20 марта 1205 г. в Новгород прибыл новый князь Константин Всеволодович , старший сын Владимиро-Суздальского князя (вместо младшего, Святослава), которого встретил крестный ход новгородцев во главе с М.; князь был торжественно посажен ими на престол в соборе Св. Софии (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 423; Т. 25. С. 104). Последующие годы 1-го срока архиерейства М. были отмечены нарастанием в Новгороде политического противостояния, от к-рого в итоге пострадал и сам М. В 1205 г. посадником стал Дмитр Мирошкинич, представитель, по всей видимости, близкого М. и придерживавшегося просуздальской ориентации боярского клана из Людина конца Новгорода. В 1207 г. владычный летописец сделал запись о чудесном знамении - плаче иконы Пресв. Богородицы «у святого Якова в Неревьскемь конци» (НПЛ. С. 50, 247). Чудо объяснялось тем, что 17 марта на Ярославовом дворище по распоряжению брата посадника Дмитра Мирошкинича Бориса «без вины» был убит Олекса Сбыславич, представитель Неревского конца. Недовольство самоуправством Мирошкиничей, введших новые подати с населения, привело в том же году к восстанию против этого боярского клана ( Бережков. Хронология. С. 170). Посадник Дмитр Мирошкинич был ранен под Пронском во время участия новгородского войска в походе Всеволода Большое Гнездо на Рязанскую землю. В его отсутствие по возвращении новгородского войска дворы Мирошкиничей были сожжены, а их имущество конфисковано (о причинах, ходе и последствиях восстания см. подробнее: Янин В. Л. Очерки истории средневекового Новгорода. М., 2008. С. 93-99; Лукин П. В. Новгородское вече. М., 2014. С. 182-186). Для М. это событие имело особое значение, поскольку он изначально пользовался политической поддержкой Мирошкиничей. Судя по летописным данным, архиепископ не пытался усмирить враждующих (поскольку в данной ситуации не воспринимался бы как занимающий нейтральную позицию), однако после восстания смог воспрепятствовать надругательству над привезенным из Владимира телом скончавшегося Дмитра Мирошкинича (новгородцы хотели сбросить его с моста в Волхов); бывш. посадник был погребен в Юрьевом монастыре рядом с отцом. В февр. 1208 г. посадничество получил Твердислав Михалкович, принадлежавший, как и его отец Михалко, к боярству Прусской ул., выступавшему нередко в союзе с Людиным концом. Князем вновь стал Святослав Всеволодович, однако в следующем году его сменил враждебно настроенный к Владимиро-Суздальскому князю блгв. кн. Мстислав (Феодор) Мстиславич Удатный, старший сын княжившего в Новгороде в 1179-1180 гг. и похороненного в Софийском соборе блгв. кн. Мстислава (Георгия) Ростиславича Храброго.

