Основание Юрьева монастыря относится к 1030 году. Великий князь Ярослав Владимирович I, нареченный в крещении Георгием, в честь своего Ангела, в 1030 году основал как город Юрьев после победы над Чудью 975 , так и храмы в Новгороде 976 , и в Киев 977 . Из этих храмов новгородский Георгиевский, основанный Ярославом в Юрьеве монастыре, вероятно, был деревянный, или же каменный, но не в больших размерах. После того, с 1092 года построенный Ярославом Юрьев монастырь был распространен, особенно же с того времени, как воздвигнута в нем каменная Георгиевская церковь . Основание этой церкви, или же, может быть, намерение построить ее принадлежит правнуку Ярослава 1-го, Мстиславу Владимировичу, нареченному также Георгием, а самое построение ее сыну его Всеволоду (Гавриилу) Мстиславичу (1119 г.). О построении этой церкви в Новг. I летописи сказано под 6627 годом: 978 «Заложи Кюрияк игумен и князь Всеволод церковь камену, монастырь святого Георгия, Новегороде». А в Новг. III летописи под тем же годом яснее показано 979 «в лето (6б27 великий князь Всеволод Мстиславич заложил церковь каменную в Великом Новегороде, и игумен Кириак 980 , от града за три поприща, во имя святого великомученика Георгия, и сотвориша монастырь велий и братию собраша; и соверши великий князь Всеволод Мстиславич, и освятиша в лето 6648 981 , июня в 29 день, на память святых Апостол Петра и Павла, а мастер трудился Петр». По указанию этих летописей следует принять, что каменный Георгиевский храм был строен хотя св. Всеволодом Мстиславичем, но не без воли отца своего Мстислава Владимировича, как видно из жалованной грамоты в. к. Мстислава Владимировича и сына его Всеволода Юрьеву монастырю (1128–1132) 982 . Постройка сия произведена в то время, когда игуменами в Юрьеве монастыре были Кириак, скончавшийся в 1128 году, и за ним Исаия. Мастером при постройке был некто Петр, может быть, из числа первых русских художников, обучившихся искусству у Греков 983 . Время, употребленное на постройку собора, хотя и не означено ясно и определенно в летописи; впрочем, видно, что оно продолжалось не менее десяти лет (1119–1130) 984 ; собор окончен при игумене Исаии и освящен, вероятно, в 1130 году 29 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Юрьев-Польский Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 56.49925; 39.680823 Россия, Владимирская область, Юрьев-Польский Юрьев-Польский, Владимирская область Россия Общее описание [ править править код ] Объективно Районный центр Владимирской области. Расстояние от Москвы до Юрьева-Польского 152 км к северо-востоку от Столицы. На р. Колокше. Население – 21 тыс. человек. Субъективно В центре города есть всё – и прекрасные памятники святым людям, и действующий монастырь, и интересный музей. Тихий уклад и извилистая речушка с деревянными мостками делают картину ещё более гармоничной и патриархальной. Самое необычное – поля вокруг города, те, которые вошли в его имя; особенно прекрасные в конце сентября – начале октября, когда соломенные полусферы полей расцвечены золотистыми букетами ольхи, красными – рябины, серебристыми – ив, склонившихся над тёмно-синими прудами. Одного дня достаточно. История города [ править править код ] Город в честь Георгия Победоносца [ править править код ] Город при слиянии рек Колокши и Гзы основал князь Юрий Долгорукий в 1152 г. Расположение его не было особенно выгодным с оборонительной точки зрения: в отличие от многих других городов, он не занял стратегической высоты над рекой. Но оно было выгодным в экономическом отношении, так как Юрьев стал центром Ополья – уникального для северо-востока Руси участка чернозёмов размером 30 на 70 км. По мнению почвоведов, эти чернозёмы образовались в результате выжигания нашими предками непроходимых лесов. Юрий назвал город в честь своего святого – Георгия Победоносца и построил в нём Георгиевскую церковь. От того времени остался земляной вал высотой до 7 м, образующий почти полное кольцо, внутри которого находятся Георгиевский собор, Михайло-Архангельский монастырь и деревянные дома современных горожан. Три разрыва в валу – следы дорог на Владимир, Переславль-Залесский и Москву. Развитие после Смутного времени [ править править код ] После тяжёлого разорения 1612 г. во второй половине XVII в. Юрьев вступил в пору расцвета, так как находился на Стромынской дороге, соединявший Москву и Суздальский край. В Юрьеве располагалась таможня, через которую за год проходило товара на 100 тыс. руб. В XVIII в. в Юрьеве начало развиваться ткачество – к концу века работало 10 полотняных фабрик. Значение города упало после строительства московско-нижегородской железной дороги.

