Кассопия. 13 июня 1865 г. За 1/4 до восьми часов по восточному счету начали раздаваться на улице будильные удары в каждые христианские ворота, – один замедленный и два – вслед за ним ускоренные. Это был звон янинский, достойный тех времен, когда город звался еще Кассиопеей или Кассопой ( Κασσπη). Верующие приглашались в храмы Божии на воскресную молитву. Такой примитивный способ благовеста мог бы привести в умиление душу благонастроенную. Но в моей еще от вчерашнего посещения крепости остался малый осадок злости и мне казалось, что этот робкий, тупой и глухой, стук, тук-тук, слышимый во дни наши в таком большом и бойком городе, отзывается уже неуместной трусостью христианского населения. Несколько я успокоился, когда через четверть часа после того послышался невдалеке и звук церковного симантра (железной полосы, подвешенной на цепях за оба конца). Все же несколько похоже, если не на звон, то на звяканье. А когда же услышится в столице Эпире колокол, которого родиной не грешно назвать места эти? 182 Думаю – тогда, когда пришлет его в дар (хотя, например, новомученику Георгию) какой-нибудь монарх Европы, которого побоятся местные правители обидеть отказом в принятии подарка, или когда вотрутся тут пропагандисты римские, умеющие отворять всякие двери, если нужно и лбом, и даже боками. Сладко спали мои спутники. Жаль было будить их. Я вышел один из дома в намерении обойти сколько можно более церквей зараз. Прежде всего, конечно, направился в митрополию, на дворе которой зашел в часовню Новомученика, чтимого от горожан за святого, прославленного чудесами 183 . Мое внимание привлекла тут к себе большая икона его страданий и мученической кончины. Привыкши видеть в подобных изображениях мучителем языческого „игемона“ в костюме римского воина или самого царя венценосца, вдруг видишь в качестве его изображенным современного турецкого пашу со всею современною обстановкою, и не знаешь чему дивиться более, – смелости ли живописца или равнодушию местного начальства, которое как ни избегает случаев взглядывать в христианское чтилище, все же не может не знать, что внутри его оно само выставлено на позор и на (тайные) проклятия верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

185 Так-как днем казни мученика считается 17 число Января, то сцена прощания его с семейством должна была иметь место тремя днями ранее, и не в воскресный день. 186 Чудеса начали оглашаться вскоре по кончине Новомученика. Кажется, того же 1837 года на утреннем богослужении в неделю Вайи два мальчика – колченогий и немой – получили полное исцеление, приписанное молитвам Святого. Одна параличная женщина из окрестностей Меццова, по совету своих родных хотела как-нибудь добраться до городка, где слышала, что есть лекарь. Накануне отправки своей туда видит во сне, что кто-то в фустанеле (албанский костюм) спрашивает ее, на что же она решилась? Та отвечала: еду в Меццово. – Не езди, – говорит ей фустанелас, – там тебе не будет пользы. А ты ступай в Янину. Там найдешь лекаря. – Да у меня нет лошади, чтобы ехать туда. – Не беспокойся, завтра будет у тебя и лошадь. Утром кто-то подъехал к дому больной, вынес и посадил ее на своего мула, и провожал до самой Митрополии Янинской. Здесь ссадил ее с животного, и был таков! Женщина тут же встала на ноги, совсем здоровая. Ее всенародно допрашивали перед Митрополитом. Другая недужная, 25-летняя девица из Загорья, не владевшая ногами, приволочена была матерью в дом Святого и там выздоровела. 40 дней народ ходил смотреть ее. – Ο Πργκος ατρς ( μασκαρ ς κα φαρμαζνος) μα τν δε ες τ ποδρια, καμε τν σταυρν το. Πο πρν πατοσε τν κκλησαν! (Лекарь Принко – маскарадник и фармазон – как увидел ее на ногах, сотворил крестное знамение! А прежде – ни ногой в церковь )! Так заключил рассказ свой о Святом Новомученнике Георгий Духовник Харалампий. 187 Γαληντατος (от: γαλνη тишина на море), serenissimus. Во всяком случае, наше: тишайший не выражает сути дела. Польское: ясне (вельможный) ближе бы подходило к делу, но тоже односторонне. 188 Точнее: родственники, чем потомки. Прямых потомков в мужском колене, далее своих сыновей, Панагиот Зосима не имел. Все же сыновья его провели век свой холостыми, с целью, как говорят, нынешние их панигиристы, не раздроблять нажитого сообща капитала, отписанного всецело на дела благотворения...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

