Владыка заранее распорядился своим имуществом. Свои деньги он распределил на благотворительные цели. Бриллиантовую панагию и орден завещал продать и вырученную сумму передать его брату, архиепископу Тобольскому Варлааму, в его распоряжение. Две панагии – изумрудная и алмазная – остались в ризнице Новгородского Софийского собора. Владыка не разрешил устраивать после его погребения поминальный обед. «Быв день от дня слабее», владыка-митрополит 26-го января 1801-го года, в 3 часа дня «преставился в вечное блаженство, быв пред смертью 24-го числа исповедан и Святых Таин приобщен» 3883 . Скончался он, «сидя на софе, окруженный многими лицами». 31-го января тело его погребено в Софийском соборе в приделе святого Иоанна Предтечи. Отпевание и погребение совершено викарием, епископом Старорусским Антонием (Знаменским) со всем Новгородским духовенством и пребывавшим на покое в Юрьевом Монастыре епископом Владимирским Виктором (Онисимовым). В потомстве сохранилась память о прозорливости владыки-митрополита Гавриила, о его прямоте, мужестве, благотворительности, строгом соблюдении церковных уставов. «Величественной простотой и вместе непринужденной важностью он внушал всем уважение к себе». Ои был столпом иночества, составил правила для общежительных Монастырей. Епархиальные архиереи «искали его советов и считали их священным для себя правилом» 3884 . Наместник, игумен Иосиф (Чапужников) 28-го июля 1799-го года произведен во архимандрита в Вяжицкий Монастырь, а 16-го августа он подал прошение об увольнении его, по слабости здоровья, от должности наместника, и быль уволен. До конца года он оставался в Лавре, а 18-го декабря получил проездной паспорт и аттестат. 6-го февраля 1800-го года он был переведен в Александро-Свирский Монастырь, 21-го июля 1802-го года опять был переведен в Вяжицкий, но 31-го октября оставлен в Александро-Свирском, где и значится в списках до 1816-го года. При нем в Александро-Свирском Монастыре было учреждено Духовное Училище 3885 . При увольнении архимандрита Иосифа от должности наместника, почти совпавшем с увольнением митрополита Гавриила от управления С.-Петербургской епархией, обнаружился значительный недочет, образовавшейся еще со времени наместника, игумена Мелхиседека, который держал у себя могильные деньги, при смерти его похищенные. Главную часть недочета пришлось покрыть митрополиту 3886 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Юрьев монастырь был княжеским собором, и похоронить в нем могли либо монаха, либо человека с очень высоким социальным статусом 25 июля. ПРАВМИР. Археологи обнаружили шесть каменных саркофагов домонгольского периода на раскопках в Юрьевом монастыре Великого Новгорода. Такие саркофаги играли роль семейной усыпальницы, сообщает пресс-служба ИА РАН. Они встречаются только в нескольких столицах княжеств домонгольского периода: Киеве, Чернигове, Переяславле Южном и Новгороде. Усыпальницы обнаружили возле южного фасада Георгиевского собора монастыря. Пять из них оказались доступны для исследований, еще один находится под поздним фундаментом, и подобраться к нему сложно. Саркофаги поставлены на разной глубине в три ряда. По мнению ученых, в XII веке по ним, как по лестнице, можно было войти в храм. Фото: Институт археологии РАН Главный научный сотрудник Отдела средневековой археологии ИА РАН, начальник Новгородского архитектурно-археологического отряда Владимир Седов отметил, что на подготовку каждого саркофага должно было уйти очень много времени, а для установки требовалось много людей. Позволить себе такую усыпальницу могли только очень состоятельные люди. Почти в каждом саркофаге найдены несколько похороненных, среди них – мужчины, женщины и дети. Археологи считают, что это указывает на семейный характер гробниц, а также на принадлежность этих семей к боярской верхушке города. Отмечается, что Юрьев монастырь был княжеским собором, и похоронить в нем могли либо монаха, либо человека с очень высоким социальным статусом. Фото: Институт археологии РАН По одной из версий, в саркофагах могли быть похоронены представители боярской семьи Мирошкиничей – родных Мирошки Несдинича, который был новгородским посадником с 1189 по 1204 год. Как рассказал Седов пресс-службе Новгородской епархии, один из саркофагов мог принадлежать монахам — в нем обнаружены останки кожаного креста. Ученые исследуют Георгиевский собор Юрьева монастыря с 2013 года. На раскопках уже нашли фрагменты фресок , сбитых со стен при архимандрите Фотии в начале XIX века. Возле северного фасада археологи обнаружили каменные саркофаги, в которых могли быть похоронены монахи.

