Летом 1988 года по грозным мстинским порогам приплыл образ Царицы Небесной — Тихвинской Богоматери и пристал к берегу недалеко от места, где некогда красовался храм Ее имени. Местный житель поселка Петр поднял икону из воды и схоронил на чердаке в одном из домов. Прошло совсем немного времени и первая во всей округе, заговорившая о себе в полный голос, стала вновь организованная православная община в селе В самом начале 1990 года приход получает официальную регистрацию и разрушенное здание бывшей Тихвинской церкви. Для совершения богослужений община покупает дом в поселке и оборудует его под церковь. Но икона? О ней никто не помнит. Ее просто принесли в молитвенный дом вместе с другими иконами, принесли добрые старушки, которые искренне радовались открытию прихода. Адрес: Новгородская область, Боровичский район, с. Телефон: +7 (921) 2011328 Подробнее... Церковь Спаса Преображения на Нередице [ править править код ] Возведена за один сезон около 1198 года при новгородском князе Ярославе Владимировиче в память о двух погибших сыновьях. Храм одноглавый, кубического типа, четырёхстолпный, трёхапсидный. Фресковые росписи занимали всю поверхность стен и представляли собой один из уникальных и наиболее значительных живописных ансамблей России. Росписи активно изучались и описывались от начала века до 30-х годов XX века. Акварельные копии нередицких фресок, исполненные в 1862 году художником Н. А. Мартыновым, были показаны в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и заслужили бронзовую медаль. Кроме фресок на стенах церкви обнаружены граффити. Фрески Нередицы — наиболее драгоценный памятник новгородской монументальной живописи XII века. Это был абсолютно законченный и неповрежденный фресковый цикл. Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, д. Спас-Нередицы Подробнее... Где остановиться [ править править код ] При Свято-Юрьевом мужском монастыре в Великом Новгороде действует гостиница для паломников и трапезная. Видео [ править править код ] Телеканал СПАС. СВЯТЫНИ РОССИИ. НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

http://azbyka.ru/palomnik/Новгородская_о...

Участникам двухдневного обучающего семинара были прочитаны лекции и доклады по темам: В завершение семинара профессор кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России Василий Чорный и старший преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы Академии ФСИН России Олег Ананьев провели круглый стол, посвященный актуальным вопросам деятельности священнослужителей в качестве членов Общественных наблюдательных комиссий. В ходе семинара были рассмотрены две основные темы: После обсуждения и внесения предложений был принят итоговый документ — Рекомендации учебно-методического семинара в формате круглого стола. Участники двухдневного обучающего семинара отметили, что условия, в которых должна происходить ресоциализация человека, совершившего преступление, не должны культивировать иждивенчество, а воздействие необходимо осуществлять так, чтобы преступник в полной мере мог осознавать всю суровость предстоящего наказания, а также подумать, прежде чем в следующий раз преступить закон. Основное внимание организаторов и модераторов семинара было уделено вопросам: 7 июня в Юрьевом мужском монастыре в Великом Новгороде по линии Федеральной службы исполнения наказаний совместно с Синодальным отделом по тюремному служению был проведен учебно-методический семинар в формате круглого стола «Русская Православная Церковь, другие традиционные для России религиозные объединения и ФКУ УИИ УФСИН России по Новгородской области — пути взаимодействия». Мероприятие было организованно для руководителей ФКУ УИИ УФСИН России по Новгородской области и священнослужителей Русской Православной Церкви — председателей епархиальных отделов тюремного служения и отцов благочинных из Новгородской, Боровичской епархий Новгородской митрополии. В работе семинара приняли участие представители: Для участия в работе и проведении учебно-методического семинара были приглашены преподаватели из Академии права и управления ФСИН России. Доклады и выступления участников круглого стола были посвящены следующим вопросам:

