенность, что отрицательные взгляды на иностранцев смягчатся и время, благоприятное для проповеди христианства, наступит. Желаемое пришло вместе с эпохой Мэйдзи (1868–1912); о. Николай встретил ее успешными хлопотами об открытии в Японии Российской Православной Миссии (1870), почва для деятельности которой была тщательно подготовлена. К концу первого десятилетия существования Миссии в Японии была образована самостоятельная православная епархия с епископом Николаем во главе (1880), десятью годами позже над Токио засиял крест величественного собора Воскресения Христова (Николай-До). В данном сборнике объединены доклады, прочитанные участниками семинара «Памяти святителя Николая Японского », который был организован совместно восточным факультетом Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургской Православной Духовной Академией. Первое заседание семинара состоялось в актовом зале Академии, в день Сретения Господня после Литургии, 15 февраля 1994 г. Со вступительным словом выступили ректор Академии профессор-протоиерей Василий Стойков и автор этих строк. Работа продолжалась в день памяти святого Николая Японского , 16 февраля 1994 г., в Петровском зале университета. Второй выпуск «Православие на Дальнем Востоке», как и первый, посвященный 275-летию Российской Духовной Миссии в Китае и вышедший в свет в 1993 г., выполнен в плане темы «Роль Русской Православной Церкви в установлении и развитии связей со странами Азии и Африки» раздела «Религия в духовной культуре общества» Государственной научной программы «Народы России: Возрождение и развитие» и субсидирован из фонда этой программы. Здесь приятно принести сердечную благодарность научному руководителю программы доктору экономических наук, профессору С. –Петербургского государственного университета В. Т. Пуляеву за неизменное внимание к работе семинара «Православие на Дальнем Востоке» и финансовую помощь в публикации его материалов. Составители данного сборника также считают своим долгом выразить признательность за постоянное внимание к изданию материалов семинара заместителю проректора СПбГУ по НИЧ А. М. Петрунькину. Подготовка и проведение семинара 1994 г. осуществлена доцентом восточного факультета Н. А. Самойловым; им же составлен и подготовлен к печати данный сборник.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Когда в 1956-м году Русская Православная Церковь даровала созданной на базе Российской духовной миссии в Китае и Восточно-Азиатского экзархата (к каноническому ведению которого относились в то время общины в Корее) Китайской Православной Церкви автономию, данное решение не подвергалось никакому сомнению со стороны Поместных Церквей, тем более не отрицалась за Русской Церковью каноническая юрисдикция над православными церковными структурами в Китае. В свое время Святейший Патриарх Константинопольский Иоаким III прислал икону для строящегося русского храма в Харбине, поддерживая наше церковное присутствие в Китае. Когда в 1970-м году Японской Православной Церкви был дарован статус автономии, Патриарх Константинопольский Афинагор отказался включить Предстоятеля Японской Церкви в диптихи ввиду ее автономного, а не автокефального статуса. Он не оспаривал каноническую юрисдикцию Русской Церкви над православными церковными структурами этой страны, которая уже более столетия ни у кого не вызывала сомнений. Об этом всем очень ясно свидетельствует в своей книге «Даже до края земли» выдающийся миссионер наших дней, Предстоятель Албанской Православной Церкви Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий. Отдельно остановлюсь на истории Российской духовной миссии в Корее. История русско-корейских связей восходит к эпохе Киевской Руси, когда упоминаемая Вашим Высокопреосвященством концепция «Москва-Третий Рим» еще не существовала. Кстати, единственный исторический документ, в котором эта идея прямо провозглашается, – это Уложенная грамота об учреждении в Москве Патриаршества за подписью Святейшего Патриарха Константинопольского Иеремии (1589 г.). Миссионерская же деятельность Русской Православной Церкви среди корейцев началась в 1856-м г., когда святитель Иннокентий (Вениаминов) начал посылать проповедников Православия в Южно-Уссурийский край, куда направился поток корейских переселенцев. В 1885-м г. между Россией и Кореей был заключен договор, который давал русским подданным право свободного совершения богослужений на территории Кореи. Решением Святейшего Правительствующего Синода в 1897-м году была учреждена Российская духовная Миссия в Корее, в задачу которой входило попечение о русских православных христианах, пребывающих на Корейском полуострове, а также проповедь Православия среди местного нехристианского населения. 17 февраля 1900 г. в Сеуле начальником Миссии архимандритом Хрисанфом (Щетковским) была совершена Божественная литургия, и с этого момента традиционно отсчитывается начало деятельности Русской Миссии.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Затем слово попросил член Клуба, председатель движения «Народный собор» Олег Кассин, чтобы выполнить почётную миссию : наградить активных общественников и экспертов медалью «Народного собора» «Вместе за одно!». Среди награждённых заместитель председателя Союза писателей России Сергей Котькало, известный учёный, доктор психологических наук, академик Виктор Слободчиков и правовед, кандидат юридических наук Василий Елизаров . После награждения прозвучал доклад председателя Синодального Миссионерского отдела епископа Луховицкого Евфимия (Моисеева) о задачах и проблемах современной православной миссии. Владыка рассказа о тех проблемах, с которыми он сталкивается как глава Миссионерского отдела и о задачах миссии, которые перед ним поставлены Святейшим Патриархом Кириллом, а также о современном состоянии миссионерской деятельности. Он выделил три важнейших направления, о которых рассказал подробнее. Первое направление: внешняя миссия. Это – самое понятное и традиционное направление миссионерской деятельности, которое сейчас весьма востребовано. Этой миссией Русская Церковь занималась многие века своего существования. Из относительно недавней истории известны: миссионерский проект в Японии, который осуществлял святитель Николай Японский, в Китае и Корее. Все они были прерваны революцией 1917 года. Сегодня после создания Экзархатов Русской Православной Церкви в Юго-восточной Азии и Европе, а особенно Экзархата в Африке – деятельность внешней миссии Русской Православной Церкви весьма активизировалась. И сегодня появилась острая потребность в подготовке миссионеров, которые могли бы работать в странах Юго-восточной Азии, Европы и Африки. Для осуществления миссии там необходимо знать язык, культуру, обычаи народов. А это требует специальной подготовки. Поэтому уже обсуждается вопрос о создании специального духовного образовательного центра. Отвечая на вопрос, как в этой связи выглядит ситуация с Китаем, владыка отметил, что там деятельность православной миссии затруднена особенностями законодательства КНР. И пока эти проблемы не решены, есть серьезные ограничения для миссионерской деятельности.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/29/vn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010