С 1689 года архиепископ Синайской горы был принят «в призрение» русских государей, по просьбе его, чтобы русские государи были «строителями и обладателями монастырей Синайской горы, как новые, вместо Иустиниана царя, ктиторы, и подавали защиту 187 . В 1696 году присылали в Россию за милостыней по прежним жалованным грамотам монастыри: Богословский на острове Патмосе – проигумена Филофея 188 , янинский Никольский в Македонии, «именуемый от Господня Мосту», – архимандрита Нектария 189 , Успенский, «называемый Вела», тоже архимандрита Нектария 190 . В 1697 году прислал просительные грамоты к царю, царицам и царевнам архиепископ Иоанникий из монастыря Неопалимой Купины на Синае о даче милостыни 191 . В 1700 году присылали к Петру просительные грамоты о даче милостыни монастыри: янинский, «называемый Патером», с архимандритом Симеоном 192 , и янинский Рождество-Богородичный с игуменом Харитонием 193 . В 1701 году дана Петром жалованная грамота сербскому монастырю Архангелов Михаила и Гавриила на приезд в Россию за милостыней «в седьмой год» 194 ; константинопольский патриарх Каллиник благодарил за присылку двух сороков соболей и просил еще пособия на постройку патриаршего дома, тогда уже начатую 195 ; с игуменом Феофаном была прислана просительная грамота о даче милостыни от «сербскаго Раковца в Фрушской горе монастыря» 196 . В 1702 году просили: Успенский монастырь на остров Халки чрез архимандрита Ефрема, на выкуп заложенных церковных сосудов 197 , и заздринский Михаило-Архангельский монастырь в Далмации чрез игумена Герасима, на церковное строение 198 . В 1703 году с архимандритом Иоасафом просил милостыни Успенский в Погонианской епархии монастырь 199 и жаловался на свою скудость бывший Солунский митрополит Мефодий 200 . В 1704 году присылали с просьбами о милостыне по прежде данным грамотам: погонианский Троицкий монастырь – архимандрита Анфима 201 и Петропавловский монастырь Погонианской епархии – архимандрита Моисея , от имени архиепископа Евфимия 202 ; Ианнобогословский монастырь на острове Патмосе благодарил за присылку икон и милостыни и просил еще добавить последней на выкуп заложенных церковных сосудов 203 ; а Халкидонский митрополит Константин просил дать посланному им его референдарию Дмитрию Николаеву, вместо милостыни, икон на сумму ее стоимости 204 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

28) Бутротская. Город Бутрот ( Βου’ θρωτον, но у позднейших, подобно тому как в хризовулах, и Βοθρτον) находился в южной Албании, на берегу Адриатического моря, против северовосточного берега острова Корфу (см. Lequien’a Oriens II, 140, Pouqueville’fl Voyage II, 38 sqq). 29) Козильская – τς Κοζιλς. В последующее время город Κοζι’ ληпринадлежал к епархии химарской (Acta Patriarchat. Constantinop. Миклошича I, 411) и следоват. находился где-нибудь недалеко от города Химары. Удавалось ли архиепископам болгарским после 1019 г. возвратить себе сейчас названные четыре епархии, остается неизвестным; но есть указания, заставляющие полагать, что не позднее как со второй половины одиннадцатого века они принадлежали к митрополии навпактско (в одном из посланий архиепископа Феофилакта дается знать, что пограничной областью болгарской архиепископии от митрополии навпактской тогда была область канинская, у Миня р. 543, epist. ed. Lamio XXVII; но все эти епархии южнее области канинской. Положительное свидетельство о принадлежности второй и третьей между ними к митрополии навпактской в начале тринадцатого века см. у Ралли и Потли V, 107). 30) Янинская. Янина ( τα ωα’ ννινα) – известный большой город южной Албании, находящийся при озере того же имени. Неизвестно, возвращалась ли епископия янинская после 1019 г. под власть архиепископов болгарских; но перед 1318 г., когда она возведена в митрополии, она принадлежала к митрополии навпактской (Acta Patriarchat. Consmanminop. Миклошича 1, 93 fin. А в начале тринадцатого века ее в митрополии навпактской как будто еще не было, см. у Ралли и Потли V, 107). 