Бес исполнил повеление святителя, но просил его никому не рассказывать о своем позоре. В одной из бесед святитель рассказал пастве, что он знает человека, который за ночь посетил Святую Землю. Месть лукавого не замедлила сказаться. Он стал подбрасывать в келлию святителя женские вещи. Однажды, когда большая толпа горожан, возбужденная завистливыми и недоброжелательными людьми, собралась у келлии святого, бес показал им, словно от него выбежала женщина. Святитель вышел на шум и кротко спросил: " Что случилось, дети мои, о чем вы шумите? " Раздраженная толпа, выкрикивая разные обвинения в порочной жизни святителя, повлекла его к реке Волхов. Святителя посадили на плот и пустили вниз по течению реки, рассчитывая избавиться от него. Но плот, вопреки ожиданию, поплыл против течения прямо к мужскому Юрьеву монастырю, находившемуся в трех верстах от Новгорода. Видя это, люди раскаялись и с плачем и криком устремились по берегу за плотом, умоляя святителя простить их и вернуться в город. Сердце простодушного архипастыря было переполнено благодатной радостью не столько за себя, сколько за свою паству. " Господи, не вмени им этого во грех! " - молился он и всем даровал прощение. Это событие произошло незадолго до кончины святителя. Предчувствуя ее, он отложил святительский омофор и принял схиму с именем Иоанн, которое носил в юности. Преемником себе он назначил своего брата, святителя Григория (память 24 мая). Скончался святитель 7 сентября 1186 года и был положен в притворе Софийской церкви. В 1439 году усердием святителя Евфимия совершались починки в Софийском соборе; в притворе придела храма святого Иоанна Предтечи вдруг оторвался камень и сильно ударил в крышу стоявшей тут гробницы. Святитель Евфимий велел поднять пробитую камнем доску, и храм исполнился благоухания. В гробу увидели нетленные мощи святителя, но никто не мог сказать, кто этот архипастырь. В своей келлии святитель Евфимий стал усердно молить Бога открыть ему имя угодника. Ночью явился перед ним муж, облеченный в святительские одежды, и сказал, что он архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду Пресвятой Богородицы, честному Ее знамению.

http://patriarchia.ru/db/text/913564.htm...

Ее убранство довольно скромно, хотя и в нем заметно стремление мастеров-каменщиков, или, как их тогда называли «муролей», к украшению своих творений причудливой белокаменной резьбой. Три ее нижних яруса имеют четырехугольную форму. Четвертый - восьмигранный ярус звона относительно невелик и увенчан шатром. По обыкновению муромского зодчества, особенно нарядно украшены окна. Их резные наличники с завершениями в виде фронтонов или «лепных» кокошников перекликаются с убранством собора. Каждый ярус отделен от следующего карнизом, а третий завершен особенно пышным фризом того же рисунка, что и карниз храма. Такой прием придает единство всей композиции. Столбики арок-проемов яруса звона выполнены в виде «пучков» колонок – элемент, уже ставший любимым в московской и ярославской архитектуре. Он (в несколько усложненном виде) использован и на ярусе звона колокольни Казанского храма Троицкого монастыря. На обеих колокольнях одинаковый рисунок имеют кокошники над арками звона, и сильно выступающие окна-люкарны на гранях шатров. Входом на колокольню Благовещенского собора служит невысокое крыльцо скромной архитектуры, завершенное четырехгранным шатром. С самого начала истории монастыря государь Иоанн IV Грозный позаботился об устройстве церковного звона при церкви. Однако ни один из колоколов XVI века не сохранился до нашего времени. Самый известный колокол монастырского подбора весил 110 пудов. Его пожертвовал князь Михаил Иванович Львов в 1692 году Судьба его неизвестна. Сейчас подбор составляют колокола более позднего времени. Библиография: Ушаков Н. Путеводитель по губернскому городу Владимиру и его древнейшим уездным городам – Суздалю, Мурому, Переславлю, Юрьеву и Александрову с указанием достопамятностей этих городов в историко-археологическом отношении. Владимир, 1906. С.: 33 Баталов А.Л. Московское каменное зодчество конца XVI века. М., 1996. С.19 Муром: Памятники архитектуры и искусства. М., 1990. С.120 Травчетов Н.П. Город Муром и его достопримечательности. Владимир, 1903.

