Во время русско-японской войны 1904–1905 гг. деятельность миссии подверглась серьезным испытаниям. Ее сотрудники были высланы из Сеула японской военной администрацией и нашли временный приют в Шанхае в отделении Пекинской Православной миссии. Нелегко было исполнять послушание Матери нашей Святой Церкви, будучи начальником Духовной Миссии в Сеуле после окончания русско-японской войны «. Япония открыто развивала в Корее напряженную деятельность, обращая страну в базу военных предприятий против России. Дело духовного окормления корейцев осложнялось также и тем, что после окончания русско-японской войны на территорию епархии под видом книгонош все чаще стали проникать пресвитерианские проповедники. Поэтому архиепископ Владивостокский и Камчатский Евсевий горячо ходатайствовал перед Святейшим Правительствующим Синодом о назначении в его епархию викарного епископа с возложением на него специальной задачи заведования делами епархиальной православной миссии среди корейцев. В 1910 году в Иркутске состоялся общесибирский миссионерский съезд, в работе которого приняли участие архиепископ Евсевий и архимандрит Павел. Съезд рекомендовал для улучшения работы корейской миссии назначить ее начальником самостоятельного епископа. В 1912 году Святейшим Синодом с Высочайшего соизволения было учреждено новое викаприатство во Владивостокско-Камчатской епархии с наименованием нового епископа Никольск-Уссурийским и с назначением ему местопребывания во Владивостоке. Тогда же 14 июня 1912 года Государь Император Высочайше утвердил доклад Святейшего Синода о бытии епископом Никольск-Уссурийским, викарием Владивостокской епархии начальнику Сеульской Духовной Миссии в Корее архимандриту Павлу, (Ивановскому), а 22 июня того же года в зале заседаний Синода был совершен чин наречения его во епископа. В 1913 году по инициативе епископа Павла во Владивостоке прошел первый епархиальный миссионерский съезд, который принял ряд решений, направленных на улучшение миссионерской деятельности в епархии. Кроме того, был создан переводческий комитет, в число членов которого вошел известный востоковед профессор Восточного института Г.В. Подставин. Комитет перевел и издал почти полный Служебник и Требник, пересмотрел прежние издания, составил духовные листки с проповедями.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Многие из них хорошо известны и сегодня, они широко цитируются современными исследователями. У других же, некогда не менее известных, судьба сложилась иначе. Так, в 1876 г. о. Николай, в очередной раз, обратился к русской общественности со страниц целого ряда изданий, взывая помочь в удовлетворении вопиющих нужд молодой Японской Православной Церкви. Текст «Воззвания Японской духовной миссии к Русской церкви» 3 , о котором идет речь, по своему содержанию значительно выступает за рамки обозначенного заглавия – автор взывает не только к православному духовенству, но ко всему российскому обществу. Еще в XIX в. этот уникальный образец публицистического таланта о. Николая был затерян среди сотен публикаций, принадлежащих перу русских миссионеров-сотрудников Российской духовной миссии в Японии, и лишь в начале нынешнего века был вновь введен в научный оборот 4 . Прежде всего, отметим, что рассматривать данный текст нельзя в отрыве от общей исторической ситуации, в условиях которой он был создан. Начнем с того, что критическая нехватка средств на содержание и расширение Миссии в начале 1870-х гг. побуждала о. Николая и его сподвижников принимать все новые меры к изысканию недостающих сумм. Основные надежды были возложены на сбор добровольных пожертвований из России. С целью максимально расширить и упорядочить его Св. Синод 17 октября 1875 г. издал распоряжение 3, 526 «О повсеместном в России сборе пожертвований на нужды православной духовной миссии в Японии», а 31 октября того же года – указ 45 «О повсеместном сборе пожертвований в пользу Православной Духовной миссии в Японии». По иронии судьбы, первый из указанных документов был опубликован в печати позже второго 5 . В названном указе в шести пунктах были обозначены основные нужды Российской духовной миссии в Японии 6 , а также было определено составить «проект воззвания для приглашения к сим пожертвованиям» 7 . Однако речь шла не о рассматриваемом ниже «Воззвании», а о документе, составленном вскоре после этого в стенах Св. Синода. Уже вскоре был опубликован и этот текст 8 . В «Воззвании» Св. Синода были кратко обозначены достижения Миссии и указано, что «деятельность миссии не может получать полного развития за недостатком материальных средств, которые так ограничены, что едва покрывают расходы на штатное содержание ее» 9 . В связи с этим, Св. Синод признал «необходимым обратиться к благочестивому усердию православного Русского народа, который, по