1106. Пятницкий – Спасский, мужской, ныне село Пятницкое, Орловской губ., Брянского у., в 84 вер. к сев.– зап. от Брянска, при рч. Габье. Несомненно существовал в XVII ст., так как он в 1700 г. имел во владении 18 дворов крестьян. До 1764 г. состоял приписным к Брянскому Петропавловскому мон. и в этом году упразднен. “Ист. Росс. Иер.», V, 654; Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348. 1107. Пятницкий – Троицкий, мужской, ныне церковь в гор. Ряжске, Рязанской губ. Несомненно существовал в XVII ст. на посаде, в Пушкарской слоб., в тесном и грязном месте подле дворов. Когда м-рь и Пятницкая его церковь уже обветшали, то в 1687 г. указом преосв. Авраамия повелено старице ту церковь перенесть и построить девичий м-рь во имя св. Троицы с приделом св. муч. Пятницы, идучи из города в земляном при городке, по обе стороны Московской дороги. Однако же женский м-рь здесь недолго существовал, и в 1693 г. в нем уже был строителем Иов, а в 1764 г. игум. Антоний, при котором м-рь упразднен. “Рязан. губ. вед.», 1855 г., 45 (быв. м-ри); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 438, 22 и 440 (строит. Соломон в 1738 г.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1841 г., XL, 487 (древн. Рязан. епархии). 1108. Рабежская или Рабехская – Троицкая, мужская пустынь, ныне приходская церковь во имя св. Троицы в селе Рабеже, Новгородской губ., Валдайского у., в 47 вер. от Валдая, при рч. Рабежке. Основана в 1697 г. преп. Иоилем, иеромонахом Нило-Столбенской пустыни, скончавшимся в 1712 г. и погребенным в Антониевом Новгород. мон. В 1722 г. приписана к Юрьеву мон., а после 1726 г. к Иверскому, за каковым и состояла до обращения своего в приход 1764 г. Ныне здесь камен. церковь , построенная в 1732 г. взамен деревянной, которая переведена в 1731 г. в Галилейскую пустынь. “Ист. Росс. Иер.», V, 656 (с грамотою); Архим. Петр, “Опис. Ивер. Богор. мон.», изд. 1850 г., 28; “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 17; “Новгор. сборн.», II, Отд. I, 122 (описание монастыря и прихода); Макарий, “Опис. Новгор. Юрьева м-ря», 65; Строев, “Спис. иер. и наст.», 127 (здесь сказано, что Иоиль был игуменом с 1718 – 1721 г., а до него были Лаврентий и Пафнутий); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CCLXXIV, LVI (в 1723 г. состояла за Юрьевым м-рем и имела 2 души крестьян муж. п.); VI, 1726 г., 95 (челобит. строит. иеромон. Тарасия о неприписке пустыни к Юрьеву м-рю); VII, 1727 г., 34 (дело о высылке в Преображ. Канцелярию монаха Сергия).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Городище. Шилов Покровский монастырь. Покровский монастырь на Волхове /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1310. Год утраты:1725 Адрес: Новгородская область, Новгородский район, Городище Координаты: 58.481163, 31.302156 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Городище. Шилов Покровский монастырь Щилов-Покровский, или Шилов мужской, ныне не существующий монастырь Новгородской губ. и уезда, в 3-х верстах к югу от Новгорода, на правом берегу Волхова, в урочище, называвшемся в древности Дубн, или Дубенка. Основан в 1310 г. В 1387 г. упоминается в числе 24-х монастырей, сожженных новгородцами. В 1615 г. разрушен, в 1669 г. возобновлен, в 1681 г. приписан к Юрьеву м-рю, в 1685 г. отписан к новгородскому архиерейскому дому, в 1725 г. совершенно разобран; колокольня перенесена в Юрьев м-рь, а бревна церкви и зданий унесены водой. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=50522

