191 Этот Феолепт присылал в Россию в 1518 г. янинского митрополита Григория за милостынею для восточных церквей (Ист. Рос. Гос. Карамз. т. 7, примеч. 373). 195 В каком месте скончался Иеремия 1, об этом разногласят Филипп кипрский и Малакс (у Крузия). Первый утверждает, что он скончался на Афоне, а второй – недалеко от Тырнова. С мнением Малакса надобно согласиться, потому что он писал, когда прошло едва 40 лет по смерти Иеремии 1 (Chron. Ph. Cypr. р. 390 примеч.). 197 Это видно из того, что Дионисий посвящен был Феолептом, а Феолепт жил 23 годами и несколькими месяцами раньше. См. Oriens Christ. Le Quien. 1740. 199 Этот Дионисий посылал к царю Иоанну Грозному грамоту с просьбою – отпустить на Афонскую гору старца инока Максима (грека); грамота писана в год поставления патриарха от июня индиктиона 4, и подписана 15 митрополитами. Дионисий погребен в мон. Пресв. Бородины на о. Халке. 200 Этот Иоасаф соборною грамотой утвердил царя Иоанна Васильевича Грозного в царском достоинстве. Грамота от 1561 г. подписана 36 митрополитами и епископами. – Алляций несправедливо называет его Иоасафатом. 202 В течение более 14 лет. Он был удавлен в своем имении в Апхияне по приказанию Селима 2, 3 марта 1578. 203 Михаил Кантакузин – vir conspicuus, sed Ecclesiae dominans; non facile episcopo aut memropolima сгеате, nisi ei pecuniam dedissem. Turcogr. p. 211. 204 Так все это изложено в письме одного грека, почти современника, к Мартину Крузию в 3 кн. Turcogr. р. 274–275. И другой современник, Феодосий Зигомана, протонотарий великой церкви, оправдывает Иоасафа и прямо утверждает, что он незаконно низложен; Иоасаф, муж святой и любящий греческое имя, низвержен с патриаршества несправедливо (loasaphum patriarcham virum sanctum ет nominis graeci атаптет ет invidia injusme dejecmum. Turcogr. 1. 1. p. 96. Annot. p. 204). Вскоре после своего низложения, Иоасаф писал к великому ритору константинопольской церкви, чтобы он упросил патриархов Иерусалимского, александрийского и антиохийского собраться в Константинополь для исследования незаконного его низложения. Просьба эта осталась без действия (Turcogr. р. 290–291). Таким образом надобно признать совершенно несправедливыми вины, за которые собор низложил Иоасафа и которые значатся в соборном акте низложения. См. акт собора, напечатан. в 2 кн. Turcogr. стр. 404–407.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Значительную заботу о греческом образовании проявил патриарх Каллиник V (1801–1806, 1808–1809), а помогал ему в этом великий драгоман Высокой Порты Димитрий Марузис. Из-за частых эпидемий Патриаршая академия, располагавшаяся в Фанаре, при Патриархии, функционировала плохо. В 1804 году в Ксирокрини (Курочесме) на Босфоре было приобретено подходящее здание, куда и была переведена прекрасно организованная школа. Ректором был назначен Дорофей (Проиос; † 1821), впоследствии митрополит Адрианупольский, а обучалось в школе 100 человек . Немало заботился патриарх и о школе греческих наук в Ставродромионе, и о школах «священных церковных наук», открытых при константинопольских церквях, от которых должны были по большей части и получать содержание. Соответствующую грамоту патриарх издал 9 октября 1805 года, дав детальные указания касательно работы школ. Подобную же грамоту в том же году он издал и о школах в Халкидоне, принял под покровительство Церкви школу купца Капланиса в Янине. Каллиник повторил патриаршие распоряжения о школе Мануила Гумаса . Эту школу содержал монастырь пророка Илии и его подворье в Бухаресте. Благодаря этим заботам патриархов «от Константинополя и до запада греческой земли, до самых окраин Ионических островов не было ни одного важного города, лишенного школы». Церковь, ставшая во главе значительного интеллектуального движения и покровительствовавшая ему, увеличивала скрыто развивавшуюся силу. Образованные иерархи и клирики открывали школы, покровительствовали им и преподавали в них. И даже некоторые из тех, кто уже был в преклонном возрасте, проходили обучение, чтобы стать способными для обучения других. К счастью, греческое образование в этот период турецкого господства пользовалось относительной свободой. Даже пресловутый Али-паша Янинский не предпринимал гонений на греческое образование и казался веротерпимым, для того чтобы убедить греков терпеливо переносить его тиранию. С его разрешения функционировали Янинская гимназия и прочие школы. Он питал особое расположение к Александру Псалидасу, который убеждал его принять христианство и провозгласить себя королем греков.