Хор отвечает: Даруй, вечный, всемогущий Боже. Священник говорит еще молитву 1298 (например, на литургии в день св. Апостола Иакова): Исповедуя призывающего нас к себе Иисуса, возлюбленные братия, Который, призвав к Себе блаженнейшего Иакова, Апостола своего, слагавшего сети на корабле, потом его же духовными наставлениями увещевает нас, чтобы мы просили с верой, нимало не сомневаясь (см. Иак. 1, 6 ), будем со всем душевным усердием со слезами просить Того же Господа, дабы наша молитва к Нему доставила нам исполнение того, что мы познали от самого учащего Апостола. Отвечают: Аминь. Священник говорит: Милосердием Твоим, Боже наш, перед Которым произносятся имена святых Апостолов и мучеников, исповедников и девственников. Отвечают: Аминь. Священник говорит: Жертву Господу Богу приносят священники наши, папа римский и прочие за себя и за весь клир и народы Церкви, им вверенные, или за всё братство. Равно приносят все священники, диаконы, причт и народ, присутствующие в честь святых, за себя и своих. Хор Приносят за себя и за всё братство. Священник говорит: Воспоминая блаженнейших Апостолов и мучеников, славную святую Марию Деву, Захарию, Иоанна, младенцев (Вифлеемских), Петра, Павла, Иоанна, Иакова, Андрея, Филиппа, Фому, Варфоломея, Матфея, Иакова, Симона и Иуду, Матфия, Марка и Луку. Хор И всех мучеников. Священник говорит: Также о душах усопших: Илария, Афанасия, Мартина, Амвросия, Августина, Фульгенция, Леандра, Исидора, Давида, Юлиана, еще Юлиана, Петра, еще Петра, Иоанна раба Божия, Визитана, Вивента, Феликса, Киприана, Винцентия, Геронтия, Захария, Ценапала, Доминика, Юста, Сатурнина, Салвата, еще Салвата, Бернарда, Реймунда, Иоанна, Целебруна, Гундисалва, Мартина, Родерика, Иоанна, Гутерия, Санция, Доминика, Юлиана, Филиппа, Стефана, Иоанна, еще Иоанна, Феликса 1299 . Хор И всех усопших. Читается молитва после (произнесения) имен) 1300 (например, на литургии в день св. Апостола Иакова): Прими, благий Иисусе, в этот день памяти Апостола Твоего Иакова моления приносящих и даруй успокоение душам отшедших, чтобы и живущим и умершим дарована была благодать Твоей святости, при ходатайстве перед Тобой того, которого учение двенадцати упомянутым коленам (см. Иак. 1, 1 ) преподается (всем).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для меня любопытно, что это последнее полюбилось на Западе; подобные рассказы ходили не только о Дионисии, но и о других святых; несущими свою голову, кроме Дионисия, представляли святых Овидия, Фирмина Амьенского, Маврикия, Никасия Реймского, Юста Оксерского, Лукана, Есперию, Дисидерия Лангрского и множество других 155 . Что касается первоначального происхождения описанного представления, то Maury 156 весьма правдоподобно объясняет его из первоначально символического живописного изображения, которое потом было понято конкретно: „художник, желая выразить, какой род смерти претерпел мужественный защитник веры, дал ему в руки его же голову, как эмблему его мучения. Народ, знакомясь с такими изображениями, сделал поспешное заключение, что этот святой, после того как был обезглавлен, нес действительно свою голову» 157 . Относительно некоторых из вышеназванных святых с достаточным основанием можно предполагать, что легенда перенесла на них данную подробность именно с Дионисия, с которым она сама ставит их в известную связь. Так о Никасии Реймском и его товарищах история их мучения говорит, что они были подвигнуты к проповеди христианства примером Дионисия, что местом своей деятельности они избрали Реймс, лежащий недалеко от его резиденции, Парижа; мучению их подвергает тот же Fescenninus