99 Я упомянул уже в числе сочинений по агиографии Жития восточных блаженных   Иоанна Ефесского. Сохранилась также биография антиохийского монофизитского патриарха Севера, сирийский перевод произведения Захарии Митиленского 100 , и написанные современниками жизнеописания великих яковитских проповедников, Иоанна Телльского и Иакова Барадея. 101 2. Ефиопские и Арабские источники В конце VII века один египетский епископ, Иоанн Никиуский 102 , составил на греческом языке летопись, которая идет от сотворения мира до конца VII века, причем много пользовался трудом Малалы. Переведенная на арабский язык, а затем с арабского на эфиопский, эта летопись дошла до нас лишь в этом последнем переводе. Следует наконец назвать арабского историка Табари 103 (839–923), Анналы которого идут с сотворения мира до X века. У него мало критики, но он пользовался весьма важными и ныне уже утраченными источниками и переписал их, каковы например, по истории Персии, Chodhainamè, или Книга Государей , составленная в VI веке по повелению Хозроя I u nepeдeлahhaя в VII столетии. 104 II. Источники юридические и дипломатические 1 . Великий законодательный труд Юстиниана, история которого будет изложена ниже, сохранил для нашего времени очень большое количество актов, исходивших непосредственно от императора. Не говоря о больших указах, которые предшествуют Дигесте и Институциям , и где чрезвычайно интересно рассказана история законодательной реформы, в Кодексе Юстиниана помещено довольно много рескриптов, начиная с 527 г. и по 534 г., которые имеют большое значение для политической, административной и религиозной истории царствования. Собрание Новелл  имеет еще большую цену: в нем можно найти полную историю административного управления царствования Юстиниана. Из этих документов, изученных до сих пор особенно в тех частях, которые относятся к частному праву, можно извлечь первоклассные данные об императорском правлении, о великих проектах административных реформ, о политике и религиозной жизни эпохи. 105 Кроме императорских рескриптов, сохранившихся в Corpus juris civilis, отдельные акты до нас дошли либо в виде надписей (рескрипт 527 года, найденный в Памфилии 106 , Абидосская надпись о праве перехода через проливы 107 , либо в рукописях (указ о торговле шелком 108 , золотая грамота, данная игумену Синайского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

461). Подробнее см. у архиеп. Никанора в сочинении «Беседа о перстослож. для крест. знам. и благослов.», стр. 5–11. Спб., 1890 г. 272 М. Григ. Ист. др. Хр. Ц. 2, 85–8: Кашмен. Крат. рук. к собесед. со старообрядцами. Вятка. 1882, стр. 16–17. 276 Яковиты – это монофизиты, названные так по имени Иакова Барадея, ревностнейшего проповедника и защитника монофизитской ереси в VI в. 277 Мельхиты – от слова «мелек» – царь – это православные; на языке восточных сирийских несторианских писателей так назывались все народы, последовавшие не только Ефесскому, но и Халкидонскому соборам, утвержденных царем, и в начале средних веков составлявшие греко-римскую империю. 279 Григорий Абулфарадж или Bar-hebraens рассказывает, что в 1029 г. на соборе против яковитов константинопол. патриарх и греческие епископы долго убеждали последних принять православие и когда те, не смотря на все их усилия оставались непреклонными, то «от них потребовали единственно того, чтобы не примешивали елея к евхаристии и крестились бы не одним перстом, а двумя». Свидетельство это впервые было указало проф. Каптеревым в 1887 г. в статье «Патр. Никон, как церковный реформатор» (напеч. в «Правосл. Обозр.»), при чем объяснено в том смысле, что «в начале XI в. как сам константинопольский патриарх, так и другие греческие иерархи, в крестном знамении употребляли двоеперстие, которое они и считали истинно православным перстосложением, вопреки тогдашнему монофизитскому одноперстию». Но такое объяснение сразу же вызвало серьезные возражения со стороны преосвящ. Никанора Херсонского, проф. Н. И. Субботина и И. Т. Никифоровского. Во 1-х, откуда Bar-hebraens, говорили они, живший в XIII в., заимствовал свои сведения о соборе 1029 г.? 2) Велась ли там действительно речь о перстосложении и греки настаивали на двуперстии? Не приписал ли Bar-hebraens собору такого требования, которое ему приходилось слышать от своих соседей – греков Армении и Сирии? 3) Главным обвинителем и действующим лицом на соборе был Никифор, митр. мелитинский (в Малой Армении); поэтому поставленное им яковитам требование едва ли может служить выражением взглядов константинопольской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

