Затем епископы и ученые мужи со стороны бриттов решили вопросить о том, как им следует поступить, «некоего святого и ученого мужа, жившего отшельником» 1077 , и тот дал им мудрый совет повиноваться Августину, «если он человек Божий…». «Но как нам это узнать?» – спросили они. Он ответил: «…Если Августин кроток и смирен сердцем, то он сам несет иго Христово… но если он сердит и горделив, то он не Божий, и нет вам нужды слушать его». – «Но как же нам узнать это?» – вновь спросили они. От ответил: «Устройте так, чтобы он и его спутники пришли на место встречи первыми. Если он встанет при вашем приближении, вы узнаете, что он слуга Христов, и подчинитесь ему; но если он презрит вас и не встанет при вашем появлении, хотя вас и будет больше, то пусть и он испытает ваше пренебрежение» 1078 . Совет старца был принят, и когда по предварительной договоренности Августин и епископы бриттов встретились вновь, «Августин остался сидеть, когда они вошли; увидев это, они исполнились гнева и, сочтя его за гордеца, начали противоречить всему, что он говорил» 1079 . Договориться о преодолении разделений не удалось. Тщетную попытку воссоединения церквей Британии состарившийся Августин предпринял незадолго до своей смерти: в 604 г. он преставился, успев перед кончиной совершить несколько епископских хиротоний. На кафедру Лондиния, в ту пору столицы королевства Эссекса, которым правил племянник Этельберта Саберт, он посвятил Меллита, а Юста поставил епископом города Дорубревис, расположенного в 35 километрах от Доруверна (Кентербери). Оба они были из числа священников, присланных ему в помощь из Рима еще при святом Григории. Из расположения кафедр этих епископов видно, что христианство среди англосаксов распространилось лишь на юго-востоке завоеванного ими острова, в основном в Кенте и граничащем с ним Эссексе. Третьим из хиротонисанных им епископов был его давний помощник Лаврентий. Беда не называет город, титул которого он носил, но Августин, совершив его хиротонию, видел в нем своего преемника, и после кончины Августина Лаврентий занял его кафедру, став вторым архиепископом Кентерберийским – предстоятелем церкви англосаксов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Характеризуя почившего императора, Марцеллин укоряет его в жестокости, с которой он карал преступников, и в коры­столюбии и в то же время отдает должное лучшим сторонам его характера, образа жизни и правления: «В отношении провинци­алов он проявлял большую внимательность и повсюду облегчал бремя податей, своевременно воздвигал укрепления на грани­цах государства, чрезвычайно строго держал военную дисци­плину... В представлении высоких санов он был осторожен до щепетильности: никогда в его правлении не являлся правителем провинции какой-нибудь меняла, никогда не случалось прода­жи должности... В войне, как наступательной, так и оборони­тельной, он проявлял большую умелость и осторожность... он был весьма предусмотрителен в совете за или против... чрезвы­чайно сведущ в военном деле вообще. Он складно писал, хорошо рисовал и моделировал, изобретал новые виды оружия; память и речь его отличались живостью; ... он любил изящную обста­новку, а в пище – изысканность, а не обилие» 288 . Язычник Марцеллин особенно ценит императора христиа­нина за его веротерпимость, чем он решительно отличался от своего младшего брата Валента: «Никого он не обеспокоил, не издавал повелений почитать то или другое и не заставлял стро­гими запрещениями своих подданных склоняться перед тем, во что сам верил» 289 . По словам историка, «и дома, и вне его прояв­лял он строгое целомудрие, не будучи нисколько заражен язвой безнравственности и разврата. Поэтому он мог удерживать рас­пущенность двора в строгих границах, и ему тем легче было это, что он не потворствовал своей родне» 290 . До известной