Он был родом болгарин, по своему занятию Сеис, т.е. конюх. Служба его протекла в домах турецких. В свое время он женился на гречанке и прижил с ней сына Иоанна. В это время неизвестно – по какой причине – по злобе или ошибке – один хадж объявил своему начальству, что Георгий сначала был Турком, а потом сделался ренегатом. Напрасно обвиняемый оправдывался. Его заключили в тюрьму, долго мучили, домогаясь отречения его от христианства. Наконец он был повешен. Толпа христиан окружавшая мученика – вдруг заметила неожиданный свет, окружавший его голову – и объявила Георгия прославленным мучеником. Турки в свою очередь всполошились и тем еще увеличили силу впечатления от необыкновенного явления. Погребение новомученику было сделано торжественное. Отпевали его два архиерея: янинский и еще другой. В маленькой церкви на дворе – в янинской митрополии стоит высокая его мраморная гробница 1744 . Вдова —500— новомученика долго жила после него, пользовалась почтением и пропитывала себя доброхотными приношениями верующих. Сын новомученика Иоанн обзавелся хорошеньким беленьким домком, красиво обставил его. Одна большая комната увешана иконами и лампадами, как церковь . В нее, как и ко гробу Георгия, заходят христиане помолиться и жертвуют что-либо на свечи и масло, частью и на нужды домашние. – Сын Георгия нового женился на молодой красавице – женился к прискорбию некоторых лиц, находящих, что сыну мученика пристойнее было бы пойти в монахи, чем ожениться. Действительно, как-то странно слышать о женатом сыне мученика, имеющем у себя в доме молельню в честь своего отца и молодую жену, одну из первых красавиц в Янине 1745 . – Интересно, что современные Греки изображают Георгия нового на иконах вполне сообразно тем сенсационным обстоятельствам, при которых происходило мученичество последнего в действительности. В таком виде изображены Георгий, его суд и страдания в Янине на картине, висящей на его гробнице. Один русский зритель этой иконописи справедливо замечает: «привыкнув видеть в подобных изображениях мучителем языческого игемона в костюме римского воина или самого языческого царя, вдруг видишь в качестве мучителя изображенным современного турецкого пашу со всею современною обстановкою, и не знаешь чему дивиться больше – смелости ли живописца или равнодушию местного (магометанского) начальства, которое, хотя и не привыкло заглядывать в христианские храмы, но всё же не может не знать, что здесь оно выставлено на позор и на проклятья христиан» 1746 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

с целью приготовления клириков и учителей для нужд константинопольской церкви и в противодействие антицерковному направлению андросского орфнотрофия Каири. Учениками этой школы и состояли преимущественно бывшие питомцы Каири, а схолархами – известные греческие ученые Варфоломей Кутлумушский и Леонтий Кесарийский 129 . Школа была открыта на деньги (30.000 гросиев), собранные с епархиальных архиереев 130 . Между прочим, в школу была пожертвована часть патриаршей библиотеки 131 . Но фанарское богословское училище существовало только до 1840 г., когда, по недостатку средств, было закрыто 132 . Кроме того, в 1836 г. в селе Манадеидри янинской епархии, на средства Георгия Ризари из Одессы, была открыта греческая школа, устройство которой и было утверждено особым сиггилием патриарха 133 , а в 1838 г. митрополит Дионисий открыл школу в Ферсале 134 . Затем, Григорий убеждал открыть школы – в Дровиане, дриннунольской епархии 135 , в Муталаске, кесарийской епархии, – на те 20.000 гросиев, которые жители села были должны местным церквам, продавшим во время восстания свои серебряные сосуды для уплаты народных податей 136 , и в Перлепе 137 : а для греческой школы в Филадельфии рекомендовал избрать новых епитропов 138 . Архидидаскалу великой народной школы в Константинополе , бывшему месимврийскому митрополиту Самуилу, патриарх и синод принесли в 1840 г. благодарность за отличное исполнение обязанностей 139 , а коммерческую школу на Халки, находившуюся в крайне затруднительном материальном положении, патриарх поддержал нравственно и экономически и этим спас от угрожавшего закрытия: при его содействии в 1838 г. было заключено второе соглашение константинопольских купцов, обеспечившее дальнейшее существование учреждения 140 . В 1838 г. патриарх утвердил материальную субсидию Константина Ипликчи в пользу школы взаимного обучения в константинопольском приходе Неохории на Босфоре 141 . В том же году был удален от заведывания Евангелической школой в Смирне схоларх Неоклъ, снявший сан иеродиакона и признанный недостойным учить чад св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