http://pravmir.ru/v-novgorodskom-monasty...

Исходя из факта существования копии иконы Успенского собора, Г. В. Попов попытался обосновать устное предание о привозе этого памятника из Новгорода во времена Ивана Грозного и тем самым доказать свои заключения о стиле иконы, относимом им к новгородской школе. Однако документально подтвердить эти легендарные сведения ни Г. В. Попову, ни другим исследователям не удалось: напротив, в материалах «Дела дьяка Висковатого», то есть в историческом источнике, современном пополнению кремлевских соборов иконами, привезенными из Новгорода, Пскова и других русских городов, после пожара 1547 г., опустошившего Кремль в начале царствования Ивана Грозного, нам удалось обнаружить упоминание об иконе «Похвала Богоматери с Акафистом», которое говорит о значительно более раннем появлении ее в Москве в Успенском соборе. На церковном соборе 1553–54 гг. обсуждалось «Дело дьяка Ивана Михайлова Висковатаго», в ответ на сомнения которого в правильности некоторых новых изображений митрополит Макарий приводит примеры древних образцов иконного письма, представляющих неизвестные Висковатому иконографические типы. Рассуждая об изображении Саваофа, Макарий ссылается на икону «Похвала Богоматери с Акафистом»: «Мы приях церковь Божию по церковному древнему преданию святых апостол и святых отец с теми святыми образы, яко есть писано в великом царствующем граде Москве, в соборной церкви пресвятые Богородицы честного и славного ея Успения, на иконе пресвятые похвалы написан образ Господа Саваофа у Христова образа над главою (имеется в виду клеймо третьего ряда, строфа о, XV. – Е. Г.), а та Икона письмо греческое от древних лет». Сразу же вслед за этим указанием без перерыва следует ссылка на другой образец – икону «Устюжское Благовещение», где также изображен Саваоф, но по поводу этой иконы митрополит оговаривается: «взял царь и великий князь в великом Новеграде в Юрьевом монастыре, а письмо корсунское, а как принесена из Корсуни, тому лет с пятьсот и боле». 70 Поскольку нет сведений о других иконах с изображением Похвалы Богоматери греческого письма, когда-либо ранее хранившихся в Успенском соборе, кроме интересующего нас образа, то с большой долей уверенности можно предположить, что речь идет именно о нем.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Распределив все земное свое достояние митр. Гавриил 24 января исповедался и приобщился св. Таин; а 26 дня, почувствовав скорое приближение кончины, призвал к себе всех членов консистории, и уведомил епископа Антония, жившего тогда в Хутынском монастыре, чтобы и он был при его кончине; но преосв. Антоний в живых его уже не застал. Не застал также его в живых и приехавший для посещения больного архимандрит Юрьева монастыря Михаил Десницкий , что был после митрополитом Новгородским. Кончина преосв. Гавриила последовала в 3 часа пополудни, 26 января 1801 года. Он предал душу свою Господу на 71 году жизни, сидя на софе, при всем собрании окружавших его духовных лиц. О смерти преосвященного Гавриила тотчас было донесено в С. Петербург преемнику его Амвросию от Новгородского викария, епископа Антония. Получив известие, митрополит Амвросий, за невозможностью самому быть при погребении, предписал преосв. Антонию совершить оное по установленному церемониалу. Место погребения отдано было на выбор преосвященного викария. Предполагаемо было о погребении в Хутынском монастыре; но решено предать земле усопшего архипастыря в Предтеченском приделе Новгородского Софийского собора 245 , в юго-западном углу, подле архиепископа Серапиона (1553) 246 : Погребение было умилительное. По описанию очевидцев, слезы текли у многих о потере доброго и любимого архипастыря; в