21). Все потопляющие полчища врагов будут сокрушены им, даже и сам вождь завета (ст. 22). Одолевая южного царя, он встретит отпор со стороны кораблей Киттимских (Римских), упадет духом и озлобится на святой завет, здесь будет действовать обманом, войдет в соглашение с отступниками от святого завета (23–30). Он осквернит святилище, прекратит ежедневную жертву в храме и поставит в нем мерзость запустения (идола Юпитера –ст. 31). Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью, а людей, почитающих истинного Бога и не приносящих жертвы Юпитеру, он будет подвергать мучениям и смерти (32–33). Эти страдания разумных (праведных) будут допущения Богом для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; во время страдания своего они получат малую (некоторую) помощь от Бога (ст. 34–35). С 36 стиха пророческий взор от времени Антиоха переносится ко временам антихриста и под образом Антиоха предьизображается далее антихрист. «И будет царь тот поступать по своему произволу и возвеличится выше всякого божества и о Боге богов будет говорить хульное (36). Он отвергнет всех богов (Антиох почитал Юпитера и стремился распространить это богопочтение по всему царству, след. разумеется антихрист); не будет иметь любви и чувственных влечений к женщинам (черта, не приложимая к Антиоху, но к антихристу), но будет обоготворять свою силу, или себя объявит богом (к антихристу), и тем, которые признают его богом, он увеличит почести, даст власть над многими и землю раздаст в награду (ст. 37–39; 2сол. 2,4, 3). Под конец времени он сразится с царем южным (к антихристу, ибо Антиох при конце жизни не воевал с южным царем) и завладеет его сокровищами, но слухи с востока и с севера встревожат его и он во гневе раскинет свои шатры в святой земле и здесь погибнет (погибель Антихриста от Христа при втором пришествии, а Антиох умер не в Палестине, а в Малой Азии – (40–45). Восстанет в то время Архангел Михаил на защиту народа Божия ( Апок. 12, 7 ) и будет тогда скорбь велия, якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времене оного (12, 1; Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

2. Действительно, все вышеуказанное — клеветы, обвинения, разногласия — порождено было завистью. Зависть, как вредный корень, порождала раздражение, осуждение, высокомерие, и все прочее, а чрез них и сама еще более возрастала. « Чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой » ( Да не паки пришедша смирит мя Бог мой у вас ) (ст. 21). В слове « опять » ( паки ) — новый упрек. «Довольно и прежнего», — говорит он, о чем и вначале говорил: « щадя вас, я доселе не приходил в Коринф » ( щадя вас, не приидох в Коринф ) (1:23). Видишь, как он выказывает и негодование и сердоболие? Что же значит слово « уничижит » ( смирит )? Обвинять, наказывать, требовать отчета, восседать в качестве судьи, составляет, по–видимому, славу, а он называет все это смирением. Он не только не стыдился этого смирения — того, что пришествие тело его немощно и слово уничижено, но даже желал всегда быть таковым, и просил, чтобы не дойти до противного состояния. Об этом дальше он говорит яснее, показывая, что считает для себя наибольшим смирением дойти до необходимости карать и наказывать. Но почему он не сказал: «да не пришед смирюсь», но: « чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой » ( да не пришедша смирит мя Бог мой )? «Если бы это было не для Бога, — говорит он, — я не обратил бы на то внимания, не беспокоился бы о том, потому что я не самовластно и не самовольно налагаю наказание, но по (Божию) повелению». Выше он то же самое выразил, сказав: « чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете » ( обрящуся, якова же не хощете ); а здесь ослабляет речь и говорит с большею снисходительностью и кротостью: « чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде » ( восплачуся многих согрешших ), — не просто « согрешили » (согрешших) , но « не покаялись » ( не покаявшихся ). И не сказал: «всех», но — « многих », причем и этих многих не объявляет по имени, облегчая и этим для них возврат на путь покаяния и давая знать, что покаяние может исправить их преступления; оплакивает только не раскаивающихся, неисцелимо больных, остающихся в язвах.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