(Из принадлежавших прежде отошли от архиепископии, во-первых, епархии южной части диоцеза, албано-македонские – черникская, химерская, адрианопольская, вутротская, янинская, козильская, петрская в веррийская, – во-вторых, северо-западной части, составляющей западный угол нынешней Болгарии и восточную половину княжества сербского – виддинская, враницкая и орейская). После окончательного покорения Болгарии, в 1019 г. импер. Василий решил оставить страну при отдельном и самостоятельном управлении как гражданском, так и церковном. Что касается до архиепископа, то, признав за ним его прежнюю автокефальность или его независимость от патриарха константинопольского, император не только сохранил ему его округ в тех пределах, с которыми нашел в минуту завоевания, но и положил было восстановить этот последний (вследствие представлений тогдашнего архиепископа) в том его обширном объеме, какой он имел в правление Петра, и таким образом присоединить к нему все те, существовавшие в данную минуту и не принадлежавшие к нему, епархии, местность которых при названном государе входила в состав болгарского государства; для этого император издал несколько своих указов (хризовулов на имя архиепископа, о которых выше). Однако ж на деле архиепископу удалось возвратить себе свои прежние владения не более как только отчасти. Относительно епархий албано-македонских нет положительных сведений, и вероятнейшее есть то, что если не все отошедшие, то по крайней мере значительнейшая часть их более уже никогда не возвращалась к архиепископии; затем, что касается до этих сведений положительных, то епархия виддинская с епархиями местности, лежащей на запад от нее и составляющей восточную половину нынешнего княжества сербского, были возвращены, а митрополия доростольская или дристрская с своими епископиями по-прежнему осталась за патриархом константинопольским. В продолжение одиннадцатого столетия и первой половины двенадцатого в архиепископии болгарской было открыто несколько новых епархий, именно известны, как таковые, епархии 1) моравская, 2) дебрьская, 3) малешовская и 4) гревемская.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В сентябре 1833 г. он утвердил устройство вновь возникшей школы в Хоре 129 , в следующем (29 января) дал каллипольскому архиерею руководственные указания о расходовании сумм, завещанных на школы неким Вулгароглу 130 , а также издал сигиллий касательно устройства общей школы в Филиппополе, учрежденной на частные средства 131 . Константий любил открывать школы при монастырях и на их средства, вверять их ближайшему надзору и руководству духовенства, – вести учебное дело на основе церковности. В январе 1832 г. он издал сигиллий о присоединении эносского монастыря Скалоти к здешней греческой школе, которая и должна содержаться на монастырские средства, как этого желали митрополит и прокриты города 132 . В ноябре 1832 г. патриарх все доходы янинских монастырей Успения Богоматери των Πατρων и св. пр. Илии Ζτζης с их метохами в Валахии предоставил в распоряжение местных школ 133 , а также присоединил монастырь Спасителя в Велле к греческой школе в Конице 134 . В Оксанице на деньги (13.000 гр.) ставропигиальных монастырей Γορας и Μολυβδοσεπστου также была учреждена (1832) школа и подчинена митрополиту Корицы Виссариону, который назначил дидаскалами ее монахов 135 . В 1830 г. предположено было открыть школу в молдавском монастыре Трех Святителей, метохе афонском, но ввиду бедности афонского кинота, обремененного долгами, предположение это не было осуществлено 136 . В Трапезунте греческая школа (φροντιστριον) помещалась в метохе монастыря Перистера, как видно из грамоты Константия от 1833 года 137 . При Константии была восстановлена и патриаршая типография. В марте 1831 г. между синодом и Александром Аргирамом состоялось такое о ней соглашение. Аргирам сделан управляющим типографии, с обязательством заботиться о лучшем ее устройстве, но не должен просить у синода ни овола на расходы по типографии, которая, и в случае смерти Аргирама, должна быть свободной от всякого долга, а равно и патриаршая казна не считает себя обязанной платить типографские долги Аргирама. Типография бесплатно печатает все синодальные и патриаршие грамоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

