14 сент. 1980 г., после смерти Иакова III, З. был избран 122-м сиро-яковитским Антиохийским Патриархом. Резиденция З. находится в построенном им мон-ре св. Ефрема Сирина в городке Мааррат-Сайдная под Дамаском (открыт в 1996, при мон-ре действует семинария). З. учредил жен. монашеский орден им. Иакова Бурдеаны (Барадея). Заведует изданием «Патриаршего журнала». З. уделяет большое внимание межцерковному диалогу. Он был участником мн. церковных и межконфессиональных конференций (в 1964 в Орхусе, в 1965 в Аддис-Абебе, в 1968 в Лондоне (в Ламбетском дворце), в 1970 в Женеве), а также встреч с мусульм. богословами. В 1975-1980 гг. З. как представитель Сирийской яковитской Церкви был членом центральной комиссии ВСЦ, а в 1995 г. стал одним из его сопредседателей. Его деятельность была особенно плодотворна в области отношений с Антиохийской Православной Церковью . 22 июля 1991 г. состоялась встреча З. с правосл. Патриархом Игнатием IV , во время к-рой были подписаны документы, призывающие к «полному взаимному уважению» между этими Церквами. Во время визита папы Римского Иоанна Павла II в Сирию в мае 2001 г. в кафедральном соборе св. Георгия в Дамаске состоялась его встреча с З. В подписанной декларации, в частности, сказано: «Распри, которые происходили между Церквами... как они понимаются сегодня, никоим образом не затрагивают сущности их веры, так как они возникли только из-за различий в терминологии и культуре... Соответственно, мы не находим сегодня никакого реального основания для грустных разделений и ересей... В словах и жизни мы признаем истинную доктрину относительно принятия Христа нашим Богом, несмотря на различия в интерпретации той доктрины, которая возникла во время Халкидонского Собора». З. связан дружескими узами со мн. представителями христ. и мусульм. духовенства. З. является автором значительного числа работ на сир., араб. и англ. языках, в т. ч. о догмате Воплощения, 7 церковных таинствах, по истории Сирийской яковитской Церкви и др. Агиографические труды: «Житие Мар Афрема Сирина», выпущенное в 1974 г. в Багдаде в честь юбилея прп. Ефрема Сирина, «Сказание о «людях пещеры» по сирийским источникам» (о 7 Эфесских отроках), сб. «Сияющие звезды Церкви» и «Благоухание святости». З. осуществил критическое издание аскетического соч. Григория Бар Эвройо «Голубица» (1975) по древним сир. рукописям с переводом на араб. язык с учетом англ. перевода А. Венсинка, опубликованного в 1919 г. Несколькими книгами вышли сборники статей З. по богословским, историческим и лит. вопросам, проповедей, произнесенных им в соборе св. Георгия в Дамаске, посланий и т. п.

