Потом же, незадолго до создания Богородичной церкви, ту землю и лес купили у псковичей по решению веча жители слободы, городские и сельские. И земля около пещеры сразу же досталась по жребию некоему человеку Ивану Дементьеву. Тот Иван поставил деревню в Подгории на речке Пачковке, недалеко от пещеры. И пришел он однажды на вершину той горы пещерной, и начал рубить большие деревья в лесу. И одно срубленное дерево, повалившись, ударило дерево, стоящее на краю горы той. И когда дерево упало с горы, как со стены, и вывернуло своими корнями , сплетенный из корней и мха, как войлок или дерн, то открылось устье пещеры. Над устьем же пещеры, где ныне двери в гробницу, обнаружили буквы, высеченные на стене горы, складывающиеся в такую надпись: «Богозданная пещера». Об этом явлении поведал нам Патермуфий, инок Снетогорского монастыря, прежде упоминаемого Ивана Дементьева пасынок, и иные подробности от него же слышали. По прошествии многого времени рассказал нам упомянутый ранее игумен Никон и мирожский игумен Герман о надписи, высеченной над устьем пещерным, следующее: «Когда мы жили в монастыре Печерском, то был тогда некий монах по имени Варлаам, юродствуя, он часто приходил к гробнице сей и стирал буквы начертанной на стене надписи „Богозданные пещеры”. Но та надпись появлялась снова совершенно неповрежденная. Монах тот устрашился и не совершал больше этого. Надпись та оставалась много лет целой и невредимой». Об этом рассказанном выше явлении надписи над пещерой прошел слух среди людей по всему граду Пскову. Был в то время священник некий по имени Иван, родом из Московской земли, и потому звали его псковичи «шестником». Этот Иван два года и шесть месяцев был священником в граде Юрьеве Ливонском в храмах святого Николы чудотворца и великомученика Георгия вместе с Исидором пресвитером. И когда начали немцы уговорами и угрозами обращать христиан, живущих в так называемом Русском конце, в свою латинскую веру, тогда тот священник Иван ушел из города Юрьева в град Псков. Исидор же остался в Юрьеве, и много спорил с немцами о христианской вере, и был заключен в темницу вместе с другими семьюдесятью двумя христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сосипатр , 1738. 59 Кукоцкий Спасский, близ Гаврилова посада, упразднённый. [IV, 880.] Игумены Авраамий , 1624–30. Никон , 1649–51. Иов определён 12 мар. 1653. Нафанаил определён 8 июня 1659, и в 1662. Сергий , строит., 1664, 71. Антоний , из Суздальского Спасского, 1 нояб. 1670. (Этого-ль?). Феодосий , в мар. 1678. Савва , 1685 и 86. Филарет , до 1723. Герман определён в апр. 1723; упом. 1724. Иессей , бывший, 7 февр. 1733 определён в Лукианову пустынь. Филарет , 1738. Аркадий , 1753–55. 60 Кукоцкий (на Куксе) Покровский девичий, упразднённый. [IV, 880.] Иг-нья Петронида , 1663. 61 Введенский, в Юрьеве-Польском, девичий. Ныне третьеклассный. [III, 508.] Игуменьи Матрона , 1659–62. Феодосия , 1737–89. Агафия , 1765–80. Мария , 1840–47. Пульхерия , 1848–66. Юрьевского-Польского Николаевского, девичьего. Иг-нья Евфросиния , в июле 1635. 62 Георгиевский, «Дубовой церкви», близ Юрьева-Польского, в 1725 был приписан к Юрьеву Архангельскому. [III, 689; VI, 996.] Игумены Маркелл , 1565. Иоасаф , в мар. 1644. Александр , в янв. 1647. Гермоген , строит., в мар. 1668. Феодосий , в июле 1669. Тихон , 1723 и 24. Никодим , в нояб. 1679. Мельхиседек , 1738. Стефан , 1763 и 64. 