Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИИ ПРОРОКА МОНАСТЫРЬ Мон-рь во имя прор. Илии Никопольской и Превезской митрополии Мон-рь во имя прор. Илии Никопольской и Превезской митрополии [греч. Ιερ Μον το προφτου Ηλιο], муж., действующий, принадлежит Никопольской и Превезской митрополии Элладской Православной Церкви. Первое упоминание об И. п. м. относится к 1720 г., до этого обитель являлась подворьем неизвестного по имени монастыря, находившегося близ или внутри крепости Роги. При 1-м игум. Каллисте был отремонтирован существовавший ранее небольшой храм и в 1735 г. построены новые кельи.Монастырь также называли Илиовунийский (Ηλιοβουνων, Ηλιοβουνν, Ηλιοβουνου) по местности Илиовуния или Лиовуни (Ηλιοβονια, Λιοβονι), он располагался между селами Стефани и Неа-Керасунда. Игуменов И. п. м. Агапия и Дионисия I почитают как исповедников. Агапий в 1780 г. был брошен в тюрьму по приказу Али-паши Янинского и претерпел различные мучения, а затем был продан в рабство в Алжир. «Непокорный» игум. Дионисий был подвергнут пыткам Мухтаром, сыном Али-паши. В 1852 г. игум. Дионисий II († 1857) построил новый соборный храм мон-ря (кафоликон). В 1857 г. игум. Иерофей приобрел для обители крепость Роги и отремонтировал находившийся в ней храм Пресв. Богородицы. И. п. м. имел большие владения, доходы от которых шли на благотворительность: на содержание школ, на помощь бедным, на общественные нужды, например на строительство игум. Дионисием II моста Калойирос через р. Лурос. В 1897 г., во время греко-тур. войны, И. п. м. был нанесен серьезный ущерб. В ХХ в. И. п. м. пришел в упадок. В 1943 г. нем. солдаты подожгли все здания мон-ря, кроме кафоликона. После 1950 г. были проданы почти все владения И. п. м. для восстановления разрушенной во время второй мировой войны митрополичьей резиденции в Превезе. В 80-х гг. XX в. началось возрождение одноименного мон-ря в 20 км от прежнего, близ дер. Фламбура, в 15 км от Превезы. При поддержке Мелетия (Каламараса), митр. Никопольского и Превезского, был построен монастырский комплекс. В 1992 г. освящен кафоликон старого монастыря во имя прор. Илии, в 1996 г.- кафоликон нового мон-ря во имя св. Иоанна Предтечи.

http://pravenc.ru/text/389259.html

Филофея), которая составила подробный отчет об имуществе К., переданном игум. Ефрему: мощах, богослужебных предметах, а также мулах, лошадях и др., в т. ч. был создан перечень документов из архива К. ( Oikonomid è s. 1978. P. 19). В 1808 г. в К. насчитывалось 27 монахов ( Δωρθεος. 1986. Τ. 1. Σ. 430). В улучшении положения К. в нач. XIX в. важную роль сыграло покровительство Василики, жены Али-паши Янинского, номинального вассала Османской империи, де-факто управлявшего Албанией и Эпиром. В 1819-1820 гг. на ее средства была построена часть монастырских корпусов. В ризнице хранится подаренное ею Евангелие в серебряном с позолотой окладе, изготовленном в 1820 г. мастером Афанасием Дзимурисом из Каларите близ Янины. В связи с греч. национально-освободительной революцией 1821-1829 гг., в ходе к-рой множество монахов поддержали восставших, на К. и афонские мон-ри обрушились гонения со стороны османских властей. Кастамонитским мон. Досифеем был составлен рассказ о трагических событиях на Афоне после подавления в 1821 г. восстания в Македонии. В нем в т. ч. говорится о 5 насельниках К., замученных в тюрьме в Фессалонике и ныне почитаемых 12 июня в сонме новых преподобномучеников-святогорцев: Тимофее († 4 июня 1822), Савве Простом († 10 июня 1821), Венедикте († 1821), Синесии († 1824) и Павле († 1824). Из них прмч. Тимофей также является местночтимым святым в Веррийской и Наусской митрополии, прмч. Савва Простой - в Иерисской митрополии, преподобномученики Венедикт, Синесий и Павел - в мон-ре К. Прмч. Павел (в миру Петр) был уроженцем Янины и обучался в этом городе в знаменитой школе Баланоса. По просьбе жены Али-паши Василики кастамонитский игум. Хрисанф и прмч. Венедикт взяли юношу на Афон. Он принял мученическую кончину в Фессалонике в возрасте 30 лет. В 1844 г. в К. поселился иером. Мелетий из мон-ря свт. Афанасия Великого «тис Сфиницис» близ Веррии, впосл. ставший помощником кафигум. Симеона Стагирита. В 1851 г. долг К. достиг 172 тыс. гроссов. В 1854 г. велись переговоры о передаче мон-ря румын.

