Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРКАДИЙ († 19 сент. 1163), свт. (пам. 18 сент., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), еп. Новгородский (1156-1163). Краткие сведения об основных событиях жизни А. содержатся в НПЛ. Древнейший список краткого жития А. содержится в пергаменном Прологе кон. XIV в. новгородского происхождения (РГАДА. Ф. 381. 162. Л. 31в, 32а); это же житие помещено в Макарьевских Минеях-Четьих под 17 сент. Оно восходит, вероятно, ко времени до 1188 г., т. к. о поставленной А. деревянной Успенской ц. Аркажа мон-ря говорится как о стоящей «до сего дне», тогда как в 1188 г. вместо нее был возведен каменный храм. Согласно житию, А. юношей оставил родителей и принял постриг в новгородском Юрьевом мон-ре , где через нек-рое время был рукоположен во иеромонаха, затем избран игуменом, но по неназванной причине был вынужден оставить обитель. Краткое игуменство А. в Юрьевом мон-ре имело место в промежуток между 1128 (смерть игум. Кириака) и 1130 гг. (упоминание игум. Исаии в дарственной киевского кн. Мстислава Владимировича и его сына новгородского св. блгв. кн. Всеволода Мстиславича Юрьеву мон-рю, к-рую скорее всего следует датировать 1130 г.). Умолчание об этом в НПЛ объясняется, как можно предполагать, тем, что поставление А. во игумена Юрьева мон-ря произошло при еп. Иоанне Попьяне, к-рого в Новгороде по не совсем понятным причинам не поминали и сведения о к-ром были исключены из летописи в ходе позднейшего редактирования. В 1134 г. кн. Изяслав Мстиславич поручил А. игуменство в основанном им новгородском в честь св. вмч. Пантелеимона мон-ре . В 1153 г. А. построил под Новгородом ц. Успения Пресв. Богоматери и основал при ней мон-рь, названный его именем - Аркаж. Упоминание «Оркадия игумена» в качестве собеседника Кирика Новгородца по каноническим и литургическим вопросам говорит об определенной учености А. Вскоре после смерти Новгородского архиеп. свт. Нифонта (21 апр.

http://pravenc.ru/text/76020.html

он ездил в Киев, чтобы получить от митрополита Иоанна архиепископский титул для новгородского епископа Ильи . В 1203 г. в Юрьевом монастыре умер и был погребен в соборе посадник Мирошка Нездинич, принявший предварительно здесь пострижение , а затем там же был похоронен его сын, посадник Димитр Мирошкинич, тело которого, привезенное из Владимира, новгородцы хотели было выбросить с моста в Волхов, но им помешал это сделать епископ . Позднее там же был похоронен убитый новгородцами посадник Семен Борисович , а боярин Михалко Степанович, выбранный затем посадником, во время политической схватки в городе в 1255 г. нашел в Юрьевом монастыре убежище . Монастырское село Буйци под Новгородом было использовано в 1231 г. новгородскими боярами как место, где решался вопрос о возвращении в восставший город . В XIII в. монастырь, бывший крупным земельным собственником и хранителем больших ценностей, стал также своеобразной банковской организацией, обслуживавшей новгородское боярство, — местный землевладелец Климент, сохранившаяся духовная которого была составлена при игумене Варлааме (до 1270 г.), взял в свое время в монастыре в долг 20 гривен серебра и теперь, не имея наследников по закону, завещает ему два села с инвентарем и 35 с половиной гривен, которые монастырь должен был получить с должников Климента . Так княжеский монастырь превратился в организацию и усыпальницу высшего новгородского боярства, хотя князей там продолжали хоронить и позднее . При игумене Савватии (1194—1226) Юрьев монастырь стал архимандритией — центром организации черного духовенства республиканского характера. Княжеским был первоначально и Пантелеймонов монастырь, учрежденный князем Изяславом Мстиславичем, братом новгородского князя Всеволода, и названный в честь его святого . Он находился на юг от Новгорода, недалеко от Юрьева монастыря. Как можно считать, основываясь на исследовании В. Л. Янина, связавшего это учреждение с передачей монастырю земель по грамоте Изяслава Мстиславича, он возник в 1134 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