святой ревности ко благу православной Церкви, всегда тем усерднее делал посильные на пользу ее приношения, чем настоятельнее была нужда в них…» 10 . Однако подробно рассказывать о нуждах молодой Японской Миссии составители синодального «Воззвания» не стали, ограничившись лишь указанием адресов, где принимались пожертвования. Как следствие, возникла необходимость в опубликовании более подробного документа, где бы в популярной форме было изложено, на какие именно нужды необходимо жертвовать деньги, книги, ценные вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Иннокентий Пекинский умер 28 июня 1931 г., и современники констатировали: «Чуждый всякого китайского компромисса, неподкупный, стойкий и непреклонный, владыка Иннокентий никому не льстил и сам не искал похвал… одинок был сибирский богатырь, ученый монах-аскет Митрополит Иннокентий, ныне отошедший в селения праведных» Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф.236. Оп.1. Д.236. Л.6об. К прославлению священномученика Андроника, Архиепископа Пермского и Кунгурского. Пермь, 1999. С.9. Дневники святого Николая Японского. Т.3. с 1893 по 1899 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С. 504-505. Дневники святого Николая Японского. Т.3. с 1893 по 1899 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С. 563. Дневники святого Николая Японского. Т.3. с 1893 по 1899 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С. 578-579. Дневники святого Николая Японского. Т.3. с 1893 по 1899 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С. 594. (Перевалов) Феодосий. Российская Духовная Миссия в Корее (1900-1925)//История Российской Духовной Миссии в Корее. М., 1999. С.195. Дневники святого Николая Японского. Т.4. с 1899 по 1904 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С.612. Дневники святого Николая Японского. Т.5. С 1904 по 1912 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С.315-316. Дневники святого Николая Японского. Т.5. С 1904 по 1912 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С.129. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г./Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви в 1917 г. Сост. М.А. Бабкин. М., 2006. С.95. Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова). Т.1. М., 2005. С.52-53. Онлайн с Китаем: протоиерей Дионисий Поздняев отвечает на вопросы Редакция портала «Правмир» Зачем Китаю православные миссионеры? Стоит ли бояться завоевания Сибири? Каково это — строить церковную общину в чужой стране? Почему китайцам трудно понять смысл смирения? Чему можно поучиться у жителей Поднебесной? Это и многое другое в онлайн-беседе с протоиереем Дионисием Поздняевым, настоятелем общины святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Гонконге.

http://pravmir.ru/odinokij-apostol-kitay...

Первые и впечатляющие успехи о. Николая на японской земле настоятельно требовали дополнительных сил, средств и помощников. Но была «жатва многа, делателей же мало». Только в 1874 г. в Японию прибудет новое пополнение в лице иеромонахов Киево-Печерской Успенской лавры о. Евфимия (Четыркина) и о. Моисея (Костылева), ни один из которых, правда, не сумеет надолго задержаться в миссии. Тогда же на смену умершему в январе 1874 г. псаломщику Виссариону Сартову был определен в состав миссии выпускник Кишиневской Духовной Академии Яков Тихай, имевший звание регента и сумевший прославить Хакодатскую консульскую церковь своими бесподобными хорами, которые он готовил из числа учащихся русской школы. Учитывая тяжелое финансовое положение миссии, 12 августа 1875 г. последовал императорский указ и было опубликовано в правительственных газетах страны «Воззвание о повсеместном в России сборе пожертвований на нужды Православной духовной миссии в Японии», которым все заинтересованные и имущие граждане призывались оказать посильную помощь в деле проповеди Православия через сеть местных комитетов Православного Миссионерского Общества и в специальных представительствах миссии в Москве и Санкт-Петербурге. Отклик на это воззвание был повсеместным. Большую помощь миссии оказали Его Императорское Высочество Великий Князь Алексей Александрович, вице-адмирал К. Н. Посьет, дьякон Успенской на Остоженке церкви в Москве Г. Г. Сретенский, временный поверенный в делах и генеральный консул России в Японии Е. К. Бюцов и многие другие. Чуть ранее, в апреле этого же года, в Хакодате проходил первый в истории Японии Православный Церковный Собор, на котором представители христианских общин из Сэндая, Хакодате, Токио, Нагоя и других районов страны рассказали об общем состоянии дел на местах, поделились мнениями относительно перспектив распространения Православия на японской земле и избрали из своей среды кандидатов для рукоположения в священнический и диаконский сан. Причем, по свидетельству о. Николая, японцы проявляли большую и очень трогательную требовательность к себе при обсуждении последнего вопроса и многие добровольно отклоняли свои кандидатуры, считая, что не вполне достойны занять такие почетные и ответственные для них посты. На этом же Соборе было признано целесообразным продолжить практику созыва Поместных соборов и сделать ее ежегодной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Затем состоялась торжественная церемония награждения. Георгий Веренич вручил Почётный знак ИППО памяти А.