Евангелие от Луки, зачало 67. Причастен: В память вечную будет праведник: Святой благоверный князь Всеволод Псковский, во святом крещении Гавриил Святой благоверный князь Всеволод Псковский, во святом крещении Гавриил, сын святого благоверного князя Мстислава – Феодора Великого (†1132; память 15 апреля) и внук Владимира Мономаха (1114–1125), родился и почти всю жизнь прожил в Новгороде. В 1117 году престарелый Владимир Мономах дал в удел своему сыну новгородскому князю, святому Мстиславу, Белгород Киевский, сделав его своим соправителем, а блаженного князя Всеволода оставил в Новгороде вместо отца. После смерти Владимира Мономаха святой благоверный князь Мстислав занял Киевский престол (1125 – 1132). Святой благоверный князь Всеволод отличался добрым нравом, был правдив, кроток, любвеобилен и имел страх Божий. Он много полезного сделал для Новгорода, особенно любил созидать храмы Божии. При содействии архиепископа Новгородского Нифонта (память 8 апреля) он построил несколько храмов в своем городе, в том числе великолепный храм во имя святого Иоанна Предтечи и собор во имя великомученика Георгия в Юрьевом монастыре. Князь даровал также льготные грамоты Софийскому собору и некоторым другим храмам. В 1132 году отец благоверного князя Всеволода святой Мстислав скончался в Киеве. Великокняжеский престол занял брат его Ярополк Владимирович, который, согласно завещанию брата, перевел благоверного князя Всеволода из Новгорода в Переяслав Южный, считавшийся старшим городом после Киева. Младшие сыновья Владимира Мономаха , дяди Всеволода, – Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, опасаясь, что Ярополк сделает Всеволода своим наследником, пошли на Переяслав войной. Святой, избегая кровопролития, ушел из Переяслава в Новгород, оставив город Юрию. С неудовольствием отпустили своевольные новгородцы Всеволода в Переяслав и с таким же неудовольствием приняли его обратно. Новгородцы считали, что князь был «вскормлен» ими и не должен был уходить от них. Стремясь восстановить добрые отношения с новгородцами, князь предпринял в 1133 году победоносный поход на племена Чуди и присоединил к Новгородским владениям город Юрьев. В 1135 году новогородцы против воли святого Всеволода настояли на зимнем походе в Суздаль и Ростов, в котором в 1136 году потерпели поражение. Своевольные новгородцы не вразумились Божиим наказанием и не могли простить поражения своему князю. Вече решило призвать князя из враждебного Мономаховичам рода Ольговичей, а святого Всеволода осудило на изгнание. «Нет нам от тебя помощи», – сказали они благоверному князю и изгнали его из Новгорода. «Изгнание претерпел еси от своих» – поется в тропаре святому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прмц. Евпраксия Псковская и прп. Евфросиния Полоцкая. Фрагмент иконы «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С.-Петерьург) Прмц. Евпраксия Псковская и прп. Евфросиния Полоцкая. Фрагмент иконы «Все святые Российские великие князья, княгини и княжны рода царского». 60-е гг. XIX в. (собор равноап. вел. кн. Владимира, С.-Петерьург) В псковских синодиках содержится поминание «великой княгини Ефросинии иноки» (Помянник великих князей, княгинь, митрополитов и архиепископов новгородских (Стефановский синодик)/Публ.: Л. В. Столярова//Восточная Европа в древности и средневековье. М., 2001. С. 212), но в ней следует видеть жену владимирского и новгородского кн. Ярослава Всеволодовича, к-рая в 1244 г. приняла монашеский постриг с именем Евфросиния и вскоре скончалась в новгородском Юрьевом мон-ре (НПЛ. С. 79; в Степенной книге жена Ярослава Всеволодовича кнг. Феодосия , в иночестве Евфросиния, названа святой (ПСРЛ. Т. 21. С. 279; ср. С. 287)). По-видимому, в Пскове 2 княгини были отождествлены. Этим может объясняться появление 2-го имени у Е., также неизвестного древнерус. источникам,- Евфросиния, впосл. оно стало считаться ее мирским именем. Летопись сообщает о том, что супруга кн. Ярослава Владимировича была убита пасынком в Медвежьей Голове. В агиографической лит-ре о Е. писали как о пострадавшей от «немецкого папизма», мстившего за неудачи в Сев.-Зап. Руси в 1240-1242 гг. (архиеп. Филарет (Гумилевский) , архиеп. Димитрий (Самбикин) ). Вероятно, к митр. Евгению (Болховитинову) восходит произвольно реконструированная картина событий, приведших к гибели княгини: Е., будучи схимонахиней, была приглашена Ярославом в Оденпе и там умерщвлена его сыном от жены-немки ( Евгений (Болховитинов). История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 3. С. 75; см. также: Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861. С. 70-71 и др.). Прмц. Евпраксия Псковская. Хоругвь. Мастерская свящ. Андрея Давыдова. 90-е гг. XX в. (ц. св. Иоанна Предтечи, Псков)

