«Вода живая» провела богословскую школу для молодежи в Свято-Юрьевом монастыре сентября 2008 О том, как прошла школа, а также о проблемах современной верующей молодежи, мы побеседовали с организатором «Кинонии», выпускающим редактором журнала «Вода живая», клириком собора Феодоровской иконы Божией Матери в Петербурге иереем Димитрием Сизоненко. 10 -17 августа 2008 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и архиепископа Новгородского и Старорусского Льва в Свято-Юрьевом мужском монастыре Новгородской епархии проводилась летняя богословская школа для молодежи " Кинония " .   Организаторами выступили официальный журнал Санкт-Петербургской епархии " Вода Живая. Санкт-Петербургский церковный вестник " и Молодежный отдел Новгородской епархии. В работе школы приняли участие 37 человек, молодые люди от 18 до 30 лет из четырех городов - Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Москвы и Нижнего Новгорода. Отбор участников проводился на основе присланных анкет. В числе преподавателей школы были известные петербургские священники - протоиерей Георгий Митрофанов, иерей Владимир Хулап, иерей Димитрий Симонов.   О том, как прошла школа, а также о проблемах современной верующей молодежи, мы побеседовали с организатором " Кинонии " , выпускающим редактором журнала " Вода живая " , клириком собора Феодоровской иконы Божией Матери в Петербурге иереем Димитрием Сизоненко.    - Отец Димитрий, Вы приглашали в школу только воцерковленную молодежь, или в ней могли принять участие все желающие?   - Строгого ценза в этом плане у нас не было. Это была открытая школа. Разумеется, люди, которым чуждо Православие, и сами не изъявили бы желания ехать с нами в Юрьев монастырь. Среди участников школы было много ребят, которые активно участвуют в церковной жизни, в развитии молодежного движения на своих приходах. Но вместе с тем были и молодые люди, которые только начинают свой путь в Православной Церкви. Одним из главных успехов " Кинонии " является то, что наши лекции и встречи оказались интересными и для тех, и для других.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=194...

Гробницу свт. Феоктиста обнаружили при раскопках в Юрьевом монастыре Великий Новгород, 17 июля 2014 г.         В Великом Новгороде при раскопках в Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря найдена гробница с мощами архиепископа Новгородского, святителя Феоктиста, сообщил " Интерфаксу " представитель Новгородского государственного музея-заповедника. Гробница была расчищена во время реставрационных работ в Георгиевском соборе монастыря. Археологи, в частности, вскрыли в соборе полы XVII-XX веков и обнаружили остатки двух престолов. По словам представителя музея, остается нерешенным вопрос, будет ли гробница святителя открыта для научных исследований. " Ученые подготовили гробницу для вскрытия, но для того, чтобы открыть ее, необходимо благословение Русской Православной Церкви. Пока такого благословения исследователи не получили " , - сказал собеседник агентства. Исследования в храме второй год проводит архитектурно-археологический отряд Новгородской археологической экспедиции. Руководит отрядом член-корреспондент РАН, доктор искусствоведения Владимир Седов (Москва). Архиепископ Феоктист руководил Новгородской епархией в начале XIV века. Его останки получили славу чудотворных. В XVII веке Церковь