38 См.: Старкова К. Ук.соч., с.54 сл. 39 Дамасский документ, XI, 14. 40 Устав, IX, 24. 41 Устав Двух колонок, II, 3-9. 42 Jeremias J. Le message central du Nouveau Testament. Paris, 1965, p.120. «Молчание века» Своим главным козырем мифологисты всегда считали «молчание века». В самом деле, если Христос существовал, почему о Нем не упоминают писатели и историки той эпохи? Ведь она прославилась такими именами, как Сенека, Плиний Старший, Ювенал, Марциал, Филон, Иосиф Флавий, Юст Тивериадский и другие. Прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны сделать две очень важные оговорки. Во-первых, отсутствие книгопечатания ограничивало число рукописей, что облегчило полное исчезновение огромной массы манускриптов. Достаточно указать на следующие цифры: из 142 книг «Истории» Тита Ливия сохранилось лишь 35; из 40 книг Диодора Сицилийского до нас дошло всего 10; из 20 книг «Археологии» Дионисия Галикарнасского осталось 9. В ничтожных отрывках дошли до нас сочинения Николая Дамасского, совсем исчезли «История» Помпея Трога, исторические работы Страбона, Плиния Старшего, Юста Тивериадского. Даже знаменитые «Анналы» Тацита не дошли до наших дней полностью 43 . При таком положении вещей нельзя категорически утверждать, что о ком-либо в литературе не было упоминаний. Во-вторых, странно требовать от античных авторов сведений о таком незначительном в их глазах факте, как кратковременная деятельность некоего Учителя в глухой восточной провинции 44 . Тогда повсюду странствовали различные проповедники, и Христос, с точки зрения язычников, ничем от них не отличался. Следовательно, римские и греческие писатели должны были упомянуть о Нем только тогда, когда христианство заявило о себе как массовое движение. Мы знаем, что в Риме это произошло лишь через тридцать лет после Распятия, в связи с гонением на христиан в 64 году. До этого, скажем, философ Сенека вряд ли мог слышать о них что-либо достоверное. Но даже если бы он и узнал о христианах, его молчание вполне объяснимо. В 65 году он оказался замешанным в антиправительственном заговоре и вскрыл себе вены по приказу Нерона 45 . Вполне понятно также молчание Марциала, Диона Хризостома и Ювенала, тем более что ни один из них историком не был и не касался политических дел. А Тит Ливий и Николай Дамасский умерли еще до начала общественного выступления Иисуса Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

—621— Этот собор состоял из нескольких десятков западных епископов, среди которых упоминаются и легаты церквей африканских. Номинальным председателем собора был аквилейский списков Валериан, но фактически все дела (предложение вопросов обвиняемых, формулировка обвинений) вел Амвросий Медиоланский , который и был его действительным председателем. По всей видимости, не все и западные епископы считали необходимым созвание этого собора; им, видимо, антинекейская оппозиция на западе представлялась совсем ничтожной, не стоящей внимания. Такого мнения, может быть, держались некоторые провинции Галлии, хотя Галлия и отправила на со- —622— бор Юста, еписк. Лионского, и Прокула, еписк. Марсельского. По крайней мере, аквилейский собор считал нужным отправить особое послание dilectissimis fratribus episcopis Galliarum provinciae Viennensis et Narbonensis primae et secundae, тогда как, насколько известно, другим галльским провинциям и другим западным Церквам посланий не отправлялось; затем, в рассматриваемом послании в Галлию отцы собора почему-то считают нужным доказывать, что они собирались не напрасно. 3212 Пред судом названного собора, кроме пресвитера Аттана, предстали два епископа: Палладий и Секундиан, епископы Daciae Ripensis и Moesiae (область нынешней Болгарии и Сербии). 3213 Официально епископов обвиняли в арианстве. 3214 Обвиняемые же, отвергая авторитет собора, 3215 были очень скупы в своих показаниях Но те немногие показания, которые все-таки вынужденно были даны ими, показывают, что аквилейские отцы имели дело не с представителями крайнего течения арианства. Обвиняемые упорно отрицали своё знакомство с Арием и связь своею исповедания с его доктриной. 3216 Они исповедуют Христа истинным (verus) Сыном Божиим 3217 и признают veram etiam divinitatem Сына; 3218 соглашаются признать Сына Единородным (unigenitum) 3219 и отрицают возможность существования другого Рожденного. 3220 Правда, они не решаются назвать истинного Сына истинным Богом, 3221 но, по-видимому, только в том смысле, что Pater major est (как