церкви был слышен плач и рыдание 247 . Вместе с настоятелями монастырей и всем градским духовенством погребение совершали 31 ч. два епископа: Старорусский Антоний и живший на покое в Юрьевом монастыре Виктор Онисимов, управлявший дотоле Владимирской епархией. «Надгробное слово, – пишет преосвященный Антоний о себе 248 , – хотел я говорить, но обстоятельствами отклонен от сего; поручил ректору Антоньевскому архимандриту Флавиану, но и сего не было приведено в исполнение». В настоящее время, на мраморной дщице, вделанной в стену при возглавии гробницы митр. Гавриила, начертано: «Здесь предано земле тело в Бозе усопшего, святейшего синода члена, преосвященнейшаго Гавриила митрополита, бывшего Новгородского и Олонецкого, и орденов св. апостола Андрея и Александра Невского кавалера; родился 1730 г., архиерейского сана сподоблен 1763 г., скончался 1801 г. января 26 числа в 3 часа пополудни» 249 . Заключение

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Ввиду того что в Новгороде «издревле заведено быть многим крестным ходам… для отправления коих весьма нужны архимандриты», а к нач. XIX в. их осталось всего трое (в Юрьевом, Антониевом и Вяжищском мон-рях), в 1805 г. была учреждена архимандрития «на игуменский оклад» в третьеклассном Сковородском мон-ре. В 1826 г. в Новгороде состоялся крестный ход для сопровождения гроба с телом имп. Александра I, следовавшего в С.-Петербург из Таганрога. С устройством в 1827 г. Перынского скита Юрьева монастыря 8 сент. в него стал совершаться крестный ход из мон-ря: это был единственный день в году, когда в скит пускали женщин. Наречение 3-го сына имп. Николая I, родившегося 27 июля 1831 г., в честь блж. Николая Кочанова, память к-рого праздновалась в этот день, привлекло внимание богомольцев к Пантелеимоновской (Николо-Кочановской) ц. Новгорода, где под спудом почивали мощи святого. В 1832 г. имп. Николай I, посетивший церковь, пожаловал ей 2 тыс. р. и в том же году прислал бархатный покров на раку юродивого. В 1858 г. церковь была расширена с устройством придела блж. Николая Кочанова - расходы на написание для него икон взял на себя вел. кн. Николай Николаевич ( Галкин А. К. Никола Кочанов и Николай Романов//Новгородика-2006: К 100-летию акад. Д. С. Лихачёва. Мат-лы междунар. науч. конф. 20-22 сент. 2006 г. Вел. Новг., 2007. Ч. 2. С. 52-60). В 1884 г. над мощами святого было устроено серебряное надгробие на средства с.-петербургского купца, члена-учредителя Имп. Православного Палестинского об-ва Е. Н. Сивохина (Новгородские ЕВ. 1884. 19. С. 302). В сер. XIX в. многочисленные крестные ходы, возглавлявшиеся епископами Старорусскими, были связаны с поновлением святынь: в Новгородском кремле прошли ходы в связи с переложением в серебряные раки мощей еп. Никиты (30 апр. 1846) и архиеп. Иоанна (4 окт. 1856; из-за того, что осенью 1856 Старорусская кафедра не была замещена, в Новгород командировали присутствовавшего в Синоде архиеп. Феодотия (Озерова), ранее бывшего Новгородским викарием) и в связи с 800-летием Софийского собора (15 сент. 1852); крестный ход из Софийского в Знаменский собор (6 авг. 1850) с иконой «Знамение» был приурочен к возложению на икону новой золотой ризы; крестный ход на Софийскую пл. (8 окт. 1861) связан с освящением перенесенного туда из Кремля памятника Новгородскому ополчению. В сент. 1862 г. Новгород стал центром празднования 1000-летия России. 8 сент. в присутствии имп. Александра II состоялось освящение памятника в честь этого события (автор проекта М. О. Микешин). В крестном ходе из Софийского собора участвовал митр. Исидор с 2 викариями, Ревельским еп. Леонтием (Лебединским ; впосл. митрополит) и Старорусским еп. Феофилактом (Губиным).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