о приписке к Воскр. м-рю), IV, Отд. I, 184 (строит. Иосиф 1662 г.); 1875 г., I, Отд. I, 373, 389 (приходо-расход. кн. Воскр. м-ря), II, Отд. I, 496 (вотчина в Сурожск. стане 1585 г.), 535 (получил грам. 1623 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 1070 (тяжебное дело 1722 г. вдовы Темиревой со строителем м-ря Питиримом), прилож., DLIX, XLIX (в 1676 г. имел крестьян 39 двор.); III, 1723 г., 254 (дело канцеляриста Жданова); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1790 г., XIV, 183 (челобит. преп. игум. Иосифа Волоколам., начала XVI ст.; сказано, что кн. Феодор пользовался казною м-ря и брал в свою пользу достояние чернецов); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1788 г., IV, 236 (духов. 1504 г. кн. Ив. Борис.; в Левкиев м-рь 10 руб.), 238 (в этой же духовной сказано: «к Пречистой Осифу да Левке кобыл и жеребят); 1789 г., V, 106 (кн. Дм. Ив. Углицкий в своей духовной, около 1509 г., не забыл на Волоке Левкееву пустынь), 147, 151 (по духовной 1513 г. кн. Фед. Борис. Волоцкой завещал Левкиеву м-рю заемных 10 руб., за шубу 8 руб., атлас на шубе и село Назарьевское). 906. Леохнов – Ивицкий – Антониев – Спасский, мужской, ныне село Леохново, Новгородской губ. и уезда, от Новгорода сухим путем в 103 вер., водою в 52 вер. и в 20 вер. от гор. Старой Руссы, близ озера Ильменя. Осаован в 1556 г. преп. Антонием, скончавшимся в 1611 г. 17 октября. Преп. Антоний был погребен в Новгороде на Рядитиной улице, близ церкви св. ап. и ев. Луки, но около 1620 г. мощи перенесены в Леохнов мон. и положены под спудом; память его совершается 12 июля и 17 октября. В 1681 г. монастырь приписан к Новгор. Юрьеву м-рю, а в 1687 г. к Новгород. архиер. дому. В 1764 г. упразднен и церковь обращена в приход; в 1788 г. она сгорела, но в том же году выстроена вновь во имя Преображения Господня, и тогда же сюда были перенесены иконостас, утварь и все церковное имущество Павлова-Варежского мон. “Ист. Росс. Иер.», V, 11; Ратшин, 401; “Словарь ист. о свят.», 89; “Памят. кн. Новгород. губ. на 1858 г.», в приложении, 4; “Акты истор.», V, 214; “Новгород.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Богородицы (мужской, на острове у левого берега р. Волхова, ныне Новгородский р-н; впервые упом. под 1386, в 1634 приписан к Юрьеву мон-рю; с 1827 скит Юрьева мон-ря), Понедельский Николаевский (мужской, на р. Понеделька, ныне урочище Понеделье Новгородского р-на; впервые упом. под 1386), в честь Рождества Христова на Красном поле (что при убогом доме) (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода; впервые упом. под 1386), Лисицкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы (мужской, находился на левом берегу р. М. Волховец, ныне Новгородский р-н; впервые упом. под 1389), Колмовский Успенский (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода; впервые упом. под 1392), Папоротский Николаевский (мужской, ныне дер. Папоротно Маловишерского р-на; основан в 1403), Верёндовский (Видогощский) Преображенский (мужской, на левом берегу Веронды (Верёнды), ныне территория дер. Сутоки Новгородского р-на; основан в 1407), Мостищский Николаевский (мужской, на правом берегу р. Веряжа, ныне территория пос. Панковка Новгородского р-на; известен с 1412), Воскресенский на Красном поле (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода; основан в 1415), Ксенофонтов Николаевский (мужской, на правом берегу р. Робейка, ныне Новгородский р-н; впервые упом. под 1417), Островский Николаевский Вишерский (мужской, на левом берегу р. Вишеры, близ ее впадения в М. Волховец, к юго-востоку от дер. Радионово Новгородского р-на; основан не позднее 1468), Горнецкий Преображенский («Горнецкий, что в Морозовском