http://pravenc.ru/text/2563420.html

Новгородский Юрьев монастырь Обитель св. Великомученика и Победоносца Георгия или Юрьев монастырь – находится на левом берегу р. Волхова при истоке его из озера Ильменя. Основан в 1030 году Ярославом – Георгием Шевским Великим Князем, а главный собор его – в 1119 году Всеволодом, внуком Мономаха. Главные святыни Обители: 1) Храмовая, очень древняя икона Св. Великомученнка Георгия греческого письма (3 арш. 7 в. x 2 арш.), богато украшена серебропозолоченною ризой (весом 3 пуд. 27 ф.), усыпанной драгоценными камнями и удивительной величины жемчужинами; и 2) Св. Мощи Святителя Феоктиста Архиепископа Новгородского, сконч. 1308 года 23 Декабря. С 1786 года почивают в Юрьевом Монастыре, перенесенные сюда из упраздненного Благовещенского Монастыря в богатой серебропозолоченной раке, весом 8 пуд. 5 ф. 36 зол. Пришедший к началу прошлого столетия в крайнее запустение от пожаров и опустошений, монастырь богато возобновлен и украшен Архимандритом Фотием при содействии его духовной дочери графиня Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (в 1822–1848 годах). Здания монастырские, особенно соборы – поражают своей массивностью и драгоценностью украшений: золотом, серебром, жемчугом и драгоценнейшими камнями. По богатству ризницы и церковной утвари, и вообще по благолепию – монастырь не уступает нашим Лаврам. Богослужение в нем отличается строгой церковностью и уставностью (с архиерейскими привилегиями настоятелей), пение столповое, редко где так исполняемое. В монастыре до 120 человек братии (с послушниками). Вид на монастырь из Новгорода и с озера – очарователен. Весьма красива колокольня монастыря, в три пролета с 32 колоколами, из коих наибольшие в 2100 пуд, 1140 пуд, 523 пуда, 267 пуд, 130 пуд и т. д. Звон их отличается редкой гармоничностью и силой. Существует несколько подробных описаний Обители, предлагаем благочестивым поклонникам наилучшее из них, по краткости, содержательности и интересности – известного писателя-путешественника А.Н. Муравьева. Церкви Юрьева Монастыря: 1. Георгиевский Собор, в честь Св. Великомученика Георгия Победоносца, с приделом в честь Святителя Феоклиста, Св. мощи коего в Соборе (праздники 23 Апреля, 26 Ноября, 23 Декабря и 23 Января).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Один из древних вкладов благочестивых самодержцев наших еще и доселе украшает храм Великомученика, посреди его нового великолепия: – это четырех-ярусное медное паникадило над амвоном, которое пожертвовал обители царь Михаил Феодорович после разорения шведского, на память изгнания врагов. В сию бедственную эпоху самозванцев, когда ликовал в Новгороде нечестивый вождь шведов Делагардий, лишена была обитель Юрьевская лучшего своего сокровища, нетленных мощей благоверного князя Феодора Ярославича, брата Невского, который скончался юношей в день брачного своего торжества, променяв венец тленный на нетленный. После четырехвекового упокоения в храме Великомученика, мощи его перенесены были в собор Софийский, знаменитым митрополитом Новгорода Исидором, дабы предохранить святыню их от ругательства святотатных врагов. Но еще там осталась гробница благочестивой матери свв. князей Феодора и Александра, княгини Феодосии, дочери храброго Мстислава, который столько лет сохранял Великий Новгород славным мечем своим и сам нетленно отдыхает под сенью Св. Софии. В монастыре погребены много князей: Дмитрий Шемяка, Ростислав, Изяслав и Феодор Ярославичи и др. В церкви Похвалы Пр. Богородицы устроена усыпальница, где погребены Фотий и гр. Орлова. По субботам в этом храме по ним совершается панихида. Здесь положено постоянно читать акафист Спасителю и Божией Матери. Главное церковное торжество бывает 14 сентября, когда совершается крестный ход. Часы богослужения распределяются в монастыре так: Утреня в 8 ч. утра; I-я ранняя обедня (в церкви Похвалы Богородицы) в 5 ч. утра; II-я ранняя (в церкви Всех Святых, по субботам) в 6 ч, утра; поздняя обедня в 9 ч. утра; вечерня зимою в 4 ч., летом в 5 ч. вечера; всенощная накануне воскресных и праздничных дней в 6 ч. вечера и акафист Св. великомученику Георгию по воскресным дням после вечерни. При монастыре имеются бесплатная гостиница для богомольцев, больница и богадельня. Перынский скит при Новгородском Юрьевом монастыре находится в 4 верстах от Новгорода при самом истоке Волхова.