А. Дмитриевского члену Научной секции Общества Юрию Савельеву. Игумен Иоанн, заместитель Председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, вручил членам научно-редакционного совета проекта «Собрание трудов святителя равноапостольного Николая Японского » патриаршие награды — юбилейные медали Русской Православной Церкви «50 ЛЕТ АВТОНОМИИ ЯПОНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.1970–2020» Ирине Смирновой, Ирине Кузьминой и Галине Бесстремянной. Далее выступил игумен Иоанн (Рубин), ответственный секретарь научно-редакционного совета проекта «Собрание трудов святителя равноапостольного Николая Японского ». Он рассказал о подвижнической деятельности коллектива, занимавшегося сбором и изучением архивных документов святителя Николая и Русской Духовной миссии в Японии, подготовкой научно-справочного аппарата для каждого тома в отдельности, а также особо отметил работу научных редакторов. Игумен Иоанн передал в дар Научной библиотеки ИППО шесть вышедших томов трудов святителя Николая Японского . При этом о. Иоанн сказал, что работа продолжается, ожидается выпуск не менее 12 томов этого проекта. Затем выступила Ирина Кузьмина, ответственный редактор трудов святителя Николая Японского , старший преподаватель кафедры истории и гуманитарных дисциплин Николо-Угрешской Духовной семинарии. Она рассказала о новых архивных документах, которые были обнаружены во время работы по подготовке к изданию трудов святителя Николая. Ирина Кузьмина передала в дар Научному архиву ИППО редкие документы, связанные с историей возникновения Православия в Японии. После выступила Ритта Бутова, секретарь Научной секции ИППО, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, которая представила участникам заседания историю взаимоотношений архимандрита Антонина (Капустина) , начальника Русской Духовной миссии в Иерусалиме, и святителя Николая Японского , в том числе, его паломничество в Святую Землю. Она также рассказала о сотрудничестве святителя Николая с рядом видных членов ИППО.

http://azbyka.ru/news/v-centre-imperator...

После революции, когда Русская Православная Церковь подвергалась гонению, японская миссия потеряла поддержку не только финансовую, но и духовную. Финансовые потери являлись жизненным вопросом для такой бедной Церкви, как Японская, которая почти полностью зависела от пожертвований со стороны православных России. Например, по данным 1907 г., суммы, ассигнованные на содержание миссии из России, были 85 763 рубля, в том числе 22 533 рубля от Миссионерского общества, и пожертвования, полученные от разных лиц из России, – 8167 рублей, в сумме около ста тысяч рублей присылали из России (точный подсчет составляет 93 930 р.), в то время как приход из разных источников и мест Японии того же года был всего лишь 4204 иен (тогда одна иена приравнивалась к одному рублю). Эта сумма составляет 4 процента от ежегодного пожертвования из России 218 . После революции японская духовная миссия перестала получать из России такие огромные суммы. Легко себе представить, в какое трудное положение она попала. Поэтому через год после революции, т.е. в марте 1919 г., Преосвященному надо было совершить поездку по городам Дальнего Востока, которые были еще под влиянием белой армии, чтобы собрать пожертвования для Православной Миссии в Японии. Он обращался к русскому населению и со слезами рассказывал, какую бедность вынуждена была терпеть японская миссия. В результате его путешествия он успешно собрал более 150 тысяч руб. Но, увы, для содержания миссии этой суммы было достаточно на срок не больше года. Владыка должен был искать более постоянный источник пожертвований, и он обратился к правительству в Омске. Он встретился во Владивостоке с одним из представителей правительства – генералом Хорватом, который обещал выделять ежегодные пожертвования 219 . Но это обещание не было выполнено по уже известным нам причинам, и наша миссия осталась в таком же бедственном положении, как и прежде. Различные учреждения при миссии закрылись или ограничили свою деятельность. И в 1919 г. духовная семинария окончила свою славную полувековую историю. И много священников и катехизаторов оставили свою службу и разошлись по Божьему