погосте») (мужской, ныне дер. Горнешно Маловишерского р-на; упом. с кон. XV в., в 1667 приписан к Юрьеву мон-рю, в 1686-1687 - к Новгородскому архиерейскому дому, после чего, вероятно, обращен в приходскую церковь; окончательно упразднен в 1764), Звадский Преображенский (мужской, на левом берегу р. Ловать, ныне дер. Взвад Старорусского р-на; документально известен с 1495), в честь Спаса Нерукотворного образа на Красном поле (мужской, находился в 450 м к северо-востоку от Рождества Христова на Красном поле мон-ря, ныне в черте Вел. Новгорода; как мон-рь впервые упом.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

1550 как Никандрова Городноезерская Воскресенская муж. пуст., документально известен с 1581, упразднен в 1764, возобновлен как женский в 2012), Антониев Леохновский Преображенский (мужской, в дер. Леохново Старорусского р-на; основан во 2-й пол. XVI в. (не позднее 1587), в нач. XVII в. разорен шведами, восстановлен после освобождения в 1617 Новгородской земли от швед. оккупации, упразднен в 1764, возобновлен в 2012), Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери (мужской, на одном из островов Валдайского оз., в 3 км от г. Валдая; основан в 1653, в 1919 официально закрыт, образована Иверская трудовая артель (в которой трудилась братия мон-ря), артель ликвидирована в 1927, мон-рь возобновлен в 1991). Прекратившие существование к кон. XVI в. Антониев на Боженке - Храминогорский (мужской, на левом берегу Волхова, напротив совр. дер. Змейско Новгородского р-на; упом. с 1499, упразднен к 1592), Борисоглебский с Загзенья (на Гзени) (мужской, ныне в черте Вел. Новгорода, напротив Антониева мон-ря; известен с 1386, к 1582 запустел, упом. как топографическая единица в описи 1615), Введения Пресв. Богородицы «с Мояты» (мужской, ныне дер. Маята Парфинского р-на; упом. в 1495), Преображенский Рождественско-Богородицкий (мужской, на правом берегу Волхова, в окрестностях микрорайона Кречевицы Вел. Новгорода; основан ок. 1485, упом. под 1555, к 1582 не существовал), Карихов (Кириков) Леонтиевский (мужской, на территории совр. Новгородского р-на; основан не позднее 1492(?)), Пятницкий Космодамиановский (мужской, близ Новгорода, на территории совр. Новгородского р-на; упом. в 1577-1589), Николаевский Сопинский (мужской, ныне дер. Сопины Боровичского р-на; упом. в 1581). Прекратившие существование в XVII в. Пантелеимонов (мужской, ныне территория музея деревянного зодчества «Витославлицы» в Вел. Новгороде; основан кн. Изяславом Мстиславичем, по наиболее обоснованной версии в 1134, в 1667 приписан к Юрьеву мон-рю), Шилов Покровский (мужской, ныне урочище Дубенка (Шиловка) в Новгородском р-не; основан в 1310 мон.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Алонием Сшкилом (Шило), сильно пострадал в Смутное время, восстановлен в 60-х гг. XVII в., в 1680-1681 приписан к Юрьеву мон-рю, в 1687 - к Новгородскому архиерейскому дому, в 1725 деревянные церковь и колокольня разобраны и перевезены в Юрьев мон-рь), Коломецкий Троицкий (мужской, ныне урочище Коломцы у впадения р. Гнилка (М. Глинка) в р. Волхов в Новгородском р-не; основан не позднее нач. XV в., вскоре после весны 1680 приписан к Николаевскому Липенскому мон-рю, в 1692 числился приписным к Новгородскому архиерейскому дому; следов мон-ря не сохр.), Николаевский с Поля (мужской, в Новгороде; основан в 1390; согласно описи 1617 г., разорен; вероятно, не был восстановлен), во имя Двенадцати апостолов на Чудинцеве («на Пропастех») (женский, в Новгороде; основан в 1432 Новгородским архиеп. Евфимием I, упом. в кон. XVI в., запустел в Смутное время, восстановлен не