Прокимен (псалом 46), глас 3: Пойте Богу нашему, пойте:/пойте цареви нашему, пойте.  Стих: Вси языцы, восплещите руками, воскликните Богу гласом радования. На вечерне Прокимен (псалом 47), глас 3: Велий Господь и хвален зело/во граде Бога нашего.  Стих: Во граде Господа сил, во граде Бога нашего. Чтение Бытия  1–5] 1 Сказал Господь Бог Ною: «Войди ты и весь дом твой в ковчег, ибо тебя Я увидел праведным передо Мной в роде этом. 2 От скотов же чистых введи к себе по семи, мужского пола и женского, а от скотов нечистых — по два мужского пола и два женского. 3 И из птиц небесных чистых — по семи, мужского пола и женского, и из птиц небесных нечистых —по две мужского пола и две женского, чтобы пропитать семя на всей земле. 4 Ибо через семь дней Я наведу ливень на землю на сорок дней и сорок ночей и истреблю всё живущее, сотворенное Мной, с лица земли». 5 И сделал Ной всё, что заповедал ему Господь Бог.  Прокимен (псалом 48), глас 2: Уста моя возглаголют премудрость,/и поучение сердца моего разум.  Стих: Услышите сия, вси языцы, внушите, вси живущии по вселенней. Чтение книги Притч  32–36; 9: 1–11] 32 «Сын мой! Слушай меня, и блаженны те, которые сохранят пути мои. 33 Выслушайте премудрость и будьте мудры и не отступайте. 34 Блажен муж, который выслушает меня, и человек, который пути мои сохранит, бодрствуя каждый день при моих дверях и охраняя пороги входов моих. 35 Потому что выходы мои — выходы жизни и желание происходит от Господа. 36 А согрешающие против меня совершают беззаконие против своей души, и ненавидящие меня любят смерть». 1 Премудрость для себя воздвигла дом и семь столбов установила. 2 Жертвы свои заколола, в чаше смешала вино и накрыла свой стол; 3 рабов своих послала возглашать, созывая торжественным словом на чашу: 4 «Кто неразумен, тот пусть обратится ко мне!» 5 И тем, кому недостаёт ума, сказала: «Придите, ешьте мой хлеб и пейте вино, что я размешала для вас. 6 Безрассудство оставьте и будете жить, и позаботьтесь о разуме, чтобы жизнь вам иметь, и исправьте разумение ведением». 7 Поучающий злых обретёт бесчестие, обличающий же нечестивого подвергнет себя осмеянию, ибо обличения для нечестивого — раны. 8 Не обличай злых, чтобы не возненавидели тебя, обличай мудрого, и он возлюбит тебя. 9 Давай средство мудрому, и станет он мудрее; разъясняй праведному, и он охотно послушает. 10 Начало премудрости — страх Господень, и желание святых — разумение, знание же закона свойственно доброму образу мыслей. 11 Так поступая, долго проживёшь, и продлятся годы жизни твоей.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

«Растлилась земля перед Богом и наполнилась неправдой. Воззрел Господь Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила свой путь на земле перед Богом. И сказал Господь Бог Ною: „Конец всякого человека пришёл предо Мною, ибо земля наполнилась от них злодеяниями”» ( Быт. 6:11–13 ). «Но войди в ковчег ты, и жена твоя, и трое сыновей твоих, и три снохи твои, ибо ты обрёл благодать предо Мною в племени своём. Введи с собой из всякого скота, и из всех птиц, и из всех зверей, и из всех гадов, и от всякой плоти по паре, мужского пола и женского, и будешь кормить их с собой; и из скота чистого возьми по семи, мужского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужского пола и женского; и из птиц нечистых по две, мужского пола и женского, чтобы сохранить племя их для всей земли. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею» ( Быт. 6:18–21; 7:1–3 ). Ной, услышав эти слова от Господа Бога, возрадовался духом, что он со своим домом удостоился прославления и память о нём останется в следующих поколениях 413 , (ибо первые [поколения, происшедшие от] Адама и расселившиеся [по земле], погибли, нынешний же род человеческий является Ноевым), и в то же время из родственной любви он скорбел о гибели его родственников и сонма всего [живого] в мире. О семь же бо разми ты, ко въ о и во дв зыку вс разно суть: и нрави, и обычаи, и зври, и гади, и птица, и прочии народи. Но рече Господь Богъ «не скорби, но дари въ било, и имже повелно будеть препитатис съ тобою, и ти сбертьс. Посмоли бо ковчегъ внду и внутрьду и котьца створиши въ немъ». И створи Нои си вс, запо(л.52в)вдахе «âtäà» му Господь. Подумай о том, что в 72 народах все различно: и нравы, и обычаи, и звери, и пресмыкающиеся, и птицы, и прочие породы 414 . Но Господь Бог сказал Ною: «Не скорби, но ударь в било, и все, кому велено пропитаться с тобой, пусть соберутся. Осмоли ковчег снаружи и внутри и сделай в нём отделения» ( Быт. 6:14 ). «И сделал Ной всё, как повелел ему Господь» ( Быт. 6:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Затем во сне они получили откровение – не возвращаться к Ироду, и потому отправились домой другим путем. В то же время, как только ушли волхвы, ангел явился во сне Иосифу и сказал: „встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги во Египет и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его“. Иосиф встал, взял Младенца и Марию и в ту же самую ночь отправился в Египет. Между тем Ирод, видя себя обманутым волхвами, пришел в неописанную ярость и в порыве зверского гнева повелел избить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Отрицательной критике кажется непонятным, что о столь важных событиях, каковы появление в Иерусалиме восточных мудрецов и избиение всех вифлеемских младенцев, не упоминает в „Иудейских древностях“ иудейский историк Иосиф Флавий. Но, во-1-х, такое событие, как появление в иудейской столице восточных мудрецов, вовсе не может быть названо столь важным событием, которое было бы достойно того, чтобы его заносить на страницы иудейской истории. Оно действительно в свое время могло произвести смятение между иудеями, но само по себе, без отношения к христианству, оно вовсе не было ялением, выходящим из границы обыкновенного и неслыханного. Что же касается избиения младенцев вифлеемских, то хотя эта жестокость и ужасна для нас, но для современников Ирода, особенно при сравнении с его другими жестокостями 292 , она могла казаться лишь каплей в море, а потому и весьма естественно, что она была опущена Иосифом, заносившим в свою историю только одни особенно зверские злодеяния этого тирана. При этом нужно заметить, что евангельское выражение: „избил всех младенцев в Вифлееме“ – не должно быть для нас столь поразительным, каким оно действительно может показаться на первый раз. В таком незначительном местечке, каким был в то время Вифлеем, число двухлетних младенцев, и притом лишь одного мужского пола, не могло быть слишком велико; а потому если даже Ирод повелел избить и всех детей мужского пола в Вифлееме, которым тогда было не более двух лет, то очевидно, что этих детей все-таки было не так много, чтобы эту зверскую жестокость Ирода можно было поставить на одном ряду с такими злодеяниями, каково, напр., умерщвление собственных сыновей, жены, первосвященника или знатнейших иудеев по одному человеку из каждого дома. Как известно, Ирод был такой человек, для которого ничего не было святого; это был полный тип восточного тирана, не останавливающегося ни перед какими препятствиями, не стесняющегося никакими средствами. И замечательно, что чем быстрее приближался конец его жизни, тем злодеяния его становились все сильнее и чудовищнее. Действительно, вскоре после избиения всех двухлетних вифлеемских младенцев мужского пола, Ирод умер, ко всеобщей радости тогдашнего иудейского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