канонизировала архиепископа в лике святителей, и с того момента его мощи находились в Свято-Юрьевом монастыре. Обитель расположена в окрестностях Великого Новгорода на берегу реки Волхов при ее истоке из озера Ильмень и является одним из древнейших монастырей России. В настоящий момент здесь находятся резиденция митрополита Новгородского и Старорусского Льва и духовное училище. Согласно летописям, строительство Георгиевского собора начал в монастыре внук Владимира Мономаха новгородский князь Всеволод Мстиславович в 1119 году. Храм несколько веков являлся княжеской усыпальницей. В настоящий момент в соборе впервые с 1930-х годов проводятся масштабные ремонтно-реставрационные работы. Они могут завершиться в 2015 году. 17 июля 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/72293.html

Иоанн (Попьян), еп. Новгородский, оставляет Новгородскую епископию. Миниатюра из Лицевого летописного сво-да. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 80) Иоанн (Попьян), еп. Новгородский, оставляет Новгородскую епископию. Миниатюра из Лицевого летописного сво-да. Голицынский том. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV.225. Л. 80) Вероятно, при И. была продолжена роспись собора Св. Софии, начавшаяся весной 1109 г. на средства, собранные свт. Никитой («стяжяниемь святого владыкы»). Период архиерейства И. в Новгороде отмечен строительством ряда каменных церквей, в т. ч. в новооснованных пригородных мон-рях - в Юрьевом новгородском и в Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы . В 1113 г. была начата ц. во имя свт. Николая на Ярославовом дворище, 28 апр. 1115 г. Воигост заложил ц. во имя вмч. Феодора Тирона, в 1119 г. кн. Всеволод и игум. Кириак начали строительство каменной ц. во имя св. Георгия в Юрьевом монастыре, в 1127 г. кн. св. Всеволод (Гавриил) Мстиславич (сын Мстислава Владимировича, занимал новгородский стол в 1117-1136) заложил ц. Иоанна Предтечи на Опоках (на Петрятине дворе) «в имя сына своего» (строительство было закончено в 1130). В 1117 г. прп. Антоний Римлянин приступил к возведению каменного храма в своей обители (построен в 1119, расписан к 1125). В 1127 г. преподобный начал строить в мон-ре каменную «трьпезницю» (трапезную палату). В летописях не сообщается об освящении всех этих храмов, хотя можно с уверенностью предположить, что нек-рые из них были освящены епископом. Вероятно, известия об освящении И. значительнейших храмов Новгорода были исключены при редактировании владычной летописи в кон. 60-х гг. XII в., что было связано с богослужебным непоминанием И. в Новгороде (см. ниже). Янину принадлежит гипотеза о конфликте прп. Антония с И. и кн. Всеволодом, разрешившемся только при преемнике И. свт. Нифонте (1130/31-1156). Прп. Антоний не позднее янв. 1108 г. получил «благословение Никиты епискупа» на основание монастыря, о чем записано в духовной грамоте преподобного (ГВНиП. С. 160. 103; составлена после 1109 - ранее 1131/32), но в игумены прп. Антоний был поставлен лишь свт. Нифонтом зимой 1131/32 г., как об этом сообщается в Новгородской I летописи: «Антона игуменомь Нифонт архиепископ постави» (НПЛ. С. 22, 207). (В Новгородской I летописи прп. Антоний называется игуменом уже при И. (НПЛ. С. 20, 21, 204, 206). По-видимому, указание на такой сан преподобного до 1131 следует отнести на счет позднейшей редакторской правки летописи.)