степени такой аттестации, правда, противоре­чит имеющиеся у Сократа удивительные сведения о его втором браке. Первая жена Валентиниана познакомилась и подружи­лась с Юстиной, дочерью Юста, высокопоставленного чиновни­ка времен святого императора Константина: «Короткость между ними возросла до того, что они вместе мылись... Севира пле­нилась красотой девицы и сказала о ней царю... Царь... решил жениться на Юстине, не оставляя и Севиры... Итак, Валенти­ниан издал закон и объявил по городам, что всякий, кому угод­но, может иметь двух законных жен. Этот закон вышел прежде их брака. Потом он женился на Юстине и родил от нее Вален­тиниана Младшего и трех дочерей: Юсту, Грату и Галлу» 291 . Про­держаться долго такой закон в христианском государстве не мог, никаких следов его существования в правление Грациана уже не известно. Им вообще едва ли кто воспользовался и при Валентиниане, кроме самого императора, потерявшего голо­ву от увлечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Библиотека охватывает широкий круг древнегреческих и византийских авторов – хронологически от V в. до н.э. (византийский хронист Сергий Исповедник). Аннотируемые сочинения – по большей части прозаические – по тематике весьма разнообразны (среди них 158 церковных и 122 светских автора). Как отмечает А. Каждан, Фотий игнорировал в своих аннотациях школьные тексты, – а в программу тога входили именно поэты и классики философии (Платон и Аристотель) C.288]. В некоторых кодексах даны также сведения об авторах, и зачастую приводятся критические оценки их произведений. Кроме того, нужно отметить, что около 60 светски и около 100 церковных сочинений, упомянутых в «Библиотеке» считаются ныне полностью или частично утерянными (например, сочинения Энесидема, Гегезиппа, Гиерокла, Геласия Кизического, Ипполит Римского , Ктесия, Диодора, Дионисия Галикарнасского, Юста Тивериаского, Диона Кассия и др.) – этот факт делает труд Фотия особенно ценным для истории многих научных дисциплин. Тематический состав «Библиотеки» выглядит так: Теология: cod. 1–2, 5–13, 25–26, 32, 38, 43, 51, 86, 106, 109, 110–114, 116, 125–126, 139, 141–144, 168, 170–174, 183–184, 191–207, 207, 222, 228–237, 240, 270–277; Философия: cod. 39, 44, 48, 151, 154–156, 181, 187, 212, 214, 215, 223, 241–242, 247–249, 251, 278; Полемические труды богословско-философского характера: cod. 4, 14, 21– 24, 45–46, 49–50, 55–56, 75, 81, 85, 95, 102, 104–105, 107–108, 115, 117–118, 120–123, 130, 136–138, 140, 162, 169, 176–177, 179, 182, 208, 225–227, 280; Риторика: cod. 61, 74, 90, 100–101, 132–135, 158–160, 165, 185, 209, 211, 243, 259–268; Философия: cod. 73, 87, 94, 128–129, 145–150, 152–153, 157, 161, 239, 245–246, 279; Деяния Соборов: cod.15–20, 52–54, 59, 88; Церковная история: cod. 27–31, 40–42, 89; Историография: cod. 3, 33–35, 47, 57–58, 60, 62–72, 76–80, 82–84, 91–93, 97–99, 127, 131, 175, 213, 224, 238, 244, 250; Патристика cod. 96, 119, 252, 256–258, 269; Мартиролог: 253–255; Мифология: cod. 180, 186, 188–190; Политика: cod.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

В какой мере Феофан следовал западным богословам, это вполне уяснится лишь из следующей главы, предмет которой составляет исследование источников рассматриваемых трактатов. Глава VI. Источники исследуемых трактатов. Анализ рассматриваемых трактатов по отношению к тем источникам, которыми пользовался автор при составлении их, определение выбора материала и способа пользования им, – разрешение всех этих вопросов весьма важно для определения научности Феофанова труда. Уяснив себе отношение Феофана к тем источниками, которые служили для него не столько черновым материалом для построения здания, сколько образцами для пользования им, мы определим степень его самостоятельности. Понятие же о степени самостоятельности