Сер. VI в. была отмечена активным вмешательством в церковные дела имп. Юстиниана I (527-565). Он оказывал влияние на замещение вакантных кафедр. В 560 г. император устроил религ. диспут, на к-рый пригласил немало александрийских монахов, адвокатов и грамматиков. Среди его сочинений - трактат против монофизитов, адресованный монахам, жившим в окрестностях Александрии, и послание богословского содержания, адресованное Патриарху Зоилу . Под непосредственным воздействием императора были осуждены т. н. «Три главы» (см.: Болотов. Лекции. Т. 4. С. 384-390) и был проведен в К-поле Всел. V Собор (553). Тесными были связи с Александрийским престолом и у императрицы Феодоры , поддерживавшей в отличие от своего царственного супруга монофизитские круги. По смерти Тимофея IV сторонники Юлиана Галикарнасского (в основном монахи и горожане) возвели на престол Гайну, к-рому приверженцы Севира, поддерживаемые Феодорой, противопоставили Феодосия - отсюда новые наименования противоборствующих партий: гайниты и феодосиане, соперничеством к-рых ознаменовано начало становления в Александрии Коптской Церкви. Для водворения порядка в Египет прибыл экзарх Нарсес. Гайна был сослан; та же участь грозила и Феодосию, отказавшемуся признать решения Халкид. Собора. На это время приходится деятельность пресловутого Иакова Барадея . Рукоположенный во епископа, видимо, в К-поле, он встретился там с укрывавшимся под защитой императрицы Феодоры Феодосием Александрийским, от к-рого получил рекомендательные письма к егип. епископату. Отправившись в Александрию, Иаков рукоположил там во епископа 2 своих монахов, чтобы с их помощью совершать хиротонии по своему выбору. Активная деятельность Иакова и его окружения по распространению ереси принесла им популярность, что закрепилось в др. названии монофизитов - яковиты. Преемник Феодосия († 566) Павел , поставленный в К-поле, получил от имп. Юстиниана I полномочия имп. наместника в Египте. Злоупотребив ими, он оказался замешан в убийстве диакона Псоя, был смещен (541) и сослан в Газу ( Прокопий. Тайная ист. 27. 3-19). Сменивший его на престоле Зоил был также смещен имп. Юстинианом I за отказ осудить «Три главы» (551). Последним Александрийским Патриархом, поставленным под влиянием Юстиниана I, был Аполлинарий , также обладавший полнотой власти имп. наместника. Его поставление при жизни Зоила вызвало протест папы Вигилия (PL. 59. Col. 62); впрочем, на V Всел. Соборе в К-поле (553) Аполлинарий был принят как законный Патриарх. Во время его правления произошел окончательный разрыв между правосл. (мелькитской) и монофизитской (копт.) общинами в Египте. Аполлинарий конфисковал у коптов все церкви и запретил монофизитским клирикам доступ в город. VI. Кон. VI - нач. VII в.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Чуть выше в трактате имеется еще одна фраза, содержащая некоторые намеки на конкретно-исторические реалии. В ней говорится, что последователи Евтихия и Диоскора «столь упорно и неусыпно воюют единственную кафолическую и апостольскую церковь Божию, что и своих чад, не научившихся еще как следует говорить, не посещающих школу и не изучивших алфавита, они побуждают и склоняют к тому, чтобы те могли слушать и говорить относительно почитаемого ими догмата» (185, 8–12). Прежде всего следует остановиться на последней фразе. С первого взгляда представляется, что она указывает на факт организации монофиситства в самостоятельную церковь после разброда и дезорганизации монофиситского движения, который приходится приблизительно на время ок. 540 г. Возрождение монофиситства связано главным образом с деятельностью Иакова Барадея (Бурдеаны) – своего рода «монофиситского апостола», пользовавшегося среди монофиситов громадным моральным и как бы «харизматическим» авторитетом. Человек необыкновенной физической выносливости, Иаков Барадей в своих постоянных путешествиях возродил в середине VI