7). – Цит. по: Каптерев Н. Характер отношения России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. M., 1885. С. 208–209. 1110 Этот архимандрит Афанасий сделался потом архиепископом города Фонара и в этом чине приезжал в Москву в 1658 г. по письму своего брата Арсения, и получил в Москве обычную архиепископскую милостыню. 1111 Архиепископ Скиатский и Сконийский Каллист приезжал в Москву за милостынею в 1653 году. (Skiatos – небольшой островок против Фессалии.) 1112 Этот Янинский митрополит Иоасаф был в Москве в 1653 году и получил государева жалованья 60 рублей – обычное митрополичье. 1113 Другою грамотою от 31 июля к соловецкому игумену Илье с братиею повелевается сосланного в их монастырь на вечное житье за еретичество гречанина чернеца Арсения держать на Соловках в земляной тюрьме, в крепости (Реестр приказным делам. Книга 2, связка 234, 68). – Цит. по: Каптерев Н. Характер отношения России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. С. 214. 1115 Изучение Византийской истории и ее тенденциозное приложение в древней Руси. Ф. Терновского. Выпуск второй, стр. 48. 1117 Так Иерусалимский патриарх Феофан в бытность свою в Москве оставил здесь своего старца Иоанникия, известного под именем Новоспасского келаря грека Иоанникия. Этот Иоанникий успел приобрести большое расположение царя и патриарха, и имел сильное влияние особенно на раздачу милостыни различным просителям с Востока, которые обращались к нему с просьбами о ходатайстве и покровительстве. Так продолжалось, пока не появился при Московском дворе Веррийский митрополит Аверкий, который успел оттеснить Иоанникия и овладеть полным расположением Филарета Никитича, вследствие чего столкнулся с Феофаном. Но несмотря на то, что партия Феофана при дворе была также очень сильна, и сам он лично пользовался влиянием на Москве, ему однако не удалось несмотря на все старания, уронить Аверкия в мнении Филарета Никитича. 1119 Чумичева Ο.В. Соловецкое восстание 1667–1676 годов. M.: ОГИ, 2009. С. 288–290. (РНБ. Солов. собр., 897/1007, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На это он отвечал: «думаю, что мнение должно быть непринужденно; поэтому и не желаю подать мнения о настоящем лице по некоторым причинам, который кажутся мне уважительными; но это не значит, что я отделяюсь от собора; напротив, если каноны говорят: «голос большинства превозмогает» 3504 , то пусть будет по канонам. Что же касается до соборного деяния, то я считал и считаю его каноническим; если же архиереи, которые вместе со мной участвовали в его составлении, признают его незаконным и неканоническим: то я им не противоречу». Таким образом, не встречая ни откуда противоречия, мерность наша, порассудив соборне с находящимися при нас преосвященными архиереями и пречестными, во Святом Духе возлюбленными нашими братьями и сослужителями: ираклийским, солунским, янинским, амасийским, угровлахийским, созопольским, варнским, понтоираклийским (подал мнение заочно), кельчинским, керницским, деркским и анхиальским, определила и постановила: во-первых, рукоположить Пимена в митрополита Великой Руси, наименовав его и киевским, по древнему обычаю этой митрополии, так как невозможно быть архиереем Великой Руси, не поручив сначала наименования по Киеву, который есть соборная церковь и главный город всей Руси; во-вторых, митрополит Киприан должен быть изгнан не только из Киева, но и вообще из пределов Руси, поскольку он получил эту церковь обманом и, как сказано, поставлен неканонически, еще при жизни законного митрополита, оного кир Алексия, который заочно и без суда лишен был своей церкви, чтó, конечно, противно точному смыслу священных церковных законоположений. Но по снисхождению, имея в виду, что он [Киприан] ушел тайно и не находится на лицо, дабы мог быть совершенно осужден, по канонам, постановляем, чтобы он оставался митрополитом только Малой Руси и Литвы; а соборное деяние, на которое он ссылается, объявляем