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Летописец сказывает, что пятилетние младенцы помогали сему добродетельному Иноку сокрушать мольбища идолопоклонников. – Заметим, что не только чудь, но и самые Россияне в XVI веке еще усердно следовали некоторым языческим обыкновениям. Жители Псковской области 24 июня праздновали день Купала: собирали травы в пустынях и в дубравах с какими-то суеверными обрядами, а ночью веселились, били в бубны, играли на сопелях, на гудках; молодые жены, девицы плясали, обнимались с юношами, забывая стыд и целомудрие: о чем ревностный Игумен Елеазаровской Обители старец Памфил с укоризною писал к Наместнику и сановникам Пскова в 1505 году. Угнетенное игом неверных и бедностию, Духовенство Греческое, как и прежде, искало утешения и благодеяний в России. Константинопольский Патриарх Феолипт (в 1518 году) присылал к нам Янинского Митрополита Григория с Афонскими Иноками, чтобы разжалобить Великого Князя описанием их печального состояния. Благословляя Христианскую добродетель Россиян, они выехали из Москвы с богатыми дарами. Будучи в дружбе с Султаном, Государь и сам посылал милостыню в Грецию с своими чиновниками. При Василии (в 1509 году) был церковный Собор в Литовской России, в Вильне: Духовенство наше не имело участия в оном. Киевский Митрополит Иосиф с семью Епископами уставили там весьма строгие законы для нравственности Священников, взяв меры, чтобы мирская власть не вмешивалась в права духовной. Деяния сего достопамятного Собора свидетельствуют, что Церковь Греческая пользовалась тогда в Литве свободою, независимостью и была верною коренным уставам Православия. В 27 лет Василиева государствования Россия испытала немалые физические бедствия: от 1507 до 1509 года свирепствовала язва с железою в Новегороде, и в одну осень схоронено там 15 000 человек; зимою в 1512 году во многих областях люди умирали кашлем; в 1521 и 1532 году было во Пскове ужасное поветрие, от коего все государственные чиновники разбежались и которое миновалось, по известию Летописцев, от употребления святой воды, присланной Архиепископом Макарием, Великим Князем и Митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРФЕНИЙ I Старый [Старец; греч. Παρθνιος] († 8.09.1646), патриарх К-польский (1639-1644). Род. в г. Янина. В 1632 г. стал митрополитом Навпактским, однако вскоре переведен на Янинскую кафедру, которую занимал до 1633 г. Через 2 года после избрания П. на Патриаший престол к нему обратился господарь Молдавии Василе Лупу (1634-1653) с просьбой разрешить вопрос о соответствии правосл. учению «Исповедания веры», написанного патриархом Кириллом I Лукарисом († 1638) и считавшегося многими кальвинистским по содержанию. На К-польском Соборе, проходившем под председательством П. в мае 1642 г., ряд положений, содержавшихся в «Исповедании веры», были осуждены как еретические; среди них - учение Кирилла о Евхаристии , которую он мыслил как «простой образ» Тела и Крови Христовых. Под постановлениями Собора стоят подписи 45 епископов и др. клириков, в т. ч. свт. Петра (Могилы) , митр. Киевского. Соборные деяния были доставлены в Яссы, где в сент.-окт. 1642 г. состоялся Собор, принявший с изменениями «Православное исповедание» свт. Петра, в к-ром, в частности, употреблялся термин «пресуществление». 