http://azbyka.ru/palomnik/Юрьев-Польский

Юрьев-Польский. Петропавловский монастырь. Карта и ближайшие объекты Петропавловский монастырь «близ города Юрьева» существовал с XVI века как мужская обитель. Во время «литовского разорения» он был разрушен и сожжен. По другим сведениям, он был основан в XVII веке митрополитом Суздальским и Юрьевским Иларионом, а позднее пришел в упадок. Долгое время монастыря здесь не было. Деревянная приходская церковь Петра и Павла на этом месте была заново отстроена в XVII веке и около двух столетий существовала под постоянной угрозой закрытия и даже сноса, однако каждый раз происходило что-либо, что спасало храм. В начале XIX века церковь значится «стоящей на кладбище». В 1825 году юрьевцы подали прошение в губернское правление о сносе ветхой Петропавловской церкви. Храм был передан Михайло-Архангельскому монастырю, и по указу Синода в 1830 году окончательно обветшавшую церковь снесли. Некоторое время здесь была пустошь, отошедшая в собственность крестьянам соседнего села Федосьина. Землю эту выменял у крестьян юрьевский купец Петр Бородулин, решивший возобновить храм. В 1843 году неподалеку от городской заставы началось грандиозное строительство. Купец Бородулин получил разрешение построить здесь новый большой храм во имя Петра и Павла. Здание получилось поистине великолепным, таким, какого в Юрьеве-Польском еще не было. Однако огромный новый пятиглавый храм Петра и Павла, с массивным световым барабаном в центре, с четырьмя главами (тоже на световых барабанах) по углам, с огромными, высокими порталами, в византийском стиле, с тремя престолами оказался еще почти на двадцать лет без прихода. Новую жизнь ему дал большой городской пожар 1871 года, уничтоживший женский Введенский монастырь. Оставшиеся буквально на улице монахини получили разрешение занять Петропавловскую церковь, ставшую впоследствии соборным храмом монастыря. С 1874 года обосновавшаяся на новом месте обитель официально стала называться Петропавловской. Успенская теплая церковь монастыря была построена примерно в это же время. Сейчас ее трудно распознать в оставшихся руинах, заросших деревьями и кустарником, а тогда это была довольно просторная красивая церковь в неорусском стиле, увенчанная одной главкой на шатровом завершении.

