Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НОВГОРОДСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru История духовного образования в Великом Новгороде восходит к началу XVIII века. В 1706 году, по приглашению митрополита Новгородского Иова , в Новгород прибыли греческие православные монахи братья Софроний и Иоанникий Лихуды , первые преподаватели Славяно-греко-латинской академии - первого высшего учебного заведения в Московском государстве. Митрополит Иов поручил им устройство славяно-греко-латинской школы по образцу Московской. Так было положено начало традициям духовного образования на новгородской земле. В 1737-40 годы в училище учился Тимофей Кириллов - будущий святитель Тихон Задонский . В 1740 году на базе духовного училища при архиерейском доме была открыта Новгородская духовная семинария (просуществовавшая до 1918 года), которая фактически стала высшим учебным заведением, хотя и не носила названия «академия». Создание семинарии происходило стараниями архиепископа Новгородского и Великолуцкого Амвросия (Юшкевича) . Первыми учениками семинарии стали 100 лучших учеников школы при архиерейском доме, которая ещё некоторое время оставалась подготовительной для семинарии. 20 апреля 2005 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви , по прошению архиепископа Новгородского и Старорусского Льва (Церпицкого) и доклада председателя Учебного комитета при Священном Синоде архиепископа Верейского Евгения (Решетникова) о возможности открытии Новгородского училища, - в Новгородском Свято-Юрьевом мужском монастыре было открыто Новгородское духовное училище, учебное заведение Русской Православной Церкви, целью которого является подготовка священнослужителей для приходского служения в Новгородской епархии . Новгородское духовное училище осуществляет пятилетнее обучение в соответствии с программами духовной семинарии. За образец взяты правила приёма, устав, распорядок дня и учебные программы Санкт-Петербургских духовных школ. Наиболее успешные воспитанники, окончившие по I разряду третий курс, получают возможность продолжить своё богословское образование на последних курсах Санкт-Петербургской духовной семинарии . Для остальных учащихся организованы четвёртый и пятый курсы обучения пастырско-практической направленности.

http://drevo-info.ru/articles/469.html

В Великом Новгороде открывается конференция «Духовные начала русского искусства и просвещения» Великий Новгород, 12 мая 2013 г. XIII международная конференция «Духовные начала русского искусства и просвещения» откроется 13 мая в Свято-Юрьевом монастыре в Великом Новгороде. Конференция также носит название Никитских чтений в память о новгородском святителе Никите. В этом году чтения посвящены 1150-летию славянской письменной культуры. Ежегодно «Никитские чтения» рассматривают широкий круг вопросов, посвященных всесторонним исследованиям связей между Православием и основными видами русского искусства и педагогики. В этом году в конференции принимают участие ученые, священнослужители, педагоги, художники, писатели из Хорватии, Норвегии, Беларуси, Литвы, а также из многих городов России, в том числе Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Калининграда, Екатеринбурга, Иркутска, Новосибирска, Орла, Казани, Нижнего Новгорода. Почетным председателем Оргкомитета Никитских чтений является митрополит Новгородский и Старорусский Лев. Сопредседатели: ректор НовГУ имени Ярослава Мудрого Виктор Вебер, генеральный директор Новгородского государственного объединённого музея-заповедника Наталья Григорьева, председатель комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области Анатолий Осипов. Растущий с каждым годом интерес к «Никитским чтениям» вызывают не только актуальная тематика и участие ведущих российских специалистов, но и высокий уровень организации этой научной встречи, теплая дружеская атмосфера и уникальные возможности для гостей Великого Новгорода познакомиться с православными святынями новгородской земли, побывать в древних новгородских храмах и монастырях. Торжественное открытие конференции состоится 13 мая в 16 часов в актовом зале духовного училища Свято-Юрьева монастыря. По итогам конференции выйдет сборник статей. 12 мая 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/61438.html