11 марта 1643 г. в К-поле прошли заседания Собора под председательством П. и при участии др. восточных патриархов, на нем были одобрены решения Ясского Собора (подробнее см. в статьях Евхаристия , Катехизис , Константинопольские Соборы ). Кроме того, П. был вовлечен в конфликт между насельниками Екатерины Великомученицы монастыря на Синае и патриархом Александрийским Никифором Кларонцаном (1639-1645). Конфликт начался еще в первые годы XVII в., когда синайские монахи открыли в Каире свое подворье Джувания. Сюда прибывало большое число верующих, что приводило к уменьшению доходов Александрийских патриархов. В авг. 1643 г. П. подтвердил право монахов на совершение богослужений в храме подворья. В 1644 г. патриарх составил послание, адресованное франц. кор. Людовику XIV (1643-1715), к-рое затрагивало вопросы, связанные с предполагаемой унией Восточной и Западной Церквей. По всей видимости, переговоры по данному вопросу начались по инициативе Людовика XIII (1610-1643). В послании выражена благодарность королевской власти за эту инициативу, однако указано, что есть препятствие к осуществлению унии - позиция тур. властей. К посланию был приложен текст с осуждением Кирилла I Лукариса, одобренный на Ясском Соборе (издание и коммент.: Μανοσακας. 1993). Письмо было доставлено во Францию посланником П., иером. Афанасием, лишь через несколько лет.

http://pravenc.ru/text/2579096.html

Ионийские архипастыри, исполняя в отмеченном направлении необходимые обязанности своего служения, и в настоящей жизни будут пользоваться спокойствием своей совести и радостью своего сердца, являясь славными, достохвальными и уважаемыми среди своего разумного стада и всего христианского общества, угодными пред Богом и Его святой церковью, причисленными к законным и истинным пастырям, этому свету и соли верующих, равно и во время воздаяния за дела будут удостоены небесных и нескончаемых наград от Архипастыря Господа нашего Иисуса Христа. Послание подписали: константинопольский патриарх Григорий VI, митрополиты – Дионисий ираклийский, Иерофей халкидонский, Герман дерконский, Мелетий фессалоникский, Афанасий серрский, Иоанникий янинский, Никифор анкирский, Даниил филадельфийский, Артемий кенстентилийский, Иероним лимносский, и Гавриил скопийский 50 . Не ограничившись в деле защиты православия на Ионийских островах посланием к местным архиереям, патриарх Григорий 1 декабря 1838 года отправил обширное послание к членами совета Семи островов против не подписанного и присланного ими в патриархию прошения вместе с противоканоническим законопроектом о преобразовании священных обычаев церкви. В этом послании сообщается, что в патриархию поступил письменный документ, в виде прошения от ионийского правительства, однако, не имеющий никакой подписи, представленный патриарху г. П. Петриди, как членом и представителем ионийского совета, рекомендованным патриарху и английским послом в Константинополе Стратфордом Рэдклиффом, чрез посредство первого драгомана английского посольства. К прошению было приложено и извлечение из законопроекта, составленного для применения на Ионийских островах, с целью будто бы лучшего их благоустройства. Прочитав то и другое с надлежащими вниманием, патриарх Григорий нашел здесь нечто странное и новое относительно заключения браков, привнесенное с целью уничтожить существующий порядок и ввести в действие какое-то религиозно-гражданское законоположение, которое вовсе не имеет своим основанием главные и непоколебимые законы, а является упразднением священных законов и канонических преданий и дерзким преобразованием священных обычаев святой нашей церкви, которые были утверждены вселенскими соборами и много веков действовали неуклонно и неизменно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