бессильным и недействительным, так как оно состоялось не по канонам. Поэтому и вследствие того, что честнейший иеромонах Пимен, благодатью Всесвятого Духа, чрез посредство нашей мерности, по суду состоящего при нас священного собора упомянутых преосвященных архиереев и по благоизволению и согласию высочайшего и святого моего самодержца, избран и поставлен в настоящего митрополита киевского и Великой Руси, он должен быть и именоваться, по древнему обычаю, митрополитом киевским и, по примеру бывшего пред ним митрополита оного Алексия, взят в свое ведение Владимир и всю Великую Русь, а также и все где-либо находящиеся стяжания, имения и прочие права и преимущества той святейшей митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Также независимы были от папы митрополиты 5– округов Восточной области– Египта, Востока, Азии, Понта и Фракии, со исключением иерарха иерусалимского. Впоследствии константинопольскому патриарху подчинены были митрополиты Кессарии Понтийской, азийского и Ираклии фракийской, а прочие остались независимы– александрийский в провинции египетской, и антиохийский– в провинции восточной. 388 Христ. Чт. 1871 Г. март. кн. стр. 448; 452; 454– 456. 459. Дух. Вестн. 1864 г. авг. кн. 494– 497. 393 Гильф. т. I. стр. 82– 84. – Св. Горазд, иначе Конрад (+885 г.), проповедывал в юго-западной части Болгарии; мощи его почивают близ албанского Белграда (Берата) в монастыре св. Горазда. Св. Климент (ф 24 июля 916 г.) устроил в Охриде монастырь и две церкви; мощи его почивают в главной Охридской церкви. Св. южн. слав, арх. Филарета, 27 июля. 395 К константинопольскому патриархату причисление было 12 болгарских епархий: виддинская, орейская, черникская, химерская, адрианопольская, вутротская, янинская, козилъская, петрская, стажская, веррийская и еще неизвестная по имени. 398 После Иосифа до Георгия несколько лет не было в Болгарии архиепископа, потому что Борис, по настоянию латинского духовенства, удалил из Болгарии греческое духовенство. 399 Некоторые после Гавриила упоминают о Клименте и Горазде. Но эти ученики св. Мефодия, проповедывавшие в сане святительском в Болгарии, не занимали архиепископской кафедры. 409 Еще в 1737 г. была сделана константинопольским патриархом Неофитом VI (1734– 40 г.) попытка подчинить себе Болгарию; но она не имела успеха. Христ. Чт. 1866 г. февр. кн. 203. 410 Хр. Чт. 1871 г. март. кн. Ст. «исторические и канонические основания, приводимые болгарами в пользу их церковной самостоятельности». Стр. 446– 481. 411 исторический список епископов, и патриархов св. и великой церкви Христовой. 1862 г. Стр. 158– 161; 163. 412 Известно, что болгарский архиепископ всегда стоял во главе народа, а народ этот, между тем, постоянно желал освободиться от турецкой власти. В XVII и XVIII в. охридские архиепископы явно держали сторону Австрии в войне её с Турцией. Дух. В. 1864 г.авг. кн. 526. 414 Впрочем такой порядок вещей существовал иногда и гораздо прежде: когда император Василий Балгаробоец завоевал (1019 г.) Болгарию, то не только оставил охридскую архиепископию независимою от константинопольского патриарха, но и постановил, чтобы кафедру её занимали природные болгары. Однако это постановление скоро потеряло силу: на охридскую кафедру стали восходить греки. Прав. Об. 1870 г. июл. кн. 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