автора и понятие о свойствах выбора чернового материала дадут нам возможность составить себе вообще понятие об учености автора. Рассмотрим сначала источники, служившие черновым материалом для Феофана, затем источники, которые служили для него по преимуществу образцами для изложения материала. Источников первого рода – весьма много. Не считаем нужным подробно исследовать употребление этого материала, так как такой труд не дал бы никакого значительного результата. Ограничимся лишь простым указанием тех источников. Из области знаний, подготовляющих к богословию, т. е. из области богословской пропедевтики, Феофан пользовался сочинениями: Sobria philosophia“ Валтасара Мейснера 397 , Libri politicorum“ Юста Липсия († 1606) 398 и Apparatus sacer ad scriptores veteris et novi Testamenti etc. Антония Поссевина († 1611) 399 . Главным источником богословия – св. Писанием автор пользовался по следующим изданиям: по славянской Библии 400 , Editio graeca 401 , Latina vulgata 402 , Latina versio кальвинистов Юния († 1602) и Тремеллия 403 и Latina versio scripiturae sacrae editionis Argentoratensis anno 1697 Севастьяна Шмидта 404 . Не зная еврейского языка 405 , Феофан пользовался текстом еврейской Библии не непосредственно, но по латинскому переводу с полследней Юния и Треммелия, отличающемуся буквальною и даже нередко излишней точностью 406 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Творения Патриарха Фотия Патриарх Фотий – один из отцов Церкви. Его литературное наследие – обширно и разнообразно, включает сочинения разного жанра. Самое раннее из его сохранившихся произведений называется «Мириобиблион» (Μυριοββλιον), что в переводе на русский буквально значит «Тысяча книг», но более адекватно переводится как «Библиотека». Полное название книги в редакции самого автора – «Множество книг, или библиотека. Описание и пересказ прочитанных нами книг, краткое содержание которых пожелал узнать возлюбленный наш брат Тарасий. Всего книг триста без двадцати одной». «Мириобиблион» написан был по просьбе Тарасия до хиротонии Фотия, в бытность его чиновником высокого ранга, перед тем, как он был направлен с дипломатической миссией в халифат. По словам византолога А. А. Васильева, «в доме Фотия существовало что-то вроде клуба чтения, где круг избранных друзей собирался для того, чтобы читать литературные сочинения самого разного характера – светские и религиозные, языческие и христианские. Богатая библиотека Фотия была в распоряжении его друзей» . Книги из этой библиотеки и послужили материалом для «Мириобиблиона», который состоит из 279 глав, названных «кодексами». В каждой такой главе помещено изложение содержания одной книги, реже – нескольких книг одного автора. Это труд ученого, обладавшего энциклопедической эрудицией. В «Мириобиблионе» содержится краткий пересказ прочитанных книг, античных и написанных в христианскую эпоху, богословского, агиографического, философского, исторического, грамматического содержания, романов и повестей, речей знаменитых ораторов. Особая ценность «Мириобиблиона» для истории литературы и историографии заключается в том, что в нем помещены аннотации и резюме более чем 150 произведений, полностью или частично утраченных. В «Мириоблионе» сохранились фрагменты, иногда значительные по объему, из сочинений Гегезиппа, Гиерокла, Геласия Кизического, Ипполита Римского, Диодора Сицилийского, Юста Тивериадского, Диона Кассия. В него вошли рефераты творений отцов Церкви, житий святых, а также трактатов Аристотеля, диалогов Платона, полемических сочинений Диодора из Тарса, Аристида, трудов античных и византийских историков Геродота, Дионисия Галикарнасского, греческих романов, книги Филострата Тирского «Жизнь Аполлония Тианского», произведений грамматиков, медиков, зоологов, географов, речи знаменитых ораторов.