http://pravenc.ru/text/187266.html

В материалах, собранных на родине Фотия, М. Можайский так же отмечал, что архимандрит Юрьева монастыря умер, как и предсказывал. 270 Фотий скончался 26 февраля 1838 года в два часа ночи, при смерти его присутствовали А.А.Орлова-Чесменская, Д.А.Державина, А.И.Жадовская, а также князь П.А.Ширинский-Шахматов, чей брат под именем Аникита ранее находился в Юрьевом монастыре. Доктор Соколовский, лечивший Фотия до 1832 года, свидетельствовал смерть от истощения, «вследствие атрофы кишок» 271 . Это заявление подтверждает рассказ отца Арсения, бывшего келлиархом Юрьева монастыря. Он писал, что по окончании поста Фотий брал аптекарские весы и с их помощью приучал себя вновь к приему пищи, начиная с очень малых доз, но в последний раз его желудок так сжался, что принимать пищи уже не мог» 272 . Очевидно, смерть Фотия наступила от заболевания пищеварительных органов, но скудость, а порой и полное отсутствие пищи не были основной причиной этой долгой болезни. Архимандрит был привычен к постам, но он не смог превозмочь наветов и козней врагов. 28 февраля митрополит Михаил докладывал Св. Синоду о смерти настоятеля Юрьева монастыря: «Новгородская Духовная Консистория с рапорта Наместника первоклассного Юрьева монастыря иеромонаха Мануила таковым донесла мне, что Настоятель оного монастыря архимандрит Фотий по тягчайшей болезни и напутствовании Св. Таинствами в час по полуночи 26 числа сего февраля скончался» 273 . К рапорту Серафима был приложен послужной список Фотия, где архимандрит аттестовался как «к послушанию отлично способен» 274 . В тот же день обер-прокурор Св. Синода рапортовал Императору о смерти Фотия от воспаления 26 февраля в два часа ночи 275 . В третье воскресение Великого Поста состоялось отпевание в холодном Георгиевском соборе при огромном стечении народа. Погребение тела состоялось 6 марта 1838 года. Гроб почившего как настоятеля обители был обнесен вокруг монастыря. Очевидцы свидетельствовали о том, что прах покойного, простояв почти две недели, не издавал запаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Spasskij...