И сказал Моисей народу: помните этот день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттуда. И соблюдайте Закон сей. И будет, когда введет тебя Господь Бог твой в землю Хананеев, как Он поклялся тебе и отцам твоим, и даст тебе её – и отделишь все, разверзающее материнскую утробу мужского пола Господу. Если же спросит тебя после того сын твой, говоря: “Что это?”, то ты скажешь ему, что рукою крепкою вывел нас Господь из земли Египетской, из дома рабства. Когда же фараон ожесточился, не желая отпустить нас, умертвил Господь все первородное в земле Египетской, от первенцев человеческих до первенцев из скота, – потому я приношу в жертву Господу всё, разверзающее материнскую утробу, мужского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю; и будет это знаком на руке твоей и – непоколебимо пред очами твоими, ибо так сказал Господь Вседержитель: первородное из сынов твоих будешь отдавать Мне. И будет: всякий, кто родит младенца мужского пола, в день восьмой обрежет у него крайнюю плоть его; и жена его тридцать три дня не будет приходить во святилище Божие к священнику, пока не исполнятся дни очищения. И после того принесет он агнца однолетнего, непорочного во всесожжение и молодого голубя или горлицу за грех, к вратам скинии свидетельства к священнику, или вместо них принесет двух молодых голубей или двух горлиц, и совершит умилостивление о нем священник, ибо как воздаяние отданы они Мне из всех сынов Израилевых: и Я взял их и освятил их Себе вместо первенцев Египетских в день, когда Я поразил все первородное в земле Египетской от человека до скота – сказал Господь Всевышний, Святой Израилев. Исх 12:51; 13:1–3, 10–12, 14–16; 22:28 ; Лев 12:2–4, 6, 8 ; Числ 8:16–17 Пророчества Исаиина чтение (глава 6): 2. Пророчества Исаии чтение Бысть в лето, в неже умре Озия, царь, видех Господа, седяща на престоле высоце, и превознесенне, и исполнь дом славы Его. И Серафими стояху окрест Его, шесть крил единому, и шесть крил другому, и двема убо покрываху лица своя, двема же покрываху ноги своя и двема летаху.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sretenie-...

Кроме указанного прямого запрещения брачных союзов с ханаанскими народами, есть косвенные запрещения. Так, то постановление, по которому “аммонитянин и моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне вовеки ( Втор.23:3 ), естественно служило преградой для заключения с ними брачных отношений, хотя собственно по толкованию самих евреев, этим постановлением запрещалось только израильтянке выходить в замужество за моавитяннна или аммонитянина, израильтянину же позволялось жениться на дочерях этих народов, как это видно из истории Руфи ( Руфь.1:4 ). Запрещение брачных союзов с идумеянами и египтянами было менее строго: “не гнушайся, говорит закон, идумеянином, ибо он брат твой; не гнушайся египтянином, ибо ты был пришельцем в земле его. Дети, которые у них родятся, в третьем поколении могут войти в общество Господне“ ( Втор.23:7–8 ). Здесь, очевидно, разумеются такие идумеяне и египтяне, которые каким-нибудь образом получили права гражданства в Моисеевом государстве, и некоторым образом вошли в состав его. Дети их в третьем поколении, т.е. внуки их, уже имели законное право на принятие в общество Господне. 30 Таким образом, в Моисеевом законодательстве можно различать три степени запрещения брачных союзов с иноплеменниками: полное запрещение по отношению к ханаанитянам – с мужской и женской стороны; полное же запрещение, но только с одной мужской стороны, по отношению к аммонитянам и моавитянам, и временное запрещение с мужской же стороны по отношению к идумеянам и египтянам; браки же с женщинами народов этих последних двух степеней считались законными. 31 Браки израильтян с иноземцами были вообще редки и закон хотя не считает их при известных условиях незаконными, однако же отмечает их как исключительные явления. Таковы брачные союзы израильтянки с египтянином, сын которых был побит камнями за хулу на имя Господне ( Лев.24:10–14 ), – Авигеи с Иефером измаильтянином, заключенный, вероятно, во время пребывания семейства Иессея в земле моавитской ( 1Пар.2:17 ), дочери Шешана с Иархой – египтянином, бывшим рабом Шешана ( 1Пар.2:35 ), и женщины из колена Неффалимова с тирянином – медником, сын которых Хирам заправлял работами при построении Соломонова храма ( 3Цар.2:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/zakono...

