Vol. 100. 2007. P. 249274. См. также: Beck H.G. Kirche und Theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Mimchen, 1959. S. 420, 471. Из поздневизантийских авторов следует упомянуть комментарии Михаила Пселла (PG 122, 537–686; составлены на основании толкований «трех отцов»: Григория Нисского , Нила Анкирского и Максима Исповедника , сочинения последних двух авторов учтены по катенам), прп. Неофита Затворника (Αγου Νεοφτου του Εγκλεστου Συγγρμματα. Τ. Δ». Ερμηνεα της Εξαημρου και Ερμηνεα του Ψαλτρος και των ιδων/κδ. Θ. Ε. Δετορκης; Ερμηνεα του «Αισματος των ασμτων/" Σκδ. Β. Στ. Ψευτογκας. Πφος, 2001. Σ. 561674)) и Матфея Кантакузина (PG 152, 9971084). См. рус. пер.: Михаил Леем. Богословские сочинения/Пер. с греч., предисл., прим. архим. Амвросия [Погодина]. СПб., 1998 (Толкование Пселла на Песнь песней: с. 122–276; предисл. Погодина на с. 103–121 с обзором древнецерковных толкований на Песнь песней; в прибавлении – толкование Матфея Кантакузина на Песнь песней на с. 283–381). – Ред. 24 Это утверждение не вполне точно. См. фрагменты Ретиция (CPL 78), а также еретика Пелагия, дошедшие у Беды по именем Юлиана Экланского (CPL 751). Сохранились комментарии Аппония (CPL 194; SC 420, 421, 430), Пс.Кассиодора (CPL 910), Юста Ургельского (CPL 1091), Не. Исидора Севильского (CPL 1220), Беды Досточтимого (CPL 1353), а также 2 гомилии свт. Григория Великого (CPL 1709; от его комментария сохранилось толкование только на первые восемь стихов, см.: SC 314, там же библиография). Комментарий Илария Пиктавийского , о котором упоминает бл. Иероним, не сохранился. Среди латинских авторов после VIII в. особенно следует выделить проповеди Бернара Клервоского (SC 414, 431, 452, 472, 511). Библиографию исследований, посвященных толкованиям древнецерковных авторов на Песнь песней, см.: Sieben. Exegesis Patrum. Р. 39–41. 513–542. См. также исследования о латинских авторах (до VIII в.): Witte J. Der Kommentar des Aponius zum Hohenliede. Diss. Erlangen, 1903; Wilmart A. Uancienne version latine du Cantique I–III, 4//RB.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Ведь в скором времени могущественнейший король англов Эдильфрид, о котором уже шла речь, пошел с большим войском на Город Легионов, называемый англами Легакастир, а бриттами более правильно Каэрлегион , и нанес великий урон этому народу еретиков. Готовясь к битве, он увидел их священников, которые сошлись молить Бога о победе в сражении, и спросил, кто они и зачем собрались в том месте. Большинство их было из монастыря Бангор, где, как говорят, было столько монахов, что он делился на семь частей со своими настоятелями в каждой. Ни в одной из этих частей не числилось менее трехсот человек, и все они жили исключительно трудами рук своих . Большое их число накануне упомянутой битвы, выдержав предварительно трехдневный пост, собралось вместе с прочими молиться о победе. У них был охранник по имени Брокмайл , в обязанность которого входило защищать их от мечей язычников во время молитвы. Когда Эдильфрид узнал, зачем они собрались, он сказал: «Раз они молятся своему Богу против нас, значит, они воюют против нас, хотя и без оружия, молясь за наше поражение». Поэтому он велел атаковать их, а после разгромил и все их нечестивое войско, понеся при этом тяжелые потери. Говорят, что в этой битве погибло почти двенадцать сотен тех, кто пришел молиться, и лишь пятьдесят человек спаслось бегством. Брокмайл и его люди при первой же атаке бросили тех, кого должны были охранять, оставив их безоружными и беспомощными перед мечами неприятелей. Так сбылось пророчество святого епископа Августина, хотя сам святой задолго до того отошел в Царствие Небесное; эти еретики приняли отмщение земной смерти за то, что отвергли предлагаемые им советы для вечного спасения . Как он посвятил в епископы Меллита и Юста и о его кончине В год от воплощения Господа 604–й архиепископ Британии Августин посвятил двух епископов, а