Вскоре после назначения на кафедру А. возглавил Новгородское отд-ние Палестинского об-ва. В «Новгородских ЕВ» по его благословению появился раздел, посвященный Св. земле. А. поддерживал дружеские отношения с иерархами Вост. Православных Церквей. Со времени паломничества в 1900 г. в Палестину А. был лично знаком и состоял в переписке с Антиохийским Патриархом Григорием IV Хаддадом , Иерусалимским Патриархом Дамианом , а также Александрийским Патриархом Фотием . В 1913 г. принимавший участие в праздновании 300-летия дома Романовых Патриарх Григорий посетил Новгород и 28 апр. возглавил хиротонию архим. Алексия (Симанского) во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. В период осуществления реформ П. А. Столыпина А. призывал новгородскую паству помогать переселявшимся в Сибирь и на Дальн. Восток безземельным крестьянам, жертвовать средства на возведение храмов в этих регионах. В годы первой мировой войны А. нес попечение об открытии лазаретов для раненых, в т. ч. в Юрьевом новгородском мон-ре и Арсениевском епархиальном доме, совершал в них молебны, напутствовал отправлявшиеся на фронт гарнизоны и посещал раненых в лазаретах. Организовывая сбор средств на нужды фронта, обращался к настоятелям мон-рей и храмов Новгородской епархии с просьбой передавать доходы на нужды армии. По инициативе А. в 1915 г. Саввин вишерский мон-рь близ Новгорода был предоставлен для эвакуированных 200 насельниц жен. обителей Риги и Митавы. В том же году под председательством А. был организован комитет по оказанию помощи беженцам. Увеличились церковные сборы в пользу Красного Креста, поступали отчисления из епархиальной кассы на поддержку обездоленных. Слова и речи А. собраны в одном из лучших проповеднических сборников нач. XX в. «На духовной страде» (СПб., 1914), включающем в себя проповеди в дни двунадесятых праздников, рассуждения о памятных событиях церковной и гражданской истории, пастырские поучения. Труды А. были отмечены орденом св. равноап. кн. Владимира 3-й степени, орденом Александра Невского, орденом св.

http://pravenc.ru/text/76250.html

Написано: «Не по у се ч пя су». Что это такое? Я не сразу отгадал, когда мои коллеги, которые занимаются новгородской эпиграфикой (Алексей Алексеевич Гиппиус, Александр Михайлович Михеев), задали эту загадку. Я минут двадцать ломал голову, а потом догадался, что имеется в виду. Видите, написано: «Не по у се ч пя су». «Посечь», «высечь» – сразу первое предположение, но на самом деле все гораздо проще. Это своего рода ребус, такой типа аббревиатуры «не по у се ч пя су». Не догадались? Неделя, понедельник, увторник, середа, четверьг, пяток (пятница), суббота. Кто-то написал нечто вроде календаря. Зачем? Это отдельный вопрос. Это такой кунштюк. Сейчас активно идет изучение именно эпиграфики. Готовится к изданию свод эпиграфических памятников. Недавно в Юрьевом монастыре были найдены отрывки летописного содержания, выцарапанные на стене, на штукатурке Георгиевского собора Юрьева монастыря, что существенным образом дополняет наши знания о политической истории. Но это редкость, конечно. В основном: «Господи, помози рабу…». Иногда упоминаются какие-то исторические имена, все это важно для лингвистов. Относительно недавно среди памятников эпиграфики были открыты глаголические надписи. Древнейшей славянской азбукой была вовсе не кириллица, и Кирилл и Мефодий не создавали кириллицу, это сделали ученики Кирилла и Мефодия. Кирилл и Мефодий изобрели какую азбуку? Глаголицу. Были найдены глаголические надписи, что довольно интересно, потому что они очень ранние и быстро исчезли, а в Новгороде это сохранилось. И, наконец то, чем я больше всего занимаюсь. Вот эти замечательные бородатые ребята кто такие? Это новгородцы. Но их изображения находятся не в Новгороде, а в Германии, в городе Штральзунде, это ганзейский город. Штральзунд находится на севере Германии, современная земля Мекленбург – Передняя Померания. Это один из ганзейских центров, который торговал с Новгородом Ганзейский союз торговых городов в законченной форме сформировался в XIV веке. Фактически этот союз немецких торговых городов севера Германии начал складываться в XII веке, и еще до образования этого союза Новгород поддерживал тесные торговые отношения с немецкими и скандинавскими городами на Балтийском море.

http://pravmir.ru/srednevekovyiy-novgoro...