63 Успенский, в Юрьеве, упразднённый. 215 Игум. Феодосий определён 19 апр. 1636. – Маркелл , 1694. 64 Сахтажский (Сахтошский) Петро-Павловский, в Суздальском уезде, на озере Сахтоше, в 1630 г. был пуст; возобновлён архиепископом Суздальским Стефаном и опять запустел. [VI, 1044.] 65 Юрьево-Польской Пелеговы пустыни (приписанной к Троицкой Сергиевой Лавре). 216 Строит. Трифиллий , 1620, 27. – Макарий Синцов , в авг. 1653. 66 Борковская Троицкая, ныне Николаевская пустынь, в Вязниковском уезде, подле слободы Холуя, основана кн. Иваном Дмитриевичем Пожарским; возобновлена Мефодием, епископом Астраханским, в 1760–75 гг. Ныне заштатная. [III, 427.] Строителя Иосиф , игум., 1723 и 24. Павел , 1738. Филарет ... Варнава , 1766–68. Виктор , 1774–86, перев. в Шартомский. Арсений 16 окт. 1787 перев. в Вязниковский Благовещенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первую премию получил проект студента института гражданских инженеров А.Г. Джорогова под девизом «Звезда в круге». Как и почти все (за исключением проекта Н.В. Васильева) опубликованные проекты конкурса, он откровенно ретроспективистский. Храм кубический, с одной крупной луковичной главой, четырехскатной кровлей и примыкающей с северо-запада двухпролетной звонницей над сквозной аркой. Прототип легко узнается – Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Этот знаменитый памятник, казалось бы, должен был входить в число популярных прототипов для мастеров неорусского стиля. Однако он им не стал из-за наличия на тот момент придела и колокольни с переходом, скрывавших два фасада и лишавших его образ художественной цельности. Требовалось приложить усилие, чтобы мысленно очистить его от позднейших наслоений. Джорогову это вполне удалось, но он не стал «моделировать» идеальный образ домонгольского храма, а вслед за А.В. Щусевым, реализовавшим впервые в Троицком соборе Почаевской лавры идею исторических напластований, изобразил разные строительные этапы. Первоначальное ядро храма впоследствии «обросло» галереей и звонницей. То, что эти «разновременные» части не стыкуются друг с другом с точки зрения географии прототипов, автора не смущало. Фасады четверика обильно декорированы резьбой, по общему впечатлению напоминающей образцы владимиро-суздальского зодчества, но при детальном рассмотрении достаточно далеко от них ушедшей. Массивные полуколонны и угловые трехчетвертные колонны, членящие стены четверика, в сочетании с широким резным антаблементом делают фасад несколько похожим на иконостас. Плоскость западного фасада образована «псковской» звонницей с галереей, словно вышедшей из-под руки Щусева. Кажется, что она механически приклеена к декоративно насыщенному четверику, и сквозь нее наружу «прорвался» западный портал. Звонница с воротами напоминает и ворота Марфо-Мариинской обители (1908-1912), и монастырский корпус в Овруче с воротами и колокольней (1909-1911). Очень характерно выглядит арка ворот, как бы вписанная в нишу большей кривизны. Коллажное столкновение в проекте Джорогова еще острее, чем у Щусева в натальевской церкви (но нельзя забывать, что ее проект появился в том же 1911 г. и не публиковался). Щусевские приемы даны Джороговым в утрированном варианте. Что касается порталов, то ближайший их аналог – главный портал церкви на Шлиссельбургских пороховых заводах В.А. Покровского, первый, выполненный по образцу порталов соборов начала XIII века в Суздале и Юрьеве-Польском.