в. разгромленную монофиситскую иерархию, рукоположив двух патриархов, восемь епископов и ок. 100 000 священников. Организованная им церковь (яковитская) не была простым продолжением северианского монофиситства, но приобрела качественно новые черты. Существуя в условиях нелегальности (или полулегальности), данная форма монофиситства глубоко укоренилась в народных массах некоторых византийских провинций (особенно в Сирии и Египте). Вероятно, с этим связана и определенная культурная и политическая переориентация монофиситства, отмечаемая В. Френдом: из «рассадника византинизма» оно превратилось в антивизантийскую силу. Чтобы приступить к первой фразе, необходимо принять во внимание одно обстоятельство: умолчание в трактате об оригенистских спорах и спорах вокруг «трех глав». Именно этот сильнейший аргумент против поздней датировки сочинения, как указывалось, и выдвинул Мёллер. Элерт пытается нейтрализовать его следующим образом: он, с одной стороны, признает, что Феодор Раифский должен был знать об этих спорах, но, с другой стороны, полагает, будто умолчание Феодора объясняется тем, что в конце VI – начале VII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Переводные сир. жития довольно многочисленны. Уже в V-VI вв. на сир. язык были переведены греч. Житие прп. Антония Великого и первые апофтегмы (см. ст. «Apophthegmata Ратгит» Житие прп. Антония Великого. Лист из сборника. 902-903 гг. (Lond. Brit. Lib. Orient. 5021. Fol. 6) Житие прп. Антония Великого. Лист из сборника. 902-903 гг. (Lond. Brit. Lib. Orient. 5021. Fol. 6) ). Переводы с греческого могут оказать большую помощь текстологам-эллинистам в тех случаях, когда оригинальные тексты подвергались стилистической обработке и унификации, тогда как сир. тексты сохранили дометафрастические версии (в частности, Жития сщмч. Киприана и мц. Иустины, мц. Софии и ее дочерей, мц. Феодотии Никейской, вмц. Марины, прп. Марии Египетской и др.; примерный список см. в изданиях: Ortiz de Urbina. PS. § 173. P. 239-240; Baumstark. Geschichte. S. 93-95). Переводы на сир. язык сб. «Apophthegmata Patrum», «Лавсаика» Палладия Еленопольского и «Истории монахов» были собраны воедино в VII в. несторианским мон. Ананишо (степень его причастности к переводу оценивается исследователями неоднозначно). После VIII в. в монофизитской или мелькитской среде были созданы версии Житий прп. Симеона, Христа ради юродивого, свт. Иоанна Милостивого и др. (список см. в изд.: Ortiz de Urbina. PS. § 176). Большой ценностью обладает сир. Житие свт. Григория Чудотворца, греч. оригинал к-рого утрачен. Сир. составляющую имеет ряд крупных агиографических досье, в т. ч. равноапостольных Константина и Елены и об обретении Честного Креста, 7 Эфесских отроков , прп. Иоанна Кущника , мч. Арефы , прп. Алексия, человека Божия , и др. Западносир. (яковитская) традиция включает ряд житий борцов с халкидонитским Православием: Бар Саумы, Иоанна бар Курсуса , еп. Телльского, Иоанна бар Афтоньи , Иакова Барадея (Бурдеаны), Ахудэммеха, еп. Тагритского, Севира , патриарха Антиохийского, Филоксена (Аксенойо), еп. Маббугского, и др. Многие из них попали в сб. «Жития восточных святых» Иоанна Эфесского , где описаны гонения, перенесенные антихалкидонитами от имперского руководства в VI в. Особенный интерес представляет история досье прп. Симеона Столпника († 459), который в яковитской агиографии был превращен в поборника монофизитства. Нек-рые западносир. жития (досье преподобных Архелида , Иларии , «человека Божия» и др.) представляют интерес для истории аскетизма.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Патриарха Феодосия вызвали в К-поль, ожидая его присоединения к православию. После того как он отказался, его низложили и сослали во Фракию (537). Оттуда Феодосий был вызволен св. Феодорой, приютившей его в столичном дворце. Феодосий продолжал оказывать влияние на церковные дела, приняв на себя по смерти Севира роль главы монофизитского сообщества ( Frend. 