31) Петрская – το Πε’ τρου. В рукописи хризовулов написано Πτρου, по всей вероятности, ошибкой вместо Πε’ τρας. Город Петра, в виде села с монастырем, существующий до настоящего времени, находился в северо-восточной Фессалии, не очень далеко от западного берега Солунского залива, на полдороге между городами Влахоливадо и Катерина (см. Барта Reise S. 181, 201 sqq, 204 и вторую из приложенных к книге карт; средневековые известия в Memor. pop. II, 308 и у Тафеля в De Thessalonica р. 61.) Епархия петрская существует до настоящего времени и принадлежит к епископиям митрополии солунской; епископ в настоящее время имеет пребывание во Влахоливадо, см. списки кафедр в Христ. Чтении.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Святейший владыка! Объятый великим трепетом и страхом в этот страшный и священнейший момент, наклоняя выю и колено души и тела и исповедуя, что я неспособен и недостоин, чтобы под кров души моей вошел Царь царствующих и Господь славы, усердно молю и с сокрушенным сердцем прошу, чтобы посредством возложения рук вашего святейшества и сослужащих вашему святейшеству архиереев и посредством ваших молитв и молений предстоящего Христолюбивого и избранного этого народа Господня почила и на мне благодать Всесвятого Духа и освятила и душу мою и тело, и ум, и сердце, и всего меня обновила и возродила для этой новой духовной деятельности и более высокой жизни, к которой по милости Божией, каноническим избранием преосвященных митрополитов и священным соизволением вашей богопрославленной главы, призван и я, недостойный, и чтобы всесильно действующая Божественная благодать укрепила и утвердила колеблющиеся шаги первого моего выступления, дабы мне мужественно бороться в этой прекрасной борьбе, победоносно совершить поприще долга, сохранять в течении всей моей жизни веру и догматы и заповеди отцов невредимыми и непоколебимыми, во славу Пастыреначальника и Спасителя нашего Христа, в похвалу и для спасения вверенного моей немощи христоименного общества. Да будет! Аминь.» 124 . В июле митрополит Христосом отправился в свою епархию и был с честью встречен паствой, как об этом было сообщено в патриархию самим митрополитом и димогеронтией г. Драмы 125 . 22 мая 1902 года священный синод в экстренном заседании занимался обсуждением митрополичьего вопроса в Ираклийской епархии который уже давно беспокоил патриархию. Синод признал необходимым удалить митрополита Иеронима из этой епархии в силу местных причин ( νεκα λγων τοπικν). В том же заседании решено было и заместить вакантную Ираклийскую кафедру. Кандидатами были указаны следующие лица: Амасийский митрополит Анфим, Янинский митрополит Григорий и Веррийский митрополит Константин. После канонического голосования в патриаршем храме, митрополитом Ираклии и Редеста был избран Янинский митрополит Григорий, который тотчас же предстал пред священным синодом и выслушал обычное малое объявление, а по окончании синодального заседания совершил в патриаршем храме установленный чин благодарения 126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

При этом он просил, в свое оправдание, рассмотреть какие-то… и чрез несколько дней, прийдя в священный собор, заявил, что он пришел не для суда, а для того только, чтобы искать и получить, чтó назначил ему собор своим письменным деянием, если это окажется правильным; в противном случае, он готов довольствоваться той только частью [русской митрополии], в которую поставлен, а от прочего уже отказался. Так он сказал и, по-видимому, не ожидал для себя никакой пользы, если в его присутствии будет разбираться вопрос: чтó должно сделать по просьбе послов из Великой Руси? – тайно убежал, ни с кем не простившись. После этого происходило расследование сперва о том, правильно ли было бы поставить