http://sobory.ru/article/?object=04950

В 900-летней жизни Георгиевского собора было много потерь и обретений... Храм украшался, его разоряли, он обрастал пристойками и лишался их, приходил в полную ветхость и вновь отстраивался... В наши дни собор выглядит почти так же, как при своём начале, - и так же, как при его начале в нём совершаются тожественные богослужения. Юрьев монастырь всегда оставался первым среди новгородских монастырей, что отмечалось вполне определёнными знаками - так, например, уже в 1299 году в обители учредили архиманритию. Юрьевские архимандриты выступали наместниками новгородских святителей и нередко играли главные роли в важнейших делах и посольствах. Это, впрочем, не всегда уберегало монастырь от бед - естественного и не слишком естественного порядка, причём первым при этом всегда терпел урон главный храм обители - Георгиевский собор. Храм несколько раз горел в пожарах и подвергался разорениям. Серьёзнейшим испытанием для него стал пожар 1386 года - тогда в новгородские пределы вторглось войско великого князя Московского Дмитрия Донского, желавшего проучить Новгород за проделки ушкуйников на Волге. Новгородцы, стремясь лишить москичей опорных баз, сами жгли пригородные монастыри - досталось и Юрьеву. Следующее серьёзное испытание относится к Смутному времени. В 1611 году шведский военачальник Якоб Делагарди, чей отряд несколько ранее, согласно заключённому договору, выступил на помощь царю Василию Шуйскому, нарушил договор и оккупировал новгородскую землю. Покинули шведы Новгород лишь в 1617 году, после подписания Столбовского мира, положившему конец русско-шведской войне. Георгиевский собор во время оккупации был разорён буквально " дотла " . Захватчики ушли, вернулась мирная жизнь, но пожары по-прежнему регулярно наносили ущерб Георгиевскому храму. Так, например, сильно обгорел он в 1675 году - тогда помог государь Алексей Михайлович, приславший для поправки собора и других зданий 200 пудов железа и 200 бочек извести. Особенно тяжёлые времена настали после секуляризационной реформы, предпринятой Екатериной II в 1764 году.