Sysynnius, после кончины Дионисия; некоторое сходство в судьбе их и Дионисия и сознательное подражание их последнему побудило рассказчиков их истории расширить это сходство: они приурочивают к ним и чудо с головою 158 . Таким образом, представление о мученике, несущем свою голову, не бывшее особенно популярным на Руси, было весьма распространено и общеизвестно на Западе, где служило мотивом многочисленных и художественных изображений и рассказов, приурочиваясь не только к древним святым, но и ко многим святым специально католической церкви. Характерно, что у нас на Руси о таком чуде, с приурочением его к русской почве, рассказывается именно на западной окраине страны, в соседстве с католическим населением: кроме смоленской повести, другой подобный рассказ мы встречаем среди чудес Почаевской иконы Божией Матери; событие совершается в Почаевском монастыре, т. е. в месте, в котором также сталкивались народности русская и польская, и главная святыня которого одинаково чтилась и православными, и католиками; о данном событии сообщают сборники рассказов о чудесах Почаевской иконы, в составлении которых участвовали, надо думать, представители того и другого вероисповедания, и которые написаны частью на русском, частью на польском языках: „Гора Почаевская» (1793), „Góra Poczajowska» (1807).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Его преемником стал Юст, ранее занимавший Хрофскую, или Рочестерскую, кафедру. Это был последний из примасов, поставленных в епископы Августином. Папа Бонифаций прислал ему паллий в знак его архиепископского достоинства, сопроводив дар посланием, в котором призывал его не только содействовать обращению к вере во Христа подданных короля Кента, но и позаботиться о миссии в соседних королевствах. Папа предоставил ему, как примасу Британии, «право назначения епископов, когда это потребуется и когда Господь допустит это милостью Своей, чтобы их проповедью завет Христов распространился среди всех еще не обращенных народов» . Архиепископ Юст преставился в 627-м г. Святой Григорий Великий На вдовствующую кафедру избран был Гонорий, последний участник миссии, в свое время направленной в Британию папой Григорием Великим . В отличие от своих предшественников Лаврентия, Меллита и Юста, он не был поставлен в епископы Августином, поэтому после избрания он прибыл в Линдколин, где его хиротонию совершил епископ Эборака (Йорка) Павлин. Паллий прислал ему соименный ему папа, впоследствии, на VI Вселенском Соборе, анафематствованный посмертно как приверженец монофелитской ереси. В сопровождающем этот дар послании папа Гонорий писал: «Мы посылаем тебе паллий, чтобы мог ты волею Божией и нашим соизволением осуществлять... посвящение. Сделать это нас побуждает большое расстояние, лежащее между нами по морю и по суше». Послание датировано было по римско-византийскому летосчислению: «Дано в третий день от июньских ид, в 24-м году правления благочестивейшего государя нашего августа Ираклия... в седьмой индиктион» . Беда, со своей стороны, указывает на дату послания по летосчислению от сотворения мира, введенному Дионисием Малым – «это был год от воплощения Господа 634-й» . Архиепископ Гонорий скончался в 653-м г. В течение полутора лет первенствующая кафедра Британии оставалась вакантной, пока на нее не был избран Деусдедит, который, хотя и носил латинское имя, но первым из архиепископов Британии имел местное происхождение и был родом из Эссекса. Его хиротонию возглавил епископ Хрофский Итамар. По подсчетам Беды, Деусдедит стоял во главе церкви Британии «девять лет, четыре месяца и два дня» и преставился в 664-м г.