Пимена в митрополита Великой Руси, не назвав его вместе и киевским, то есть по имени города, который искони был митрополией всея Руси? После многих прений об этом на соборе, признано было необходимым и справедливым не презирать справедливой просьбы толикого народа, но, совершив наречение, дать им в архиереи, кого они желают. Приглашен был чрез честнейшего великого хартофилакса и преосвященный митрополит никейский, находившийся в царствующем граде, но не могший присутствовать на соборе по болезни, – дать свой отзыв по этому делу; но он отказался, говоря, что держится соборного деяния о митрополите Киприане и находит оное правильным. Тогда он услышал от нашей мерности, не однажды, а два раза, мнение, которое разделяли и все находившиеся при нас преосвященные архиереи и пречестные, и которое сообщено было ему сперва чрез преосвященных янинского и керницского, потом – чрез того же преосвященного митрополита янинского, в сопровождении честнейших экзокатакилов, церковных сановников – великого скевофилакса, пресвитера кир Михаила Вальсамона, и великого хартофилакса, диакона кир Георгия Триклиния, именно: что упомянутое деяние – не одобрительно, как незаконное и противное канонам; поэтому он [митрополит никейский] должен или прийти на собор и доказать, что оно согласно с канонами, и таким образом убедить и нас соблюдать оное и не предпринимать ничего более, или согласиться с прочими архиереями.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В речи, произнесённой в этот знаменательный день, митрополит Софроний выяснил значение просвещения для духовенства и общества и наметил задачу школы, указал на главных сотрудников своих в устройстве школы (архимандрит местного монастыря Аввакум, Хр. Зографос, А. Пепецоглу, И. Лули и врач И. Лампридис) и приглашал янинскую паству и впредь оказывать школе свою помощь и покровительство, причём заметил, что в деятельности священного учреждения не будет ничего тайного, но двери его будут открыты для всех, интересующихся успехами занятий. 13-го сентября митрополит, в сопровождении ефории, опять прибыл в школу, совершил молебен и сам открыл занятия с учениками, предложивши первый урок по грамматике греческого языка, который в данный час полагался по расписанию. В школу на первый раз были приняты девять учеников, из них два иеродиакона, один послушник, два иеромонаха и четыре священника; по происхождению воспитанники распределились таким образом: пять были из Янинской епархии, один из епископии Парамифийской, один – из епархии Арты, один из Мессова и один из Стагонской епископии. Преподавателем был назначен один иеромонах 37 . Что касается устава Янинской священнической школы, то он был представлен митрополитом Софронием на одобрение патриархии ещё 8 января 1871 года и вскоре был утверждён местоблюстителем патриаршего престола, Дидимотихским митрополитом Дионисием. Выясняя задачу школы, устав говорит, что она назначена давать начальное церковное обучение и этим путём приготовлять приходских священников (ефимериев), способных надлежащим образом исполнять свои священнические обязанности и учить паству. В школу может приниматься для обучения всякий православный христианин, удовлетворяющий таким условиям: он должен знать, по крайней мере, простое чтение, быть в возрасте не моложе 25 лет, иметь удостоверение от своего прихода относительно безукоризненного поведения и нравственной христианской жизни, должен представить поручительство частное или от какого-либо кинота в том, что, по окончании учения, сделается священником, а в случае неисполнения этого обещания, заплатить школе тысячу гросиев в год, израсходованных на его содержание, обязан принести свидетельство духовника прихода, к которому принадлежит, в том, что нет никаких препятствий к его служению в священном сане, наконец, не имеет никаких физических недостатков, препятствующих по канонам священству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