По данным на 1912 г., Н. и С. е. включала 24 мужских и 17 женских мон-рей; 954 церкви (из них 15 соборных, 742 приходские, 30 домовых, 108 приписных, 38 кладбищенских); 3201 часовню; в штате состояли 848 священников (из них 39 протоиереев). В годы первой мировой войны архиеп. Арсений организовал работу по открытию в Н. и С. е. лазаретов для раненых (в т. ч. в Юрьевом мон-ре на 50 и в епархиальном доме на 70 кроватей). Епархия организовывала сбор средств на нужды фронта. 17 авг. 1915 г. Саввин Вишерский мон-рь был предоставлен для размещения 200 эвакуированных насельниц из обителей Риги и Митавы. В тот же день архиеп. Арсений возглавил Комитет по оказанию помощи беженцам. Определением Синода от 2-4 дек. 1916 г. заштатный мужской общежительный Саввин Вишерский мон-рь был обращен в женский общежительный. К 1916 г. тихвинский Большой Успенский монастырь числился в 1-м классе. Н. Н. Жервэ Духовное образование и просвещение до 1917 г. В 1706 г. митр. Иов организовал Славяно-греко-латинскую школу, добившись перевода в Новгород отстраненных от педагогической деятельности и высланных из Москвы ученых греков, братьев-иеромонахов Иоанникия и Софрония Лихудов (последний в кон. 1707 был командирован митрополитом в Москву и там удержан). В Лихудовское уч-ще при его открытии поступило 119 чел. С марта 1713 г. помощником Иоанникия Лихуда стал ученый иером. Иов: освобожденный стараниями митрополита из Соловецкого мон-ря, он преподавал до выхода на покой в 1717 г. Деятельность этой школы оценили и в С.-Петербурге: в 1715 г. было велено отсылать дворянских детей в Новгородский архиерейский дом для обучения чтению и письму, а когда выучатся, отправлять в Адмиралтейство (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. 18). С 1718 г. школой руководил иподиак. Феодор Максимов - автор первой «Грамматики Славенской» (изд. в 1723, тираж 1200 экз.). В 1728 г. число учащихся Новгородской архиерейской школы сократилось до 19 чел., к 1736 г. составляло 53 чел. При объявлении в 1737 г. общего «разбора» церковникам и их детям в школу срочно записались более 300 сыновей священно- и церковнослужителей, чтобы избежать исключения из духовного звания.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Арсений (Стадницкий), митр. Новгородский и Старорусский. Фотография. 20–е гг. XX в. Арсений (Стадницкий), митр. Новгородский и Старорусский. Фотография. 20–е гг. XX в. Новгородский губ. Комитет общественного спокойствия (временный исполнительный орган, ведавший вопросами поддержания порядка и снабжения Новгорода и губернии) в марте 1917 г. инициировал обыски в Антониевом и Юрьевом мон-рях. 5 марта подверглась обыску звонница Софийского собора из-за слухов об установленном на ней пулемете. Летом продолжались обыски в некоторых мон-рях Н. и С. е., составлялись списки монастырских запасов. В ночь на 10 марта к еп. Алексию по телефону дважды обращались из Комитета общественного спокойствия с просьбой экстренно распорядиться о совершении в этот день во всех церквах панихид по жертвам революции. Еп. Алексий в просьбах отказал, потому что, по его мнению, было бы «странно и нелепо молиться официально за тех, кого хотят хоронить гражданским чином», а также, чтобы не делать из богослужения «политической демонстрации». Вместо этого по предложению Комитета и с разрешения еп. Алексия 10 марта у памятника Тысячелетию России была отслужена панихида «по воинам и всем павшим во время междоусобной брани» и пропето многолетие Временному правительству. Еп. Алексий в богослужении не участвовал «по слабости здоровья» (Письма Патриарха Алексия своему духовнику. С. 21-22). 