http://pravenc.ru/text/182505.html

Чуть выше в трактате имеется еще одна фраза, содержащая некоторые намеки на конкретно-исторические реалии. В ней говорится, что последователи Евтихия и Диоскора «столь упорно и неусыпно воюют единственную кафолическую и апостольскую Церковь Божию, что и своих чад, не научившихся еще как следует говорить, не посещающих школу и не изучивших алфавита, они побуждают и склоняют к тому, чтобы те могли слушать и говорить относительно почитаемого ими догмата» (185, 8–12). Прежде всего следует остановиться на последней фразе. С первого взгляда представляется, что она указывает на факт организации монофизитства в самостоятельную церковь после разброда и дезорганизации монофизитского движения, который приходится приблизительно на время около 540 года 868 . Возрождение монофизитства связано главным образом с деятельностью Иакова Барадея (Бурдеаны) – своего рода «монофизитского апостола», пользовавшегося среди монофизитов громадным моральным и как бы «харизматическим» авторитетом 869 . Человек необыкновенной физической выносливости, Иаков Барадей в своих постоянных путешествиях возродил в середине VI века разгромленную монофизитскую иерархию, рукоположив двух патриархов, восемьдесят девять епископов и несколько тысяч священников 870 . Организованная им церковь (яковитская) не была простым продолжением северианского монофизитства, но приобрела качественно новые черты. Существуя в условиях нелегальности (или полулегальности), данная форма монофизитства глубоко укоренилась в народных массах некоторых византийских провинций (особенно в Сирии и Египте) 871 . Вероятно, с этим связана и определенная культурная и политическая переориентация монофизитства, отмечаемая В. Френдом: из «рассадника византинизма» оно превратилось в антивизантийскую силу 872 . Чтобы приступить к первой фразе, необходимо принять во внимание одно обстоятельство: умолчание в трактате об оригенистских спорах и спорах вокруг «Трех глав». Именно этот сильнейший аргумент против поздней датировки сочинения, как указывалось, и выдвинул Мёллер.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

220 Каковы: евтихианиты, акефалиты, юлианиты, трифеиты, агносты, феопасхиты, армяне, севериты, афтартодокиты, докиты, фантазиасты, фтартолатры, ктистолатры и другие. Иннокент. Начерт. церк. истор. отд. 1, стр. 293–294. 344–346. Москва, 1842 г. 221 Евагр. Церк. истор. кн. 3, гл. 30. 44, стр. 163. 189–190. Спб. 1853 г. Феодор. чтец. Извлеч. из церк. истор. стр. 518. Спб. 1853 г. 222 Никифор Каллист (в церк. истор. кн. 16, гл. 26) говорит, что Македоний по повелению императора умерщвлен был в заточении. 223 Евагр. Церк. истор. кн. 3, гл. 32. 33, стр. 167–172. Спб. 1853 г. Феодор. чтец. Извл. из церк. истор. стр. 523–525. Спб. 1853 г. 225 Анастасий приказал даже иерусалимскому епископу Илии составить из подвластных ему епископов собор, против собора халкидонского. Феодор. чтец. Извлеч. из церк. истор. стр. 523. Спб. 1853 г. 229 Ассеман. Восточн. библиотек. т. 2, стр. 62, 72, 326. 331. 414. Ренодот. Истор. александр. яковит. патриарх. стр. 119. 133. 425. Париж, 1713 г. 236 Замечательно, что в секте евтихианской есть до пятидесяти литургий. Они известны в ней под именами: св. апостола Иакова, св. апостола Марка (две, – различные, впрочем, от греческой литургии того же св. апостола, – полная и сокращенная), св. апостола Петра (три, из коих одна не похожа на прочие), св. апостола Иоанна Богослова, дванадесяти св. Апостолов (две и обе различные), св. Климента римского (совершенно различная от находящейся в «Постановлениях апостольских»), св. Дионисия ареопагита , св. Игнатия богоносца , св. отцев первого вселенского собора, св. Василия великого , св. Григория богослова , св. Иоанна златоустог о, св. Кирилла александрийского , Диоскора александрийского, Иакова барадея или занзала, Сикста, епископа римского, Фомы, епископа ираклийского, Юлия, епископа римского, Моисея варкифы, Дионисия варсилиби, амидского католикоса, Филоксена, епископа иерапольского, Григория абульфара, Дионисия, епископа курдистанского, Михаила, патриарха александрийского (XII в.), и проч. и проч. Шеффмахер. Непрер. быт. Веры и проч. т. 3, кн. 4, гл. 1, стр. 221–222. Париж, 1841 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Но, вероятно, реальное различие «христологической веры» наших Церквей доказывается отмеченным выше прямо противоположным отношением к IV–VI Вселенским Соборам больше, чем этими расхождениями в достаточно сложных и тонких догматических вопросах. По нашему убеждению, учение древних антихалкидонитов вовсе не было непосредственным продолжением древней церковной христологии. Как таковое оно сформировалось только в V–VI вв. по Р. Х. в противостоянии с православным Халкидонским Собором при сильном влиянии псевдоэпиграфических сочинений школы Аполлинария 53 . А разрыв нехалкидонских Церквей с тем живым Преданием, выражением которого были последующие Вселенские Соборы, заставляет сомневаться и в непрерывной сохранности в этих Церквах Предания апостольского. О древних анафемах 10. Both families agree that all the anathemas and condemnations of the past which now divide us should be lifted by the Churches in order that the last obstacle to the full unity and communion of our two families can be removed by the grace and power of God. Both families agree that the lifting of anathemas and condemnations will be consummated on the basis that the Councils and Fathers previously anathematized or condemned are not heretical. 10. Обе семьи 54 согласны, что все анафемы и осуждения прошлого, которые сегодня разделяют нас, должны быть отменены Церквами, чтобы последнее препятствие к полному единству и общению наших двух семей 55 было устранено Божией благодатью и силой. Обе семьи согласны, что отмена анафем и осуждений будет осуществлена на том основании, что ранее анафематствованные Соборы и отцы не являются еретическими. Дальнейшие положения § 10 описывают уже предлагаемый практический порядок отмены древних анафем, поэтому оставим их без внимания. Это, пожалуй, самый дискуссионный и очевидно неприемлемый пункт «Заявления». Надо думать, что со стороны православных участников Смешанной комиссии он означает готовность отменить анафемы против древних противников Халкидонского Собора. Как известно, в Православной Церкви имеются соборные анафемы на александрийских патриархов Диоскора, Тимофея Элура и Феодосия, на антиохийских патриархов Петра Гнафевса и Севира, на Иакова Барадея, основателя сирийской нехалкидонской иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Текст был написан во 2-й пол. 60-х гг. VI в. в К-поле, т. е. до того как И. Э. закончил работу над 1-й и 2-й частью «Церковной истории». Сборник состоит из 58 «историй», большинство к-рых - Жития святых Церкви Востока, сторонников монофизитства, со многими автор был знаком лично. Неск. «историй» посвящено жизни общин: преследуемых монахов из Амиды, монофизитов, получивших благодаря имп. Феодоре приют во дворце Гормизда в К-поле ( John of Ephesus. Lives of the Eastern Saints. 1924. T. 2. P. 405-421, 474-482). Среди героев И. Э.- вост. монахи-подвижники (столпник Марон), знаменитые исповедники времен гонения Юстина I (Иоанн бар Курсус, еп. Телльский), выдающиеся деятели антихалкидонитского движения (Иоанн Египетский, еп. Гефестопольский, Иаков Барадей). Сборник написан в агиографическом жанре, однако рассказы И. Э. в отличие от др. Житий святых имеют ряд особенностей. В тех случаях, когда у автора нет сведений о том или ином периоде жизни героя, описание остается незавершенным. Жизнеописание Иоанна Гефестопольского представляет собой рассказ о встрече с И. Э. с отступлением о жизни героя до описываемой встречи. Некоторые рассказы И. Э. писал при жизни их героев (напр., Иакова Барадея), и поэтому они также остаются незавершенными. География Житий не ограничивается Сирией и Месопотамией, герои посещают Египет, М. Азию и К-поль. Как «Церковной истории», так и «Житиям восточных святых» свойственна автобиографичность; для «Житий» более, чем для «Церковной истории», характерны отступления с описанием повседневной жизни и быта К-поля, др. городов, деревень и мон-рей Сирии. Сир. язык произведений И. Э. испытал сильное греч. влияние. Следует учитывать, что И. Э. превосходно знал греч. язык, что было необходимо для общения при дворе и руководства монофизитской общиной К-поля. Однако это не означало, что он был сведущ и в греч. христ. лит-ре. «Жития восточных святых» по жанру близки к «Лавсаику» Палладия , еп. Еленопольского, и к «Истории боголюбцев» Феодорита , еп. Кирского, однако никаких следов знакомства И.

