А то знатно, что он своим еретическим вымыслом хотел и в Московском государстве свое злое дьявольское учение ввесть и православным христианам в благочестивой вере еретические плевелы сеять; а только б он в Московское царство приехал не для такого злого дела, а ему такое дело за что было таить? а в Московском государстве православная вера сияет много лет и от таких зловерных еретиков и от их плевельных учений отвращается и ни в чем согласия их не приемлют, и его злой умысел всесильный Господь Бог свыше узрил и в том его воровстве обличил». «И Арсений говорил: в том-де он пред Богом грешен и пред ним, государем, виноват, что такого дела царскому величеству не известил, а обусурманен-де он неволею, а как-де он после того пришел в волошскую землю, и митрополит-де Янинской Иоасаф его, Арсения, в вере исправил и миром помазывал, да и Еросалимскому-де патриарху Паисею он про то объявил же и покаяние принес, и патриарх-де в том его простил и благословил, и грамоту прощальную и благословенную патриарх ему дал, и та-де патриархова грамота и ныне у него. А государю-де не известил он для того, что его Паисей-патриарх простил и служить велел, а остался-де он в Москве не своею волею, про то-де известно великому государю». К этим показаниям Арсений собственноручно подписался, что они истинны. «Лета 7157 г., июля в 27 день, по государеву цареву указу боярину и дворецкому князю Алексею Михайловичу Львову, да дьяком Ивану Федорову, да Давиду Дерябину, да Смирному Богданову указал государь сослать с Москвы под начал в Соловецкий монастырь для исправления православный христианския веры приезжаго греченина старца Арсенья и велел его в Соловецком монастыре отдати под крепкое начало, а пишу, и одежду, и обувь велел государь давати ему братцкую». В грамоте к соловецкому игумену повелевается ему, когда в монастырь привезут Арсения, отдать его под крепкий начал уставщику старцу Никодиму, береженье к нему иметь большое (до Соловков Арсения везли скованным) и из монастыря его никуда не отпускать.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

п. Вообще патриарх прямо и авторитетно указал на скрытую цель законопроекта – дать господство протестантству на счет православия, предупредить духовенство и народ относительно этой опасности и убеждал твердо держаться правил и преданий церкви православной 86 . Авторитетное разоблачение коварной цели законопроекта вызвало крайнее озлобление протнв патриарха со стороны английского посла Стратфорда Рэдклиффа, который и сделался после этого непримиримым врагом знаменитого и самоотверженного блюстителя православной догмы и церковных канонов. Распоряжения относительно низшего духовенства и мирян также имели целью водворить среди них благочиние, послушание церкви, подчинение канонам и законам и т.п. Так, в 1836 г. патриарх отправил послание раскопрезренскому митрополиту Анании по поводу трех священников местности Спица, которые стригли бороды, носили фески и оружие, входили в таком виде в храм, во время совершения богослужения допускали произвольные сокращения и вообще подражали латинским патерам. Патриарх запретил им уклоняться от предписаний православной церкви 94 . Священникам сисанийской епархии патриарх запретил вмешиваться в политические дела 95 , иеромонаху монастыря св. Афанасия в Китре Никифору, который, без разрешения архиерея, совершал. богослужения в пелагонийской епархии, патриарх пригрозил запрещением в священослужении (1839 г.) 96 и т.п. В ноябре 1839 патриарх посланием на имя клириков и народа ларисской епархии запретил употреблять церковные деньги на гражданские и общественные нужды, так как эти деньги составляют неотъемлемую собственность храмов и должны расходоваться лишь на благолепие и украшение церквей, на содержание школ, учителей, недостаточных учеников и бедных прихожан. Епитропы храмов впредь н должны давать церковным деньгам такое назначение 97 . Клиру и народу веррийской епархии патриарх предписал (1838 г.) не допускать вмешательства мирян в церковные дела 98 . А в янинской епархии миряне получили такую власть, что распоряжались приходами но своему усмотрению, продавали их священникам со всеми доходами, вмешивались в церковные дела, вторгались и в пределы архиерейской власти. Патриарх грамотой от 4 января 1840 г. резко осудил такое беззаконие и грозил наказанием за всякое его обнаружение в будущем 99 . Жители Стены обратились в 1839 г. к патриарху с просьбой помочь им украсить приходский храм Архангела Михаила и освободит его от долгов, так как собственными средствами они не могут выйти из затруднения. Патриарх назначил полсизпенным епитропом храма монаха Николая Калфа, с обязательством погасить долги, причем жители не должны вмешиваться в его финансовые операции. Прихожане благодарили патриарха за это распоряжение. 100