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУСТА И РУФИНА [Юста и Руфина; лат. Iusta et Rufina], мученицы (пам. зап. 17 июля), пострадали в г. Гиспалис (ныне Севилья, Испания). Мученичество И. и Р. (BHL, N 4566-4567; CPL, N 2070aa) сохранилось в составе «Испанского пассионария» - сборника житий мучеников, к-рый использовался в богослужении испано-мосарабского обряда (изд.: Tamayo Salazar. 1656. P. 164-166; Pasionario Hispánico. 1953). Краткие версии Мученичества (BHL, N 4568-4569), опубликованные Э. Флоресом и болландистами, долгое время ошибочно считались более ранними (напр.: Quentin. 1908. P. 176-177). Они были составлены в XIII в. Винцентием из Бове и испан. агиографом Родриго из Серрато (см.: Cumont. 1927. P. 331-332). Др. поздние версии Мученичества, составленные для богослужебных целей, содержатся в бревиариях еп-ства Бургос (1502), архиеп-ства Эвора (1548) и др. диоцезов. Мученицы Иуста и Руфина. 1817 г. Худож. Франсиско Гойя (собор Санта-Мария-де-ла-Седе, Севилья) Мученицы Иуста и Руфина. 1817 г. Худож. Франсиско Гойя (собор Санта-Мария-де-ла-Седе, Севилья) Согласно Мученичеству, христианки И. и Р. зарабатывали на пропитание изготовлением и продажей глиняной посуды. Они вели скромный образ жизни, отличались благочестием и твердостью в вере. Однажды, когда И. и Р. продавали посуду, по улице проходило шествие язычников, к-рые несли идола Саламбона (occurrit eis nescio quod monstrum et immane portentum quod perditorum gentilium turba Salambonem appellat). Язычники потребовали от И. и Р. сделать идолу приношение, но те отказались, объявив, что исповедуют христ. веру. Один из носильщиков, разъяренный отказом, набросился на женщин и перебил выставленную посуду. И. и Р. сбросили идола на землю, и тот разбился на куски. Язычники схватили христианок, обвинили в святотатстве и привели к президу Диогениану, почитателю языческих богов. Презид велел доставить И. и Р. в Гиспалис и заключить в темницу, а затем подверг их мучениям, в т. ч. заставил идти босиком по каменистой дороге. Вскоре И. скончалась в заточении, и Диогениан велел бросить ее тело в глубокий колодец. Однако еп. Сабин извлек тело мученицы из колодца и предал достойному погребению. Р. умерла от пыток, ее тело по указанию презида сожгли в амфитеатре, но христиане похоронили останки мученицы.

