От первоначального храма до нашего времени дожила только нижняя половина. Рухнувшие верхние части стен, своды и купол были заново отстроены в XVI веке. В XVII столетии растесали окна и украсили их декоративными наличниками. Фрагменты древней росписи сохранились лишь в алтаре. Реставраторы трудились над их открытием ещё до Великой Отечественной войны, но работу завершить не успели, и в военные годы, когда фашисты превратили храм в конюшню и сенной склад, часть расчищенных фресок оказались уничтожена, а оставшиеся покрыты плотным слоем копоти и грязи. Между тем, роспись весьма любопытна - она отражает все особенности формировавшейся в XII веке новгородской иконописной школы, к которым относятся: графичность и плоскостность изображения, энергический рисунок, богатая палитра. Реставрация храма производилась в 1959-1961 гг. по проекту архитектора Л.Е. Красноречьевой. В 1992 году этот памятник был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2009 году на фасадах были проведены малярно-штукатурные работы, заменена кровля и лемеховое покрытие купола. Церковь является музейным объектом и входит в состав Новгородского объединённого музея-заповедника. Вокруг храма расположено небольшое кладбище. Рядом с южной апсидой находится могила архимандрита Фотия и графини Орловой-Чесменской, останки которых верующие перенесли после вскрытия в 1930-х гг. их гробниц в Юрьевом монастыре. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2014 г. Причту и старосте Новгородской окологородней Аркажской церкви разрешено из имеющихся при их церкви 4-х колоколов, перенесенных сюда, по разборке приписной Успенской церкви и висящих без всякого употребления, вес коих около 15 пудов, некоторые продать члену Археологическаго Института, присяжному поверениому г. Передольскому, а остальные перелить на новый колокол, с добавлением нового материала, весом до 30 нудов, на средства прихожан и частных жертвователей и с употреблением денег, вырученных отъ продажи колоколов г. Передольскому, и затем приобретенный новый колокол повесить при приписной Мостищской церкви, нуждающейся в таковом, 30 Января 1888 года. Новгородсеие епархиальные ведомости, 1888 год, Комментарии и обсуждение " Явилась неведомая старушка и указала на чудом появившиеся у алтаря храма могилы "  Небыло никакой старушки! Могила символическая, устроена прихожанами Юрьева монастыря , на первом попавшемся свободном участке. Точное место захоронения останков неизвестно! 22 сентября 2011. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00357

1 Работами в масонстве называется занятие оккультизмом в самых различных его формах, в том числе и совершение обрядов, как то: прием в ложи профанов и их дальнейшее посвящение в более высокие степени, чтение оккультной литературы и ее обсуждение, участие в оккультных церемониях, важнейшая из которых — посвящение (инициация) новичка в ложу. Известно также, что в основе дьяволопоклонства — а именно оно является сердцевиной оккультизма — лежит человеческое жертвоприношение. «Люцифер, — отмечает исследователь прот. Г. Дьяченко, — провозглашается богом, которому в тайных собраниях поклоняются масоны, и нередко появляется среди них видимым образом; ему приносятся жертвы, в честь его совершают кощунственные и возмутительные оргии. Масоны низших степеней вполне искренно отрицают сообщения о мерзостях, совершаемых люциферианами, т.е. высшими степенями ордена». — Здесь и далее за исключением особо оговоренных случаев примечания составителя. 2 Именно с такой или почти такой формулировкой был отстранен от власти дед Александра I Петр III. — Прим. сост. 3 Псалом от стиха 1-го до конца. — Прим авт. 4 Место погребения. — Прим. 5 Место покоя епископа Иннокентия. — Прим. авт. 6 М. И. Кутузов. 7 В Казанском соборе Санкт-Петербурга. 8 Епископ Пензенский и Саратовский, наставник Фотия. 9 Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская. 10 Ростовский гробовой иеромонах Амфилохий. 11 Новгородский Деревяницкий монастырь. Фотий прибыл сюда 16 сентября 1820 года. 12 Княгиня Софья Сергеевна Мещерская. 13 Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская. 14 Державина Дарья Алексеевна. 15 29 января 1821 Фотий был возведен в сан архимандрита Новгородского Сковородского монастыря. 16 Опубликовано в: Улыбин В. В. Александр Первый: обратная сторона царствования. СПб., 2004. 17 Имеется в виду Указ императора Александра I «О уничтожении масонских лож и всяких тайных обществ» от 1 августа 1822 года. 18 21 января 1823 года в Юрьевом монастыре был большой пожар. 19 Граф Алексей Андреевич Аракчеев. 20 Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3011...