В этом письме не упоминаются «личные причины» отсутствия Блаженнейшего архиепископа Афинского и всея Греции Иеронима II на вышеупомянутом Синаксе, тогда как обстоятельства не позволяли подобные выражения. Очевидно, что окончательные тезисы отправителя находятся в последнем письме, а не промежуточном», – говорится в заявлении Священного Синода Церкви Греции. В то же время один из митрополитов Северной Греции, комментируя причины отсутствия в Шамбези Блаженнейшего Иеронима, высказал мнение , что это было обусловлено «каноническими причинами», а не «личными». И таких канонических причин, по его мнению, можно выделить, по крайней мере, четыре. Первая каноническая причина: неканоническое вмешательство Патриарха Константинопольского в выборы митрополита Янины. На языке канонов это определяется как «вторжение», или «вхождение» в ведение другой Поместной Церкви. Здесь юрисдикция Церкви Греции. Она управляется «находящимися на церковной службе архиереями» (статья 3 Конституции) «Старой Греции» и «Новых территорий» (за исключением Крита, Кикладских островов и святой горы Афон, которые управляются патриархом). Церковь является автокефальной и управляется Священным Синодом архиереев, под председательством архиепископа Афинского и Предстоятеля Церкви. Таким образом, архиепископ Афинский поминается в диптихах Константинопольского патриарха и других Предстоятелей официальных Поместных Православных Церквей. Главным административным делом иерархии является выбор архиереев. Любое же постороннее вмешательство хоть политической, хоть церковной власти является незаконным и каноническим недопустимым. Выборы в Янинскую митрополию, это известно, окончились вмешательством патриарха. В качестве второй причины митрополит полагает открытие представительства Константинопольского патриархата в Афинах без согласования с архиепископом Афинским и всея Греции. По этому поводу митрополит говорит следующее: «Блаженной памяти архиепископ Серафим это предсказывал, когда отклонял создание этого представительства. «Представитель патриархии есть такой же архиепископ, – сказал он, и добавил, – фанариоты хотят отдельное представительство, чтобы хозяйничать в моей Архиепископии и провоцировать раздоры». Провоцирование раздоров и разделения другой Поместной Церкви наказывается очень строго Священными Канонами».

http://pravoslavie.ru/90876.html

Притом же все эти школы не имели характера учреждений, прочно устроенных: в одно время они находились в хорошем состоянии, в другое – упадали так, что и совсем закрывались. Средства их были весьма скудны – даже учителя не получали содержания, а если получали, то ничтожное: только любовь многих из них к своему национальному просвещению побуждала их посвящать себя школьной деятельности. Таковы, например, были высшие школы: патриаршая (в Константинополе), Янинская, Мосхопольская (в Албании), Патмосская, Афонская и другие. Патриаршая школа основана была патриархом Геннадием вскоре же по падении Константинополя. В ней получили первоначальное образование, между прочим, такие просвещенные патриархи, как Максим Философ и Иеремия II. Эта школа находилась в удовлетворительном состоянии только при лучших патриархах, но вообще никогда не была в цветущем положении. Школа в Янине основана во второй половине XVII века; в свое время она была в большой славе. В конце XVII века здесь был учителем Мелетий, впоследствии митрополит Афинский, автор «Церковной истории», а в XVIII веке – знаменитый Евгений Булгарис, человек ученый, оказавший большую услугу греческому просвещению переводом на греческий язык лучших в то время руководств по богословию, логике, метафизике и риторике 312 . Мосхопольская школа, основанная в конце XVII века, в XVIII веке называлась даже академией, но в конце этого века вместе с городом Мосхополем она была уничтожена турками. Школа Патмосская основана в 1711 году ученым иеромонахом Макарием. Русский паломник Барский с восторгом описывает учительскую деятельность Макария и говорит, что к нему сходились ученики со всех островов и даже из Константинополя, что он преподавал богословские и философские науки и воспитал много «премудрых и искусных мужей» из мирян и духовенства. Но эта школа славилась только при Макарии. Афонская школа была основана в 1753 году в Ватопедском монастыре патриархом Кириллом V при содействии духовенства и мирян. Предполагалось эту школу устроить в больших размерах: приготовлено было помещение для 500 учеников; главным начальником и учителем назначен был вышеупомянутый Евгений Булгарис с содержанием в 1000 пиастров (в то время жалованье весьма значительное).