http://sobory.ru/article/?object=39703

В 1708 г. Юрьев был приписан к Московской губернии. В 1778 г. он стал уездным центром Владимирской губернии. Город был маленьким, что позволило в плане застройки, утверждённом Екатериной в 1788 г., предусмотреть новый прямоугольный вал по границам города, в необходимости которого горожан убедило крестьянское восстание под предводительством Е. Пугачёва. Но этот вал не был построен – границами города так и остались луга, на которых юрьевцы пасли скот. Наиболее заметное гражданское строение дореволюционной эпохи в Юрьеве – Гостиный двор, состоящий из нескольких зданий, первые из которых были построены в 1873-1877 гг. (Советская пл., 1). Сохранились также Присутственные места с тюрьмой (1809 г., ул. 1 Мая, 9), почта (1860 г., ул. 1 Мая, 3), Дворянское собрание (1870 г., ул. 1 Мая, 26), пожарное депо (нач. XX в., Владимирская ул., 12), богадельня (1904 г., ул. 1 Мая, 16). В начале XX в. в городе жило около 6000 человек, примерно пополам мещан и крестьян. Это говорит о том, что по сравнению с другими городами его жители в большей мере были заняты в земледелии. Даже немногочисленные купцы торговали в основном продукцией родной плодородной земли – хлебом и льном. А из промышленных предприятий в Юрьеве действовали три фабрики хлопчатобумажных тканей. В городе тогда было 2 монастыря и 4 храма. Город официально всё ещё назывался по старинке Юрьев Польской, но искажённое название Юрьев Польский уже преобладало в народе. Святые [ править править код ] Благоверный князь Святослав Владимирский Благоверный князь Святослав (Гавриил) Владимирский После смерти в 1212 г. суздальского князя Всеволода Большое Гнездо Юрьев-Польский достался в удел его сыну Святославу (в крещении – Гавриилу), которому было тогда 16 лет. Город стал столицей удельного княжества. Святослав многому научился у матери – княгини Марии, в иночестве Марфы, – которая последние 7 лет жизни лежала на одре болезни, но за всё благодарила Бога. Он воспринял Липицкую битву 1216 г., в которой русские (старшие братья Святослава) сражались против русских, как урок на всю жизнь. Святослав не жертвовал за власть своей душой и других старался мирить.

http://azbyka.ru/palomnik/Юрьев-Польский

В продолжение прений с легатом митрополит то говорил сам, то приказывал говорить Никите. Легат, разумеется, делал возражения, защищал свои мысли, но как у нас тогда господствовал обычай в подобных случаях на все требовать «свидетельства от книг», без чего не хотели верить никаким доказательствам, обычай, доселе остающийся в силе у наших раскольников, то и от легата, верно, потребовали таких же свидетельств в подтверждение его слов. Легат отвечал: «Книг со мною нет», и прения окончились ничем. Легата отпустили (26 генваря 1473 г.) из Москвы с богатыми дарами папе, но это едва ли могло утешить последнего, тем более что не состоялся и предполагавшийся поход против турок с участием в нем нашего государя. Около того же времени, когда в Москве происходили эти мирные прения о вере между представителем папства и православным святителем, в небольшом городке Ливонии, находившейся некогда под властию русских князей, в нашем древнем Юрьеве (Дерпте), совершено ревнителями латинства страшное насилие над православными. Там был Русский конец, т. е. населенный русскими, и в нем издавна существовали две русские церкви: одна – во имя святителя Николая, другая – во имя великомученика Георгия. Не далее как в 1463 г. Юрьевский бискуп, посадники и ратманы вновь заключили в Пскове с великим князем московским договор, которым обязывались давать русскому государю пошлину «по старине» и также «Русский конец и св. церкви держать по старине и по старым граматам, а не обидеть». Между тем в это самое время и начали наиболее обнаруживаться обиды русским в Юрьеве, так что один из русских священников – Иоанн, служивший при церкви святого Николая, нашелся вынужденным удалиться со всем своим семейством в Псков, где, по смерти жены своей приняв монашество с именем Ионы, положил основание Псково-Печерскому монастырю (около 1470 г.). А другой священник, Исидор, решившийся не оставлять своей паствы до конца, вскоре должен был вкусить мученическую смерть. В начале 1472 г., на праздник Богоявления, когда Исидор с своими прихожанами вышел на реку Амовжу (ныне Эмбах) и совершал водосвятие, на них внезапно устремились по приказанию своего бискупа толпы ливонских немцев, схватили священника и до 72 его прихожан, мужей и жен, и повлекли их сначала пред лицо бискупа, а потом в темницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Узнал писатель и о скорбной участи игумена Сергия, вынужденного покинуть Уссурийский край, поселиться и жить вне созданной им обители, вне собранного им братства: «Уссурийская обитель не избежала общей страдальческой участи: все ее братство большевики разогнали, большой книжный и иконный склад монастыря сожгли, деревянные храмы тоже сожгли, а в братских корпусах устроили свой пресловутый «совхоз " ». 