http://patriarchia.ru/md/db/text/5220284...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феодосия (Евфросиния) Новгородская, св. - житие Сведения о княгине Феодосии (в иночестве Евфросинии) Память ее празднуется месяца мая в 4-й день (по другим сведениям - 5 мая). Ростислава, в святом крещении Феодосия, дочь Мстислава Удалого, супруга великого князя Ярослава Всеволодовича, мать девяти сыновей, в числе которых были двое святых – Феодор и Александр Невский, в конце жизни постриглась под именем Евфросинии и скончалась 4 мая 1244 г. В Новгородском Юрьевом монастыре у южной стены собора, вровень с правым клиросом находится гробница, на которой положена плита из белого мрамора с надписью: «Лета 1244 мая 5-го в Великом Новгороде почи о Господе блаженная великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница великого князя Ярослава Всеволодовича, с ним же благоговейно пожи и богоугоди, от него породи святых благоверных князей Феодора и Александра Невскаго и иных седмь сынов, и на конец жития иноческий образ восприимши, в нем же дано бысть ей имя Евфросиния; положена же бысть в обители святого Георгия подле сына своего, святого благовернаго князя Феодора, на сем месте в каменном гробе». Тропарь, глас 4 Измлада явилася еси, Богомудре княгине Феодосие, Божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитана, веру непорочну соблюла еси. Тем же предстоя Святей Троице, молися стране Российстей сохраненной быти и всем нам спастися. --- Герман, архимандрит. Блаженная Великая княгиня Феодосия, во иночестве Евфросиния//Журнал «Духовная беседа». 1866. 27. 2 июля. В соборном храме Новогородского Юрьева монастыря, на правом клиросе внимательный посетитель заметит скромный памятник, под которым покоятся останки блаженной княгини Феодосии, во иночестве Евфросинии. Имя ее, может быть, не многим известно, но оно должно быть дорого для всякого православного русского. Это имя матери святого благоверного великого князя Александра Невёского, мощного пред Богом предстателя за державу Российскую; это имя матери и другого угодника Божия - святого благоверного князя Феодора. Это имя бабки святого князя Даниила Московского, который, наследовав добродетели отца своего, святого великого князя Александра Невского, положил основание могуществу Москвы и, небесным покровительством распространившейся от нее, славной державы Российской. Столько-то священных и великих имен и воспоминаний соединяется с именем благоверной княгини Феодосии! Скажем о ней, что можем, что знаем, хотя знаем очень не много.

http://pravicon.com/info-3553

1. Золотой образ, найденный в старом Киеве (в Киевском университете). 2. Крест Св. Евфросинии Полоцкой 1161 г. (в Полоцком Спасском монастыре). 3. Воздвизальный крест Новгородского Архиепископа Антония после 1211 г. (в Новгор. Софийском соборе). 4. Каменный крест кн. Святослава Всеволодовича 1224 г. (в соборе Юрьева Польского). 5. Остромирово Евангелие 1056 г. (в Имп. Публичн. библиотеке). 6. Изборник 1073 г. (в Синодальной библиотеке). 7. Мстиславово Евангелие до 1117 г. в великолепном окладе (в Москов. Архангельском соборе). 8. Рукописи с заставками, с узорчатыми заглавными буквами и пр. (в Синодальной библиотеке). 9. Грамота Великого князя Мстислава и сына его Всеволода Новгородскому Юрьеву монастырю 1130 г. (в Юрьевом монастыре). 10, Вкладная грамота Варлаама Хутынскому монастырю после 1192 г. (в Хутынском монастыре). 11. Рисунки с мозаики Киевского Софийского собора. 12. Образцы ценинного пола, найденного в развалинах Десятинной церкви в Киеве. 13. Оклад на напрестольном Евангелии XIV века (в Троице-Сергиевой Лавре). 14. Оклад на Евангелии, данном вкладом в Саввин Звенигородский монастырь (в этом монастыре). 15. Оклад на напрестольном Евангелии 1693 г. (в Московском Успенском соборе). 16. Панагия Св. Петра Митрополита (в Патриаршей ризнице). 17. Саккос его же (в Патриаршей ризнице). 18. Крест золотой с сапфиром (в Московской Оружейной Палате). 19. Панагия с изображением Святителя Николая (в Новгородском Софийском соборе). 20. Образ Св. Митрополита Петра с изображением Вел. Кн. Uoahha III на кости (в Моск. Оруж. Пал.). 21. Омофор Новгородского Архиеп. Моисея 1325 г. (в Новгор. Софийск. соборе). 22. Пелены и покровы (в ризницах Патриаршей и Троице-Сергиевой Лавры). 23. Кресты тельные (в Москве у Подключиникова). 24. Кресты напрестольные и наперсные, панагии, митры, саккосы, омофоры и посохи (из Патриаршей ризницы). 25. Напрестольный крест Царя Uoahha IV Васильевича (в Московском Арханг. соборе). 26. Древние складни, принадлежащее Лже-Димитрию (у графов Мусиных-Пушкиных).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Спиридон, архиепископ Новгородский и Псковский До посвящения в святительский сан служил иеродиаконом в Юрьевом монастыре под Новгородом. В 1229 году, в связи с тяжёлой болезнью Новгородского архиепископа Антония (Добрыня Ядрейкович; † 1232, память в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых), Спиридон по жребию был избран на Новгородскую кафедру. Новгородцы часто избирали себе владык из простых иноков, даже из белого духовенства, в отличие от прочих епархий, где во епископы избирались почти исключительно настоятели обителей. В том же году 17 декабря Спиридон отправился в Киев для хиротонии. 4 марта 1230 года митрополитом Киевским Кириллом (1233) был рукоположен во иеромонаха, а затем хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа и в том же году 19 мая возвратился в Новгород. Время его святительства совпало с тяжёлыми бедствиями, постигшими новгородцев. Землетрясение, неурожай, голод, пожары косили людей, как косой. Все были в страхе. Святитель Спиридон, как истинный отец своей паствы, всеми силами старался помогать бедствующим и материальной поддержкой, и молитвой. Во время войны со шведами святитель Спиридон ревностно содействовал благоверному великому князю Александру Невскому († 1263, память 23 ноября/6 декабря, 30 августа/12 сентября) в отражении посягательств враждебных соседей. В 1240 году он благословил князя выступить против неприятеля с дружиною гораздо меньше неприятельской и затем торжественно встречал его в Новгороде с победой. Двадцать лет Спиридон управлял паствою, не вмешиваясь в дела шумного Новгородского веча, стараясь ладить с приходившими в Новгород татарами, и тем самым сохранил в Новгородском крае мир, тишину и безопасность. Скончался в 1249 году. Погребён в Мартириевой паперти Софийского собора. Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времён введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. Новгород, 1891, Т. 1, стр. 125–130. Здравомыслов К.Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до настоящего времени: Краткие биографические очерки. – Новгород. 1897, стр. 16. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (1853–1858) (рукопись архива Святейшего Синода 1771). Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. Изд. 3. СПб., 1842–1843, т. 3, стр. 155,156, прим. 328, 331, 369; т. 4, стр. 17, прим. 38. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 34. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев. 1913, стр. 1406. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 18. Русский биографический словарь; в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 19, стр. 258–259. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 2, стр. 322, 399. 498. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

