В 542 г. в Константинополь прибыл Арефа, царь союзных с Империей гассанидов, просивший разрешить рукоположение епископов для его подданных. Усилиями Иакова Барадея, рукоположенного в том же году, в восточных провинциях Империи была создана антихалкидонитская церковная организация, получившая название Сиро-яковитской (самоназвание – Сирийская православная церковъ, во избежание недоразумений по-русски часто именуется Сиро-ортодоксальной или Ориентальной). Ее основным диалектом был западносирийский, а в православной и католической среде она считалась монофизитской. Нехалкидониты, в свою очередь, стали называть православных мелькитами (сир. «царские»), поскольку халкидонское вероучение пользовалось поддержкой властей Империи. Если ранее православные, признававшие IV Вселенский собор, и противники Халкидона были двумя богословскими направлениями в рамках единой церкви, борьба между которыми велась главным образом за замещение вакантных епископских кафедр, то в середине VI в. начинается церковный раскол: как западные сирийцы, так и представители греческого населения Сирии разделились на две конфессиональные группы. Если же учесть также постепенное усвоение Церковью Востока в V- VII вв. богословского учения антиохийской школы, связанного с христологией двух ипостасей, то уже применительно к началу VII в. можно уверенно говорить о существовании в рамках сирийской традиции трех конфессиональных групп: православных, сторонников Халкидонского собора (мелькитов) «миафизитов» (яковитов) и принявшей христологию двух ипостасей Церкви Востока, представителей которой в течение длительного времени было принято называть несторианами. Β VI в. восточные провинции Империи стали ареной военных действий: после захвата в 530 г. персидским шаханшахом Кавадом I (488–496, 498–531) ряда территорий (Амиды, Феодосиополя и Армении) начался продолжительный период противоборства между Византией и сасанидским Ираном, что сказалось и на положении Антиохийской церкви. В 540 г. в ходе военной кампании Хосрова I (531–579) 12 тыс. христиан были депортированы и расселены близ Ктесифона. Хосров II также депортировал множество христиан с завоеванных территорий. Эти новые общины не были интегрированы в местные христианские сообщества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Миафизитские общины в Персии укрепились благодаря деятельности Иакова Барадея. Конечно, у миафизитов и до этого было определенное число сторонников в Персии, однако до 559 г. нет информации о том, чтобы епископ-миафизит занимал кафедру на территории Персии. В 559 г. Иаков Барадей назначил Ахудэммеха (ум. 575) первым митрополитом Востока. Последний действовал в районе Тагрита. В период правления Хосрова II при поддержке ряда придворных миафизиты укрепляли свои позиции в Персидской империи, будучи сосредоточены главным образом у Тагрита и в монастыре Map Матфея близ Ниневии. В 602 г., после того как Фока (602–610) убил императора Маврикия, Хосров II напал на восточные границы Византийской империи. С завоеванных территорий Хосров депортировал большое число халкидонитов и миафизитов, которые теперь стали жить на территории Персии. Миафизиты заняли некоторые епископские кафедры, а ряд селений, подчиненных этим кафедрам, были обращены в миафизитство. В 629 г. главой миафизитов в Персии стал Марута (ум. 649), впервые получивший титул мафриана, который носили главы Сиро-яковитской церкви в Месопотамии вплоть до XIX в. В 30-е годы VII в. восточные провинции Византии подверглись нашествию арабов, и яковиты (в отличие от «мелькитов») встретили их как освободителей от власти византийского императора, пытавшегося навязать им халкидонскую веру. Арабы предоставили своим христианским подданным статус зиммиев – немусульманских подданных исламского государства, жизнь и имущество которых находились под защитой закона. От зиммиев требовалась уплата подушной подати – джизьи. Была запрещена миссионерская деятельность среди тех, кто исповедовал ислам (обращение мусульманина в христианство каралось смертью ), действовал ряд иных ограничений. В арабском халифате западные и восточные сирийцы полемизировали друг с другом, но накал полемики снижался по мере нарастания давления со стороны мусульманского окружения. На первое место стала выходить проблема сохранения древнего языка (к XIV в. почти полностью вытесненного арабским) и литургических традиций.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