21 Император 16 марта 1823 года прислал в дар монастырю складной иерусалимский крест с перламутровым образом Успения Божией Матери; сей крест государь получил в дар от архимандрита Парфения, молдаванина, бывшего некогда настоятелем одного из монастырей нижегородской епархии. По отставке Парфений отправился в паломничество в Иерусалим и из святого града принес сей крест. — Прим. авт. 22 Князь Голицын писал Фотию 14 марта 1823 года: «Его Величество по принятии сего креста своим собственным движением сказал: “Пошли сей крест в тот монастырь, где архимандрит Фотий, и скажи ему от меня, что хотя во сне он видел, что я к нему не так ласков, но наяву не таков и посылаю к нему крест в знак оного”». 23 Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский. 24 Соборная монастырская церковь во имя Спаса Нерукотворного была освящена 22 октября 1824 года. 25 Граф Алексей Андреевич Аракчеев. 26 Граф Алексей Андреевич Аракчеев. Речь идет об убийстве Н. Ф. Минкиной, домоправительницы графа. В связи с трагедией император Александр прислал Фотию следующее письмо: «Отец архимандрит Фотий! По всем известиям, до Меня доходящим, граф Алексей Андреевич после несчастия, его поразившего, находится в крайнем упадке духа, близком даже отчаяния; зная искреннее уважение его к духовным добродетелям вашим, я уверен, что вы помощию Всевышнего много можете подействовать на душевные его силы: подкрепя их, вы окажете важную услугу государству и Мне: ибо служение графа Аракчеева драгоценно для Отечества. Христианин обязан с покорностию переносить удары, рукою Господнею ему наносимые, мы все в воле Его. Испрашивая благословения вашего, поручаю себя молитвам вашим. Александр. Таганрог, октября 3 дня, 1825 года. Письмо сие храните в тайне». Архимандрит откликнулся на призыв император и приехал в Грузино, где в соборе совершил отпевание Минкиной; по его совету Аракчеев причастился Святых Таин; позднее граф провел несколько дней в обществе подвижника в Юрьевом монастыре. Эти несколько дней спасли его от сумасшествия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3011...