малая закваска квасит все тесто» (1Кор. 5:13, 6). Итак, не ясно ли показано тебе сначала в Аврааме, что для святых остается безопасною слава их силы и что они легко достигают возможности одолеть врагов, если не пожелают искать ничего от мира, — а потом противоположное сему в Ахаре, уклонившемся от пути правого и склонившемся к мирскому?     П. Совершенно так: сказано ясно.     К. А что святые должны являться везде одинаковыми и в образе жизни и в мнениях, это очевидно, так как закон ясно говорит: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22:5): потому что мерзостью Пред Богом и неприятнейшим зрелищем в очах Его равно является как то, когда изнеженность принимает вид мужества, ибо это значит: «На женщине не должно быть мужской одежды», — так и то, когда мужество недугует изнеженностью, ибо сему подобно облечение мужчины в женскую одежду.     П. Что такое говоришь ты?     К. Лицемерие не есть ли дело худое и бесчестное пред Богом и людьми?     П. Правда.     К. Ну, а если бы кто, будучи любострастен и невоздержен и самими делами изобличаем в этом, впоследствии прикрасил себя славою умеренности, то похвалил ли бы ты сам, Палладий, такового?     П. Никак.     К. Не думаешь ли ты также, что на самом деле умеренный и благоприличный должен быть устойчивым в тожестве мнения и не казаться иным, нежели каков он есть?     П. Согласен.     К. Итак, пусть не скрывается слабое и изнеженное расположение некоторых за славою мужества, — ибо это значит: «На женщине не должно быть мужской одежды», — и истинно крепкое пусть не стремится к изнеженности, ибо это опять значит изречение: «мужчина не должен одеваться в женское платье»: потому что в том и другом — одинаковый порок, и как тот, так и другой грех есть оскорбление добродетели.     П. Ненадежное, как видно, дело и небезвредное — изнеженность.     К. Без всякого сомнения: ибо это — страсть, совершенно достойная отвержения и богоненавистная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Это согласуется с известными словами Апостола Иакова: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого ( Иак. 1:13 ). Об этом же читаем в иудейской книге, написанной незадолго до Рождества Христова и принятой христианами в состав Библии на правах неканонической: Не говори: “из-за Господа я отступил”; ибо, что Он ненавидит, того ты не должен делать. Не говори: “Он ввел меня в заблуждение”, ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его. Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность ( Сирах 16:11-15 ). Мы видим, что в этих текстах однозначно говорится, что Бог не может быть виновником зла, не может нас вводить в искушение, чреватое нашим греховным падением. Получается, что греческий текст противоречит логике нашей веры? Не стоит подходить к этому так строго. «Это прошение не претендует на то, чтобы задаваться мировоззренческим вопросом относительно того, кто именно производит зло. Скорее, и здесь проявляется то, что было заметно уже во вводных прошениях: человек просит о том, что и сам определяет своим поведением» (У. Луц).   Но избави нас от лукавого Эти привычные слова Молитвы Господней на самом деле переводятся с греческого иначе: «Но избавь нас от зла». Наш перевод следует традиционным святоотеческим представлениям, в соответствии с которыми poniru (греч. зло ) связывали с сатаной и переводили как лукавый . А на самом деле, что или кто имеется в виду под poniru ? В мужском или среднем роде стоит это слово в Евангелии? Если в мужском, то речь идет о некоем злом существе. Если в среднем, то о некоем абстрактном зле. Святые отцы традиционно понимали это слово как стоящее в мужском роде. Отсюда в этом прошении лукавый , или злой . Но современные библеисты говорят, что правильнее это слово понимать как стоящее в среднем роде. Большинство примеров у Евангелиста Матфея и во всем Новом Завете говорят в пользу среднего рода. Кроме того, из иудейской литературы неизвестно, чтобы слова злой/лукавый означали сатану.

