Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРКАДИЙ († 19 сент. 1163), свт. (пам. 18 сент., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), еп. Новгородский (1156-1163). Краткие сведения об основных событиях жизни А. содержатся в НПЛ. Древнейший список краткого жития А. содержится в пергаменном Прологе кон. XIV в. новгородского происхождения (РГАДА. Ф. 381. 162. Л. 31в, 32а); это же житие помещено в Макарьевских Минеях-Четьих под 17 сент. Оно восходит, вероятно, ко времени до 1188 г., т. к. о поставленной А. деревянной Успенской ц. Аркажа мон-ря говорится как о стоящей «до сего дне», тогда как в 1188 г. вместо нее был возведен каменный храм. Согласно житию, А. юношей оставил родителей и принял постриг в новгородском Юрьевом мон-ре , где через нек-рое время был рукоположен во иеромонаха, затем избран игуменом, но по неназванной причине был вынужден оставить обитель. Краткое игуменство А. в Юрьевом мон-ре имело место в промежуток между 1128 (смерть игум. Кириака) и 1130 гг. (упоминание игум. Исаии в дарственной киевского кн. Мстислава Владимировича и его сына новгородского св. блгв. кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву мон-рю, к-рую скорее всего следует датировать 1130 г.). Умолчание об этом в НПЛ объясняется, как можно предполагать, тем, что поставление А. во игумена Юрьева мон-ря произошло при еп. Иоанне Попьяне, к-рого в Новгороде по не совсем понятным причинам не поминали и сведения о к-ром были исключены из летописи в ходе позднейшего редактирования. В 1134 г. кн. Изяслав Мстиславич поручил А. игуменство в основанном им новгородском в честь св. вмч. Пантелеимона мон-ре . В 1153 г. А. построил под Новгородом ц. Успения Пресв. Богоматери и основал при ней мон-рь, названный его именем - Аркаж. Упоминание «Оркадия игумена» в качестве собеседника Кирика Новгородца по каноническим и литургическим вопросам говорит об определенной учености А. Вскоре после смерти Новгородского архиеп. свт. Нифонта (21 апр.