За противостоянием «архаистов» и «новаторов» с самого начала стояли не просто стилевые и языковые проблемы. Адмирал Шишков мог не знать сакрального смысла своей борьбы за старый слог, как и протопоп Аввакум – за старую веру. Но одному из его современников суждено было открыть и сделать явными многие из этих тайн. Его тоже называли «старовером», что для православного монаха звучало как обвинительный приговор. Этим монахом был архимандрит Фотий, который в 1828 году примет в своем новгородском Юрьевом монастыре нового послушника – князя Сергея Шихматова, в феврале 1829 года принявшего постриг под именем Аникиты. Так началась новая жизнь князя-монаха, описанная в 1838 году в книге его младшего брата, тоже поэта, а с 1850 года – министра народного просвещения Платона Ширинского-Шихматова. Но до пострижения два его старших брата, Павел и Алексей, в течение года будут уговаривать его вернуться в мир. Эта, по словам князя-инока, «состязательная переписка» сохранилась и опубликована в книге свящ. В. Жмакина «Материалы для истории Русской богословской мысли тридцатых годов текущего столетия (СПб., 1890). По письмам старших братьев видно, что они более всего обезпокоены вопросом «православности» самого архимандрита Фотия и его Юрьевской обители. Младший брат пытается рассеять их сомнения: «Ежели позволено мне угадать ваше к обители сей святой неблаговоление, то не остается сделать иного заключения, как того, что настоятель не имеет вашей полной доверенности и что вы опасаетесь, бы, последуя ему, не впал в неправославие…» Братья будто не слышат его слов, и он вновь и вновь повторяет: «Еще раз прошу поверить мне, что Юрьев монастырь не есть гнездо еретничества, а напротив, хранилище православия церковного». Братья даже высылают ему для заполнения «образец изложения веры», на что он отвечает: «Предписываемый вами образец изложения моего верования для меня весьма посрамительный и для вас утешителен быть не может. Что я написал вам, то написал от сердца откровенного, а не увертливого, и не сомневался, что оно будет читано с христианскою сердечностью и простотою, не допускающей чужих слов толковать с предположением коварства в пишущем». Братья не останавливаются даже после того, как он буквально умоляет их: «Пощадите, любезнейшие, и сами себя; и что сокрушаете себя по мне, аки уже умершему сетуя». Они сообщают о своем намерении обратиться к высшим духовным властям, на что он отвечает: «Извещаю вас, что ни в какие состязания с вами о православии входить не намерен, но благодарю любовь вашу за ваши обличения. О намерениях ваших искать на меня управу у высших духовных властей как на противника Церкви, скажу, что почитаю оное плодом великой вашей ревности к Церкви, и уповаю, что власть духовная доставит ей совершенство своим вразумлением».

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

1545 2 Новгородская, в Собрании летописей III, 148 (и 185). Преподобный Максим Грек в послании к Макарию, писанном вскоре по занятию последним кафедры митрополичьей, говорит ему, разумея время его архиепископства: «колико обидимых из темниц и от уз разрешил еси? Заточенная воззвал еси, присмертныя оживил еси» (то послание, которое напечатано преосвященным Филаретом и о котором см. ниже, – по изданию преосвященного Филарета стр. 95). 1546 Летопись говорит, что Макарий, прощаясь с Даниилом, «поклонився к нему, глагола: молю тя, отче святый, да Бога молиши о мне, да негли мощна мя сотворит скончати все, о немже ся есмь обещал», – 1 Псковская, в Собрании летописей IV, 296. Под обещанным со всей вероятностью должно разуметь реформу жизни монашеской, с чего начал Макарий свою деятельность в Новгороде. Выражение «есмь обещал» как будто даёт знать, что митрополит возложил на Макария обязанность произвести нашу реформу. Но так как вовсе невероятно допустить, чтобы митрополит возложил на Макария обязанность сделать то, чего сам не делал: то выражение «есмь обещал» нужно понимать в смысле: вызвался, изъявил желание сделать. 1547 Прибавление к 2 Софийской летописи, – в Собрании летописей VI, 284 (второе лето от прибытия Макария в Новгород кончалось Июлем 1528 года). 1548 Послание Макария к великому князю в Дополнении к Актам Истории т. I, Так как послание нам известно без конца, то не видно, в чём собственно состояла просьба (в общих словах она выражается: «в твоей отчине в Великом Новегороде и Пскове упраздни некое безчиние своим царьским повелением»). 1549 Юрьевом, Хутынском; Вяжицком и Отенском, – см. сейчас указанное послание Макария к великому князю, – sub fin.. 1550 Прибавление к 2 Софийской летописи в Собрании летописей VI. 284 sqq. Что касается до игуменов двух монастырей, не хотевших ввести у себя общежития, то, по словам летописца, «(они) сказаша нужу себе, еже которой несть, и архиепископ рече им: по делом вашим мзду примете от Бога».– Уставную грамоту Макария об общежитии одному из новгородских монастырей, который не принадлежал к числу 18 именитых и принял общежитие после 16-ти, см. в Актах Истории т. I,