http://sobory.ru/article/?object=17349

1. Духовная память Содержание духовных памятей монастырям составляло пожертвование от частных лиц в монастырь на помин своей души и душ сродников своих. В архиве Данилова монастыря есть такой акт 1586 года. Он начинается словами: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа Троицу единосущную и нераздельную»; затем: Се яз раб Божий Матвей Дмитриев Пыжов пишу сее духовную память целым умом и разумом, кому что дати, и на ком что взяти и кому моя душа поминати. Приказываю свою душу поминати отцу своему духовному, Духовскому игумену Марку, да приказываю свою душу поминати Троицкому Данилова монастыря государю своему архимандриту Сергию с братьею. А дал есми в дом живоначальные Троицы и препод. Даниилу по своих родителех и по своей душе, в наследие вечных благ, на поминок, вотчину свою отца моего благословение Дмитрия Ивановича Пыжова, да дяди моего благословение Фёдора Ивановича Пыжова в Юрьеве Польском, в Кривцове стану, на р. Шахе, сельцо Микульное, да к тому селцу пустошь Бузаново, в срок без выкупа, в наследие вечных благ. Благочестивый завещатель не просто завещевает поминать свою душу; но, кроме всеобщего поминовения, назначает особые дни, в которые душа особенно нуждается в поминовении и молитвах церковных. А поминати, – говорит он далее, – моя душа архимандриту Сергию с братьею за тот вклад четыредесятницу (то есть сорокоуст) обедню служити по всяк день, а на третины и на девятины и на полусорочины обедниж служити и панихиды пети собором. Устроивши, так сказать, по себе поминовение, завещатель начинает заботиться о поминовении душ сродников своих. Да архимандритуж Сергию с братьею после моего живота впрок за тот вклад поминати деда моего Ивана, да отца моего Дмитрея и матерь мою Ульяну и дядю моего Фёдора, мои родители, и дважды в год на братью кормы чинити, и деда моего и отца моего и матерь мою и меня в сенодик написати во вседневной, и иных моих родителей написати в общей сенодик. Во вклад его в монастырь, после смерти его, могли вступиться его родственники, могли, как родовым имением, воспользоваться, отнять его у монастыря; – на этот случай в духовной помещена угроза суда божия над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Юрьев-Польский. Петропавловский монастырь. Церковь Петра и Павла. Карта и ближайшие объекты 1. История Петропавловского монастыря в XVII – XX вв. 1.1. Основание и упразднение монастыря в XVII – XVIII вв. На сегодняшний день существует несколько версий по поводу основания Петропавловского монастыря. По наиболее распространенной из них монастырь был основан как мужской митрополитом Суздальским Иларионом (1632-1708). Имеется и другая версия, в соответствии с которой монастырь на этом мест существовал уже в XVI столетии и был разорен литовцами. В 1764 г. монастырь был упразднен. Деревянная церковь во имя Апостолов Петра и Павла, построенная в 1674 г., поступила в ведение Архангельского мужского монастыря, а находившаяся при ней и принадлежавшая ей земля под названием «пустошь Петропавловская» перешла в пользование казенных крестьян села Федосьина, которые по преданию принадлежали Петропавловскому монастырю на правах вотчинного владения. На протяжении нескольких веков церковь находилась на грани упразднения, но каждый раз, когда ситуация становилась критической, появлялся заступник. В 1772 г. преосвященным Геннадием велено было при Петропавловской церкви хоронить умерших монахов Архангельского и монахинь Введенского монастырей. Еще в начале XX в. на кладбище сохранялись «памятник-плита, под которым был похоронен епископ Иоанн, по преданию, из бывших на покое в упоминаемом монастыре до 1764 года», и «старинный памятник, крестообразный камень» — «Абрамиев гроб». В книге «Русский Провинциальный некрополь» об этом памятнике говорится, что «в Юрьевском Петропавловском монастыре, в саду был похоронен схимонах Аврамий, тож Аврамиев гроб». 1.2. Деятельность Д.М. Курбатова по возобновлению Петропавловской церкви, кон. XVIII в. В 1794 г. Дмитрий Михайлович Курбатов испросил благословения возобновить в Юрьеве старую деревянную церковь Святых апостолов Петра и Павла. Нашел щедрых вкладчиков из купцов московских и по советам неизвестных людей и по собранным рисункам выстроил церковь «в особом вкусе и покрыл железом». В мае 1796 г. сам преосвященный Виктор освятил возобновленную церковь. На оставшиеся от вкладчиков суммы Курбатов решил построить богадельню «для престарелых увечных и убогих бедных разного звания обоего пола людей». Эти события подтверждаются сведениями, отображенными на сохранившемся плане города Юрьев-Польского (первой половины XIX в.), где под номером 16 значится деревянная Петропавловская церковь, возобновленная юрьевским купцом Курбатовым. При церкви по высочайшему соизволению были выстроены деревянные корпуса богадельни. На планах отмечено на одном — 8, на другом — 9 корпусов.