http://pravoslavie.ru/113955.html

Его же малая картина – Рождества Христова. Два ангела обожают Новорожденного: первый улыбается. Смотря на них и сам улыбаешься. Соглиани – Богоматерь с Младенцем и с маленьким Предтечей. Она бела и благообразна. Иисус и Предтеча весьма миловидны (Соглиани трудился в 1530-х годах). Джиролфа Гирландая († 1560) – Святое семейство. Лицо Богоматери нежно и приятно. Маленький Предтеча заснул. Бароччио – Пресвятая Дева Мария, просящая Сына Своего дать благословение тем богатым, которые помогают бедным и вдовам. Картина весьма ценная! На ней подписаны имя художника и год 1579-й. Карла Дольчи – св. Мария Магдалина. Взор ее устремлен на небо, руки скрещены на груди с ароматным сосудом. Кисть тонкая, колорит блестящий. В красивом лице Магдалины выражены раскаяние, набожность и любовь к Господу, выражены так удачно, что, видя совершенную красоту земную, усматриваешь в ней красоту небесную (около 1675 г.) Юста Субтермана – превосходный портрет знаменитого Галилея. Франциска Альбано – Отрок Иисус между ангелами, которые представляют Ему орудия страданий Его. Сей художник мастерски писал ангелов, детей и амуров.  Школа венецианская 256 Венецианская школа дала превосходных живописцев, из которых многие в течение долгой жизни посвящали все время на изготовление великого множества наилучших произведений кисти. Они подражали природе так верно и так совершенно, что обольщали воображение. На их картинах замечаются большое понимание светотеней, богатое воображение и строгая уставность. Писанные ими портреты отличаются темной цветностью фона и одежды. Из числа многих картин их я отметил немногие, но наилучшие. Ивана Беллино – Умерший Иисус. На этой картине все головы весьма выразительны. Ивана Баптиста Морронэ – Портрет кого-то, одетого по-испански, написанный в рост в 1563 г. Видится живой человек. Тициана Вечелли – Святое семейство (1576). Маленький Предтеча подает цветочки Божественному Младенцу, Который весьма походит на Свою Матерь. Только на этой картине я впервые заметил сходство Его с Нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

По подсчетам исследователей 435 , Евсевий цитирует в своих сочинениях (не только «Церковной истории», но и в «Хронике», «Praeparatio Evangelica» и «Demonstratio Evangelica») более ста древних авторов, сочинения которых он мог найти, вероятно, в известной библиотеке Оригена и других крупных собраниях того времени. Рассказывая о Клименте Александрийском и его сочинениях, Евсевий разбирает, какими источниками он пользовался, и отмечает среди прочих иудейских писателей, с сочинениями которых он сам, очевидно, был знаком. Он называет Аристовула 436 , Димитрия 437 , Эвполема 438 и пр. Тем самым Евсевий вносит свой вклад в адаптацию иудейской традиции и включение ее в оборот христианских историков. Именно Евсевий Кесарийский первым использовал так называемое «свидетельство Флавия» о Христе и ввел его в научный оборот. Впервые в христианской литературе оно цитируется именно в «Церковной истории» Кесарийского епископа. Эта цитата в точности совпадает с греческим текстом фрагмента XVIII 3 3 «Иудейских древностей», каким он предстает в дошедших до нас рукописях 439 . Так же точно выглядит testimonium Flavianum у византийских церковных авторов Исидора Пелусийского (- 431 г ), Экумения (VI век), Георгия Амартола (IX век), Евфимия Зигабена (XII век), а также в Acta Sanctorum Donati (V век) и в словаре Суда (X век). Писавшие в 40;-40;И веках историки Созомен и Иоанн Малала цитируют Флавия не полностью, при этом заметно, что у них «свидетельство» подверглось основательной христианской обработке. Что касается других сведении, сообщаемых Иосифом Флавием, то именно Евсевию мы обязаны тем, что эта информация была воспринята позднейшими историками и что в христианской