В случае нарушения политической клятвы патриарх и синод подвергали виновных весьма суровой церковной каре. В доказательство можно представить следующий пример. В царствование Андроника II Палеолога (1282–1328) население Янинской митрополии в Эпире, воспользовавшись смертью правителя Фомы, присягнуло на верность византийскому императору. Вслед за тем, во время происшедших политических смут, янинцы отложились, вопреки клятве, от Византии и признали в достоинстве деспота сначала Николая, а потом Иоанна Дуку, по смерти коего признали над собой власть его жены и сына. Но в царствование Андроника III янинцы должны были подчиниться Византии, и вот в 1337 г. они обратились к патриарху Иоанну Калека с раскаянием и просьбой об уврачевании их тяжкого греха – клятвопреступления. Патриарх и синод наложили на них епитимью троякого рода, в зависимости от степени виновности каждой группы. Главные участники антиправительственной смуты и вожаки народного движения отлучались на три года от Святого Причастия; при этом в течение первых трех месяцев они не должны были присутствовать за богослужением в храме, а только лишь стоять вне храма, оплакивая свой грех, лишались в это время и антидора, и всякого освящения, должны были воздерживаться от мяса, а в среду и пятницу есть только сухой хлеб и пить одну воду и каждый день, за исключением субботы и воскресенья, делать по 50 поклонов; после первых трех месяцев виновные в течение года могли стоять в храме позади присутствовавших, наконец, в последний год и девять месяцев получали разрешение стоять и молиться вместе с верными, после чего удостоивались и Святых Тайн. Ко второй группе виновных относились те, кои примкнули к инициаторам преступления без всякого принуждения. Они отлучались от Святого Причастия на два года, причем это время также разделялось на три периода (два месяца, шесть месяцев, год и четыре месяца) для постепенного прохождения епитимьи, соответственно той последовательности, которая назначена и для первой группы. Для третьей группы виновных, которые действовали по принуждению и увлечению, – соответствующая епитимья налагалась на один год. Если среди виновных оказывались и лица священные, то они запрещались в священнослужении на три года, на два и на один, в зависимости от степени участия в клятвопреступлении. Женщины и дети подвергались той же епитимье, какая возложена и на мужчин, но срок ее применения ограничен 40 днями. Лишь ввиду приближения смерти подвергнутый епитимье мог сподобиться Святого Причастия. Наконец, те из священников Янинской митрополии, кои осмелились произнести церковное отлучение на всякого противившегося клятвопреступлению и, таким образом, присвоили себе архиерейскую власть, лишались права священнодействия и на второе трехлетие. 48

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

Еще дважды Георгий вызывался к судье для допроса, но остался тверд в своей вере. Непоколебимость невинного христианина так подействовала на кади, что он хотел освободить его от казни, но известные своим варварством и изуверством турки Янины настаивали на том, чтобы хулитель мусульманства был умерщвлен; особенно интриговал против Георгия человеконенавистник и презренный изувер шейх Али, который дважды ходил к визирю с требованием предать Георгия позорной казни. Визирь, по мотивам религиозным, утвердил смертный приговор. Несправедливость турецких властей и народа возмутила янинских христиан, во главе с духовенством, и они приняли со своей стороны все меры для освобождения Георгия от смерти. За него ходатайствовали пред визирем архиереи – янинский Иоанникий, артский Неофит и гревенский с представителями христианской общины и родными мученика, но визирь ответил им, что освобождение Георгия зависит от кади, а сам он не может взять на себя ответственность за дело и потушить его. Находясь