http://sobory.ru/article/?object=17351

28. Архиепископ Леонид 378 (с 1571 по 1573 г.) После заточения архиепископа Пимена, почти целый год Новгород оставался без владыки, и только 4 декабря 1571 г. митрополит Кирилл хиротонисал в архиепископа ему Чудовского архимандрита Леонида 379 . В этот промежуток времени голод и болезни, свирепствовавшие в Новгороде, довершили казнь Иоаннову, так что священники, в течении шести или семи месяцев, не успевали погребать мертвых: бросали их в яму без всяких обрядов. Наконец, Новгород как бы пробудился от мертвого оцепенения: 24 сентября, в день воскресный, все оставшиеся в живых, – духовенство семи соборов, миряне, собрались в поле, у церкви Рождества Христова и служили общую панихиду за умерших, над тамошнею скудельницею; где лежало 10000 не отпетых тел христианских. Тут же стоял и нищий старец, Иван Жегальцо, который один с молитвою предавал мертвых земле в сие ужасное время 380 . В Новгород прибыл архиепископ Леонид 23 декабря, «в неделю, и того же дни в Софии служил обедню, и ради были Новгородци своему владыце; а едучи в Новгород владыка того же дня был в Кирилове манастыре, да на Сетечки» (в Ситецком монастыре) 381 . Вслед за архиепископом прибыл в Новгород и сам государь Иван Васильевич, с сыновьями своими – Иоанном и Феодором, и с ними «Коломенский владыка Давыд, да архимандрит с Москвы Чюдовской Ефимей, да Симоновский архимандрит Иев» 382 . Вероятно, Иоанн сознавал, что нелегко ему будет увидеть Новгород – это позорище лютых казней, ужасное знамение его гнева, то место, где в страшном безмолвии людей, камни вопияли на губителя, – место уныния, скорби, нищеты и болезней, которые там еще свирепствовали; и потому, чтобы успокоить и ободрить Новгородцев, он за несколько месяцев до своего приезда начал оказывать некоторые знаки благоволения городу: «сентября в 16 день пожаловал священников, отпустил в Новгород: священника Филиппа Щепочева, да священника Семена с Легощи улици, да священника Федотия с Павловы улици, да священника Ждана из Дворца с Колмова; 21 сентября возвратил в Москву архимандрита Памву, который находился в заточении в Юрьеве 383 ; 30 сентября повелел слить в слободе новый колокол в великий Новгород, а делал мастер Иван Афанасьев 384 , затем, 10-го октября, прислал в Новгород грамоту, в которой писал жителям, чтобы они были спокойны, ничего не боялись от государя и готовили, по старине, запасы к его прибытию; эту грамоту читали Новгородские наместники собравшимся гражданам пред пустым, необитаемым двором архиепископским» 385 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

В день памяти преподобного Никона, игумена Радонежского, чудотворца (I) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня обитель наша духовно торжествует, потому что творит молитвенную память преставления верного и любимого ученика Преподобного Сергия, его сподвижника как в устроении великой Троице-Сергиевой Лавры, так и в управлении ею – преподобного Никона. Поэтому, чествуя сегодня преподобного Никона, мы вместе с тем чтим и прославляем и Преподобного Сергия, который благодатью, присущей ему, как бы некой дивной пищей, воспитал и взрастил такого славного ученика и подвижника, каким является преподобный Никон. Преподобный Никон был преемником своего наставника в управлении и благоустроении основанной им обители и унаследовал от Преподобного Сергия присущие ему черты нравственного характера и душевного расположения. Преподобный Никон был так же кроток и любвеобилен, как и богомудрый его авва, и оттого житие его для нас назидательно и душеспасительно. Он родился в городе Юрьеве-Польском, недалеко от Радонежа, в семье благочестивых и верующих родителей. С детства прослышав об ангельской жизни Преподобного Сергия, он возымел горячее желание видеть сего святого мужа и подражать ему. Будучи еще отроком, он проливал обильные слезы и с сердечным сокрушением горячо молился Богу об исполнении своего желания. Вскоре он оставляет своих родителей, идет в обитель к Преподобному Сергию и просит его, чтобы тот облек его в иноческий сан и позволил остаться в своей обители. Преподобный же Сергий, видя благоразумие и душевную чистоту отрока, полюбил его и, прозревая в нем своими душевными очами будущего наставника для ищущих спасения, подверг его душеспасительному испытанию, поступив с ним так, как поступил некогда Евфимий Великий с преподобным Саввой Освященным. Он не принял преподобного Никона в обитель, но отослал его к своему ученику – преподобному Афанасию Высоцкому, основателю Серпуховского монастыря, искусному в иноческой жизни подвижнику. «Иди без всякого размышления, – сказал он отроку, – и, если Богу угодно, ты примешь там на себя иноческий образ».