2Кор.12:19 .  Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию. «Паки ли мните, яко ответ вам творим?» Быть может, говорит Апостол, и оправдание почтете вы за признак низости. «Пред Богом, о Христе глаголем». Но мы говорим это при свидетеле Боге, просвещаемые заповедями Владыки Христа. Ибо сие: о «Христе» – значит: По законам Христовым; Христов это закон: «Аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя: остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» ( Мф. 5, 23–24 ); и еще: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела: и прославят Отца вашего, Иже на небесех» То же говорит здесь и Апостол. «Вся же, возлюбленнии, о вашем созидании»; унижаемся ли мы или говорим возвышенно, обвиняем ли или хвалим, – все делаем для вашей пользы. 2Кор.12:20 .  Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков. «Боюся же, еда како пришед, не яцех же хощу, обрящу вас, и аз обрящуся вам, якова же не хощете». Говорит же, чего не желает им «Да не како рвения, зависти, ярости, рети, клеветы, шептания, кичения, нестроения». В этом обвинял Апостол коринфян и в Первом послании. 2Кор.12:21 .  чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали. «Да не паки пришедша мя смирит Бог мой у вас, и восплачуся многих прежде согрешших и не покаявшихся о нечистоте и блужении и студоложствии, яже содеяша». Апостол смирением своим назвал беззаконие коринфян, подтверждая сказанное им уже прежде: «Кто изнемогает, и не изнемогаю? Кто соблазняется, и аз не разжизаюся?» ( 2Кор.11, 29 ) Сказал же, что будет оплакивать не просто согрешивших, но тех, которые после греха не воспользовались врачевствами покаяния. Так апостольское учение явно обличает высокомерие Новата.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

84. «В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа» (Второзаконие 15: 1–2). Те, кто находился в долговом рабстве, также получали свободу. Каждые 49 (или, согласно другому прочтению, 50) лет наступало прощение долгов, когда все земли семей должны были быть возвращены изначальным владельцам и даже члены семей, проданные в рабство, должны были быть освобождены (Левит 25:9). 85. Это и неудивительно, если учесть, что необходимость брать взаймы чаще всего обусловливалась необходимостью выплачивать налоги, установленные иностранными завоевателями. 86. Хадсон отмечает, что в ассиро-вавилонском языке выражение «начать с чистого листа» «передавалось словами «hubullum” (долг) “masa " um” (мыть), дословно «смыть долг(овые записи)», т. е. разбить глиняные таблички, на которых были записаны финансовые обязательства» (Hudson 1993:19). 87. Чтобы читатель составил себе представление об упоминаемых суммах: десять тысяч талантов золота приблизительно соответствовало всем римским налоговым сборам в ближневосточных провинциях империи. Сто денариев составляли 1/60 таланта, т. е. стоили в 600 тыс. раз меньше. 88. “Opheilema” в греческом оригинале, что означало «то, что человек должен», «финансовый долг» и — шире — «грех». Этим словом обычно переводили арамейский термин «hoyween», который также означал «долг» и — шире — «грех». Английский перевод здесь (как и во всех дальнейших цитатах из Библии) следует версии короля Якова, которая в данном случае отталкивается от перевода «Отче наш», сделанного Джоном Уиклифом в 13 81 году. Большинство читателей, вероятно, лучше знакомы с версией Книги общих молитв 1559 года, в которой говорится «И прости нам прегрешения наши, как и мы прощаем тем, кто грешит против нас». Как бы то ни было, в оригинале речь идет явно о «долгах». 89. Если заменить это на «духовные долги», то это ничего особо не изменит.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