   Общество несториан, иначе называемых халдейскими христианами. Они живут в горах Курдистана, в долинах Тигра и Евфрата и отчасти в Сирии. В половине XVI столетия несториане появились в Индии на Малабарском берегу под именем христиан святого Фомы. В первое время отпадения от Церкви несториане отличались ученостью, но затем просвещение у них стало приходить в упадок. В настоящее время умение читать богослужебные книги считается у них признаком высокого образования, и оно держится только в духовенстве, передаваясь вместе с званием от отца к сыну, как бы в наследство. Нечто заимствовано несторианами у евреев: обряды очищения после прикосновений к умершим, празднование воскресного дня подобно тому, как евреи празднуют субботу. К особенностям несторианства относится также непочитание икон. В конце минувшего XIX века часть урмийских несториан (северная Персия) во главе с епископом Мар-Ионою воссоединилась с Православною Русскою Церковью. Для Духовного просвещения урмийских христиан и помощи им в Урмии открыта Русская православная миссия.    Иаковиты. Так называются некоторые христиане, живущие в Сирии, Месопотамии и других странах Востока. Они держатся монофизитской ереси и получили свое название от одного из сирийских епископов, Иакова Барадея, жившего в VI веке. Во главе этого общества стоит патриарх, который обязательно носит имя Игнатия, как преемник святого Игнатия Богоносца. В богослужении и церковных обычаях они ближе к Православной Церкви, чем несториане.    Коптская церковная община. Копты – коренные жители Египта, держащиеся монофизитской ереси. В VII веке по ненависти к греческим императорам, которые покровительствовали Православию, копты изменили им и способствовали быстрому завоеванию Египта магометанами; но за это были наказаны тяжкими притеснениями со стороны этих последних. Церковная община коптских христиан имеет главою патриарха, который пребывает в Каире. При церквах их устрояются обширные купальни, которые наполняются водой в день Богоявления; по освящении этой воды копты погружают в нее детей, а потом и сами погружаются. У них совершается обрезание, но не как церковный обряд, а более как народный обычай. Поставление в священные должности совершается у них не чрез возложение рук, а чрез дуновение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3435...

Кандидатами в епископы им были подобраны Конон и Евгений. Феодосий сам не отважился рукополагать их, но посоветовал совершить хиротонии в Египте. И вместе с египетскими монофизитами Иаков поставил их: одного – на кафедру в Тарс, а другого – в Селевкию. Затем совершены были и другие епископские хиротонии. Одним из знаменитых ставленников Иакова Барадея стал церковный историк и миссионер, обративший тысячи язычников Сирии в христианство и пользовавшийся за то покровительством императора Юстиниана, Иоанн, поставленный в Эфесс. В 544 году Иаков Барадей вместе с другими монофизитскими епископами хиротонисал патриархом Антиохийским Сергия Черного. Три года спустя он умер, но прошло еще три года, и его преемником был поставлен египтянин по происхождению Павел, которого также прозвали Черным. Так появилась монофизитская сирийская иерархия, прозванная по ее знаменитому основателю Иакову Барадею яковитской, существующая и по сей день. Произошло событие, имевшее серьезные последствия для Вселенской Церкви. Разделение между православными диафизитами и монофизитами только тогда приобрело характер конфессиональный. «Происходившую до того времени борьбу между православными и монофизитами не нужно, – по справедливой характеристике В.В. Болотова, – представлять как борьбу двух Церквей; это была скорее борьба двух богословских направлений или двух философских теорий… Разделения Церквей вовсе не было… Прежде было так: если монофиситам удавалось провести на патриаршую кафедру своего единомышленника, он и оставался патриархом. В Александрии так долго и было, пока Феодосия не удалось вызвать в Константинополь… С другой стороны, если в Антиохии и других местах назначались епископы-диафиситы, то монофиситы не признавали их, но считали это временным несчастьем, не теряя надежды пережить его» . Образование параллельной иерархии, совершенное Иаковом Барадеем, стало печальными рубежом в истории взаимоотношений между православными диафизитами и монофизитами, своего рода началом канонического разделения Церквей.

