Сходные сведения содержатся в записках Фридриха Христиана Вебера, ганноверского резидента в Петербурге. Немецкий дипломат неоднократно посещал город на Неве – с 1714 по 1719 гг., и за эти годы новая столица преображалась на глазах современников. Так, Вебер упоминает про «Зимний дом его царского величества», – «его обычная резиденция, возведенная из кирпича в два этажа», замечая далее, что «царю на набережной построили другой дом» 16 . Здесь речь идет про Второй Зимний дворец, у пересечения Невы и Зимней канавки; его постройка длилась с 1715 по 1718 гг. 17 Далее в записках Ф.Х. Вебера упоминается про Немецкую слободу: «По правую руку живут самые разные люди, русские и немцы, и особо следует отметить, что вокруг его царского величества, а именно на соседних улицах, живут больше немцы, а не русские», после чего ганноверский резидент уточняет местоположение протестантского храма: «лютеранская церковь (деревянное здание в виде креста) стоит к нему (дворцу) ближе всего, на расстоянии от его заднего дома не более 300 шагов» 18 . А в описании Петербурга, составленном в 1793 году немецким автором Иоганном Готлибом Георги, о местоположении этой церкви говорится предельно точно. По его словам, деревянная кирха «до 1717 года лютеранам и реформатам обще принадлежала; ныне же на оном месте выстроен императорский Ермитаж» 19 . Судя по отзывам гостей, бывавших в Санкт-Петербурге, немецко-голландский приход объединял большинство иностранцев – выходцев из протестантских стран. Так, секретарь Юста Юля – Расмус Эребо, упоминает про лоцмана-датчанина капитан-лейтенанта Хауха (Christoffer Hauch). 20 Этот морской офицер русской службы в 1710 г. стал членом церковного совета немецкой лютеранской церкви св. Петра. 21 Интересно и другое замечание Расмуса Эребо. Как сообщал он в записи, относящейся к тому же 1710 году, «в то лето я (однажды) проповедовал в Петербурге по-датски, чего до тех пор никогда не было слыхано. Царь, узнав об этом, сам явился в церковь на (мою) проповедь » 22 . В те годы число голландцев-реформатов на смешанном приходе было преобладающим, что впоследствии и побудило их начать строительство своего собственного храма. Об этом пишет секретарь датского посланника. В записи Расмуса Эребо, относящейся к 1710 г., читаем: «В Петербурге была голландская лютеранская церковь , где мы слушали проповедь и куда ходили к трапезе Господней. Все (иностранцы), которых множество в (русском) флоте, к какой бы национальности они ни принадлежали, знали по-голландски; поэтому кое когда мне приходилось заниматься голландским языком» 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Двадцать пятый день. Поучение 2-ое. Священномученик Климент, епископ римский. (Не случай, но промысл Божий управляет жизнью человеческой). I. Ныне св. церковь творит память священномученника Климента, епископа римского. Святой Климент жил в первом веке христианства. Отец его – Фавст и мать – Матфидия были язычники и кроме Климента имели еще старших сыновей Фавстина и Фавстиниана. Сначала это семейство жило в полном мире и счастии; но затем злоба одного человека все расстроила. Родной брат Фавста поселился в его доме и стал домогаться любви Матфидии. Последняя не хотела открыть своему мужу безнравственности его брата, чтобы не быть причиной раздора между ними, но решилась удалиться из Рима. Она сослалась на будто бы виденный ею сон, который повелевал ей уехать; Фавст, видя неотступное желание ея, согласился на отъезд, но с тем, чтобы Матфидия взяла с собою старших сыновей и ехала в Афины, где сыновья могли бы получить образование в тамошних училищах. Богато нагруженный