У А. С. Норова была возможность посетить Кипр во время возвращения из Святой Земли, когда, отплыв из Бейрута, он на корабле достиг кипрского побережья вблизи Лимасола. Но в это время в городе разразилась эпидемия чумы, и поэтому паломники сходить на берег не стали 114 . Однако А. С. Норов в своём сочинении уделил место описанию кипрских святынь, связанных с именами апостола Варнавы и святого Иоанна Милостивого. Апостол Варнава был первым епископом на Кипре, где он принял мученический венец. В царствование императора Зенона было обретено нетленное тело святого Варнавы с Евангелием от святого Матфея, писанным собственной рукой Варнавы, которое лежало на его груди. Христиане Лимасола чтут в особенности память святого Иоанна Милостивого, который здесь родился от богатых родителей. Потеряв жену и детей, он посвятил себя уединению и служению нищим и скорбным; он называл их своими владыками и употребил всё своё богатство на их содержание и утешение. Быв призван на патриарший престол Александрийский, он сделался благодетелем не только бедных, но и церквей всего Востока. Во время нашествия персов он способствовал Иерусалимскому епископу Модесту к восстановлению храма Гроба Господня и других святых мест Палестины. Иоанн Мосх и Софроний были его учениками. Чувствуя свою кончину, он велел перевезти себя в Лимасол, где и преставился. Мощи святого Иоанна были перенесены в Константинополь, потом уступлены в дар Матиасу, королю венгерскому, и хранятся теперь в Пресбургском соборе 115 . Вскоре после отъезда А. С. Норова от кипрских берегов остров посетил иеромонах Аникита (в миру князь С. А. Ширинский-Шихматов). Ещё состоя на службе в Морском корпусе в 1804–1827 гг., он мечтал о путешествии по святым местам. Получив в 1820 г. продолжительный отпуск для восстановления своего расстроенного здоровья, князь Сергий предпринял среди глубокой зимы путешествие по русским святым местам и посетил новгородские и московские монастыри и святыни. Приняв в 1830 году монашество в Юрьевом монастыре с именем Аникиты, он в апреле 1834 года отправился в паломничество по Востоку 116 .