http://pravoslavie.ru/64995.html

Произведения Феодора входят в число т.н. «Трех глав», осужденных на V Вселенском (II Константинопольском) Соборе в 551 г. 84 Диоскор – патриарх Александрийский с 444 по 451 г. († 454), один из главных монофиситских ересиархов, председательствовавший на т.н. «Разбойничьем» соборе в Эфесе в 449 г. Низложен на Халкидонском Соборе 451 г. 85 Север – патриарх Антиохийский с 512 по 518 г. († 538), считается основателем монофиситства как богословской системы. Принадлежал к умеренным монофиситам (в отличие от крайних, которые считали, что человеческая природа во Христе полностью поглощается Божественной). В последнее время высказывается мнение, что к отвержению Халкидонского православия Севера привело главным образом непонимание употребляемой православными отцами терминологии. 86 «Акефалами», т.е. «безглавыми», назывались монофиситы, поскольку у них не было одного общепризнанного ересиарха. Монофиситы Сирии и Палестины получили прозвище «яковитов» по имени Иакова Барадея, который в VI веке организовал в Сирии подпольную монофиситскую иерархию. См. также прим. 251. 87 Упоминание «языческих мудрецов» (ниже прямо называется Аристотель) не случайно: хотя монофиситство возникло совсем из других источников, еще за два века до св. Иоанна его виднейшие защитники (как, впрочем, и их православные оппоненты) стали прибегать к помощи Аристотеля и его неоплатонических интерпретаторов для обоснования своих воззрений. При этом монофиситы, в отличие от православных, часто игнорировали принципиальное различие в содержании некоторых понятий в греческой философии и христианском богословии (случай с «ипостасью» представляет наиболее яркий пример). Следует также отметить, что, как видно из данного места, несмотря на весьма широкое использование так называемыми «новохалкидонскими» богословами Аристотелевой логики и метафизики, сам основатель перипатетической школы никогда не был для них таким авторитетом, как для западных схоластов. 88 См. Послание 101 (второе послание к Клидонию) (PG 37, 180 А), Следует учитывать, что несмотря на многие соответствующие высказывания свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Мульк (араб.) – недвижимость, находящаяся в частном владении. Мутасаллим (араб., «правитель») – османская административная должность; заместитель вали в его отсутствие; термин часто употреблялся в значении «градоначальник». Несториане – приверженцы религиозного течения, сложившегося в начале V в., исповедовавшие в Христе две природы, божественную и человеческую, каждая из которых имела отдельную ипостась (воплощение). После осуждения несторианства на Эфесском соборе 431 г., несториане мигрировали из Византии в государство Сасанидов, где их вероучение было поддержано христианскими общинами Месопотамии. В конце V в. они объединились в самостоятельную Церковь Востока. Пара – мелкая серебряная монета, 1/40 кирша. В Сирии XVI века приравнивалась к 2 акче, в XVII века – к 4 акче. На протяжении XVI–XVIII вв. стоимость пара непрерывно падала из-за инфляции и порчи монеты. Так, если в 1689 г. в обращении ходили пара весом 0,689 г (70% чистого серебра), то к концу XVIII века вес пара упал до 0,308 г, а содержание серебра в нем – до 37%. Паша – титул высших сановников Османской империи. Присваивался везирам и правителям провинций. Пашалык – см. эялет. Пиастр – то же, что кирш (куруш). Райя (араб. ра‘айя, «пасомые») – податное население Османской империи. В европейской историографии воспринималось как уничижительное наименование османских христиан. Санджак (тур.) – административная единица, часть провинции (эялета). Управлялась санджак-беем. Сарраф – меняла, банкир, ростовщик. Синкел(л), Протосинкел(л) – управляющий делами патриархии. Часто синкелы становились преемниками патриархов. Сиро-яковиты, яковиты – община сирийских монофизитов. Носит название по имени епископа Иакова Барадея, монофизитского духовного лидера VI века В Средние века община сиро-яковитов была многочисленной и процветающей, однако в османскую эпоху значительно сократилась и пребывала в глубоком упадке. Ядром расселения сиро-яковитов был холмистый регион Тур Абдин с центром в г. Мардин на водоразделе среднего течения Тигра и Евфрата. Отдельные группы сиро-яковитов жили в Халебе, Хомсе и деревнях центральной Сирии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время господства остготов в Риме соперничали сторонники «готской» и «византийской» партий, каждая из которых выставляла своих претендентов на папский престол. Приверженцы проготской