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

Однако, волнение в монастыре не улеглось, Стефан даже удалился из него, но при помощи патриарха опять принял на себя управление 168 . К игумену Стефану потом приходил для ознакомления с общежительным уставом игумен Икосифиниссы Никифор 169 . Патриарх внимательно наблюдал и за приходскими монастырями. В декабре (10) 1835 г. он отправил митрополиту Арты Неофиту и прокритам руководственные указания относительно лучшего управления местными приходскими монастырями 170 , а в конце следующего года предписал этому митрополиту, чтобы он для каждого монастыря назначал особого игумена, а не одного на два монастыря 171 . В 1837 году возникла вражда между игуменом монастыря Богородицы Δαδις Венедиктом с одной стороны и митрополитом Дидимотихи Аверкием и прокритами с другой, которая и была представлена на суд патриарха. Григорий, рассмотрев дело, сохранил за Венедиктом игуменство, поручив держать в монастыре и учителя, а митрополиту предоставил наблюдение за обителью 172 . Отцам приходских монастырей янинской епархии патриарх приказал платить местному митрополиту Иоанникию обычные взносы 173 . Относительно внутренней жизни в монастырях Григорий сделал такие распоряжения. В виду того, что на Афоне иногда рукополагались в священные степени лица недостойные, патриарх посланием от 12 февраля 1838 г. предиисал местным властям не рукополагать священников и диаконов и не постригать монахов без предварительного испытания в течение двух, трех и более лет и рекомендовал вообще обращать самое большое внимание на нравственность святогорцев, в частности тех, которые отправляются в качестве таксидиотов 174 . По прежнему на Афоне не прекращались споры о поминовении с коливом и о св. причастии, поэтому патриарх предписал киноту (19 марта 1836 г.) прочитать и распространить среди монахов синодальные грамоты патриарха Григория V относительно предмета споров 175 . Дриинупольскому митрополиту патриарх 3 мая 1839 г. писал, чтобы он запретил монахам местных монастырей, ставропигиальных и приходских, оставлять на ночь женщин, даже с мужьями и детьми 176 . Подобное предписание было отправлено и экзарху Метсова относительно трех здешних ставропигий 177 . Господарю Валахии Гике патриарх выразил (1836 г.) благодарность за постановление, что впредь без рекомендации патриарха в местные монастыри не будет приниматься ни один инок 178 . Игумену хиосской Να Μον патриарх запретил (1840 г.) освящение храма, так как право это принадлежит епископу, а иеромонахам – служить в селах, без разрешения митрополита Софрония 179 . Наконец, игумену монастыря св. Архангелов на Симе Григорий запретил являться в храм села в мантии и с патерицей 180 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