http://sobory.ru/article/?object=05348

В одно время святой Иоанн вел духовную беседу с честными мужами — с игуменами, священниками и благочестивыми гражданами, он рассказывал жития святых, говорил много о душеполезных подвигах и между прочим сообщил о своей поездке в Иерусалим, но не называл самого себя, а как будто говорил о ком–либо другом. «Я, — сказал он, — знаю такого человека, который в одну ночь из Новгорода достиг до Иерусалима: поклонившись Гробу Господню и Животворящему Древу Креста Господня, он снова в ту же самую ночь вернулся в Новгород: во время своего путешествия он ездил на бесе, которого он связал своем запрещением, сделав его как бы пленником своим…» Слушатели сильно удивлялись сему рассказу святого, а диавол скрежетал зубами своими на архиепископа, говоря: «Так как ты рассказал тайну, то наведу на тебя искушение, что будешь ты осужден своими гражданами как блудник». И с того времени бес, Божиим попущением, начал действительно строить свои коварные козни святителю, стараясь лишить его доброго имени. Он показал людям, которые во множестве приходили к Иоанну просить благословения, в келлии святого разные видения: то женскую обувь, то ожерелья, то какие–либо женские одежды. Приходящие к архиепископу люди, видя сие, сильно смущались и, толкуя между собой о виденном, говорили друг с другом, что человеку–блуднику недостойно занимать апостольский престол. Однажды, когда большая толпа горожан, возбужденная завистливыми и недоброжелательными людьми, собралась у келлии святого, бес превратился в девицу, которая побежала перед народом, как бы удаляясь из келлии блаженного. Видевшие сие закричали и погнались было за девицей, чтобы схватить ее, но бес убежал за келлию святого и стал невидим. Услышав народный крик и шум, святитель вышел из келлии и спросил собравшихся: «Что случилось, дети моя, о чем вы шумите?» Раздраженная толпа, выкрикивая разные обвинения в порочной жизни святителя, повлекла его к реке Волхов. Святителя посадили на плот и пустили вниз по течению реки, рассчитывая избавиться от него. Но плот, вопреки ожиданию, поплыл против течения прямо к мужскому Юрьеву монастырю, находившемуся в трех верстах от Новгорода. Видя это, люди раскаялись и с плачем и криком устремились в город. Сердце простодушного архипастыря было переполнено благодатной радостью не столько за себя, сколько за свою паству. «Господи, не вмени им этого во грех!» — молился он и всем даровал прощение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Теребовская (Шальский погост). Неизвестная (Успения Пресвятой Богородицы (?)) церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:Не установлен. Адрес: Республика Карелия, Пудожский район, Теребовская (Шальский погост) Координаты: 61.808054, 36.04224 Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Шальский погост упоминается в качестве Олонецкой вотчины Юрьева монастыря и одновременно в качестве владений " Великого Князя " в уже называвшейся автором ранее " Обводной книге Юрьева монастыря 1391 г. " . Однако необходимо сказать и о том, что, по мнению историка Н.С.Шайжина, " эти же земли Юрьева монастыря …под общим названием земель " на Волоце " разумеются еще в грамоте Иоанна Калиты (всероссийский Вел. Князь с 1328 по 1340 г.) " . И приведенные Н.С. Шайжиным доказательства выглядят достаточно убедительными. Позднее в конце XVI века в писцовых книгах Андрея Плещеева 1582-1583 годов упоминаются " Спасского-ж погоста Шальскаго Настасьинские волостки Григорьева Царевы и Великаго князя деревни оброчные по р. по Шале в низ по обе стороны. Дер. у погоста на р. на Водле " , а также деревни " на р.р. Малой Водлице, Большой Водле и Трестянке " . А из документом Юрьева монастыря известно также, что в конце XVII века в числе его " Олонецких вотчин " наличествовал " Шальский Спасский погост при р.Водле " , а в нем " Нигижемская волость " , к которой в это время относились деревни " Зеховская, Усовская и Трестянка " . Шальская групповая система поселений примечательна еще и тем, что в ней " по свидетельствам от 1-ой половины XVI столетия " существовал мужской монастырь. Но, как отмечал в своей работе историк Н.С. Шайжин, " об основателе и времени основания этого монастыря сведений не имеется " . По утверждению Н.С. Шайжина, первый раз Шальский Спасский монастырь упоминается под 1505 годом. От этого времени сохранилась " разводная грамота на земли Вяжицкому и Юрьеву монастырям " , а " грамоту эту писал дьяк с Юрьевские стороны Нектарей Шальского монастыря святаго Спаса " . Как пишет далее в своей работе Н.С. Шайжин, " существование в Шале Спасопреображенской церкви в 1537 году подтверждается тяжебным делом Муромского монастыря с Палеостровским (в 1537-39 гг.) " .