С 15.10.1897 преподаватель греческого языка в Астраханской семинарии, с 03.01.1898 законоучитель Симбирской чувашской центральной школы. 11.01.1898 пострижен в монашество. С 10.03.1898 – иеромонах. С 29.06.1899 настоятель Томского Богородице-Алексиевского монастыря. Замещал вакантную должность преподавателя гомилетики, литургики и практического руководства пастырей в Томской семинарии. С 06.10.1899 инспектор Холмской семинарии. С 28.03.1902 ректор Александровской Ардонской духовной семинарии, с 08.01.1903 ректор Новгородской духовной семинарии. С 09.10.1911 вышел в отставку по болезни. На покое проживал в Юрьевом Новгородском, а затем в Московском Новоспасском монастыре. По воспоминаниям Евлогия (Георгиевского): «Человек он был неглупый, волевой, с большим самомнением, крестьянского происхождения — типичный крепкий вологодский мужичок». См. Митр. Ростислав (Девятов). Биографический словарь преподавателей и наставников Томской духовной семинарии (1858-1920). Томск, 2018. С. 258. Архиепископ Кирилл (Константин Иванович Ильинский; 15.04.1870 – 1947) – сын псаломщика с. Синдожь Вологодского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1893). Принял монашество. Иеромонах. В 1915 г. иеромонах Тотемского Спасо-Суморина монастыря, с 18.04.1915 настоятель того же монастыря. В 1919 г. арестован и приговорен к расстрелу, но наказание заменено на 5 лет ссылки. Был настоятелем Корнилиево-Комельского монастыря. С 13.06.1921 епископ Тотемский, викарий Вологодской епархии. С 16.08.1922 на покое. С 1922 г. в обновленческом расколе. Вступил в брак. Утвержден епископом Тотемским. 29.04.1936 арестован и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых лагерей. См. Прот. Валерий Лавринов. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 312-313. Священномученик Николай (Караулов Николай Аполлоньевич; 28.05.1871 – 17.04.1932) – сын священника Введенско-Томашского погоста Кадниковского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1893). С 15.09.1893 псаломщик Георгиевская церковь при Скулябинском доме призрения бедных.

http://bogoslov.ru/article/6192270

В Каире оказались еще более ощутительной невнимательность местного духовенства к приезжим православным, вполне отданным на милость немецкого путеводителя. Бедекер и в данном случае немилосердно вводит их в заблуждение, заставляя терять понапрасну время и силы. Напрасно они будут ходить по отвратительным восточным кварталам и по жаре, разыскивая церковь , обозначенную на его плане «église grecque orthodoxe, " – они ничего не найдут на улице Шариа-ель-Антара, зато церковь на улице Hamzawi, названная «église grecque catholique», от которой они старались быть подальше, – и будет целью их исканий, знаменитым кафедральным собором св. Николая Чудотворца, да еще воздвигнутым частью на русские пожертвования и с иконостасом, писанным в Новгородском Юрьевом монастыре. Изображение и описание его также находятся в упомянутых книге и атласе преосв. Порфирия 7 и, в общем, передают удовлетворительно и современное состояние церкви. Некоторое изменение можно усмотреть разве в том, что на дворе посажено больше деревьев, да над жилым корпусом выстроена звонница. Найти церковь не так то легко, – необходимо с оживленной и торговой, но чисто восточной улицы Muski свернуть в один из правых грязных переулков и затем пойти по длинной, извилистой, узкой и грязной улице Hamzawi до туника, упирающегося в церковные ворота. Самой церкви ни откуда не видно; купола на ней нет: стоит она на дворе, окруженная помещениями патриарха, жилыми корпусами, библиотекой и т.п. С правой стороны главного входа (есть еще два боковых) помещена на наружной стене памятная надпись о сооружении храма, с именами графа А. Муравьева и графини А. Орловой, с левой – о возобновлении его на собственный средства покойным патриархом Софронием. В общем, от внешнего устройства, убранства, чистоты и т. п. получается впечатление гораздо менее выгодное, чем в Александрии. Такое же впечатление, к прискорбию, оставляет и служба. Здесь нет такого хора певчих, как в Александрии, чтение также хуже. Немало вредит делу и теснота: в церкви с трудом может поместиться около 1.500 человек, а она является единственной для всего Каира –города, так как Синайского подворья св.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/e...