получил разработанное архиеп. Феофаном и утвержденное Святейшим Синодом «Определение дела и пребывания, тако ж и удовольствования преосвященному архиепископу Иосифу, наместному нам в епархии нашей споспешнику», существенно ограничивавшее его полномочия на Корельской и Ладожской кафедре ( Никольский. 1897. Т. 8. С. 350). Очевидно, И. добился расположения и доверия архиеп. Феофана к себе, т. к. в марте 1736 г. все ограничения были сняты, И. была вручена вся полнота власти в епархии и в Юрьевом мон-ре. Более того, архиеп. Феофан, много занимавшийся лит. и просветительской деятельностью, фактически передал И. адм. дела управления Новгородской епархией, к-рые И. вел до кончины архиепископа (8 сент. 1736). 20 сент. И. совершил отпевание архипастыря в Новгороде ( Чистович. 1868. С. 586, 648). До назначения на Новгородскую кафедру архиеп. Амвросия (Юшкевича) (29 мая 1740) И. в течение 4 лет управлял Новгородской епархией. В письме в Святейший Синод от 16 нояб. 1737 г. он просил о прибавке содержания, а также «об отпуске в Москву для излечения от болезни и печатания на грузинском языке литературного труда, предпринятого для распространения религиозного просвещения Грузии» ( Никольский. 1897. Т. 8. С. 350). 20 дек. 1737 г. И. было повышено жалованье до 400 р. в год и назначено полное содержание от Юрьева монастыря (ОДДС. 1915. Т. 22. Стб. 192, 677). В 1737 г. И. и иером. Христофор (Гурамишвили) открыли при С.-Петербургской АН первую в С.-Петербурге груз. типографию для печатания груз. богослужебных книг. При помощи иером. Христофора были отлиты литеры груз. шрифта. Первой была издана «Русско-грузинская азбука» - букварь с приложением молитв на рус. и груз. языках. В 1737 г. в Москве на собственные сбережения И. была также основана груз. типография; здесь на груз. языке были изданы Псалтирь (22 дек. 1737), Триодь (1738), Евангелие (1739) и Октоих. По нек-рым данным, эта типография действовала сначала в Новгороде, а с 1740 г.- в Москве ( Каричашвили. 1929. С. 52). В марте 1740 г.

