Грамотой блгв. кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву мон-рю на рель у Волхова (наиболее вероятно, что время ее составления совпадает со временем написания грамоты Изяслава) были определены границы владений этой обители и Н. П. м.: «...по излогу ввьрх Мячином на горки (Горки? - М. П.), да в болото Дрянь к Рускому пути, от пути на горки, да в Прость» (ГВНиП. С. 139. 79; Янин. 1991. С. 136-138 (1134 г.)). Долгое время постройки Н. П. м. оставались деревянными. В 1207 г. Феодор Пинещинич (знатный новгородец, представитель боярского клана Пинещиничей, возможно, из Людина конца Новгорода - Седов. 2011. С. 29-31) поставил в Н. П. м. каменный храм во имя вмч. Пантелеимона (НПЛ. С. 50, 247). Феодора Пинещинича в лит-ре XIX в. иногда неверно называли новгородским посадником Феодором Пиминовым Титинцем, построившим якобы также ц. во имя свт. Николая Чудотворца и снабдившим обитель вотчинами (см., напр.: ИРИ. Т. 5. С. 456). Пантелеимоновская ц. представляла собой небольшой (12,75 × 8,95 м) типичный для новгородской церковной архитектуры кон. XII в. 4-столпный 3-апсидный храм, вероятно, одноглавый, с зап. притвором и лестницей на хоры в зап. стене (не сохр.; его фундамент, нижние части стен высотой на отдельных участках до 1 м с фрагментами фресковой росписи выявлены во время археологических раскопок 1978 г. П. А. Раппопортом; см.: Раппопорт, Пескова. 1979. С. 32; Раппопорт. 1982. С. 190-191). Очевидное архитектурное сходство с Успенским собором (1188-1189) Аркажа мон-ря позволяет предположить, что Пантелеимоновский храм построен по его образцу ( Седов. 2011. С. 29-30). Сведения об обители в XIII-XVI вв. носят фрагментарный характер. В 1372 г., по сообщению Новгородской V летописи (неопубл.), собор был отремонтирован после частичного обрушения: «...поновиша церковь камену святаго Пантелеймона, бе бо палася» (цит. по: Шахматов А. А. Обозрение рус. летописных сводов XIV-XVI вв. М.; Л., 1938. С. 204-205). Под 1386 г. Н. П. м. упоминается среди сожженных новгородцами при приближении войск блгв. вел. кн. Владимирского и Московского Димитрия Иоанновича Донского пригородных мон-рей (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 346). В дек. 1477 - нач. 1478 г., в период ликвидации независимости Новгородского гос-ва, Н. П. м. был занят полком войска вел. кн. Московского Иоанна III Васильевича под командованием боярина В. Ф. Сабурова (ПСРЛ. Т. 25. С. 315).