И. писал в Святейший Синод о значительном снижении числа насельников в Юрьевом мон-ре, где ранее «обреталось» 45 насельников (2 казначея, 7 иеромонахов, клирошане, пономари и «служебные рядовые»), а на текущий момент - лишь 12 (2 престарелых иеромонаха, 2 иеродиакона и 8 монахов). И. просил разрешения «брать в монастырь для пострига» вдовых священников, диаконов и отставных служилых людей «или же дать готовых, кого и откуда будет угодно Святейшему Синоду» (ОДДС. 1908. Т. 20. Стб. 128). 3 окт. 1740 г. был подписан указ о переводе И. на местожительство в московский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужской монастырь с жалованьем 500 р. в год и с содержанием от монастыря. Передав дела по управлению Новгородской епархией архиеп. Амвросию, И. 9 окт. отбыл в Москву ( Макарий (Миролюбов). 1858. С. 97; ОДДС. 1910. Т. 14. Стб. 269-270; 1915. Т. 22. Стб. 192-193, 677). 2 янв. 1741 г. указом за подписью имп. Анны Иоанновны его жалованье было увеличено до 1 тыс. р. в год; 7 янв. было разрешено «иметь при себе певчих» (возможно, грузинских - в то время в Знаменском мон-ре окормлялась достаточно обширная груз. община); 9 янв. И. был назначен архимандритом (настоятелем) мон-ря. Известно, что документы по управлению обителью он подписывал по-грузински. 7 сент. И. был уволен от управления мон-рем и определен на жительство на Московское подворье Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря без содержания ( Сергий (Спасский). 1866. С. 94; ОДДС. 1915. Т. 22. Стб. 193, 677). 4 авг. 1742 г. указом Синода 764) был переведен на местожительство на подворье Вологодской епархии в Китай-городе близ Ильинских ворот; 20 авг. ему было прибавлено 500 р. жалованья «на служителей» (ОДДС. 1915. Т. 22. Стб. 550, 677). В московский период жизни И. в типографии вышли в свет «Тестамент Василия, царя греческого, к сыну своему Льву Философу» («Поучительные главы» визант. имп. Василия I Македонянина к своему сыну визант. имп. Льву VI ), «Учебник для юношества» архиеп. Феофана (Прокоповича), Часослов, «Камень веры» митр.

http://pravenc.ru/text/578507.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Ученые открыли гробницу святого Феоктиста в соборе XII века под Новгородом 14.07.2015 Московские ученые открыли для исследования гробницу святого Феоктиста в Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря под Великим Новгородом , сообщили в понедельник " Интерфаксу " в Новгородской археологической экспедиции. " В гробнице оказались мощи святого и фрагменты одеяний. Мощи в настоящий момент переданы Новгородской митрополии. Они находятся в раке в одном из соборов Свято-Юрьева монастыря и доступны для паломников. Их дальнейшую судьбу определит митрополия. Археологические исследования в Георгиевском соборе продолжаются " , - сказал собеседник агентства. Как сообщалось, столичные ученые ведут раскопки в Георгиевском соборе третий год на средства Российского гуманитарного научного фонда. Руководит исследованиями член-корреспондент РАН, доктор искусствоведения Владимир Седов. В 2013 году в храме была расчищена гробница архиепископа Феоктиста, который руководил Новгородской епархией в XIV веке и позднее был причислен к лику святых. Мощи находились под мраморной плитой начала XIX века. Ученые считают, что гробница не пострадала от вандалов. Исследование гробницы благословил митрополит Новгородский и Старорусский Лев, чья резиденция находится в Свято-Юрьевом монастыре. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 14.07.2015 21:02:53 Новости 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения 24.04.2024 В Буркина-Фасо неизвестные похитили и убили католического катехизатора Священника Димитрия Сафронова, служившего панихиду по Алексею Навальному, запретили в служении 23.04.2024 Македонская Церковь канонизировала новых святых 22.04.2024 Захвачен храм Ровенской епархии УПЦ в селе Бронники Договор об аренде помещения канцелярии православной епархии расторгли в Таллине Митрополит Кишиневский Владимир возглавил хиротонию архимандрита Патрокла (Поромбака) во епископа Дондюшенского 21.04.2024 Патриарший экзарх всея Беларуси освятил храм в честь святителя Николая Чудотворца в деревне Городище Минского района Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/19164.html