ориентации были сторонниками жесткой линии в отношении как Константинополя (во времена акакианской схизмы), так и восточных антихалкидонитов. Их оппоненты занимали в отношении Империи более лояльную позицию. Лидер «византийской» партии диакон Вигилий еще в 532 г. выступал претендентом на папский престол: папа Бонифаций II (530–532) объявил его своим преемником, но это решение было отменено по требованию остготского двора. Перед своим возведением на кафедру в 537 г. (на место низложенного силой неуступчивого Сильверия) Вигилий обещал Юстиниану и Феодоре всячески содействовать церковной политике императора. Однако папа оказался «между двух огней»: с одной стороны, он испытывал жесткое давление из Константинополя, с другой – не мог не считаться с настроениями западных епископов, зорко следивших за неприкосновенностью авторитета Льва Великого и Халкидонского собора. 5. Начало подготовки унии. Феномен Иакова Барадея После провала переговоров с Севиром и его осуждения на соборе 536 г. Юстиниан приступил к планомерному политическому и идеологическому давлению на «монофизитов». Из Персии был экстрадирован и арестован за незаконные рукоположения священников-антихалкидонитов Иоанн, епископ Теллы (ум. 538). Немедленно был вызван в Константинополь Феодосий I Александрийский, который отказался признать Халкидонский собор, за что был отправлен под надзор в одну из близлежащих крепостей. На его место, после краткого патриаршества Гаина (536–537), был поставлен православный патриарх Павел (537–542), получивший от императора чрезвычайные полномочия наместника Египта (августала). С этого времени в Египте началось ослабление позиций «монофизитов», и без того поколебленных многочисленными расколами. Уже около 540 г. в общение с православным патриархом вступили монахи монастыря Энатон близ Александрии (того самого, где недавно был похоронен Севир). По этому поводу Юстиниан направил догматическое «Послание к александрийским монахам», где выдвигается тезис о равнозначности выражений «в двух природах» (Кирилл) и «из двух природ» (Халкидонский орос) и обличаются мнения акефалов и Севира. Всю свою полемику против монофизитов император строит на цитатах из творений их главного авторитета – Кирилла Александрийского .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ересь нашла себе многих последователей и в Москве, при великокняжеском дворе в лице дьяка Феодора Курицына и невестки Uoahha III Елены; по некоторым данным предполагают, что к ереси принадлежал и Симоновский архимандрит Зосима, впоследствии митрополит. Против еретиков было несколько соборов. В 1504 г. еретики были окончательно осуждены на соборе; главные из них были сожжены, другие разосланы по монастырям. Но ересь не была истреблена совершенно и продолжала существовать в народе из поколения в поколение и существует в настоящее время; последователи ее признают себя преемниками новгородских еретиков. Особенно сильно стала распространяться ересь жидовствующих со времени царствования имп. Екатерины II, когда дозволено было баптистам и меннонитам, а вместе с ними и «жидам», свободно селиться в России по Заволжью и губерниям Екатеринославской, Таврической и Саратовской. Евреи увидели для своей пропаганды удобную почву среди русского населения, особенно у молокан. Последние, охотно принимая воззрения жидовствующих, во множестве становились последователями секты. В настоящее время жидовствующие разбились на разные толки и находятся преимущественно в Закавказье, в Ставропольской и Астраханской губ., а также в Екатеринославской, Полтавской, Киевской, Харьковской, Тамбовской губерниях и в Сибири. См. геры , караимиты и субботники . Иаковиты Так называется общество монофизитов, живущих в Сирии и Месопотамии. Оно получило свое название от сирийского монаха Иакова Барадея, жившего в VI в. Рукоположенный низложенными Юстинианом монофизитскими епископами во епископа всех монофизитов Сирии и Месопотамии, он в течение с лишком 30 лет (541–587 гг.) с успехом действовал в пользу монофизитства. В одежде нищего ходил он по странам, населенным монофизитами, и посвящал епископов и пресвитеров. От этого Иакова монофизиты Сирии и Месопотамии и получили наименование иаковитов, или яковитов, с каковым остаются и доныне. В свое время известный исследователь Востока, преосвященный Чигиринский Порфирий (Успенский) , свидетельствовал, что «иаковиты увлекаются тяготением к нашей Церкви, как планеты тяготеют к солнцу».