http://pravenc.ru/text/1681303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАЛАВРИТСКАЯ И ЭЙЯЛИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Καλαβρτων κα Αγιαλεας], епархия Элладской Православной Церкви, охватывает вост. часть нома Ахея (Пелопоннес). Кафедра находится в г. Эйо, митрополичий собор на месте раннехрист. базилики посвящен Пресв. Богородице Фанеромени (архит. Э. Циллер, 1898-1914, фрески выполнены С. Папаниколау (1960), иконы - К. Фанеллисом (сер. XIX в.)). Летняя резиденция митрополита расположена в Калаврите. Митрополичий собор Калавриты, построенный в 1730-1750 гг., был сожжен Ибрагим-пашой (1827), новое здание разрушено немцами в 1943 г. Существующий в настоящее время собор сооружен в 1946 г. История епархии Значительная часть К. и Э. м. в средние века входила в состав епископии Керницы (близ совр. Ано-Диакофто), возникшей на месте античной Буры. Епископская кафедра, видимо, была учреждена в XIII в.: в списке XIII в. (Sinait. gr. 1117) 13-й нотиции епархий К-польского Патриархата указана епископия Керницы, подчиненная Патрской митрополии, при том что она отсутствовала в списке этой нотиции кон. XII - нач. XIII в. (Athen. 1371). Первое упоминание о епископе Керницы, происходившем из рода Малотара, относится к 1316 г. В 1377/78 г. была предпринята попытка возвести эту епископию в ранг митрополии, но данное решение К-польского Синода не было признано Патрским правителем деспотом Иоанном Кантакузином (внуком имп. Иоанна VI Кантакузина), в результате чего в 1381 г. Матфея, митрополита Керницы, перевели на Янинскую кафедру, а епархия Керницы осталась епископией, подчиненной Патрскому митрополиту. В 1654 г. К-польский патриарх Паисий I преобразовал епископию Керницы в архиепископию. В 1711 г. епархия стала именоваться архиепископией Керницы и Калавриты с архиерейской резиденцией в Калаврите. Митрополичий собор Калавриты. 1946 г. Митрополичий собор Калавриты. 1946 г. Калаврита возникла близ древнего г. Кинефа (Кинайфа), входившего в Ахейский союз.

