Сидел он в той тюрьме недели с две, и ушел из нея в мутьянскую землю, а бусурманом не бывал». Тогда Арсению объявили, что о его униатстве и бусурманстве писал государю и святейшему Иосифу сам патриарх Паисий, который слышал о том от киевских старцевъ, пришедших от гетмана. Арсений: «те киевские старцы сказывали про него патриарху Паисию ложь. Он униатом и бусурманом не бывал; а как он, по наносу на него визирю, сидел в тюрьме и там было ему мученье, о том он разсказал патриарху Паисию и во всем ему исповедывался, и патриарх его во всем простил». Арсению возразили, что патриарх Паисий вовсе о том доселе не знал, как сам пишет; а если бы знал, то он бы его, Арсения, для риторского учения в московском государстве не оставил... Арсений: «в том он пред Богом грешен и пред государем виноват, что такова дела царскому величеству не известил, а обусурманен де он неволею. Когда же он после того пришел в волошскую землю, то митрополит янинской Иоасаф, его, Арсения, в вере исправил и миром помазал. Да и патриарху Паисию он про то объявил же и покаяние принес. И патриарх в том его простил и благословил, и грамату прощальную и благословенную ему дал, и та грамата патриархова ныне у него, Арсения. А государя он не известил потому, что его Паисий патриарх простил и служить ему велел. На Москве же остался он не своею волею: про то известно великому государю». Тем и окончилось распросное дело Арсения Грека, которое мы намеренно привели целиком, чтобы всякий мог судить, на сколько Арсений виновен. Хотя и вероятно, что он принял унию в Риме, как должны были принимать ее все Греки, обучавшиеся в римской греческой коллегии, но сам он в этом не сознался и, по возвращении на родину, трикратно пред всеми проклинал римскую веру. Если он и был обусурманен, то обусурманен неволею, и потом покаялся в этом, был присоединен к церкви чрез миропомазание янинским митрополитом, и от самого патриарха Паисия получил прощальную и благословенную грамату. В Москве, однакож, этим не удовольствовались. Июля 27 – го, по указу государя, описана была вся рухлядь Арсения на ростовском подворье, где он остановился, в том числе были многие греческие печатные книги, богослужебные, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Патриарх и синод наложили на них епитимию троякого рода, в зависимости от степени виновности каждой группы. Главные участники антиправительственной смуты и вожаки народного движения отлучались на три года от св. Причастия, при этом, в течение первых трёх месяцев они не должны были присутствовать за богослужением в храме, а только лишь стоять вне храма, оплакивая свой грех, лишались в это время и антидора и всякого освящения, должны были воздерживаться от мяса, а в среду и пятницу есть только сухой хлеб и пить одну воду, и каждый день, за исключением субботы и воскресенья, делать по 50 поклонов; после первых трёх месяцев виновные в течение года могли стоять в храме позади присутствовавших, наконец, в последний год и девять месяцев получали разрешение стоять и молиться вместе с верными, после чего удостаивались и Святых Тайн. Ко второй группе виновных относились те, кои примкнули к инициаторам преступления без всякого принуждения. Они отлучались от св. Причастия на два года, причём это время также разделялось на три периода (два месяца, шесть месяцев, год и четыре месяца) для постепенного прохождения епитимии, соответственно той последовательности, которая назначена и для первой группы. Для третьей группы виновных, которые действовали по принуждению и увлечению, – соответствующая епитимия налагалась на один год. Если среди виновных оказывались и лица священные, то они запрещались в священно-служении на три года, на два и на один, в зависимости от степени участия в клятвопреступлении. Женщины и дети подвергались той же епитимии, какая возложена и на мужчин, но срок её применения ограничен 40 днями. Лишь ввиду приближения смерти подвергнутый епитимии мог сподобиться св. Причастия. Наконец, те из священников Янинской митрополии, которые осмелились произнести церковное отлучение на всякого противившегося клятвопреступлению и, таким образом, присвоили себе архиерейскую власть, лишались права священнодействия и на второе трёхлетие. Обращаясь к общественной жизни Византии, мы и в этой области наблюдаем господство церковных идей, под влиянием которых многие стороны правового положения местного населения не только всецело прониклись духом религиозности и церковности, но и достигли такой нравственной высоты, которая вызывает справедливое изумление даже и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