Но так как русские вели себя вполне корректно, то неудовольствие султана против патриарха и греков скоро исчезло и не имело неприятных для них последствий 28 . Подвергаясь давлению со стороны султана, патриарх не был свободен от влияния и других сильных впимперии лиц, даже из среды христиан. Часто ему препятствовал исполнять архипастырские обязанности фанариот Стефан Вогоридис, который вмешивался в церковные дела и, волей или неволей, отклонял патриарха от архипастырского его долга: Константий, отличавшийся мягким и кротким характером, иногда уступал, Стефану и подчинялся его желаниям 29 . Та же кротость характера не позволила Константию отменить распоряжение его предшественника Агафангела относительно полицейских обязанностей архиереев. В феврале 1832 года он рекомендовал христианам Мосхонисия нового их архиерея Каллиника, как начальника полиции и агента правительства: Каллиник должен был привести в исполнение некоторые правительственные распоряжения, а также обязан сообщать правительству о всех исключительных событиях в жизни местного населения 30 . К тому же, и бедствия недавнего времени ставили Константию большие преграды в точном исполнении его многочисленных и важных обязанностей. 4-го ноября 1830 года патриарх просил янинского прокрита Димитрия Афанасьева , – чтобы он посодействовал вновь назначенному игумену тамошнего ставропигиального монастыря святых Отцов Клименту вступить в управление обителью, которая во время политических неурядиц при Али паше была отнята у патриарха; время это, прибавляет патриарх, а также и последующее было настолько тревожно, что церковь не могла канонически управлять и самими епархиями (οδ τς επαρχας ατς δνατο ν διοισ ανονις η ελησα) 31 . А в патриаршество самого Константия был, например, случай ограбления разбойниками греческого монастыря Гиромерия в Эпире, игумен которого Василий 19 мая 1832 г. получил от патриарха разрешение производить сбор пожертвований 32 . Затем, большим тормозом для успешной деятельности патриарха служила традиционная косность Порты и ее прямое нежелание содействовать справедливым его требованиям, 5-го марта 1831 года Константий прямо писал кизическому митрополиту Матфею, что, при всех усилиях, ему еще не удались восстановить пред Портой греческих архиереев в их древних прономиях – рассматривать гражданские судебные дела христиан независимо от турецких судебных учреждений 33 . Но вообще стремлений и энергии у патриарха Константия было весьма много. Его попечительность о народе в гражданско-общественном отношении простиралась даже до распоряжений касательно покупки христианами табаку 34 , или перемены женщинами костюма 35 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

Далее, на Крите, по распоряжению патриарха, состоялось (24 ноября 1831 г.) соединение некоторых епархий вследствие запустения острова и малочисленности населения, а именно–епархия кидонийская соединена с кисамской, иеросская с ситийской, аркадийская с петрской, авлопотамская с рефимнской, лампская с сфакийской, херсонесская и гортинская с митрополией. Такое соединение создавало епархиям более благоприятные условия для уплаты дворцового долга; применительно к новому составу епархий были распределены и взносы в пользу критского митрополита и патриархии, но без ущерба для них 57 . Кроме того, были соединены епархии: месимврийская и варнская, вследствие их опустошения и по предложению митрополита Каллиника (2 сентября 1831 г.) 58 , химаррская и дриинупольская, по предложению янинскаго митрополита Иоанникия и под управлением митрополита Иоакима Коккоди (в июле 1832 г.) 59 , погонианская и веллская под управлением митрополита Иосифа и с отделением первой епархии от корицкой (в мае 1834 г.) 60 . Затем 1 декабря 1830 г. софийский митрополит Паисий был удостоен титула экзарха Болгарии, а вместе с тем получил султанский хатти-хумаюн, обеспечивавший гражданские привилегии его паствы, которая, в случае их нарушения турецкими властями, должна, по предписанию патриарха, обратиться с общим прошением к церкви 61 . 17 августа 1831 г. состоялось синодальное определение об отношении сербских митрополитов и епископов к вселенской церкви, их избрании, перемещении, низложении, национальности, взносах в пользу патриарха и поминовении его за богослужением, согласно просьбе князя Милоша Обреновича и народа сербского 62 . Но антиканоническое отделение греческих епархий от церкви константинопольской, совершившееся без ведома и разрешения синода, было осуждено любвеобильным и ревностным о благе церкви патриархом, который собственноручно и занес в официальный кодекс свое справедливое мнение о схизме 63 . Наконец, в Триккере 6 мая 1831 г. была учреждена патриаршая экзархия, под управлением эконома Димитрия 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