http://pravenc.ru/text/76020.html

Новгородский Юрьев монастырь Обитель св. Великомученика и Победоносца Георгия или Юрьев монастырь – находится на левом берегу р. Волхова при истоке его из озера Ильменя. Основан в 1030 году Ярославом – Георгием Шевским Великим Князем, а главный собор его – в 1119 году Всеволодом, внуком Мономаха. Главные святыни Обители: 1) Храмовая, очень древняя икона Св. Великомученнка Георгия греческого письма (3 арш. 7 в. x 2 арш.), богато украшена серебропозолоченною ризой (весом 3 пуд. 27 ф.), усыпанной драгоценными камнями и удивительной величины жемчужинами; и 2) Св. Мощи Святителя Феоктиста Архиепископа Новгородского, сконч. 1308 года 23 Декабря. С 1786 года почивают в Юрьевом Монастыре, перенесенные сюда из упраздненного Благовещенского Монастыря в богатой серебропозолоченной раке, весом 8 пуд. 5 ф. 36 зол. Пришедший к началу прошлого столетия в крайнее запустение от пожаров и опустошений, монастырь богато возобновлен и украшен Архимандритом Фотием при содействии его духовной дочери графиня Анны Алексеевны Орловой-Чесменской (в 1822–1848 годах). Здания монастырские, особенно соборы – поражают своей массивностью и драгоценностью украшений: золотом, серебром, жемчугом и драгоценнейшими камнями. По богатству ризницы и церковной утвари, и вообще по благолепию – монастырь не уступает нашим Лаврам. Богослужение в нем отличается строгой церковностью и уставностью (с архиерейскими привилегиями настоятелей), пение столповое, редко где так исполняемое. В монастыре до 120 человек братии (с послушниками). Вид на монастырь из Новгорода и с озера – очарователен. Весьма красива колокольня монастыря, в три пролета с 32 колоколами, из коих наибольшие в 2100 пуд, 1140 пуд, 523 пуда, 267 пуд, 130 пуд и т. д. Звон их отличается редкой гармоничностью и силой. Существует несколько подробных описаний Обители, предлагаем благочестивым поклонникам наилучшее из них, по краткости, содержательности и интересности – известного писателя-путешественника А.Н. Муравьева. Церкви Юрьева Монастыря: 1. Георгиевский Собор, в честь Св. Великомученика Георгия Победоносца, с приделом в честь Святителя Феоклиста, Св. мощи коего в Соборе (праздники 23 Апреля, 26 Ноября, 23 Декабря и 23 Января).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Е. Богданов Пособие к церковному чтению, положенное для вразумительности чтения на ноты на основании обычного древне-церковного чтения Источник На основании обычного древне-церковного чтения, а частью на основании письменных памятников древне-церковного чтения Преподавателем церковного пения в Подольской Духовной Семинарии псаломщиком Евфимием Богдановым. При содействии и участии законоучителя Подольского женского училища духовного ведомства священника Ильи Лебедева Содержание От составителей 1. О Церковном чтении 2. Виды церковного чтения 3. Чтение молитв и псалмов 4. Чтение стихир и тропарей и кондаков 5. Чтение разного рода канонов 6. Чтение Наречий 7. Чтение Апостола 8. Произношение прокименов перед чтением Апостола 9. Произношения наименования священных книг перед чтениями разного рода паремий 10. Чтение Евангелия диаконом 11. Правила для чтения двух апостолов, двух евангелий и трех паремий вместе с советами для чтецов названых чтений 12. Чтение Евангелия священником, вместе с пояснениями 13. Чтение священником, разного рода молитв 14. Чтение Великого канона Андрея Критского 15. Произношение диаконом и священником разного рода ектений с присоединением тех возгласов, которые произносятся во время Богослужения как диаконом так и священником вместе, с пояснениями к ним 16. Возгласы, произносимые только священником на литургии, всенощном бдении и вообще на торжественных Богослужениях, вместе с пояснениями к ним и историческими заметками 17. Произношение священником возгласов на часах, на вседневной вечери и вообще на Богослужениях менее торжественных 18. Чтение акафистов     От составителей Предлагаемое «Пособие к церковному чтению» составлено главным образом на основании церковного чтения, слышанного составителями в следующих епархиях и следующих годах: Новгородской, напр., в Софийском соборе в Новгороде, в первоклассном Юрьевом монастыре, Тихвинском монастыре и других церквах в 70-х годах; Петербургской – в Александро-Невской лавре. Троице-Сергиевой пустыни и других церквах–в 80-хъ годах; Владимирской – в Рождественском архиерейском монастыре и Успенском кафедральном соборе в г. Владимире и в других городах и благоустроенных церквах в 60-х. 70-х и 80-х годах; Киевской – преимущественно в Киево-Печерской лавре в 80-х годах: Волынской – преимущественно в Почаевской лавре в 85 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И весь живот наш Христу Богу предадим Все чаще в православных храмах за богослужением можно слышать, как в ектеньях вместо привычного слова ‘живот’ священник или диакон произносят непривычное слово ‘жизнь’. Автор этих строк, конечно, осведомлен о практикуемой подмене этих и других молитвенных слов в некоторых храмах города Москвы и его окрестностей. Ну, на то он и столичный город, чтобы страдать от избытка ума. Но каковы же были мои удивление и смущение, когда прошедшим летом в Великом Новгороде на богослужении в древнейшей русской обители – Юрьевом мужском монастыре – я услышал новомодную столичную ‘жизнь’ там, где испокон веков стоял ‘живот’. То еще очень важно заметить, что в ограде Юрьева монастыря располагается Новгородское духовное училище. Что же выходит? Что в Новгороде уже даже не упражняются в нововведении, но вовсю ему учат как самому обыкновенному делу? Однако прежде, чем «написанное пером рубить топором», не мешало бы разобраться, насколько необходима эта замена и какими соображениями руководствуются самочинные редакторы богослужебных текстов. Можно предположить, что замена ‘живота’ на ‘жизнь’ производится на том «серьезном» основании, что слово ‘живот’ непонятно широкой аудитории. Но этот довод очень странен уже по одной той причине, что в русском языке есть хорошо известное выражение не щадя живота своего, и говорить, что употребляемое за богослужением слово ‘живот’ многим непонятно, значит говорить, что многим русским людям непонятен смысл вышеприведенного выражения. Но уместно ли столь невысокое мнение о знании своего языка русскими людьми? Аргумент о «непонятности» слова ‘живот’ странен не только с частной филологической точки зрения, он странен в принципе. Множество церковнославянских слов непонятно для переступающих порог храма впервые, как и вообще многое в Церкви непонятно для приходящих в нее из мира. Что же тогда, чтобы им было проще освоиться, надо все непонятное разрушить? Однако цель воцерковления состояла и состоит вовсе не в том, чтобы, вычеркнув непонятное, принять из церковной жизни только то, что доступно житейской логике. Истинное воцерковление происходит как раз наоборот – через перемену жизни и выстраивание ее, часто вопреки своей греховной природе и личному разумению, по евангельскому ладу и церковному строю.