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

Печерского мон-ря Поликарп получил титул архимандрита (упом. в летописи с этим титулом в 1171). Его преемник также имел этот титул. Об авторитете, к-рый приобрело монашество уже во 2-й пол. XI в., свидетельствует участие игуменов (или «всех игуменов») киевских мон-рей в публичных акциях (встречах князей, княжеских похоронах, княжеских съездах, хлопотах об освобождении пленников и т. д.). Кроме того, игумены неоднократно выступали гарантами межкняжеских соглашений. XII век был временем расцвета древнерус. монашества, мон-ри основывались во всех крупных городах Руси. Известно более 50 мон-рей, созданных в XII - нач. XIII в. (до монг. нашествия), даты основания еще 42 предположительно относятся к домонг. периоду ( Макарий. История РЦ. Кн. 2. С. 669-675), 16 из общего количества обителей было создано в Новгороде ( Бобров. 2001. С. 9-10). Если исходить из даты 1-го упоминания мон-ря в письменных источниках, то древнейшей можно считать обитель, основанную прп. Антонием Римлянином (именование «Римлянин» появляется в источниках не ранее XVI в.). Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырь впервые упоминается в летописи в 1117 г., когда здесь поставили 1-й каменный храм. Упоминание под 1127 г. «трапезницы» в монастыре позволяет полагать, что обитель была основана сразу (или почти сразу) как общежительная, наподобие Киево-Печерского мон-ря ( Бобров. 2001. С. 12). Сохранившаяся духовная грамота прп. Антония содержит одно из первых в истории русской аскетической лит-ры выступлений против поставления игумена князем или епископом «по мзде», «по насилию». Одним из древнейших новгородских мон-рей был Юрьев. Основание его в предании приписывается кн. Ярославу Мудрому, но самое раннее сохранившееся известие относится к 1119 г., когда игум. Кириак и кн. Всеволод (Гавриил) Мстиславич построили каменную ц. во имя св. вмч. Георгия. В XII-XIII вв. в летописях встречается применительно к игуменам Юрьевского мон-ря титул «новгородский архимандрит», т. е. начальник или главный по отношению к др. новгородским настоятелям, а в 1299 г. была учреждена новгородская архимандрития как одна из высших форм в системе республиканского управления в Новгороде, или, по выражению В. Л. Янина, как «категория новгородских магистратов (наряду с такими общеизвестными магистратами, как посадники и тысяцкие)». Отмечены 3 ее особенности: выборность на вече, ограниченность срока архимандритства, сохранение сана игумена того мон-ря, который ранее возглавлял избранный в архимандриты, и одновременно приобретение сана игумена Юрьева мон-ря, т. е. не игуменство в Юрьевом мон-ре давало право на обладание титулом «новгородский архимандрит», но избрание в архимандриты делало его юрьевским игуменом ( Янин. 1977. С. 141-148).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Игнатия. 2002. С. 86-87). Здесь Чихачёв тайно был пострижен своим другом в рясофор, «радуясь и благодаря всей душой Господа за то, что Он сподобил его хотя и малого, но ангельского образа» ( Соколов. 1915. Ч. 1. С. 109). Он стал деятельным помощником настоятеля, собрал отличный хор, привлекший в обитель богомольцев. В «Записках» М. рассказывает о видении жившего близ обители благочестивого поселянина Карпа. Прп. Григорий Пельшемский явился Карпу и, слыша жалобы братии на строгость дисциплины при о. Игнатии, свидетельствовал, что «настоятель делает, как надо, и, если пребудет в заповедях Божиих до конца, причтен будет с нами». Тому же Карпу было откровение, что иером. Игнатию будет вверена ц. Св. Троицы близ С.-Петербурга (Жизнеописание еп. Игнатия. 2002. С. 88-91). Летом 1832 г. М. уехал на родину на свадьбу сестры. По дороге он побывал в Юрьевом новгородском монастыре , где был радушно принят архим. Фотием (Спасским) и познакомился с его духовной дочерью графиней А. А. Орловой-Чесменской. Графиня, много слышавшая о молодых подвижниках, «обласкала Чихачева, пожертвовала несколько книг для Лопотова монастыря и 800 руб. денег и отправила его на свой счет в Вологду». С тех пор друзья пользовались расположением Орловой-Чесменской до самой ее кончины (1848). Старанием св. Игнатия на ее пособие в Лопотовом мон-ре были построены 2 деревянных братских корпуса, обновлена церковь, пополнена ризница. 28 янв. 1833 г. иером. Игнатий был возведен в сан игумена. Заботясь о слабом здоровье друга, М. поехал в столицу хлопотать о его перемещении в местность с более здоровым, чем в болотистой округе Лопотова мон-ря, климатом, напр. в Псковскую епархию. Однако в С.-Петербурге деньги, которые он взял на дорогу, были израсходованы. Узнав о его критическом положении, Орлова-Чесменская поселила его в своем доме и взялась хлопотать о деле, но Псковский архиеп. Мефодий (Пишнячевский) и С.-Петербургский митр. Серафим не нашли места для игум. Игнатия в своих епархиях. По совету графини М. обратился к Московскому митр.