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Путь жизни его скоро был изменен Тем, Кто есть наш Путь и наша Жизнь. У пресвитера Матвея Десницкого скончались все трое детей «еще в колыбели», скончалась и жена. Тогда Государь изъявил желание, чтобы он принял монашество. Пострижение было совершено в Гатчинской придворной церкви в 1799-м году, в присутствии Государя с августейшею Фамилией, и новопостриженный принял имя Михаила. В декабре состоялось возведение его, также в высочайшем присутствии, во архимандрита, причем ему было дано настоятельство в Новгородском Юрьевом Монастыре, и он был назначен членом Святейшего Синода и законоучителем 1-го Кадетского Корпуса. При новом Государе, 20-го июля 1802-го года 3935 , он был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородского Петербургского митрополита, и скоро, 18-го декабря 1803-го года, получил самостоятельную Черниговскую кафедру. 19-го ноября 1806-го года возведен в архиепископа. Всегда он был добрым, простым, милостивым, отзывчивым, всюду распространял мир и любовь. В бытность в Чернигове скончалась не расстававшаяся с ним его мать. Это обстоятельство и происшедший однажды с ним обморок направили его на мысль о близкой кончине. Он просил в завещании совершить его погребение просто, никого не созывая, одному его духовному отцу, и похоронить вблизи могилы матери. В конце 1813-го года он был вызван к присутствованию в Святейшем Синоде. Москва, при его проезде, с трогательною памятью любви встречала своего бывшего приходского священника. В Петербурге его духовные связи с его почитателями и почитательницами, никогда но прерывавшиеся, обновились и окрепли. 30-го августа 1814-го года он получил звание члена Святейшего Синода и члена Комиссии Духовных Училищ, а затем получил также звание члена Человеколюбивого Общества и Российской Академии. В Петербурге он деятельно трудился в Библейском Обществе. В 1816-м году княгиня Софья Сергеевна Мещерская испросила высочайшее поведение напечатать проповеди архиепископа Михаила на счет сумм Кабинета. Было напечатано издание в 2.400 экземпляров. В 1817-м году он вернулся в Чернигов, а 26-го марта 1818-го года состоялся данный в Варшаве следующий высочайший указ Святейшему Синоду: «архиепископа Черниговского Михаила всемилостивейше пожаловали Мы митрополитом Санктпетербургским, Естляндским и Финляндским и Свято-Троицкие Александро-Невские Лавры архимандритом» 3936 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Узнайте, почему мне ничего не прислали из Новгорода, разумею книжку с Вашими статьями. Если в Спасе Преобр. найдутся фрески, то, я полагаю, что было решено: исследование их должен взять Николай Львович (Окунев. – Е. С.), у которого темы хотя и хорошие, но не могут взять всего человека целиком в свою власть. Эмиля Маля надо внимательно читать Николаю Петровичу (Сычеву. – Е. С.). Знает ли он великолепную фототипию, изданную Dehio und Bezold’oм по Нюрнбергскому слепку, с Новгородских Корсунских врат? 1) Хорошо было бы, если бы Вы все еще раз задумались, почему «гениальны» пустые стены Новгородск. соб. (прилагаю некоторые картолины и советую смотреть также не менее гениальные стены Пармского собора и вообще стены храмов Ломбардии). 2) Хорошо было бы, если бы Вы изучили, ну, хотя бы пригляделись, к очень повышенным пропорциям храма св. Георгия в Юрьевом монастыре. Это важно и для Чернигова. А если бы с Покрышкиным поговорили относительно реставрации его и новых добавлений, то и лучше придумать трудно. Нельзя ли узнать, круглые окна, на его башне, древние или нет? Если древние, то смело идите в Сильвестровский сборник, а оттуда на запад за поисками. Если новые, то значит XII или XVIII век, значит, русский барокко. 