Одним из результатов хатт-и хумаюна стали изменения в церковном устройстве К-польского Патриархата. После падения К-поля в 1453 г. и до сер. XIX в. правовой статус предстоятеля КПЦ и Синода закреплялся в бератах, выдаваемых каждому патриарху. Он получал власть пожизненно, но мог добровольно отречься от престола или быть низложен по доказанному обвинению в политическом или церковном преступлении. De jure патриарх был независим от вмешательства христиан-мирян и тем более турок. Высшая власть К-польского Патриархата даже в эпоху османского господства всегда пользовалась правом свободного церковного законодательства. В XIX в. продолжало действовать и соборное начало (напр., определения Соборов о канонизации нмч. Георгия Янинского (1839), относительно судебной присяги (1849), о признании автокефалии Элладской Православной Церкви (1850), о наложении отлучения на духовенство Болгарского Экзархата (т. н. болгарская схизма; 1872) и др. Избрание патриархов совершалось Синодом КПЦ при участии митрополитов ближайших к столице епархий и временно находившихся в К-поле архиереев (σνοδος νδημοσα), великого драгомана, логофета и представителей к-польского клира и народа. Эта система существовала до учреждения патриархом Самуилом (Хандзерисом) в 1763 г. института геронтов - первенствующих членов Синода; геронтизм впосл. оценивался как явление для Церкви очевидно неполезное. После издания хатт-и хумаюна Высокая Порта начала решительные действия по ограничению автономных прав и реформированию адм. устройства Патриархата. В апр. 1857 г. Высокая Порта направила миллетам империи «Руководящие указания», приказав создать специальные временные советы по осуществлению положений хатт-и хумаюна. Вместе с тем в «Руководящих указаниях» давались детальные инструкции относительно всех вопросов церковной администрации: «улучшение существующего порядка избрания патриархов»; принесение архиереями присяги «по способу, к-рый установит Высокая Порта»; выплата жалованья духовенству; создание греками, армянами, католиками и иудеями временных советов по хозяйственным и экономическим вопросам, на заседаниях к-рых будут присутствовать наблюдатели от Высокой Порты.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

п. 101 . А когда возникла вражда между русским скитом св. пророка Илии и Пантократорским монастырем, который требовал от скита ежегодный взнос в 2000 гр., вместо прежних 750, да еще единовременно 50.000 гр., то патриарх стал на сторону русских и защитил их от несправедливых притязаний греков 102 . По поводу племенных раздоров на Св. Горе патриарх писал и киноту (1 авг. 1832 г,), убеждая его принять необходимые меры для умиротворения иноков и угрожая, в противном случае, прислать на Афон лиц, имеющих и гражданскую власть 103 . В марте 1833 г. Константий вновь подтвердил киновиальное устройство русского монастыря св. Пантелеймона, а равно избрание иеромонаха Герасима игуменом 104 , а в феврале 1834 г. установил общежитие в Дохиаре, где прежде существовало идиорритмическое устройство 105 . Наконец, в виду злоупотреблений в сборе хараджа, который уплачивался всеми иноками Афона в равном размере, тогда как материальное их положение было далеко не одинаково, Константий 17 июля 1832 г. уведомил кинот св. Горы, что, в отношении хараджа, следует разделить всех монахов на три разряда: аскеты должны платить меньше келлиотов, а келлиоты – меньше иноков монастырей. Такая градация и должна впредь соблюдаться, под контролем фессалоникского митрополита Мелетия 106 . Для упорядочения внутренней жизни и экономического положения других ставропигий патриарх посылал экзархов, или назначал епитропов. Так в июне 1831 г. епитропом ставропигиальным монастырей в Янине был назначен иеромонах Прокопий с предписанием восстановить их права, упорядочить управление и возобновить сигиллий для монастыря Спасителя 107 . 5 августа того же года покровителем молдовлахийских метохов янинских монастырей святых Отцов и св. пр. Илии назначен Георгий Филиппеско 108 , а 30 марта 1832 г. патриарх писал отцам ставропигий Сосина и Клидониавицы с подчиненными им селами, что их наблюдателем и ефором назначен митрополит Веллы Иосиф 109 . В монастыри св. Анастасии и св. Иоанна Предтечи в Фесалонике, св. Предтечи в Серрахе, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

