3:3 ) помогут вам приобрести сердце мужа и сына для Церкви, а, как говорит апостол, сокровенный сердца человек, в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом ( 1Пет. 3:4 ). Если Ваш сын будет свидетелем благочестивой жизни своей матери, ее безукоризненного поведения, ее благородного смирения, самоотверженного служения семье, послушания мужу — а послушание мужу вменяется жене, как послушание Самому Господу, — то сын не вырастет равнодушным к христианской истине. Во всяком случае, у Вас есть возможность доказать сыну правоту христианства — Ваша личная праведная жизнь. При заключении брака принято, чтобы женщина брала фамилию мужа. Но при этом приходится не только менять паспорт, но и некоторые другие документы. Очень много хлопот. Есть ли какой-нибудь особый смысл в смене фамилии или можно оставить свою девичью? В русском языке слово семья происходит не от сочетания — семь я , как иногда его представляют, а от слова — семя. То есть это понятие имеет мужское начало. Такое представление соответствует христианскому мировоззрению на сотворение человека и первой семьи. В Священном Писании говорится, что человечество имеет тоже мужское начало — Адама. Уже по сотворению Адама сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему ( Быт. 2:18 ), и из взятого от Адама ребра, как из некого зерна, создал ему помощницу — Еву. Так возникла первая семья. Притом, не муж создан для жены, но жена для мужа ( 1Кор. 11:8 ). Заметим еще, что создание семьи имело целью не столько продолжение рода, сколько счастье человека, которое состоит в уподоблении Богу. Господь же есть Пресвятая Троица, три Лица ее нераздельно, но в то же время и не слитно (не поглощаясь друг другом) пребывают предвечно в любви и согласии. Семью (какой она должна быть) можно назвать образом Пресвятой Троицы. Поэтому разумно, когда члены ее, сохраняя свои личные имена, полученные в память святых, объединены семейным именем — или фамилией. Да будут едино, как Мы едино ( Ин.

http://azbyka.ru/fiction/na-vsyo-volya-b...

48Если же окажется среди вас переселенец и захочет отпраздновать Пасху в честь Господа, то сначала надо сделать обрезание всем мужчинам в его семье, и только после того может он приобщиться к празднику – ведь после обрезания он будет таким же, как и коренные жители в стране вашей. Но никто, если он не обрезан, не должен есть Пасху. 49Один и тот же закон – и для исконного израильтянина, и для переселенца, живущего среди вас». 50Все израильтяне так и поступили: они сделали всё точно так, как повелел Господь Моисею и Аарону. 51В тот же самый день, в который Господь вывел сынов Израилевых, словно войско некое, из Египта, 13 Он дал Моисею такое повеление: 2«Посвящайте Мне всех первенцев мужского пола. Первый плод чрева матери среди израильтян принадлежит Мне, и первенцы из скота тоже Мои». Праздник Опресноков 3 И сказал Моисей народу: «Помните этот день, день, в который ушли вы из Египта, из страны рабства вашего, – Господь могущественной рукою вывел вас оттуда. В этот день не ешьте хлеба из теста с закваской, 4ибо в сей самый день, в месяце авив, уходите вы из Египта . 5Господь клялся отцам вашим, что Он даст вам землю ханаанеев, хеттов, амореев, хиввеев и евусеев. И когда Он приведет вас в ту землю, где молоко и мед рекой льются, вы ежегодно должны будете в этот месяц совершать такой обряд: 6семь дней ешьте пресные лепешки, и на седьмой день – у вас праздник, Господу посвященный. 7Хлеб только пресный ешьте семь дней. Ни теста вскисшего, ни закваски не должно быть там, где живете вы. 8В тот день пусть каждый объявит своим детям : « Это делается в память о том, что совершил для меня Господь, когда я покидал Египет“. 9И обряд этот будет словно знак на руке твоей или памятка на челе твоем, побуждая тебя к тому , чтобы наставление Господне всегда было у тебя на устах, ибо рукою могущественной вывел Господь тебя из Египта. 10Это священное установление, выполнять которое ты должен из года в год, в назначенное время. Закон о посвящении всех первенцев 11 Когда же приведет тебя Господь в землю ханаанскую и отдаст ее тебе во исполнение клятвы, данной тебе и отцам твоим, – 12посвящай Господу первый плод чрева каждой матери; и из скота твоего все первенцы мужского пола принадлежат Господу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