http://pravenc.ru/text/1237925.html

Иностранцы о России. Киев, Москва, Петербург Киево-Печерская Лавра. Киев. (Киев) очень долго был местопребыванием первых русских князей. Высится этот город над Борисфеном и блаженствует от обилия рыбы и богатых плодов — полевых и древесных. Новый город заключает в себе следующие замечательные древние храмы: храм св. Софии, знаменитый своими мозаиками и царскими надгробиями; св. Василия, с греческими надписями, вырезанными из мрамора, и св. Михаила Златоверхого, названного так от позолоченных железных листов. Рейтенфельс Яков — курляндский дворянин, XVII в. Киев — жемчужина Востока, второй Константинополь. Адам Бременский — (†после 1081), немецкий хронист. Киев изобилует хлебом и всякого рода мясом. Контарини Амвросий († 1499) — венецианский дипломат и писатель Окрестности города (Киева) представляют самую прекрасную и плодородную местность, какую мне случалось видеть. Эребо Расмус — датский дипломат, секретарь Юста Юля Москва прекрасный и большой город в Московии, в котором имеет свое место пребывания Великий князь и Государь всех русских. Это сильный город, куда приезжают в большом количестве туземные и иностранные купцы из очень далеких краев: из Турции, Татарии, Персии, Туркмении, Кабардинской, Грузинской, Сибирской, Черкасской и других земель и ведут большую торговлю многими превосходными товарами: соболями, куницами и разными мехами, также воском, льном, салом и другими товарами, которые в великом множестве привозятся в удобное время года. Варкоч Николай - австрийский дипломат, XVI в., трижды приезжал в Москву Что же касается города Москвы, то он очень велик и чрезвычайно многолюден, в нем могут уместиться, как нам сообщали, 5 000 000 (так в тексте. — Ред.) человек, и его почти нельзя сравнить ни с каким немецким городом. Он имеет в окружности четыре немецких мили. В этом городе находится 1500 церквей и монастырей, в том числе два великолепных храма при королевском замке, в которых издревле хоронятся московские Великие Князья, с семью башнями и прекрасными густо позолоченными куполами, стоящими несколько тонн золота, и великолепными большими колоколами, из которых один далеко превосходит по величине и звуку тот, что находится в Эрфурте.

http://pravoslavie.ru/1740.html

Граф П. А. Толстой перевел Метаморфозы Овидия; Граф Андрей Матвеев – сокращение Церковной истории Барония. О богатстве переводной литературы в эпоху Петра В. нельзя судить по одним печатным изданиям книг, потому что многие переводы, по разным причинам, не были изданы и до сих пор остаются в рукописях. Первый отдел этой литературы составляют такие книги, которые переводились с тою целью, чтобы познакомить русских людей с новыми воззрениями по части политического устройства государства, по части истории права и законодательства. Таковы были самые новые и либеральные в то время сочинения: Гуго Гроция – О законах брани и мира (De jure belli ас pacis libri III 1625) – сочинение, которое составило эпоху в науке о праве. В нем источником права представлено естественное влечение человека к общежитию и происходящие отсюда требования, что послужило началом особой науки естественного права, отдельно от морали, политики и положительного права. Самуила Пуффендорфа (род. 1632 ум. 1694 г., был профессором в Гейдельберге и Берлине), который, будучи учеником Гроция, полнее и определеннее развил его учение о праве и весьма много также содействовал улучшению исторического метода, указав на необходимость изложения в истории внутреннего состояния государств, воспитания, образования, нравов и обычаев: «О законах естества и народов» (De jure naturae et gentium libri duo, 1672 г.); «О должностях человека и гражданина» (De officio hominis et civis juxta legem naturalem libri duo 1672 г.) перев., Гавриилом Бужинским; «О стате государства немецкого», сочинение, изданное под псевдонимом Северина Монзабана (Severinus de Monzabana de statu reipublicae germanicae liber unus, 1667); «Введение в историю европейских государств», в перев. Бужинского в 1718 г. Юста Липсия (1547–1606): «Увещания и приклады (примеры) политические», перев. иером. Симоном Кохановским; Иоанна Павла Фелъвингера: «Дискурсы политичные» (Dissertationes politicae). Николая Вернуллия: «Установлений политических книги 4 (Institutiones politicae libri IV, 1624 и 1635).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