При этом он просил, в свое оправдание, рассмотреть какие-то [документы] и чрез несколько дней, прийдя в священный собор, заявил, что он пришел не для суда, а для того только, чтобы искать и получить, что назначил ему собор своим письменным деянием, если это окажется правильным; в противном случае, он готов довольствоваться тою только частию [русской митрополии], в которую поставлен, а от прочего уже отказался. Так он сказал и. повидимому, не ожидая для себя никакой пользы, если в его присутствии будет разбираться вопрос: что должно сделать по просьбе послов из Великой Руси? — тайно убежал, ни с кем не простившись. После этого происходило расследование сперва от том, правильно ли было бы поставить Пимена в митрополита Великой Руси, не назвав его вместе и киевским, то есть, по имени города, который искони был митрополиею всея Руси? После многих прений об этом на соборе, признано было необходимым и справедливым не презирать справедливой просьбы толикаго народа, но, совершив наречение, дать им в архиереи, кого они желают. Приглашен был чрез честнейшего великого хартофилакса и преосвященный митрополит никейский, находившийся в царствующем граде, но не могший присутствовать на соборе по болезни, — дать свой отзыв по этому делу; но он отказался, говоря, что держится соборного деяния о митрополите Киприане и находит оное правильным.     [Защита Киприана Феофаном вызвала продолжительный спор, в результате которого Феофан принял решение большинства]. Таким образом, не встречая ниоткуда противоречия, мерность наша, порассудив соборне с находящимися при нас преосвященными архиереями и пречестными, во Святом Духе возлюбленными нашими братиями и сослужителями: ираклийским, солунским, янинским. амасийским, угровла-хийским, созопольским, варнским. понтоираклийским (подал мнение заочно), кельчинским, кернипским, деркским и анхиальским. определила и постановила: во-первых, рукоположить Пимена в митрополита Великой Руси, наименовав его и киевским, по древнему обычаю этой митрополии, так как невозможно быть архиереем Великой Руси, не получив сначала наименования по Киеву, который есть соборная церковь и главный город всей Руси; во-вторых, митрополит Киприан должен быть изгнан не только из Киева, но и вообще из пределов Руси, поелику он получил эту церковь обманом и, как сказано, поставлен неканонически, еще при жизни законного митрополита, оного кир Алексия, который заочно и без суда лишен был своей церкви, что, конечно, противно точному смыслу священных церковных законоположений.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3288...

Константинопольской церкви и ее христианам покровительствовали также грузинские цари. Они не редко присылали богатые милостыни церквам и монастырям. Так напр. они два раза оказывали помощь знаменитой Лавре Иверской – во второй половине 15 века и в исходе 16-го. Когда эта обитель от нашествия турок пришла было в совершенное запустение, грузинский царь Георгий Светлый с сыном Кай-Хозроем возобновил ее, – и Иверская обитель снова процвела, впрочем, не на долго. Около 1582 года, когда она от нестерпимых притеснений турецкого правительства впала в неоплатные долги, великодушный царь кахетинский Александр пожертвовал на уплату ее долгов 12000 червонцев. Но особенной покровительницей константинопольской церкви была Россия. Русские цари находились постоянно в благоприятных отношениях к султанам турецким. 144 Сами греки, угнетаемые тяжким игом неверных и бедностью, надеясь на покровительство русских царей, искали утешения и помощи в России. Являясь к нам, они или оставались в нашем отечестве, или возвращались назад с богатыми милостынями и дарами. 145 Патриарх Феолепт (1518 г.) присылал в Россию янинского митрополита Григория с афонскими иноками, чтобы разжалобить великого князя описанием их печального положения: посланные выехали из Москвы с щедрыми дарами. 146 Государи наши и сами посылали в Грецию милостыни со своими чиновниками. 147 Афонские монастыри существовали преимущественно благодеяниями русских христиан. 148 Иерархия, паства и церковное управление Константинопольские патриархи Первым патриархом 149 константинопольской церкви под игом ее порабощения был Геннадий, в мире Георгий Схоларий. 150 С именем этого патриарха соединяется имя непоколебимого поборника православия в эпоху Флорентийской унии, просвещеннейшего мужа, утешителя своих собратий-христиан в бедственную годину ига. Он родился в Константинополе. 151 Ни год рождения, ни имена и звание его родителей не известны. Пред избранный промыслом Божиим для защиты церкви пред суемудрыми века сего, он как-бы предчувствовал свое будущее призвание и потому старался достойно приготовить себя к будущему служению церкви и отечеству. Под руководством знаменитого в то время Матфея Камариота, славного ритора и философа, Георгий глубоко изучил науки божественные (τ φεα), приобрел необходимые познания и во всех науках своего времени. 152 По окончании образования, он был начальником училищ, как показывает и самое прозвание Схолария, данное ему современниками. 153 В скором времени он обратил на себя внимание императора Иоанна Палеолога, который сделал его членом верховного совета и государственным судьей, и приблизил его к себе, как достойнейшего человека. 154