«В самом начале совещаний о делах церкви возникло сильнейшее и раздражительное разногласие между его святейшеством и членами св. синода. После, спустя непродолжительное время, частью успокоительным ходом дел в народном совете, частию при помощи посторонней, время от времени пламень разногласия был потухаем. Но отнюдь нельзя сказать, чтобы причины, произведшие сей печальный раздор, были устранены», – писал архимандрит Петр 124 . Предметами обсуждений и постановлений собрания были – избрание патриарха и архиереев, состав св. синода, сношения св. синода с патриархом и взаимные их обязанности, погашение патриаршего долга и содержание православного духовенства и общественных учреждений 125 . Не смотря на преобладание греческого элемента в церковно-народном собрании, некоторые постановления его могли привести в будущем пользу и славянам, так как вообще клонились к расширению прав народного представительства в церковно-общественных делах, которыми могли воспользоваться и славяне. Притом же, и немногочисленные члены собрания из славян нередко поднимали на его заседаниях голос за своих единоплеменников и имели в этом отношении некоторый успех. Не касаясь всех занятий и постановлений церковно-народного собрания, остановимся только на тех из них, которые или прямо касались славян, или же косвенно могли быть впоследствии благоприятны им. В постановлении об избрании патриарха сказано, что, в случае вакансии патриаршего престола, кроме назначения местоблюстителя, уведомления Порте и митрополитам, «равным образом будут отправлены письма к 28 общинам, т. е. к кесарийской, ефесской, ираклийской, кизической, никомидийской и никейской (от сих двух последних будет один представитель), халкидонской и деркосской (от которых также будет один представитель), салоникской, тырновской, адрианопольский, амасийской, янинской, брусской, пелагонийской, боснийской, критской, требизондской, ларисской, филиппопольской, сересской, смирнской, митиленской, виддинской, варнской, софийской, хиосской, скопийской, писидийской и кастамунской, чтобы их пригласить к назначенному дню по одному представителю, или таковым назначить кого-либо из своих соотечественников, человека безукоризненного и пребывающего в Константинополе» 126 , для участия в избрании нового патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Если он заметить какие либо уклонения от устава или обычая церковно-богослужебного, то имеет долг сделать необходимые исправления, а в случае дальнейших уклонений сообщает церковной епитропии. Он должен также следить за поведением всех клириков и их образом мыслей, и если заметит уклонения от православного учения и правил нравственности, предлагает виновному духовное увещание, а потом, в случае необходимости, доводить до сведения епитропии. И в других отношениях каждый епитроп действует согласно уставу. Все они о своих распоряжениях сообщают патриарху, от имени которого и действуют, как его уполномоченные, поэтому народ и клирики должны повиноваться им так же, как они повинуются самому патриарху 101 . По образцу константинопольской епитропии, и в провинциальных городах, стали возникать подобные, весьма полезные, учреждения. В феврале 1840 г. патриарх Григорий хвалил янинского митрополита Ионникия и христиан за устройство трехчленной епитропии, на которую были возложены заботы о духовенстве, нравственных и просветительных нуждах народа 102 . Патриарх Григорий учредил церковную и духовную епитропию, между прочим, с целью противодействия инославной пропаганде, которая