В. Монашеские биографии. Блаженный Иероним намеревался составить историю Церкви в биографиях по схеме: распространение Евангелия апостолами, укрепление христианства кровью мучеников, упадок его со времени объявления государственной религией. Монашеские биографии были предварительными набросками для этого предполагавшегося труда. a) «Vita Pauli» (374–379 года) повествует о жизни пустынника Павла Фивейского и имеет своей задачей доказать, что не преподобный Антоний, а Павел был родоначальником египетского монашества. Литературным источником для этого сочинения служила «Vita Antonia» Афанасия Великого в латинском переводе Евагрия. Кроме того, Иероним пользовался устным преданием, исходившим от учеников преподобного Антония Амата и Макария, еще находившихся в живых. Поэтому нельзя совершенно отрицать историческую достоверность этого жития, хотя оно и содержит в себе легендарные сказания о кентаврах и сатирах и хотя степень переработки данных преданий не может быть установлена. b) «Vita Malchi» передает рассказ благочестивого старца Малха, жившего в духовном браке со своей женой в имении епископа Евагрия, преемника Павлина, близ Антиохии, об обстоятельствах его выхода из монастыря, пленения, женитьбы и бегства из плена. Рассказ содержит много интимных подробностей, подкупающих своей жизненной правдивостью. Они, несомненно, были почерпнуты Иеронимом из беседы с самим Малхом. Высказанная некоторыми исследователями догадка, что «Vita Malchi» представляет собой переработку греческого подлинника, при ближайшем рассмотрении оказалась несостоятельной. Наоборот, греческая и сирийская редакции жития являются переводом труда Иеронима. с) «Vita Hilarioni» также не внушала доверия исследователям, потому что о преподобном Иларионе, помимо блаженного Иеронима и Созомена , зависимого от Иеронима, не сохранилось никаких свидетельств. Однако в настоящее время признается, что и для этого жития блаженный Иероним пользовался устным преданием. С. «De viris illustribus» (392 год). В этом сочинении блаженный Иероним был новатором. Это был первый опыт истории христианской литературы. Сочинение преследовало апологетические цели. По просьбе преторианского префекта Декстера блаженный Иероним задался целью доказать (в опровержение мнения язычников), что у христиан нет недостатка в образованных людях. Эта тенденция объясняет целый ряд особенностей сочинения. Повинуясь ей, автор старается по возможности умножить число христианских писателей. Для этого он вносит в свой список не только писателей-еретиков, но и нехристиан – Сенеку, Филона, Иосифа Флавия, Юста Тивериадского. Далее он старается говорить о христианской литературе в высоком стиле и не дать язычникам заметить разногласия христиан. Отсюда он расточает преувеличенные похвалы даже совершенно второстепенным писателям и воздерживается от порицания нецерковных произведений христианской литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/ko...

Афанасий Александрийский , снисходя по нуждам времени к жителям Палебиски, не только признавал Сидерия епископом, но как человека полезного для церкви, сделал его даже впоследствии митрополитом Птолемандским, ибо, по замечанию Синезия «в опаснейшие времена необходимость заставляет преступать строгость закона» 22 . – По рассказу Беды, утверждая христианскую церковь в Англии, Августин, в 597 г., обращался к римскому епископу Григорию Великому с вопросом, между прочим, о том, можно ли в том случае, когда дальность расстояния не позволяет нескольким епископам собраться вместе, совершать епископское рукоположение одному епископу? Папа Григорий отвечал, что в настоящее время, когда Августин представляет собою единственного епископа в английской церкви, он может совершить рукоположение не иначе, как без содействия других епископов; но если бы какие-либо из епископов Франции случайно оказались путешествующими в Кенте, папа советует Августину привлечь их к участию в священнодействии. Когда-же, при помощи Божией, церковь Англии будет иметь нескольких епископов, тогда епископское рукоположение не следует совершать без участия трёх или четырёх епископов. Основываясь на данном папой разрешении, Августин, в 604 г., и рукоположил единолично Меллита, еп. Лондонского, и Юста, еп. Рочестерского 23 . – Приведённые примеры из древней церковной практики востока и запада ясно показывают, что церковь , допуская в некоторых случаях, по особо-уважительным причинам, иерархическую и правительственную деятельность епископов, рукоположенных единолично, тем самым признавала единоличное рукоположение вполне действительным в смысле сообщения рукополагаемому необходимых для епископа даров Божественной благодати. В подтверждение той же мысли можно указать ещё на институт так называемых хорепископов. По десятому правилу Антиохийского поместного собора: хорепископ да поставляется от епископа града, коему подчинён его округ, 24 т. е. относительно рукоположения хорепископов допускается исключение из общего правила в том смысле, что это рукоположение совершается единолично тем епископом, помощником которого должен быть рукополагаемый хорепископ 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