в тюрьме, Георгий даже не соглашался и лицемерно назвать себя турком, дабы избежать смерти, отверг и совет об удалении на время в Элладу, где он мог опять объявить себя христианином. Убежденный и пламенный исповедник Христа, имевший лишь 30 лет от роду, 17 января был публично повешен. Его тело, по обычаю турок, три дня висело на площади, а потом торжественно было погребено в храме св. Афанасия 28 . Господь прославил новомученика чудесными исцелениями, о чем янинский митрополит Иоанникий, предварительно проверив знамения совместно с архиереями бывшим виллским Леонтием и перистерийским Серафимом, и донес Григорию VI. Патриарх и синод 19 сентября 1839 г. определили: всенародно принявшей за Христа мученичество, Георгий новомученик признается впредь, всею православною восточною церковью, истинным мучеником Христовым. сопричисляется к сонму святых мучеников и почитается всеми верующими, с каноническим совершением памяти его 17 января ежегодно 29 . 2-го октября того же года патриарх сообщил копию этого постановления янинскому митрополиту и велел внести в митрополичий кодекс, но, боясь фанатического движения среди турок, не разрешил объявлять по епархии о новом празднике, который, в виду этого, и был соединен с празднованием памяти св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

в 1564, 1567), Софроний (70-е гг. XVI в.), Максим (упом. в 1572), Виссарион (упом. в 1577), Михаил (упом. в 1590), Нектарий (упом. в 1593), Митрофан (упом. в 1601-1618), Феофилакт (упом. в 1621, 1622), Харитон (упом. в 1624, 1638), Иерофей, униат (ок. 1640), Арсений (упом. в 1643, 1654), Киприан (упом. в 1654), Давид Митилинец (упом. в 1665, 1686), Герасим Паллада (1686(?)-1688, впосл. Герасим II Паллада, патриарх Александрийский), Давид Митилинец (1688-1694), Дионисий Мандукас (1694-1719 с перерывами), Досифей (упом. в 1706, 1707), Хрисанф (1719-1756, 1761), Исаия (упом. в 1759 - ранее 1763), Евфимий (упом. в 1756, 1764-1767), Геннадий (между 1773 и 1797 с перерывами, когда кафедру занимал Евфимий), Неофит (1799-1835, впосл. митрополит Имбросский), Афанасий Митилинец (1835-1841, впосл. митрополит Смирнский), Никифор (1841-1869), Дорофей (Эвелпидис) (1870), Иларион (1874-1880), Константин (Исаакидис) (1880-1882, впосл. митрополит Неокесарийский), Кирилл (1882-1888, впосл. митрополит Лемносский и затем Адрианопольский), Григорий (Дракопулос) (1888-1889, впосл. митрополит Варнский), Филарет (Вафидис) (1889-1899, впосл. митрополит Трапезундский), Афанасий (Маврогенис) (1899-1900), Герман (Каравангелис) (1900-1908, впосл. митрополит Амасийский, Янинский, патриарший экзарх в Вене), Иоаким (Баксеванидис) (1908-1911), Иоаким (Лептидис) (1911-1931), вдовство кафедры (1931-1936), Никифор (Папасидерис) (1936-1958), Дорофей (Яннаропулос) (1958-1973), Григорий (Маистрос) (1974-1985), Григорий (Папуцопулос) (1985-1996), Серафим (Папакостас) (с 1996 по наст. время). А. В. Захарова, О. В. Лосева, Д. Чешмеджиев Памятники архитектуры и живописи Кастории Путешественники XVII-XIX вв. одной из особенностей города называют большое количество храмов. Так, упоминание в сер. XVII в. Эвлией Челеби 70 церквей вполне соответствовало реальности. В основном храмы представляли собой однонефные и иногда 3-нефные базилики; кроме того, в городе есть триконх (ц. Панагии Кумбелидики). Трехнефные базилики (первомч.