В то, что Царьград опять будет христианский верили всегда и сами завоеватели его – магометане. Золотые ворота Константинополя были завалены по приказанию султана Магомета, ибо и он верил преданию, что чрез ворота, чрез которые победитель въехал в город, войдут и освободители св. Софии – христиане. В 1557 г. русский посол доносил царю Ивану такие ногайские речи: «Тако де и наши книги говорят, все де бессерманские государи русскому государю поработают». В 1650 г. янинский митрополит сообщал в Москву, что один потурчившийся греченин говорил местным пашам: «уже наш срок отходит, что мы владеем... да и в книгах де о том писано, что от страны московския будет царем в Константинополе». В 1672 г. отправлен был послом в Константинополь Василий Даудов, который сообщал в статейном списке: «при нем, Василье, в Царе-граде, в великий пост, на третьей неделе, в среду, в большой мечети, что прежде была благочестивая церковь Софии Премудрости Божией, во время того, как турки чинили мольбище, слышен был страшный благовест. Прежде ударили трижды, а потом, помешкав мало, также ударили трижды и в третие потому ж; и на завтрее того дни, в четверг, был слышен благовест, а в пятницу по таковым же благовесте, слышно было литоргисование божественной литоргии греческим языком и иже херувимскую песнь ангельскими гласы воспеваема. И о том де чудеси учинилось ведомо в Адрианополе, и салтан де велел тое бывшую благочестивую церковь запечатать до светлаго Христова Воскресения, и велено смотреть, что на тот превеликий праздник проявится. Турцы же старые люди и ученые говорят и конечно чают, что тот знак от самого Бога к тому, что паки тому государству быть во благочестии» 27 . Старые религиозные турки погребались и погребаются доныне, по собственному желанию, в Скутари, на азиатской стороне Босфора, против Константинополя: они чувствовали себя временными обитателями Царьграда, его гостями, а не хозяевами – живя в чужой земле, хотели лежать в родной, в азиатской. Общее – христианское и магометанское – убеждение сходится в том, что Царьград вновь станет градом Софии – и станет при посредстве Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На первый день мы ограничились этим визитом. Состояние погоды гнало нас домой. Я поспешил в свой угол и, пользуясь пока живым еще впечатлением имени, лица и места первостоятеля церкви Эпирской, углубился в любезную „Хронографию“ с целью вычитать в ней все, что известно и достозамечательно о кафедре Янинской. Мы упомянули выше, что имя: Иоаннины встречается уже в XI в. у Анны Комниной. Но хронография, ссылаясь на Лекеня (Oriens Christianus), находит имя города известным еще в IX в. Под Соборным деянием, бывшим в Константинополе в 879 г., подписался: Захария Иоаннинский 167 . Непомерное расстояние между этим первым Янинским архиереем и следующим за ним, в 500 почти лет, заставляет как-бы усомниться в действительности факта. Но более решительного чего-нибудь против него сказать не имеем. Конечно, то была не митролия, а епископия, ибо в Нотиции областей имперских, приписываемой императору Льву Мудрому, следовательно, почти современной подписи Соборной, город Иоаннины числится под митрополией Навпактской 168 . Когда собственно возвысилась кафедра на степень митрополии, остается неизвестным 169 . В упомянутом нами хрисовуле императора Андроника 1320 г. говорится о ней, как уже о митрополии, имевшей под собою 4 епископии 170 . Хронография полагает, что с запустением Никополя, после погрома Болгарского в 1034 году, церковные права бывшей столицы Эпира перешли на Иоаннину, но в упомянутой Нотиции преемником Никополя, в этом значении, указывается Невпакт, которому иерархически подчинена была и Янина, как епископия. К сожалению, года составления Нотиции также нельзя определить с точностью. Хронография считает его 860-м. Но тогда Никополь еще процветал. На том же Соборе 879 г. заседали и Никопольский Николай, и Навпактский Антоний. Как бы то ни было, в „Хронографии“ с 1388 года по 1845-й насчитывается 25 предстоятелей 171 кафедры Иоаннинской, из коих трое: Феолипт (1515), Матфей (1601) и Парфений (1638) были потом Вселенскими Патриархами. К ним мы можем еще причислить Иоакима, двукратно занимавшего Янинский престол и недавно бывшего тоже патриархом Константинополя. Знаменитостью, в своем роде, между Янинскими иерархами можно считать Климента (1714 – 1733), родом с острова Хио, оказавшегося по рукоположении безграмотным. Янинцы не хотели принимать его, но он умолил их потерпеть его худость, обещаясь научиться в скорости всему, что нужно. На сей конец он поручил другим управление епархией, и сам 5 лет провел в одном монастыре, учась у одного даскала из Янины всей Эллинской экциклопедии. Вышел из своей запоздалой школы ученейшим человеком, возбудившим удивление в Константинополе и Европе. После него был выбран на кафедру Янинскую еще более знаменитый ученый, историк и географ, писатель Мелетий. Но, как видно, его мало пленяла слава древнего Эпира. Он предпочел Иоаннинам Славные Афины, и известен в Эллинской литературе под именем Афинского. Янинская кафедра занимает теперь 18-е место в ряду митрополий Константинопольского Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010