http://pravenc.ru/text/471574.html

211 Тихон (Белавин ; 1865–1925; память 25 марта/7 апреля, 26 сентября/9 октября), Патриарх Московский и всея России (с 1917), святитель. Окончил Псковскую ДС и СПбДА (кандидат богословия). В 1891 принял монашеский постриг и вскоре был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1892 возведен в сан архимандрита. Преподавал в нескольких Духовных школах. В 1897 архиерейская хиротония. В 1898 епископ Алеутский и Североамериканский. Его миссионерская деятельность закрепила за святителем Тихоном славу подлинного апостола православия в Америке. В 1917 Поместным собором РПЦ избран Патриархом Московским и всея России. В годы гражданской войны призывал к прекращению кровопролития, выступал против декретов об отделении Церкви от государства и об изъятии церковных ценностей. В 1922 по обвинению в антисоветской деятельности арестован. В 1923 был выпущен из тюрьмы и находился под домашним арестом. Его патриаршество пришлось на самые тяжелые и трагические для страны годы – время кровопролитий, церковных смут и расколов, но святитель все-таки сумел с помощью Божией сохранить единство Церкви, ее духовную целостность и преемственность. Причислен к лику святых в 1989. 212 Феодосий (Лазор; р. в 1933), архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всей Америки и Канады, Предстоятель Американской Автокефальной Церкви (1977–2000). С 2000 на покое. 213 Члены яковитской церкви – сирийские монофизиты, получившие свое название от Иакова Барадея (VI век). 214 Андроник (Трубачев ; р. в 1952), игумен. Преподаватель Священного Писания Нового Завета. Окончил МИАИ, МДС и Академию. В 1981 принял монашеский постриг, рукоположен в сан иеродиакона, в 1982 – в сан иеромонаха. С 1984 лектор Московских Духовных школ. С 1984 преподаватель нравственного богословия в Семинарии. В 1986 возведен в сан игумена. Кандидат богословия, доцент. Секретарь Богослужебной комиссии. 219 Царство же и власть и величество царей, иже под всем небесем, дастся святым Вышняго; и царство Его царство вечное, и вся власти Тому работати будут и слушати (Дан., 7 , 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Евтихиане и после того, как осуждены были вселенским, халкидонским Собором, не переставали волновать Церковь Христову. Они убили Протерия, православного архиепископа александрийского, заступившего место нисверженного Диоскора, и на кафедру александрийскую возвели своего единомышленника Тимофея Элюра. Спустя 30 лет после халкидонского Собора, император Зенон издал так называемую формулу соединения – енотик, в которой подтверждались догматы четырех вселенских Соборов; но о двух естествах в Иисусе Христе не было ни слова. Этою формулою он думал примирить православных с монофизитами. Но эта полумера не имела желанного действия. Споры продолжались. Монофизиты делились на многие секты и враждовали с православными и между собою. Они и теперь существуют и известны под именем коптов, абиссинцев и яковитов 1 . Копты живут исключительно в Египте под управлением своего патриарха. Предки их православную веру изменили на евтихианскую вскоре после халкидонского Собора, и, пользуясь покровительством сарацинских калифов, присвоили себе в Египте большую часть православных церквей и монастырей; но с VIII века должны были платитьбольшую подать и вообще много потерпели от магометан, так что многие их церкви были обращены в мечети, другие разрушены до основания, и некоторые из коптов приняли ислам . Абиссинцы или эфиопы живут преимущественно в Эфиопии под управлением митрополита. Предки их обращены были в христианство ап. Варфоломеем, а потом Фрументием; но в VI веке абиссинцы приняли евтихианство, и, подобно коптам, много потерпели от магометан. Яковиты живут преимущественно в Сирии, по р. Евфрату, под