http://pravoslavie.ru/143150.html

Несмотря на поступавшие от местных граждан петиции, покрытые многочисленными подписями в том числе от множества рабочих и красноармейцев, местный Губисполком не счел нужным обратить на эти заявления хоть какое нибудь внимание... Когда в это дело вмешалась местная Рабоче-Крестьянская Инспекция, получившая десять петиций от рабочих и служащих десяти государственных и частных предприятий, и указала Губисполкому на неправильность его действий, по закрытию синагог, то и это вмешательство Раб[оче]-Кр[естьянск]ой Инспекции не имело никаких результатов. По жалобе местной Еврейской Общины дело дошло до Нар.Ком.Юста, который телеграммой за подписью члена Коллегии НКЮ Красикова предложил Витебскому Губисполкому вернуть обратно синагогу верующим. Но вмешательство НКЮ постигла ту же участь, что и вмешательство Раб[оче]-Кр[естьянск]ой Инспекции: на него не было обращено никакого внимания. Группа молодых людей из местной Евсекции, под прикрытием Витебского Губисполкома, считала себя неограниченным повелителем в вопросах местной еврейской религиозной жизни, не терпя ни малейшего вмешательства. Витебские верующие евреи, наконец, обратились в ВЦИК, прося у Верховной власти защиту против чинимых гонений и притеснений на веру. После расследования дела Президиум ВЦИК телеграммой от 15 апреля 1921 г. за подписью члена Президиума Смидовича предложил Витебскому Губисполкому открыть опечатанные и пустовавшие синагоги к предстоящему празднику Пасхи. Но предписание осталось неисполненным и синагоги не были открыты. Тогда Президиум ВЦИК в заседании от 19 мая 1921 г. (Протокол 29) постановил: послать в Витебск представителя ВЦИК т. Немцова для ознакомления со всем делом на месте и представить все материалы вместе с заключением во ВЦИК... После исполнения возложенной на него миссии т. Немцов сделал в заседании ВЦИК 1 июня 1921 г. (Протокол 34) доклад о результатах своего расследования и высказался за открытие синагог. В этом же смысле Президиум ВЦИК и вынес постановление... Но оно осталось неисполненным как и все предыдущие постановления...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(32) У них не хватило смелости выстроиться против настигавших их персов, но, заботясь о спасении, они полагались только на своих лошадей. Одним словом, это бегство было таким, что из коней не остался живым ни один, ибо как только они останавливались, то падали и тотчас же издыхали. (33) Столь страшного поражения римляне никогда раньше не испытывали. Многие оказались убиты, еще большее число было взято в плен. (34) Враги забрали у них такое количество оружия и вьючного скота, что персы, надо полагать, после этого сражения стали много богаче. (35) Во время этого отступления Адолий, проезжая мимо одного укрепления, расположенного в Персоармении, получил удар камнем в голову от одного из тамошних жителей и умер. А люди Юста и Перания, вторгшись в область Таравнон и взяв небольшую добычу, тотчас вернулись назад 392 . Глава XXVI В следующем году Хосров, сын Кавада, в четвертый раз вторгся в землю римлян, двинув войско в Месопотамию. (2) Это вторжение было совершено Хосровом не против Юстиниана, василевса римлян, и не против кого-либо другого из людей, но исключительно против Бога, которому единому поклоняются христиане 393 . (3) Ибо когда после первого нашествия Хосров отступил, потерпев неудачу под Эдессой, и его самого, и его магов охватило глубокое уныние: они считали, что были побеждены Богом христиан. (4) В своем стремлении рассеять это уныние Хосров грозился у себя во дворце, что всех жителей Эдессы обратит в рабство и приведет в персидские пределы, а город превратит в пастбище для овец 394 . (5) Итак, оказавшись со всем войском около Эдессы, он послал некоторых из сопровождавших его гуннов к городской стене, возвышавшейся над ипподромом, приказав им не причинять никакого иного вреда, но только отнять стада овец, которые пастухи, собрав в большом количестве, разместили у самой стены, понадеявшись на сильное укрепление, стоявшее на очень крутом подъеме, и, кроме того, считая, что враги не осмелятся так близко подойти к стене. (6) Итак, варвары уже начали захватывать стада, но пастухи оказывали им сильное сопротивление.