После смерти Эдильберта, когда у кормила власти встал его сын Эдбальд , случился перерыв в неуклонном росте церкви; ведь он не только отказался принять веру Христову, но и впал в блудодеяние, неслыханное даже у язычников, как о том говорили апостолы , поскольку он женился на вдове своего отца . Обоими этими преступлениями он дал повод вернуться к своей блевотине тем, кто в правление его отца принял законы веры и благочестия из страха перед королем или ради его милостей. Но король–отступник не избегнул бича кары Божьей в наказание за свои грехи, ибо случались у него частые приступы безумия, и он был одержим нечистым духом. По смерти Саберта, короля восточных саксов, буря бедствий сделалась еще более яростной, ибо, отойдя в Вечное Царствие, он оставил управлять своим земным царством трех сыновей, и все они были язычниками . Они вскоре начали открыто служить идолам, чем в правление отца занимались тайно, и побуждать к тому же своих подданных. Рассказывают, что когда они увидели епископа, раздающего святые дары молящимся во время обедни, они обратились к нему, напыжась в варварской гордыне: «Почему ты не даешь нам белого хлеба, что давал отцу нашему Сабе (так они звали его) , хотя раздаешь его всем людям в церкви? « Епископ ответил: «Если вы захотите очиститься в источнике спасения, как сделал ваш отец, то можете, подобно ему, вкусить святого хлеба; но, отвергая воду жизни, вы не получите и хлеб жизни». Они сказали: «Мы не войдем в источник, поскольку знаем, что нет нам в этом нужды, и хотим лишь поесть этого хлеба». Не раз их честно и открыто предупреждали, что этого делать нельзя и что не может соучаствовать в святом причащении тот, кто не омылся водой святости. Однако они в гневе воскликнули: «Раз ты не желаешь уступить нам в такой малости, ты не останешься в нашей провинции». И они изгнали его и приказали покинуть королевство вместе с прочими. После изгнания он отправился в Кент, чтобы посоветоваться с епископами Лаврентием и Юстом о том, как действовать в подобных обстоятельствах. Сообща они решили вернуться в свою страну и с чистой совестью служить там Господу вместо того, чтобы бесплодно пребывать среди этих варваров, восстающих против веры . Меллит и Юст первыми отправились в Галлию и ждали там, как обернутся дела. Вскоре, однако, королей, изгнавших вестника истины ради служения демонам, постигла кара: они отправились в поход на гевиссеев и сгинули со всем своим войском. Но хотя зачинщики и погибли, народ, побужденный ими творить зло, не вернулся к чистоте веры и любви во Христе. VI. Kak при помощи апостола Петра Лаврентий обратил короля Эдбальда ко Христу и как король вернул Меллита и Юста