V Вселенский собор стал только одним из шагов Юстиниана на пути общецерковного примирения. В 562 г., после подписания мира с Ираном, в Константинополь для переговоров о вере были приглашены богословы Церкви Востока (в том числе глава Нисибинской богословской школы Авраам Бет-Раббанский, который, однако, от приглашения уклонился). В ходе трехдневных переговоров с императором о вере стороны остались на своих позициях, но произвели друг на друга положительное впечатление. Примерно в это же время император наметил некие шаги к сближению с армянами на общей почве осуждения Севира (скорее всего, именно в этом ракурсе следует рассматривать смутные свидетельства об «афтартодокетизме» в последние годы Юстиниана). Однако главным направлением движения к единству было сближение с «монофизитами» внутри Империи. Важнейшим этапом должно было стать официальное воссоединение с Константинополем вождей антихалкидонской партии во главе с Иаковом Барадеем. Однако реализовывать этот план пришлось уже преемнику Юстиниана. § 5. От Юстиниана до Ираклия. Монофелитство. VI Вселенский собор 1. Провал унии с «монофизитами» в Каллинике Едва взойдя на престол, император Юстин II (565–578) созвал в 566 г. в Константинополе собор для переговоров с антихалкидонитами об их воссоединении с официальной церковью. В качестве платформы для унии предлагалась опубликованная императором «Программа веры». Христологическое учение «Программы» было сформулировано в подчеркнуто «александрийском» духе: в качестве основы предлагались 12 анафематизмов Кирилла против Нестория, формулы «единая природа Бога Слова воплощенная» и «из двух природ» объявлялись приемлемыми, а о «Томосе» Льва I и Халкидонском оросе вообще не упоминалось. В этом последнем пункте «Программа» Юстина II выгодно отличалась от близкого к ней Энотикона Зинона, так как исчезала возможность толковать ее в антихалкидонском смысле. В 567 г. собор по указанию императора был перенесен в Каллиник на Евфрате, на территорию епархии Иакова Барадея, который занял место его председателя. В Каллиникском соборе приняли участие почти все рукоположенные Иаковом епископы-антихалкидониты (кроме Иоанна Эфесского). После прений епископы обратились с посланием к императору, где фактически соглашались со всеми догматическими пунктами его «Программы», испрашивая уступок лишь в канонической сфере (снятие всех анафем, провозглашенных после кончины Кирилла, реабилитация Севира, Анфима и др.). По традиции вожди «монофизитов» предлагали осудить и формулу «в двух природах», но окончательное решение оставляли на волю императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 68-69 гг. VI в. произошел окончательный раскол среди монофизитов между тритеитами и теми, что остались верны традиц. триадологии. Конон Тарсийский и Евгений Селевкийский, официально извещенные о своем смещении, анафематствовали в свою очередь Иакова Барадея. При поддержке внука имп. Феодоры монаха Афанасия, ставшего сторонником тритеитов, Конон и Евгений получили право на обжалование своего смещения; по указу императора-халкидонита Юстина II при председательстве халкидонитского патриарха К-поля Иоанна Схоластика состоялся диспут (569/70) между двумя партиями монофизитов, но этот диспут, длившийся 4 дня, ни к чему не привел. С этого момента Конон и Евгений начали создавать по всей империи особую тритеитскую иерархию в монофизитском лагере. Во время последовавших в 571 г. гонений на монофизитов Конон был сослан в Иерусалим, где находился ок. 3 лет, затем был освобожден и поселился в деревне в Киликии, к-рая и стала центром тритеизма. Ок. 574 г. раскол произошел уже в стане тритеитов, когда И. Ф. выступил с трактатом «О воскресении», отвергнутым Кононом и Евгением, хотя и поддержанным Афанасием. Вопросы, поставленные тритеитами, вновь привлекли к себе внимание, когда монофизитский патриарх Александрии Дамиан, заняв кафедру в 578 г., в синодальном послании уделил большое внимание полемике с тритеизмом И. Ф., сосредоточившись на критике его трактата «О Троице». При этом Дамиану приходилось иметь дело с живыми носителями этого учения. В 581 г. в полемику с тритеизмом вступил и новый монофизитский патриарх Антиохии Петр, к-рый в синодальном послании также полемизирует с И. Ф., на этот раз с соч. «Против Фемистия». В дальнейшем движение тритеитов постепенно сходит на нет; ряд видных деятелей примыкают к господствующему традиц. монофизитскому учению. Тем не менее в самом лагере противников тритеитов, в первую очередь между Дамианом Александрийским и Петром Антиохийским, происходит раскол (588-616) на почве того, как следует правильно опровергать тритеизм и как вообще понимать учение о Св. Троице в контексте вызова тритеизма (см.: Ebied, Van Roey, Wickham. 1981; Van Roey. 1982).