1972. P. 275-277). Папа Вигилий (537-555) по требованию имп. Юстиниана признал имп. эдикт 536 г. (Coll. Avel. N 92). В эту эпоху наряду со строгими халкидонитами большое значение получает направление, представленное писателями, такими как Иоанн Кесарийский (Грамматик), авторы «Леонтиевского корпуса» ( Леонтий Византийский , Леонтий Иерусалимский , Леонтий Схоластик ), прп. Кирилл Скифопольский и др., при защите Халкидонского ороса и «Томоса» свт. Льва Великого в полемике с М. интерпретировавшими их в согласии с творениями свт. Кирилла Александрийского. Именно этому «неохалкидонизму», как в наст. время принято называть это богословское направление ( Moeller. 1951), благоприятствовал имп. Юстиниан, в своих полемических трактатах доказывавший отсутствие противоречия между учением свт. Кирилла и учением Халкидонского Собора, а также искаженное понимание мысли святителя монофизитами. Чтобы отнять у монофизитов повод к обвинению Халкидонского Собора в реабилитации несторианства, император инициировал осуждение «Трех Глав», т. е. Феодора Мопсуестийского, Ивы Эдесского и группы сочинений Феодорита, еп. Кирского, сначала специальным имп. эдиктом (ок. 544), а затем и на Вселенском V Соборе (553). Водоразделом в истории М., после к-рого началось его окончательное обособление от имперской Церкви, стало создание параллельной монофизитской иерархии. Согласно монофизитским источникам, Феодосий после адресованной св. Феодоре просьбы араб. властителя аль-Хариса ибн Джабалы (Арефы) из династии Гассанидов в 542 г. посвятил Иакова Барадея в митрополита Эдессы, а его друга Феодора - в митрополита Бостры (Аравия) ( Ioan. Ephes. Vitae//PO.

http://pravenc.ru/text/2564126.html

     1. К трисвятой песни, которая у них относится только к Иисусу Христу, присоединяются слова «распнися за ны»,      2. Для таинства Причащения употребляются опресноки, вместо квасного хлеба, и вино не соединеное с водою,      3. В Миропомазании употребляется так называемое сезамское масло и      4. Праздник Рождества Христова совершается 6 января, в один день с праздником Крещения Господня. Общество несториан. Члены общества несториан тоже называются халдейскими христианами. Они живут в долинах Тигра и Евфрата и отчасти в Сирии. Сперва, когда они отпали от Церкви, они отличались ученостью, но потом просвещение у них стало падать. У евреев они заимствовали: обряды очищения после прикосновения к умершим, празднование воскресного дня подобно тому как евреи празднуют субботу. Несториане не имеют икон. Иаковиты. Иаковиты живут в Сирии, Месопотамии и других странах Востока. Они держатся монофизитской ереси. (Монофизиты утверждают что в Иисусе Христе только божеское естество. Эта ересь была отвергнута 4-ым Вселенским Собором). Иаковиты получили свое название от Иакова Барадея жившего в 6-ом веке. В главе этог общества стоит патриарх, который тоже называется Антиохийским. Он всегда носит имя Игнатия, как приемник святого Игнатия Богоносца. В богослужении и в церковных обрядах они ближе к Православию, чем несториане. Коптская церковная община. Копты это коренные жители Египта. Они держатся монофизитской ереси. В 7-ом веке по ненависти к греческим императорам, которые покровительствовали Православию, копты изменили. Этим они способствовали быстрому завоеванию Египта магометанами. Абиссинская церковная община. Абиссинцы как и копты держатся монофизитской ереси и в обычаях имеют много сходства с ними. Но они, еще больше чем копты отошли от Православия. Абиссинцы придеживаются еврейских законов о пище и празднуют субботу наравне с воскресеньем. Во время богослужения у них совершаются священные танцы. Марониты. Марониты живут на склонах и в долинах гор Ливана и Антиливана. Это единственная секта на востоке которая придеживается монофелитских заблуждений. (Монофелты утверждают что у Иисуса Христа два естества, но одно действие и одна воля. Эта ересь была отвергнута 6-ым Вселенским Собором). Марониты сохранили богослужение на своем языке, причащаются под обоими видами и имеют женатых священников.