Новгород Великий отмечает 900-летие Георгиевского собора В рамках юбилея состоялась научная конференция «Георгиевский собор Юрьева монастыря: историко-культурная панорама» НОВГОРОД ВЕЛИКИЙ. 11 февраля 2020 года в Свято-Юрьевом монастыре состоялось открытие научной конференции «Георгиевский собор Юрьева монастыря: историко-культурная панорама». Конференция организована Институтом археологии Российской академии наук (Москва) совместно с Новгородской епархией Русской Православной Церкви, Новгородским музеем-заповедником и Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого, сообщает сайт Новгородской епархии. Участников встречи поприветствовал митрополит Лев. Он отметил, что конференция проходит в древнем Свято-Юрьевом монастыре, который имел и трагические страницы в своей истории. Обитель пережила нападение шведов, немцев и разорения своих соотечественников в XX веке. Владыка выразил слова благодарности тем, кто занимался исследованиями истории монастыря в последние годы и ранее: «Хочу выразить вам благодарности за то, что пытаетесь вернуть к жизни обитель и показать ту богатую культуру, которую имела наша страна. Это кропотливый труд исследователей, ученых. Я благодарен каждому из вас лично и тем, кто трудился над исследованиями ранее. Желаю плодотворной работы, чтобы вы передали последующим поколениям все накопленное богатство». Собравшихся также поприветствовали ведущий конференции епископ Арсений; главный научный сотрудник Отдела средневековой археологии Института археологии РАН, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент РАН Владимир Седов; секретарь Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Ольга Соболева; директор Гуманитарного института НовГУ Елена Торопова. В первый день конференции прозвучали доклады об архитектурной истории собора, его реконструкции, проблемах изучения и реставрации фресковой росписи, а также истории храма и обители в целом. Участники обсудили вопросы стратиграфии, нумизматики, сфрагистики, материальной культуры Свято-Юрьева монастыря и других новгородских монастырей.

http://sedmitza.ru/text/9574423.html

он совершил погребение в соборе архиеп. Феофана, после его смерти настойчиво просился в Москву для печатания собственных сочинений на груз. языке, но был оставлен на прежнем положении до назначения на Новгородскую кафедру архиеп. Амвросия (Юшкевича) . В окт. 1740 г. архиеп. Иосифу разрешили уехать в Москву. Архиеп. Амвросий восстановил в должности настоятеля Юрьева мон-ря архим. Маркелла (Радышевского) , много претерпевшего за обличение архиеп. Феофана (Прокоповича). Архим. Маркелл стал первым ректором Новгородской ДС и был назначен викарием Новгородского архиерея. 10 янв. 1742 г. в С.-Петербурге состоялась его хиротония во епископа Корельского и Ладожского, 29 нояб. того же года еп. Маркелл скончался и был похоронен в Юрьевом мон-ре. Победа в русско-швед. войне 1741-1743 гг. расширила владения России в Вост. Финляндии. Указом имп. Елизаветы Петровны от 14 янв. 1744 г. была образована Выборгская губ., в состав к-рой вошел Кексгольмский у. До 1758 г. Корельское вик-ство не замещалось. При его возобновлении викарный епископ получил титул «Кексгольмский и Ладожский». Все 4 архиерея с этим титулом были викариями Новгородского архиеп. Димитрия (Сеченова ; с 1762 митрополит). 17 апр. 1758 г. викарием Новгородской епархии был назначен Иоасаф (Хотунцевский) , архим. московского Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского, мон-ря , его хиротония состоялась в С.-Петербурге 24 мая 1758 г. Еп. Иоасаф скончался 29 апр. 1759 г., погребен в Юрьевом мон-ре, т. к. являлся его настоятелем. С 6 нояб. 1759 по 7 марта 1761 г. епископом Кексгольмским и Ладожским являлся Парфений (Сопковский) , за которым было сохранено настоятельство в Варлаамиевом Хутынском мон-ре, и этот мон-рь стал местопребыванием викариев. После перевода еп. Парфения на Смоленскую кафедру епископом Кексгольмским и Ладожским 17 апр. 1761 г. настоятелем Хутынского мон-ря был утвержден ректор Тверской ДС св. Тихон Задонский , хиротонисанный 13 мая 1761 г. в С.-Петербурге. В связи с отъездом членов Синода из С.-Петербурга в Москву для участия в короновании имп.