http://pravenc.ru/text/471531.html

И. Ф. основывается как на наблюдениях над тварной природой, так и на рациональных рассуждениях: «Невозможно, чтобы две природы, сохраняющие свою численную двойственность, образовали одну ипостась. Это можно подтвердить, на основе индукции, множеством примеров - как, например, камень и дерево могут образовать одну ипостась, т. е. индивид, или бык и конь, или Бог и человек? - так и на основе рассуждений. Ибо если в ипостасях, или, что то же самое, в индивидах, каждая природа принимает существование, допуская, что есть две природы, должно быть по крайней мере две ипостаси, в к-рых они принимают существование. Ибо природа не может существовать сама по себе, не будучи созерцаема в индивиде, а мы только что показали, что индивид и ипостась - тождественны» (Idem. 7. 28//Ibid. P. 26-27; цит. по: Lang U. 2001. P. 196). Т. о., в толковании учения о Св. Троице и о Боговоплощении И. Ф. упраздняет то, что составляет мистическую тайну обоих догматов, а именно, таинство Троицы в Единице и Единицы в Троице и таинство одной Ипостаси двух природ во Христе. При этом наиболее последовательно из всех монофизитов И. Ф. доказывает учение о единой сложной природе Христа, согласовывая положения этого учения с триадологией, впосл. получившей название «тритеизм». Тритеизм И. Ф. и полемика вокруг него Появление тритеизма как течения в монофизитском богословии датируется примерно 557 г. и связывается с учением сирийца-яковита, уроженца Апамеи Иоанна Аскуцангиса. Известно, что он учился в К-поле у некоего Самуила или Петра, а после его смерти выступил с оригинальным учением о том, что в Пресв. Троице не одна сущность, а три. Это позволяло примирить учение об «одной природе Бога Слова воплощенной» с учением о Троице, чтобы исключить воплощение всех трех Лиц. Т. о. будто бы решалась проблема теопасхитства, поскольку, согласно тритеитам, воплощение Бога Сына не влекло воплощения Отца и Духа по той причине, что у Отца и Св. Духа иная, «частная», божественность. У Иоанна Аскуцангиса появились ученики, однако тритеизм почти сразу получил отпор в монофизитской среде. С трактатом против этого учения выступил Феодосий Александрийский (бывший в то время лидером монофизитов), находившийся в почетной ссылке, точнее, под царским присмотром в К-поле. Вплоть до смерти Феодосия в 566 г. о тритеизме больше ничего не было слышно, однако вскоре тритеитами себя признали 2 монофизитских епископа, получивших хиротонию от Иакова Барадея: Конон Тарсийский и Евгений, еп. Селевкии Исаврийской. В 567 и 568 гг. тритеизм был осужден на собраниях монахов в Сирии. Примерно в это же время тритеизм получил подкрепление в лице И. Ф., написавшего во 2-й пол. 567 г. в поддержку этого учения трактат «О Троице» и ряд др. трактатов, сохранившихся во фрагментах. С тех пор тритеизм связывается преимущественно с его именем. Большинством монофизитов это учение не было принято.