http://azbyka.ru/parkhomenko/molitva-zap...

1.9. Обязана ли христианка постоянно носить платок или только в храме? А если девушка не замужем?  – Традиция предписывает замужней христианке покрывать голову в храме или на домашней молитве. Платок является признаком замужней христианки: это знак власти, которой она подчинена – власти мужа. В Священном Писании сказано: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову» ( 1 Кор. 11:5 ). «Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» ( 1 Кор. 11:7–10 ).  В настоящее время  такая благочестивая традиция распространяется на всех женщин. Соблюдая ее, женщины тем самым показывают свое смирение и послушание. 1.10. Может ли православная христианка носить брючный костюм или женские брюки? Допустимо ли в таком виде входить в храм Божий и участвовать в таинствах? Называть брючный костюм или брюки исключительно принадлежностью мужской одежды – неправомерно. Брючный костюм или женские брюки являются элементами женской одежды (штаны в христианской Европе стали принадлежностью мужской одежды лишь в IX веке во времена болгарского царя Бориса). Соблюдая соответствующие нормы приличия, православная христианка может в таком виде входить в храм Божий и участвовать в таинствах. Современная одежда, подчеркивающая формы женского тела (например, узкие брюки), часто воспринимаются как соблазн для окружающих мужчин. Одежда и вообще внешний вид христиан, несомненно, должны выражать скромность и не подавать повода к соблазну у окружающих: « горе тому человеку, через которого соблазн приходит » ( Мф.18:7–9 ). В отношении покроя одежды христианам следует учитывать реакцию окружающих людей, руководствуясь советом святого Василия Великого : « Должно избегать и такого дела или слова, которое дозволено Писанием, когда другие чем-либо подобным располагаются ко греху, или к тому, что теряют сколько ни есть усердия к добру ».

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

1. Бытия чтение Явился Господь Авраму и сказал ему: “Я – Бог твой; твори угодное предо Мною и будь непорочен; и положу завет Мой между Мною и между тобою, и умножу тебя весьма. И будешь ты отцом множества народов, и не будешь (больше) называться именем своим Аврам, но будет имя тебе: Авраам, ибо отцом многих народов Я назначил тебя. И весьма, весьма возращу тебя, и произведу от тебя народы, и цари от тебя произойдут. И поставлю завет Мой между Мною и [между] тобою и между семенем твоим после тебя в роды их заветом вечным, и буду им Богом”. И пал Авраам на лицо своё и поклонился Господу. И сказал Бог Аврааму: “Ты же будешь соблюдать завет Мой, ты и семя твое после тебя в роды их. И это завет [Мой], который ты будешь соблюдать, между Мною (и вами,) и между семенем твоим после тебя в роды их: [будет обрезан у вас весь мужской пол.] Обрезывайте плоть вашу крайнюю: и это будет знамением завета между Мною и вами (и между семенем твоим после тебя в роды их). И восьми дней да будет обрезан у вас всякий младенец мужского пола в роды ваши. [А необрезанный] мужского пола, который не обрежет крайней плоти своей в день восьмой, истребится душа та из рода своего, ибо завет Мой он нарушил”. Быт 17:1–2, 4–7, 3, 9–12, 14 Притчей чтение (глава 8): Господь созда мя начало путей Своих в дела Своя. Прежде век основа мя в начале, прежде неже землю сотворити, и прежде неже бездны соделати, прежде неже произыти источником вод, прежде, неже горам водрузитися, прежде же всех холмов раждает мя. Господь сотвори страны, и пустыни, и концы, населены под Небесем. Егда готовяше небо, с Ним бех, и егда отлучаше Себе престол на ветрех, егда крепки творяше вышния облаки и яко тверды полагаше источники поднебесныя. Внегда полагати морю предел его, и воды не мимо идут уст Его, и крепки творяше основания земли, бех при Нем устрояя подобна. Аз бех, о нейже радовашеся: по вся же дни веселяхся пред лицем Его на всяко время. 2. Притчей чтение Господь сделал меня началом путей Своих для дел Своих. Прежде века основал меня, в начале, прежде чем землю сотворил, и прежде чем бездны сотворил, прежде чем произошли источники вод, прежде, чем утверждены были горы, и прежде всех холмов Он рождает меня. Господь сотворил страны, и места безлюдные, и концы населенной земли под небом. Когда Он уготовлял небеса, я была с Ним; и когда устанавливал Свой престол на ветрах, когда прочными делал высокие облака, когда надежность давал источникам поднебесной, когда назначал морю предел его, и воды не перейдут устья его, и крепкими делал основания земли, я была при Нём, все устраивая, и была той, о ком Он радовался, и всякий день веселилась пред лицом Его на всякое время. Притч 8:22–30

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/obrezanie...