утвердилась в патриархате и, через посредство миссионеров, школ, учителей и книг, наносила немалый вред православию. Цензура книг, наблюдение за учебно-воспитательным делом и церковною проповедью – вот мера противодействия надвигавшемуся злу. Но патриарх этим не ограничился в борьбе с католиками и протестантами. Он ополчился против них горячим словом архипастырской ревности и в целом ряде посланий раскрыл их коварные планы, обличил ложь их вероучения и опасность для православия, призывал епископов и клириков внимательно охранять народ от духовной заботы, а мирян убеждал твердо держаться учения и преданий православной церкви. Прежде всего, в 1836 г. патриарх опубликовал обширное синодальное послание ко всем христианам по поводу инославных лжеучений. Здесь речь идет об учении Лютера, Цвингли, Кальвина и социниан, изобличаются их заблуждения и внушается инославным миссионерам не смущать совесть православных христиан пропагандой еретических воззрений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

е. составляющие его как митрополиты, так и миряне, имея каждый по одному голосу, выбирают посредством закрытой подачи голосов троих кандидатов; 3) из этих троих кандидатов митрополиты, находящиеся в избирательном собрании (без мирян) выбирают, также посредством закрытой подачи голосов, одного, который и объявляется патриархом (новый избирательный устав см. у Пишона ibid. S. 293 sqq). По проекту комиссии 1858–60 г. отдел избирателей-мирян должны были составлять следующие члены: 1) трое главнейших светских чиновников патриархии, между которыми непременно великий логофет, 2) члены имевшего быть учрежденным при патриархии (и после действительно учрежденного) смешанного совета, 3) три архонта первого и второго класса, два высших военных чиновника и три чиновника гражданских, 4) наместник самосский или его представитель, 5) три депутата от дунайских княжеств, 6) четыре известнейших ученых, 7) пять представителей от купечества, 8) один банкир, 9) десять представителей от значительнейших ремесленных цехов, 10) два представителя от города Константинополя, 11) двадцать восемь представителей от христианских провинций, именно: кесарийской, эфесской, ираклийской, кизической, никомидийско-никейской, халкидонско-дерконской, солунской, терновской, адрианопольской, амассийской, янинской, брусской, битольской, боснийской, критской, трапезундской, ларисской, филиппопольской, серезской, смирнской, митнленской, варнской, виддииской, софийской, хиосской, скопийской, писидийской, костамоницкой (у Пишона ibid. S. 297).]. С открытым возмущением болгар нужно было что-нибудь делать, новый патриарх, произнесши, свое осуждение на епископа Илариона и на присоединившегося к народной стороне другого архиерея из болгарских урожденцев – митрополита Авксентия [Иларион и Авксентий были осуждены патриархом и объявлены лишенными архиерейства и священства сначала в конце 1860 г., потом торжественно, в присутствии многочисленного собора, 23 января 1861 г. ( Annuaire   des deux mondes 1861 г. стр. 543. Христ.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Вскоре, в 1806 году, страшные притеснения Али-паши Янинского вызвали в Фессалии восстание Ефимия Влахавы. Известно, что полувековое тиранство Али-пиши не только не могло уничтожить греков и албанцев Фессалии и Эпира, но ещё содействовало развитию в них духа независимости. Во все продолжение этого неслыханного мучительства происходили беспрерывные восстания. Паликары, или удальцы, выбирали храбрейшего своим капитаном, уходили в горы и оттуда тревожили Али-пашу и его клевретов 20 . Одним из таких неукротимых врагов Алиева насилия был Ефимий Влахава, которого, по священническому его знанию, народ называл Панафимием. До Али-паши дошли слухи, что между сообщниками Влахавы считается и Экономос: тотчас же, без всякого следствия, он отведён был в Янину, столицу Али, и посажен в тюрьму. Горе тому, кто попадался в эти темницы. Народные песни греков полны потрясающими картинами тех истязаний, каким равно подвергался и правый, и виноватый. Здесь морили голодом, томили