именно Меллита и Юста. Меллита он поставил епископом провинции восточных саксов, отделенной от Кента рекой Таменсой и на востоке граничащей с морем. Ее столица Лондония стоит на берегах упомянутой реки и служит торговым портом для многих народов, приходящих с суши и с моря. В то время там правил Саберт, племянник Эдильберта по его сестре Рикуле ; он подчинялся Эдильберту, который, как уже говорилось, властвовал над всеми народами англов до самого Хумбера. После того как эта провинция приняла слово веры от Меллита, король Эдильберт выстроил в городе Лондонии храм святого апостола Павла, ставший местопребыванием епископа Меллита и всех его преемников . Юста же Августин поставил епископом в самом Кенте, в городе Дорубревис, который англы называют Хрофекастир в честь Хрофа, одного из древних своих вождей . Город этот находится в 24 милях от Доруверна, и в нем король Эдильберт выстроил храм блаженного апостола Андрея ; вскоре он наградил епископов обеих этих областей и Доруверна многими дарами и передал им новые земли и имущество для содержания тех, кто был с ними.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Политическая нестабильность продолжалась два столетия, пока обстоятельства не были изменены еще одним вторжением с другой стороны света – нападением сильного нормандского королевства из Галлии. Победа Вильгельма Завоевателя в 1066 г. при Гастингсе была решающей – нормандцы остались, чтобы властвовать. С этого времени отделение западного христианства от его православных корней получило в Британии свое практическое распространение. Нормандцы с их характерной энергией и тактическими средствами, быстро реорганизовали Церковь и государство в соответствии со своими идеалами. Новый дух проникал через западный христианский мир, и нормандское владычество предоставляло ему место в Британии. Давайте обратимся к подробностям. Святитель Августин Кентерберийский († ок. 604) До сих пор история христианства на островах была главным образом историей кельтской Церкви – от ее основания во времена Римской империи до последующего развития после падения Рима. Обстоятельства изменились с приходом святителя Августина Кентерберийского из Рима. С началом его миссии началось обращение англичан, или англо-саксов, что со временем привело к распространению и укреплению церковной жизни на островах. Августин, итальянский монах, к моменту своего назначения папой Григорием в Англию уже стал настоятелем монастыря святого Андрея на Целианской горе в Риме. Григорий задумал сам ехать в Англию миссионером, но это стало невозможным после избрания его папой римским. Он назначил епископом в Галлии Августина, который и отправился в Англию с тридцатью монахами. В 597 г. Августин высадился в Кенте, наиболее развитом из англо-саксонских королевств. Начало его миссии по всему было благоприятным: в течение первого же года он мог доложить папе о более чем десяти тысячах крещений. В 601 г. по Р. Х. был крещен и король Кента Этельберт. За свою жизнь святитель Августин основал три епархии: собственную в Кентербери, в Рочестере (святителя Юста) и в Лондоне (святителя Меллита). Свой южный архиепископат Августин основал в Кентербери (а не в Лондоне, как задумал Григорий 48 ). Для этого папа послал ему паллий, что означало достоинство архиепископа с правом рукоположения епископов. В Кентербери Августин также основал монастырь, посвященный апостолам Петру и Павлу, в котором он жил вместе с монахами. Он основал школу, которая позднее стала центром образования, известным в Европе. В надлежащее время он рукоположил Юста в епископа Рочестера, другого города Кента, лишь на двадцать четыре мили западнее Кентербери.