27Кехат был предком родов Амрама, Ицхара, Хеврона и Уззиэля, известных, как роды Кехата. 28Мужчин старше одного месяца насчитывалось среди них восемь тысяч шестьсот, и они выполняли свои обязанности при Святилище. 29Все потомки Кехата должны были разбивать свой стан с южной стороны Скинии. 30Вождем их был Элицафан, сын Уззиэля. 31Они отвечали за ковчег, стол, светильник, жертвенники и всякую утварь Святилища, необходимую для служения в нем, а также за завесу, закрывающую Святая святых. 32Главный вождь всех левитских вождей – Элеазар, сын Аарона–священника, был на то поставлен, чтобы наблюдать за всеми, кто отвечал за Святилище. 33 Мерари был предком родов Махли и Муши, известных, как роды Мерари. 34 После сделанного подсчета тех мужчин, кто старше одного месяца, насчитывалось шесть тысяч двести. 35Вождем их был Цуриэль, сын Авихайиля. Свой стан им надлежало разбивать с северной стороны Скинии. 36Их надзору были доверены все опорные рамы Скинии, шесты ее, столбы (с их основаниями) и все прочие принадлежности, и всё связанное с их использованием, 37равно и столбы двора, окружавшего эту святыню, и их основания, и колышки, и веревки. 38А на восточной стороне перед Скинией, перед самым входом в Шатер Откровения, должны были разбивать стан свой Моисей и Аарон с сыновьями его, отвечавшие за обряды во Святилище, за всё то, что надо было делать там для сынов Израилевых. Всякого человека, на это служение не посвященного , который решился бы приблизиться к святыне сей, надлежало предать смерти. 39Всего левитов–мужчин от одного месяца и старше, которых по повелению Господа Моисей и Аарон посчитали род за родом, было двадцать две тысячи. 40Господь сказал Моисею: «Сосчитай всех первенцев мужского пола из остальных колен сынов Израилевых старше одного месяца и запиши имена их. 41 И, объявив всем, отдели для Меня левитов – Я – Господь! – отдели как замену всех старших сыновей народа израильского; и скот левитов пусть будет заменой первенцев из скота сынов Израилевых». 42 Моисей так и сделал: пересчитал всех первенцев народа израильского, как повелел ему Господь. 43Общее число первенцев мужского пола старше одного месяца, сосчитанных поименно, составило двадцать две тысячи двести семьдесят три. 44 Тогда Господь сказал Моисею: 45«Прими левитов вместо всех первенцев сынов Израилевых и первенцев скота левитов вместо скота их. Моими должны быть левиты. Я – Господь! 46А так как первенцев у сынов Израилевых на двести семьдесят три больше, чем всех левитов, то за эту разницу следует взять выкуп. 47За каждого из них возьми по пять с половиной шекелей, священных шекелей в двадцать гер . 48Серебро это отдай Аарону и сыновьям его как выкуп за превысившее число первенцев».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010