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

XXI) Димитрий II Юрьевич Шемяка, второй сын Юрия Димитриевича, князя Звенигородского, Галичского и Угличского и княгини Анастасии Юрьевны Смоленской; род. в г. Звенигороде около 1412 года; князь Галичский в мае 1434 г.; по договору с Великим Князем Василием III Васильевичем получил: а) то, чем его благословил отец его, князь Юрий Димитриевич: «городы и волостми и селы, Галичем, и Рузою, и Вышегородом, и с волостми и с путми и с селы» и б) то, что сам Великий Князь пожаловал Шемяке: Ржеву и Углече и с волостми и с селы и со всем с тем, как было за князем за Константином за Дмитриевичем, так же и в Московском уезде села: Зарадылье, Сохна, Раменейца, Осташевские деревни, Щукинское, опроч году московского и пошлин московских; так же и Сурожих и Шопкова и Лучинское и Костромских волостей Корега, по деловым по вашим грамотам, как ся есте поделили с своим братом с князем с Дмитрием с меньшим 23 ; в 1436 году вступил в брак с княжной Софиею Димитриевною Заозерской и имел от нее сына Иоанна Димитриевича Шемячича (он в первый раз упоминается в 1446 г.; по смерти отца, 10 апреля 1454 г, с матерью переехал из Новгорода во Псков, откуда 1 мая того же года вместе с матерю же уехал в Литву, имел 4 сыновей: Симеона, Владимира, Иоанна и Василия; последний в 1500 г. возвратился в Россию, имея сына Иоанна († 1561 года) и двоих дочерей и в 1529 году умер в заточении); в 1442 году осенью против Димитрия Шемяки пошел на Углич войною Великий Князь Василий III, но Шемяка бежал в Бежецкий Верх и потом в Новгород, откуда снова возвратился в Углич, так как с Великим Князем примирил его Троицкий игумен Зиновий; 12 февраля 1446 года Шемяка занял г. Москву и великокняжский стол (сидел на нем 1 г. 10 месяцев 12 дней), a 16 февраля Великий Князь ослеплен и тогда Углич стал местом ссылки Великого Князя Василия III Васильевича Темного и его семьи; в 1447 году 15 сентября Шемяка послал Василия Темного в Вологду; 24 декабря того же года Василий Темный занял Москву, благодаря княгине Иулиании Михайловне Угличской, вдове князя Василия Владимировича, которая, ехавши на богослужение, не заперла кремлевские Никольские ворота, чем и воспользовались приверженцы Темного; Шемяка бежал в г. Галич и потом в Чухлому; в начале февраля 1448 года Великий Князь Василий III Темный взял Углич, где с ним соединился Василий Ярославич князь Серпуховско-Боровский; отсюда они ушли в Ярославль, откуда 17 февраля 1448 года Великий Князь возвратился в Москву; в половине июня 1448 года князь Димитрий Шемяка отказался от Звенигорода и Вятки, от Углича, Ржева и Бежецкого Верха в пользу Великого Князя Василия III Темного; † 17–18 июня 1453 г.; погребен в Новгородском Юрьевом монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые летописные свидетельства о Юрьевом монастыре относятся к 1119 году, и эта запись рассказывает как раз о появлении в обители каменного собора. Наиболее подробной она выглядит в Новгородской третьей летописи: " В лето 6627 (1119). Великий князь Всеволод Мстиславич заложил церковь каменную в Великом Новгороде, и игумен Кириак, от града за три поприща, во имя святаго великомученика Георгия, и сотвориша манастырь велий и братию собраша; и соверши великий князь Всеволод Мстиславич, и освятиша в лето 6648, иуния в 29 день, на память святых апостол Петра и Павла; а мастер трудился Петр " . Что касается 6648 (то есть 1140) года, то тут мы имеем дело с явной опиской летописца - князь Всеволод скончался в 1138 году в Пскове; вместо 6648 следует читать 6638, то есть новопостроенный собор освящали в 1130 году, при игумене Исаии, сменившем к тому времени игумена Кириака. Стоит обратить внимание на фразу " сотвориша монастырь велий и братию собраша " - она как будто говорит о том, что одновременно со строительством собора создавался и монастырь. Как вариант - прежняя обитель, если она и была, по Татищеву, основана за сто лет до этого, к моменту предпринятых князем строительных работ захирела и пришла в запустение. Величайшую ценность приведённой летописной записи сообщает то, что она называет автора Георгиевского собора - мастера Петра. Вероятнее всего, этот талантливейший зодчий был русским по происхождению (об этом можно сделать вывод благодаря тому, что подле его имени здесь не стоит " Грек " или " Гречин " - обыкновенная подпись тогдашней эпохи). Старые авторы, писавшие о Георгиевском соборе, предполагали, что мастер Пётр являлся одним из первых русских архитекторов, прошедших обучение строительному искусству у греков. В том же году князь Мстислав Великий и его сын Всеволод Мстиславич дали Юрьеву монастырю жалованную грамоту: " Се аз, Мстислав Володимир сын, держа Руську землю, в своё княжение повелел есмь сыну своему Всеволоду отдати Буице святому Георгиеви с данию, и с вирами, и с продажами... Даже которыи князь по моем княжении почнет хотети отъяти у святаго Георгия, Бог буди за тем и Святая Богородица... " . Это - древнейшая княжеская грамота подобного рода, ныне она хранится в Новгородском музее. Мы видим, что изначально Юрьева обитель являлась " княжеским " монастырём и имела совершенно особое значение.