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От Юста Тивериадского – писателя конца I века – не сохранилось ни одного произведения. Византийский ученый, патриарх Фотий ( IX век) читал его “Хронику Иудейских царей” и не нашел там упоминания о Христе. Но Христос проповедовал, когда Иудея находилась не под властью царей, а управлялась римскими прокураторами. О содержании же “Истории” Юста не дошло никаких свидетельств. Иосиф Флавий (37 – ок.100), сочинения которого являются главным источником по истории Иудеи I века, священник, ученый и политический деятель, в молодости руководил боевыми отрядами Галилеи в войне против Рима. Но, попав в плен, он изменил свое отношение к восстанию. В книгах “Иудейская война” и “Археология”, обращенных к западной аудитории, Флавий старался приспособиться к пониманию своих читателей. Так, фарисеев он стилизовал под стоическую школу, а ессеев – под пифагорейцев. Он всюду настойчиво проводил мысль, будто восстание – это дело рук кучки авантюристов, сбивших народ с толку. Иосиф мог замалчивать и христианство, как замалчивал другие мессианские движения. Однако кое-какие, хоть и краткие, сведения о евангельских событиях историк все же сообщает. Прежде всего он упоминает об Иоанне Крестителе. “Некоторые иудеи, – пишет он, – видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убийство Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести праведный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивые чувства к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях, учил Иоанн, омовения угодны Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения тела, тем более что душа их заранее успела очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, то Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массы, вполне подчинившиеся ему, не привело к каким-либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив и казнив его раньше, чем ему пришлось бы раскаиваться, когда будет поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода, Иоанн был в оковах послан в Махерон и там казнен” 497 .

http://azbyka.ru/syn-chelovecheskij/8

Нам неизвестны другие произведения Юста. Что же касается упоминаемых Иеронимом толкований на Священное Писание, то речь может идти только о книгах Ветхого Завета, поскольку нет никаких оснований причислять Юста к христианам. 108 Анаклет, называемый также Ананклетом или Клетом, был епископом в 88–97 гг. О нем известно лишь то, что он был по происхождению греком из Афин. 109 По мнению большинства историков, это послание было написано в правление Домициана, между 93 и 97 гг. Оно было написано по поводу возникших в Коринфе нарушений иерархического строя церкви. 110 III, 38, 5: «С недавнего времени стали приписывать ему (т.е. Клименту. – М.В.) многословные, длинные диалоги Петра с Аппионом. Никто из древних о них не упоминает, и нет в них чистого апостольского правоверия». 111 Это 100 г. По всей видимости, у Иеронима здесь хронологическая неточность, поскольку общепринято, что Климент умер в 97 г. 112 Игнатий родился в Сирии, был учеником апостола Иоанна Богослова. Он был рукоположен в антиохийские епископы апостолом Петром и возглавлял антиохийскую церковь в 69–107 гг. В 107 г. он был осужден и отправлен в Рим, где принял мученическую смерть. Впоследствии Игнатий был позван Богоносцем, поскольку когда звери растерзали его тело, они не тронули сердце, и, по преданию, когда язычники рассекли мечом его сердце, они увидели буквенное изображение имени Иисуса Христа. 113 Еще в начале своего правления Траян издал указ против тайных обществ, который имел отношение прежде всего к Вифинии, области в Малой Азии, поскольку там любили шумно праздновать по разным поводам, а также были созданы специальные общества для тушения пожаров, от которых сильно страдали города. Траян считал, что подобные собрания могут служить благоприятной почвой и зародышем политических заговоров. Проконсул Вифинии Плиний Младший, назначенный прежде всего для ликвидации беспорядков в области, стал в 103–105 гг. применять этот указ Траяна и в отношении сообществ христиан. Однако поскольку христиан было слишком много для тайного общества и, кроме того, это было религиозное общество, то