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В 558 г. Иаков Барадей рукоположил И. Э. во епископа Асии (митрополия Эфес). После этого роль И. Э. в жизни монофизитской общины К-поля еще более возросла. В 50-х гг. VI в. он стал помощником проживавшего в К-поле низложенного Александрийского патриарха Феодосия I († 566). Послания Феодосия часто сопровождались подписью И. Э. Кроме того, И. Э. был главным администратором монофизитской общины К-поля и продолжал пользоваться расположением двора, в то время как Феодосий после смерти имп. Феодоры (548) в значительной мере утратил влияние. Тем не менее И. Э. никогда не оспаривал положение Феодосия как главы столичных монофизитов. При императорах Юстине II (565-578) и Тиверии I (578-582) И. Э. стал представителем столичных монофизитов в общении с халкидонитами, представителями имп. власти и монофизитами Сирии и Египта. Авторитет И. Э. в монофизитской среде уступал только влиянию Иакова Барадея и Феодора , еп. Бострийского. Различные партии, образовавшиеся в среде монофизитов, пытались привлечь И. Э. (порой против его желания) на свою сторону как посредника либо третейского судью в спорах с оппонентами. После 566 г. лидеры монофизитской партии тритеистов Конон, еп. Тарсский, и Евгений, еп. Селевкийский, хотели, чтобы И. Э. примкнул к их ереси. В 570 г. в К-поле по инициативе имп. Юстина II состоялся диспут, третейским судьей на к-ром выступил патриарх К-польский Иоанн III Схоластик . Тритеистов представляли Конон и Евгений, а в числе их оппонентов упомянут И. Э. (Ibid. P. 259, 294). Однако патриарх К-польский Фотий I называет вместо И. Э. Стефана, еп. Кипрского ( Phot. Bibl. Cod. 24). Возможно, И. Э. присутствовал на диспуте, однако предпочел соблюдать нейтралитет. Позднее И. Э. написал послание Конону, предостерегая его от распространения новых учений. В 575 г. И. Э. занял нейтральную позицию и в споре за Александрийскую кафедру между Феодором и Петром, хотя и симпатизировал Феодору. В письмах Иакову Барадею И. Э. настаивал на своем нейтралитете, надеялся на скорейшее мирное преодоление схизмы в Александрии и на то, что Иаков будет действовать в том же направлении.

http://pravenc.ru/text/471574.html

В 566 г. скончался еп. Феодор, добившийся, видимо, больших успехов в своей миссии. Тогда же бывш. патриарх Феодосий назначил новым епископом Нубии Л. Его хиротония была совершена Павлом Чёрным , патриархом Сирийской яковитской Церкви (564-575), уже после смерти еп. Феодосия. Иоанн Эфесский не сообщает подробной информации о предшествующей жизни Л. Как и Юлиан, Л. прибыл в К-поль из Египта и входил в свиту Феодосия (см., напр.: Grillmeier. 1990. S. 272). Кроме того, Л. был связан с бывш. патриархом К-польским Анфимом I († после 560; занимал кафедру в 535-536), представителем правосл. партии. Л., вероятно, был родственником Анфима (ACO. T. 3. P. 168). Т. о., Л. принадлежал к числу лиц, пользовавшихся доверием императора. Тем не менее, как сообщает Иоанн Эфесский, имп. Юстин II (565-578) препятствовал отъезду Л., т. к. опасался с его стороны политической измены. Л. смог покинуть К-поль лишь в 569 г. В течение 6 лет он находился в Нобатии, где «установил клир, научил порядку служения и всем правилам христианским». Л. пользовался поддержкой царя нобатов, к-рый направил к Юстину II посольство, чтобы сообщить об успехах миссии ( Ioan. Ephes. Hist. eccl. 4. 