На восточной стороне престола стоит дарохранительница – сосуд для хранения запасных Святых Даров, изготовленный, как правило, из серебра или другого металла в виде небольшого ажурного храма с куполом и крестом наверху. Святые Дары хранятся в храме на случай необходимости срочного причащения больных. В древних храмах запасные дары могли храниться в особом сосуде в виде голубя, подвешенном над престолом под сводом кивория 504 . Во время богослужения на престол ставятся две зажженные свечи в напоминание о Свете истинном, который «просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:9 ). Дарохранительница. 1769 г. Мастер А. Кротов (Ярославский музей-заповедник) Евхаристический набор. Церковь Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. 1679 г. (Эрмитаж, Санкт-Петербург) При совершении Литургии используется потир (греч. ποτριον – сосуд для питья) – чаша круглой формы на высокой подставке с круглым основанием. Чаша, как правило, бывает серебряной или посеребренной. В некоторых древних храмах употреблялись чаши, сделанные из чистого золота и украшенные драгоценными камнями. Во время Литургии в чашу вливается вино, которое после призывания Святого Духа становится Кровью Христа. Евхаристическая чаша символизирует ту чашу, из которой Христос на Тайной вечере причастил Своих учеников. Поэтому к чаше относятся с особым благоговением: по окончании Литургии она многократно омывается теплой водой; хранится она в особом месте; к чаше могут прикасаться только священнослужители 505 . Дискос и звездица янинского деспота Фомы Прелюбовича. 2-я пол. XIV в. (Монастырь Ватопед, Афон) С таким же благоговением принято относиться к дискосу (греч. δσκος – круглое блюдо, круг) – небольшому круглому блюду на подставке с круглым основанием, на которое во время Литургии кладется хлеб, предназначенный для совершения Евхаристии и называемый Святым Агнцем. Дискос обычно изготавливается в паре с потиром из того же материала, что и потир, и украшается аналогичным образом. Дискос является напоминанием о том блюде, с которого Христос на Тайной вечере взял хлеб, чтобы раздать его ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Арсению возразили, что патриарх Паисий вовсе о том доселе не знал, как сам пишет, а если бы знал, то он бы его, Арсения, для риторского учения в Московском государстве не оставил. Арсений: «В том он пред Богом грешен и пред государем виноват, что такова дела царскому величеству не известил, а обусурманен-де он неволею. Когда же он после того пришел в Волошскую землю, то митрополит Янинский Иоасаф его, Арсения, в вере исправил и миром помазал. Да и патриарху Паисию он про то объявил же и покаяние принес. И патриарх в том его простил, и благословил, и грамоту прощальную и благословенную ему дал, и та грамота патриархова и ныне у него, Арсения. А государя он не известил потому, что его Паисий патриарх простил и служить ему велел. На Москве ж остался он не своею волею: про то известно великому государю». Тем и окончилось расспросное дело Арсения Грека, которое мы намеренно привели целиком, чтобы всякий мог судить, насколько Арсений виновен. Хотя и вероятно, что он принял унию в Риме, как должны были принимать ее все греки, обучавшиеся в Римской греческой коллегии, но сам он в этом не сознался и по возвращении на родину трикратно пред всеми проклинал римскую веру. Если он и был обусурманен, то обусурманен неволею и потом покаялся в этом, был присоединен к Церкви чрез миропомазание Янинским митрополитом и от самого патриарха Паисия получил прощальную и благословенную грамоту. В Москве, однако ж, этим не удовольствовались. Июля 27-го по указу государя описана была вся рухлядь Арсения на Ростовском подворье, где он остановился, в том числе были многие греческие печатные книги, богослужебные, святых отцов — Кирилла Иерусалимского, Златоуста, Иоанна Дамаскина, древних писателей — Гомера, Аристотеля и учебные — грамматика, лексикон и др. И того же числа дан был указ боярину и дворецкому князю Алексею Михайловичу Львову сослать греческого старца Арсения в Соловецкий монастырь «для исправленья православной греческой веры», а 30 июля послан был от царя указ в Соловецкий монастырь, чтобы, когда будет привезен туда грек старец Арсений «для исправленья православной христианской веры», то отдали бы его под крепкое начало уставщику Никодиму и береженье к нему велели держать большое, из монастыря его никуда не выпускали, а пищу и одежду и обувь давали ему братскую.