жаждой и бессонницей, пытали самыми изысканными пытками, тяжелыми молотами исподволь дробили кости живого человека. Но умирающие почти никогда не выдавали товарищей и, кончая свои страдания, наводили ужас на мучителя-пашу: он убеждался из их последних слов, целые сотни христиан готовы погибнуть с ружьем в руках – за веру праотцов и за честь своих семейств. Нередко алчность паши брала верх над всеми прочими побуждениями, и он выпускал заключенных – за большой выкуп. Так случилось с Экономосом: нашлось лицо, внесшее за него 50000 пиастров, и он возвратился на родину. Вскоре, однако ему опять стала угрожать Янинская темница. На этот раз сам секретарь Али-паши, грек Манфо, спасший от беды столько собратьев своих, известил Экономоса об опасности. Тогда-то патриарх Константинопольский Григорий V, чтобы избавить его от дальнейших преследований Али-паши, перевёл его в Фессалоники, назначив экзархом и наместником тогдашнего митрополита Фессалоникского Герасима, жившего в Константинополе. Мы не имеем сведений о пребывании Экономоса в Фессалониках: знаем только, что тут он говорил проповеди и всегда помнил о благочестии жителей этого города.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/o-pesn...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Георгий Янинский, Новый, мч. - житие Георгий Янинский, Новый, мч.(† 1838), нмч. Янинский (Иоаннинский) (пам. греч. 17 янв.). Род. в 1808 г. в дер. Дзурфли или Дзурали в епархии г. Гревена в бедной крестьянской семье. Рано осиротев, Г. долго скитался по Эпиру в поисках работы. В возрасте 22 лет он был взят конюхом к жившему в Янине одному из военачальников Имин-паши. В 1836 г. вместе с хозяином переехал в Парамитью. Там он был оклеветан турком из Янины, рассказавшим, что Г. якобы принял ислам, затем вернулся в христ. веру. На суде Г. сумел доказать ложность этого обвинения. Вскоре он вступил в брак с христианкой по имени Елена и продолжил служить конюхом у высокопоставленных тур. чиновников в Янине и Фильятесе. В дек. 1837 г. у Г. родился сын, к-рого назвали Иоанном. 12 янв. 1838 г., когда Г. шел по рынку Яли-Кафене в квартале Платуна, турок, к-рый прежде оклеветал его и желал отомстить, вместе с кадием Булубашем схватил его и стал обличать в отступничестве от мусульманства. Вокруг них собралась толпа турок, но бывшие на рынке христиане попытались заступиться за Г. Напротив этого места находилась резиденция Дауд-паши, главного янинского военачальника, к-рый, видя начавшиеся беспорядки, велел кадию Булубашу до суда заключить Г. в тюрьму. Г. предлагали деньги и различные блага, если он примет ислам, но он был непреклонен. Обеспокоенные его судьбой христиане хотели подкупить стражников, но Г. отказался бежать из тюрьмы. Турки подвергли его жестоким пыткам. 15 янв. его привели в суд, где поставили перед выбором: принять ислам или умереть. Г. без колебаний выбрал последнее. Видя его мужество, кадий пожелал освободить Г., но под давлением Кехайя-бея был вынужден вынести смертный приговор. В тот момент, когда кадий подписывал приговор, сверкнула молния, грянул гром и забурлили воды Янинского оз. (Памвотиды). Христиане предприняли последнюю попытку освободить его. Янинский митр. Иоаким Хиосец (впосл. К-польский Патриарх Иоаким II), епископы Арты и Гревены вместе с горожанами Янины пришли к везиру и просили отпустить Г. Но везир отказал им. 17 янв. мученика привели к главным воротам городской крепости, называемым Курманион, и казнили через повешение. Тело оставалось на виселице в течение 3 дней, ночью над головой Г. появлялся светящийся венец, что вызывало ужас у турок. Из-за того, что больные получали исцеление от прикосновения к одежде Г., турки попытались сжечь тело, но оно оставалось невредимым. По просьбе христиан города тело новомученика было отдано Мустафа-пашой Янинскому митр. Иоакиму и похоронено около алтаря митрополичьего собора во имя св. Афанасия. От гробницы Г. происходили многочисленные чудеса и исцеления. Впосл. над ней была сооружена часовня. Перед второй мировой войной гробница новомученика слезоточила.