Плиний обратился с запросом к императору, следует ли преследовать христиан за то, что они христиане (кроме участия в тайном обществе вина христиан была в том, что они отказывались приносить жертвы перед изображениями богов и императора, а последнее расценивалось как признание нелояльности к императору). Траян ответил в форме указа, что христиан не следует специально разыскивать и выявлять полицейскими мерами, но если они предстанут перед судом и будут уличены в христианстве, то они должны быть наказаны. Фактически речь идет о запрещении христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

288 Р.Липсий не обнаружил в латинском тексте «Мученичества» грецизмов (следов перевода с греческого) и в то же время констатировал явную зависимость словоупотребления греческой версии от латыни. – AAA, I. P. XIX. 289 Это «раздвоение» встречается уже в сирийской версии «Мученичества», созданной в III или первой половине IV в. 292 К середине I в. имя «Цезарь » уже воспринималось как императорский титул, от которого позднее произошли «царь», «кесарь», «кайзер». 293 Подразумевается философ-стоик Луций Сенека (4 до н. э.– 65 н. э.). В христианской среде долго циркулировала легенда о его дружбе с апостолом Павлом, а к концу IV в. была создана даже их апокрифическая переписка. Исследования показали, что никаких исторических свидетельств о знакомстве Павла и Сенеки не существует (См.: Seuenester J.N. Paul and Seneca. Leiden, 1961). Согласно каноническим «Деяниям», апостол встречался с родным братом философа, проконсулом Ахайи Юнием Аннеем Галлионом ( Деян. 18:12 ). 294 Ср.: Петроний Арбитр. Сатирикон, гл. 24. См. также примечание 51 (Б.И.Ярхо) к изданию «Сатирикона». М.; Л., 1924 (репринт 1990 г.). С. 70. 298 Автор этой литературной версии превращает Варнаву Юста Плоскостопого древних легенд в двух человек – Варнаву и Юста, чем обнаруживает свое не слишком хорошее знание мира христианских преданий. 302 Хотя эта фраза именно в таком виде повторяется во всех манускриптах, есть основания думать, что она возникла в результате порчи текста, т. к. следующий за ней пассаж полностью противоречит содержащемуся в ней утверждению. Куда осмысленнее читается не «deitatis nomen» – имя божества, а «deitatis nu.me.no – божественная воля. Постулат о нераздельности божественной воли (между тремя ипостасями) был введен в богословский обиход в середине IV в. Василием Великим и широко использовался в ходе тринитарных споров. 304 Цитата из поэмы «Фиваида» (III, 661) римского поэта Публия Стация (40–96 гг.) . Ср. также: Петроний Арбитр. Сатирикон, гл. 27. 308 Тацит, рассказывая о событиях 57 года, упоминает о суде над женой Авла Плавтия, «приверженной к чужеземной ереси». Она, как говорит Тацит, впоследствии не носила иных одежд, кроме траурных, а душа ее не знала иного чувства, кроме печали. Хотя родовое имя этой матроны было Помпония Грецина, в среде римских христиан ее, вероятно, помнили как жену победителя британцев Плавтия и производили ее имя от имени мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

4. Надгробные стихи старцу Паисию Величковскому (+1794 г.) 5. Послание иноков-старообрядцев о возобновлении Белокриницкого монастыря 6. Протоколы заседаний Императорского Общества Истории и Древностей Россий-ских за 1898-й год Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1899 год. Книга третья I. Материалы исторические 1. Грамоты Коллегии Экономии. Вып. I-й. Обзор Бежецких (1300–1767 гг.) и Ал-тырских (1607–1761 гг.) актов. С предисловием Действит. Члена С.А. Шумакова 2. Обычное право русских инородцев. Материалы для библиографии обычного права. Е.И. Якушкина II. Материалы историко-литературные 1. Бумаги Ю.И. Венелина, хранящиеся в библиотеке Императорского Общества Истории и Древностей Российских. Действит. Члена Е. И. Соколова III. Материалы иностранные 1. Записки Юста Юля датского посланника при Петре Великом (1709–1711 гг.). Перевод с датского Действит. Члена Ю.