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 июня состоялось избрание нового Янинского митрополита, вследствие канонической отставки прежнего иерарха кир Софрония. Кандидатами на кафедру были указаны митрополиты: Герасим Писидийский, иАфанасий Иконийский и Григорий Серрский. Каноническое голосование в патриаршем храме было в пользу митрополита Герасима. Он окончил курс в Халкинской богословской школе в 1879 году и учился потом на юридическом факультете Афинского университета, состоял при патриархии секретарем духовного суда, в 1892 году был хиротонисан в митрополита Сервион и Козани, а потом в течение тринадцати лет управлял Писидийской епархией, заявив себя ревностью в защите церковных прав, и привилегий и твердостью характера 234 . Кинотские власти Янинской епархии приветствовали нового своего митрополита и выразили благодарность синоду за избрание 235 . 3 июня священный синод, обсудив вопрос о замещении вдовствующей Писидийской митрополичьей кафедры, единогласно ( παμψηφε) избрал на эту кафедру Гано-Хорского митрополита Константина, оказав ему предпочтение перед другими кандидатами, митрополитами Леонтием Филадельфийским и Константием бывшим Маронийским. Димогеронтия и кинотские власти выразили Церкви благодарность за это избрание 236 . Что касается Гано-Хорской вдовствующей митрополии, то посредством синодального деяния для управления ей был избран, в качестве проедра ( διωρσθη ι πρξεως συνο ικς προε ρικς), Веррийский митрополит Константий 237 . Последний управлял Гано-Хорской митрополией до 22-го августа, когда священный синод избрал на эту кафедру Меленикского митрополита Константина, оказав ему предпочтение пред другими кандидатами – Литицким митрополитом Никифором и Ксанфопольским епископом Иоанном 238 . 29 июня, священный синод, находясь на острове Халки, избрал, посредством канонического голосования в храме Святой Троицы, на Трапезунтскую митрополичью кафедру митрополита Веллы и Коницы Константина, явившегося преемником кир Константия, скончавшегося 18 июня. Другими кандидатами на Трапезунтскую кафедру были митрополиты: Фотий Корицкий и Гервасий Родопольский. Новый митрополит три года состоял епископом округа Саранта-Екклисион и семь лет управлял епархией Веллы и Коницы, заявив себя административною опытностью 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

Селунский Митрополит Афанасий писал с ним к Государю о милостыне: что они подпали игу нечестивых и безбожных Агарян и лишились городов и пречудных церквей, и потому прибегают к источнику милосердия Царского Величества, да отверзет недра свои их убогому престолу, как творит всем монастырям и церквам; а ради благословения и душевного спасения и телесного здравия посылал Митрополит, с Пантелеимоновским архимандритом Григорием миро Св. славного великомученика Димитрия Селунского. Миро сие было запечатано особо митрополичьею печатью на красном воску. Сия ходатайственная грамота писана 1641 года Июля 9-го дня. – Другую грамоту привез он от братии монастырской, которая молила Царя не оставить их своим щедрым подаянием. Пантелеимоновский архимандрит поднес Государю еще особенно от себя: мощи Св. мученика Евстратия и кровь Св. мученика Пантелеимона, и получил жалованья: камку смирную, сорок соболей в двадцать пять рублей и двадцать пять рублей деньгами, и сверх того на монастырское церковное строение два сорока соболей на шестьдесят рублей. В челобитье своем архимандрит писал: «извещаю великому твоему Царствию, что Митрополит Селунский, с своими ближними людьми, велел бить челом тебе Государю и известить, что они имеют, в своей митрополии, долгу десять тысяч ефимков, а есть у них мощи иже во святых отца вашего Григория, Архиепископа Селунскаго, который творит всякий день чудеса; милостивый Царь, не будет ли ваше царское произволение принести в Москву Св. сии мощи, благословенную руку во освящение и исцеление и помощь великому вашему Царствию, с подлинными свидетельствами; а Царствие ваше да пожалует всех их своим царским жалованьем, чтобы им можно было освободиться от такого великаго долгу.» Однако по сему челобитью послано только сорок соболей в сорок рублей. 