всем нужным для путешествия корабль увез Матфидию, Фавстина и Фавстиниана. Но после нескольких дней плавания в море поднялась буря; корабль долго носился по волнам и наконец разбился о скалу. Матфидию унесло далеко на обломках корабля и наконец она была выброшена на остров. Там нашли ее жители, подали ей помощь и утешали ее, как могли; Матфидия же не радовалась собственному спасению и горевала о потерянных ею детях. Одна вдова, муж которой погиб во время кораблекрушения, предложила Матфидии жить в ее доме, чтобы вместе горевать, работать и кормиться. Матфидия согласилась на это предложение, и обе женщины поселились вместе. Так прожила Матфидия на острове 24 года, скорбя о погибели своих детей и оплакивая их. Между тем Фавстин и Фавстиниан были живы; они спаслись, как и Матфидия, на обломках корабля. Морские разбойники взяли их на свой корабль и продали в рабство одной женщине по имени Юсте. У Юсты не было детей и она была очень рада приютить мальчиков; когда они достаточно подросли, Юста отдала их в училище.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРМИЗД [лат. Hormisdas] († 6.08.523, Рим), св. (пам. зап. 6 авг.), папа Римский (c 20 июля 514). Происходил из г. Фрузинон (совр. Фрозиноне, обл. Лацио, Италия), сын Юста. До принятия сана был женат, его сын впосл. стал папой с именем Сильверий . При папе Симмахе служил диаконом, поддерживал его в годы изгнания (498 и 501-505) при антипапе Лаврентии . Являлся секретарем Собора, происходившего в рим. базилике св. Петра (6 нояб. 502), на к-ром рассматривались вопросы управления церковным имуществом. После избрания папой Г. стремился к преодолению возникшей при Лаврентии схизмы, а также к восстановлению единства с Вост. Церквами, прерванного в результате акакианской схизмы (484-519). В Авеллановом собрании сохранилось 138 посланий за 515-521 гг., относящихся к переписке между Г., императорами Восточной империи, К-польскими патриархами и др. сановниками (Collectio Avellana. 2. N 105-243). Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Гормизд, папа Римский. Гравюра. (Sacchi. Vitis pontificut. 1626) (РГБ) Для прекращения мятежа военачальника Виталиана (514), требовавшего признания Вселенского IV Собора и возвращения на К-польскую кафедру патриарха свт. Македония II , в 514 г. имп. Анастасий I предложил созвать Собор с участием папы Римского, на к-ром были бы разрешены споры между правосл. и монофизитской партиями. Письмо Анастасия к Г. об организации Собора датировано 12 янв. 515 г.; согласие папы на созыв Собора и на участие в нем епископов Зап. Церкви последовало лишь после 2-го письма имп. Анастасия, где излагались причины его созыва и указывалось время и место его проведения (г. Ираклия Фракийская, июль 515 - Collectio Avellana. 2. N 109). В авг. 515 г. Г. направил к императору посольство в составе епископов Эннодия и Фортуната, пресв. Венанция, диак. Виталия и нотария Илария для выяснения возможности восстановления единства между Римской и Вост. Церквами. В отправленном вместе с легатами письме Г. подтверждал согласие участвовать в Соборе при условии признания императором решений Халкидонского Собора и возвращения из ссылки правосл. епископов (в т. ч. патриарха Македония). В ответ имп. Анастасий только подтвердил анафемы Несторию и Евтихию и подчеркнул, что определения Халкидонского Собора не были формально отменены решениями др. Собора или имп. декретами (Ibid. N 125). Переписка между императором, Г. и рим. сенатом продолжалась в 516 г., но не привела к к.-л. результатам, т. к. после поражения Виталиана имп. Анастасий отказался от намерения проводить Собор.