позднее 1617, время упразднения неизв.), Николаевский Кречев особный (мужской, ныне в черте г. Ст. Русса; упом. с сер. XV в., в 1676 приписан к Иверскому Валдайскому мон-рю), Успения Пресв. Богородицы (мужской, в Демянске; впервые упом. в 1495, последнее упоминание под 1582, разорен в Смутное время), Петропавловский (женский, в Ст. Руссе; упом. с 1497/98, разорен в Смутное время, согласно описи 1625 г., не существовал), Сергиев (мужской, на р. Полисть, близ Ст. Руссы; упом. с 1497/98, в 1677 приписан к Иверскому Валдайскому мон-рю как «запустелый»), Иоанно-Предтеченский Струпинский (мужской, ныне дер. Теребутицы Шимского р-на; впервые упом. в писцовой книге 1497/98 г.; согласно описанию 1628 г., находился в запустении), Покровский Пустошский (Пустошный) (мужской, ныне дер. Пустошь Старорусского р-на; упом. с 1499, в 1664 приписан к Новгородскому архиерейскому дому; вероятно, прекратил существование в кон. XVII - нач. XVIII в.), Гдицкий (Вдицкий) во имя св. Параскевы Пятницы (мужской, ныне дер. Вдицко Новгородского р-на; упом. в писцовых описаниях в 1500; вероятно, запустел в Смутное время, в описи Водской пятины 1628 г.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Три периода крепостной зависимости Крепостное право естественным образом развивалось из поместной системы, становление которой приходится на рубеж XV и XVI веков. Государство передавало служилому человеку участок земли в пожизненное владение за обязанность нести воинскую службу. Крестьянин был вольным и работал на земле по договору, но не мог уйти раньше сбора урожая и расчёта с хозяином, но и дворянин выгнать его тоже не мог до сбора урожая. Согласно судебнику Иоанна III (1497г.) переходить к другому землевладельцу крестьянину разрешалось в течение недели, предшествующей Юрьеву дню (26 ноября), и недели, следующей за ним. Бытует мнение, что начало крепостному праву положил Борис Годунов указом 1597 года о пятилетнем сыске крестьян и возвращении их на землю. На самом деле оно берет своё начало именно с оформления поместной системы: признаки несвободы дворянина и крестьянина были заложены уже тогда, а указ 1597 года не менял этих отношений, а регулировал только отношения с беглыми крестьянами, сбежавшими до срока выполнения своих обязательств, и то только в течение пяти лет со дня побега. Это первый период крепостной зависимости: примерно с рубежа XV и XVI веков до петровской ревизии 1724 года (хотя эта дата требует уточнения) . Об этом периоде можно сказать, что государство нашло именно ту форму зависимости, которая гармонично соответствовала понятиям и требованиям народных начал, и которая именно поэтому лучшим образом способствовала решению задач государственного строительства. Второй период крепостного права начинается с 1724 года, когда Пётр I провёл перепись населения, и все души мужского пола были записаны за помещиками и государством. Второй период крепостной зависимости также можно охарактеризовать как соответствующий народным началам. Такая оценка справедлива, так как на эту крепостную зависимость можно смотреть двояко: вроде бы крестьяне закрепощены, но закрепощены также и дворяне в государственное тягло, то есть все, а значит, можно считать, что и никто. Понимание же народом необходимости несения государственного бремени к этому времени было уже выработано: страна не так давно вышла из Смуты и вела постоянные войны за собственное выживание, поэтому закрепощение, по сути, всего населения было справедливым (напрашивается аналогия с мобилизационной экономикой времён Великой Отечественной войны).

http://ruskline.ru/analitika/2019/03/01/...