http://pravicon.com/info-2059

На 2016 г. митрополия насчитывала 95 приходских храмов, 200 часовен (парекклисионов и экзокклисионов). Действуют 3 мон-ря: Амбелакиотиссы мужской монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы возле с. Козица, в 2013 г. его метохом стал муж. мон-рь Преображения Господня в с. Скала; жен. мон-рь св. Иоанна Предтечи у с. Вомвоку; жен. мон-рь Божией Матери Скоропослушницы в г. Навпакт (Δπτυχα. 2016. Σ. 763-766). Епископы Навпактские Мартирий (упом. в 343), Калликрат (упом. в 431), Ириней (упом. в 451), Антоний (упом. в 879). Митрополиты Навпактские Евстратий (1-я пол. X в.), аноним (упом. в 1026), Хрисоверг (упом. в 1093/1094), Василий (упом. в 1157), Лев Семн (упом. в 1172), Константин Манасси (70-80-е гг. XII в.), Иоанн (Андрей) Дзир (кон. XII в.), Иоанн Апокавк (1199/1200-1232), Никита Хониат (ок. 1232 - после июля 1235), Иоанн Ксир (между 1250 и 1252 - после 26 мая 1275). Митрополиты Навпактские и Артские Севастиан (митр. Янинский, 1365-1367, местоблюститель), Матфей (с июля 1367), Никита (упом. в 1377), Матфей (митр. Янинский, 1381-1385/1386, местоблюститель), Гавриил (митр. Янинский, после 23.04.1388, местоблюститель), Мартирий ( 14 февр. 1437), Геннадий (упом. в 1439), Феодосий (с 26 сент. 1451 (1456?)), Матфей (упом. в 1467), Неофит (упом. в 1476), Дорофей (упом. в 1477), Герасим Хоидас (упом. в 1480), Евфимий (упом. в 1507), Иаков (упом. в 1510, 1512), Акакий (упом. в 1516, 1520), Афанасий (упом. в 1535-1544), Кирилл (упом. в 1541), Григорий (Ксиропотаминос) (упом. в 1544), Парфений (упом. в 1546), Кирилл (упом. в 1550), Гавриил (упом. в 1561), Иоаким (до 1564 - после 1570), Дамаскин Студит (1574-1577), Митрофан (1577-1580), Парфений (1580-1581), Гавриил (Горас) (1581-1589), Макарий (1590-1600), Гавриил (1601-1632), Парфений (1632), Захария (Га(е)рганос) (1632), Лаврентий (1633-1637), Акакий (1637-1640, 1641-1643), Феодосий (Феофил Коридаллевс) (1640-1641), Галактион (1643-1647), Гавриил (1647-1660), Варфоломей (1660-1691/1692), Мелетий (Митру) (1691/1692-1696), Макарий (1697), Григорий (1697-1703), Неофит Мавромматис (1703-1722), Анатолий (1722), Иоанникий (1722-1727), Парфений (1727-1756), Паисий (1756-1769), Иаков (1769-1779), Макарий (1779-1794), Игнатий (1794-1805), Порфирий (1806-1808, 1813-1820, 1822 (1826?) - 1833), Иерофей (Тремулас) (1808-1810), Гавриил (Гагас) (1810-1813), Анфим (1820-1822 или 1826). Епископы Акарнанийские

http://pravenc.ru/text/2564582.html

Монастырь раньше был приходским (епископа Ловчи) и идиорритмом и пришел в запустение, поэтому монахи, чрез посредство митрополита Илариона, просили патриарха принять его под свою власть и обратить в киновию. Патриарх исполнил их просьбу, назначив ежегодно в пользу церкви взнос в сто гросиев и предписав игумену управлять обителью при содействии совета опытных старцев 82 . В октябре следующего года объявлены ставропигиальными два монастыря в епархии Дристры –Успения Богородицы и св. Димитрия, восстановленные архимандритом Димитрием и экономом Хрисанфом, с обязательством ежегодно платить патриарху 10 ок икры 83 , 15 ок масла, 40 ок меду и 150 ок муки, при чем ктиторы должны управлять ими до самой смерти, а после них монастыри должны руководиться их завещаниями 84 . В июле 1832 г. утверждены патриархом ставропигиальныя права за монастырем св. Георгия, называемого Βσαις, в Карпафе, по просьбе игумена иеромонаха Хрисанфа, с тем, чтобы местный архиерей не вмешивался в его дела и не причинял монахам никаких беспокойств 85 . Кроме того, объявлены