http://pravenc.ru/text/1684117.html

3 . Церковь , впоследствии соборная (собор) 653 , св. Николая Дворищенская, построенная тем же Мстиславом Владимировичем, на Ярославовом дворище. Т. е. при княжеском, по Ярославу называвшемся Ярославовым, дворце, который, как мы сказали, находился на Торговой стороне, рядом с гостиным двором. Заложена в 1113г., когда окончена неизвестно. С пристройками и значительно переделанная существует до настоящего времени. 4 . Церковь Феодора Тирона, построенная Воигостом в 1115г. В настоящее время не существует; находилась близь нынешней церкви Феодора Стратилата, что на Софийской стороне, между улицами Розважской и Щирковой (преосвященного Макария I, 193 и 226 начало). Позднейшая Новгородская летопись, находящаяся в библиотеке Николо-Дворищенского собора, относит построение сейчас помянутой церкви Феодора Стратилата к 1118г. и усвояет князю Всеволоду Мстиславичу (преосвященного Макария I, 192). Но летопись эта заслуживает весьма мало веры, и церковь , о которой молчат все другие летописи, должна быть считаема после-монгольской. 5 . Церковь Рождества Богородицы в монастыре, одновременно с нею основанном, преподобного Антония Римлянина, построенная в продолжение 1117–1119г., расписанная в 1127 году. Несколько переделанная существует до настоящего времени. 6 . Церковь святого Георгия в Юрьевом монастыре, построенная князем Всеволодом Мстиславичем,– заложенная в 1119г. и освящённая (по Новгородской 3 летописи) в 1130г. Существует до настоящего времени (в реставрации архимандрита Фотия и с чрезвычайно богатым украшением графини Орловой). В 1166г. была заложена, а в 1173г. освящена в Юрьевом монастыре другая каменная церковь – Спаса на воротах. Этой последней давно нет. 7 . Церковь Иоанна Предтечи на Петрятином дворе или (по-позднейшему Новгородская 3 летопись под 1453г.) на Опоках, находящаяся на Торговой стороне и с краю самого Торга, построенная князем Всеволодом Мстиславичем, во имя ангела своего сына, в продолжение 1127–1130г. Существовала до 1453г., а в этом году построена новая, остающаяся до настоящего времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Новгород Великий отмечает 900-летие Георгиевского собора Великий Новгород, 13 февраля 2020 г. 11 февраля 2020 года в Свято-Юрьевом монастыре состоялось открытие научной конференции «Георгиевский собор Юрьева монастыря: историко-культурная панорама».      Конференция организована Институтом археологии Российской академии наук (Москва) совместно с Новгородской епархией Русской Православной Церкви, Новгородским музеем-заповедником и Новгородским государственным университетом им. Ярослава Мудрого, сообщает сайт Новгородской епархии . Участников встречи поприветствовал митрополит Лев. Он отметил, что конференция проходит в древнем Свято-Юрьевом монастыре, который имел и трагические страницы в своей истории. Обитель пережила нападение шведов, немцев и разорения своих соотечественников в XX веке. Владыка выразил слова благодарности тем, кто занимался исследованиями истории монастыря в последние годы и ранее: «Хочу выразить вам благодарности за то, что пытаетесь вернуть к жизни обитель и показать ту богатую культуру, которую имела наша страна. Это кропотливый труд исследователей, ученых. Я благодарен каждому из вас лично и тем, кто трудился над исследованиями ранее. Желаю плодотворной работы, чтобы вы передали последующим поколениям все накопленное богатство».      Собравшихся также поприветствовали ведущий конференции епископ Арсений; главный научный сотрудник Отдела средневековой археологии Института археологии РАН, доктор искусствоведения, профессор, член-корреспондент РАН Владимир Седов; секретарь Новгородского государственного объединенного музея-заповедника Ольга Соболева; директор Гуманитарного института НовГУ Елена Торопова. В первый день конференции прозвучали доклады об архитектурной истории собора, его реконструкции, проблемах изучения и реставрации фресковой росписи, а также истории храма и обители в целом. Участники обсудили вопросы стратиграфии, нумизматики, сфрагистики, материальной культуры Свято-Юрьева монастыря и других новгородских монастырей.      Владимир Седов рассказал, что с 2013 года Георгиевский собор Свято-Юрьева монастыря исследует Новгородский архитектурно-археологический отряд под его руководством. Раскопки уже принесли многочисленные и неожиданные открытия: найдены фрагменты фресок, находившиеся под полом собора, возле северного и южного фасадов храма обнаружены каменные саркофаги. Археологические исследования позволили получить новые данные об архитектуре, строительных особенностях, монументальной росписи собора и его некрополе, а также поставили его в археологический и исторический контекст. Многочисленные фрагменты первоначальной росписи, содержащие не только лики и одежды, но и надписи-граффити, позволили получить новые исторические и лингвистические сведения. По словам ученого, исследования продолжаются и принесут нам еще не мало сюрпризов. 14 февраля 2020 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/128061.html