   Что представляла собой Римская империя во время воплощения Господа нашего Иисуса Христа? Всеобщее разложение, растление и духовный упадок!    Пришел Господь-Спаситель! И вначале двенадцать человек свободной волей избрали для себя путь Божий. Вслед за ними и другие своей свободной волей избрали между двух путей — путь Божий. Свободный выбор человека изменил ход истории…    Так и сейчас, если мы сами изберем жизнь по заповедям Божиим, то ситуация в России изменится… Не бойтесь, ничего не бойтесь под покровом Божиим! Миром правит Бог, только Бог, и никто другой».    Схиархимандрит Пимен (Гавриленко Иван Петрович, 1883—1976) в 1901 г. поступил в Глинскую Рождества-Богородицкую пустынь. С 1911 г. — в Юрьевом монастыре г. Новгорода. В том же году пострижен в мантию с именем Иоасаф. В 1913 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1916 г. — во иеромонаха. С 1919 г. пустынножительствовал в горах Кавказа. В 1951 г. пострижен в схиму с именем Пимен и вскоре определен на служение в кафедральном соборе г. Сухуми. В 1953 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем собора. В 1958 г. схиархимандрит Пимен поступил в число братии Псково-Печерского монастыря. Много лет был духовником обители.    Архимандрит Иероним (Тихомиров Иван Матвеевич, 1905—1979) родился в Псковской губ., до 1917 г. учился в церковно-приходской школе. С 1927 по 1930 г. служил в армии. С начала Финской войны в 1939 г. до окончания Великой Отечественной войны в 1945 г. воевал, был тяжело ранен. В 1946 г. поступил в число братии Псково-Печерско-го монастыря, где в то время уже были послушниками друзья его детства о. Анатолий и о. Паисий. В 1947 г. пострижен в мантию и рукоположен во иеродиакона, а в 1950 г. — во иеромонаха. С 1948 г. в течение более 30 лет исполнял послушание келаря. В 1960 г. возведен в сан игумена, а в 1975 г. — в сан архимандрита.    Архимандрит Афиноген, в схиме Агапий (Агапов Василий Кузьмич, 1881—1979) в 1903 г. поступил послушником в Воскресенский Макариев монастырь близ г. Любань Новгородской епархии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На этом переписка прерывается, свидетельствуя о том, какими невероятными слухами до конца своих дней был окружен архимандрит Фотий, возродивший в Юрьевом монастыре суровые аскетические правила монастырской жизни времен первых веков христианства и первых русских монахов-подвижников Киево-Печерской лавры. «Чрезмерное твое прилепление к обрядам и обычаям дают знать, что ты завлечен за черту», – напишут братья князю-иноку, повторяя слова того приговора пресловутого «общественного мнения», который был вынесен Фотию после того, как 20 апреля 1824 года митрополит Серафим, граф Аракчеев и адмирал Шишков устроили ему встречу с Александром I, будучи уверенными, что только Фотий сможет сказать императору все то, о чем не осмеливались сказать ему даже они, едва ли не самые приближенные к престолу. Они не ошиблись. Разговор с глазу на глаз Фотия и императора продолжался три часа. Все три часа Фотий «обличал тайные общества, еретиков и карбонариев». После этой встречи последовали еще две, во время которых Фотий представил императору план «о мерах к прекращению революции, готовимой втайне». Эта встреча вошла в число исторических. Император начал действовать по плану Фотия, но обстоятельства его смерти в Таганроге до сих пор не выяснены… В жизни Фотия после этой встречи почти ничего не изменилось. Он вернулся в Юрьеву обитель, но с тех пор даже монастырские стены не могли уберечь его от тех обвинений, которыми старшие братья Шихматовы терзали своего младшего брата. Почти все пункты этих же обвинений перечислены и в приписываемой Пушкину эпиграмме «На Фотия»: «Полуфанатик, полу-плут;//Ему орудием духовным//Проклятье, меч, и крест, и кнут…» Никаких доказательств авторства Пушкина нет, но эпиграмма приводится почти во всех пушкинских изданиях с неизменным комментарием из первого советского академического десятитомника 1936 года: «Эпиграмма на архимандрита новгородского Юрьевского монастыря Фотия (1792–1838), одного из вдохновителей реакции 20х годов, лично близкого А.А. Аракчееву». Князь Сергей Шихматов, вероятнее всего, познакомился с Фотием в годы его дружбы с адмиралом Шишковым.