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Досифей, поддерживавший с М. дружеские отношения, не стал разбираться с обвинениями в отношении М., но летом 1710 г. новый Иерусалимский патриарх Хрисанф Нотара получил еще одну жалобу на М., в которой протосинкелл Никифор обвинял М. в том, что тот препятствует взиманию сборов в пользу храма Гроба Господня. Хрисанф передал эти обвинения патриарху К-польскому Афанасию, М. дал письменные объяснения и был оправдан. Продолжавшиеся конфликты с афинской аристократией вынудили М. отправиться в К-поль. Он прибыл туда весной 1713 г. и провел в городе более года, о чем свидетельствуют его подписи на соборных документах. Осенью 1714 г. скончался митр. Янинский Климент и жители Янины обратились к патриарху с просьбой перевести М. на их кафедру. Патриарх был готов исполнить их просьбу, но М., к этому времени уже вернувшийся в Афины, не смог вовремя приехать в столицу, задержавшись из-за болезни в Ларисе. Тогда патриарх поставил в Янину др. митрополита. М. прибыл в К-поль и скончался там через неск. дней. М. создал важные труды по исторической географии и истории Церкви, но они были изданы только посмертно, во многом благодаря тому, что архив М. был сохранен его коллегой и корреспондентом патриархом Иерусалимским Хрисанфом Нотарой. «Церковную историю» (Εκκλησιαστικ στορα) М. писал в 1707-1713 гг.: сначала - разделы, относящиеся к XVII в., а затем - охватывающие более ранние эпохи ( Σαρρς. 2010. Σ. 170-171). Полный оригинальный текст «Церковной истории» М. остается неизданным, известны 6 полных ее списков (ни один из них не является автографом М.), а также 2 рукописных перевода на румынский ( Κυριακπουλος. 1990. Τ. 1. Σ. 226-242). Первое издание содержит 4 тома, 3 из к-рых были созданы М.: в 1-м т. (Вена, 1783) помещено описание событий I-IV вв., во 2-м (1783) - V-XI вв., в 3-м (1784) - XII-XVII вв. Четвертый, дополнительный том (1795) был написан издателем сочинения Г. Вендотисом и охватывал события церковной истории за XVIII в. Для издания написанный архаизирующим языком текст М.

http://pravenc.ru/text/2562864.html

Ковчег с мощами нмч. Георгия Янинского в ц. вмч. Димитрия Солунского в Фессалонике 12 янв. 1838 г., когда Г. шел по рынку Яли-Кафене в квартале Платуна, турок, к-рый прежде оклеветал его и желал отомстить, вместе с кадием Булубашем схватил его и стал обличать в отступничестве от мусульманства. Вокруг них собралась толпа турок, но бывшие на рынке христиане попытались заступиться за Г. Напротив этого места находилась резиденция Дауд-паши, главного янинского военачальника, к-рый, видя начавшиеся беспорядки, велел кадию Булубашу до суда заключить Г. в тюрьму. Г. предлагали деньги и различные блага, если он примет ислам, но он был непреклонен. Обеспокоенные его судьбой христиане хотели подкупить стражников, но Г. отказался бежать из тюрьмы. Турки подвергли его жестоким пыткам. 15 янв. его привели в суд, где поставили перед выбором: принять ислам или умереть. Г. без колебаний выбрал последнее. Видя его мужество, кадий пожелал освободить Г., но под давлением Кехайя-бея был вынужден вынести смертный приговор. В тот момент, когда кадий подписывал приговор, сверкнула молния, грянул гром и забурлили воды Янинского оз. (Памвотиды). Христиане предприняли последнюю попытку освободить его. Янинский митр. Иоаким Хиосец (впосл. К-польский Патриарх Иоаким II), епископы Арты и Гревены вместе с горожанами Янины пришли к везиру и просили отпустить Г. Но везир отказал им. 17 янв. мученика привели к главным воротам городской крепости, называемым Курманион, и казнили через повешение. Тело оставалось на виселице в течение 3 дней, ночью над головой Г. появлялся светящийся венец, что вызывало ужас у турок. Из-за того, что больные получали исцеление от прикосновения к одежде Г., турки попытались сжечь тело, но оно оставалось невредимым. По просьбе христиан города тело новомученика было отдано Мустафа-пашой Янинскому митр. Иоакиму и похоронено около алтаря митрополичьего собора во имя св. Афанасия. От гробницы Г. происходили многочисленные чудеса и исцеления. Впосл. над ней была сооружена часовня. Перед второй мировой войной гробница новомученика слезоточила.