властью патриарха. Имя свое они получили отИакова Барадея или Занзала еп. эдесского (541–578 г.), – это был евтихианский епископ, который поддержал еретиков, преследуемых гражданской властью. Пелагиане. Пелагий (в V в.), британский монах, и товарищ его Целестий, учили: а) так как Адам через своё грехопадение не повредил своей природы, а потому потомки его – без всякой естественной порчи и без прародительского греха; то они могут одними естественными силами достигать нравственного совершенства и не нуждаются в сверхъестественной, благодатной помощи; б) смерть есть закон природы, а не наказание за грех , потому что Адам сотворен смертным, так что он должен был умереть, хотябы и не согрешил, потому что природа его была смертная. Это лжеучение осуждено было на многих соборах (более 20) и подробно рассмотрено и опровергнуто блаженным Августином .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Феодор был одним из халкидонитских полемистов, не только осознававшим разрушительные последствия такого взгляда на соотношение между общим (природой) и частным (ипостасью) для триадологии и христологии, но и старавшимся показать его философскую несостоятельность. Феодор писал, что «всякая общая вещь характеризует многое. Если же природа, именуемая общей, является всеми ипостасями, то [получается, что сами] они характеризуют себя. Характеризующее многое обнаруживается полностью в каждом из многих, которых оно характеризует. Отсюда следует вывод, что все ипостаси обнаруживаются в каждой из ипостасей этого множества. Поскольку это невозможно, природа не является всеми ипостасями» (Ibid. Col. 1488D). Поэтому Феодор Абу Курра утверждает, что «природа не является ни ипостасью, т.е. одной из тех, кого она характеризует, ни всеми ипостасями, которые в ней» (Ibid. Col. 1477D). 843 См.: Anastasius I. von Antiochien. Jerusalemer Streitgespräch mit einem Tritheiten... P. 102. Прп. Анастасий Синаит писал, что все монофизиты, от Евтиха до Иакова Барадея, «придают Пресвятой Троице три частных природы и одну общую (τρες μν φσεις δικς, μαν δ κοινν» (Viae dux XXIV… P. 315) Еще более определенно отождествляет точки зрения Севира и Филопона прп. Иоанн Дамаскин , приписывающий им обоим «догмат о частных сущностях» (μερικς οσας) (см.: De haeresibus//Die Schriften… 1981. Bd. 4. S. 50). 845 См.: Christology of Severus of Antioch mainly Basing His First Thirty One Cathedral Homilies... P. 78. 847 Предварительно триадология Севира уже была проанализирована в 2.2.1, однако, рассматривая доктрину Антиохийского патриарха в свете учения Филопона, можно уточнить некоторые аспекты его троичного богословия. 849 Отождествление Севиром Пресвятой Троицы с божественной сущностью не было единственным случаем в истории умеренного монофизитствА.В первой половине IX в. эту мысль высказывал видный арабоязычный севирианский богослов Абу Раита ат-Такрити, критиковавший православное тринитарное учение мелькитов именно за то, что последние учили, что божественная сущность отлична от трех Ипостасей (см.: Ab R’ia. Der vierte Brief.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Берясь за дело, которое вели в азиатских провинциях сначала Иоанн Телльский, а в последнее время Иоанн Египтяннин 1700 , он обошел, «часто скрываясь под одеянием нищего» 1701 , Сирию, Армению, Каппадокию, Киликию, Исаврию, Памфилию, Азию и острова Родос, Кипр, Хиос и Митилену 1702 , проповедуя и наставляя, поставляя священников для новых общин, организуя церковные округа и поставляя в них епископов. 1703 Тщетно православные архиереи, перепуганные волнением, которое вызывало это апостольство, старались добиться ареста Иакова; тщетно сам Юстиниан назначил цену за его голову 1704 : святой разрушал все козни своих преследователей и продолжал идти «правым путем». 