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

В Москве при М. сложился неформальный круг ревнителей благочестия, куда, в частности, вошел бывш. 1-й директор С.-Петербургской типографии М. П. Аврамов. В 1730 г. М. составил «Возражения» на сочинения архиеп. Феофана (или приписываемые ему («Объявление о монашестве», «Духовный Регламент» , «Книга о блаженствах»)) и через архим. Варлаама (Высоцкого) , духовника имп. Анны Иоанновны , подал рукописи на Высочайшее имя, настаивая на очной ставке с архиеп. Феофаном. Кроме того, М. написал памфлет «О житии еретика Феофана Прокоповича, архиеп. Новгородского» (впервые опубл.: Там же. С. 1-11). 5 марта 1731 г. М. и Аврамов были арестованы по доносу архим. Варлаама, на которого ранее они возлагали большие надежды в борьбе с архиеп. Феофаном. К процессу было привлечено множество лиц, участвовавших в чтении, переписывании и распространении сочинений М. Архиеп. Феофан как сотрудник имп. Петра I в создании церковно-правительственной системы обвинял М. в гос. измене, а его сочинения называл факелом «к зажжению смуты, мятежа и бунта». 6 янв. 1732 г. после допросов и пыток М. был приговорен к ссылке в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь с указанием: «чернил и бумаги не давать». В дек. того же года переведен в С.-Петербург, содержался в Петропавловской крепости. В дек. 1740 г. освобожден по общей амнистии правительницы Анны Леопольдовны . 24 янв. 1741 г. новый Новгородский и Великолуцкий архиеп. Амвросий (Юшкевич) восстановил М. в должности настоятеля Юрьева мон-ря и назначил 1-м ректором Новгородской ДС при Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре . М. увещевал содержавшихся с 1736 г. под стражей при Новгородском архиерейском доме 15 раскольниц, «но остались непреклонны». 10 янв. 1742 г. в придворной Сретенской ц. С.-Петербурга состоялась хиротония М. во епископа Корельского и Ладожского, викария Новгородской епархии. 25 апр. того же года в Москве М. присутствовал при коронации имп. Елизаветы Петровны . М. был похоронен в Юрьевом монастыре. Оставшиеся деньги М. (192 р.) были розданы в новгородские церкви и мон-ри на его поминовение.