http://pravenc.ru/text/166221.html

118 Начальник нейгаузского гарнизона, Укскиль фон-Паденорм был выпущен воеводами с честию из уважения к его храбрости. 119 Все жители, которые не пожелают присягнуть государю, получили право удалиться. Но едва только они вышли, как нашла на них русская шайка и обобрала их. Многие женщины, девицы были лишены одежды и пущены продолжать свои путь нагишом. 120 Между тем в гермейстеровом лагере при Киремпе происходили совещания, как пособлять делу. В орденской казне, называемой «дресель», 121 денег не было; и потому нельзя было думать о найме иноземного войска. Это, однако, не мешало, как видно, ливонским рыцарям, по-прежнему обычаю счастливых и богатых лет, пировать в лагере. Гермейстер не знал о состоянии русского войска и не имел верных известий о том, что происходит в Нейгаузе; – у него не доставало ловких людей, чтоб взять на себя труд проведать о неприятеле. В Дерпте также не думали помогать Нейгаузу, хоть и ясно было, что неприятель, как скоро возьмёт Нейгауз, тотчас подступит и к Дерпту. Ливонские депутаты городов в Дерпте держали совет. Прежде всего, надеялись на императора, думали, что этот сильный глава западного мира одним своим словом остановит московское завоевание, но присланные недавно отзывы внушали мало утешительного. Карл V в это время уже оставил империю и удалился в монастырь Юста. Преемник его, Фердинанд, был занят домашними раздорами и опасался турок. Когда в Дерпте начали рассуждать, что делать, один предлагал то, другой иное, каждое предложение тотчас же встречало множество неудобств к исполнению. Не было надежды на внутренние силы. Надобно было пытаться выпросить помощь от соседей; те советовали обратиться к Швеции, другие к Дании, третьи к Польше. Только дерптский бургомистр, Антоний Тиль, человек, как говорит о нём современник, благочестивый и честный, стал посреди собрания, с заплаканными глазами, и говорил: – Вот уже много дней мы толкуем, как помочь себе, да, к несчастию, ничего ещё не выдумали. Скажу вам вот что: откуда бы мы ни пригласили себе защитников – с севера или с запада, с северо-востока или с юга – всё равно: никто за нас не захочет бескорыстно воевать с москвитянами; так или иначе, всё-таки придётся нам отвечать своими головами. Всего лучше и благоразумнее будет, если мы принесём всё наше частное достояние на пользу земли нашей: все украшения жён наших, все золотые цепи, браслеты, всё, что у нас есть дорогого в запасе, всё продадим, – на эти сокровища наймём войска и сами все соберёмся на одно место и пойдём против неприятеля; не станем больше поступать так, как прежде делалось, что, бывало, каждый свой угол берёг, и враг мог по одиночке всех нас побить: оттого и земля наша так обессилела. Если мы на это решимся, то будем честные и храбрые люди. 122

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

– А когда привратник отворяет эту дверь? – Когда приходят факельщики за гробом. Как вынесут гроб, так сейчас дверь и запирается. – А кто заколачивает гроб? – Я. – Кто накладывает погребальный покров? – Я. – Вы бываете один в это время? – Никто, кроме врача, не может войти в покойницкую. Это даже на стене написано. – Могли бы вы сегодня ночью, когда все в обители уснут, спрятать меня в этой комнате? – Нет. Но я могу вас спрятать в темной маленькой каморке рядом с покойницкой, я там держу мои инструменты для погребения, я за ней присматриваю, и у меня есть ключ от нее. – В котором часу приедет завтра катафалк за гробом? – В три часа пополудни. Хоронят на кладбище Вожирар, когда свечереет. Кладбище довольно далеко отсюда. – Я спрячусь в вашей каморке с инструментами на всю ночь и на все утро. Но как быть с едой? Ведь я проголодаюсь. – Я принесу вам что-нибудь. – Вы могли бы прийти заколотить меня в гроб часа в два ночи. Фошлеван отшатнулся и хрустнул пальцами. – Это невозможно! – Ба! Трудно ли взять молоток и вбить несколько гвоздей в доски! То, что Фошлевану казалось неслыханным, для Жана Вальжана было, повторяем, делом простым. Ему приходилось проскальзывать в любые щели. Кто бывал в тюрьме, познал искусство уменьшаться в соответствии с выходом, ведущим на волю. Заключенный так же неизбежно приходит к попытке бегства, как больной к кризису, который исцеляет его или губит. Исчезновение – это выздоровление. А на что только не решаются, лишь бы выздороветь! Дать себя заколотить в ящик и унести, как тюк с товаром, лежать в такой коробке долгое время, находить воздух там, где его нет, часами сберегать дыхание, уметь задыхаться, не умирая, – вот один из мрачных талантов Жана Вальжана. Впрочем, эта уловка каторжника – гроб, в который ложится живое существо, – была также и уловкой короля. Если верить монаху Остену Кастильхо, то к такому способу, желая в последний раз повидать г-жу Пломб, прибегнул после своего отречения Карл Пятый, чтобы ввести ее в монастырь святого Юста и затем вывести оттуда.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=132...