http://pravenc.ru/text/471531.html

Из-за того повсеместно, особенно же во всей Сирии, были споры и противоречия. Лонгин и бывшие с ним, Феодор, ставший патриархом, отправились в Египет, а оттуда в восточные области Сирии, спустились к сторонникам Павла для того, что – бы объединиться со сторонниками Иакова и, если возможно, разрешить различия и зло, разделявшее их. В то время как Феодор остался мирно в городе Тире, Лонгин отправился в Хирту дома Харита бар Габалы к Мундару бар Хариту. Когда он в своем ответе сообщил точно всю правду, усердствовал царь Мундар, чтобы собрать их, примирить, но сторонники Иакова совсем с ним не согласились. [Далее следует подробный рассказ о клерикальных спорах между сторонниками Павла и Иакова Барадея]. Книга 6 (перевод Е. Н. Мещерской) Глава 48. О Феодоре, который был сделан Лонгином и остальными папой в Александрии (Здесь и до конца гл. 55 перевод Е. Н. Мещерской) Феодор же тот, о котором выше мы дали знать, что он был Лонгином и остальными (сделан) патриархом Александрии, по обычаю своему, а он был отшельником, как и прежде, оставался спокойно и открыто в Александрии... а Лонгин отправился еще далее, за тот народ нобадов, у которого он был, к народу другому могущественному, который (находился) на много дней пути далее, и который называют греки алодеями, 13 и который, полагают, есть кушиты. 14 И помог ему Бог , и он побеседовал с царем их и всеми вельможами его, и всеми народами, которые были под властью его, о чем записи по порядку мы поместили... Глава 49. О начале обращения в христианство народа, который греки называют алодеями и который, мы полагаем, есть кушиты Таким образом, благодаря приходу блаженного Юлиана, о котором мы вначале поведали, и рвению покойной Феодоры, императрицы, (случилось то), что к народу великому, называемому нобады, он первым был послан и научил как царя их и вельмож его, так и множество народов, которые подчинялись власти его, за 2 года. И он ушел оттуда, препоручив весь народ тот некоему Феодору, епископу, человеку весьма старому, пребывавшему в городе, называемом Филы. Это в Фиваиде внутренней, на границе местности, о которой рассказывалось. И он, епископ сей, пошел к ним, и посетил их, и наставил их, и вернулся в город свой. И таким образом продолжалось в течение лет 18, более или менее. И тогда, когда Лонгин, изменив облик свой, пошел и вошел к ним, он сначала научил их, и наставил их, и крестил остальных (не обращенных ранее). Когда он провел с ними 6 лет, также были отправлены послы царем их и прибыли в столицу. И мы общались с ними многократно, когда они прославляли, превозносили его и рассказывали о Лонгине много.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Василий Мар ФомаПавел II, митр. Маланкарский, и Тихон (Моллард), митр. всей Америки и Канады. 2015 г. Василий Мар ФомаПавел II, митр. Маланкарский, и Тихон (Моллард), митр. всей Америки и Канады. 2015 г. Наиболее тесные связи М. Ц. поддерживает с единоверными ей Армянской Апостольской Церковью, Коптской Церковью и Эфиопской Церковью . Кроме того, М. Ц. входит в состав ВСЦ с момента его основания в 1948 г.; активную роль в его работе играл митр. Дели и Сев. Индии Павел Мар Григорий (1922-1996). C 1971 г. при содействии католического фонда «Pro Oriente» начался неофиц. диалог М. Ц. с Римско-католической Церковью. Имели место неоднократные встречи глав Церквей: папы Павла VI c Мар Василием Оугеном I в Бомбее (1964), Иоанна Павла II с Василием Мар Фомой Матфеем I в Ватикане (1983) и в Коттаяме (1986). В ходе последней встречи была организована Международная смешанная комиссия по диалогу между Римско-католической и Сиро-Маланкарской Церквами. С 1989 г. между Церквами ведется офиц. диалог, в 1990 г. была подписана общая христологическая декларация (см.: Joint Intern. Commission for Dialogue between the Catholic Church and the Malankara Orthodox Syrian Church: Papers and Joint Statements, 1989-2000/Ed. X. Koodapuzha, J. Panicker. Kottayam, 2001). В 2013 г. папа Франциск встречался с католикосом Василием Мар Фомой Павлом II в Ватикане. Представители М. Ц. в XIX - нач. XX в. обращались к представителям РПЦ за границей с просьбой помочь в установлении контактов с целью возможного объединения Церквей. В 1931 г. по просьбам рус. эмигрантов митр. РПЦЗ Евлогий (Георгиевский) направил в Индию архим. Андроника (Елпидинского) , к-рый оставался там до 1949 г. и наладил диалог с представителями М. Ц. В 1937-1938 гг. глава Православной духовной миссии в Индии архиеп. Нестор (Анисимов) подготовил проект объединения М. Ц. с РПЦЗ, к-рый так и не был реализован. В 1953-1954 гг. представитель РПЦЗ Н. М. Зёрнов провел с членами М. Ц. неофиц. консультации по богословским вопросам, в ходе к-рых были выявлены основные богословские разногласия: принципиальное несоответствие христологической терминологии (к-рое, правда, преодолевалось в переговорах в рамках экуменического движения, в результате чего был достигнут определенный прогресс); расхождения в оценке деятельности ряда лиц церковной истории (в частности, Иакова Барадея ), в количестве признаваемых Вселенских Соборов и т. д. С нач. 60-х гг. XX в. в рамках Всеправославных совещаний по сближению с Древними Восточными Церквами состоялись визиты представителей РПЦ в Индию и представителей М. Ц. в СССР; инд. студенты начали получать образование в духовных школах РПЦ. С предстоятелями М. Ц. встречались патриарх Пимен (1976) и митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (2006, награжден орденом св. Григория Парумальского; в наст. время Патриарх Московский и всея Руси) (подробнее см. в ст. Индия ).