http://pravenc.ru/text/469530.html

230-летие перенесения мощей святителя Новгородского Феоктиста отпраздновали в Свято-Юрьевом монастыре 10 февраля 2016 г. 13:07 5 февраля 2016 года исполнилось 230 лет со дня перенесения мощей архиепископа Новгородского Феоктиста в Свято-Юрьев монастырь Новгородской епархии . В этот день митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Божественную литургию в Спасском соборе обители, где покоятся мощи святителя. Главе Новгородской митрополии сослужили настоятель Антониево-Леохновской пустыни архимандрит Митрофан (Письменский), и.о. наместника Свято-Юрьева монастыря иеромонах Арсений (Перевалов), насельники обители, духовенство митрополии. Богослужение сопровождалось антифонным пением хоров Свято-Юрьева монастыря и студентов Новгородского духовного училища, сообщает сайт епархии . Святитель Феоктист, архиепископ Новгородский, до получения кафедры был игуменом Благовещенского монастыря близ Новгорода. По смерти архиепископа Климента в 1300 году новгородцы избрали его владыкой, а митрополит Максим с русскими епископами Симеоном Ростовским и Андреем Тверским рукоположил святителя Феоктиста во епископа Новгородского. 23 декабря 1310 года святитель Феоктист отошел в вечность; погребен в Богородицкой церкви. В 1653 году совершилось первое известное нам чудо у его мощей. Исцеления, происходившие у гробницы святителя Феоктиста, были основанием для причисления его к лику святых в 1664 году. В 1668 году над местом погребения его была поставлена сень и рака под ней. В 1682 году был возобновлен храм, в котором почивали мощи. В 1702 году сооружен покров с изображением святого на раку. 23 января (5 февраля) 1786 года мощи святителя Феоктиста были перенесены в Юрьев монастырь под Новгородом и помещены в соборном храме во имя святого великомученика Георгия Победоносца у северной стены близ алтаря. В первой половине XIX века настоятель монастыря архимандрит Фотий (Спасский) соорудил придел во имя святителя Феоктиста. В 1847 году в этом приделе была устроена серебряная рака, в которой почивали под спудом мощи святителя Феоктиста, прославленные многими чудесными знамениями милости Божией. В начале XX века серебряная рака была изъята советской властью, данные о месте погребения святителя Феоктиста были утеряны. 22 июля 2015 года в ходе археологических работ в Георгиевском соборе была обнаружена гробница с мощами святителя. С тех пор мощи святителя покоятся в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Довольно крупное здание храма, к-рое М. подносит Пресв. Богородице с Младенцем, близко по формам и деталям к реальной архитектуре волотовской церкви (с устроенной при ней иноческой обителью, известной современникам как «Моисеев монастырь»). Облику М. присущи индивидуальные черты: удлиненный овал лица с подчеркнуто впалыми щеками, большие глаза, прямой с легкой горбинкой нос, страдальчески приподнятые брови - они воспринимаются портретными чертами, особенно при сопоставлении с обликом преемника М., архиеп. Алексия, и с изображениями святых в росписи. Возможно, автор композиции мог лично видеть М. или писать его образ по рассказам людей, близко знавших владыку. Суровый, аскетический склад внешности с оттенком тайной муки легко объяснить, учитывая скрытую от глаз современников духовную жизнь владыки, к-рый носил на теле вериги (после его смерти они сохранялись и почитались в Юрьевом мон-ре и в Софийском соборе Новгорода). На миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (1-й Остермановский том - БАН. 31.7. 30-1) М. предстает на разных этапах своего служения: в сане архимандрита новгородского Юрьева мон-ря, затем - архиерея Вел. Новгорода и Пскова. Сначала его изображение встречается в композиции, рассказывающей об избрании М. на кафедру в 1325 г. (Л. 279) в 2 эпизодах: святой сидит в Юрьевом мон-ре перед посланниками Новгородского веча и в архиепископских палатах в ожидании митрополичьего благословения. М. облачен в коричневые монашеские ризы и черный клобук, персональные особенности внешности отсутствуют, борода - недлинная, волнистая, седая. В сцене поставления в архиепископа, состоявшегося в Москве (Л. 280), М.