историографии в целом утвердилось благожелательное отношение к этому автору 440 . Евсевий так пишет об Иосифе «После всех этих рассказов следует познакомиться и с Иосифом, который помогал нам, занятым нашей работой» (III, 9, 1). Его Евсевий считает «достойным доверия» (III, 9, 2) «Старательно поработал этот человек и над другим произведением» (III, 10, 6) «Чтобы утвердиться в доверии к его свидетельству о событиях, ему известных, разумно прибавить еще слова, приведенные им в конце “Древностей”». Укоряя Юста из Тивериады, тоже пытавшегося написать историю своего времени, в том, что он не писал правдиво, и требуя от него отчета во многом, он заключает такими словами: «Я вот не боялся, как ты, за свое сочинение Я вручил императорам эти книги почти в виду происходящего. Я сознавал в себе блюстителя истины, которую я сообщал им, и не ошибся, ожидая от них подтверждения. Давал я свою историю и многим другим, в том числе и участникам войны, как, например, царю Агриппе и некоторым его родственникам. И вот император Тит пожелал, чтобы люди знакомились с этими событиями только по моим книгам. Он велел их обнародовать, скрепив приказ собственноручной подписью, Царь Агриппа написал 62 письма, свидетельствуя о правдивости сообщаемого» (III, 10, 8–11).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

9). В арабском евангелии детства упоминается имя Иосии, вполне согласное с евангелистом Матфеем, вместо Юста 79 . Имена дочерей по самому их числу также передаются весьма различно 80 . Софроний в своих отрывках, и Феофил упоминают о трех дочерях Иосифа – Есфири, Фамари и Саломии, из которых последняя была замужем за Зеведеем и считалась матерью Иакова и Иоанна. Другие отцы знают только Марию и Саломию – двух дочерей Иосифа, иные Анну и Саломию, а также Есфирь и Фамарь 81 . Очевидно, что согласить эти имена нет никакой возможности. История Иосифа, гл. 12 и 23 Главным содержанием 12 и 13 гл. истории служит описание смерти праведного Иосифа. Ангел возвещает Иосифу приближающуюся смерть. На него нападают величайший страх и смятение. В душевном волнении он идет в Иерусалимский храм и молится перед Богом молитвой, исполненной глубокой преданности: «Боже Великий, Податель всякого утешения, Бог милосердия, Господь всего человеческого рода, Бог души моей, моего духа и моей плоти, смиренно молю я Тебя: пошли мне великого Михаила, князя святых ангелов Твоих, когда исполнятся дни мои и наступит время разлучения моего с этим миром. Пусть он будет со мною, чтобы душа моя вышла из этой жалкой плоти без скорби, без страха и мучения, ибо сильный страх и великая скорбь обнимают тело всякого существа в минуту смерти, будет ли то муж или жена, или даже неразумное существо, ползающее на земле или летающее в воздухе. Все твари, существующие под небесами, бывают поражены ужасом, и великим страхом, и смятением, когда души их разлучаются с телом. Итак, теперь, Господи Боже мой, пошли святого Твоего ангела моей душе и моему телу, когда придет время их разлуки, да не отвратит он лица своего от меня, и да будет светел, и радостен (лицом своим), в мире сопровождая душу мою к тебе. Пусть страшные по виду демоны не заградят мне предстоящего к Тебе пути, и стражи врат райских не возбранят приблизиться душе моей к св. престолу Твоему. Покрой мои грехи и не постыди меня перед страшным Твоим судилищем.