13 июля – праздник пострадавших от Гунериха. По-видимому, аналогичное с имеющимся в наших святцах празднованием 8 декабря. 14 июля – совершалась еще одна память свят. Киприана, по неизвестному поводу. 15 июля – в Карфагене св. муч. Катулина, диакона о котором блаж. Августин говорил проповедь. С ним свв. мучч. Януария, Флорентина, Юлия и Юста . Св. мощи их покоились в базилике Фаустиновой в Карфагене, где блаж. Августин многократно совершал службы и где происходила большая часть Карфагенских Соборов. 17 июля – в Карфагене свв. мучч. Спиллианских . Это древнейшие из известных мучеников Карфагенских. Пострадали они в 180 году. Их имена: Сперат, Нарзал, Киттин, Ветурий, Феликс, Аквилин, Лаэтанций, Януарий, Генероза, Вестия, Доната, Секунда . Их память в древности чтилась во всем христианском мире, сохранились древние жития их и на греческом, и на латинском языке. О них говорит св. Киприан, Тертуллиан , блаж. Августин. Св. мощи их вместе с мощами св. Киприана были перенесены в IX веке в Галлию. 18 июля – в Карфагене м-цы Гундевии , пострадавшей в 203 году. Именуется в Иеронимовом мартирологе. Ей посвящено 294 слово блаж. Августина. 28 июля – в Риме свщмуч. Виктора, папы Римского , пострадавшаго в 197 году. Св. папа Виктор был родом из Африки. 30 июля – в Тубурбе в Африке, свв. мучц. Максимы, Донатилы и Секунды . Пострадали вместе со св. мученицей Криспиной (память 5 декабря). Упоминаются Иеронимовым мартирологом и древне-Карфагенским календарем. Около Тебессы есть развалины древне-византийской церкви, где найдена надпись, которая была посвящена сказанным свв. мученицам 31 июля -в Цезарее в Мавритании св. муч. Фабия, пострадавшего при Диоклетиане. Именуется всеми древними мартирологами. Сохранился древний «Акт страдания Фабия». В тот же день – в Тагасте (ныне Сук-Арас) в Африке свщмуч. Фирма , епископа. О нем говорит блаж. Августин. 1 августа – в Героне в Испании, св. Феликса , уроженца Цезарей Мавританской. Сей святой мученик называется древним мартирологом Лионским. 2 августа – в Африке св. муч. Рутилия . Пострадал в 211 году. О нем говорит Тертуллиан в трактате «О бегстве при гонениях».

http://azbyka.ru/otechnik/Nafanail_Lvov/...