- в праздничном богослужебном облачении (белая фелонь, омофор розового оттенка, синий подризник, епитрахиль, голова не покрыта); он почти средовек, с курчавыми короткими, чуть коричневыми волосами и такой же бородой средней длины. Всадником, въезжающим в город, он показан на миниатюре, иллюстрирующей его возвращение в Новгород после хиротонии (Л. 307), средовеком - на иллюстрациях, посвященных приезду в Новгород в 1329 г.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Впоследствии, когда окутывавшие высшее церковное правительство в царствование Анны Иоанновны интриги рассеялись, он после 15-и летнего содержания под караулом в крепости и Монастырях, в январе 1741-го года, был восстановлен в своем положении, получил прежнюю архимандрию в Юрьевом Монастыре, был назначен ректором но во основанной Новгородской Семинарии и затем 10-го января 1742-го года хиротонисан во епископа Карелского, викария Новгородской епархии. После этого он прожил недолго и 29-го ноября 1742-го года скончался. Погребен в Юрьевом Монастыре 2914 . В апреле 1741-го года бежал иеродиакон Афанасий (Галецкий), посаженный на цепь 2915 . В 1742-м году он был отпущен, по его просьбе, в Черниговскую епархию 2916 . В июне 1741-го года бежал монах Иоасаф (Юзефович), тоже бывший под судом 2917 . Еще в 1740-м году монахи жаловались на тесноту помещения, – на «келейное утеснение». В келье жило по 5-и–6-и человек, а зимой, когда выбирались из летних чуланов, и больше: было «негде ничего ни положить, ни поставить» 2918 . При архиепископе Феодосие братия пользовалась медицинскою помощью за свой счет. По докладу архимандрита Петра, Государыня 4-го января 1726-го года разрешила завести на монастырский счет аптеку с аптекарем и содержать доктора и лекаря. Об организации медицинской помощи Монастырь обращался за содействием к «дуктуру» Захарию Захарьевичу фон-дер-Гулсту 2919 . При Монастыре состоял постоянный врач, лекарь Христофор Рихтер. С 1738-го года Федор Николаевич Крайский. Он получал деньгами 50 рублей и 7 четвертей хлебных продуктов. Жил в городе, и за ним, в случае надобности, посылали лошадь. После неудачного лечения монастырского служителя, повредившего ногу, он отбыл от Монастыря с 20-го июля 1739-го года 2920 . С 1739-го года служил по контракту лекарь Иоанн Бремер, получавшей 50 рублей жалованья и на лошадь фуража 24 четверти овса и 400 пудов сена 2921 . В январе 1726-го года архимандрит Петр приказал «первенствующему иеродиакону Августу за выкличку титула Ее Императорского Величества на праздник в навечерии Рождества Христова купить камки косяк средней руки; ему ж дать за такой же труд в навечерии праздника Богоявления Господня денег рубль» 2922 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Глава Новгородской митрополии рассказал о русском монашестве учащимся из Германии 21 июня 2018 г. 14:34 20 июня 2018 года в Свято-Юрьевом монастыре в Великом Новгороде состоялась встреча митрополита Новгородского и Старорусского Льва со студентами и сотрудниками немецкого благотворительного фонда «Brot für die Welt» («Хлеб для мира»). Тема встречи: «Монашество в России и Новгородской епархии ». В мероприятии также приняли участие наместник обители епископ Юрьевский Арсений и настоятель Антониево-Леохновской пустыни Новгородской епархии архимандрит Митрофан (Письменский). На встрече присутствовали 19 талантливых студентов из разных стран, которые учатся в вузах Германии по направлениям «религия» и «философия», а также три сотрудника фонда. Студенты и сотрудники фонда посещают Россию с целью изучения Православия и монашеской жизни в нашей стране. В ходе общения руководитель стипендиальной программы фонда Сюзанна Вернер рассказала об организации «Brot für die Welt» — благотворительном фонде Евангелической церкви Германии. Фонд, основанный в 1959 году, объединяет региональные евангелические организации и свободные Церкви (Freie Kirche) Германии. За все время существования организация профинансировала порядка 1200 благотворительных проектов, большинство из которых были реализованы в Азии, Африки, Латинской Америке и в странах Восточной Европы. Большая часть проектов носят гуманитарный характер и связана с оказанием медицинской помощи, развитием школьного образования в развивающихся странах и т.