http://pravenc.ru/text/1319909.html

И здесь учредителем был местный митрополит, изыскавший и свои средства на содержание учебного заведения, воспитанники принимались из лиц, готовивших себя на служение церкви, или состоявших уже в священном сане, школьная жизнь носила монастырский характер 42 . В 1874 году, при содействии самосского князя Константина Фотиада, была открыта священническая школа на острове Самосе, имевшая своей задачей приготовлять низших клириков для местной епархии. Устав этой школы аналогичен канонизму школы Янинской и говорит о задаче и содержании школы, об учениках и науках, об экзаменах и каникулах, о религиозных, учебных и дисциплинарных обязанностях учеников и о наказаниях за нарушение устава, о схолархе и ефории, о содержании воспитанников и служащих в школе. В первый год существования Самосской школы в составе её питомцев было принято 14 человек, известных по своему настроению Самосскому митрополиту, рекомендованных духовниками и кинотами 43 . В следующем (1875) году священническая школа была, наконец, учреждена и в Константинополе, хотя столице империи приличествовало бы первенство и в приготовлении образованного низшего клира. В 1871 году, в Константинополе, среди лучших представителей греческого общества, возникла идея учредить церковный или священнический силлог с целью изыскать пути и средства для возвышения умственного и нравственного уровня низшего духовенства, открытия духовных школ и т.п. Вселенский патриарх Анфим VI очень сочувственно отнёсся к этому намерению и объединил под своим покровительством всех столичных клириков и мирян, которые готовы были словом или делом оказывать содействие будущему церковному силлогу. 29 декабря 1871 года в патриархии, под председательством Анфима VI, состоялось предварительное собрание сочувствовавших идее деятелей, которые обменялись мыслями по поводу задач организуемого силлога и образовали комиссию для составления его устава. В эту комиссию вошли: бывший Ларисский митрополит Дорофей (председатель), архимандриты Никифор Гликас и Герман Афеонидис и профессора И.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Посем Господь Бог сподобит тя Царствию Небесному. Аминь» 61 . В 1651 году келарь янинского Ильинского монастыря предлагал в Посольском приказе купить у него крест «и просил за него 25 Рублев, и ему тот крест отдан, потому что сказал цену большую, а мощей в то время в кресте том не было и никакие святыни не объявил», но после келарь снова предлагал тот же крест, но уже с мощами в нем, который он будто бы ранее вынул, чтобы поднести их особо. За крест и мощи в нем он получил 30 рублей 62 . Иногда же просители назначали цену святыни не прямо, а косвенно, указывая ту сумму, за которую они приобрели ее сами, и представляя затем правительству решать, сколько следует дать за принесенную святыню. Так, например, в 1655 году Халкидонский митрополит, посылая государю главу св. Евгения, говорит, что она была положена «в заклад у некиих внешних на семьсот ефимков» и что он, митрополит, выкупил ее «дах долг и взях ю» и теперь посылает ее к государю, «и что известит благодать Божия человеколюбным твоим утробам и да помилует мя от велиа милости своея» 63 . Назаретского митрополита архимандрит Иоаким поднес государю мощи ап. Филиппа, о которых свидетельствовал Антиохийский патриарх Макарий: «Были-де те мощи в Царегороде у некотораго знатнаго человека Лазаря и у вводе двора взяли турчанина убитаго человека и за то посадили ево в тюрьму и вымучили на нема 400 ефимкова, и он в тех деньгах заложил жену свою и детей, и как-де он свободился и приехал с теми мощами в Молдавскую землю, и он-де, патриарх, взял у него те мощи и послал к великому государю с тем архимандритом Иоакимом, и чтобы великий государь пожаловал того греченина милостынею и на окуп, как ему, великому государю, Бог известит» 64 . Про Влахернскую чудотворную икону привезший ее грек говорил, что она выкуплена была у турка за 500 ефимков одним греком портным, у которого за ту же сумму купил ее иерусалимский протосинкелл Гавриил, который и посылает теперь ее царю 65 . Иногда же просители, передавая ту или другую святыню, цены ее вовсе не назначали, но заявляли, что рассчитывают за нее получить от государя, что Бог ему известит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