http://pravenc.ru/text/578507.html

14 сент. 1823 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры еп. Ревельским Григорием (Постниковым) И. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем 2-классного тихвинского Успенского мон-ря. 23 сент. сдал дела на Коневце. 29 сент. указом Новгородской духовной консистории был определен также благочинным тихвинских монастырей и членом Тихвинского духовного правления. 14 окт. прибыл в Тихвин. 24 февр. 1824 г. назначен также благочинным по Александрову Свирскому монастырю . По распоряжению Новгородской консистории, получив в дек. 1827 г. соответствующие материалы, к нояб. 1828 г. составил службу прп. Александру Ошевенскому , его Житие, написал слово на его память. Указом консистории от 23 марта 1829 г. предполагалось перевести И. настоятелем 1-классного Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мон-ря , но вслед. прошения и по слабости здоровья указом Синода от 29 мая И. был оставлен в Тихвине. При И., начиная с 1831 г., были выполнены драгоценные оклады на иконы теплой церкви, включая храмовую Рождества Пресв. Богородицы. На пожертвование гр. А. А. Аракчеева вызолочена риза на местном образе Успения Пресв. Богородицы в соборе. Были написаны новый храмовый образ (1831) для Иоанно-Богословского придела, др. иконы. По инициативе настоятеля чудотворная Тихвинская икона была украшена золотой ризой (весом 21 фунт 38 золотников) с драгоценными камнями (1835-1836), изготовлен напрестольный серебряный золоченый ковчег (1849). Гр. Д. Н. Шереметев подарил к чудотворной иконе серебряный подсвечник (1843). При И. регулярно ремонтировали собор, теплую церковь, келейные корпуса и др. здания; были построены новые кельи (1831); были разбиты огород (1830) и фруктовый настоятельский сад (1839); пополнилась ризница. Мон-рь посещали вел. князья Николай Николаевич и Михаил Николаевич (1850). По делам обители И. посещал Новгород, в частности в 1843 г. побывал в Хутынском и Юрьевом монастырях, встречался с архиереем и А. А. Орловой-Чесменской , к-рая помогала Тихвинскому мон-рю.

http://pravenc.ru/text/389185.html

Весной 1096 г. (вскоре после возвращения Мстислава и ополчения с Ростово-Суздальской земли) в Новгороде случился большой пожар, охвативший обе стороны города. Согласно Киево-Печерскому патерику, Н. почитался новгородцами за то, что он «многа чюдеса сътворив», причем в качестве примера приводится только одно из них, вполне вероятно связанное с событием 1096 г.: «...некогда бо бездождию бывшю, и помолився Богу, дождь с небесе сведе и пожар граду угаси» (Древнерус. патерики. 1999. С. 38). После пожара, очевидно, не только Детинец, но и находившийся в нем Владычный двор пришлось отстраивать заново. По предположению исследователей, у сев.-зап. угла Софийского собора находилась каменная келья Н.; память о ней, возможно, сохранялась в построенном позднее, в XV-XVII вв., Никитском корпусе Владычного двора ( Ядрышников В. А., Гордиенко Э. А. Никитский (Никтинский) корпус//Вел. Новгород: История и культура IX-XVII вв.: (Энцикл. слов.). СПб., 2009. С. 350). Никитский корпус был разобран в 1670 г. при митр. Новгородском и Великолукском Питириме (впосл. патриарх) «до средних сводов» и перестроен (НовгорЛет. С. 162; Греков. 1914. С. 29). По всей видимости, Н. не довелось стать свидетелем того, как 20 июля 1096 г. Печерский мон-рь был разорен половецким ханом Боняком в ходе нападения кочевников на Киев (ПВЛ. С. 97-98; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 232-233; Т. 2. Стб. 222-223). Под Юрьевом-Польским была обнаружена печать Н. с образом Богородицы Халкопратийской на одной стороне и греч. надписью «Призри Никиту, новгородского пастыря» -на другой ( Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Древнейшая новгородская владычная печать//Визант. очерки. СПб., 2006. С. 230-234; Они же. Древнерус. вислые печати, зарегистрированные в 2006 г.//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вел. Новг., 2007. Вып. 21. С. 146, 148. Рис. 12. 53а). Как предполагает А. Е. Мусин, находка печати «указывает на пространство власти Новгородской епархии той эпохи», на существование некоего «анклава новгородской церковной юрисдикции во Владимиро-Суздальском ополье», связанного, вероятно, с определенным направлением колонизационного потока переселенцев с Новгородской земли ( Мусин. 2016. С. 72). Судя по месту находки печати, не исключено также, что она связана с событиями 1096 г. в Сев.-Вост. Руси.