3) Относительно креста Антония Новгородского надо помнить, что на нас лежит долг установить прочную его историю. Добывайте все возможные сведения, устные и свои зрительные. Какая его обложка, а если можно узнать, и дерево и все прочее, кончая величиной, камнями, бляхами, а затем спросите, нет ли записи в ризничьей книге. У меня есть некоторые наблюдения, а Вы должны добыть также сведения. 4) Сосуды новгородские удивительны. Их надо снова осмотреть, а надписи, если возможно, сфотографировать и затем следить за ними. Есть ли в них новгородские особенности. Боюсь говорить дальше. Зорко смотрите их и сообщите мне, что заметите нового. 5) Рипиды обе, если они не сфотографированы Покровским хорошо, следовало бы хорошо снять. 6) Сфотографируйте блюдо. Нельзя ли снять рельефы с Персеем и глянуть, что под ними, хотя бы при содействии Покрышкина. Знаки на обратной стороне надо, чтобы Леон. Антонович (Мацулевич. – Е. С.) или Ник. Петр. (Сычев. – Е. С.) точно скопировали или карандашом продавили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К началу XII в. относится нотный Кондакарь из нижегородского Благовещенского монастыря. Нотные знаки в нем смешанные – азбучные и крюковые. Кроме того, до нашего времени дошли две Месячные Минеи за октябрь и ноябрь, написанные в 1096–1097 гг. К XI-XII вв. также относят Праздничную Минею и Постную Триодь, часть песнопений которых положена на крюковые ноты. О том, что на Руси очень скоро была освоена византийская гимнографическая традиция, свидетельствует дошедшее до нас имя преп. Григория Печерского – творца канонов, который жил в конце XI столетия. Вероятно, первоначально на Руси утвердилась болгарская традиция церковного пения. Около 1051 г. на Русь переселились трое греческих певцов, которые и положили начало византийской традиции пения в Русской Церкви. От этих певцов на Руси началось «ангелоподобное пение» и «изрядное осмогласие, наипаче же и трисоставное сладкогласование и самое красное демественное пение», как об этом говорил современник. То есть утвердилось пение по Октоиху на восемь гласов и пение с прибавлением верхних и нижних тонов, или на три голоса. Доместиками тогда называли регентов церковных хоров, из каковых известны в 1074 г. доместик Стефан в Киево-Печерской Лавре, а в 1134 г. – доместик Кирик в новгородском Юрьевом монастыре. Один из греческих доместиков – Мануил – в 1136 г. был даже поставлен епископом на Смоленскую кафедру. Известно, что в русском богослужении XI-XII вв. частично употреблялись наряду со славянскими и греческие тексты. Какова была уставная организация богослужения при святом Владимире, нам неизвестно. Скорее всего образцом служил Типик Великой Церкви – Софийского собора в Константинополе. Однако уже в середине XI в. при преп. Феодосии в Киево-Печерском монастыре вводится Студийский устав. Отсюда он распространяется по всей Руси. И очень показательно, что он был воспринят повсеместно, в том числе и в миру, хотя создавался исключительно для монастырского обихода. То есть среди русских людей очень рано монашеский идеал стал восприниматься как выражение христианского максимализма, как образец для подражания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако в 1839 году, по словам того же о. Порфирия, «щедротами благочестивейшего Государя нашего Николая Павловича, содействием и пожертвованиями Св. Синода Всероссийского, А. Н. Муравьева, графини Анны Орловой и православных христиан египетских и иных, устроена новая патриархия, почти в средоточии Каира» 549 . Там же был возведен и трехпрестольный храм во имя св. Николая Чудотворца. Отец Порфирий приводит интересные сведения об иконостасе этого храма: «Святые образа местные, писанные в нашем Юрьевском монастыре на иждивение блаженной памяти графини Анны Орловой, замечательны яркостию красок, прорисованных золотом, красотою ликов и выдержкою православно-догматической непреложности иконописания» 550 . Вот еще несколько строк из записок русского архимандрита. В книгохранилище Патриархии пытливый исследователь обнаружил «милостынные грамоты Российских государей Алексея Михайловича, Иоанна и Петра Алексеевичей, пожалованные монастырям св. Саввы и св. Георгия, (а также) послание нашего Св. Синода к Александрийскому патриарху Козме 1736 года августа 10 