Авраам, взяв огонь, зажег идолов в храмине. Аарон же, брат Авраама, увидев это и чтя идолов, захотел вынести их, но и сам тут же сгорел и умер раньше отца. Перед этим же не умирал сын прежде отца, но отец прежде сына; и с тех пор стали умирать сыновья прежде отцов. Бог же возлюбил Авраама и сказал ему: «Изыди из дома отца твоего и пойди в землю, которую покажу тебе, и произведу от тебя великий народ, и благословят тебя поколения людские». И сделал Авраам так, как заповедал ему Бог. И взял Авраам Лота, племянника своего; этот Лот был ему и шурин и племянник, так как Авраам взял за себя дочь брата Аарона – Сару. И пришел Авраам в землю Хананейскую к высокому дубу, и сказал Бог Аврааму: «Потомству твоему дам землю эту». И поклонился Авраам Богу. Аврааму же было 75 лет, когда вышел он из Харрана. Сара же была неплодной, болела бесчадием. И сказала Сара Аврааму: «Войди к рабе моей». И взяла Сара Агарь и отдала ее мужу своему, и вошел Авраам к Агари. Агарь же зачала и родила сына, и назвал его Авраам Измаилом. Аврааму же было 86 лет, когда родился Измаил. Затем зачала Сара и родила сына, и нарекла имя ему Исаак. И приказал Бог Аврааму совершить обрезание отрока, и обрезал его Авраам на восьмой день. Возлюбил Бог Авраама и племя его, и назвал его своим народом, а назвав своим народом, отделил его от других. И возмужал Исаак, а Авраам жил 175 лет и умер, и был погребен. Когда же Исааку было 60 лет, родил он двух сыновей: Исава и Якова. Исав же был лжив, а Яков – праведен. Этот Яков работал у своего дяди семь лет, добиваясь его младшей дочери, и не дал ее ему Лаван – дядя его, сказав: «Возьми старшую». И дал ему Лию, старшую, а ради другой сказал ему: «Работай еще семь лет». Он же работал еще семь лет ради Рахили. И так взял себе двух сестер и родил от них восемь сыновей: Рувима, Симеона, Левгию, Иуду, Исахара, Заулона, Иосифа и Вениамина, и от двух рабынь: Дана, Нефталима, Гада и Асира. И от них пошли евреи. Иаков же, когда ему было 130 лет, пошел в Египет вместе со всем родом своим, числом 65 душ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот текст молитвы «Отче наш» в его традиционной формулировке у Матфея (включая доксологию): (Призывание) Отче наш , который на небесах! (Первая часть) Да святится имя Твое. Да придет Царство Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. (Вторая часть) Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас в искушение, но избавь нас от зла. (Доксология) Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Отметим несколько моментов, связанных с этой молитвой. 1)Молитва так построена, что читающий ее, молясь о себе, одновременно молится и о других. Отметим выражения: «Отче наш», «хлеб наш», «долги наши». 2)Фраза «и на земле, как на небе», очевидно, относится не только к третьему прошению, но и к предыдущим двум. Смысл ее: «Да святится имя Твое и на земле, как на небе. Да придет Царство Твое и на земле, как на небе. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе». 3) Сейчас в ходу две формы пятого прошения, восходящие к разным переводам Библии. Первая форма: forgive us our trespasses, as we forgive them that trespass against us («прости нам прегрешения наши, как и мы прощаем тем, кто прегрешил перед нами»). Такой перевод сделал еще в 1526 году Уильям Тиндл. Впоследствии он был включен в «Книгу общественного богослужения» (официальный служебник Англиканской церкви), а потому обрел широкое распространение. Вторая форма: forgive us our debts, as we forgive our debmors(«npocmu нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим»). Она отражена в Библии короля Якова (1611), а впоследствии – в большинстве английских переводов. «Долги» – буквальное значение слова в греческом тексте Мф.6:12 ; «прегрешения» -интерпретация того же слова. Перевод «долги» предполагает, что грехи – это акты, через которые человек как бы похищает у Бога его права, а потому становится его должником, могущим лишь взывать о милости. В обоих случаях перед нами характерное для Иисуса учение: Божественное прощение доступно лишь тем, кто и сам прощает. Отказываясь прощать других, мы закрываем себе дорогу к Божественному прощению. Впрочем, не надо думать, что прощение друтих автоматически гарантирует нам прощение. Божья милость – это дар, а не зарплата.