19) В Апреле приехал опять из города Янины Успенского монастыря архимандрит Досифей с братиею за милостынею; об нем писал Государю Митрополит Янинский Каллинник и игумен обители Каллист: «что монастырь сей, называемый Гастрица, раззорен и задолжал от насилия Агарян и иноки терпят мучения; сверх того недостаток в воде и братия хотят провести ее издалека, а потому просили помощи.» – Вот с какими даже мелкими прошениями, обращались к Государю Русскому из далеких стран.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

соболями. Архимандриту Гавриилу, приехавшему из лавры Св. Афанасия, отпущено деньгами и соболями на сто тридцать руб.; они же просят уплаты двести тысяч денег (т. е. левов) долгу, что по Русскому счету тысячу рублей. – Посему Государь велел отказать в милостыне архимандриту и что больше им дано не будет. 12) Едва окончилось сие посольство Афонское, как в Январе месяце донесли опять Путивльские воеводы, что к ним приехали за милостынею из Турецкой земли, города Черного, Левкадского монастыря архимандрит Самуил, и с Кипрского острова из обители мученика Маманта архимандрит Никифор, и из Македонии Рыльского монастыря архимандрит Арсений, которого, однако, сейчас выслали за рубеж, потому что недавно был за милостынею в Москве из той же обители архимандрит Стефан. О архимандрите Самуиле Левкадском свидетельствовал Государям Патриарх Кирилл, грамотою 1631 года, что Ильинский монастырь, некогда славный и богатый, кроме землетрясения, разрушившего в конец его церковь , терпит притеснения от безбожных, которые причинили много убытков его старцам, больше пяти сот ефимков, и ходатайствовал о вспоможении. Также игумен с братиею молили Государей, не оставить бедных богомольцев: терпящих многие беды и налоги от Агарян и заложивших священные сосуды в чужие руки, и называли Государя единственным своим помощником. Другою грамотою Кирилл извещал о бедственном положении монастыря Св. мученика Маманта, иноки коего обессилили от великого насильства обдержащих и от убытков повседневных: имения их и сосуды погибают в Турецких руках в закладе, и сами впали в великий долг две тысячи золотых, и не имеют куда главу преклонить, кроме Царской пресветлой державы: посему ходатайствовал не оставить их щедрою милостынею; о том же свидетельствовал Патриарх Иерусалимский Феофан, прося наделить милостынею архимандрита Никифора, и писал еще Государям о своих старцах, Архиепископ Кипрский Христодул посылал им мощи Св. бессребренник Косьмы и Дамиана. (Связка 10-я 5-й) Несколько дней позже явился в Путивль города Янина настоятель Урумского воплощенского монастыря с грамотою от Патриарха Кирилла от 15-го октября 1631 года. В митрополии Янинской есть пречестная царственная и крестотворная обитель (ставропигиальная) Пресвятой Богородицы Тихомирская, которая от налогов и непостоянства впала в великую нищету и долг непомерный, и последнюю их отчину, которою питались старцы, отнял силою и мучением той области державец и наложил на них до двух сот тысяч левов пени, так что от нестерпимого долга они обратились к милости державного Царя и о том же просили своею отдельною грамотою старцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Давимый камнем, он спал глубоким и „сладчайшим“ сном. Были и нравственные попытки отвлечь его от Христа. Особенно старался соблазнить его какой-то старик ренегат из влахов. Христиане со своей стороны не оставляли исповедника и, собираясь к нему по ночам, поддерживали его. Наконец, видя его непреклонность и боясь разраставшегося в пользу его говора народного в городе, его повесили. Так он висел мертвый целую ночь, и тут-то окружавшая место казни толпа видела