8). В 575 г. Л. покинул Нобатию, принял участие в избрании и поставлении на Александрийский престол патриарха Феодора, находившегося в общении с Иоанном Эфесским и Павлом Чёрным. Монофизитская партия, не признавшая законность этого избрания, возвела на престол Петра IV (575-578). Л. и царь арабов Мундар бар Харит безуспешно пытались примирить вовлеченные в этот конфликт партии монофизитов Павла Чёрного и Иакова Барадея . Так, в 576 г. Л. и патриарх Феодор были вынуждены покинуть Александрию и отправиться в Сирию для встречи со сторонниками Павла. Феодор остановился в Тире Финикийском, а Л. отправился ко двору Мундара бар Харита в Хиру (Месопотамия). Переговоры между партиями, однако, не состоялись (Ibid. 4. 21-22). Ок. 580 г. Л. прибыл в царство Алоа по просьбе местного царя, которому был выгоден военный союз с Нобатией; об этом царь сообщал в письме правителю Нобатии (Ibid. 6. 52). В Алоа Л. также боролся с приверженцами монофизитской партии еп. Юлиана Галикарнасского. Сообщаемые Иоанном Эфесским сведения о том, что жители царства Мукурра пытались препятствовать доступу Л. в Нубию, видимо, не соответствуют действительности. Упоминание о крещении Мукурры в «Хронике» Иоанна Бикларийского под 569 г. ( Ioannes Biclarensis Chronica. P. 212) следует также относить ко времени миссии Л., а не к деятельности иных миссионеров-халкидонитов, якобы противостоявших ему. Сведений о дальнейших событиях миссии Л. в источниках нет.

http://pravenc.ru/text/2110699.html

Пятый Собор был созван Юстинианом в 553 году в Константинополе, на котором присутствовало 165 отцов, собравшихся по поводу продолжавшихся споров между евтихианами и несторианами. Собор повторил осуждение на ересь Евтихия и Нестория. Императору Юстиниану в целях государственных всячески хотелось примирить монофизитов с православными, но монофизиты упорствовали в своём заблуждении и не принимали определений IV и V соборов и, наконец, между собой разделились на равные партии. Монофизиты в православном учении «о двух естествах» соблазнялись особенно тем, что по этому учению надобно допустить во Христе и две воли и два действия, а это, по их мнению, требовало непременно двух субъектов. Некоторые из православных епископов, с патриархом Александрийским Киром во главе, стали утверждать, что, хотя во Христе и два естества, однако ж, по единству Ипостаси Его, в Нём надлежит признавать одну волю и одно действие. По просьбе преемника Юстиниана, императора Ираклия, Киром с единомышленными ему епископами составлено было примирительное с монофизитами исповедание, в котором хотя и говорилось о двух естествах во Христе, но в 7-м члене исповедания решительно утверждалось любимое выражение монофизитов, что Христос и свойственное Богу, и свойственное человеку совершил единым действием Богомужным. Таким образом возникла новая ересь монофелитов (единовольников), исповедовавших во Христе одну волю и одно действие. Против этой ереси сильно восстали Софроний патриарх Иерусалимский и святой Максим Исповедник . Последний около пяти лет прожил в Африке и около одиннадцати в Риме, обличая ересь монофелитскую и исповедание своё запечатлел мученичеством в 662 году. Монофизитские секты. Во всё время споров монофизиты успели окончательно сформироваться в отдельные от православной церкви общества. В городе Александрии (в Египте) коренные жители из египтян, известные под именем коптов, державшиеся монофизитства, в 536 году выбрали своего коптского патриарха и образовали отдельную коптскую монофизитскую церковь . Вместе с коптами и абиссинцы уклонились в ту же ересь. Объединителем этой ереси был сирский монах Иаков, по прозванию Барадей. От этого Иакова Барадея монофизиты Сирии и Месопотамии получили название иаковитов, с каковым остаются и до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Учитывая вышесказанное, трудно допустить, чтобы автору VII в., основные принципы христологической системы которого прекрасно согласуются с данной формулой, она была бы не вполне понятна и вызывала бы у него монофизитские ассоциации. В то же время, такая настороженная позиция представляется совершенно естественной для современника Севира, ибо Севир и его единомышленники употребляли формулы «сложная ипостась» и «сложная природа» как совершено равнозначные. 