Прожил в сане епископа полных тридцать лет и почитался достойным, начиная с последних дней Виттериха и во времена королей Гундемара, Сисебута, Свинтилы, Сисенанда и Хинтилы. 865 XI. Епископ Браулион 866 Браулион, брат Иоанна Сарагосского, после его смерти занял его место. Это был муж, как связанный с ним родством, так и ничуть не уступающий в таланте. Он также прославился напевами и некоторыми небольшими сочинениями. Он написал житие некоего монаха Эмилиана, где подробно рассказал о добродетели этого святого человека и прославил память о нем. Он был священником почти двадцать лет, по их истечению закончился срок его земной жизни. Был он твердым в службе во времена королей Сисенанда, Хинтилы, Тульги и Хиндасвинта 867 . XII. Епископ Евгений 868 Евгений, ученик Гелладия, школьный друг и сотоварищ Юста, стал епископом после него. Монах с детства, он вместе с Юстом одинаково обучался священным установлениям при монастыре у Гелладия. Когда Гелладий шел из монастыря к епископству, он взял его вместе с собой. И тот, получив от Гелладия наставления относительно правил для священнослужителей, занял его кафедру после него, став третьим епископом. Сколь велика заслуга старика, ведь он удостоился оставить управление наследием двум своим ученикам, святым сыновьям Божьей Церкви! Этот Евгений был серьезен нравами и поступью, ученым благодаря своему таланту. Ибо он опытным путем так познал интервалы, положение, рост и убывание луны, ее движение туда и обратно, что размышление о его исследовании приводило слушателя в изумление и вводило в желаемую науку. Прожил он в сане епископа почти что одиннадцать лет, в правление королей Хинтилы, Тульги и Хиндасвинта. XIII. Епископ Евгений II 869 После Евгения епископом был избран другой Евгений. Он восхищался монашеской жизнью, еще когда был одним из выдающихся клириков при королевской церкви. Бежав (что было разумно), он добрался до города Сарагосы и там обосновался около могил мучеников, 870 и предавался он изучению мудрости и монашеского устава; и когда жестокосердность правителя изгнала его оттуда, и он был приведен к епископскому сану, то он прожил скорее благодаря заслугам добродетели, чем [собственным] силам. Ибо телом он был щуплый, некрепкий, но весьма горел добродетелью духа и добивался силы благих знаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неблагоприятное для протестантов постановление аугсбургского сейма заставило их теснее сблизиться между собой. В 1531 г. они заключили (в Шмалькальдене) оборонительный союз. Однако опасения их пока были напрасны. Карл V, занятый войной с Францией и угрожаемый со стороны Турции, не мог предпринять решительных мер против последователей нового учения. Но вражда двух партий – католической и протестантской – с каждым годом усиливалась. Лютер глубоко скорбел, видя, что начатое им дело должно разрешиться кровопролитием. Когда Лютер умер в 1546 г., обе враждебные стороны стояли друг против друга с оружием в руках. К этому времени император освободился от внешних врагов и борьба возгорелась. Во главе протестантского союза стояли курфюрст саксонский Иоанн и ландграф гессенский Филипп. На сторону Карла V перешел самый даровитый из протестантских князей, Мориц, герцог саксонский. Равнодушный к вере, он имел в виду усилиться при зтих благоприятных обстоятельствах. Действительно, Карл V, разбив протестантов и в том числе курфюрста саксонского, передал его земли и курфюрстское достоинство Морицу. Но Мориц, достигнув своей цели, изменил Карлу; он неожиданно двинулся против него со своей армией и едва не захватил его в плен. Император должен был спасаться бегством. Измена Морица имела решительное влияние на судьбу реформации. Карл V убедился теперь, что он не может подавить новое религиозное учение, и вынужден был уступить протестантам. В 1555 году в Аугсбурге был заключен религиозный мир, по которому глава германской империи и католические государственные чины ее отказывались от насильственного преследования лютеранства. Они признавали гражданскую равноправность лютеран, обещали неприкосновенность приобретенных ими доселе церковных имуществ и на будущее время предоставляли всем светским государственным чинам полную свободу принимать аугсбургское исповедание и обязывать к тому же своих подданных. Карл V, для которого единство империи – политическое и религиозное – было целью жизни, решился удалиться со сцены после того, как рушились его планы. В том же 1555 году он отрекся