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

(16) Ибо ему уже, я думаю, нельзя было больше оставаться священником, поскольку он не исполнил данную им клятву. Так обстояли здесь дела. (20) Узнав о нашествии персов, василевс Юстиниан вновь послал против них Велисария. Поскольку он ехал на почтовых лошадях, которых называют вередами 354 , и при нем не было войска, он очень скоро прибыл в Евфратисию. Двоюродный же брат василевса Юст 355 вместе с Вузой и некоторыми другими, спасшись бегством, находился в Иераполе. (21) Услышав, что Велисарий едет к ним и находится уже неподалеку, они написали ему письмо, которое гласило следующее: (22) «Опять, как ты и сам, наверное, знаешь, Хосров двинулся походом па римлян, ведя с собой войско больше прежнего. Куда он задумал идти, пока еще неясно. Мы лишь слышали, что он где-то поблизости и что он не причинил вреда ни одному местечку, но все время продвигается вперед. (23) Приходи к нам как можно скорее, если только ты в состоянии скрыть свой путь от вражеского войска, с тем, чтобы ты на пользу василевсу был цел и невредим и вместе с нами охранял бы Иераполь» 356 . (24) Так гласило письмо. Велисарий не одобрил того, что было написано. Он прибыл в местечко Европ, расположенное на реке Евфрат. (25) Разослав оттуда во все стороны гонцов, он начал собирать войско, разбив здесь свой лагерь. Военачальникам же Иераполя он ответил следующее: «Если бы Хосров двинулся на других, а не на подданных римлян, то ваш план был бы удачным и в высшей степени обеспечивающим безопасность. (26) Ибо для того, кто может, оставаясь в покое, быть избавленным от бед, было бы большим безумием идти навстречу ненужной опасности. Но если теперь этот варвар, уйдя отсюда, решится напасть на какую-нибудь другую, подвластную василевсу Юстиниану область, причем дивно цветущую, но не имеющую никакой военной охраны, то знайте, что в таком случае лучше всего доблестно погибнуть в бою, чем уцелеть без боя. (27) Ибо это справедливо бы было Назвать не спасением, а предательством. Приходите как можно скорее в Европ, где я, собрав все войско, надеюсь поступить с врагами так, как Бог даст». (28) Когда военачальники увидели доставленное послание, они воодушевились и, оставив Юста с немногими солдатами охранять Иераполь, все остальные вместе со всем войском явились в Европ. Глава XXI

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

Гаага, 1995; Geschiedenis van de Joden in Nederland/Red. J. C. H. Blom, R. Fuks-Mansfeld, I. Schöffer. Amst., 1995; Israel J. I. The Dutch Republic: Its Rise, Greatness, and Fall, 1477-1806. Oxf., 1995; Katholieken in de moderne tijd. Zoetermeer, 1995; Пётр I и Голландия: Русско-голландские худож. связи в эпоху Петра I: К 300-летию Великого посольства: Кат. выст. СПб., 1996; Решина М. И. Фризы: Проблема этнокультурного развития. М., 1996; Reformatorica: Teksten uit de Geschiedenis van het Nederlandse Protestantisme/Red. A. Cornelis et al. Zoetermeer, 1996; Rooden P., van. Religieuze regimes: Over godsdienst en maatschappij in Nederland, 1570-1990. Amst., 1996; Новикова О. Э. Нидерландский гуманист Юст Липсий о гражданских войнах//Культура Возрождения XVI века. М., 1997. С. 281-292; она же. Неостоицизм, тацитизм и (анти)макиавеллизм в «Политике» Юста Липсия//Культура Возрождения и власть. М., 1999. С. 187-196; она же. Политика и этика в эпоху религиозных войн: Юст Липсий (1547-1606). М., 2005; Пётр I и Голландия: Русско-голл. научные и худож. связи в эпоху Петра Великого: Сб. науч. тр. СПб., 1997; От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния: Модернизация Зап. Европы с XV в. до 1980-х гг. М., 1998; Шатохина-Мордвинцева Г. А. Внешняя политика Нидерландов, 1713-1763 гг.: Становление голландского нейтралитета. М., 1998; она же (Шатохина Г. А.). Абрахам Кёйпер и его проект реформирования нидерландского общества//Европейский альманах, 2001. М., 2002. С. 151-158; она же (Шатохина-Мордвинцева Г. А.). Нидерланды: От многообразия школ к многообразию школы//Практический журнал для учителя и администрации школы. М., 2002. 