4. Женщины И, наконец, разберем четвертый вариант объяснения вырождения современного мужчины: виноваты женщины. Как говорится, «шерше ля фам». Это объяснение исходит в большинстве случаев из мужской среды и является древним как мир. Чтобы увериться в этом, достаточно вспомнить попытку самооправдания Адама перед своим Творцом: И сказал Господь Бог: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел (Быт. 3, 11–12). Муж – глава жены Конечно, и здесь проблема существует. Современная женщина – не та, что была в древности или даже 100–150 лет назад. Для атеиста вопрос: чья вина первична в деградации современного человека – мужчины или женщины, – так же неразрешим, как и вопрос о том, что появилось первым: яйцо или курица? Но для человека верующего оба вопроса не представляют собой загадки. Курица появилась в этом мире прежде яйца, а мужчина является главным и первым виновником деградации человечества. Причина проста: семья, как и рыба, «гниет с головы», а в Священном Писании сказано, что муж есть глава жены (Еф. 5, 23). Если тело совершает какие-либо абсурдные или даже опасные действия, никто не станет винить в этом руку, ногу или другую часть тела, но вполне справедливо посчитают источником этих действий голову. «Всякому мужу глава Христос» Но в чем же причина загнивания самой «головы», т.е. мужчины? Ответ мы найдем также в Священном Писании: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор. 11, 3). Именно в таком порядке излагает апостол Павел иерархическую структуру христианской семьи, находящейся под главою Христом (Еф. 1, 10). Главенство мужа устраивается его вхождением в иерархию, в которой он имеет главой Христа. Возглавление от Бога во Христе в этой структуре является необходимым условием главенства мужа над женой. И если Христос держит эту «голову», то само «тело» удерживается своей «главой». Как писал блаженный Августин:

http://pravoslavie.ru/112562.html

a) В Священном Писании о Боге практически всегда говорится в мужском роде: Он хвала твоя и Он Бог твой… Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине ( Втор. 10:21 ; Ин. 4:24 ). Более того, и в самом Коране Аллах упоминается в мужском роде: «Он – Аллах, нет божества, кроме Него, знающий скрытое и созерцаемое. Он – милостивый, милосердный! Он – Аллах, нет божества, кроме Него… хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники! Он – Аллах, творец, создатель, образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он – великий, мудрый» (Коран 59:22–24). b) Православное учение согласно с исламом в том, что Дух Святой всегда был в мире. Например, уже в первых стихах Библии мы встречаем такие слова: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт.1:1–2 ). Свт. Филарет Московский учит, что под словом Дух Божий надобно понимать третью ипостась Святой Троицы – Святого Духа 439 . В Толковой Библии А. П. Лопухина в комментариях к стиху Евангелия от Луки Лк.1:15 (…ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей) приводится аналогичное утверждение: «Вместо возбуждающего действия вина и сикера Иоанн будет возбуждаем к деятельности Духом Святым, Который будет в изобилии посылать ему Свои силы и дары… Иоанн с самого рождения, т. е. в самые юные годы жизни, уже будет иметь в себе полноту Святого Духа» 440 . Однако православное вероучение, в отличие от исламского, добавляет, что Дух Святой после Вознесения Иисуса Христа по-новому излился в сердце каждого человека. Например, священномученик Ириней Лионский писал в своих творениях, что после Воскресения Христа апостолы были облечены силою Духом Святым, после чего исполнились всеми дарами Его и «получили совершенное знание»; они пошли во все концы земли, рассказывая о благах, дарованных им от Бога, и «возвещая небесный мир людям» 441 . Дальше в своём труде святой указывает: «Сего Духа просил Давид для рода человеческого, говоря: „и Духом владычным утверди меня“ ( Пс.50:12 )» 442 . Святой дух имел власть «допустить все народы к двери жизни и к откровению Нового Завета; почему они согласно на всех языках и славили Бога, так как Дух приводил к единству разделённые племена и приносил Отцу начатки всех народов» 443 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