дня» 551 . О. Порфирий присутствовал в храме св. Николая за пасхальным богослужением, и в своих записках он излагает впечатления об увиденном. «В первый день Пасхи во время вечерни патриарх со своей кафедры раздавал всем христианам свежие розы, – пишет о. Порфирий. – Вручив мне первому прекрасный цветок без шипов в знамение торжества Церкви Российской, он облобызал меня святым лобзанием в виду всех верующих» 552 . Побывал здесь на богослужении в 1909 году известный русский востоковед (впоследствии академик) Б. А. Тураев . Прибыв в Каир, он отправился на поиски «улицы Натгам, где находится знаменитый кафедральный собор св. Николая Чудотворца, воздвигнутый частью на русские пожертвования и с иконостасом, написанном в Новгородском Юрьевом монастыре» 553 . Гостю из России с трудом удалось отыскать каирскую резиденцию Александрийского патриарха. «Самой церкви ниоткуда не видно; купола на ней нет; стоит она во дворе, окруженная помещениями патриарха, жилыми корпусами, библиотекой и т. п., – пишет Б. А. Тураев . – С правой стороны главного входа помещена на наружной стене памятная надпись о сооружении храма, с именами графа А. Муравьева и графини А. Орловой. В церкви может поместиться около 1500 человек, и она является единственной для всего Каира» 554 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

По прошению архиеп. Льва 20 апр. 2005 г. Синод постановил создать на базе епархиальных катехизаторских курсов Новгородское ДУ, Новгородский архиерей был назначен его ректором. Уч-ще разместилось в Юрьевом мон-ре. Первые рукоположения его воспитанников состоялись в 2007 г. Постановлением Синода от 15 июля 2016 г. Новгородское ДУ было переименовано в «Епархиальный центр подготовки церковных специалистов»; к июню 2018 г. учебное заведение находилось в стадии регистрации под новым названием. С 1998 г. в Вел. Новгороде работает правосл. школа 20 им. св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. В Н. и С. е. действуют 32 воскресные школы для детей и 21 воскресная школа для взрослых. Епархия активно сотрудничает с Новгородским гос. ун-том им. Ярослава Мудрого, совместно с которым проводит Никитские, Знаменские и Лихудовские научные и образовательные чтения. По итогам чтений публикуются сборники статей. В 1992 г. по благословению еп. Льва был учрежден Арсениевский комитет, названный в честь митр. Арсения (Стадницкого). С 1992 г. в Н. и С. е. выходила ежеквартальная газ. «София», преобразованная в 1997 г. в одноименный ежеквартальный журнал. Главным редактором издания является Новгородский архиерей. Во мн. приходах выпускаются газеты и информационные листки. На обл. телевидении выходит программа «София», имеется православная радиостудия. Митр. Лев предписал приходам Н. и С. е. вести летописи. В 1996 г. была возрождена б-ка Софийского собора, при к-рой имеется литературно-муз. клуб «Встреча». При мн. храмах епархии действуют приходские б-ки. С 1996 г. в рождественские и пасхальные дни проводятся фестивали церковного пения с участием церковных и светских певч. коллективов. По благословению архиеп. Льва в 2008 г. создан хор студентов Новгородского ДУ, одной из задач к-рого является содействие распространению общенародного пения за богослужением. В 2013 г. выпущен литургический сборник в помощь прихожанам, участвующим в общенародном пении. Ежегодно с 2015 г. в Вел. Новгороде организовывается хоровой фестиваль «Пасхальный глас», в к-ром участвуют хоры приходов, учреждений культуры и образования, а также детские хоры воскресных и муз. школ из Новгородской обл. и др. регионов России.