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Выражение: " и восхищено было дитя ее к Богу и к престолу Его " - означает, что небесный царь, а не земной, есть Тот, Которого она вечно рождает, как об этом и Давид возвещает в словах: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги твоя подножие ног твоих (Пс.109:1). " И увидел - сказано - дракон, и начал преследовать женщину, которая родила (младенца) мужеского пола. И даны были женщине два крыла огромного орла, чтобы летела она в пустыню, где и питается она в продолжении времени, времен и полвремени от лица змея " . Это и суть те самые тысяча двести шестьдесят дней, - половина седмицы, - в продолжение которых тиран будет иметь силу и преследовать Церковь, бегущую из города в город, скрывающуюся в пустыне и в горах, не имеющую с собой ничего иного, кроме двух крыльев огромного орла, т.е. веры в Иисуса Христа, Который, распростерши на древе святые руки, развернул два крыла - правое и левое, призывая таким образом всех верующих в Него и покрывая их, как курица - своих птенцов. В этом смысле и у Малахии говорится: И возсияет вам, боящимся имене моего, солнце правды, и исцеление в крилех его (Мал.4:2). 52. Говорит также и Господь: Егда узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе - иже чтет, да разумеет -: тогда сущии во Иудеи да бежат на горы; и иже на крове, да не сходит взяти, яже в дому его; и иже на селе, да не возвратится вспять взяти риз своих. Горе же непраздным и доящым в тыя дни. Будет бо тогда скорбь велия, якова же не была от начала мира, ниже имать быти, и аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть (Мф.24:15-22). А Даниил говорит: И дадут мерзость запустения на дни тысяща двести девятьдесят. Блажен терпяй и достигнувый до дней тысящи трех сот тридесяти пяти (Дан.12:11-12). 53. Блаженный апостол Павел в послании к Фессалоникийцам говорит: молим же вы, братие, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании о нем, не скоро подвизатися вам от ума, ни ужасатися, ниже духом, ниже словом, ни посланием, аки от нас (посланным), яко уже настоит день Господень.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/678/...

Далее мы читаем такие радостные слова: Дети выросли … (Быт. 25, 27). Это история одной семьи, настоящая семейная сага Наконец-то дети выросли! Вы видите, здесь нам не дается описание событий, как все происходило. История эта, как мы с вами уже установили, с 12й главы Книги Бытия по 50ю, – это история одной семьи! История Авраама Фарровича, потом Исаака Абрамовича, потом Якова Исааковича, а потом Иосифа Яковлевича – это действительно история одной семьи, настоящая семейная сага, поэтому нам очень важно изучить вот эти главы – с 12й по 50ю. И апостол Павел пишет: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5, 8). Объясняя, почему подобный хуже неверного, Блаженный Феофилакт пишет: «Потому что последний если и презирает чужих, то по крайней мере не презирает близких себе, конечно, побуждаемый природой. А он нарушает и закон Божий, и закон природы, и поступает несправедливо. Кто же поверит, что такой человек может быть милостивым к чужим? А если он действительно милостив к чужим, то не тщеславие ли это? Поразмысли: если хуже неверного тот, кто не заботится о домашних, то куда причислить того, кто обижает своих? Ведь всякому для спасения недостаточно своей собственной добродетели, если он, сам будучи добродетелен, не учит и не убеждает быть таковыми своих родственников». В Новом Завете семья называется домашней церковью; это очень важно усвоить (ср. Рим. 16, 4; 1 Кор. 16, 19; Кол. 4, 15; Флм. 1, 2). И мы читаем далее: Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах (Быт. 25, 27). Вот здесь мы видим проблему: «дом» – «улица», «учеба» – «веселие». Есть такая проблема у современных детей. Так вот, Исав живет на улице, он такой уличный мальчишка. А Иаков такой, как бы сейчас сказали, «маменькин сыночек», «домашний мальчик». Но это – на первый взгляд. Если более внимательно, глубже посмотреть на это обстоятельство: кого нам напоминает Исав, о котором сказано, что он был человеком искусным в звероловстве, человеком полей ? Он нам напоминает Нимрода, организатора построения Вавилонской башни, того самого Нимрода, который был создателем первой империи, конфедерации царств против Бога. О нем же тоже сказано, что он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод (Быт. 10, 9).