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Г. Колпакова Заключение Менее чем за три столетия русское искусство прошло огромный путь, создав памятники, соперничающие с лучшими произведениями Византии, средневекового Запада – стран, с которыми Русь плодотворно и интенсивно общалась. Овладев различными техниками и технологиями возведения каменных зданий, русские зодчие развернули широкомасштабную строительную деятельность. Массовость каменного строительства, совершенство исполнения свидетельствуют о высочайшем уровне городской цивилизации, достигнутом в домонгольской Руси. Приверженность крестово-купольному типу храма не стала ограничивающим моментом для развития и вариативности построек, среди которых, даже при соблюдении стандартного набора приемов и декорации, нельзя найти повторений. Эволюционные процессы привели к появлению нового типа сооружений – башнеобразных храмов, сопоставимых по своей выразительности с готическими зданиями в Западной Европе. Объединение готической конструкции с крестово-купольной системой ( церковь Пантелеймона в Галиче, до 1200 г.) породило новую, зальную, типологию готической архитектуры со свободно стоящими опорами. Каждая из русских строительных школ культивировала свои собственные приемы, имела яркое, не похожее на другие выражение, но вместе они двигались в едином направлении. Самостоятельность русской архитектуры домонгольского времени бросается в глаза, между тем существенно отметить, что принципиально векторы её движения не противоречили общевизантийским тенденциям. Спецификой русского строительства в сравнении с византийскими образцами стало подчеркнутое внимание к внешнему облику сооружения. Это обстоятельство, по-видимому, диктовалось иной, по сравнению с византийскими городами, отличавшимися большой плотностью застройки и состоявшими из каменных, часто многоэтажных зданий, окружающей средой. В городах и в пригородах на Руси храмы и монастыри доминировали над окружением, становились центрами градостроительного и природного ландшафта. Монументальная белокаменная резьба, принесенная некогда в русские земли западноевропейской артелью, получила широкое распространение в постройках Северо-Восточной Руси. Замечательно, что стиль её постепенно все более и более соответствовал процессам развития живописи, что воплотилось в таких пластически осознанных произведениях, как рельефы Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Пути развития камнерезного дела – не в приближении к народному ремеслу, но в сближении с византийской традицией, в приближении к классическому антропоморфному идеалу. Пришедшая с Запада владимиро-суздальская скульптура после монгольского нашествия 1238 г. «вернулась» в галицкие земли: считается, что знаменитый резчик церкви в Холме XIII в. Авдей был выходцем из Владимира. Существенно отметить, что, хотя истоки этого вида декора на Руси были западноевропейские, в XIII в. для него возникают параллели и в восточнохристианском мире (постройки в Сербии, храмы в Арте в Греции).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ (сер. XVI в. (?) - 5.07. 1610, Пафнутиев Боровский мон-рь), сщмч. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), архим. И. принял монашеский постриг в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , где стал игуменом не позднее февр. 1592 г.: в это время он по повелению царя Феодора Иоанновича принимал в обители Тырновского митр. Дионисия , к-рый в мае 1591 г. доставил в Москву грамоту К-польского Собора о признании Патриаршества на Руси. Царь Феодор Иоаннович посещал мон-рь в 1591-1592 и в 1594-1595 гг. В эти годы в обители был построен и освящен собор в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 90-х гг. XVI в. Боровский мон-рь получил ряд вкладов: неск. облачений от царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны, богослужебную утварь, земельные владения. В 1598 г. И. участвовал в Земском соборе, избравшем на царский трон Бориса Феодоровича Годунова. В 1599 г. царь Борис и царевич Феодор ездили в Можайск «да х Пафнотию чюдотворцу в город Боровск» ( Белокуров С. А. Сношения России с Кавказом: Мат-лы, извлеч. из Моск. гл. архива МИД. М., 1889. Вып. 1: 1578-1613 гг. С. 317. (ЧОИДР. 