1705 Он появлялся то в Константинополе, то в Азии, то в Александрии, странствуя всегда пешком, ведя постоянно жизнь аскета, но всегда неутомимый и неуловимый. С дозволения патриарха Феодосия он заставил египетских епископов посвятить двоих из своих сотоварищей в епископы, одного в Тарс, а другого в Селевкию Исаврийскую 1706 , а затем при их содействии поставил других епископов для Лаодикеи, Коннесрина, Селевкии Сирийской, Гаррха, Дары и Амиды; двенадцать епископов были назначены в Египте и в Фиваиде; другим были поручены диоцезы в Смирне, Пергаме, Тралле, Хиоссе, Афродизиассе, Алабанде и в Ефессе. В этом последнем епископская кафедра была предоставлена знаменитому Иоанну Азийскому, пользовавшемуся, не смотря на свои еретические воззрения, большим уважением самого императора. 1707 Наконец в 550 году Иаков Барадей поставил антиохийского патриарха Павла. 1708 Таким образом была основана новая монофизитская церковь , которая по имени своего великого учредителя сохранила с тех пор название яковитской. Двадцать семь посвященных епископов, более 100.000 рукоположенных священников и диаконов 1709 красноречиво свидетельствовали о деятельности Иакова Барадея и, не смотря на преследования, его делу предстояло непрерывно расти и перейти даже за пределы империи. 1710 Феодора, которая еще до своей смерти (548 г.) видела его почти завершенным, могла порадоваться успеху своей религиозной политики и не трудно понять, что неожиданное возрождение секты с 543 года не осталось без влияния на волю Юстиниана.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

И собрались все епископы на месте, называемом Кесарион, и он прочитал им предписание императора, в котором сказано: „кто первый из александрийского клира подпишется к томосу, тот и воссядет на престоле архиепископа александрийского“. Протерий, тот самый, что захватил должность эконома Кесариона, схватил томишко 43 своею рукою и сказал: „помокни 44 мне [трость в чернила], я подпишу свиток“... и подписал томос Льва. И сказал Протерию апа Макарий: „ну и пала твоя анафема на тебя же самого“... Они [епископы] испугались и подписали. Курьер обратился к апа Макарию и сказал ему: „подпиши и ты также“. Апа Макарий сказал ему: „то во всяком случае не подпись, если ты и заставишь меня подписать [томос]; но не будет того, чтобы я подписал его“. Курьер встал в сильной ярости и жестоко ударил его ногою 45 , и он упал и тотчас же умер... 25. И все множество православных в Александрии... взяли его и принесли в мартирион святого Иоанна крестителя и пророка Елисея... и положили его на раке этих святых... Малый город Ткоу произрастил тебя [, апа Макарий], великий город Александрия приняла тебя... А я [Пафнутий] принял к себе его диакона Пинутиона в монастырь в Канопе... Примечания (Церковно-исторические очерки и наброски). А. Эдку или Кау? – Б. Город Антеополь (национальная упругость коптов и эллинская культура). Церковная история Антеополя. Макарий, епископ антеопольский; сказание о нем коптского синаксаря. – В. Гангра и Петр, митрополит гангрский – Г. Апа. – Д. Петр Монг и Феопист. – Е. Коптский и греческий язык в Египте. – Ж. Число 634 и его критическое значение. – З. Диоскор пред халкидонским собором. Торжество Диоскора (попытка отменить вселенские соборы; исповедание веры Иакова Барадея: «метран бейрутский» и «третий собор»). Протесты против разбойничьего собора. Упорство имп. Феодосия. Новый государь. Собор назначен. Интрига Феофила – ключ к тактике Диоскора. Влияние на монашество (много ли отделившихся от кафолической церкви?) Поболее епископов! Ветераны 431 г. в 449 г. Для чего нужен «старец» – епископ антеопольский? Опыт характеристики Макария (Фанатическая струя в африканской религиозности).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010