д. Помимо гуманитарных проектов, фонд занимается образовательными программами, в частности, выделением стипендий иностранцам для учебы в Германии. В свою очередь, митрополит Лев отметил, что Новгородская кафедра является одной из старейших в Русской Православной Церкви, и рассказал о ее прошлом и настоящем. Об истории Свято-Юрьевской обители собравшимся рассказал епископ Арсений. Архимандрит Митрофан (Письменский) посвятил свой рассказ возглавляемой им пустыни. В ходе беседы священнослужители осветили вопрос студентов о роли монастырей в современной России. В завершение встречи глава Новгородской митрополии отметил, что подобный обмен опытом служения Церкви с другими странами очень полезен для всех участников диалога, и пригласил гостей приехать в епархию на следующий год. Студентам и сотрудникам фонда раздали иконки великомученика Георгия Победоносца и брошюры с информацией о Юрьевом монастыре. Для гостей также были организованы экскурсии по Свято-Юрьеву и Варлаамо-Хутынскому монастырям, по храму апостола Филиппа и Покровскому собору, сообщает епархиальный сайт . Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Аркадий Новгородский, свт. - житие АРКАДИЙ, епископ Новгородский (1156—1163 или 1164). Биографические сведения об Аркадии до его избрания на новгородскую кафедру скудны. Из его Жития, сохранившегося в списке второй половины XIV в., известно, что еще в юности он принял пострижение в новгородском Юрьевом монастыре, где достиг сана диакона, затем пресвитера, " и не по колице лет поставленъ бысть игуменомъ " . Вскоре, однако, " от зависти и от наважения дьяволя " Аркадий был изгнан из Юрьева монастыря. К этому времени он, очевидно, получил широкую известность в Новгороде, и прибывший в город князь Изяслав Мстиславич (брат новгородского князя Всеволода Мстиславича) поручил ему игуменство в Пантелеимоновом монастыре, находившемся по соседству с Юрьевым. Об этом свидетельствует грамота князя Изяслава Мстиславича Пантелеимонову монастырю, сохранившаяся в списке XVI в.: " …и устроил Святому Пантелеимону монастырь, и посадил есми в нем игумена Аркадия " . В литературе предложены две возможные датировки грамоты, связанные с поездками князя Изяслава в Новгород: 1133/34 г. (датировка В. Л. Янина; в этом случае речь должна идти об основании в этом году Пантелеимонова монастыря) и 1148/49 г. (традиционная датировка, поддержанная С. М. Каштановым; в этом случае речь идет об обустройстве уже существующего монастыря, вероятно, пришедшего в запустение). Соответственно, по-разному должно датироваться и предшествующее игуменство Аркадия в Юрьевом монастыре: либо в коротком промежутке между 1128 и 1132 (или даже 1130) гг. (при датировке Янина), либо между 1134 и 1148 гг. (при традиционной датировке); отметим, что в историю Юрьева монастыря вторая датировка вписывается лучше. Как бы там ни было, по прошествии нескольких лет Аркадий покидает и Пантелеимонов монастырь ( " изиде на пусто место " ) и в 1153 г. основывает новый Успенский монастырь, получивший по его имени название " Аркаж " (т. е. Аркадиев), о чем сохранилась запись в Новгородской Первой летописи: " Съруби Аркадъ игуменъ церковь Святыя Богородиця Успение и състави собе манастырь; и бысть крестьяномъ прибежище, ангеломъ радость, а дьяволу пагуба " . Имя Аркадия, игумена, " а творяшеся и епископа " (т. е. " ставшего епископом " ), упоминается в " Вопрошаниях Кирика " в числе лиц, к которым новгородские иеромонах Кирик и священник Илья (будущий архиепископ) обращались за разъяснением различных трудных вопросов канонического характера.