Наряду с оставлением уставных чтений, чина литии и хлебоблагословения, сокращение всенощного бдения шло путем уменьшения количества положенных для пения псалмов, стихир, канонов и других песнопений, указываемых Типиконом. По данным того же иеромонаха Николая (Грачева), из упомянутых выше виднейших русских обителей и кафедральных соборов положенные на «Господи, воззвах» псалмы 140, 141 полностью правили в Соловецком, Валаамском, Новгородском Юрьевом, Ново-Афонском монастырях, в Троице-Сергиевой, Киево-Печерской и Почаевской Лаврах, в Оптиной и Глинской пустынях. В важнейших храмах Петрограда – Исаакиев-ском соборе, Александро-Невской лавре, а также в Сергиевой пустыни, – а в Москве в Большом Успенском соборе правили из двух псалмов лишь два стиха: «Господи, воззвах» и «Да исправится». Положенные на воскресной утрене Непорочны из перечисленных 13 богослужебных центров России отправлялись только в двух – в Глинской пустыни и Киево-Печерской Лавре. 11 других обителей и соборов в течение всего года отправляли «Хвалите имя Господне», причем полностью оба псалма – 134 и 135-й – пели только в Валаамском и Ново-Афонском монастырях, в Почаевской Лавре пели 8 стихов, а Соловецкий и Новгородский Юрьев монастыри, Александро-Невская и Троице-Сергиева Лавры, Исаакиевский и московский Успенский соборы, Сергиева и Оптина пустыни – всего 4 стиха, по два стиха из каждого псалма. То же можно сказать о хвалитных псалмах, которые в полном своем составе правились в Соловецком, Валаамском, Новгородском Юрьевом, Ново-Афонском монастырях, в Троице-Сергиевой, Киево-Печерской и Почаевской Лаврах, в Оптиной и Глинской пустынях. Александро-Невская Лавра, Сергиева пустынь, Исаакиевский и московский Успенский соборы правили всего два стиха 903 . Значительно сократила чин бдения замена пения кафизм и канонов их чтением. Предельно сокращенный чин всенощного бдения с половины XIX столетия по примеру Москвы стали совершать в городах и населенных центрах страны накануне воскресных и праздничных дней с вечера, в сельских же храмах – утром.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

В завершение семинара профессор кафедры уголовно-исполнительного права Академии ФСИН России Василий Чорный и старший преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы Академии ФСИН России Олег Ананьев провели круглый стол, посвященный актуальным вопросам деятельности священнослужителей в качестве членов Общественных наблюдательных комиссий. В ходе семинара были рассмотрены две основные темы: После обсуждения и внесения предложений был принят итоговый документ — Рекомендации учебно-методического семинара в формате круглого стола. Участники двухдневного обучающего семинара отметили, что условия, в которых должна происходить ресоциализация человека, совершившего преступление, не должны культивировать иждивенчество, а воздействие необходимо осуществлять так, чтобы преступник в полной мере мог осознавать всю суровость предстоящего наказания, а также подумать, прежде чем в следующий раз преступить закон. Основное внимание организаторов и модераторов семинара было уделено вопросам: 7 июня в Юрьевом мужском монастыре в Великом Новгороде по линии Федеральной службы исполнения наказаний совместно с Синодальным отделом по тюремному служению был проведен учебно-методический семинар в формате круглого стола «Русская Православная Церковь, другие традиционные для России религиозные объединения и ФКУ УИИ УФСИН России по Новгородской области — пути взаимодействия». Мероприятие было организованно для руководителей ФКУ УИИ УФСИН России по Новгородской области и священнослужителей Русской Православной Церкви — председателей епархиальных отделов тюремного служения и отцов благочинных из Новгородской, Боровичской епархий Новгородской митрополии. В работе семинара приняли участие представители: Для участия в работе и проведении учебно-методического семинара были приглашены преподаватели из Академии права и управления ФСИН России. Доклады и выступления участников круглого стола были посвящены следующим вопросам: Участники учебно-методического семинара в своих докладах выступили со следующими предложениями:

http://patriarchia.ru/db/text/5219509.ht...