http://pravenc.ru/text/2577785.html

Однако всех означенных способов было недостаточно для содержания монастыря, и потому он скоро потерял свою самостоятельность и состоял приписным к разным монастырям. Так, в 1681 году со всеми вотчинами и угодьями он был приписан к Новгородскому Юрьеву монастырю, в 1687 году к Новгородскому архиерейскому дому, в начале же 18 века мы находим его приписанным к Старорусскому Спасо-Преображенскому монастырю. Сколько времени он состоял приписанным к архиерейскому дому и Спасо-Преображенскому монастырю и пользовался ли когда-нибудь самостоятельностью после 1681 года, неизвестно. Полное название монастыря было Леохнов-Ивецкий-Антониев-Спасский. В 1764 году по штатам он упразднен и обращен в приходскую церковь. Монастырские церкви сделались церквами Леохновского прихода. Но недолго леохновским прихожанам можно было пользоваться монастырскими церквами: церкви и все остатки деревянного монастырского строения в 1788 году сгорели. В том же году, благодаря усердию прихожан, вместо деревянных церквей была построена каменная церковь в честь Преображения Господня с приделами — с северной стороны в честь Казанской иконы Божией матери и с южной стороны во имя преподобного Антония Леохновского. Сей последний придел был освящен 30 декабря того же 1788 года, и в нем были поставлены мощи. Иконостас, утварь и все церковное имущество перенесены были из упраздненного Новгородского Павлова-Варецкого монастыря. Каменная церковь 18 века сохранилась до настоящего времени, но в перестроенном виде. Первоначально она была построена крестообразно, вместе с колокольней. Первая капитальная перестройка была произведена в 1820-е годы: южный придел преподобного Антония был расширен и получил прямоугольный план; был пристроен и северо-западный угол церкви. Известно и о второй перестройке церкви 1857 года, когда она была еще более расширена, до прямоугольника 12 сажен в длину и 11 сажен в ширину. Изменено было строение кровли, вся постройка увеличилась в высоту. В 1829 году прежняя колокольня была разобрана и построена новая каменная, " изящной архитектуры " . Под колокольней устроен был ход в ограду. С двух сторон надвратной колокольни пристроено по комнате: помещение с правой стороны от ворот использовалось как сторожка, а с левой стороны — под гостиницу для приезжих богомольцев. Как архитектурное произведение колокольня представляет собою один из лучших образцов строгого классического стиля начала 19 века. Звон леохновской колокольни был слышен за 20 верст в Старой Руссе.

http://sobory.ru/article/?object=44818

Церковно-приходская школа при церкви есть. В ней обучаются 35 мальчиков, 11 девочек. Вторая церковно-приходская школа существует при деревне Лютой. В ней обучаются 26 мальчиков и 13 девочек. Третья школа в селе Поцелуево, одноклассная от Министерства народного просвещения. В ней обучается 52 мальчика , 28 девочек. Четвёртая школа при деревне открыта на средства на средства Порховского земства. В ней обучается 38 мальчиков и 4 девочки. Пятая школа при деревне Крутца, открыта на средства Порховского земства. В ней обучается 40 мальчиков и 6 девочек. Часовен в приходе 8, все деревянные, кроме Поцелуевской каменной. По архивным данным известно, что на месте нынешнего каменного храма стояла деревянная церковь, построенная в 15 веке, на землях, принадлежащих Новгородскому Юрьеву мужскому монастырю. По данным протоиерея Василия Смиречанского, с момента увеличения Псковской Епархии в 1777 году, Порховский уезд входит в её состав. Именно в это время начинают появляться упоминания о Михайловском Погосте. http://mihailovpogost.jimdo.com/ Михайлов Погост, церковь Воскресения Христова Михайлов Погост упоминается в писцовой книге Шелонской пятины под 1584-1585 гг. как погост Михайловский Юрьева монастыря: «на погосте храм Святыя Богородицы, а другой храм Воскресения Христова, обе церкви деревянные». Во время нашествия Батория церковь Покрова Пресвятой Богородицы сожгли литовцы. Существующая кирпичная церковь построена в 1860 году на средства церкви и прихожан. Построена она по той причине, что стоявшая здесь деревянная церковь стала ветхой. Престолов в церкви три. Главный престол Воскресения Христова, в правом приделе - Рождества Иоанна Предтечи, в левом - Покрова Пресвятой Богородицы. По художественному исполнению обращали на себя внимание две иконы: «Моление о Чаше» предположительно академика Бруни, и другая икона Божией Матери. В 1900 году впервые после строительства проведен ремонт церкви. На средства Михаила Ивановича Малеренко, крестьянина Иркутской губернии Бельской волости, позолочен крест над храмом.