LXXXVI. Поучение, сказанное за литургией при посещении мужского Черемисского монастыря 90 . О значении праздника Вознесения Господня в деле нашего спасения Ныне святая Церковь воспоминает Вознесение Господа нашего Иисуса Христа на небо, и для христиан это событие составляет один из великих праздников. В жизни Христа Спасителя все события велики и важны; но воспоминаемое ныне событие велико и важно по преимуществу. Этим событием, последовавшим в 40-й день по воскресении Господа из мертвых, окончательно завершилось дело спасения рода человеческого, почему и празднование этого события сопричислено св. церковью в кругу 12-ти великих христианских праздников. Но не одним только вознесением Своим на небо Господь наш Иисус Христос совершил дело нашего спасения! Он соделал его всей совокупностью событий земной Своей жизни. Он совершил наше спасение и воплощением, и рождением, и Своими страданиями, и Своею крестной смертью, а затем Своим погребением, воскресением из мертвых и преславным вознесением на небо, и наконец сошествием Св. Духа на апостолов. По воскресении Своем из мертвых, Христос Спаситель в продолжение 40 дней неоднократно являлся ученикам Своим, научая их тайнам царствия Божия, это тем тайнам, без усвоения и принятия которых нельзя спастись, тайнам, заключенным теперь в церкви Божией и в которых невидимо и таинственно действует Бог Дух Святой. Так, в самый день воскресения, Он явился женам мироносицам, двум ученикам, шедшим в Еммаус, и всем вместе в одно время являлся Он ученикам на море Тивериадском, в другое – Он явился на одной из Галилейских гор более пятистам верующим и, наконец, в день вознесения, Он явился всем ученикам Своим вместе, среди которых в это время находилась и Матерь Божия, Пречистая Дева Мария. Ученики на этот раз, по случаю приближения праздника Пятидесятницы, были в Иерусалиме и находились в одном доме. Здесь явился им Господь наш Иисус Христос и сказал: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас, вы же оставайтесь в г. Иерусалиме, пока не облечетесь силой свыше. Ибо Иоанн крестил вас водой, а вы чрез несколько дней будете крещены Духом Святым». Слова эти поразили учеников; их сердца затрепетали от радости, им подумалось, что еще несколько дней и славное царство Израиля будет восстановлено. И вот они столпились около Учителя, со всех сторон, послышался вопрос: не в сие ли время, Господи, Ты восстановишь царство Израиля? Господь остановил их любопытство, и отвлек их мысли от временных расчетов. «Не ваше дело, – сказал Он, – знать времена или сроки, которые Отец предоставил Своей власти: но вы получите силу, когда сойдет на вас Дух Святой, и будете Моими свидетелями во Иерусалиме и во всей Иудеи и в Самарии и даже до последнего края земли».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Mф. II:13–23 . Отпустив волхвов в Вифлеем, Ирод каждый день нетерпеливо ожидал возвращения их; но они не являлись. Узнав, наконец, что волхвы уже оставили пределы его царства, он, в порыве ярости, послал избить в вифлеемском округе всех детей мужского пола от двух лет и ниже. Кровь невинных полилась рекой. Четырнадцать тысяч младенцев пало под ударами палачей Ирода. Плач, рыдание и вопль отчаянных матерей огласили всю страну. Ирод надеялся, что при этом всеобщем избиении младенцев не избегнет смерти и новорожденный царь Иудейский, но Промысел не допустил исполниться такой преступной надеже. Еще прежде, чем Ирод обнародовал свое жестокое повеление, Ангел Господень явился во сне Иосифу и сказал: – Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе. Ирод станет искать Младенца, чтобы погубить Его. Иосиф, проснувшись, тотчас же исполнил повеление Ангела – взял Младенца, Матерь Его и ночью отправился в Египет. Между тем Ирод, вскоре после совершения своего ужасного злодейства, впал в тяжкую, необычайную болезнь. Скрытый огонь непрестанно пожирал его внутренность и порождал ничем неутолимую жажду. В теле образовались раны, кишевшие червями и издававшие нестерпимое зловоние. Все члены стягивались судорогами. Ноги распухли и налились жгучей жидкостью. Пособия врачей только усиливали болезнь. После долгих неизобразимых страданий он, наконец, испустил свой дух для других, более страшных нескончаемых мучений. 4 § 10. Сретение Иисуса Христа Симеоном и Анною во храме Лk. II:21–40 . По смерти Ирода, Ангел Господень явился снова во сне Иосифу и сказал: – Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву: искавшие души Его умерли. Иосиф оставил Египет и пришел в Иерусалим. В это время исполнилось сорок дней от рождения Богомладенца и родители Его принесли Его во храм для представления Господу. По закону Моисееву так было поступаемо со всеми первенцами мужского пола. Богатые при сем случае приносили в жертву волов и агнцев, бедные же пару голубей. Мария же принесла за своего первенца пару птенцов голубиных 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