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Правящий архиерей: митрополит Игнатий (Лаппас) Хиротония: 28.05.1994 Тел.: 2410-617685 Факс: 2410-617684 Сайт: http://www.imlarisis.gr/ Левкасская и Ифакийская митрополия Кафедра : г. Левкас. В епархии действуют два мужских монастыря и два женских; приходских храмов – 67, остальных – 234, клириков – 46. Имеется радиостанция (107,8FM). В храмах епархии хранятся честные мощи святого Рафаила Ифакесийского, святого Мины Левкадского, святой Параскевы Левкадской, святителя Иоанна Златоуста, блаженного Арсения Каппадокийского (в монастыре Фанероменис), новомученика Георгия Янинского, преподобного Силуана Афонского (там же) и др. Правящий архиерей: митрополит Феофил (Манолатос) Хиротония: 26.06.2008 Тел.: 26450-22645 Факс: 26450-25354 Лимносская и Святого Евстратия митрополия Кафедра: г. Мирина (Лимносская). В епархии насчитывается приходских храмов – 37, остальных – 375, клириков – 21. Имеется радиостанция (93FM). Правящий архиерей: митрополит Иерофей (Герифаллос) Хиротония: 22.11.1988 Тел.: 22540-24630 Факс: 22540-24042 Ε-mail: imlimnou@otenet.gr Мантинийская и Кинурийская митрополия Кафедра: г. Триполис. В епархии действуют три мужских монастыря и десять женских, из которых самый крупный – Феотоку Малевис, где подвизаются 16 монахинь; приходских храмов – 152, остальных – 609, клириков – 130. Имеется радиостанция (94FM), выходит периодическое издание ”Αλιες”. В храмах епархии хранятся честные мощи новомучеников Димитрия и Павла Трипольских, преподобного Нила Мироточивого, святого Петра Кинурийского. Правящий архиерей: митрополит Александр (Пападопулос) Хиротония: 05.05.1984 Тел.: 2710-222445 Факс: 2710-226926 Ε-mail: alieys@yahoo.com Маронийская и Комотинийская митрополия Кафедра: г. Комотини. В епархии действует один мужской монастырь; приходских храмов – 71, остальных – 107, клириков – 62. Имеется радиостанция (95.8FM). Правящий архиерей: митрополит Дамаскин (Румелиотис) Хиротония: 30.05.1974 Тел.: 25310-22569 Факс: 25310-23439 Ε-mail: immKom@otenet.gr Мегарская и Саламинская митрополия

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В Июле пробыли: из Анатолии Богословского монастыря Митрополит Агафангел, и из города Янин Петропавловского монастыря архимандрит Евфимий и Михайловского Даниил, с которым Патриарх Цареградский писал к Патриарху Филарету Никитичу, прося его не оставить своею милостынею посланного. И старцы той обители писали о том же к Царю, прося призреть их ради бедности и тесноты. Замечательна грамота, которую писал Янинский Митрополит Неофит чрез архимандрита Даниила о Греке Юрии; она показывает, сколько гонений терпели от Турок бедствующие Христиане. «Агаряне того места, где он (Грек Юрий) пребывал, взговорили на него, будто он крестил Турчан и творил их Христианами. Но так как они не могли ему ничего сделать, ибо он и сам был велеможен и честен, то придумали написать о нем в Царьград, и послушествовали на него много ложнаго Пашам. Паши, как скоро услышали те словеса, послали за ним толпу чаушей и взяли его, с женою и детьми, и со всем его домом и сродниками, а имущество его все растащили до основания; привезши же их в Царьград, велели учинить их Турками: но милосердый Бог воззрел оком своим на их мучения и привел Юрия опять в место свое благочестивое, ибо он ушел; жена же и дети остались в руках Агарянских, но еще их не потурчили, а просят за них выкупа двести тысяч левов. Некоторые благочестивые Христиане помогли ему, дав сколько кому Бог внушил; недостало только, Великий Государь, десяти тысяч рублей и не имеет он бедный Юрий средств заплатить выкупа и освободить жену и детей.» Изложив таким образом бедствия несчастного, Митрополит ходатайствовал у Патриарха помощи ему. 19) Не видно, какие дары принесли сии духовные власти Царю и Патриарху, но Митрополит получил от Государя серебряный кубок, камку, сорок соболей и сорок рублей и столько же от Патриарха, хотя меньшей цены. Архимандриты же Евфимий и Даниил по сороку соболей и по двадцати рублей. Не так благосклонно была приняты Хиландарского монастыря архимандрит Филипп и Сербского Студенецкого монастыря архимандрит Афанасий, прибывшие в Августе месяце в Путивль, ибо Государь приказал выдать им там царского обычного жалованья двенадцать рублей и отпустить обратно, потому что недавно приезжали из сих монастырей за милостынею. 17)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010