Н. Щербачева IV. Исследования 1. Торопецкая старина. Исторические очерки гор. Торопца с древнейших времен до конца XVII века. (Продолжение). Главы 4-я и 5-я. Члена-Соревнователя И.И. Новой-нина Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских при Московском Университете. 1899 год. Книга четвертая I. Материалы исторические 1. Акты Литовско-Русского государства. С предисловием М.В. Довнар-Запольского. Выпуск I-й 1390–1529 гг II. Материалы историко-литературные 1. Реляции князя А.Д. Кантемира из Лондона. Том II. 1734 год. С предисловием В.Н. Александренко 2. Материалы и заметки по старинной славянской литературе. Действит. Члена Матвея Соколова. Выпуск третий. VII. Славянская книга Еноха. 2. Текст книги III. Материалы иностранные 1. Вильям Перри. Проезд чрез Россию персидского посольства в 1599–1600 гг. Пе-ревод с английского С. Соколова 2. Записки Юста Юля датского посланника при Петре Великом (1709–1711 гг.) Пе-ревод с датского Действит. Члена Ю.Н. Щербачева (Окончание) IV. Исследования 1. Новгородский уезд Вотской пятины по писцовой книге 1500 года. Историко-экономический очерк Архимандрита Сергия (Тихомирова)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

От Юста Тивериадского — писателя конца I века — не сохранилось ни одного произведения. Византийский ученый, патриарх Фотий (IX век) читал его «Хронику Иудейских царей» и не нашел там упоминания о Христе. Но Христос проповедовал, когда Иудея находилась не под властью царей, а управлялась римскими прокураторами. О содержании же «Истории» Юста не дошло никаких свидетельств. Иосиф Флавий (37 — ок.100), сочинения которого являются главным источником по истории Иудеи I века, священник, ученый и политический деятель, в молодости руководил боевыми отрядами Галилеи в войне против Рима. Но, попав в плен, он изменил свое отношение к восстанию. В книгах «Иудейская война» и «Археология», обращенных к западной аудитории, Флавий старался приспособиться к пониманию своих читателей. Так, фарисеев он стилизовал под стоическую школу, а ессеев — под пифагорейцев. Он всюду настойчиво проводил мысль, будто восстание — это дело рук кучки авантюристов, сбивших народ с толку. Иосиф мог замалчивать и христианство, как замалчивал другие мессианские движения. Однако кое–какие, хоть и краткие, сведения о евангельских событиях историк все же сообщает. Прежде всего он упоминает об Иоанне Крестителе. «Некоторые иудеи, — пишет он, — видели в уничтожении войска Ирода вполне справедливое наказание со стороны Господа Бога за убийство Иоанна. Ирод умертвил этого праведного человека, который убеждал иудеев вести праведный образ жизни, быть справедливыми друг к другу, питать благочестивые чувства к Предвечному и собираться для омовения. При таких условиях, учил Иоанн, омовения угодны Богу, так как они будут прибегать к этому средству не для искупления различных грехов, но для освящения тела, тем более что душа их заранее успела очиститься. Так как многие стекались к проповеднику, учение которого возвышало их души, то Ирод стал опасаться, как бы его огромное влияние на массы, вполне подчинившиеся ему, не привело к каким–либо осложнениям. Поэтому тетрарх предпочел предупредить это, схватив и казнив его раньше, чем ему пришлось бы раскаиваться, когда будет поздно. Благодаря такой подозрительности Ирода, Иоанн был в оковах послан в Махерон и там казнен». [ 57 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