http://pravenc.ru/text/2563616.html

было открыто Новгородское наместничество с Новгородской и Олонецкой провинциями. Генерал-губернатор Сиверс рекомендовал имп. Екатерине II «возвысить в город Петрозаводскую слободу, которая могла бы скоро разбогатеть, благодаря своему мрамору, железу и промышленному духу жителей Олонецкой провинции». Получив в 1777 г. статус города, Петрозаводск в 1782 г. стал адм. центром провинции вместо Олонца. Петропавловская ц. Петрозаводска (в то время единственная в городе) в 1783 г. получила статус собора и соборный причт (протоиерей, 2 священника, диакон, 4 причетника). Первый прот. Григорий Фёдоров († 1798), «Священное Писание и корельский язык знающий», был переведен на службу в собор из священников г. Каргополя. За «притеснения» священно- и церковнослужители, певчие, звонари и другие отправляли многочисленные жалобы в Синод на еп. Иоанникия. 26 июля 1779 г. Синод указал епископу действовать «духом кротости», от телесных наказаний воздержаться и быть «под точным смотрением» архиеп. Гавриила, к-рому и поручалось разбирать жалобы на епископа, чтобы не «утруждать» Синод. Еп. Иоанникий хоронил скончавшегося 19 февр. 1780 г. архимандрита Александрова Свирского мон-ря Иринарха; вступил в конфликт с его преемником, архим. Варлаамом (Романовым; † 1790). В «смотрение» епископа поступила учрежденная при Олонецком архиерейском доме семинария, занятия в к-рой начались с 1780/81 уч. г. 10 марта 1782 г. еп. Иоанникий, согласно поданному 12 февр. прошению, был уволен на покой «по немощам» с пенсией 500 р. в год. Пребывал в новгородском Хутынском мон-ре, затем - в Юрьевом мон-ре, где скончался и похоронен. Определенный 25 апр. 1782 г. епископом Олонецким архим. Виктор (Анисимов или Онисимов; ок. 1733 - 29 марта 1817) был хиротонисан 3 июля в ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы на Невском проспекте в С.-Петербурге. Так же как епископы Антоний и Иоанникий, он окончил Новгородскую ДС (1-й выпуск); принял постриг в 1758 г. В 1761-1765 гг. в сане иеромонаха состоял при рус. дипломатической миссии в Мадриде (Испания).

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Первые храмы, появившиеся в Н. р. после полувекового перерыва в строительстве, были возведены южнорусскими, очевидно киевскими, мастерами - на это указывают как особенности их архитектуры (объемно-пространственное решение, характер проработки фасадов), так и технико-технологические особенности кладки и использованных строительных материалов. От киевских образцов новгородские постройки отличает прежде всего широкое использование местного камня-известняка. Последовательность дат возведения каменных храмов может свидетельствовать о работе одних и тех же мастеров, однако архитектурные особенности собора Антониева мон-ря позволяют рассматривать его как постройку, относящуюся к несколько иной строительной традиции. Поздние летописи называют имя зодчего Георгиевского собора Юрьева мон-ря - мастер Петр (это известие основано на существовавшей в храме ктиторской надписи), неоднократно предпринимались попытки связать с творчеством этого архитектора и др. постройки первых десятилетий XII в. В 20-30-х гг. XII в., вероятно, произошло некоторое упрощение архитектурного типа - в частности, лестничных башен у церквей св. Иоанна Предтечи на Опоках и Успения Пресв. Богородицы на Торгу не было, хотя хоры безусловно существовали. В 30-60-х гг. XII в. строительство в основном велось за пределами Новгорода, в Пскове и Ладоге. Очевидно, именно во Псков перешли мастера, строившие храмы в 20-30-х гг. XII в. для кн. Всеволода Мстиславича в Новгороде. В XII в. в Пскове было построено 4 каменных храма, в Ладоге - не менее 6. В ходе псковско-ладожского этапа окончательно сформировался тип церкви, ставший характерным для новгородского строительства сер.- 2-й пол. XII в. в целом: одноглавый 4-столпный храм с хорами и замкнутыми угловыми палатками, на к-рые вела лестница в зап. стене. Посл. треть XII - 1-я пол. XIII в. В 1166 г., после долгого перерыва, в Новгороде заложили новый храм - надвратную ц. Спаса на воротах в Юрьевом мон-ре (заказчик неизвестен), на следующий год Сотко Сытинич заложил в Детинце церковь святых Бориса и Глеба. Оба храма освящены только в 1173 г., хотя строительство их, возможно, завершено ранее, в кон. 60-х - нач. 70-х гг. XII в.- сложное для Новгорода время во внешнеполитическом отношении, что и помешало, вероятно, быстро закончить работы по созданию внутреннего убранства церквей и освятить их. Спасская ц. не сохранилась, и ее следы пока не обнаружены археологами, Борисоглебский храм в Детинце неоднократно раскапывали (Строков, Богусевич, Каргер, Седов; см. ст. Борисоглебская церковь в Детинце Великого Новгорода ). Для архитектуры 3-й четв. XII в. этот памятник во многом архаичный - большой 4-столпный храм с нартексом, к юго-зап. углу к-рого примыкала башня с винтовой лестницей на хоры (т. е., вероятно, это был 3-главый храм). Очевидно, что формы этой постройки обусловлены ориентацией на какой-то памятник 1-й четв. XII в.