http://sedmitza.ru/lib/text/436173/

После этого происходило расследование сперва от том, правильно ли было бы поставить Пимена в митрополита Великой Руси, не назвав его вместе и киевским, то есть, по имени города, который искони был митрополиею всея Руси? После многих прений об этом на соборе, признано было необходимым и справедливым не презирать справедливой просьбы толикаго народа, но, совершив наречение, дать им в архиереи, кого они желают. Приглашен был чрез честнейшего великого хартофилакса и преосвященный митрополит никейский, находившийся в царствующем граде, но не могший присутствовать на соборе по болезни, — дать свой отзыв по этому делу; но он отказался, говоря, что держится соборного деяния о митрополите Киприане и находит оное правильным. [Защита Киприана Феофаном вызвала продолжительный спор, в результате которого Феофан принял решение большинства] Таким образом, не встречая ниоткуда противоречия, мерность наша, порассудив соборне с находящимися при нас преосвященными архиереями и пречестными, во Святом Духе возлюбленными нашими братиями и сослужителями: ираклийским, солунским, янинским. амасийским, угровлахийским, созопольским, варнским. понтоираклийским (подал мнение заочно), кельчинским, кернипским, деркским и анхиальским. определила и постановила: во-первых, рукоположить Пимена в митрополита Великой Руси, наименовав его и киевским, по древнему обычаю этой митрополии, так как невозможно быть архиереем Великой Руси, не получив сначала наименования по Киеву, который есть соборная церковь и главный город всей Руси; во-вторых, митрополит Киприан должен быть изгнан не только из Киева, но и вообще из пределов Руси, поелику он получил эту церковь обманом и, как сказано, поставлен неканонически, еще при жизни законного митрополита, оного кир Алексия, который заочно и без суда лишен был своей церкви, что, конечно, противно точному смыслу священных церковных законоположений. Но по снисхождению, имея в виду, что он [Киприан] ушел тайно и не находится налицо, дабы мог быть совершенно осужден, по канонам, постановляем, чтобы он оставался митрополитом только Малой Руси и Литвы; а соборное деяние, на которое он ссылается, объявляем бессильным и недействительным, так как оно состоялось не по канонам. Поэтому и вследствие того, что честнейший иеромонах Пимен, благодатию Всесвятого Духа, чрез посредство нашей мерности, по суду состоящего при нас священного собора упомянутых преосвященных архиереев и по благоизволению и согласию высочайшего и святого моего самодержца, избран и поставлен в настоящего митрополита киевского и Великой Руси, он должен быть и именоваться, по древнему обычаю, митрополитом киевским и, по примеру бывшего пред ним митрополита оного Алексия, взять в свое ведение Владимир и всю Великую Русь. [Следует обыкновенное описание канонических обязанностей нового митрополита]

http://sedmitza.ru/lib/text/438252/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН НОВЫЙ [греч. Ιωννης Νος] († 1526), нмч. Янинский (Иоаннинский) (пам. греч. 18 апр). Род. в с. Теровон в Янинской (Иоаннинской) митрополии в благочестивой христ. семье. Поселившись в Янине, он обучился ремеслу портного, а после смерти родителей переехал в К-поль. Красивого и сильного юношу жившие по соседству турки старались уговорить перейти в мусульманство. В конце концов они оклеветали И. Н., сказав, что, будучи в Трикале (Фессалия), он согласился принять ислам, а затем отказался от своего намерения, и привели к судье. Юношу, порицавшего Магомета и мусульманскую веру, подвергли пыткам. Видя его непреклонность, судья приговорил его к сожжению. К-польский