М., 2005. С. 11-25). На кон. XII в. приходится важный этап становления новгородской республиканской государственности. Незадолго до избрания М., не позднее 1191 г. (по акад. Янину, в 1185-1191 гг.- Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 20032. С. 155), складывается независимый от князя институт тысяцкого. Вслед за этим появляется новгородская архимандрития - институт избираемого на вече архимандрита, представляющего новгородское монашество, к-рым мог быть только игумен Юрьева мон-ря. Янин отнес возникновение архимандритии в Новгороде ко времени игуменства в Юрьевом мон-ре Савватия (1194-1226) ( Он же. Очерки комплексного источниковедения: Средневек. Новгород. М., 1977. С. 136-149). По более обоснованному мнению Гиппиуса, опирающегося в т. ч. на данные текстологического исследования владычной летописи, этот республиканский институт складывается в период святительства М. ок. 1194 г., когда с таким титулом упоминается почивший настоятель Юрьева мон-ря Дионисий (НПЛ. С. 234; Янин считал это упоминание позднейшей вставкой - Янин. 1977. С. 142). Согласно исследователю, «преобразование юрьевского игуменства в архимандритию было приурочено к поставлению нового игумена в 1194 г.»; Янин объяснял появление архимандритии содействием кн. Ярослава, желавшего, как и при учреждении института тысяцкого, «ограничить влияние непредсказуемого в своем политическом выборе новгородского боярства путем введения новых влиятельных общественных институтов, представляющих более широкие слои населения» ( Гиппиус. 2005. С. 20). Тезис Янина о «независимой от владыки организации новгородского черного духовенства» ( Янин. 1977. С. 146; см. также: Хорошев. 1980. С. 118-121; Щапов. Гос-во и церковь. 1989. С. 160-161), самим исследователем впосл. скорректированный (зависимость от архиепископа «только в области церковно-канонического права» - Янин В. Л. Мон-ри средневек. Новгорода в структуре гос. институтов// Он же. Средневек. Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 242), представляется умозрительным.

http://pravenc.ru/text/2562448.html

По-видимому, она была мало известна церковным историкам: говоря об Аркадие, они обыкновенно ограничиваются летописными известиями, начинающимися с основания им Успенского Аркажского монастыря в 1153 73 . Записка представляет некоторый интерес тем, что сообщает черты жизни Аркадия до этого года, взятые, очевидно, из другого источника, столь же близкого, как и древняя новгородская летопись тех годов, ко времени этого епископа († 1163). Аркадий «бе нищ», говорит записка, в молодости покинул родителей и постригся в Юрьевом, новгородском монастыре; здесь, достигнув сана пресвитера, он стал потом игуменом и наконец был почему-то изгнан из монастыря. Когда приехал из Руси в Новгород кн. Изяслав, он полюбил Аркадия и поручил ему «место» св. Пантелеймона; оттуда Аркадий удалялся потом в пустынное место, где и основал в 1153 г. свой монастырь 74 Пантелеймонов монастырь около Новгорода упоминается в грамоте кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву монастырю, след. существовал еще до 1136 г., когда Всеволод был изгнан из Новгорода. Изяслав, как видно, заботился о его благосостоянии, он приезжал в Новгород на короткое время в 1148 г.; к этому времени можно отнести сохранившуюся грамоту его на земли, выпрошенные им у Новгорода для Пантелеймонова монастыря; тогда же поручил он Аркадию управление этим монастырем, о чем говорит записка. В известиях летописи об игуменах Юрьева монастыря есть пробел между 1134 г., когда упоминается Исаия, и 1158, когда был поставлен Дионисий. Очевидно, к промежутку 1134–1148 гг. и относятся игуменство Аркадия в этом монастыре 75 . Первоначальное житие св. кн. Александра Невского составляет большую редкость в уцелевших древнерусских рукописях: по-видимому, отдельные списки его попадались редко и старинным нашим переписчикам 76 . Это можно отчасти объяснить тем, что в позднейшей письменности, наиболее сохранившейся, древнее житие было вытеснено из обращения несколькими редакциями его. составленными в XVI в. в духе позднейшего житейного стиля. При такой редкости списков, первое сличение их может возбудить некоторые сомнения относительно первоначального состава жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