http://sobory.ru/article/?object=05348

Почти в одно время со страстями Христовыми наверху русских иконостасов появился еще один новый ярус икон, на которых изображались страдания апостолов. Естественно ожидать, что этот ярус должен находиться в связи с иконами апостолов в иконостасе. А иконы апостолов помещались в деисусном ярусе. В то же время нужно припомнить, что в деисусном ярусе помещались не все апостолы даже из лика двенадцати, а только несколько: два первоверховных Петр и Павел, к которым еще присоединялись, если позволяла величина иконостаса, четыре Евангелиста. Остальные же апостолы обыкновенно не входили в состав деисусного ряда, вероятно, до второй половины XVII века. Их обыкновенно заменяли святители, преподобные, мученики и другие святые, о чем подробно скажем во втором отделе настоящего исследования. Конечно, нам могут возразить, что в деисусном ярусе помещались не все 12 апостолов, а только два или четыре и редко шесть, по той простой причине, что мало было места. Пусть это возражение будет справедливо по отношению к небольшим церквам, но нельзя признать его верным по отношению к иконостасам больших храмов. Например, в новгородском Софийском соборе можно было бы поместить в деисусном ряду 8 апостолов, а на самом деле их помещено только два. Зато в том же ярусе поставлены иконы четырех святителей и двух мучеников, которые занимают места, впоследствии принадлежавшие апостолам. Сказанное о Софийском соборе вполне приложимо к деисусным ярусам многих больших и средних новгородских храмов, каковы, например, соборные церкви в Антониевом и Юрьевом монастырях, городские церкви – Прокопиевская на Ярославовом дворище, Петропавловская, приписанная к Духовому монастырю, Борисоглебская и др. Кроме того, самый деисус, состоящий из икон Спасителя, Богоматери, Предтечи и двух архангелов, мог бы быть написан на одной доске, а не на пяти, что видим в том же софийском иконостасе, и тогда остались бы еще лишние места для икон апостольских. Но ничего подобного мы не встречаем ни в софийском, ни в других вышеперечисленных деисусных ярусах. Такой порядок считался законным до второй половины XVII в. С этого времени замечаем в составе деисусного яруса следующую перемену: собственно деисус, состоящий из пяти известных икон, стал писаться на одной доске, которая занимала средину деисусного яруса; затем, святители, мученики и преподобные, имевшие доселе место в деисусном ряду, были исключены из оного и заменены апостолами из лика двенадцати и семидесяти, если позволяло место. Таким образом, с этого времени деисусный ярус сделался в строгом смысле апостольским 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