http://pravenc.ru/text/2577775.html

Кругом плащаницы вышита золотом следующая надпись: «Лета 6957, индикта, как был князь великий Дмитрий Юревич в великом Новгороде и повелением его великого князя наряжен был сей воздух в храме Святого Великомученика Христова Георгия, того же лета месяца августа в 23 день благоверной его великой княгиней Софьей и при сыне благоверном князе Иване, и положен был в церкви св. Великомученика Христова Георгия, в великом Новгороде, в Юрьевом монастыре, при архиепископе великого Новгорода, владыке Евфимии, при архимандрите Михаиле, за оставление грехов и спасение ради душ наших и наших детей и тем внучатам и правнучатам, в сем веке и будущем, аминь». Но еще замечательнее этих двух предметов подлинная грамота самого В. князя Мстислава сына Монолиахова, соорудившего храм; она почитается самой древнейшей из всех, какие только уцелели у нас от всепоедающего времени и ее сохранением обязаны археологи обители Юрьевской. Грамота писана на пергаменте и скреплена серебряной печатью с изображением на одной стороне сидящего Спасителя, а на другой Архангела Михаила; дана же была в обитель вместе с блюдом Всеволода, о коем упоминается в ее строках. «Се аз Мстислав Владимир сын, держа русскую землю в своем княжении повелел есмь сыну своему Всеволоду отдать се святому Георгию с данью и с вирами и с продажами... даже которые князь по моем княжении почнет хотеть отнять у святого Георгия. А Бог буди за тем и святая Богородица и те святый Георгий у него отнимает. И ты игумене Исаиие и вы братия донилежеся мир состоит. Молите Бога за меня и за мои дети, кто ся изоостанет в монастыре. To вы тем должни вместе молити за ны Бога и при животе и в смерти. А я дал рукою своею и осеннее полюдние дарование, полтретия десяти гривен святому же Георгиеви. A се я Всеволод дал есмь блюдо серебрено, в тридесять гривен серебра. Святому же Георгиеви велел и есмь быть в ние на обеде коли игумен обедает. Даже кто запретит или ту дань и се блюдо да судит ему Бог в день пришествия своего и ты святый Георгий». Один из древних вкладов благочестивых самодержцев наших еще и доселе украшает храм Великомученика, посреди его нового великолепия – это четырехъярусное медное паникадило над амвоном, которое пожертвовал обители царь Михаил Федорович после разорения Шведского на память изгнания врагов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