«Молился он горячо, с таким усердием, что от частого стояния на коленях у него явились мозоли. Всю тягость земных забот с него снимал Тот, Кто отныне руководил им. Не надо было тяжелых усилий, чтобы принять то или другое решение: он получал их свыше и только слепо повиновался им. «Когда мне случалось бывать в трудных положениях, – говорит он, – я всегда выходил из него молитвой»» 69 . Как правило, в историографии и публицистике утверждение, что Александр I по самой сути своей не мог стать старцем Феодором Кузьмичом, делается при полной неосведомленности о религиозной жизни государя в последние годы царствования 70 . Сознательно формируемая клевета на императора началась еще при его жизни. Архимандрит Фотий писал в своем «Повествовании» о реакции монарха на подобные вещи: «…но Царь благополучлив, яко Ангел Божий во плоти, со смирением принимал вся: кто где молву недобрую о нем рассевал, виня и обвиняя Царя во всех заблуждениях и делах » 71 . После последней, пятой по счету, встречи во дворце 12 февраля 1825 г. император и архимандрит увиделись 5 июля этого же года в Новгородском Юрьевом монастыре. Настоятель подробно описал пребывание государя в своей обители в послании к графине А.А. Орловой-Чесменской 72 . Известие о приезде императора к ранней литургии в 4 часа утра было получено архимандритом Фотием от графа Аракчеева, сопровождавшего государя, только накануне вечером и, как обычно, с запрещением разглашать это сообщение. О своем состоянии при приближении к монастырю Александр I говорил ар химандриту: «Погода была, ветер велик. Нас с графом слишком промочило до тела. Мы прозябли. Сего дня я встал в 2 часа, помолился Богу за себя и за тебя, отец Фотий, ибо люблю тебя и молюсь за тебя, дабы ты за меня молился всегда непрестанно». После литургии «и ко мне подошел Царь, – пишет настоятель, – принял благословение, весь исполнен радости, веселия, утешения, и сказал: «Отец Фотий! Я хочу посетить тебя в келиях». Там сказал: «Во всю мою жизнь в другом токмо монастыре такое удовольствие я в сердце ощущаю: точно я был в доме Бога Небесного и пред Ним стоял.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Ученые обследуют раскопанную в Новгороде гробницу святого в 2015 году 22.07.2014 Ученые намерены обследовать раскопанную археологами в Свято-Юрьевом монастыре под Великим Новгородом гробницу святого архиепископа Феоктиста Новгородского в 2015 году, сообщил " Интерфаксу " представитель Новгородской археологической экспедиции. " Можно сказать, что в нынешнем году ученые просто не успели изучить гробницу. Отряд со дня на день сворачивает работы в храме и вернется сюда только летом будущего года. Кроме этого, при вскрытии захоронения необходимо присутствие квалифицированного антрополога. Сейчас его в составе отряда нет. В 2015 году он, вероятно, будет " , - пояснил собеседник агентства. Он подтвердил, что ученые подготовили гробницу к вскрытию, но пока оставили ее нетронутой. У них есть косвенные доказательства, что мощи Феоктиста находятся на своем месте, что гробницу в годы революции не вскрывали, как это произошло с некоторыми захоронениями святых в других храмах и монастырях. " Мощи находятся под мраморной плитой, датированной 1814 годом. Плита стоит на своем месте. После установки она, судя по всему, никогда и никем не перемещалась. В частности, осмотр показал, между ней и гробницей - раствор XIX века " , - сообщил представитель экспедиции. По его словам, для вскрытия гробницы для научных исследований необходимо благословение Церкви, которое ученые пока не получили. Гробница святителя Феоктиста была расчищена во время реставрационных работ в Георгиевском соборе монастыря. Исследования в храме второй год проводит архитектурно-археологический отряд НАЭ. Архиепископ Феоктист руководил Новгородской епархией в начале XIV века. Его останки получили славу чудотворных. В XVII веке был причислен к лику святых. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 22.07.2014 21:42:28 Новости 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг.