Новгородцы в 1102 г. настояли на своем праве выбирать князя по своему усмотрению, отказавшись принять на княжение сына киевского князя Святополка Изяславича и требуя себе только Мстислава, княжившего в Новгороде с детских лет («въскормили есмы собе князь») . Положение старшего Мономашича в Новгороде, тем самым, безусловно укрепилось. Он пользовался поддержкой новгородского общества, что позволяло ему после смерти Никиты выдвинуть угодного ему кандидата на местную архиерейскую кафедру. Стремление князей XII–XIII вв. ставить в епископы близких им игуменов и духовников хорошо известно по летописям . В этом общем контексте, отражающем условия существования Киевской митрополии в древнерусском обществе, характеристика А. Е. Мусина деятельности митрополита Никифора I как якобы по собственной инициативе обновившего «практически весь епископат, который должен был разделять воззрения митрополита», представляется соответствующей каноническим нормам, но никак не известной по источникам исторической реальности того времени . Дальнейшую 20-летнюю деятельность Владыки новгородское летописание обходит молчанием. Несомненно, при Иоанне продолжилась начавшаяся весной 1109 г. роспись собора св. Софии. Но прежде всего период его архиерейства отмечен основанием пригородных монастырей – Юрьева и Антониева – и строительством наиболее значимых новгородских каменных церквей, в том числе в указанных обителях. В ряде случаев это строительство было связано с княжеской инициативой. В 1113 г. князь Мстислав заложил на Торговой стороне храм во имя свт. Николая Чудотворца (Николо-Дворищенский собор), 28 апреля 1115 г. знатный новгородец Воигост заложил церковь во имя вмч. Феодора Тирона, в 1119 г. князь Всеволод Мстиславич (сын Мстислава Владимировича, занимал новгородский стол в 1117–1136 гг.) и игумен Кириак начали строительство большого каменного Георгиевского собора в Юрьевом монастыре, в 1127 г. князь Всеволод заложил церковь Иоанна на Петрятине дворе (на Опоках), «въ имя сына своего», законченную в 1130 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/6792350/

Здесь благодаря Мстиславу торопецкому и Липецкой победе старший сын Всеволода III, Константин, усиливается не в пример перед братьями, которые как побежденные должны были удовольствоваться ничтожными волостями, данными из милости победителем. Но преждевременная смерть Константина помешала ему воспользоваться своим выгодным положением и упрочить могущество сыновей своих, которые должны были удовольствоваться одною Ростовскою волостью. Очередь усиливаться перешла к Юрию; но этот Всеволодович погиб от татар со всем семейством своим и двумя племянниками Константиновичами. Оставались еще трое Всеволодовичей, и старшим между ними был Ярослав. Этот князь уже давно из всех сыновей Всеволодовых отличался предприимчивым духом, охотою к примыслам; будучи еще только князем переяславским, он не отставал от Новгорода, все старался привести его в свою волю, несмотря на урок, заданный ему Мстиславом на Липице. По отношениям новгородским он завел ссору с Черниговом и, не надеясь получить скоро старшинства на севере, бросился на юг и овладел Киевом. Татары истреблением семейства Юриева очистили Ярославу великое княжение и обширные волости для раздачи сыновьям своим. Он отдал Суздаль брату Святославу, Стародуб – другому брату, Ивану; свою отчину, Переяславль, передал нераздельною старшему сыну Александру, остальных же пятерых сыновей поделил волостями из великого княжения, не давши ничего из него потомкам Константиновым. Неизвестно, что он дал второму сыну своему, Андрею, вероятно Юрьев, который уступил ему Святослав Всеволодович за Суздаль; третий сын, Константин, получил Галич, четвертый, Ярослав, – Тверь, пятый, Михаил, – Москву, шестой, Василий, – Кострому. Таким образом, вся почти Владимирская область явилась в руках сыновей Ярославовых: что могли предпринять против этих шестерых князей дядья их – князья суздальский и стародубский? Ясно, что при ослаблении родовых понятий по смерти Ярослава брат его Святослав не мог долго держаться на старшем столе, был изгнан Михаилом Ярославичем московским, а после даже лишился и Суздаля, который перешел к Ярославичам же, а Святослав и его потомство должны были удовольствоваться опять одним Юрьевом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010