http://pravenc.ru/text/2562316.html

для у справах федерального округу 22 березня 2016 р. 19:15 По благословению председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Выборгского и Приозерского Игнатия 21 марта 2016 года в Великом Новгороде прошел межъепархиальный семинар для руководителей епархиальных отделов по делам молодежи Северо-Западного федерального округа. Работу семинара возглавили сотрудник Синодального отдела по делам молодежи игумен Никодим (Крюков) и председатель Координационного центра по молодежному служению Северо-Западного федерального округа, руководитель отдела по делам молодежи Выборгской епархии священник Артемий Литвинов. В работе семинара приняли участие руководители отделов по делам молодежи Новгородской , Боровичской , Гатчинской и Тихвинской епархий. В рамках мероприятия состоялся круглый стол в Юрьевом монастыре и прошла встреча с молодежью в духовно-просветительском центре «Сретение в Антонове» Антониева монастыря. Для гостей Великого Новгорода была организована программа: посещение Новгородского кремля, музеев, реставрационных мастерских. Акцент в работе семинара был сделан на проблемах молодежной работы новообразованных и существующих епархий. В ходе обсуждения были выявлены факторы, влияющие на успешность работы молодежных отделов, и сложности, с которыми сталкиваются в каждой епархии. Открыл мероприятие священник Евгений Зайцев, руководитель отдела по делам молодежи Новгородской епархии. Затем священник Артемий Литвинов рассказал о молодежных мероприятиях Выборгской епархии, имевших широкий резонанс среди молодежи Ленинградской области и Санкт-Петербурга, а также в региональных и федеральных СМИ — картинг на кубок епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, епархиальный бал, турнир по мини-футболу. Игумен Никодим (Крюков) в своем выступлении рассказал о работе Синодального отдела по делам молодежи, обозначив перспективы межъепархиальных и всероссийских мероприятий.Также обсуждались подходы в работе военно-патриотических клубов, добровольческое и социальное служение. Встреча с молодежью Новгородской епархии прошла в теплой атмосфере. Отец Артемий Литвинов рассказал о технике духовной безопасности для молодежи, работе и общении с сектантами. Узнав об интересных молодежных мероприятиях соседних епархий, новгородцы выразили желание принять в них участие. Активно обсуждаемым стал вопрос о соцсетях. В ходе беседы были анонсированы планируемые летние мероприятия для молодежи, обсуждена возможность проведения в Выборге летней спартакиады. Синодальный отдел по делам молодежи /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4411649...

А эти обновленцы больно много умничают, стараются угодить всем. Не надо превращать храм в сферу духовных услуг, а держаться почтенной старины. Эдуард Хеседов 4 января 2010, 21:36 Одно и тоже греческое слово зоин (жизнь), переводится на славянский в молитве Царю Небесный (...жизни подателю...), а в ектении ...живот наш... разными словами и нет никакой разницы в " животе нашем " или " жизни нашей " , лишь бы действительно предать его или её Богу. igor 6 августа 2009, 14:40 " Но каковы же были мои удивление и смущение, когда прошедшим летом в Великом Новгороде на богослужении в древнейшей русской обители – Юрьевом мужском монастыре – я услышал новомодную столичную ‘жизнь’ там, где испокон веков стоял ‘живот’. То еще очень важно заметить, что в ограде Юрьева монастыря располагается Новгородское духовное училище. " Автор " живота " иер.мн.Григорий,по образованию он ФИЛОЛОГ. А по мне обновленец... За ним тянется целый шлеф и более непреемлемых нововведений. Марина 26 июля 2009, 18:01 Марина Тоже слышала в одном из никогда не закрывавшихся храмов Москвы подобное " новшество " и была поражена: разве возможно такое без благословения Священноначалия? Но - женщина в храме да не поучасет, потому помалкивала. Полностью поддерживаю автора. Наталия и дети 6 июля 2009, 22:42 Слава Богу за все! В житии Святого Спиридона Тримифунтского есть эпизод, когда на проповеди к пастве молодой священник ,цитируя Святое Евангелие, произнес... " ...Встань, возьми ЛОЖЕ свое и ходи... " , чем несказанно разгневал мудрейшего старца(который в свое время, не мудрствуя лукаво, разорил арианскую ересь на Вселенском Соборе). Не сметь переиначивать Святое Писание - вот был его глас во время службы, Христос Иисус сказал: встань, возьми постель свою и ходи. И никто не смеет противиться Слову Божию. И что постановлено Святыми Его, то и мы должны исполнять, а если не соображаешь,что делать - не медля ко Пресвятой Богородице - ко Святому Образу Прибавление ума(к примеру),- в Донском Монастыре или к Почаевской Божией Матери,- в Храме в Солдатской слободе, потому как все ереси и расколы можно предотвратить, если просить Бога о помощи и идти Богу на встречу. Прошу ваших молитв об обретении моей семьи дома,т.к. у нас нет своего жилья и мы скоро окажемся на улице(денег даже на съем нет-инвалиды),Благослови,Владыко во Славу Божью!!!

http://pravoslavie.ru/29112.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010