миру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Иннокентий Пекинский умер 28 июня 1931 г., и современники констатировали: «Чуждый всякого китайского компромисса, неподкупный, стойкий и непреклонный, владыка Иннокентий никому не льстил и сам не искал похвал… одинок был сибирский богатырь, ученый монах-аскет Митрополит Иннокентий, ныне отошедший в селения праведных» Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф.236. Оп.1. Д.236. Л.6об. К прославлению священномученика Андроника, Архиепископа Пермского и Кунгурского. Пермь, 1999. С.9. Дневники святого Николая Японского. Т.3. с 1893 по 1899 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С. 504-505. Дневники святого Николая Японского. Т.3. с 1893 по 1899 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С. 563. Дневники святого Николая Японского. Т.3. с 1893 по 1899 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С. 578-579. Дневники святого Николая Японского. Т.3. с 1893 по 1899 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С. 594. (Перевалов) Феодосий. Российская Духовная Миссия в Корее (1900-1925)//История Российской Духовной Миссии в Корее. М., 1999. С.195. Дневники святого Николая Японского. Т.4. с 1899 по 1904 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С.612. Дневники святого Николая Японского. Т.5. С 1904 по 1912 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С.315-316. Дневники святого Николая Японского. Т.5. С 1904 по 1912 гг. Сост. К. Никамура. СПб., 2004. С.129. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 г./Материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви в 1917 г. Сост. М.А. Бабкин. М., 2006. С.95. Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова). Т.1. М., 2005. С.52-53. РНБ ОР Ф.1457. Д.6. Л.3-4. Дацышен Владимир Григорьевич  Доктор исторических наук, профессор Сибирский федеральный университет, Красноярск Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/apostol-kitaya/

«Воззвание Японской духовной миссии к Русской церкви» являет собой один из замечательных текстов, созданных гением Святителя Николая. В нем, призванном просветить современников относительно успехов и проблем Миссии в Японии, подробно описаны достижения, перспективы и потребности молодой Японской Церкви. Стоит обратить внимание на то, что абсолютное большинство перечисленных в «Воззвании» нужд сохраняли свою актуальность на протяжении всего существования Российской духовной Миссии до тех пор, пока Японская Православная Церковь не отошла из-под крыла «Матери» Русской Церкви в смутные времена Октябрьского переворота и Гражданской войны в России. 1 Отметим, что, кроме даты «2 июля», в мировой историографии встречаются также «2 июня», «20 июня», «8 июля» и другие даты. См.: Picken S.D.B. Christisnity and Japan: Meeting, Conflict, Hope/Introd. by E.O. Reischauer. – N.-Y., Tokyo, 1983. -p. 68; Кънчев К. Св. Равноапостолен Николай (Касаткин) , архиепископ Японский – 10.12.2010 г.; Накамура Синтаро. Японцы и русские: Из истории контактов/Пер. с яп. В.Я. Салтыкова. Вступ. ст. Ю.Д. Кузнецова. – М., 1983. – c.237 и др. 3 Николай (Касаткин) , архим. Воззвание Японской духовной миссии к Русской церкви//Московские ведомости. – 1876. – 26 мая; То же//Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. – 1876. – 29. – с. 397–400; 30. – с. 411–418; То же//Миссионер. – М., 1876. – 21. – с. 166–170. 5 Распоряжение святейшего Синода (17 октября 1875 года, 3, 526) о повсеместном в России сборе пожертвований на нужды православной духовной миссии в Японии//Странник. – СПб., 1877. – 1. – с. 159; О повсеместном сборе пожертвований в пользу Православной Духовной Миссии в Японии//Иркутские епархиальные ведомости. – 1876. – 5. – с. 23–26. 6 Нужды Российской духовной миссии в Японии в текст «Указа» были включены в виде справки, где сообщалось, что архимандрит Николай обращался в Св. Синод с представлением «о необходимости оказания миссии денежного пособия на разные экстраординарные расходы» («О повсеместном сборе…», стр. 23).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Земельный участок для Духовной миссии был куплен в 1898 году через посредство русских дипломатов у разных владельцев. В самом центре Сеула, близ русского дипломатического представительства. Большая часть земли принадлежала местной французской католической миссии. Покупка земли у французских католиков производилась под видом надобности русско-корейского банка. Иначе представители «непогрешимого Рима» никогда бы не продали землю под нужды Православной Церкви. Когда католики узнали об истинном предназначении земли, на головы покупателей и посредников, устроивших сделку, обрушились «громы и молнии», но было уже поздно… «Одни только русские, – говорил через много лет католический епископ Мютель, – могли меня так провести, и, кажется, никто