http://sobory.ru/article/?object=11444

Церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы имела одну деревянную часовню во имя Великомученика и Победоносца Георгия в деревне Михеево (8 верст от церкви). Согласно преданию, на месте часовни во времена существования мужского монастыря находился приходской храм. В приходе церкви было две школы: земская школа в деревне Амосово (2 версты от погоста), дата открытия неизвестна, но в 1889 году школа уже существовала (согласно клировой ведомости за 1889 г.); церковно-приходская школа в погосте Марипчелки, учреждена 8 июня 1892 года, отдельного здания не имела, размещалась в одной комнате купленной на средства епархиального училищного совета в 1901 году. В церкви служили следующие лица: священники Иван Петрович Королинский (с 15 марта 1913 по 1915 гг.) и Леонид Аполлинариевич Головацкий (с 20 июня 1913 по 1915 гг.), псаломщики Павел Васильевич Мухин (с 2 мая 1899 по 1915 гг.) и Константин Васильевич Великотный (с 1912 по 1915 гг.). http://i-nventory.ru/index.php?id=449 Погост Марипчелки находился на землях, на которых по преданию до 1611 года стоял древний Успенский монастырь, приписанный к Новгородскому Юрьеву монастырю. Подтверждений этому немного, но в пользу «монастырской» версии, например, свидетельствовало древнее Евангелие, хранившееся марипчелковской церкви Успения Пресвятой Богородицы. Книга имела надпись: «Сие Евангелие куплено в Озерецкой волости у дворянина Афанасия Лазарева, дано денег церковных одиннадцать рублей пять алтын и две деньги, а купил приписного Марипчельского монастыря церковный староста пономарь Григорий Калинин в церковь Успения Пресвятые Богородицы и Николая Чудотворца в тот же монастырь. 1727 года апреля в 8 день». Кроме того, в 1910 году, когда была составлена клировая ведомость церкви погоста, среди местных жителей ещё было живо предание, что рядом с мостами Мельничным и Кузнечным, что перекинулись через речку Рубежаницу, когда-то стояли монастырские мельница и кузница. В деревянной церкви, построенной в 1700 году, было три престола: во имя Успения Пресвятой Богородицы, во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Сошествия Святого Духа. Документов о храме осталось совсем немного. Поэтому и год постройки установлен лишь приблизительно.

http://sobory.ru/article/?object=46165

В нач. XVII в. (см. Смутное время ) А. Л. м. был сожжен шведами, насельники убиты. Прп. Антоний преставился в Новгороде, куда был вызван новгородским митрополитом. Возобновлена обитель по благословению митр. Новгородского Киприана (1626-1634) трудами ученика прп. Антония мон. Григория, перенесшего в кон. 20 гг. XVII в. мощи своего учителя из новгородской ц. св. ап. Луки, где первоначально был похоронен преподобный, в возобновленный Преображенский собор мон-ря. В 1681 г. А. Л. м. был приписан к Юрьеву муж. мон-рю , в 1686 г.- к новгородскому архиерейскому дому, в нач. XVIII в.- к старорусскому в честь Преображения Господня мон-рю . В кон. XVI - 1-й пол. XVII в. все настоятели мон-ря носили сан иеромонахов или игуменов, со 2-й пол. XVII в. нек-рые были архимандритами. Согласно описи мон-ря, составленной в 1768 г., на его территории находились 2 деревянных храма: в честь Преображения Господня и в честь Казанской иконы Божией Матери, сооруженный в 1728 г. В монастырский комплекс входили также 2 настоятельские кельи, 2 кельи «со стеклянными окончинами», 2 амбара, ветряная мельница. До 1764 г. обители принадлежало ок. 160 дес. земельных угодий, на к-рых помимо братии трудились 58 крестьян. В 1764 г. А. Л. м. был упразднен, Преображенский храм обращен в приходской. В 1788 г. сгорели все деревянные постройки мон-ря. 30 дек. 1788 г. был освящен построенный усердием прихожан каменный храм Преображения Господня с 2 приделами: сев.- в честь Казанской иконы Божией Матери и юж.- прп. Антония Леохновского. Под спудом в Антониевском приделе покоятся мощи святого, над к-рыми устроена деревянная рака. Иконостас и богослужебная утварь переданы в Преображенский храм из упраздненного новгородского Варецкого мон-ря. К храму была пристроена колокольня, разобранная в 1829 г. В том же году на ее месте возведена новая 3-ярусная колокольня, сохранившаяся к 2001 г. В 20-х и 50-х гг. XIX в. Преображенский храм был реконструирован, расширен новыми пристройками. При храме действовала церковноприходская школа.