57. Калугеры -- монахи. 58. Подвойские -- должностные лица, в данном случае, вероятно, телохранители. 59. Кардинал Джулиано Чезарини. 60. " Небо " означает здесь ткань, символизирующую небесный свод. 61. Сообщается о проклятии папою участников заседавшего в Базеле собора католической церкви, стремившегося к ограничению власти папы; проклятие было произнесено родосским епископом Андреем. 62. В этом отрывке " Фара " означает то реку, то город; если правильно второе, то под " Фарой " можно подразумевать Феррару, расстояние от которой до города Кьоджи ( " Кьзы?) близко к указанному в тексте " Хождения... " . 63. " Белое море " здесь и далее означает Адриатическое море; в ряде пунктов на его побережье велась добыча соли путем выпаривания морской воды. 64. Барка -- род судна; в данном случае, может быть гондола. 65. Ис Срачинъ -- из арабских земель. 66. Из немецкой земли, в данном случае из Германии. 67. Начиная с этого места в тексте " Хождения... " перечисляется большое количество населенных пунктов, в которых побывали русские путешественники, проезжая через Хорватию, Венгрию, Польшу, Литву; в подавляющем большинстве эти населенные пункты представляли собою мелкие поселения. В тех случаях, когда нам не удалось произвести идентификацию их названий с существующими в настоящее время или же встречающимися в других древнерусских источниках, мы оставляли в переводе " Хождения... " те формы названий населенных пунктов, которые читаются в его древнерусском оригинале. 68. В Загребе русские путешественники видели сербского деспота Юрия Бранковича (1427-1457), чьи владения были захвачены войсками турецкого султана Мурада II (1421-1451). " Деспот " -- титул правителя Сербии. 69. Венгрия. 70. Смысл этой фразы неясен. 71. На границе с Польшей. 72. Владислав III, король Польши (1434-1444) и Венгрии (с 1440). 73. 30 июня. 74. 19 июля. 75. Текст непонятен, по-видимому, в нем имеются пропуски. Перевод на современный русский язык И встретили митрополита далеко до Новгорода Новгородский владыка Евфимий и посадники с большими почестями. И митрополит ночевал в Юрьевом монастыре. Утром же, 7 октября, въехал в город, и там снова встретил его владыка с крестами, с попами и дьяконами, и весь народ, и от множества народа была большая теснота. И подойдя к городским воротам, - на воротах была церковь, - митрополит облачился в ризы, и вместе с ним облачился и владыка Авраамий. И здесь святили воду и кропили ею народ. И затем митрополит пошел к собору Святой Софии и здесь снял облачение, и в тот же день пировал у архиепископа Евфимия, где ему оказали большие почести. Пробыл же в Новгороде семь дней.

http://sedmitza.ru/lib/text/443997/

Эта слава не надмевала Александра; не себе, но Богу он приписывал победы. Как верный раб Божий, он послушно исполнял дело возложенное на него промыслом Божьим. Среди великих подвигов оставался искренно убежденным, что делал только то, что должен был делать. В высоком положении Александра, чем более представлялось искушений к помыслам гордости, к наслаждениям земными удовольствиями, и вообще к рассеянности среди жизни мирской, тем более он наблюдал над собою, хранил чистоту помыслов, дух смирения, упование на милость Божию, постоянное памятование о Боге и вечной жизни, – непристрастие к земным благам и удовольствиям. Ангелом хранителем на земле была для Александра его благочестивая мать, которая, любя его и нужно любимая им, жила вместе с ним. В 1244 году мая 5-го она скончалась, приняв перед смертью пострижение в иночество, с именем Евфросинии, и похоронена в Юрьевом монастыре. Икона Знамения Пресвятой Богородицы, которую мать благословила Александра, сделалась с сего времени неразлучною спутницей во всех путешествиях его, и по кончине поставлена при гробе его. Она и теперь хранится в особо устроенном киоте, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, во Владимире, там, где первоначально были положены мощи Св. Александра. Эта икона греческого письма в серебряной, вызолоченной ризе, украшена эмалью, разноцветными камнями и жемчугом, на полях с обеих сторон оклада по два изображения святых: с правой стороны Георгия и Макария, а с левой Иакова и Онуфрия. В 1245 году Александр разбил литовцев, которые опять вторглись в Новгородские пределы. Поражение было столь сильно, что некому из литовцев было воротиться домой – сказать о своем бедствии. А в следующем году Александр ездил во Владимир на погребение отца, скончавшегося на пути от хана монгольского, куда отправлялся ходатайствовать за землю Русскую. Будучи милостив, он готов был делиться и последним с нуждающимся, и скончался от тяжких трудов и озлоблений, которые претерпел в Орде. Следуя примеру отца, Александр не жалел золота и серебра, и посылал его в Орду, для выкупа пленных татарами русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010