от престола и удалился в Испанию, в монастырь св. Юста. Через два года он умер. Состояние протестанства от Аугсбургского до Вестфальского мира (1555–1648 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10. Однако мы не должны скрывать завесой тайны знаменитых чудес Господних, которые происходят из-за их заслуг в день памяти святых вплоть до сегодняшнего дня. To, что мы рассказываем, мы все знаем, и сами преследователи Церкви и служители неверных признают, что это правда. Там же перед воротами церкви в честь святых посажена небольшая олива, и Господь милостиво даровал ей такую плодовитость, что вечером накануне дня памяти святых она покрывается цветами больше, чем листьями. А наутро из этих цветов все, кто приходит с благочестивой преданностью и почитает покровительство святых, и такое же множество язычников и еретиков, следующих превратным учениям, собирают оливы в таком изобилии, столь совершенные, спелые и такой красоты, как будто пришло время урожая. Все верные и неверные уносят их, сколько могут собрать. Кто может описать множество и изобилие плодов, которые, если бы можно было собрать воедино, могут наполнить огромное множество корзин для олив? 11. С помощью Господа нашего Иисуса Христа, Который мучеников и исповедников своих принял в мире и прославил в добродетели, у Которого единая с отцом неделимая власть и равная сущность в единстве Духа Святого во веки веков. Аминь. Мученицы Иуста (Юста) и Руфина Арабские источники упоминают храм в честь святых в окрестностях Севильи, а также в Толедо. 287 Их деяния сохранили много исторических деталей. В частности, имя Сабина, епископа Гиспалийского (Севильского), захоронившего тело Иусты, стоит под деяниями Эльвирского собора (начало IV в.)· Интересно упоминание о процессии со статуей финикийской богини Саламбоны, связанной с культом Адониса: 288 благодаря торговым связям с Востоком сирийские и финикийские культы были распространены в Испании. Согласно «Мартиролиогию Иеронима» память мучениц празднуется 19 июля, а во всех испанских календарях – 17 июля. 289 Страдание святых дев и мучениц Иусты и Руфины 1. Страдание святых дев и мучениц Иусты и Руфины, которые претерпели мучения в городе Гиспалис при наместнике Диогениане на шестнадцатый день августовских календ. Благодарим Бога!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 596 году папа Григорий Двоеслов выбрал монаха Августина и поставил его во главе английской миссии. Хотя Августин принял свое назначение только из послушания, не имея личного пылкого желания стать просветителем англосаксов, и даже во время своего первого путешествия вернулся из Галлии в Рим, испугавшись «страшного» английского народа, в конце концов его деятельность увенчалась успехом. Королевство Кент приняло веру Христову с удивительной для латинских миссионеров легкостью. Король Этельберт был правителем, благосклонным к христианству, а его супруга Берта, дочь короля франков, открыто исповедовала христианскую веру. Этельберт охотно выслушал Августина и разрешил ему проповедовать в своем королевстве (13,13). Уже через несколько месяцев после своего прибытия в праздник Рождества Христова Августин крестил около десяти тысяч англов (10,520). Он восстановил древний храм, в котором молилась королева Берта, посвященный святому Мартину Турскому; основал при Кентерберийском соборе, называвшемся Christ Church, митрополию, что по мнению английского исследователя, явилось поворотным событием во всей европейской истории (17,1). При митрополии в честь апостолов Петра и Павла был основан монастырь, который принял устав святого Бенедикта Нурсийского (13,15). Сам Августин стал первым архиепископом Кентерберийским, приняв посвящение в Галлии от епископа Этерия Арльского (11,71). В 604 году архиепископ Августин возвел Мелетия и Юста на кафедры Лондона и Рочестера (11,104). Таким образом было положено начало распространению христианства среди восточных саксов. В Лондоне, столице Эссекса, Мелетий на месте храма богини Дианы устроил собор, который был посвящен апостолу Павлу (11,104). Святитель Григорий Двоеслов отправил вместе с Августином, Мелетием и Юстом Павлина, которому суждено было стать первом просветителем Нортумбрии. После миссионерской работы в течение двадцати четырех лет на юге Англии Павлин в 625 году был посвящен в сан епископа и последовал с принцессой Этельбург, будущей королевой Нортумбрии, в эту северную страну.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010