http://pravenc.ru/text/115848.html

Возрождение Перынского и расцвет Свято-Юрьева монастырей связаны с именем знаменитого архимандрита Фотия (Спасского) (1792—1838). В 1822 году он был назначен архимандритом Свято-Юрьева монастыря, каковым и оставался до кончины. С помощью огромных средств своей духовной дочери графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской архимандриту Фотию удалось привести обитель в цветущее состояние. По прошению архимандрита Фотия церковь Рождества Богородицы вновь была приписана к Свято-Юрьеву монастырю. Стены храма внутри и снаружи были основательно отремонтированы и расписаны заново, с западной стороны появилась обширная пристройка, сделаны новый пол и глава. После ремонта церковь освящена в 1828 году и при ней основан скит. Первым начальником скита стал иеромонах Аникита (в миру князь С. А. Ширинский-Шихматов). В конце 30-х — начале 40-х годов XIX века из красного кирпича были построены братский корпус, маленькие корпуса начальника скита и юрьевского архимандрита, два хозяйственных корпуса, ограда вокруг монастыря, звонница при церкви «на двух каменных столбах с 6 небольшими колоколами». В августе 1919 года губернским съездом Советов было принято решение о закрытии монастырей в Новгородской губернии. Перынский скит был закрыт и разорён. Юго-западный хозяйственный корпус, звонница и ограда были разобраны на кирпич, из которого построено обширное хранилище льда рыболовецкой артели. Церковь использовалась под склад. Во время войны 1941—1945 гг. по Волхову проходила линия фронта. Скит находился на оккупированной территории, но постоянного гарнизона не имел. После войны на острове работал филиал Новгородского рыбокомбината, который в 60-х годах сменила турбаза. В 1991 году Перынский полуостров с храмом и постройками был передан Русской Православной Церкви. Сегодня монастырь возрождается как скит Свято-Юрьева монастыря. Церковь Рождества Богородицы [ править править код ] Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Перынский скит) Церковь Рождества Богородицы — один из самых маленьких храмов новгородской земли (7,5 на 9,5 на 12 метров). О сооружении каменной церкви на месте мольбища в летописях прямых сведений нет. Каменная постройка датируется 30-ми годами XIII века. Предположительно, её построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита.

http://azbyka.ru/palomnik/Перынский_Рожд...

Евгений (Болховитинов), митр. Киевский и Галицкий. Литография А. Мошарского. Ок. 1835 г. (ГИМ) Евгений (Болховитинов), митр. Киевский и Галицкий. Литография А. Мошарского. Ок. 1835 г. (ГИМ) Пребывание Е. в Новгороде ознаменовалось изучением христианизации Новгородской земли, выявлением и спасением от уничтожения древнерус. рукописных памятников, в т. ч. XI в. Здесь ученый написал «Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода» (М., 1808), «Всеобщее хронологическое обозрение начала и распространения духовных российских училищ» и «Критические замечания на рецензию моравского дворянина Гаке де Гакенштейна». Раскопки, проведенные под рук. Е. в 1807 г. у Георгиевского собора Юрьева новгородского мужского монастыря , привели к открытию древнего некрополя. В б-ке новгородского Софийского собора Е. нашел один из древнейших отечественных памятников письменности - пергаменную грамоту Юрьеву мон-рю вел. кн. Киевского Мстислава (Феодора) Владимировича и его сына св. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича (ныне обычно датируется 1130). Е. сделал полный дипломатико-палеографический анализ документа, тем самым став одним из родоначальников отечественной палеографии и сфрагистики (Примечания на грамоту вел. кн. Мстислава Володимеровича и сына его Всеволода Мстиславича, удельного кн. новгородского, пожалованную новгородскому Юрьеву мон-рю//ВЕ. 1818. Ч. 100. 15/16. С. 201-255; То же//Тр. и зап. ОИДР. 1826. Ч. 3. Кн. 1. С. 3-64). В 1813 г. с вопроса об издании этой работы в Москве началась продолжительная и плодотворная переписка Е. с коллекционером гр. Н. П. Румянцевым . Е. был причастен к археографической деятельности румянцевского кружка, являлся сторонником издания «сводных» (реконструированных) древнерус. текстов («Повести временных лет», «Хожения» игум. Даниила и проч.). В Вологде Е. составил, в частности, «Описание Пекинского монастыря», «Исторические сведения о Вологодской епархии и о Пермских, Вологодских и Устюжских архиереях», «Исследование о личных собственных именах у славяноруссов» (ВЕ.