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

христиане были огорчены тем, что не смогли их достойно похоронить ( Aug. De cura pro mortuis gerenda ad Paulinum// S. Aurelii Augustini Opera/Ed. J. Zycha. Vindobonae, 1900. T. 5/3. P. 633-638. (CSEL; 41); см.: Rose P. J. A Commentary on Augustine " s «De cura pro mortuis gerenda»: Rhetoric in Practice. Leiden; Boston, 2013. P. 64, 221, 227-235). Греч. текст «Церковной истории» был использован в визант. комментарии на 1-е Послание Петра, к-рый приписывается Икумению; автором Послания Лугдунской Церкви там назван Ириней Лионский (PG. 119. Col. 535-538). В латинские агиографические сборники повествование о Л. м. из «Церковной истории» включено как самостоятельное произведение, озаглавленное «Мученичество 48 мучеников, пострадавших в Лугдуне» (иногда оно именовалось Мученичеством Бландины или Потина; см.: Quentin. 1908. P. 149-150). Самая ранняя рукопись, в к-рой содержится Мученичество,- Кодекс Вельзера, созданный в сер. VIII в. в Сев. Франции (Monac. Clm. 3514. Fol. 215-232). В «Церковной истории» названы имена лишь 10 мучеников (Александр, Алкивиад, Аттал, Библида, Бландина, Веттий Эпагат, Матур, Понтик, Потин и Санкт). По свидетельству Евсевия, в Послании был приведен полный список имен Л. м. с указанием обстоятельств их кончины. Этот список, скорее всего восходящий к агиографическому своду Евсевия, сохранился в ряде лат. источников: в Иеронимовом мартирологе, в сочинении Григория Турского «О славе мучеников»; в легендариях он приложен к Мученичеству Л. м. Согласно А. Кантену, самым близким к первоначальной версии является перечень имен в легендарии Brux. 207-208 (XIII в.). Исследователь так реконструировал список мучеников: Веттий, Захария, Макарий, Алкивиад, Сильвий, Прим, Ульпий, Виталий, Комминий, Октобер, Филомин, Геминас, Юлия, Альбина, Грата, Эмилия, Потомена, Помпея, Родана, Библис, Кварта, Матерна, Эльпис (она же Аммас); отданные на растерзание зверям: Санкт, Матур, Аттал, Александр, Понтик, Бландина; умершие в темнице: Арестий, Потин, Корнелий, Зосим, Тит, Зотик, Юлий, Аполлоний, Геминиан, Юлия, Авсона, Эмилия, Гамника, Помпея, Домна, Мамилия, Юста, Трофима и Антония (всего 48 имен).

http://pravenc.ru/text/2110761.html

XI. Траян (царств. 19 лет и 6 месяцев) Декретом сената Нерва внесен в число богов. Апостол Иоанн дожил до времен Траяна, как пишет епископ Ириней; после Иринея его знаменитыми слушателями были: Папий епископ Иерапольский, Поликарп Смирнский и Игнатий Антиохийский . Епископство Римской церкви принял IV епископ Еварист, управлявший 9 лет. Траян одерживает победы над даками и скифами. Траян, победив царя Децебала, сделал Дакию провинцию; принял под покровительство иберийцев, осроснов, арабов, жителей Босфора и Колхиды; занял Селевкию, Ктезифонт, Вавилон и удержал их за собою; в Красном море учредил флот, чтобы им опустошать пределы Индии. В Риме сгорел золотой дом. Землетрясением разрушены четыре города в Азии: Елея, Миррина, Питаны. Кимы и два в Греции: Опунтия и Орит. …………. ..……….. Во время воздвигнутого Траяном гонения на христиан, Симон сын Клеопы, бывший епископом в Иерусалиме, распинается на кресте. Ему наследует Юст. Поставляется IV епископ Александрийской церкви, по имени Прим, бывший епископом 12 лет. И Игнатий, епископ Антиохийской церкви, приведенный в Рим, отдается зверям, после которого третьим епископом поставляется Ерон. Плиний Второй, когда управлял одною провинцию и во время своего управления предал смерти весьма многих из христиан, то, изумленный их множеством, спросил у Траяна, что ему делать, сообщая ему, что кроме упорного сопротивления приносить жертвы и бывающих пред рассветом собраний для славословия некоего Христа как Бога, у них ничего не находится; что кроме того для упрочения дисциплины они избегают убийств, воровства, прелюбодеяния, грабежа и тому подобного. Траян в ответ на это писал, что народ этот разыскивать не должно, но привлеченных к суду должно наказывать. Так пишет Тертуллиан в Апологетике. Пятый епископ римской церкви Александр управлял 10 лет. Славится оратор и историк Плиний Второй Новокомский, ума которого существуют весьма многие произведения. В Риме от молнии сгорел Пантеон. После Юста IV епископом иерусалимской церкви был Закхей, после которого V Товия, которому наследовал VI Вениамин, и потом VII Иоанн, ΥΙI Матфей, на место которого поставляется IX Филипп.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010