– Знаете, в Новом Завете достаточно мест, которые, к сожалению, толкуются превратно. Действительно, если ты не обременен семьей или можешь ее оставить без ущерба для близких, к тебе обращен этот призыв Господа безоглядно следовать за Ним. Но если ты не один, то остаешься в ответе за тех, кто находится рядом. Это утверждение ни в чем не противоречит Священному Писанию. Апостол Павел сказал: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного ( 1Тим.5: 8 ). Если ты не женат, то волен влиться в ряды нищенствующей братии, нисколько не заботясь о земном и довольствуясь лишь милостыней. Однако, женившись и, более того, породив детей, ты принял на себя всю полноту ответственности за их будущее. И здесь уже нельзя просто сказать: «Господи, позаботься о них Сам, пожалуйста!» Ярчайший пример для меня – оборона Троице-Сергиевой лавры от поляков. Понятно, что главная задача монахов – молиться. Они и молились, но в какой-то момент принялись защищать святую обитель с оружием в руках! Так и здесь. Любой верующий отец просит Бога о том, чтобы Он защитил его семью и помог бы ее прокормить, помог бы воспитать детей, сохранил бы любовь между ним и женой. Однако и сам он при этом не должен сидеть сложа руки. Переезжая в новую квартиру, глупо надеяться на то, что Господь соберет за тебя мебель или повесит шторы. Это – твой дом и твоя ответственность. Вообще, благополучие семьи, причем не только в материальном плане, но вообще во всех его аспектах, безусловно, является зоной ответственности отца. Апостол Павел пишет, что священнослужитель должен быть непорочен, одной жены муж, … хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? ( 1Тим.2–5 ). Радение о домашних, равно как и радение о Церкви, изначально возлагается на мужчину. К несчастью для нас, в советские годы у мужчин была фактически отнята возможность быть хозяевами в собственных домах; в войну и послевоенные годы слишком многое непосильным грузом легло на женские плечи, да и в наше время значительная часть будущих мужчин воспитывается в неполных семьях, вырастая без отцов, поэтому область мужской ответственности в нашей стране – это поле глубинных проблем и искажений.

http://azbyka.ru/semya/muzhskoj-razgovor...

Авраму было девяносто девять лет от рождения, когда опять явился ему Господь, и сказал: «Я Бог всемогущий, ходи пред лицом моим и будь непорочен; Я поставлю завет мой между мною и тобою, и умножу тебя; отныне ты не будешь называться Аврамом, но Авраам будет имя твое, ибо тебе положил Я быть отцом многих народов, и цари из тебя изыдут; поставлю завет вечный с тобой и твоим потомством, и буду Богом твоим и твоего потомства, и дам ему в наследие вечное землю, по которой странствуешь. Ты же соблюди завет мой и племя твое, после тебя, да соблюдет из рода в род, чтобы всякий восьмидневный младенец, мужского пола, был обрезан; знамение сие да будет на теле вашем заветом вечным; необрезанный же отсечется от народа своего, ибо нарушил завет Мой.» Наружное обрезание плоти было таинственным видом духовного обрезания сердца, от всех страстей ветхого греховного человека, и знамением будущего крещения, чрез которое совершенно возрождается обновленный человек. «Не тот Иудей, говорит Апостол Павел, который таков только наружно, и не то обрезание, которое совершается только наружно над плотью; но тот Иудей, который таков втайне, и то обрезание, которое совершается над сердцем по духу, а не по букве» ( Puм. II. 28, 29 ). Плод же обрезания есть вступление в завет с Богом и наследование его обещаний. И Сару благословил Бог именем Сарры, т. е. госпожи множества, обещав Аврааму, что от нее собственно родится ему сын и произойдут народы и цари народов. В радостном изумлении пал Авраам на лицо свое, помышляя сам в себе: как у столетнего старца и девяностолетней жены возникнет еще племя? Довольный Измаилом, он просил только Господа, чтобы сын сей остался жив пред лицом его; но Господь, проникнув помысел Авраама, ответствовал: «воистину Сарра, жена твоя, родит сына Исаака, и с его потомством поставлю Я завет вечный; от Измаила же произойдет народ великий и двенадцать князей от него родятся, но но завет Мой с Исааком.» – Так разрешилось радостное недоумение Авраама, пораженного величием обетований и избытком благословений Божьих. В тот же день обрезал он Измаила и всех рожденных в доме своем, и всех купленных у иноплеменников, мужского пола; обрезал и сам себя, не смотря на столетний свой возраст, для исполнения заповеди Божьей, и в залог рождения Исаакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Апостол Павел в своем послании к Коринфянам, объясняя учение Христово о браке, писал: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена» ( 1Кор.7:4 ). Слова о том, что жена и муж не властны над своими телами, нужно понимать в том смысле, что они не владеют своими телами, так как единство плоти мужа и жены в их браке основывается прежде всего на том, что муж предоставляет свое тело в исключительное обладание, владение жене. А жена предоставляет свое тело в такое же безграничное использование и владение своему мужу. При появлении постороннего человека, завладевающего телом одного из супругов, происходит разрыв соединившихся двух плотей в одну, и разрушение брачного союза. Вот почему, придавая браку огромное значение как явлению, установленному Самим Богом, Иисус Христос все же разрешал развод по одной существенной причине – из за прелюбодеяния. Так как при совершении прелюбодеяния одного из супругов, то есть появление третьего лица, происходит разъединение мужской и женской половины, ранее объединенной в одно целое. Возникает раскол брака, состоящего из женской и мужской части на две самостоятельные части, и деление одной плоти на две, что в свою очередь приводит к распаду брачного союза, так как мужчина и женщина в браке уже не представляют собой одно целое. Из слов Иисуса Христа видно, что Он относится к браку не как к простому сожительству мужчины и женщины, а как к священному союзу, установленному Самим Господом Богом в начале начал. И коль брачный союз освящен Богом, то он должен быть не расторжим. «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Матф. 19,6 ). Эти слова Иисуса Христа нужно понимать как указание на то, что брачный союз, представляющий собой священное объединение двух человеческих полов (половинок) в одно целое, не должен расторгаться и разрушаться, за исключением конечно единственного случая, когда брак перестает быть браком, по причине прелюбодеяния при вмешательстве в брак постороннего человека. Поэтому при совершении брака и нужно осмотрительно и вдумчиво выбирать себе такую супругу (половину), с которой не втягость можно было бы прожить всю жизнь, деля с ней радости и огорчения, и не допуская развода. Ведь Господь Бог создал для мужчины только одну женщину (как для Адама была сотворена одна Ева), с которой он должен прожить всю свою земную жизнь. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1,27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