http://pravenc.ru/text/2561702.html

М. продолжил религ. политику своего отца, направленную на поддержку монофизитства и урегулирование отношений между различными партиями внутри этого течения, в частности между последователями еп. Иакова Барадея и Антиохийского патриарха Павла из Бет-Уккаме (см. Павел Чёрный ). Сторонники последнего были и в гассанидском войске, из-за чего произошло разделение среди воинов по догматическим вопросам. Неудовольствие сменившего Юстина II имп. Тиверия I вызывала общая антихалкидонитская позиция М. и его подданных, однако император вынужден был торжественно принять его 8 февр. 580 г. в К-поле, возложить на его главу царский венец (тадж) и дать обещание прекратить гонения на монофизитов. С санкции Тиверия 2 марта М. организовал собрание глав монофизитских общин с целью примирить сторонников Павла из Бет-Уккаме и Александрийского патриарха Дамиана . Терпимость императора объяснялась его заинтересованностью в активной поддержке со стороны М. визант. войск, с лета 579 г. вовлеченных в боевые действия против Сасанидов на территории Месопотамии. Летом 580 г. отряды арабов во главе с гассанидским царем вторглись совместно с армией полководца Маврикия (с 582 император) через Аравийскую пустыню в обл. Бет-Арамайе. Там между М. и Маврикием произошел серьезный конфликт, в ходе к-рого последний обвинил арабов в том, что они предали византийцев, сообщив персам о его планах. Вопрос о том, действительно ли М. поступил вероломно по отношению к империи или был ложно обвинен в этом, до сих пор остается дискуссионным. Однако у имп. Тиверия не оставалось сомнений в виновности М., и тогда друг и патрон гассанидского царя, сириец Магн, занимавший высокий пост управителя имп. имениями и дворцами с титулом «комит священных щедрот» (comes sacrarum largitionum), вызвался заманить М. в ловушку и доставить в столицу. Получив согласие императора, он пригласил М. в сел. Хаврин (Эль-Хаварин) между Дамаском и Пальмирой на освящение церкви. М., прибывший туда с небольшой свитой, был схвачен и весной 581 г. привезен в К-поль, где ему позволено было жить как почетному пленнику. Та же участь постигла впосл. старшего сына М. ан-Нумана ибн аль-Мунзира, к-рый отомстил за отца, ограбив лагерь Магна, но затем пошел на переговоры с Маврикием, потребовавшим от него признать решения Халкидонского Собора (см. Вселенский IV Собор ). Ан-Нуман отказался, сославшись на то, что все арабы - яковиты (см. ст. Сирийская яковитская Церковь ); на обратном пути он был захвачен в плен и до конца жизни оставался под надзором. М. с женой и др. детьми был отправлен в ссылку на Сицилию, где и скончался. После пленения М. и ан-Нумана ибн аль-Мунзира царство Гассанидов распалось.