Иоасаф, епископ Кексгольмский и Ладожский, викарий Новгородской епархии (Хотунцевский или Хотуневич) Родился в Малороссии. Окончил Киевскую духовную семинарию и был пострижен в монашество. С 1739 года в сане иеродиакона, а затем в сане иеромонаха был проповедником в Московской Славяно-греко-латинской академии. С 1741 года – экзаменатор Крутицкой епархии. В 1742 году возведен в сан архимандрита и назначен начальником духовной миссии, отправлявшейся на Камчатку. В Охотск он прибыл в июне 1744 года. Здесь он крестил многих тунгусов и летом 1746 года был уже на Камчатке, где наряду с миссией ему было поручено окормлять одичавший местный гарнизон. Конфликт с казаками был неизбежен, но даже главный зачинщик бунта говорил о нем: «Архимандрит добр до нас был». Архимандрит Иоасаф оставался на Камчатке до 1 января 1750 года и покинул ее, так как был вызван в Санкт-Петербург для хиротонии во епископа Иркутского. Но хиротония не состоялась, по одним источникам, по его болезни, по другим – из-за его отказа. С 18 февраля 1754 года – ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Заиконоспасского монастыря. 12 мая 1757 года перемещен в Московский Высокопетровский монастырь. 24 мая 1757 года хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии. Скончался 29 апреля 1759 года. Погребен в Юрьевом монастыре. Иоасаф принадлежал к самым видным миссионерам XVIII века; его влияние на новокрещенных было гораздо глубже, чем в других миссиях, даже в районе Поволжья. По его подсчетам, население Камчатки составляло тогда 11 тысяч 500 человек. Он лично окрестил примерно 4 тысячи 500 инородцев. Миссионерские труды архимандрита Иоасафа оставили о нем на Камчатке добрую память. Благодаря заботливости отца Иоасафа, на полуострове было сооружено несколько церквей; до того времени их было всего три. Затем были основаны три школы: в Большерецке, Верхне-Камчатске и Нижне-Камчатске. Труды: Слово в день Вознесения, говорено в 1742 г. Краткий катихизис для новокрещенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Преставление св. еоктиста, архиепископа Новгородского. Св. Феоктист поставлен был в архиепископа Новгородского из настоятелей Новгородского Благовещенского монастыря и после 8-летнего управления паствой, которое он ознаменовал постройкой двух храмов в Новгороде, снова удалился для безмолвия в Благовещенский монастырь (в 1786 г. обращенный в приходскую церковь ). Скончался он в 1310 г. Мощи его почивают ныне в Юрьевом монастыре (Новгор. еп.); они прославились чудесными исцелениями. См. 23 янв. 24 . Предпразднство Рождества Христова. Из церковных песнопений этого дня. «Се время приближися спасения нашего, готовися вертепе, Дева приближается родити». «Радуйся, Яже Жизнь рождшая миру Дево Богородице, от Духа Святаго, всех на избавление»; «песньми лик ангельский ныне почитает Тебе светлую и неискусомужную Матерь, радуяся ликует рождеством Твоим Пречистая; радуйся надежда православных, радуйся предстательство Тебе поющих». «Приближается и приходит ныне Господь, ждаше языков и спасение мира: уготови вертеп граде Вифлееме, и с волхвы пастырие текуще приспейте». «Грядет воссияти свет невечерний, сущим прежде помраченным и бедствующим». «Радуйся вся земля, се Христос приближается в Вифлееме раждаяся: море возвеселися, пророчески сонм взыграй, сбытие зря днесь твоих словес, и вси радуйтеся праведнии». «Страннообразне Христос во своя приходит: устраним себе грехов, и Сего приимем в кротких душах обитающаго». Тропарь, гл. 4. Написовашеся иногда со старцем Иосифом, яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи бессеменное рождение: наста же время рождества, и место ни едино же бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп царице показашеся; Христос раждается прежде падший воскресити образ. На повечерии в этот день поется канон, ирмосы которого имеют сходство в некоторых выражениях с ирмосами Великой субботы: Волною морскою (сн. 5 янв.). Св. преподобномуч. по М.В.С. и Х.М.: и свв. двух евнухов ее мучч. Прта и и матери ее пострадавших за Христа в Риме при имп. Галлиене, около 262 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010