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Феодорит свидетельствует, что епископы Рима и Антиохии признавали его действительным епископом 543 . Известны, наконец, и другие примеры: Автоном, епископ Вифинии, поставил себе единолично преемником Корнилия 544 , Евсевий Самосатский во время гонения, бывшего при Валенте, проходя Сирию и Киликию, рукополагал единолично не только диаконов и пресвитеров, но и епископов, Августин с дозволения папы Григория Великого , по свидетельству Беды, единолично рукоположил во епископа Мелита Лондонского и Юста Рочестерского и проч. 545 . Подобного же рода примеры, хотя и немногочисленные, можно находить и в истории русской церкви. Известно, например, что 10-го апреля 1794-го года в неделю Ваий американский миссионер архимандрит Иосаф Болотов был хиротонисан во епископа Кадьякского одним Иркутским епископом Вениамином 546 . Более возражений должны возбуждать на первый взгляд суждения представителей американско-епископальной церкви относительно посвящений per saltum, т. е. посвящений в епископский сан помимо посредствующих степеней – пресвитерской и диаконской. На первый взгляд правила древней церкви решительно говорят против подобного рода практики, утверждаемой американскими богословами. Во втором правиле первого вселенского собора говорится: „так как многое, или по нужде, или по разным побуждениям человеческим сделано было (в церкви) вопреки церковным правилам, как, напр., люди, недавно обратившиеся к вере от язычества и малое время состоявшие в оглашении, поспешно были приводимы к духовной купели и тотчас по крещении возводились на епископство или пресвитерство, то за благо признано, чтобы впредь ничего такого не было» 547 … Соответственно этому собор Сардикийский 10-м правилом требует, чтобы совершалось „точное и тщательное наблюдение..., дабы если удостоивается епископства богатый или ученый светского звания, не поставлять его, пока он не пройдет служения чтеца, диакона и пресвитера, чтобы он, если признан будет достойным, постепенно проходя каждую степень, достигал высоты епископства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Все жития написаны по одной схеме и выдержаны в одном стиле: как правило, в начале сочинения сообщаются биографические сведения, затем автор переходит к описанию прижизненных и посмертных чудес святого. Существенный недостаток этих произведений заключается в том, что автор обладал небольшим документальным материалом, в результате чего нек-рые его труды представляют собой парафраз сообщений более ранних авторов (напр., жития первых Кентерберийских епископов — Лаврентия, Мелита, Юста, Гонория, Деусдедита — являются пересказом сообщений о них Беды Достопочтенного). Наибольший интерес для исследователей представляет «Житие свт. Августина Кентерберийского» с присоединенными к нему похвальным словом и рассказом о перенесении мощей в 1091 г., к-рое Г. посвятил Ансельму Кентерберийскому. Кроме агиографических трудов Г. принадлежит соч. аскетического характера «Книга укрепления» (Liber confortatorius), адресованная некой затворнице Еве. Это произведение не отличается оригинальностью и представляет собой лишь обобщенное описание монашеского подвига, к-рое можно найти в др. подобных сочинениях. Так, в своей похвале душеполезному чтению lectio divina Г. повторил то, что говорилось по данному вопросу в Уставе прп. Венедикта Нурсийского. Ист.: Willelmus Malmesburiensis. Gesta regum anglorum. 4. § 342//PL. 179. Col. 1293A -1293B. Изд.: Vita beati Edvardi regis et confessoris//Lives of Edward the Confessor. L., 1858. P. 389–435; Talbot C. H. The Liber Confortatorius of Goscelin of St. Bertin//Analecta Monastica. R., 1955. N 3. P. 1–117; idem. The Life of St. Wulsin of Sherborne by Goscelin//RBen. 1958. 69. P. 68–85; The Life of King Edward Who Rests at Westminster/Ed. Fr. Barlow. L., 1962; Liber confortatorius: The Letter of Goscelin to the Recluse Eva/Transl. by M. Otter. Camb., 2004. Лит.: Oudin C. Commentarius de scriptoribus ecclesiae antiquis 1. Lipsiae, 1722. Vol. 2. P. 96; Michiels G. Gauzelin//DHGE. T. 20. Col. 127. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: ГВИДОН ( 24 нояб. 1045), бенедиктинский монах из Фарфы, аббат мон-ря Казаурия во имя св. Климента Римского, блж. (пам. зап. 24 нояб.)