http://pravenc.ru/text/186969.html

При монастыре школа с общежитием, богадельня, больница для братии и приходящих. В монастыре погребены князья и княгини Новгорода и другие. К монастырю приписан Перынский скит, в 1 версте от него, в 4 верстах от Новгорода, при истоке реки Волхова из озера Ильменя; здесь находилась церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, основанная, по преданию, первым Новгородским епископом Иоакимом в 995 году на месте, где стоял славянский идол Перун. Перынский монастырь, упоминаемый в 1386 году, в 1764 году был упразднен, а в 1828 году восстановлен и приписан к Юрьеву монастырю. Храм во имя Рождества Богородицы — каменный, греческой архитектуры X века, не раз возобновлявшийся. Ежегодно 8 сентября совершается в скит из Юрьева монастыря крестный ход; только в этот день, то есть один раз в год, в скит допускаются женщины. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Действующий мужской монастырь XII века, расположенный у истоков Волхова, близ озера Ильмень, является частью грандиозной природной панорамы, которую оживляют небольшие каменные храмы южных окрестностей города. Это южный форпост Великого Новгорода, основанный великим киевским князем Ярославом, при крещении получившим имя Георгий (в честь Георгия Победоносца). Свято-Юрьев монастырь считается первым православным монастырем Новгородской земли. Название монастыря впервые упоминается в летописи в связи с постройкой собора Св. Георгия в 1119 году. Главный храм Юрьева монастыря удивительно гармоничен, будто высечен из куска белого камня. В нем можно увидеть фрагменты фресковой живописи XII в. В архимандритском корпусе Юрьева монастыря находится Новгородское епархиальное духовное училище. Существует и легендарная дата основания Юрьева монастыря — 1030 год. Тогда, после победы над чудью, князь Ярослав Мудрый в честь своего небесного покровителя Георгия (Юрия) основал город Юрьев (Тарту, Эстония) и построил храмы в Новгороде и Киеве. Для храма в Новгороде избрали место на пути к загородной резиденции, которая находилась в селе Ракомо на берегу озера Ильмень. Здесь и возник монастырь. Самые ранние документальные сведения относятся к 1119 году, когда князь Всеволод Мстиславович заложил «церковь камену во имя Георгия, а мастер трудился Петр».