сошедший на него с неба свет, единодушно всеми принятый за ореол святости, приличный мученику. Один из стороживших казненного солдат, при виде этого первого чуда 186 , от страха ли или от фанатической злости, выстрелил в него из ружья, тем и закрепил навыки истинность факта. Впечатление быстро разлетавшейся по городу вести о случае было глубокое и потрясающее. Оттого и погребение Новомученику сделано было торжественное. Отпевали его два архиерея – свой Янинский и Гревенский. Множество магометан и, в особенности, магометанок, вполне сочувствовали герою христианства. К сожалению, тогдашний Митрополит (недавно бывший Вселенским Патриархом) Иоаким оказался слабым для того, чтобы отстоять дело своего беспомощного единоверца, хотя, как уверяют, не переставал побуждать христиан быть при исповеднике и поддерживать в нем дух. Вдова страдальца до самой кончины своей пользовалась всеобщим сочувствием и уважением и, конечно, усердным вспомоществованием, свидетельством которого, может быть, и тот дом, в котором мы находились. Она умерла всего года за два перед этим, говорят от печали, не могши перенести упорного отказа нынешнего владыки Янинского на ее просьбу открыть в доме ее годичное празднование бывшему сожителю ее. Сын Святого не имеет особого рода занятий и живет боголюбивыми приношениями благочестивых сограждан, а также и разных посетителей, вроде нас и, как говорится, есть человек – так себе. Именитому городу принадлежит имя и другого мученика – тоже из „новых“, Иоанна, предварившего Георгия более, чем на 300 лет. Проживая в Константинополе, и занимаясь ремеслом цирульника, он также обнесен был мусульманами, что, находясь пред тем в городе Трикке (в Фессалии), принял ислам .

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Синод своим участием санкционировал и так называемые политические браки, которые устраивались и в Византии в интересах благополучия Империи. В 1355г. состоялось сватовство царевича Андроника Палеолога с дочерью болгарского царя Иоанна-Александра – Марией. По этому поводу между дворами византийским и болгарским был заключён политический договор, подтверждённый клятвами с той и другой стороны. Патриарх Каллист и синод особым актом утвердили этот политический брак, признали действительность и взаимных клятвенных обещаний, а в случае нарушения синодального деяния грозили виновнику отлучением от Церкви. По смерти болгарского царя Александра, Византийская церковь вновь выступила охранительницей политических интересов Империи. В 1365г. патриарх Филофей обратился к царю Иоанну, сыну Александра, с особым питтакием по поводу политического союза между двумя империями. Указав в нём на прежде заключённый между Византией и Болгарией мирный договор, весьма важный для обоих государств, ввиду наступления грозного врага – турок, патриарх увещевал болгарского царя Иоанна, чтобы он своей царской властью устранял всё то, что может вызвать беспорядки и подать повод к нарушению традиционного мира: любовь и согласие между народами – вот заповедь Христа и учение Церкви, во имя которых патриарх и обращается с увещанием к царю. В случае нарушения политической клятвы патриарх и синод подвергали виновных весьма суровой церковной каре. В доказательство можно представить следующий пример. В царствование Андроника II Палеолога (1282–1328) население Янинской митрополии в Эпире, воспользовавшись смертью правителя Фомы, присягнуло на верность византийскому императору. Вслед за тем, во время происшедших политических смут, янинцы отложились, вопреки клятве, от Византии и признали в достоинстве деспота сперва Николая, а потом Иоанна Дуку, по смерти которого признали над собой власть его жены и сына. Но в царствование Андроника III янинцы должны были подчиниться Византии, и вот в 1337г. они обратились к патриарху Иоанну Калекасу с раскаянием и просьбой об уврачевании их тяжкого греха – клятвопреступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010