ставропигиальными следующие монастыри: святых Отцов в янинской епархии, с назначением и епитропов для совместного с игуменом управления монастырем, который, во время господства в Эпире Али-паши, был отнят у патриархии, не имевшей тогда возможности канонически управлять и епархиями (14 октября и 14 ноября 1830 г.) 86 , – τν Βλατων в Фессалонике (в феврале 1831 г.) 87 , Гиромерия, на который претендовал архиерей Арты (11 июля 1831 г.) 88 , Евангелистрии – το Σωσνου в епископии Веллы и Спасителя в местности Литовианици, на границах епархий янинской, погонианской и веллской (1831 г.) 89 , св. Пераскевы в Скамнели янинской епархии, Успения Богородицы Κμενας и το Σπηλαου в дриинупольской епархии и Богородицы Βονδτζης в епископии химаррской (в октябре 1831 г.) 90 , св. Пророка Илии τς Ζτζης в Янине, – который в управление Али-паши лишился своих документов 91 , св. Иоанна Богослова в епископии гликейской, в местечке Мальцани (в октябре 1831 г.)11), св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/k...

Кроме учеников, в школу допускались, с разрешения ефории, и слушатели. Слушателями, по уставу школы, должны быть только лица в священном сане, но никак не миряне. Они жили вне школы, присутствовали на уроках, по окончании которых должны были уходить из школы и не входить в дальнейшие сношения и беседы с учениками. Устав особенно запрещает слушателям приносить ученикам съестные припасы, дабы не нарушалось требование по поводу тайноядения. Воспитанники, уволенные из школы после целого ряда нарушений устава и соответствующих взысканий (внушение, выговор, письменное обещание исполнять устав), должны были уплатить школе 1000 гросиев за содержание в течение года. Школою заведовала ефория, в состав которой входили: Янинский митрополит (он же председатель), игумен монастыря Милостивой, игумен другого Янинского монастыря и один из лучших клириков города, митрополит и игумен монастыря Милостивой состоят постоянными членами ефории, а остальные избираются сроком на два года. Ефория имеет очередные заседания один раз в месяц и экстренный – по мере надобности. Ефория заботится об экономическом состоянии школы, изыскивает и увеличивает её доходы, руководит учебно-воспитательной жизнью школы и т.п. Ефория ведёт точную запись доходов и расходов школы. Через каждые два года Янинский митрополит устраивает общее собрание, на которое приглашает ефорию священнической школы, а также схоларха и ефорию школы Зосимовой, существовавшей в Янине, и шесть других лиц из Янинской епархии или из соседних епископий, сообщает им сведения о состоянии школы и представляет экономический отчёт; на этом собрании происходит и выбор двух очередных членов ефории. Янинский митрополит обязан, по меньшей мере, один раз в месяц являться в школу и своим здесь пребыванием поощрять заведующего и учеников к дальнейшим успехам. Заведующему школой лишь в случае крайней необходимости позволяется, с разрешения митрополита, оставлять школу, причём он должен найти и временного себе заместителя из братства монастыря Милостивой. Учитель, он же и заведующий, назначается на два года, получает жалованье в конце каждой трети года, причём всякий раз из его жалованья удерживается одна шестая часть на тот случай, чтобы он не оставил школу до срока или без основательной причины. При школе состоит духовник, у которого воспитанники исповедовались и причащались четыре раза в год в праздник Рождества Христова, на Пасху, в праздники свв. Апостолов и Успения Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010