http://pravicon.com/info-1813

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В древнем Свято-Юрьевом монастыре Новгородчины нашли письмо XII века 21.07.2014 Археологи на раскопках в храме в Новгородской области нашли уникальную надпись, процарапанную на фреске, сообщил " Интерфаксу " представитель архитектурно-археологического отряда Новгородской археологической экспедиции. Граффити обнаружено в Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря . В этом храме в настоящий момент археологи ведут расчистку пола до его древнейшего основания. Пол засыпан фрагментами сбитой со стен собора штукатурки с фресками середины XII века. Ученые нашли несколько десятков квадратных метров монументальной живописи. На этих фрагментах сохранились лики святых, в том числе целые, а также орнаменты и граффити. " Этот чудом сохранившийся до наших времен кусок штукатурки составлен из 16 фрагментов. В итоге получилось, возможно, самое большое граффити из всех ныне известных. На нем - две многострочных надписи. Одна рассказывает о новгородском архиепископе Антонии, захороненном в Софийском кафедральном соборе. Вторая - о новгородском князе Изяславе, захороненном в самом Георгиевском соборе. Граффити располагалось в алтаре храма. По всей видимости, его около 900 лет назад сделали сами священнослужители, желавшие для себя зафиксировать истории Антония и Изяслава " , - предположил собеседник агентства. Надписи сделаны с одновременным использованием кириллицы и глаголицы, что является редкостью. Граффити изучается. Раскопки в соборе продолжаются, исследователи намерены завершить их в 2015 году. Свято-Юрьев монастырь находится в окрестностях Великого Новгорода на берегу реки Волхов при истоке ее из озера Ильмень. Он является одной из древнейших православных обителей России. В настоящий момент здесь находятся резиденция митрополита Новгородского и Старорусского Льва и Новгородское духовное училище. Согласно летописям, строительство Георгиевского собора начал в монастыре внук Владимира Мономаха новгородский князь Всеволод Мстиславович в 1119 году. Храм несколько веков являлся княжеской усыпальницей. В настоящий момент в соборе впервые с 1930-х годов проводятся масштабные ремонтно-реставрационные работы. Они могут завершиться в будущем году. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 21.07.2014 16:55:15

http://drevo-info.ru/news/17459.html

   21 января 1823 года в Юрьевом монастыре был большой пожар.    Граф Алексей Андреевич Аракчеев.    Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская.    Император 16 марта 1823 года прислал в дар монастырю складной иерусалимский крест с перламутровым образом Успения Божией Матери; сей крест государь получил в дар от архимандрита Парфения, молдаванина, бывшего некогда настоятелем одного из монастырей нижегородской епархии. По отставке Парфений отправился в паломничество в Иерусалим и из святого града принес сей крест. — Прим. авт.    Князь Голицын писал Фотию 14 марта 1823 года: «Его Величество по принятии сего креста своим собственным движением сказал: “Пошли сей крест в тот монастырь, где архимандрит Фотий, и скажи ему от меня, что хотя во сне он видел, что я к нему не так ласков, но наяву не таков и посылаю к нему крест в знак оного”».    Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский.    Соборная монастырская церковь во имя Спаса Нерукотворного была освящена 22 октября 1824 года.    Граф Алексей Андреевич Аракчеев.    Граф Алексей Андреевич Аракчеев. Речь идет об убийстве Н. Ф. Минкиной, домоправительницы графа. В связи с трагедией император Александр прислал Фотию следующее письмо: «Отец архимандрит Фотий! По всем известиям, до Меня доходящим, граф Алексей Андреевич после несчастия, его поразившего, находится в крайнем упадке духа, близком даже отчаяния; зная искреннее уважение его к духовным добродетелям вашим, я уверен, что вы помощию Всевышнего много можете подействовать на душевные его силы: подкрепя их, вы окажете важную услугу государству и Мне: ибо служение графа Аракчеева драгоценно для Отечества. Христианин обязан с покорностию переносить удары, рукою Господнею ему наносимые, мы все в воле Его. Испрашивая благословения вашего, поручаю себя молитвам вашим. Александр. Таганрог, октября 3 дня, 1825 года. Письмо сие храните в тайне». Архимандрит откликнулся на призыв император и приехал в Грузино, где в соборе совершил отпевание Минкиной; по его совету Аракчеев причастился Святых Таин; позднее граф провел несколько дней в обществе подвижника в Юрьевом монастыре. Эти несколько дней спасли его от сумасшествия.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3011...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010