грам. 1615 г. о беспошлинн. пропуске по р. Свири соли для м-ря; игум. Кирилл). 1036. Пантелеймонов, мужской, приписанный к Юрьеву мон. (с 1764 г.), в 3 вер. к югу от Новгорода, на берегу оз. Мячина, в холмистой местности, называемой Горка. Он уже существовал в полов. XII ст., что доказывается грамотою Вел. кн. Изяслава Мстиславича (1146 – 1155 г.) на владение землями. Да и в летописях его имя упоминается под 6715 (1207) год.: «Того же лета постави церковь святого Пантелеймона в монастыре Пинещинич Феодор.» В 1667 г. приписан к Юрьеву Новгор. м-рю. В 1764 г. предположено его обратить в приходскую церковь , но снова приписан к Юрьеву мон. Прежняя церковь Пантелеймона разобрана и в 1810 г. выстроена новая. В 30-х годах XIX ст. граф. Орлова-Чесменская купила землю, окружающую церковь, обратила ее в мызу с садом и камен. домом, и по дарствен. записи передала Юрьеву мон. “Ист. Росс. Иер.», III, 454 (с грамотами); Ратшин, 400; Толстой, “Свят. и древн. Вел. Новгр.», 176; Макарий, “Археол. опис. церковн. древн. Новгр.», I, 644; “Новгор. сборн.», Отд. 6, 60; “Ист. разгов. о древн. В. Новгр.», 84; “Книга степенная», II, 124; “Новгор. губ. в.», 1853 г., 28 (ист. памятн.; здесь неправильно показано, что в церкви покоятся мощи юродив. Николая Кочанова; они почивают в церкви, находящейся в Новгороде); Архим. Макарий, “Опис. Новогр. Юрьева м-ря», 64, 66; Строев, “Спис. иер. и наст.», 107, 45; Ключевский, “Жит. свят.», 65; “Новгор. писцов. кн.», II, 629, 683; Макарий, “Ист. Р. Ц.», II, 98; III, 72; “Полн. собр. лет.», III, 30 (постр. церк. св. Пантелейм. 1207 г.), 128 (тоже самое), 219 (тоже самое); IV, 19 (тоже самое), 94 (сожжен новгородц. 1386 г.); VI, 212 (в 1478 г. занят войсками Сабурова), 285 (в 1528 г. введено общежитие); VIII, 190 (осада Новгор. 1478 г.); XV, 305 (в 1207 г. совершена цер. св. Пантелейм. в м-ри); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, прилож., CCLXXIV, LVI (в 1723 г. состоял за Юрьевым м-рем и имел крестьян 78 душ м. п.). 1037. Пантелеймонов на Красном Дворе, мужской, не существующий, находился в самом гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Причта по штату конца XIX века было положено: священник и псаломщик. Причт пользовался доходами от приписного Семендяевского прихода. Дома у членов причта были собственные на церковной земле. Земли при церкви было усадебной около 2-х десятин, пахотной 26, под перелогами, кустарником и дорогами до 7, сенокосной с кочками и болотами 17, под дровяным лесом и молодой лесной зарослью 18 десятин 229 сажен. В соответствии с «Расписанием приходов и причтов Владимирской губернии», высочайше утвержденном в 1893 году был образован Глебовско-Слободской с Благовещенским приход. В него входили церкви: Богородицкая в селе Глебовском – главная, Казанская селе Выползовой слободке (разрушена в советское время), и Благовещенская в селе Благовещенском (ныне Семендяйка) – приписные. Причт по штату в объединенном приходе должен был состоять из 2-х священников и 2-х псаломщиков. В самом конце XIX века приход снова разделился и состоял из села Глебовское, деревни Елизарки, Афансьевой, Нелидовой, Поповской, Полян, Костенки и Щелканки (все примерно в 2-х верстах от церкви), в коих по клировым ведомостям значилось 305 душ мужского пола, 336 женского. В селе Глебовское с 1894 года действовала церковно-приходская школа, в которой числились 31 учащихся. В советское время храм был закрыт и разорен, сломана колокольня. Ныне он возвращен верующим и восстанавливается. По книге протоирея О.