В высшей степени поучительны сказания: о рождении и воспитании Моисея в доме царя – Фараона; об избрании его в вождя Израилю и о чудных делах, сотворенных им в Египте перед Фараоном и перед целым народом израильским, которые свидетельствуют, что Моисей послан от Бога для избавления израиля и что все, сотворенное им, есть дело Божие. Из самого рождения Моисея уже видно, что перст Божий был над ним. Так, известно из Библии, что Фараон, опасаясь размножения Израиля в Египте, велел умерщвлять всех детей мужского пола, с ними конечно осужден был на смерть и будущий избавитель Израиля – Моисей; но вот чудо: Моисей, брошенный в воду, спасен Божиим устроением, и кем же? – дочерью Фараона, того самого лица, который искал смерти всех младенцев израильских мужского пола. Замечательно и то, что этот же Фараон сам воспитывал будущего врага своего и избавителя Израиля от рабства Египетского. Чудесно также было избрание Моисея: он, ведя скромную пастушескую жизнь и не думая нисколько быть вождем Израиля, делается им, и вот как. Однажды Моисей, пася стадо тестя своего, увидел купину (терновый куст), горевшую и не сгоравшую, и хотел приблизится к ней, но услышал голос: «Моисей! Моисей! Не подходи сюда; сними обувь с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, свято: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Моисей закрыл лице свое, боясь воззреть на Бога ( Исх.3,4–6 ). Но Господь нежным голосом отца заговорил с ним так: «Я увидел страдания народа Моего и услышал вопль и хочу избавить его от рук, угнетающих его и тебя избираю быть избавителем; иди и выведи народ мой из Египта». Моисей сказал Богу: «Кто я, Господи, чтобы мне прийти к царю Фараону и требовать от него, чтобы он отпустил из Египта сынов Израилевых, и поверит ли мне Израиль, что Ты меня послал». Господь сказал: «Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что говорит тебе». Тут Бог сотворил перед Моисеем чудо: обратил жезл его в змея и змея в жезл; совершил еще чудо над рукой Моисея и тем убедил его в том, что он может исполнить возложенное на него святое дело Библии указывает и на многие чудеса, сотворенные Моисеем перед Фараоном (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010