http://pravenc.ru/text/164215.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Использованные материалы ИОАКИМ II КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Патриарх Иоаким II Иоаким II (Коккодис) ( 1802 - 1878 ), патриарх Константинопольский (4 октября 1860 - 9 июля или 18 августа 1863, 23 ноября 1873 - 5 августа 1878). В миру Коккодис (Курсулудис) Иоаннис, родился в 1802 году в сел. Калимасья на острове Хиос . В раннем детстве потерял отца; воспитывался матерью. Начальное образование получил на Хиосе, затем учился в Константинополе . Был рукоположен во диакона с именем Иоаким митр. Софийским Иоакимом. Занимал пост личного секретаря, был архидиаконом при митр. Янинском Венедикте; параллельно в Янине учился под руководством дидаскалов Афанасия Псалидаса, затем Анастасия Сакеллария. В декабре 1827 года был рукоположен во епископа Дриинопольского . В июле 1835 году стал митрополитом Янины , но вскоре был удален с кафедры решением патриарха Григория VI и 21 августа 1838 года отправлен в Великую Лавру на Афоне. 7 августа 1840 года возвращен на Янинскую кафедру , введен в состав Константинопольского Священного Синода. В апреле 1845 года переведен на Кизическую кафедру , которую возглавлял 15 лет. 4 октября 1860 года был избран патриархом Константинопольским . Первое патриаршество Наиболее сложной проблемой для Церкви в этот период были взаимоотношения с болгарской паствой, которая стремилась добиться возрождения автокефальной Болгарской Церкви . Уже с начала 1860 года болгарские общины в Константинополе и на Балканах прекратили поминать Константинопольского патриарха на литургии. В декабре 1860 года часть болгарской общины в Константинополе приняла унию с Римом. Патриарх Иоаким II не поддерживал соглашения по совместному участию болгар и греков в церковном управлении и стремился препятствовать движению болгар за возрождение своей Церкви. На созванном им Константинопольском Соборе 24 февраля 1861 года были лишены сана некоторые лидеры болгарского движения - еп. Иларион Макариопольский (болг. общины Константинополя), митрополиты Авксентий Велийский и Паисий II Пловдивский . На Соборе также был принят устав прав и преимуществ болгарского народа. В 1862 году над разрешением болгарского вопроса работала смешанная комиссия. Ввиду вражды между греками и болгарами в епархии Силистрии (ныне Силистра, Болгария) в феврале 1861 года туда был отправлен Ксанфопольский экзарх еп. Кирилл , который призвал народ повиноваться патриаршим распоряжениям. Когда митр. Кирилл Адрианопольский сообщил Иоакиму II, что в его епархии униатские настроения несколько ослабели (1862), патриарх повелел клириков греческого посвящения, обращающихся из унии в Православие, принять через миропомазание и взять от них расписки в преданности Православию; клириков же униатского посвящения принять как мирян, а храмы освятить и снабдить антиминсами.

http://drevo-info.ru/articles/13679698.h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010