http://pravoslavie.ru/110922.html

Далее мы читаем такие радостные слова: « Дети выросли …» ( Быт. 25:27 ). Наконец-то дети выросли! Вы видите, здесь нам не дается описание событий, как все происходило. История эта, как мы с вами уже установили, с 12-й главы Книги Бытия по 50-ю – это история одной семьи! История Авраама Фарровича, потом Исаака Абрамовича, потом Якова Исааковича, а потом Иосифа Яковлевича – это действительно история одной семьи, поэтому нам очень важно изучить вот эти главы – с 12-й по 50-ю. Хорошо бы, если бы мы в храме жили! Но мы в семьях живем, нам приходится покидать святые места и возвращаться к нашим домашним. Апостол Павел пишет: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» ( 1Тим. 5:8 ). В Новом Завете семья называется домашней церковью; это очень важно усвоить ( Рим. 16:4 ; 1Кор. 16:19 ; Кол. 4:15 ; Флм. 1:2 ). И мы читаем далее: « Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах » ( Быт. 25:27 ). Вот здесь мы видим проблему: «дом – улица». Есть такая проблема и у современных детей. Так вот, Исав живет на улице, он такой уличный мальчишка. А Иаков такой, как бы сейчас сказали, «маменькин сыночек», «домашний ребенок». Но это – на первый взгляд. Если более внимательно, глубже посмотреть на это обстоятельство: кого нам напоминает Исав, о котором сказано, что он был «человеком искусным в звероловстве, человеком полей» ( Быт. 25:27 )? Он нам напоминает Нимрода, организатора построения Вавилонской башни, того самого Нимрода, который был создателем первой империи, конфедерации царств против Бога. О нем же тоже сказано, что «он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод…» ( Быт. 10:9 ). Хотя даже отцы по-разному истолковывают это место. Например, Златоуст говорит о Нимроде, что искусный зверолов выполнял как бы роль палача. Если кто-то нарушал законы Божии, он находил и казнил, потому что задача государства – казнить злодеев. Но большая часть отцов говорит, что Нимрод – это прообраз антихриста. Он – организатор построения Вавилонской башни, и он искусный зверолов: он уловлял в свои сети не только животных, но и людей. И Исав – это как бы продолжение линии Нимрода, нечестивого Нимрода.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Если же имеем, то будем молиться за них, чтобы и мы, получив прощение грехов наших, с дерзновением могли предстать на суд Христа, Которому слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. 6.   Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? (2 Кор. 3:1)   В чем состоит жизнь души. – Великое зло – говорить срамное и постыдное.   1. Так как некоторые могли сказать, что (апостол) сам себя выхваляет, то в предупреждение такого обвинения он и говорит так. Хотя он и раньше несколько раз исправлял такую мысль, когда говорил: " И кто способен к сему? " , и: " проповедуем искренно, как от Бога " (от чистоты глаголем) (2 Кор. 2: 16, 17), тем не менее он не удовлетворяется; таков его обычай, чтобы как можно дальше отстранять от себя ту мысль, будто он сам о себе говорит что-нибудь великое. Он избегает этого с величайшим старанием и заботливостью. А ты, со своей стороны, заметь и здесь великую мудрость (апостола). В самом деле, обстоятельства, казавшиеся сами по себе неприятными – я разумею его бедствия – он так возвысил и представил в таком блеске и свете, что из его описания могло родиться подобное подозрение. То же делает он и далее (в послании). Перечислив бесчисленные бедствия, огорчения, тесные обстоятельства, крайнюю нужду и тому подобное, он присовокупил: " Не снова представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами " (не себе хвалим, но вину даем вам похваления) (5: 12). Но там он говорит это гораздо сильнее и с бльшим негодованием. Здесь слова его: " Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? " (или требуем, якоже нецыи, извещавательных посланий?) выражают любовь, –  там, как это было нужно и полезно, – слова его исполнены и особенной силы и негодования: " Не снова , – говорит, – представляем себя вам, но даем вам повод хвалиться нами " (не паки себе хвалим, но вину даем вам похваления) ; и еще: " Не думаете ли еще, что мы [только] оправдываемся перед вами? (паки ли мните, яко ответ вам творим?) Потому что мы говорим пред Богом, во Христе (пред Богом во Христе глаголем)… Я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете " (Боюся же, еда како пришед, не яцех же хощу, обрящу вас, и аз обрящуся вам, якова же не хощете) (12: 19, 20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010