3. С. 45-48; она же (Шатохина Г. А.). Россия и Нидерланды во 2-й пол. XVIII в.//Россия и Европа: Дипломатия и культура. М., 2002. Вып. 2. С. 53-63; она же (Шатохина-Мордвинцева Г. А.). Нидерланды с древнейших времен до кон. XVI в. М., 2004; она же. История Нидерландов. М., 2007; она же. Нидерландское общество в годы Первой мировой войны//Война и общество в XX в.

http://pravenc.ru/text/2565200.html

Мы, однако, располагаем свидетельством в еврейской литературе более ранним и более важным, чем все, что можно найти в обоих Талмудах. Еврейский историк Иосиф родился в священнической семье в 37 г. В возрасте 19 лет он присоединился к фарисейской партии. Посетив в 63 г. Рим, он сумел дать себе отчет в мощи Римской империи. С началом Иудейской войны он становится командиром еврейских сил в Галилее и защищает от римлян крепость Иотапату до тех пор, пока дальнейшее сопротивление не становится бессмысленным. Тогда он бежит с сорока воинами в пещеру, и когда им снова угрожает пленение, они решают перебить друг друга. Возможно, благодаря продуманному плану, нежели удаче, Иосиф оказывается одним из двух последних живых бойцов, и уговаривает своего товарища сдаться римлянам. Вслед за этим он добивается покровительства римского военачальника, Веспасиана, которому предсказывает императорство. Это предсказание исполнилось в 69 г. Иосиф был придан римскому генеральному штабу во время осады Иерусалима, и даже выступал в качестве переводчика для Тита, сына и преемника Веспасиана на посту главнокомандующего Палестинской кампанией, когда тот обратился с прокламацией к осажденным жителям города. После падения города и подавления восстания Иосиф удобно устроился в Риме оказавшись под покровительством и на содержании императора, чью фамилию он принял, и стал с тех пор известен как Иосиф Флавий. Естественно, столь извилистая карьера не сделала его популярным в глазах соотечественников, многие из которых считали его - и считают до сих пор - двуличным предателем. Тем не менее, он использовал годы досуга в Риме так, что заслужил известное право на их благодарность, написав историю своего народа. Его работы включают " историю Иудейской войны " , написанную сперва по-арамейски, а затем опубликованную по-гречески, " Автобиографию " , в которой он защищает себя от нападок другого еврейского историка, Юста из Тивериады, который в своем рассказе о войне нарисовал весьма неприглядную картину поведения Иосифа, два тома " Против Апиона " , где защищает свой народ против антисемитских измышлений (некоторые из них звучат довольно современно) главы Александрийской школы, Апиона, и других авторов, а также двадцать томов " Иудейских древностей " , в которых описывет историю своего народа от событий книги Бытия до собственных дней. Сколько бы ни казалось незаслуженным для такого человека пережить крушение своего отечества, мы должны радоваться удаче Иосифа Флавия, так как, без его работ, при всех их погрешностях, мы были бы неизмеримо хуже осведомлены об истории Палестины новозаветного времени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010