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Праздники Господств и Богородичные те же самые у Иаковитов, что и у православных, и празднуются в те же самые дни, как у нас. Праздники в честь Апостолов, Пророков и нарочитых Святых первых веков христианства, совершаются также, как в церквах православных, но не все в одно и тоже время с нами. Кроме праздников, общих Иаковитам с православными, у них есть и особен­ные, в честь некоторых святых их церкви. Они ублажают, например, память Диоскора, Севера, Иакова Барадея, Варсума и других. Постов более продолжительных четыре: пост пред Пасхой, пост пред Рождеством Христовым, таковой же в честь Богоматери пред Ее Успением и в честь Апостолов. Все они соблюдаются строго, а особенно посты пред Пасхой и Успением. В продолжение этих постов не только не едят рыбы, но и масла. Масло разрешается только в субботу, воскресенье и дни полиелейные. В великую субботу, не бывает разрешения на сыр и яйца, как это делается у Армян. Пост пред Рождеством Христовым состоит не из 40 дней, а из 25. Но кроме означенных постов, Иаковиты имеют еще пост трехдневный. Они постятся среду, четверток и пяток, на первой неделе, по начатии у нас великопостной триоди, или на неделе мытаря и фарисея, ко­торая, по нашему уставу, есть неделя всеядная или сплошная. Этот пост называется у них постом пророка Ионы, или трехдневным Ниневитян, и есть им общий с Несторианам. Все среды и пятки считаются днями пощения; исключается из сего время пятидесятницы, т.е. от Пасхи до сошествия Святого Духа. В продолжении этих семи недель, они разрешают на мясо, но исключая и сред и пятков. В учении догматическом Иаковиты разнствуют с православными в том же в чем и все монофизиты. Они исповедуют в Иисусе Христе одну природу, но природу Еммануила, т.е. поколику в нем соединены природы Божеская и человеческая и по соединении составляют едино естество и едину ипостась, – одного Богочеловека. Евтихия, коего лжемудрование послужило основанием к такому слит­ному исповеданию двух естеств во Христе, они не только не признают православным, но и проклинают наравне с Несторием. Однако ж четвертого вселенского собора, ко­торый осудил Евтихия, а также и трех последовавших за ним, не принимают.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

В 575 г. монофизиты Лонгин, еп. нобатов, и Феодор, еп. Фил, в нарушение канонов избрали на патриарший престол некоего Феодора. Монофизитские клирики Александрии не признали избрания Феодора, что не помешало последнему вступить в общение с монофизитским Антиохийским патриархом Павлом из Бет-Уккаме и с Иоанном Эфесским . В 576 г. Феодор вместе с Лонгином покинул Египет и провел некоторое время в Тире, в 579 или 580 г. вернулся в Александрию, где стал подвизаться в одном из монастырей. В 580 г. он совершил поездку на Кипр, а затем вновь вернулся в Египет, после чего о нем нет никаких сведений. Скончался он, по-видимому, через неск. лет после этой даты, не оставив после себя сторонников. В 575 г. в результате деятельности Иакова Барадея опять же в нарушение канонов был тайно поставлен патриархом Александрийским Петр IV. Поскольку все неправосл. епископы в это время находились на нелегальном положении, Петр не мог появляться в Александрии и избрал местом своего пребывания мон-рь Энатон, расположенный в 9 милях от Александрии. Петр скрывал свое патриаршее достоинство, выдавая себя за ссыльного епископа. Будучи противником Павла Антиохийского, он рукоположил на Антиохийскую кафедру некоего Феофана. В период, когда Петр именовал себя патриархом Александрийским, различные монофизитские группировки выдвинули в качестве патриархов еще по крайней мере двоих. Сам Петр, согласно преданию, рукоположил до 70 епископов для разных областей Египта, создав тем самым монофизитскую иерархию. Впрочем, эта цифра выглядит легендарной. Петр сделал своим писцом образованного сирийца Дамиана , к-рый прежде подвизался в монастыре св. Иоанна Колова в Ските, а затем перешел в Энатон. По смерти Петра Дамиан был избран на его место (578). Дамиан вел активную деятельность по наведению порядка в среде егип. монофизитов. Несмотря на запрет властей и правосл. патриархов, ему неоднократно доводилось бывать в Александрии и, кажется, удалось утвердить свою власть среди большей части монофизитов Египта, прежде всего Нижнего. В 579 г. Дамиан совершил поездку в Сирию, где попытался тайно рукоположить на Антиохийскую кафедру некоего Севира, противника Павла из Бет-Уккаме. Эти нелегальные действия были пресечены правосл. патриархом Антиохийским свт. Григорием I .

http://pravenc.ru/text/2057208.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010