http://pravenc.ru/text/545355.html

Вскоре после этого папа Григорий в ответ на просьбу Августина направил к нему в Британию новых помощников в миссионерском и пастырском делании: Меллита, Юста, Паулина и Руфиниана. С ними он переслал священные сосуды, облачения, богослужебные и другие церковные книги, частицы мощей апостолов и мучеников. Папа также вручил своим посланцам паллий для передачи его Августину, который на Западе служил знаком архиепископского сана и обладание которым давало право на единоличное совершение архиерейских хиротоний. Паллий представляет собой наплечный плат с изображением креста и символизирует пропавшего и обретенного агнца из евангельской притчи, которого Добрый Пастырь возложил на свои рамена, подобный омофору, употребляемому на Востоке; однако, в отличие от омофора, он не являлся регалией всех епископов, но только архиепископов. В своем архипастырском и миссионерском служении епископ Августин следовал советам святого Григория. Король Этельберт предоставил ему средства на восстановление древней римской церкви, которую он посвятил Спасителю, устроив при ней резиденцию для себя и своих преемников. Этот храм и стал знаменитым Кентерберийским собором, который в последующие века подвергался многократным перестройкам, так что ни его первоначальный вид, ни тот его облик, который он приобрел при Августине, не поддаются уже реконструкции и остаются неизвестными. Но собор стоит на том самом месте, на котором он восстанавливался при Августине. А за городской стеной Августином на средства короля был устроен монастырь с храмом святых первоверховных апостолов Петра и Павла, ставший впоследствии усыпальницей Августина, его преемников и королей Кента. Первым аббатом этой обители Августин поставил священника Петра, которого он вместе со своим ближайшим помощником Лаврентием посылал в Рим к папе Григорию с сообщением о своей хиротонии и с вопросами, требовавшими папских разъяснений. 18 июля 601 г. папа Григорий направил королю Этельберту послание, в котором призывал его хранить, защищать и распространять принятую им христианскую веру, приводя в пример ему святого императора Константина. Папа рекомендовал королю прислушиваться к советам епископа Августина. В этом послании святой Григорий внушал королю мысль о близком конце света: «Нам грозит многое из того, чего не было ранее; будут волнение в воздухе, и ужас с небес, и внезапные бури, и войны, и голод, и чума, и землетрясения в различных местах» 1073 . Апокалиптические ожидания в ту пору, исполненную бедствий, были едва ли не всеобщими среди христиан на Западе. Перед лицом этих бедствий и грядущего конца папа призывает Этельберта «не падать духом; ведь все эти знамения конца света посылаются нам в предостережение, дабы, когда придет Судия, мы были бы приуготовлены к Его встрече нашими добрыми делами» 1074 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Скачать epub pdf Cod. 33. Юст из Тибериады. Хроника царей иудейских Переводчик: Г.П. Власов (Агностик) Прочитал Хронику Юста из Тибериады 12 , озаглавленную «Хроника царей иудейских в виде генеалогии, Юста из Тибериады». 13 Он происходит из Тибериады в Галилее, от которой он взял себе имя. Он начинает свою историю от Моисея и доводит до смерти седьмого Агриппы из рода Ирода 14 и последнего из царя евреев. Его царство, которое было даровано Клавдием, было расширено Нероном, а еще больше Веспасианом. Он умер на третий год царствования Траяна, которым история заканчивается. Стиль Юста очень сжатый, и он опускает много того, что имеет первостепенное значение. Страдая от общей вины евреев, к каковому народу он принадлежал, он даже не упоминает о пришествии Христа, о событиях его жизни, или о чудесах, им исполненных. Его отец был еврей по имени Пист; сам Юст, по свидетельству Иосифа, был одним из самых распутных людей, раб порока и алчности. Он был политическим противником Иосифа, против которого он, говорят, составил несколько заговоров; но Иосиф, хотя несколько раз он имел врага в своей власти, только отчитал его словами и отпустить на свободу. Говорят, что история, которую он написал, в большей части выдуманная, особенно там, где он описывает иудейско-римскую войну и взятие Иерусалима. 12 Современник Иосифа, который жестоко нападал на его характер и его труды. Он был приговорен к смерти Веспасианом, но его жизнь была спасена Агриппой. Он также написал историю Иудейской войны. 13 Греческая фраза βασιλων τν ν τος στμμασι, обычно переводится как «венценосные цари», но более вероятно, στμμα здесь означает генеалогическое древо. 14 Агриппа II, перед которым защищался св. Павел. Утверждение, что он умер в третий год правления Траяна (100 г. н. э.) отвергается на том основании, что Автобиография Иосифа, которая дает рассказ о Юсте, была опубликована сразу после Древностей (в царствование Домициана). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010