http://drevo-info.ru/news/17469.html

Федеральное агентство по туризму совместно с Патриаршим советом по культуре запускает проект «Святыни России» 26 июня 2018 г. 13:50 Федеральным агентством по туризму совместно с Патриаршим советом по культуре и первым общественным православным телеканалом «Спас» при поддержке Общественного совета при Ростуризме дан старт федеральному проекту «Святыни России». 23 июня 2018 года начались съемки первого сезона одноименной телепрограммы «Святыни России», знакомящей телезрителей с уникальными памятниками религиозной истории России, объектами духовного наследия, туристическими и паломническими маршрутами в субъектах Российской Федерации. Ведущими программы выступили Антон и Виктория Макарские. Первыми регионами для съемок стали Новгородская и Псковская области. Съемки начнутся в городе Валдай Новгородского района, где группа посетит Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь и Валдайский музей колоколов. В Великом Новгороде съемки будут проводиться в Новгородском кремле и Юрьевом мужском монастыре. Один из съемочных дней будет посвящен изучению культурного и духовного наследия в г. Старая Русса, где расположены Спасо-Преображенский Антониево-Леохновский мужской монастырь, Воскресенский кафедральный собор и храм Георгия Победоносца. Объектами для съемок в Псковской области станут Псковский кремль и известный своим иконостасом Троицкий собор, Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь, а также Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь. Ведущие побывают в Успенском Псково-Печерском мужском монастыре и на Талабских островах. Особенностью телепроекта является совмещение повествования о православных святынях с рассказом о туристических возможностях территорий, на которых они расположены, с освещением вопросов транспортной логистики, размещения, питания и т.п. Задача проекта — не только заинтересовать зрителей, побудить их к поездке и знакомству с объектами культурно-религиозного наследия России, но и обеспечить информацией, необходимой для организации путешествия.

http://patriarchia.ru/db/text/5227930.ht...

14 . Антоний, постриженик Хутынского монастыря, в мире Добрыня Ядрейкович, ходивший в Константинополь, в котором был в 1200 году, привёзший из него «гроб Господень» (модель гроба Господня или же, может быть, так называемую плащаницу) и написавший Цареградский Паломник. Избранный в том же 1211 году и, после 8-летнего правления, в 1219 году заменённый опять Митрофаном (из Новгорода Антоний удалился к митрополиту, от которого получил епископию Перемышльскую). 15 . Митрофан, во второй раз, в продолжение 4 лет, умер 3 Июля 1223г. 16 . Арсений, чернец Хутынский, муж добрый и зело боящийся Бога, избранный в самый день смерти Митрофана, но после 2-летнего правления без посвящения в 1225г, уступивший место снова Антонию (возвратившемуся из Перемышля). 17 . Антоний, во второй раз в продолжение трёх лет до 1228г., когда больной и онемелый сошёл на Хутынь по своей воле. 18 . Арсений чернец во второй раз не на долгое время, согнанный в том же 1228 году с великим бесчестием и бывший причиной, не ясно почему, народного междоусобия. У летописца читаем: «тъгда же окаянный диавол, исперва нехотяи добра роду человечу, въздвиже на Арсения, мужа кротка и смерена, крамолу велику – простую чадь, и створше вече на Ярославли дворе и поидоша на владыцьнь двор, рекуче: того деля стоить тепло долго, выпроводил Антония владыку на Хутино, а сам сел, дав мзду князю, и аки злодея пьхающе за ворот (sic) выгнаша, мале ублюде Бог от смерти – затворися в церкви святей Софии (и) иде на Хутино», – затем описывается народный бунт, в котором были разграблены дома некоторых городских и архиепископских чиновников, обвинявшийся в том, что они «на зло князя водять» (После Арсений был игуменом на Хутыни и в Юрьевом монастыре). 19 . Антоний, в третий раз, приведённый из Хутыни на другой день после согнания Арсения и управлявший при помощи двух посаженных с ним мужей. Был недолго, до следующего 1229 года, после чего умер на покое в 1232г., страдав болезнью и онемением шесть с половиной лет. 20 . Спиридон, из иеродиаконов Юрьева монастыря. Подобно Мартирию и по той же причине избран посредством жеребья в том же 1229 году (три жеребья положены были на святой трапезе и один из них вынимал посланный из владычней гридницы княжич Ростислав, сын тогдашнего Новгородского князя Михаила Черниговского). Посвящённый в архиепископы в 1230 году (4 Марта), сидел на престоле в продолжение 20 лет и умер в 1249г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010