После смерти в 1813 г. митр. Иерофея кафедра долгое время оставалась незамещенной. До 1818 г. обязанности местоблюстителя исполнял Хрисанф (Куфалас (Кефалас)), еп. Парамифийский, бежавший на Керкиру от преследований Али-паши Янинского, а затем Макарий, бывш. епископ Рогийский. В 1819 г. председатель Ионического парламента Э. Феотокис принял предложение Дж. Шора, барона Тинмута, президента Британского и иностранного библейского об-ва, основать Библейское об-во на Керкире. Местоблюститель Макарий стал его членом. Перевод на новогреч. язык Свящ. Писания был поручен профессорам архим. Неофиту (Вамвасу) и архим. Феоклиту (Фармакидису), но из-за отрицательной позиции К-польского патриарха Григория VI и проф. Константина Типалдоса-Иаковатоса (впосл. епископ Севастопольский) он не был осуществлен. В 1824 г. местоблюститель Макарий был назначен Керкирским митрополитом верховным комиссаром Т. Мейтлендом. После смерти Макария обязанности местоблюстителя в 1827-1833 гг. исполнял Хрисанф, еп. Паксийский. В открывшейся в 1824 г. Ионической академии все преподаватели богословского факультета имели священный сан. При факультете в 1827 г. была учреждена 1-я на Керкире семинария с 4-летним курсом обучения. Принятый в 1833 г. закон подробно регламентировал выборы на Керкире, где митрополита выбирали только иереи. После смерти местоблюстителя Хрисанфа митрополитом был избран иером. Хрисанф (Маселлос). С 1838 г. по его инициативе на острове были организованы кладбища (ранее преобладал обычай хоронить покойников в храмах). В 1841 г. митр. Хрисанф сделал кафедральным собором ц. Пресв. Богородицы Спилеотиссы вместо ц. св. Таксиарха в Камбиелоне. Преемником митр. Хрисанфа в 1848 г. был избран вел. протосинкелл Афанасий (Политис), выпускник Ионической академии и впосл. профессор истории Церкви и герменевтики. Его хиротония состоялась в 1850 г. В 1853 г. в пользу правосл. митрополита решился спор, который Афанасий вел с лат. еп. Керкиры Фрэнсисом Джозефом Николсоном, претендовавшим на титул «архиепископ Керкирский».

http://pravenc.ru/text/1684241.html

Корицкая епископия была образована в нач. XVII в. Она включила территории епископий Колонии, Девола и Селасфора. Первым известным из источников епископом был Неофит (упом. в 1624 и 1628). Охридский архиеп. Парфений, уроженец Корицы, в 1670 г. возвел Корицкую епископию в ранг митрополии. Митр. Макарий (упом. в 1691-1693) первый из занимавших кафедру Корицы архиереев именовался Корицким и Селасфорским (в литературе иногда ошибочно указывают, что титул «Корицкий, Селасфорский и Мосхопольский» использовался с 1670). Корицкий митр. Иоасаф (1709-1719) после избрания Охридским архиепископом (см. в ст. Иоасаф II ) продолжал управлять Корицкой епархией до кончины в 1745 г. Упоминаемые в источниках Герасим Корицкий и Никифор Селасфорский, видимо, являлись его викарными епископами. XVIII век был временем экономического и культурного расцвета Корицы и расположенного в 15 км от нее Мосхополя (ныне Воскопоя ). В Корице была открыта 1-я греч. школа (1723), в Мосхополе - греч. коллегиум (1710, впосл. преобразован в «Новую Академию»), типография (1720 или 1731). Значительная часть населения региона сохраняла христианскую веру. В 1767 г. после упразднения Охридской архиепископии Корицкая митрополия перешла в юрисдикцию К-польской Православной Церкви. После погромов, устроенных в 1769 и 1789 гг. турками в Мосхополе, мн. жители города переехали в Корицу. В 1783 г. Корица и ее окрестности были включены во владения Али-паши Янинского. В кон. XVIII в. в митрополичий титул было добавлено название Мосхополь. В 1828-1834 гг. Корицкая митрополия была объединена с Погонианской архиепископией. С 1835 до 1885 г. митрополит именовался Корицким и Преметским, а затем Корицким, Преметским и Мосхопольским. В нач. XIX в., по сведениям топографа и антиквара У. М. Лика, на территории Корицкой митрополии в деревнях насчитывалось 2,8 тыс. греческих домов. В Корице в то время было 450 домов, из них более половины принадлежали христианам. В сер. XIX - нач. ХХ в. Корица являлась самым крупным городом албанских земель, одним из главных хозяйственных и культурных центров. В последние десятилетия XIX - нач. ХХ в. греческих иерархов преследовали албанские националисты, в 1906 г. ими был убит Корицкий митр. Фотий.