более». В 1903 году на купленном участке была выстроена Корейская Духовная Миссия. Среди корейцев она была известна как «русский монастырь» (Араса-савон) или «русская церковь» (Араса сени-дан). Прихожане заходили в Миссию с улицы Чони-донн Тэйдо через входные ворота в китайском стиле. Участок Миссии был огорожен невысокой кирпичной оградой. Внутри двора располагалось школьное здание с квартирой для учителя и классной комнатой, и другие постройки. Школа приспособлена под церковь, при ней устроена звонница для колоколов. Причем шесть колоколов для звонницы отливались еще в 1901 году в Москве. Все свободные от построек места на участке разбиты под сад и огород. Тенистый и прохладный сад Миссии особенно приятен жарким сеульским летом. Здание Русской духовной миссии в Сеуле      Сегодня мы можем судить о зданиях Миссии только по фотографиям, воспоминаниям и отчетам ее начальников. С их слов, строения Миссии были кирпичные на каменном фундаменте, довольно красивые и солидные. Местоположение Миссии было одним из лучших в Сеуле – рядом с Русским дипломатическим представительством, близ королевского дворца, неподалеку от иностранных консульств. Вблизи почты, железнодорожного вокзала и остановок городского транспорта. Русско-японская война и последующие непростые дипломатические отношения России и Японии помешали планам начальников Корейской миссии выстроить отдельный православный храм в Сеуле. По мнению отца Павла (Ивановского), сеульский храм должен был стать усыпальницей для героев русско-японской войны в Чемульпо (экипаж крейсера «Варяг», канонерской лодки «Кореец»). Но выстроить храм до революции не успели и церковь до самого разрушения в ходе войны 1950-1953 годов продолжала ютиться в школьном помещении, мало пригодном для богослужений, не вмещая всех молящихся.

http://pravoslavie.ru/111993.html

Летом 1892 г. епископ Николай направил о. Сергия в Киото – древнюю столицу Японии. Православных там было немного: всего шесть домов, расположенных в разных частях города. «О. Сергий исправно продолжал изучать язык и вел оглашение и крещение новых членов Церкви» 186 . Именно в Киото он почувствовал острую тоску по Родине и обратился к святителю Николаю с просьбой отправить его в Россию 187 . Весной 1893 г. иеромонаху Сергию был вручен указ о его переводе в Россию, где он был назначен на должность доцента Петербургской Духовной Академии. Преосвященный Николай с грустью расставался со своим сотрудником. В одном из рапортов сохранилась его лаконичная характеристика этого момента: «Личный состав миссии в продолжение года состоял, как и прежде, из священника и диакона – они же служат и при православной церкви, двух иеромонахов и епископа. Но сей скудный состав, вероятно, в скором времени еще более оскудеет, ибо два иеромонаха уже подали Вашему Святейшеству прошение об увольнении их из миссии» 188 . 21 сентября 1894 г. о. Сергий был возведен в сан архимандрита и назначен на должность настоятеля посольской церкви в Афинах. Однако судьба еще раз связала жизнь о. Сергия с Японией. 27 августа 1897 г. последовало определение Святейшего Синода «о назначении настоятеля церкви при дипломатической миссии в Афинах архимандрита Сергия членом Российской Духовной Миссии в Японии с возложением на него обязанностей помощника начальника миссии» 189 . Прибытие архимандрита Сергия в Японию зафиксировано в отчете епископа Николая о деятельности миссии за 1897 г.: «В конце же года, 26 декабря, прибыли новоназначенные Вашим Святейшеством на служение здесь: помощник начальника миссии архимандрит Сергий и член миссии соборный иеромонах Андроник. Оба они совершили дальний путь вполне благополучно и ныне прилежно занимаются изучением японского языка и начинают служить Церкви» 190 . Архимандрит Сергий вновь активно включился в работу миссии. Сам он описывал свою деятельность следующим образом: «Теперь уже более года с тех пор, как я прибыл в Японию, и за это время я испытал свои силы почти на всех отраслях миссионерского дела. Сначала я весь отдался изучению языка и китайских иероглифов, стараясь наполнить свое время кабинетными занятиями. Потом почти ежедневно стал обходить дома православных христиан в Токио для проповеди и духовного ободрения. Во вторую половину 1898 года я много путешествовал с тою же целию и по церквам остальной Японии. Все это не могло не убедить меня еще раз в правоте и прочности православного дела здесь и, следовательно, в насущной необходимости его продолжать и расширять, в необходимости еще многих и многих ревностных деятелей на этом поприще» 191 . Отзывы епископа Николая об этой работе были весьма положительными. Однако в 1899 г. последовало указание Святейшего Синода о переводе архимандрита Сергия в Россию 192 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010