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Софии, на кафедре коей святительствовали: одни заплатили изгнанием или заточением за временное свое величие и скончались на чужбине; другие волею или неволею отошли на покой в соседние монастыри Новгородские, и там отдыхают от многомятежной власти; иные же, как основатели обителей, просияли в них нетлением мощей своих и доныне служат им утверждением. Так великий Нифонт, прозванный от современников поборником земли Русской, почивает в Киевских пещерах. Твердо охраняя союз юной Церкви Российской с ее материю Церковию Греческою, он не хотел признавать законным Митрополита Климента, поставленного по воле Великого Князя Пзяслава без согласия Патриарха, и претерпел даже заточение за слово истины. В течение двадцатипятилетнего святительства он был посредником Новгорода и Князей Великих и удельных, и славно было имя его по всей России (1157 г.) – Так и св. Архиепископ Феоктист, избранный в 1300 г, удалился в прежнюю свою Благовещенскую обитель и ныне покоится под спудом в Юрьевом монастыре. И св. Моисей, поставленный на кафедру св. Петром Митрополитом из молчальников устроенной им обители, после четырехлетнего правления напрасно опять искал в ней уединиться: двадцать два года спустя, не смотря на принятую им схиму, он еще раз вынужден был мольбами народными вступить на престол св. Софии, и через семь лет еще однажды и навсегда отошел на безмолвие в другую им основанную обитель Сковородскую, где и доныне почивают его нетленные мощи (1359). Преемники его Алексий, принявший имя своего рукоположителя св. Митрополита Алексия, и третий Иоанн искали себе также тихой кончины в монастыре Деревяницком (1388, 1415). Долгое и славное святительство Иоанна горько было для него по смутам народным и несогласию Новгорода с великим Князем Василием и Митрополитом Киприяном. Ревностный пастырь претерпел даже трехлетнее заключение в Москве за неспокойный дух своего народа. Еще два святых Архиепископа, Евфимий и Иона, святительствовавшие один за другим в самые цветущие и последние годы славы Новгорода, как бы предвидя его падение, избрали себе местом упокоения, первый обитель Вяжицкую, им основанную, а второй Отенскую свою пустынь, отколе был избран на кафедру (1458, 1471).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Энергия, осязаемое духовное напряжение, драматизм и экзальтация, сочетающиеся с подчеркнутой материальностью и массивностью форм, крупномасштабностью внутреннего и внешнего, с цветовыми контрастами, рождают особое искусство. Источник его – волевой импульс, цель – подавляющая внушительность воздействия, ассоциирующаяся с представлением о духовном авторитете, непоколебимой силе и уверенности «героических» персонажей росписи. Святые подвижники Антониева монастыря не знают сомнений, в них отсутствует рефлексия, их поиск не связан с погружением в глубины собственной души, а направлен на реальное делание (дело): устроение жизни Церкви, нравственное врачевание «мира». Не случайно в их облике так много заставляющего вспомнить малоазийскую монашескую традицию ранних этапов 299 с её культом поступка, героической брани. Эти черты, появившиеся в монашеской среде, далекой от рассчитанных приемов репрезентации власти и устойчивости земных обстоятельств бытия, осознанно противостоящей мирскому, во многом определят будущую художественную и нравственную атмосферу Новгорода. Фрески лестничной башни Георгиевского собора в Юрьевом монастыре – единственное, что уцелело от монументального убранства новгородского храма, закопченного в 1130 г. 300 Стены лестницы сохранили фрагменты цикла, 301 посвященного Самсону, своеобразную средневековую териатику. а также циклы календаря с сезонными работами. Перед входом на верхнюю площадку башни помещены образы чудесных зверей в раю. Более или менее целостно уцелели лишь росписи самого верха башни, где, очевидно, находилась закрытая капелла, предназначенная для приватного богослужения монахов. Система убранства представляет малый храм – своего рода замкнутую алтарную апсиду, 302 в центре которой должен был находиться жертвенный престол. Поэтому сама башня с её лестницей – символом духовного восхождения – становилась небесным столпом, завершенным «привитающим» в горних высотах храмом посвященных (монахов, исполнивших подвиг, поднявшихся по небесной лествице, описанной Иоанном Климаксом) – образом Небесного Иерусалима. Башня с храмом, стоявшая на границе въезда в Новгород, служила его духовной оградой, где новые «Божьи назореи» 303 – христианские монахи, уподобляясь древнему Самсону, спасали избранный Богом народ своими молитвами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010