http://pravenc.ru/text/2458763.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Преображенский собор [греч. Μεγλον Μετωρον] в честь Преображения Господня (Стагонская и Метеорская митрополия Элладской Церкви), муж., действующий. Расположен на самой высокой (613 м) из Метеорских скал. Основан прп. Афанасием Метеорским (1302-1380), поселившимся ок. 1340 г. в пещере на скале Платилифос, к-рой он дал название Метеорон (парящий в воздухе). К отшельнику стала стекаться братия, и прп. Афанасием была устроена киновия со строгим общежительным уставом. Первоначально мон-рь был посвящен Божией Матери, соборным храмом являлась построенная прп. Афанасием ц. Богоматери Метеорской Скалы [Παναγα τς Μετεωρτισσας Πτρας]. Когда собралось 14 иноков, была воздвигнута ц. Преображения Господня, впосл. ставшая главным храмом, давшим совр. название мон-рю. Новая обитель превратилась в один из самых известных греч. мон-рей благодаря сподвижнику и преемнику прп. Афанасия прп. Иоасафу Метеорскому (в миру Иоанн Урош; ок. 1350-1423), последнему представителю серб. династии Неманичей. Он был сыном Симеона (Синиши), правителя Фессалии и Эпира, и племянником серб. царя Стефана Душана . По материнской линии он приходился внуком визант. имп. Михаилу IX Палеологу . В 1373 г. он отказался от унаследованной власти и принял постриг в этом мон-ре. Его сестра Мария († 1394), супруга янинского деспота Фомы Прелюбовича, покровительствовала мон-рю и сделала туда большие вклады. При Иоасафе был расширен и перестроен храм Преображения Господня (1388), расписанный в 1483 г. В 1520 г. на средства валашского воеводы Нягое IV Басараба была сооружена башня, откуда спускались веревочная лестница или сеть, в к-рой монахи поднимались в обитель (лестница была прорублена в скале только в 1922 г.). Расцвет мон-ря приходится на XVI в. К-польский Патриарх Иеремия I , посетивший его в 1540 г., даровал обители ряд привилегий и в т. ч. полную независимость по образцу афонских мон-рей. В 1544/45 г. к древнему алтарю ц. Преображения были пристроены наос (основная часть храма) афонского типа и внутренний нартекс (притвор). При игум. Симеоне из Янины в 1552 г. собор был украшен фресками критской школы. По мнению исследователей, они выполнены учеником Феофана Критского Джорджи, расписавшим в 1557 г. собор мон-ря св. Виссариона (Дусик).