http://pravenc.ru/text/2565346.html

В Пскове к домонг. времени традиционно относится в лит-ре основание псковского Мирожского в честь Преображения Господня мужского монастыря (поздняя традиция связывает основание здесь иноческой обители с Новгородским свт. Нифонтом), однако этот вопрос носит дискуссионный характер (несомненно лишь строительство здесь к 1156 свт. Нифонтом каменного Преображенского собора). Т. о., в ранний период истории Новгородской кафедры роль владык в устроении новых иноческих обителей в большинстве случаев не вполне ясна, за единичными исключениями она в известных случаях сводится к благословению основателей, освящению монастырских храмов и поставлению игуменов. Архимандрития Со временем игумены Юрьева монастыря приобрели особый статус: они получили титул архимандритов Новгородских и возглавляли все черное духовенство Новгорода. Архимандрит, подобно новгородским магистратам - посаднику (посадникам) и тысяцкому,- выбирался из игуменов новгородских или пригородных мон-рей на общегородском вече. Оставаясь игуменом своего мон-ря, избранный архимандрит имел своей резиденцией Юрьев мон-рь. Согласно В. Л. Янину, возникновение архимандритии в Новгороде относится ко времени игуменства в Юрьевом мон-ре Савватия (1194-1226) ( Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневек. Новгород. М., 1977. С. 136-149). По гипотезе А. А. Гиппиуса, этот республиканский институт складывается при заинтересованном участии княжеской власти в 1194 г., когда с таким титулом во владычной летописи упомянут уже скончавшийся настоятель княжеского Юрьева мон-ря Дионисий (НПЛ. С. 234), что объясняется редактированием летописи, осуществленным ок. 1199 г. ( Гиппиус А. А. Кн. Ярослав Владимирович и новгородское общество кон. XII в.//Церковь Спаса на Нередице: От Византии к Руси: (К 800-летию памятника). М., 2005. С. 19-20). Мнение ряда исследователей о «независимой от владыки организации новгородского черного духовенства» ( Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения. С. 146; Хорошев. 1980. С. 118-121; Щапов. Государство и церковь. 1989. С. 160-161) недостаточно подкреплено сведениями источников. Монашество по церковно-правовым нормам (в т. ч. по Уставу св. равноап. кн. Владимира Святославича) было подсудно архиерею; сообщения о деятельности Новгородских владык за XIII-XV вв. не указывают на независимую от их власти орг-цию черного духовенства (см.: Андреев В. Ф. Северный страж Руси. Л., 19892. С. 103-106; Кузьмина О. В. Новгородская архимандрития в XIV-XV вв.//Прошлое Новгорода и новгородской земли: Мат-лы науч. конф., 2005 г. Вел. Новг., 2006. С. 53-56; Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 311-317).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии В Великом Новгороде откроется первый международный форум «Православная Русь» 18.06.2008 Первый международный форум " Православная Русь " откроется в Великом Новгороде в среду, сообщил источник в Новгородской обладминистрации. " Предполагается, что участниками форума, который пройдет на новгородской земле по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, станут более 70 церковных и светских организаций из РФ, Белоруссии, Греции, Израиля и Украины " , - сказали в администрации. Открытие форума запланировано в 12.30 мск в Новгородском выставочном центре " Диез " . Его будут предварять торжественная литургия и молебен в древнейшем в современной России православном храме - Софийском соборе Новгородского кремля, которые начнутся в 10.00 мск. Мероприятия форума пройдут в центре " Диез " , Свято-Юрьевом монастыре 11 века и Новгородской госфилармонии. В программе - конференции " Духовные истоки русского искусства и образования " и " Христианский брак и проблемы семейной жизни " , фестиваль духовной музыки, серия выставок и мастер-классов, а также ярмарка, на которой предполагается представить храмовое убранство, облачения священнослужителей и иконы, изделия ювелиров и мастеров декоративно прикладного искусства, лечебные травы, образцы меда и церковных вин. Ожидается, что участником новгородского форума станет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Целью проведения православного форума на новгородской земле его организаторы назвали объединение усилий Русской Православной Церкви, государства и общественных организаций по сохранению и развитию ценностей отечественных культуры, искусства и нравственности. Завершится форум " Православная Русь " концертом в госфилармонии 22 июня в 17.00 мск. РИА Новости/Седмица.Ru Редакция текста от: 18.06.2008 00:00:00 Новости 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ

http://drevo-info.ru/news/5091.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010