http://sobory.ru/article/?object=37189

При восстановлении монастыря в 1766 году Эконом Коллегией отдана была для содержания монастыря и пропитания монашествующих собственно к монастырю принадлежавшая земля с угодьями в длину на 6, а в ширину на 2 версты, кроме трех мельниц, Олисовской, Рогачевской и на речке Черной, которые отдавались из оброку крестьянам. Что касается до подворья в городе Дмитрове и в Москве, то они, по упразднению монастыря, поступили в казенное ведомство VI. Грамоты, жалованные Пешношскому монастырю, и данные I. Посольство от Князя Юрия Ивановича к Данилу Митрополиту всея Руси. Говорити Даниилу Митрополиту всея Руси от Князя Юрия Ивановича Василию Иванову Пересветову: Сын твой Князь Юрий Иванович велел тебе челом ударить. Князь Юрий Иванович велел тебе говорить: били мы челом Николы Пешношского монастыря Келарь с братией и сказывают, что тебе грамот жалованных прежних Митрополитов не являли. И язъ послал к тебе своего сына боярского Василия Пересветова, да Старца с грамотами. Князь Юрий Иванович велел тебе говорити: И ты бы у них тех грамот рушити не велел, а дань свою и все пошлины велел у них имати по их грамотам жалованным прежних Митрополитов, меня для. а язъ тебе Господину и отцу челом бью. Ответ Княже Юрьеву Ивановича послу Василию Иванову сыну Пересветова. Данил Митрополит всея Руси велел тебе говорить: говорил еси нам от нашего сына Князя Юрия Ивановича, что ему били челом Николы Пешношского монастыря Старцы Келарь с братией о своих церковных грамотах, чтобы мне для сына своего князя Юрия Ивановича их монастырских грамот рушити не велеть, а дань свою и все пошлины велеть имати по старым грамотам. Митрополит велел тебе говорити: здесе есмя с своим Господином и сыном с Великим Князем Василием Ивановичем Государем всея Руси приговорили на том, что мне пославши в всю свою Митрополию детей боярских, а велети им переписати у всех церквей приходы, сколько у которые церкви прихода, детей боярских и иных людей, да и крестьянских вытей, и которые будет церкви приходом скудны, ино тем священником полегчити; а которые будет церкви приходом обильны, ино на тех священников дани прибавити. И господин и сын мой Князь Великий Василий Иванович Государь всея Руси в том мне поволил, да и грамоты свои тем нашим детям боярским подавал, и язъ их и описывати послал. А до описи Господин мой Князь Великий на все свои церкви, да и все людям церковных грамот давати ми не велел, а нынеча есми на всех игуменах и на попах велел дань имати большую. А доколе не учну грамот жалованных на церкви давати, дотолева есми своим десятинником Игуменов и попов грамотников судити не велел. А как даст Бог , наши писцы у нас будут, и язъ тогда для сына своего Князя Юрия Ивановича его Старцем Пешношским грамоты дам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несомненно существование в мон-ре общежития к 1552 г., когда упоминается типичная для киновийных обителей трапезная палата (4 марта «на Перине монастыр выгорел весь и трапеза, а игумена в манастыре не было» (ПСРЛ. Т. 30. С. 155; НовгорЛет. С. 86)). Как и ряд др. новгородских обителей, П. Р. м. подвергся разорению во время швед. оккупации 1611-1617 гг. В 1615 г. в обители было 2 церкви - каменная Успения Пресв. Богородицы и деревянная Св. Троицы (Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 2. С. 325). По-видимому, освящение в честь Успения каменной церкви было первоначальным и данные, приведенные в описи, не являются ошибочными, как полагает Л. А. Секретарь ( Секретарь. 2011. С. 279); в более ранних источниках говорится о монастыре на Перыни или, как в записи игум. Дионисия, об обители «святеи Богородици на Перыни». В описи 1617 г. обитель впервые названа «Пречистые Богородицы Рождества» (вероятно, вслед. переосвящения), указано, что храм был «разорен». Деревянная ц. Св. Троицы уже не упоминается,- очевидно, она была утрачена в 1615-1617 гг. Келий и ограды не было, в обители проживал один старец Максим, из монастырской ризницы сохранились только «крест благословлящей» и 5 книг. На берегу Волхова за П. Р. м. оставались участок пашенной земли «под монастырем и на пустошах 4 чети ржи, 7 чети жита, 6 чети ярицы, 15 четей овса, да сенново закосу 100 копен», а также рыбная ловля (Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 1. С. 119). Ко времени составления описи 1628 г. в П. Р. м. кроме каменной Богородице-Рождественской ц. были 2 деревянные кельи и скотный двор. В обители жил один строитель Феодосий (с 1634 игумен); богослужения в храме не проводились. Мон-рь по-прежнему владел пахотной землей (10,5 четверти), рыбными ловлями, отдаваемыми в оброк за 3 р. 25 к. в год, сенными покосами на 100 копен, а также пустошью Высока (ИРИ. Ч. 5. С. 518-519). 19 апр. 1634 г. по грамоте царя Михаила Феодоровича (подтверждалась 8 апр. 1643 тем же царем и 16 дек. 1677 царем Феодором Алексеевичем ) опустевшая обитель была приписана к Юрьеву мон-рю (Там же.

http://pravenc.ru/text/2580066.html

Какой именно? Ты только что слышал, что сказал евангелист: По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его. А когда исполнились дни очищения их, принесли Его в храм и представили Его пред Господом, как предписано в законе Господнем: всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу. Видишь, как благословение брака и сказанное в противоречие с общим открылось на одном Господе? Только на Господе, а не на ком другом, исполняется то, что всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу, хотя и сказано по отношению ко всем. Потому что всякое естество девы от плотской близости с мужчиной сначала разверзается, а затем уже утроба рождает. Но не так было при рождении Спасителя нашего, но Он, Сам разверзая утробу у Девы, не знавшей подобной близости, родился непостижимым образом. Поэтому пророчество о том, что всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу, относится только к Господу. Неужели свят Каин, окончивший жизнь в пороке, поскольку он прежде всех первым родился от материнской утробы? Неужели свят Исав, наследник войны и кровопролития, поскольку и он первым вышел из утробы матери? Неужели свят Рувим, осквернивший отцовское ложе и возбудивший изречение проклятия, поскольку и он тоже первым родился от плодовитой утробы Лии? Никто из них не свят, все они подлежат наказанию. Из этого становится очевидным, что к Господу относится пророчество: всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу, согласно сказанному Гавриилом Деве: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Но все-таки кто-нибудь из возражающих может сказать, что, если к Господу относится пророчество: Всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, будет назван святым Господу, то Дева не могла остаться девой. Неизбежно девственная утроба окажется разверстой, если к Господу относится это пророчество, поскольку писание провозгласило: Всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/43/f...