http://pravenc.ru/text/149719.html

С ним приедут прочия его братия, и господина нашего святейшаго Патриарха крестник и вскормленник, господин Никита. И мы о том молим да воспримешь их, в тихом образе, и милостивым оком призришь их; во всех их речах и по граматам произволи, Царствие ваше, дать им доброе послушание, потому что не имеем никуда прибегнуть, где бы плакаться и рыдать от сердца и получать нам милость и помощь в нашем великом утеснении, разве только к человеколюбию и милосердию христианскаго вашего Царствия, потому что мы все, малые и великие, изволением и советом благочестиваго и Христианскаго Государя нашего благодетеля, господина Князя Василия, воеводы Молдавскаго владетеля и вернаго советника вашего Царствия, приговорили приклонить великую Церковь Христову к милостивым и милосердым недрам великаго вашего Царствия, а Царствие ваше да распространит превысокую свою десницу и освободит от неодержимаго долга нашу великую Церковь, и да возсияет ваша святая великая милостыня от нерушимаго сокровища державы вашей, сколько богатодавец Бог известит Царствию вашему, чтобы могли мы, богомольцы и рабы ваши поддержать великую Церковь Христову. Посему, боговенчанный Царь, все молим и бьем челом Царствию вашему, да не отлучишь нас от вашей царской милосердной милости; имеем мы великую надежду и упование, что нам не быть отлученными от вашей царской милости и покрова, потому что благочестивым Царям дано от всемогущаго Бога, как настоятелям его на земли, покрывать всегда, своею царскою помощью, святыя Церкви Божии и избавлять их от всякой нужды. Сего ради дерзнули мы и посылаем, от страны нашей, к высоте Царствия вашего, вышереченных: преосвященнаго Митрополита Палепатрасскаго, и с ним, святейшаго господина Патриарха нашего крестника и вскормленника его, господина Никиту, и преподобнаго архимандрита господина Феоклита, с прочими братиями, и желаем конечнаго избавления Церкви Христовой и нам освобождения, от великаго вашего Царствия». В конце сей грамоты приложены руки Митрополитов: Ефесского Паисия, Ираклийского Иоанникия, Анкирского Лаврентия, Кизического Анфима, Тыновского Макария, Никомидийского Кирилла, Никейского Порфирия, Трапезундского Лаврентия, Митиленского Парфения, Мифумского Корнилия, Янинского Каллиника, Дидимотикского Климента, Анхиальского Гавриила, Месимврийского Дамаскина, Ларисского Григория, Халкидонского Пахомия, Адрианопольского Неофита, Брусского Климента, Филипопольского Гавриила, протосингела Лаврентия, архимандрита Амфилохия, игумена Матфея обители Пресвятой Богородицы на острове Халки, игумена Гавриила обители Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

После Святогорских старцев приехали в Москву за милостынею, Славянские из Сербской земли: Саввинского Милешева монастыря архимандрит Феодосий и Чемлюшского Успенского игумен Паисий, который уже был однажды в России. Вслед за ними из города Корца прибыли Митрополит Неофит с архимандритом Мелетием из Болгарии. Неофит привез Государю грамоту от Иоасафа Архиепископа Иустинианского, Охридского и всей Болгарской, Сербской и Волошской земли, которою извещал он, что Митрополит Серафорский и Корецкий Неофит впал в великий долг от тяжких и многих державцев, притесняющих церковь Божию, так что едва не разорили ее в конец. Он вынужден был заложить сосуды церковные и иные необходимые вещи сей митрополии; помощи же не откуда ожидать не было. Такого же содержания была грамота и Патриарху Филарету. В Ноябре 1628 года Государь принимал у себя все духовные власти Греческие и Болгарские, которые тогда случились в Москве: Митрополита Неофита и Селунской области Епископа Феофана с их архимандритами, скита Афонского архимандрита Макария и двух Сербской земли, Феодосия и Паисия. Митрополит привез от себя в благословение Государю мощи великомученика Пантелеимона и миро великомученика Димитрия; Епископ Феофан мощи мученика Иакова Персянина, архимандрит Макарий полотенце Св. Димитрия Селунского, Феодосий и Паисий мощи мучеников Стефана нового и Агафоника. При представлении Патриарху Филарету Никитичу они также поднесли ему в дар мощи Феодора Стратилата, Епископа Григория Паламы и мучеников Сергия и Агафоника. Между ними является еще архимандрит Иверского монастыря Акакий, который уже был в России за милостынею и принес грамоту Царьградского Патриарха Кирилла и часть мощей Игнатия Богоносца . В Феврале месяце пришли ко двору царскому новые просители из Фессалии: Благовещенского Сосина монастыря архимандрит Гавриил с грамотою от Патриарха Кирилла, который извещал Царя, что в области Янинской, в горе Сосине, есть монастырь царский, вместе и патриарший, Благовещения Богоматери, в котором обитает множество иноков, но по изволению Божию было на них нахождение варваров и они впали в долг до ста тысяч левов, потому что у них случилось убийство в виноградниках: их работника убили, и за это их монастырь пострадал много от безбожных властей того города; их самих посадили в железа, и ныне великую нужду терпят от неоплатного долга; они должны были занять до ста т. ефимков и заложить церковные сосуды. Патриарх умолял Государя спасти монастырь от руки неверных.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010