http://pravenc.ru/text/2564340.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН патриарх Александрийский (род. ок. 535; занимал кафедру с 578 по 12 июня 607), монофизит. Уроженец Сирии. Происходил из знатной семьи; его брат был префектом пров. Осроена . Став монахом в юности, 17 лет подвизался в Скиту (Вади-эн-Натрун), в мон-ре св. Иоанна Малого (прп. Иоанна Колова). В сане диакона перешел в мон-рь Энатон (мон-рь Отцов - Тν πατρων) в 16 км к западу от Александрии. В 575 г. монофизиты Египта после 9 лет раскола (после смерти в 566 в К-поле Александрийского патриарха Феодосия I) выбрали патриархом Петра IV . Поскольку монофизитским патриархам под угрозой тюремного заключения было запрещено пребывать на своих кафедрах, Петр был вынужден удалиться в Энатон, где ему был представлен Д. Петр сделал его секретарем (γραμματες), помогавшим ему в управлении Церковью. Менее чем через 2 года (19 июня 577) патриарх Петр умер. В течение года кафедра оставалась незамещенной, затем патриархом был избран Д. В отличие от своего предшественника он много ездил, посетил Антиохию и К-поль. Воспользовавшись разделением среди монофизитов Антиохии на сторонников патриарха Павла из Бет-Уккаме и скончавшегося к тому времени Иакова Барадея, Д. вопреки канонам при живом патриархе Павле пытался поставить патриархом в Антиохии некоего Севира. Этому воспрепятствовал Антиохийский правосл. патриарх. Д. и его сообщники спаслись от ареста бегством. В 580 г. в К-поле он тайно встретился с вождем арабов-гассанидов аль-Мундиром, покровителем монофизитов, и говорил с ним о достижении церковного мира между александрийцами и антиохийцами, дав обещание примириться с патриархом Павлом Антиохийским. Но, вернувшись в Египет, Д. уже через неск. недель пренебрег обещаниями и подверг Павла анафеме, циркулярным письмом поставив об этом в известность церкви Египта и Сирии, а также аль-Мундира. В 581 г. часть монофизитских епископов и клириков Антиохийского Патриархата, противников Павла, выбрала патриархом Петра, уроженца Каллиника. Петр направился в Александрию и был рукоположен Д. и др. епископами в патриарха Антиохийского. Павел Антиохийский ничего не предпринял против этого противоречащего канонам шага. В 584 г. он умер в К-поле, покинутый всеми.

http://pravenc.ru/text/168772.html

Дабы земля приносила доход, он занялся садоводством, излишек дохода от земли и церкви посылая в Париж Союзу инвалидов. Такова была поначалу материальная база его существования. Прямая миссионерская его задача заключалась в обслуживании русских на неизмеримых пространствах Индостана. Русские здесь живут одиночками и группами (всего их там человек триста); до приезда о.Андроника верующие среди них были лишены всякого церковного утешения. В трудную минуту им приходилось обращаться за религиозной помощью к инославным священнослужителям. Так было с умирающей княгиней Урусовой. Старушка хотела причаститься Святых Тайн и обратилась к англиканскому епископу (Бомбейскому). Сначала он отказал наотрез, а потом сдался. «Я вас причащу, — сказал он, — но, принимая Святые Тайны, веруйте, что вы причащаетесь из рук православного священника, а я после снесусь с вашим епископом и попрошу его утвердить принятие святой Евхаристии…» Этот случай показывает, насколько в Индии православный священник был необходим. Сперва о.Андроник разъезжал по требам, но скоро его деятельность получила новое направление. Он отправился в трехнедельное путешествие по Малабарскому побережью — в самый центр древнего индусского христианства. Здесь он встретился с особой его ветвью, именующей себя «якобитами» или «иаковитами». Это христиане, придерживающиеся монофизитской ереси. Рассеяны они в Сирии, в Месопотамии и частью в Индии. Название свое они получили от одного из сирийских епископов — Иакова Барадея, жившего в VI веке. Монофизиты (единоприродники) — еретики, не признающие двух природ в Иисусе Христе, но лишь одну — божественную. Ересь эта была осуждена IV Вселенским Собором. К этому еретическому учению о лице Иисуса Христа главное разногласие с нами и сводится. Что касается церковной жизни, то их крепкая церковная традиция пронесла через 2000 лет почти все существенное в непорочном виде, и разница, бросающаяся в глаза, коснулась лишь внешней стороны. У «иаковитов» 7 таинств, как и у нас, но множество литургий (у нас три).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010