1888; Кн. 3)). В 1601 г. Борис Феодорович вновь посетил Боровский мон-рь, куда была доставлена рака для мощей прп. Пафнутия . 18 марта 1605 г. И. стал настоятелем Троице-Сергиева мон-ря и был возведен в сан архимандрита (предыдущий настоятель архим. Кирилл (Завидов) был хиротонисан на митрополичью Ростовскую кафедру). В перечне троицких настоятелей об И. сказано: «...взят ис Пафнотьева монастыря, 5 лет неполны» (ВКТСМ. С. 15). Царь Василий Иоаннович Шуйский, занявший рус. престол в 1605 г., 8 авг. следующего года дал И. подтвердительную жалованную грамоту на рыбные ловли на Волге, в том же году решил в пользу обители спор из-за вотчины, пожалованной царем Феодором Иоанновичем, освободил мон-рь от пошлины на мед, собиравшийся в Юрьеве Польском; по просьбе И. царь повелел восстановить все грамоты на монастырские нижегородские вотчины (документы сгорели в авг. 1607 в Московском Кремле). В нояб. 1607 г. Василий Иоаннович посетил Троицкий монастырь, «принося благодарение за победу над мятежниками» (было подавлено восстание И. И. Болотникова). В 1609 г. царь пожаловал Троице-Сергиеву монастырю место «за Сретенскими вороты у Неглинной» для строительства подворья.

http://pravenc.ru/text/578048.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАВРИКИЙ (Полетаев Михаил Владимирович; 18.12.1880, г. Кронштадт С.-Петербургской губ.- 4.10. 1937, Карагандинский ИТЛ), прмч. (пам. 21 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архим. Сын протодиакона кронштадтского Андреевского собора Владимира Михайловича Полетаева, служившего вместе с прот. св. Иоанном Кронштадтским . Супруга протодиакона Мария Петровна приходилась племянницей супруге прот. Иоанна Елизавете Константиновне. В 1901 г. Михаил Полетаев окончил по 2-му разряду С.-Петербургскую ДС. После вступления в брак был рукоположен во иерея. С 1903 г. настоятель ц. Св. Троицы в с. Гора-Валдай Петергофского у. С.-Петербургской губ. В 1908 г. назначен настоятелем гарнизонного храма в честь Покрова Пресв. Богородицы в г. Мерв (ныне Мары, Туркмения). Был возведен в сан протоиерея. Во время гражданской войны овдовел (по др. данным, развелся с женой, чтобы спасти семью от преследований со стороны гонителей веры). Проживал в г. Переславле-Залесском Владимирской губ., принял монашество с именем Маврикий в переславль-залесском во имя великомученика Никиты мужском монастыре . Был возведен в сан архимандрита. После закрытия мон-ря переехал в г. Юрьев-Польский Владимирской губ. 8 сент. 1928 г. был арестован в Юрьеве-Польском по подозрению в «контрреволюционной деятельности», выслан в г. Орёл. С 1930 г. настоятель храма в честь Всех святых на Кукуевском кладбище в г. Загорске (ныне Сергиев Посад Московской обл.), где окормлялась братия закрытой Троице-Сергиевой лавры. 21 окт. 1935 г. был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Проходил по одному следственному делу с игум. прмч. Максимилианом (Марченко) , также служившим в Всехсвятском храме. М. и игум. Максимилиана обвиняли в том, что они возглавили «контрреволюционную группировку церковников и бывших монахов», «распространяли ложные слухи о якобы проводимом гонении на верующих в СССР», а также организовали «в контрреволюционных целях» посещение верующими могилы старца прп. Алексия (Соловьёва), похороненного на Кукуевском кладбище. 8 янв. 1936 г. приговорен особым совещанием при НКВД СССР к 3 годам лагерей. Отбывал срок заключения в Карагандинском ИТЛ.

http://pravenc.ru/text/2561142.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010