13 марта под председательством еп. Алексия состоялось пастырское собрание духовенства «для суждения о текущем моменте». Собрание постановило молиться «о упокоении в междоусобной брани убиенных» и сочло желательным участие представителей духовенства в новгородском Комитете общественного спокойствия. 26 марта вернувшийся в Новгород архиеп. Арсений возглавил пастырское собрание г. Новгорода. Он заявил, что верующих ожидают большие перемены в государственно-церковных отношениях и отметил, что положение Православия в России определит Учредительное собрание. 14 апр. 1917 г. начал работать Новгородский союз объединения духовенства и мирян. Его целью являлось объединение духовенства и мирян Новгорода и епархии во главе с архиереем «для взаимной поддержки и разработки вопросов по развитию религиозной, церковной и приходской жизни в духе христианской любви и согласия без всякой партийности на началах соборности» (цит. по: Письма Патриарха Алексия своему духовнику. С. 37).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Некоторые детали, существенные для характеристики новгородского искусства в XII в., были приведены О. Е. Этингоф. Предположившей, что Олисей на самом деле не столько художник, сколько владелец художественной мастерской, в соответствии с более поздней терминологией можно было бы сказать – «нарядчик». Его аристократическое происхождение, родство с самой видной новгородской посаднической фамилией (по предположению А. А. Гиппиуса, он – сын Петра Михалковича и брат Анастасии, жены князя Мстислава Всеволодовича) его священнический сан, а затем игуменство в особом по статусу Юрьевом монастыре, архимандритии 699 – все свидетельствует, об особых, а не собственно художественных обстоятельствах упоминаний его в летописи. Сколь ни заманчивы эти предположения, документальных свидетельств работы Грецина Петровица в Нередице не существует, а стилистические – недоказуемы, поскольку в выявленной археологами мастерской готовых изделий не сохранилось. Наверное, в отождествлении Грецина Петровица с «руководителем» росписи Нередицы следует проявить большую осторожность. Тем более что над фресками трудилась не многочисленная артель, а скорее всего лишь два художника, рука которых последовательно отмечена во всем объеме храма. Упоминалось, что строительство храма, а также его роспись, по-видимому, были спешными, церковь и монастырь устроены в память о сыновьях князя Ярослава Владимировича, одновременно умерших юных княжичах – Глебе и Борисе. Иконографическая программа, фиксируя важные догматические моменты, большое внимание отводит сюжетам, направленным на доказательство будущего воскресения, обетование загробного спасения. О меморативном назначении храма и росписи свидетельствует композиция «Страшного суда» (западная стена под хорами), окружающая ктиторскую фреску, расположенную здесь на южной стене, подбор святых, окружающих «Страшный суд» и олицетворяющих темы заступничества, избавления от адских мук: в первую очередь, Анастасия Узорешительница и св. Фекла, наконец, состав изображений на западных столпах и стенах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новая попытка вторгнуться в русские земли была сделана немцами только в 1232 году. И на этот раз немецкие рыцари стремились использовать внутренние раздоры в Новгороде и Пскове. Ярослав Всеволодович, вновь утвердившийся в Новгороде, встретил яростное сопротивление враждебных ему бояр, опиравшихся на черниговских князей. Как и раньше, Ярослав надеялся на вспомогательные войска, приведенные им из Переяславля. В Новгороде же «бысть мятеж велик», и город успокоился только после приезда Ярослава. Представители враждебного Ярославу боярства во главе с Борисом Негочевичем бежали в Псков. По-видимому, уже в это время была подготовлена