5. Сотворение Евы – матери всех живущих. Замысел Божий о сотворении женщины О сотворении женщины в Книге Бытия говорится три раза: в главах первой, второй и пятой, о соотношении которых и взаимосвязи мы уже говорили выше. В 1 главе о сотворении женщины говорится одновременно с сотворением человека вообще: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; муж чину и ж енщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею... " (ст. 26–28). В 5-ой главе, в которой дается Откровение о начале истории человечества, читаем: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, муж чину и ж енщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек в день сотворения их» ( Быт. 5:1–2 ). Следует отметить, что в 1-ой главе стоят слова: захар, означающее особь мужского пола, и нкева, означающее особь женского пола. Эти слова могут быть применены к любым существам мужского и женского пола. Буквально их можно перевести даже, как самец и самка. Но в смысловом переводе, поскольку речь идет о человеке, эти грубые слова должны быть заменены на мужеский пол и женский пол. Семьдесят толковников эти слова переведели, как арсен и фили, что также означает особей мужского и женского полов, то есть мужское и женское начало в природе. Славянский перевод, следуя греческому, также ставит муж и жена – но не в смысле супружеских отношений, а как обозначение особенностей природы, то есть именно в смысле сотворения мужского и женского полов. Это, между прочим, отразилось в тексте молитвы, творимой священником при бракосочетании: «Ты бо из начала создал ecu мужеский пол и женский, и от Тебе сочетавается мужу жена». Как видим, здесь различаются два понятия: понятие пола и понятие супружества. Смысл здесь тот, что создание мужского пола и женского идет от начала, а в человеческой жизни, уже на этой основе, сочетавается мужу жена.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

А если он животное, то, прежде всего, вовсе не единичен, поскольку он есть животное. Затем, раз он животное, то он есть и одушевлённое чувствующее тело. А если Феникс — одушевлённое чувствующее тело, то ясно, что он подвержен рождению и гибели. Спросим же самих этих мудрых созерцателей сущего: возможно ли, чтобы какое бы то ни было из подверженных рождению и гибели одушевлённых чувствующих тел обладало по ипостаси единичной природой? когда очевидным признаком их существования и определением является чередование друг за другом внутри вида. Как свидетельствует и Божественное Писание, дающее неколебимое основание разуму, когда в нём Бог так наставляет великого Ноя: «И сказал Господь Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сем. И всякого скота чистого введи к себе по семи, мужского пола и женского, а скота нечистого по два, мужского пола и женского; и всех птиц небесных чистых по семи, мужского пола и женского, а всех птиц небесных нечистых по две, мужского пола и женского, чтобы рассеять семя по всей земле» (Быт.7:13). У них — раз Феникс причисляется к летающим животным — согласно Божественному речению нет единичной природы по ипостаси, так что, как я уже сказал, не будем этого утверждать; мне не доставляет удовольствия спорить из-за того, что не необходимо. Совершенно ясно всем, что если Христос в самом деле есть единичная природа, то Он не единосущен ни Богу и Отцу, ни людям. Ведь всё, что совершенно единично по природе, полностью отчуждено от природного сродства с чем бы то ни было иным. Если же, по мнению этих людей, как показало рассуждение, Христос по природе отчуждён от всего сущего, потребуем, чтобы они сами сказали, что Он есть по природе и по какой причине поклоняются они Христу, Который по их богохульным наставлениям и вовсе не существует .    Значит, коли столь великая и страшная опасность, как доказала сила рассуждения, неизбежно преследует тех, кто утверждает, будто Христос един по природе, или же есть одна природа, будь то простая или сложная, а сложная — или родовая, то есть общая, или единичная, то есть собственная, — будем самым бдительным образом блюсти наши сердца чистыми от этого учения, чтобы освободиться от грядущей кары за него.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3627...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010