Пэнэжко «Храмы и монастыри г. Переславля-Залесского и окрестностей», Владимир, 2007 год. В небольшом селении Глебовское, что в 125 км от Ярославского шоссе, находится уникальный памятник архитектуры - храм Рождества Пресвятой Богородицы. Селение находится возле реки Выжига, протекающей рядом с трассой Москва-Холмогоры. Село Глебовское возникло очень давно. Есть сведения, что в XVI веке данное поселение уже существовало под властью московских князей. Небольшая его территория в 1620-е годы была подарена Михаилом Федоровичем Юрьеву Степану Борисовичу, а оставшиеся земельные наделы были выкуплены разными помещиками. На сегодняшний день сохранились старинные патриаршие окладные книги, из которых можно узнать, что в период между 1628 и 1629 годами в селении существовало две небольшие деревянные церкви, одна из которых была освящена в честь Николая Чудотворца, а вторая – во имя святого Дмитрия Солунского. До нас дошли наброски первоначального плана села, который был составлен в 60-е годы XVII в. Согласно  представленным чертежам, в то время данный населенный пункт принадлежал трем хозяевам: князю Андрею Лыкову, стольнику Глебу Юрьеву, сыну знатного боярина Ивану Дивову. Во второй половине XVIII в. Глебовское стало достоянием одного из самых известных сподвижников и соратников Петра Великого Алексея Макарова – президента и тайного советника государственной коллегии, при этом за ним числилось 19 изб и 135 проживающих в них рабочих крестьян мужского и женского полов.

http://sobory.ru/article/?object=05889

Еганово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Еганово в 1620 г. принадлежало великой инокине Марфе, матери царя Михаила Федоровича. В 1755 г. тщанием прихожан была построена деревянная однопрестольная церковь с колокольней на каменном фундаменте. Ныне существующая церковь каменная церковь Покрова Божей Матери возведена во 2-ой половине XIX в. 12 октября 1895 г. освящены устроенные в трапезной приделы Тихвинской иконы Божей Матери и Святителя Николая Мирликийского. Постройка трапезной и колокольни велась на средства, завещанные крестьянином Павлом Тороповым. Была церковно-приходская школа. В советское время были уничтожены завершение колокольни, главки храма и внутреннее убранство. По материалам книги: Прот. О. Пэнэжко Бронницкий уезд. Храмы Раменского района. - Владимир, 2006 Как можно видеть, сейчас храм восстанавливается. Село Еганово Раменского городского округа исторически принадлежало к числу вотчинных владений московского Знаменского монастыря, основанного царем Михаилом Федоровичем Романовым. Покровская церковь в Еганово, построенная в 1890-х годах, являлась преемницей древнего Воскресенского храма, который когда-то стоял на вершине Ягановского холма – Боровского кургана. Этот курган у реки Москвы, по преданию, насыпали на месте погребения русских воинов, погибших в легендарном сражении. По другой версии, холм имел естественное происхождение, а на его вершине еще в дохристианские времена находилось языческое святилище. В 1631 году первый царь из династии Романовых Михаил Федорович основал в Москве Знаменский мужской монастырь в память о кончине матери – великой государыни инокини Марфы. Обитель была устроена в той части исторической местности Зарядья, которая принадлежала боярам Романовым еще с XVI века и где при боярском дворе издавна стояла домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 1632 году по указу царя Михаила Федоровича старинная подмосковная вотчина Романовых село Еганово (в прошлом Яганово) была пожалована Знаменскому монастырю. В XVI веке Еганово принадлежало боярину Василию Михайловичу Захарьину-Юрьеву, а потом перешло его двоюродному брату Никите Романовичу Юрьеву – деду царя Михаила Федоровича. После возведения последнего на царский престол старинные вотчины Романовых, включая Еганово, стали использоваться «на обиход» великой княгини Марфы Ивановны – матери государя.

http://sobory.ru/article/?object=04972

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010