почва для захвата Пскова, осуществлённая немцами в 1240 году». В начале 1234 года в Ригу прибыл новый папский легат, поменявший епископа из цистерианского ордена Николая на Генриха из папского доминиканского ордена. В 1234 году князь Ярослав Всеволодович с четырнадцатилетним сыном Александром во главе войска из переяславских, новгородских и псковских полков разгромил рыцарей под Юрьевом в сражении на реке Эмайыги (Эмбах). Русские дружины, подошедшие к Юрьеву, встретило орденское войско, которое было с ходу опрокинуто и загнано на речной лёд. «И поможе Бог князю Ярославу с новгородцы, и биша и до реки, и ту паде лучших немец неколико: и яко Быша на реке на Омовже немцы, и ту обломишася (лёд – А.А..), истопе их много, а иные язвени вбегоша в Юрьев, а другие в Медвежью Голову». Магистр ордена Фольквин фон Винтерштеттен заключил мир с Ярославом Всеволодовичем, который соблюдался в течение четырёх лет. «И поклонишася немьци князю, Ярослав же взял с ними мир по всей правде своей». Юрьев стал платить дань Новгороду – это была та самая знаменитая дань, которая послужила впоследствии поводом для Ивана Грозного начать Ливонскую войну. В 1234 году дружина Ярослава Всевелодовича, до этого шесть раз ходившая в Прибалтику, разбила литовское войско при Дубровне, через год догнала и разгромила литовский отряд, совершивший набег на город Русу. До этого нападения литовцев на русские земли происходили в 1224, 1225, 1226, 1229 и 1234 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прихожане храма Тихвинской иконы Божией Матери побывали в Новгородской епархии июля 2015 Путешествие началось с посещения Варлаамо-Хутынского женского монастыря, куда паломники прибыли под колокольный звон прямо к началу Божественной литургии. После богослужения духовник монастыря иеромонах Макарий отслужил молебен, и все верующие были помазаны святым елеем. Отец Макарий - харизматичный и яркий священник, он нашел возможность сказать каждому слово утешения или вразумления. После посещения монастыря паломники остановились на обед в одном из гостеприимных кафе Новгорода: эта трапеза, как и вся поездка, была организована при содействии муниципального образования " Гражданка " , на территории которого находится храм Тихвинской иконы Божией Матери. МО " Гражданка " также предоставило в безвозмездное пользование комфортабельный автобус, на котором передвигались паломники. Следующим пунктом программы было посещение Юрьева монастыря и Перынского Рождества Богородицы скита. В этих святых местах была организована экскурсия новгородскими экскурсоводами из краеведческого музея, в ходе которой паломникам рассказали не только об истории монастыря и скита, но и всей Новгородской земли. Экскурсоводы любезно напомнили, что само название " Новгород " означает, что был еще и старый город, и продемонстрировали паломникам предполагаемое место, где он находился. Всем запомнилось и то, что суффикс " ище " означает прошедшее время. В частности, городище - означает место бывшего города. Начальник Перынского скита лично встретил паломников. Каждый получил в подарок брошюру, составленную насельниками скита, в весьма оригинальной форме излагающую историю Руси. В Юрьевом монастыре верующие вместе с экскурсоводами и братией монастыря разделили скорбь о том, что до сих пор не была обретена водная жила, которая раньше наполняла колодезь в центре монастыря водой, тем более что жара в тот день стояла изрядная, и пустой колодезь в центре монастыря настраивал на грустный лад. Поклонившись святыням скита и Юрьева монастыря, паломники вернулись в Новгород Великий, где было запланировано свободное время для знакомства с городом.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010