http://pravoslavie.ru/29112.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЕВСКАЯ ПСАЛТИРЬ (БАН. 4.5.7 (Кеппен. 13 2 л.; РНБ. Погод. 9, 18+2 л.), древнерус. пергаменная кириллическая рукопись XI в., фрагменты Псалтири с толкованиями и с библейскими песнями. Е. П. названа по имени ее 1-го известного владельца - архиеп. Евгения (Болховитинова) . Он нашел ее в Юрьевом новгородском муж. мон-ре и затем подарил по фрагменту П. И. Кеппену и М. П. Погодину , собрания которых ныне находятся соответственно в БАН и РНБ. Е. П. сохранилась в 2 пергаменных отрывках: 2 л. и 18 л. размером 24×28 см. Тонкий пергамен стал одной из причин лакун и физических повреждений памятника. Текст написан в 2 столбца по 20 строк красивым, четким уставом, высота букв превышает ширину, что указывает на древность протографа. Заглавные буквы и инициалы выполнены теми же чернилами, что и основной текст, без киновари. Среди инициалов встречаются глаголические. В начертании одного из них (буква  - «в») имеются элементы тератологического орнамента. В целом орнамент глаголических инициалов Е. П. близок к орнаменту инициалов и заставок Зографского Евангелия . В первоначальный текст рукописи внесены исправления, сделанные др. чернилами более поздним почерком. Меньший отрывок (БАН. 4.5.7) содержит Пс 103. 1-12. Больший отрывок (РНБ. Погод. 9) включает: Пс 85. 5-11 (л. 1-1 об.); 88. 4-9 (л. 2); 95. 11-13 (л. 3); 96. 1-12 (л. 4-5); 97. 1-9 (л. 6-7); 98. 1-6 (л. 8); 102. 19-22 (л. 9); 103. 1-15 (л. 10-12; л. 10, 11 - бумажные); песнь прор. Моисея (Исх 15. 1-18; л. 13-14 об.); полностью песни прор. Аввакума (Авв 3) и пророчицы Анны (1 Цар 2. 1-11) (л. 15-19 об.); песнь прор. Исаии (Ис 26. 1-6; л. 20 об.). Графико-орфографические особенности Е. П. указывают на западноболг. происхождение ее протографа. Архаической чертой Е. П. является использование большого юса (), к-рый смешивается с   Лигатура в памятнике встречается редко, вместо нее, как правило, употребляется   В Е. П. последовательно используются надстрочные знаки над буквами гласных в тех случаях, когда перед ними не находится буква согласного. Писец различает 3 типа согласных звуков по твердости-мягкости, что проявляется в употреблении йотированной буквы  после букв исконно палатальных согласных, эта же графема пишется в начале слога. Древнеболг. чертой является отсутствие йотации перед       и т. д. Ярким болгаризмом можно считать также передачу через     (эфиопьска). Среди др. древних особенностей заметно преобладание нестяженных форм прилагательных (на -  -  ) и имперфекта (на -  -  ). Редким для древнерус. традиции является случай простого аориста, к-рый также указывает на архаический, скорее западноболг., языковой ареал:     (они перешли). Наконец, общеболг. особенностью является встречающееся в Е. П. употребление вместо    

http://pravenc.ru/text/186919.html

Новгород Великий, раскопки в Юрьевом монастыре под руководством чл.-корр. РАН Владимира Седова 13 августа 2015 г. 14:35 Археологические сенсации нынешнего полевого сезона: перезахоронение XVIII века почившего в XIV столетии новгородского епископа Феофана, средневековые граффити на фресках Юрьева монастыря и вологодский «берестяной рубль» В преддверии ежегодно отмечающегося 15 августа Международного дня археолога заведующий отделом археологии Московской Руси Института археологии Российской академии наук Леонид Беляев рассказал о самых значимых открытиях, сделанных к экватору продолжающегося экспедиционного сезона. Среди них ученый назвал и несколько находок на археологических памятниках, исторически связанных с церковной средой. В первую очередь Леонид Андреевич относит к ним результаты раскопок Смоленского Смядынского монастыря, стоявшего на месте убиения святого благоверного страстотерпца Глеба. В числе обнаруженных под руководством археолога Николая Кренке артефактов — основание осевого шпиля большого хороса. «Мы постепенно понимаем, что центр нынешнего Смоленска — часть большого средневекового города Х — XI столетий, - поясняет Беляев важное значение этой находки. - Ведь до сих пор считалось, что исторический Смоленск располагался на месте городища Гнездово». В Юрьевом мужском монастыре Новгорода Великого экспедиция под руководством членкора РАН Владимира Седова продолжает углубляться внутрь позднейших полов, достигая интереснейших отметок культурных слоев. В этом году обнаружены первоначальные престолы монастырского собора и остатки сбитых в XIXb. при реконструкции фресок (частично они сохранились у оснований стен под уровнем современного пола). «Все они усеяны так называемыми граффити — начертанными острыми предметами крестиками или надписями, отражающими что-то важное, с чем наши далекие предки обращались к Господу, - объясняет Беляев. - Это обычное дело: в средневековых храмах — как западных, так и восточных — камни на уровне человеческого роста обычно бывали исписаны полностью». Сенсацией стала и обнаруженная в этом городе берестяная грамота XI века с упоминанием христианских имен (обычно считалось, что массово христианство в этом городе приняли как минимум столетием позднее). А вот гробница XVIII столетия местного епископа Феоктиста с остаточными фрагментами тканевого креста, нашитого на плащаницу — скорее находка из разряда научных курьезов. Как выяснилось, это перезахоронение усопшего еще в XIV столетии архиерея.