  гом смысле эпос, чем гомеровский; и на переходе от Аполлония к Нонну содержание самой этой жанровой категории меняется еще раз. Но эпиграммы Паллада (IV— V вв.), Павла Силентиария и Агафия Схоластика (VI в.), Иоанна Геометра (X в.), Иоанна Мавропода (XI в.), Никифора Григоры (XIV в.) суть эпиграммы точно в таком же смысле, что творения Асклепида или Посидиппа (IV—III вв. до н. э.). И этой более чем полуторатысячелетней временной дистанции мало; если мы перейдем границы грекоязычной поэзии и обратимся к латинской стиховой традиции, эпиграммы Авзония (IV в.) и поэтов Салмазиева сборника (V—VI вв.), Венанция Фортуната (VI в.) и стихотворцев каролингской поры (VIII—IX вв.), Хильдеберта Лавардинского (XI—XII вв.), но также Анджело Полициано (XV в.), Томаса Мора, Филиппа Меланхтона, Марка Антония Мурета (XVI в.), Юлия Цезаря и Юста Иосифа Скалигеров (XVI—XVII вв.), Гуго Гроция и Каспара Барлея (XVII в.), Лаврентия Ван Сантена (XVIII в.) и так далее, вплоть до таких любопытных анахронизмов, как, скажем, латинская «Надпись к портрету моему» папы Льва XIII на самом исходе XIX в., тоже не знаменуют ни малейшего принципиального сдвига в жанровых установках. Меняется топика (и то очень мало), но способы ее рассудочного препарирования не меняются. Парадоксы христианской доктрины о вочеловечении Бога трактуются эпиграмматистами совершенно так же, как в свое время трактовался парадокс вооруженной Афродиты. Если тема — вифлеемские ясли, можно сказать, что они обширнее небес: небеса, по Библии, Бога не вмещают  90 , а ясли вместили  91 . Положим, христианин на свои деньги построил книгохранилище: спрашивается, как связать этот его поступок с догматами его веры? Медиация между понятием «книгохранилище» и понятием «Христос» осуществляется через лексему λγος («слово»): поскольку христианин верует, что Христос есть Бог-Слово, для него естественно построить жилище для слов, т. е. для книг.  92 Некогда языческие эпиграмматисты представляли как парадокс изображение наготы Афродиты у Праксителя; но, если смертным глазам недоступна нагота олимпийской богини, им тем более недоступна бестелесность христианских ангелов, изображение которых на иконе христианские эпиграмматисты превращают в такой же логически формализованный парадокс. Другое дело, что на сей раз

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Его же малая картина – Рождества Христова. Два ангела обожают Новорожденного: первый улыбается. Смотря на них и сам улыбаешься. Соглиани – Богоматерь с Младенцем и с маленьким Предтечей. Она бела и благообразна. Иисус и Предтеча весьма миловидны (Соглиани трудился в 1530-х годах). Джиролфа Гирландая († 1560) – Святое семейство. Лицо Богоматери нежно и приятно. Маленький Предтеча заснул. Бароччио – Пресвятая Дева Мария, просящая Сына Своего дать благословение тем богатым, которые помогают бедным и вдовам. Картина весьма ценная! На ней подписаны имя художника и год 1579-й. Карла Дольчи – св. Мария Магдалина. Взор ее устремлен на небо, руки скрещены на груди с ароматным сосудом. Кисть тонкая, колорит блестящий. В красивом лице Магдалины выражены раскаяние, набожность и любовь к Господу, выражены так удачно, что, видя совершенную красоту земную, усматриваешь в ней красоту небесную (около 1675 г.) Юста Субтермана – превосходный портрет знаменитого Галилея. Франциска Альбано – Отрок Иисус между ангелами, которые представляют Ему орудия страданий Его. Сей художник мастерски писал ангелов, детей и амуров.  Школа венецианская 256 Венецианская школа дала превосходных живописцев, из которых многие в течение долгой жизни посвящали все время на изготовление великого множества наилучших произведений кисти. Они подражали природе так верно и так совершенно, что обольщали воображение. На их картинах замечаются большое понимание светотеней, богатое воображение и строгая уставность. Писанные ими портреты отличаются темной цветностью фона и одежды. Из числа многих картин их я отметил немногие, но наилучшие. Ивана Беллино – Умерший Иисус. На этой картине все головы весьма выразительны. Ивана Баптиста Морронэ – Портрет кого-то, одетого по-испански, написанный в рост в 1563 г. Видится живой человек. Тициана Вечелли – Святое семейство (1576). Маленький Предтеча подает цветочки Божественному Младенцу, Который весьма походит на Свою Матерь. Только на этой картине я впервые заметил сходство Его с Нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010