http://sobory.ru/article/?object=00164

Мужской, уничтоженный вовсе, находился близ Новгорода на правом берегу реки Волхова, расстоянием от города к югу в 3 вёрстах, против Юрьева монастыря. Основан в 1410 году монахом Олонием (Леонтием), по прозванию Шило, от него и монастырь этот получил наименование своё, и тогда же сооружена была церковь каменная во имя Покрова Божьей Матери. В начале XVII столетия Шведами опустошён и разорён, после чего оставшаяся церковь каменная разрушилась и одни только признаки монастыря оставались. Уже в 1669 году Казначей Архиерейского дома Иеромонах Савватий с благословения Преосвященного Питирима, Митрополита Новгородского, приступил к возобновлению оного. Вначале построил церковь деревянную во имя Покрова Божьей Матери, а потом и прочие монастырские здания, и был первым Настоятелем оного в звании Строителя, после же произведён и в Игумена. Обстоятельства сии в одной грамоте Царской на вотчины пожалованные, или лучше сказать, возвращённые, описаны так: «в нынешнем в роз (7177/1669) году бил челом Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Великой, и Малой, и Белой России Самодержцу, дому Софии, премудрости Божьей, Казначей старец Савватий; подал челобитную, а в челобитной его написано: в нынешнем роз году, по Указу Государя и по благословению Государева богомольца Преосвященного Питирима, Митрополита Великого Новгорода и Великих Лук, велено ему, Казначею старцу Савватию, по обещанию пустой Шилов монастырь строить вновь. И в том Шилове монастыре воздвигнуть церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и Великого Чудотворца Николая и благословенная грамота дана». В том же году в другой грамоте именован он Строителем, а в 1677 году – Игуменом монастыря сего. В 1681 году, Сентября 30, по грамоте Царя Феодора Алексеевича этот монастырь приписан со всей церковной утварью и монастырскими строениями к Юрьеву монастырю, а в 1687 году – к Новгородскому Архиерейскому дому, за, которым и состоял до самого уничтожения своего. При переписи 1688 года означена в этом монастыре одна церковь деревянная, Покрова Божьей Матери. В 1723 церковь и колокольня деревянные разобраны и перевезена колокольня в Юрьев монастырь и поставлена на западной стене, а церковные брёвна все разнесло водой. Ныне и следов этого монастыря не приметно. Ширинский или Шеренский Кашинский Благовещенский

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В писцовой книге Новгорода 1623 г. Н. П. м. вновь фигурирует как существующий - он имел «садок, а в нем восмъдесят пять яблоней розни; под монастырем пашни три чети. Монастырьская ж рыбная ловля вешняя в Мячине болото да Батурино, ловят безоброчно по старине» (Писцовые и переписные книги. 2003. С. 36). В XVII в. Н. П. м. владел также 2 полосами земли в Алексеевском заполье, рыбными ловлями у Благовещенского на Мячине мон-ря (на Волхове и ручье Шепелёве) ( Секретарь. 2011. С. 547). Т. о., владения Н. П. м. в XVI-XVII вв. ограничивались близлежащими территориями. По указу царя Алексея Михайловича митр. Новгородскому Питириму (впосл. патриарх Московский и всея Руси) от 20 мая 1667 г. (указная грамота подтверждена 16 дек. 1677 царем Феодором Алексеевичем ) Н. П. м. был приписан к новгородскому Юрьеву монастырю и стал его «больничной палатой». К этому времени, по сообщению юрьевского архим. Феодосия, в Н. П. м. собор не имел кровли, кирпичная трапезная Покровская ц. обвалилась, иконы и церковная утварь обветшали, отсутствовали ограда и братские кельи, а из насельников оставался один старец (ИРИ. Т. 5. С. 456-459). В 1670 г., согласно указу царя Алексея Михайловича, юрьевскому архим. Парфению (по его «челобитью») была сделана выписка из найденного в Приказной избе списка «грамоты великого князя Изяслава Мстиславича и с писцовых их дозорных книг... по чему им того Пантелеимонова монастыря теми угодьи и рыбными ловли и Мячинским болотом и деревнями и пустошами владеть» ( Семёнов. 1959. С. 246). В 1716 г. ц. вмч. Пантелеимона была возобновлена настоятелем Юрьева мон-ря и викарием Новгородской епархии еп. Корельским и Ладожским Аароном (Еропкиным): храм покрыт тесом, его глава - лемехом, с севера и запада устроены 2 деревянных крыльца, на одном из к-рых по причине отсутствия звонницы повешены 2 колокола. 26 июля того же года церковь была освящена. На следующий день, в престольный праздник, митр. Новгородский и Великолуцкий Иов передал храму частицу мощей (зуб) вмч. Пантелеимона. Через нек-рое время обитель была обнесена деревянной оградой.

http://pravenc.ru/text/2577785.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010