http://e-vestnik.ru/history/tserkovnye_a...

В завершение семинара профессор кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России Василий Чорный и старший преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы Академии ФСИН России Олег Ананьев провели круглый стол, посвященный актуальным вопросам деятельности священнослужителей в качестве членов Общественных наблюдательных комиссий. В ходе семинара были рассмотрены две основные темы: После обсуждения и внесения предложений был принят итоговый документ — Рекомендации учебно-методического семинара в формате круглого стола. Участники двухдневного обучающего семинара отметили, что условия, в которых должна происходить ресоциализация человека, совершившего преступление, не должны культивировать иждивенчество, а воздействие необходимо осуществлять так, чтобы преступник в полной мере мог осознавать всю суровость предстоящего наказания, а также подумать, прежде чем в следующий раз преступить закон. Основное внимание организаторов и модераторов семинара было уделено вопросам: 7 июня в Юрьевом мужском монастыре в Великом Новгороде по линии Федеральной службы исполнения наказаний совместно с Синодальным отделом по тюремному служению был проведен учебно-методический семинар в формате круглого стола «Русская Православная Церковь, другие традиционные для России религиозные объединения и ФКУ УИИ УФСИН России по Новгородской области — пути взаимодействия». Мероприятие было организованно для руководителей ФКУ УИИ УФСИН России по Новгородской области и священнослужителей Русской Православной Церкви — председателей епархиальных отделов тюремного служения и отцов благочинных из Новгородской, Боровичской епархий Новгородской митрополии. В работе семинара приняли участие представители: Для участия в работе и проведении учебно-методического семинара были приглашены преподаватели из Академии права и управления ФСИН России. Доклады и выступления участников круглого стола были посвящены следующим вопросам: Участники учебно-методического семинара в своих докладах выступили со следующими предложениями:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5220002...

Иоасаф, епископ Кексгольмский и Ладожский, викарий Новгородской епархии (Хотунцевский или Хотуневич) Родился в Малороссии. Окончил Киевскую духовную семинарию и был пострижен в монашество. С 1739 года в сане иеродиакона, а затем в сане иеромонаха был проповедником в Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1741 года – экзаменатор Крутицкой епархии. В 1742 году возведен в сан архимандрита и назначен начальником духовной миссии, отправлявшейся на Камчатку. В Охотск он прибыл в июне 1744 года. Здесь он крестил многих тунгусов и летом 1746 года был уже на Камчатке, где наряду с миссией ему было поручено окормлять одичавший местный гарнизон. Конфликт с казаками был неизбежен, но даже главный зачинщик бунта говорил о нем: «Архимандрит добр до нас был». Архимандрит Иоасаф оставался на Камчатке до 1 января 1750 года и покинул ее, так как был вызван в Санкт-Петербург для хиротонии во епископа Иркутского. Но хиротония не состоялась, по одним источникам, по его болезни, по другим – из-за его отказа. С 18 февраля 1754 года – ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря. 12 мая 1757 года перемещен в Московский Высокопетровский монастырь. 24 мая 1757 года хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Скончался 29 апреля 1759 года. Погребен в Юрьевом монастыре. Иоасаф принадлежал к самым видным миссионерам XVIII века; его влияние на новокрещенных было гораздо глубже, чем в других миссиях, даже в районе Поволжья. По его подсчетам, население Камчатки составляло тогда 11 тысяч 500 человек. Он лично окрестил примерно 4 тысячи 500 инородцев. Миссионерские труды архимандрита Иоасафа оставили о нем на Камчатке добрую память. Благодаря заботливости отца Иоасафа, на полуострове было сооружено несколько церквей; до того времени их было всего три. Затем были основаны три школы: в Большерецке, Верхне-Камчатске и Нижне-Камчатске. Труды: Слово в день Вознесения, говорено в 1742 г. Краткий катихизис для новокрещенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