3) В трактате «Против монофизитов» имеется два места, где Леонтий исходит из предпосылки, что его оппоненты-монофизиты считают человеческую природу Христа общей: «Если, говоря, что Христос из двух природ – общего Божества и [общего] человечества, они не признают, что эти две [природы сохраняются] и после единения, то, следовательно, они не признают, что после домостроительства воплощения Слова сохраняются эти две общие природы Божества и человечества, и не считают их отдельно одну от другой, и полагают, что их вообще более уже не две – ведь они говорят, что, если [вещи] объединены, их двойственность упраздняется, и, [вместе с тем], исповедуют, что объединившиеся [вещи] – это общие природы» 1692 . Если во времена Севира такие предположения еще были оправданы, то очевидно, что после появления произведений Иоанна Филопона, все христологические работы которого датируются 50-ми гг. VI столетия 1693 , исходить из таких предпосылок было уже совершенно невозможно. Уже в «Арбитре», являющемся, вероятно, самым ранним христологическим сочинением Иоанна, прямо отрицается общий характер соединившихся во Христе природ 1694 , утверждается, что ипостасное соединение произошло из ипостасей 1695 , а также излагается и само учение о частных сущностях 1696 . О том, что монофизиты, в том числе и севириане, принимают концепцию частных сущностей, было хорошо известно, например, таким авторам второй половины VI века, как свт. Анастасий Антиохийский 1697 и Памфил Палестинский 1698 . А в VII в. прп. Анастасий Синаит писал, что учение о частных сущностях было присуще всем антихалкидонитам, от Евтиха до Иакова Барадея 1699 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

1693 Но этим был создан опасный прецедент; он показал, по словам одного автора, «что можно откапывать заблуждения, содержащиеся в старых книгах, отдавать на суд богословских властей утверждения, авторы которых не имеют более возможности ни отречься от них, ни изъяснить таковые, и из за ничтожных теологических погрешностей поражать анафемой память людей, окруженных благоговейным почитанием». 1694 Феодор Аскида воспользовался этим; желая отмстить за Оригена , а еще более в отместку Пелагию 1695 , зная вместе с тем манию богословствования императора и его постоянное желание умиротворить монофизитскую распрю, наконец будучи уверен угодить этим путем Феодоре 1696 , – он отыскал в числе сочинений, одобренных Халкидонским собором, произведения трех лиц, ненавистных для монофизитов, Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского  и Ивы Едесского, явно зараженных несторианской ересью. Уже во время диспута в 533 году диссидентские епископы заявляли, что одним из существенных возражений их против признания Халкидонского собора является терпимость, выказанная собором в отношении Ивы и Феодорита. Таким образом, посредством энергичного осуждения этих сочинений, этих « трех глав " Аскида давал Юстиниану средство, и легкое и православное, рассеять недоверие монофизитов к Халкидонскому собору: «обновленный и очищенный этим путем – говорил он – собор будет признан всеми и во всем; и стараниями вашего благочестия еретики возвратятся в лоно кафолической церкви, вселенская церковь возрадуется, а ваше милосердие приобретет себе этим вечную славу». 1697 Это был как раз тот момент, когда монофизитская церковь , при содействии Феодоры, заканчивала свое восстановление. Епископы секты, укрывавшиеся в Константинополе, тайно посвятили в епископа Едесского, с властью, простирающейся на всю Сирию и Азию, любимца императрицы монаха Иакова Барадея (543 г.). 1698 Этот человек, мужественный, энергичный, строгий, «быстрый, говорит один историк, как второй Азаил» 1699 , готовился в течение: нескольких лет вернуть монофизитам все могущество их на Востоке.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010