патриарх Иеремия I (1522-1545), заплатив большую сумму, смог на несколько дней отсрочить исполнение приговора, чтобы казнь не совпала с праздником Пасхи. В пятницу Светлой седмицы И. Н. был снова вызван в суд, пением «Христос воскресе» он привел турок в ярость. Они немедленно развели костер и бросили в него мученика. Однако местные жители сочли казнь рядом со своими домами плохой приметой и разметали костер. Турки отвезли получившего сильнейшие ожоги И. Н. за город и развели новый костер. И. Н., к-рый непрестанно пел «Христос воскресе», взошел на него, радуясь и ликуя. Христиане, чтобы избавить его от невыносимых страданий в огне, подкупили палачей, и те обезглавили И. Н. Тело святого было брошено в костер. То немногое, что сохранилось в огне от его мощей, верующие погребли в патриаршем храме, к-рым в то время являлась ц. Паммакаристос (ныне Фетхие-джами). Автор Жития И. Н., протопр. из Нафплиона Николай Малакс († 1594), получил в дар частицу мощей святого от своего друга, патриаршего экзарха Григория, и записал случаи исцеления своего сына Иоанна и родственников во время эпидемии чумы в 1533 г., после переселения в Венецию - знатной гречанки Марии и ее слепого родственника, испан. посла дон Диего и моряка из Нафплиона и по приезде на Крит - худож. Лаприноса и мн. др.

http://pravenc.ru/text/471402.html

Не забыть бы. Осматривал я Лариссу с учителем местной греческой школы, но не нашел тут ничего достопримечательного. А судьба сего города мало известна мне. Он стоит у реки Пиния, впадающей в Солунский залив моря, в классической области Пеласгиотии, а основан был пеласгами. Тут еллинский герой Персей, в 1431 году до Р.Х., во время общественной игры на площади нечаянно убил своего деда Акрисия неловко пущенным диском. Ларисса была столицей троянского богатыря Ахиллеса. В ней жил Филипп, отец Александра Великого. Этот город взят был с бою в 302 году до Р.Х. Димитрием Полиоркетом, а в 192-е лето – Антиохом III. Помпей укрылся в нем после того, как проиграл сражение на Фессало-Фарсальской равнине. В начале четвертого века нашей эры в Лариссе уже были христиане. Тогда их епископ св. Ахиллий присутствовал в Первом Вселенском Соборе в 325 году и подписал определение его. Из истории Лариссы, когда она находилась под игом турецким, помещаю здесь два события. В 1657 году в этом городе находился султан Мехмет. Тогда явились к нему послы казаков, живших между Днепром и Днестром, явились вместе с гетманом их Дорошенком и просили его принять их в свое подданство. Султан охотно принял их и гетману пожаловал знаки власти, бунчук и санджак. В 1770 году, когда произошло восстание пелопонесских греков против турок, жители Лариссы потерпели страшные бедствия. Тогда янычары ежедневно убивали от 10 до 20 христиан ларисских и наипаче зажиточных, которые не успели бежать. В указанном году, 6 марта, пребывавший в Фессалии Ага-паша с двумя другими пашами призвал в Лариссу три тысячи христиан из области города Трикки для того, чтобы они для успокоения страны объявили ему, что и что им надобно, и получили от него справедливое удовлетворение, и выслушав их, приказал умертвить всех их. Приказание его было исполнено. Тогда все улицы Лариссы завалены были гниющими трупами. С той поры и в тамошней церкви долго не совершалось богослужение, и митрополит едва-едва спасся, убежав в ближайший город Тирнаво. Ларисса с околотком ее издавна управлялась собственным начальством, так называемым мухавиза, под надзором фессалийского сатрапа, жившего в Трикке, а во дни Али-паши янинского и преемников его стала столицей Фессалии.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010