протоиерей Василий Жмакин Деятельность архимандрита Иннокентия в других сферах Одинаковой добротой отличался святитель Иннокентий и во всех других сферах деятельности. Как член С.-Петербургской Духовной Консистории, он, насколько это представлялось возможным, старался смягчать строгость, а иногда и суровость старого консисторского суда. Был, например, такой случай. Один из приходских дьяконов Петербурга во время хождения на требы по приходу потерял серебряный позолоченный крест, порученный ему для хранения священником. Дьякона, по сделанному на него доносу, осудили как пьяницу, и консистория приговорила его к тяжелому наказанию. Архимандрит Иннокентий случайно узнал, что несчастный под влиянием страха наказания и помышления о безысходности своего положения пришел в крайнее отчаяние и готов был даже покончить с собой. Сердобольный святитель принял в его деле самое живое участие, и дьякон был прощен 77 . В 1816 году архимандрит Иннокентий, при сохранении за ним прежних должностей, получил в виде повышения настоятельство в первоклассном Юрьевом монастыре Новгородской губернии. Несмотря на свою древность и важность, монастырь в начале XIX столетия представлял из себя печальное зрелище. Это был не монастырь, а ряд развалин. «Всюду были гнилые крыши, падающие стены, то входы, то проломы, кое-где кельи и церковь были вне ограды, многие постройки разрушены, не имели крыш, изгнили, иные кельи, стоящие на краю горы, покосились и, казалось, вот-вот упадут под гору. После пожаров многие церкви превратились в гнездовья птиц, и весь монастырь был как бы после нашествия неприятеля. Почти никто ни под каким видом не хотел поступать в число братии монастыря, здесь жили присланные под надзор в наказание, не имеющие где главы приклонить, разного рода исключенные»,– описывает состояние Юрьева монастыря архимандрит Фотий 78 . Расстройство некогда богатого Юрьева монастыря произошло, главным образом, по причине ненормального порядка назначения туда настоятелей. С начала XIX века звание архимандрита Юрьевского монастыря сделалось только почетным титулом, которым награждались ректоры С.-Петербургской Духовной Академии или семинарии, а иногда и ректоры семинарии Новгородской. И те, и другие никогда подолгу не жили в монастыре. Будучи заняты другими должностями, они вынуждены были непосредственное управление монастырем поручать разным наместникам,– людям, мало подготовленным к занятию высокой должности настоятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Виктор, епископ Владимирский и Суздальский (Онисимов) Родился в Новгороде. Образование получил в Новгородской духовной семинарии. Принял монашество, 20 сентября 1766 года возведен в сан архимандрита Николо-Вяжищского монастыря. В 1770 году переведен в Иверский монастырь. 8 мая 1775 года назначен в Юрьевский монастырь. 3 июля 1782 года хиротонисан во епископа Олонецкого и Каргопольского, викария Новгородской епархии. С 22 сентября 1783 года – епископ Владимирский. С 6 мая 1788 года – епископ Суздальский и Владимирский с местопребыванием в городе Суздале. С 16 октября 1799 года – епископ Владимирский и Суздальский. 24 февраля 1800 года уволен «на смирение» в Новгородский Юрьев монастырь, затем переведен в Хутынский монастырь. Скончался 29 марта 1817 года в Хутынском монастыре (по Строеву -Юрьевом). Из жизни преосвященного Виктора современники передают следующий случай. Однажды император Павел I приехал во Владимир и отправился в собор, в котором находились мощи благоверных князей Бориса и Глеба († 1015, память 2/15 мая и 24 июля/6 августа), открытые благоверным великим князем Андреем Боголюбским († 1174, память 4/17 июля), Император был поражен полной сохранностью мощей. После осмотра собора Павел I обратился к епископу Виктору, сопровождавшему его, и сказал: «Здравствуй, архиепископ», показывая этим, что преосвященный возведен в сан архиепископа. В этот момент владыка Виктор обратился к императору с просьбой не переводить его в Суздаль. Император Павел рассердился и при прощании резко сказал владыке: «Прощай, епископ», что означало лишение награды, и он остался в прежнем сане епископа. В документах об этом сказано, что преосвященный Виктор архиепископом был всего лишь пять минут. На епископа Виктора поступали жалобы за жестокое и несправедливое обращение с подчиненным духовенством. На основании этих жалоб он был уволен от управления епархией со всей консисторией «на смирение» с пребыванием в Юрьевском монастыре. Литература: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1396.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010