10 «Преподобнейший о. игумен Сергий, в течение четверти века, неусыпными, сверхчеловеческими трудами создавший идеальную иноческую обитель, сам видел все ее разрушение и все сатанинское издевательство над ее святынями... Теперь, горькими слезами оплакивая общее крушение и разорение своего детища, он ждет смерти от Господа, как желанного успокоения от всего жизненного подвига его». 11 Когда я прочитал книгу И.С. Шмелева, изданную на Западе, сердце мое забилось: ведь это тот о. Сергий, кого встретил я в те же 30-е годы в Юрьеве-Польском, о ком сохранил благодарную память на всю последующую жизнь. Тогда же зародилось желание – поведать о нем, каким он виделся мне на склоне лет своих, умудренный опытом монашески деятельной, созидательной жизни. Тогда же, в 1970-х, годах начал я собирать материалы по истории Уссурийской обители. Необыкновенным образом началась переписка с монахиней Сергией – монашеский постриг ее совершал архимандрит Сергий. Но самым значительным событием стало знакомство с о. Николаем Сушко, бывшим послушником Уссурийского монастыря. Встречи и беседы с ним в селе Ильинском Владимирской области пробудили в нем память о прошлом и, несмотря на свой почти 90-летний возраст, он вспомнил имена многих иноков обители, рассказывал о событиях времен Гражданской войны и закрытия монастыря и подтвердил достоверность сообщений, относимых к жительству о. Сергия в Ростове и Юрьеве-Польском. На избрание Божие иеромонаха Сергия строителем Уссурийской обители определенно указывает и внезапный отход от настоятельства игумена Алексия (Осколкова), вызванного по Указу Священного Синода с Афона и назначенного в 1894 году настоятелем во вновь учреждаемый монастырь в Камчатской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Тáинственная книга . «Псково-Печерская обитель, издавна славная чудесами иконы Богоматерней, многия иноки Богови воспита…» – поётся в тропаре (краткой молитве. – Примеч. А.Т.) преподобномученику Корнилию. Он первый «воспитанный Богови» монах и подвижник. После него за 500 лет своего бытия многие сотни иноков духовно воспитала и образовала Псково-Печерская обитель – Училище благочестия. В двадцатом столетии часто бушевали «волны житейского моря» у стен монастыря. Но внутри шла духовная жизнь, теплилась лампада молитвы, труда и подвига насельников. Кто они, в чём их святость, какую вечную память оставили они для своих последователей и потомков?! 9 января 1994 года, поздно вечером, монастырский колокол печально возвестил о кончине земного странствования старейшего насельника обители – ризничего Архимандрита Серафима (в миру – Аркадий Иванович Розенберг, 1909–1994 гг.). 62 года подвизался отец Серафим в монастыре. Целая жизнь! Вот что рассказал в автобиографии отец Серафим о своем детстве и юношестве. «Родился 19 июня 1909 года в городе Санкт-Петербурге. Отец Иван Иванович Розенберг, латыш, лютеранского вероисповедания. Мать София Васильевна Кононова, русская, православная. Отец землевладелец села Изборска Псковской губернии, также и торговец. Учился дома и в разных школах. 1925–28 гг. учился в русской гимназии в городе Юрьеве, в Эстонии. 1928–30 гг. проходил военную службу на флоте (А.Т.) в городе Ревеле и городе Юрьеве. 1930–32 гг. служил аптекарским учеником в аптеке при больнице города Печоры. 18 марта 1932 года был принят в Псково-Печерский монастырь при настоятеле Епископе Иоанне Булине». Архимандрит Серафим (Розенберг) Скупые строчки автобиографии скрывают от нас духовные искания человека. Немного позднее, объясняя причины прихода в монастырь, он напишет: «Не имея интереса ни к каким занятиям, будучи малоразвитым (владеющий немецким, французскими, английским и эстонским языками! – А.Т.) и застенчивым и не находя удовлетворения в различных удовольствиях и развлечениях, я стал тяготиться жизнью. Тоска эта заставила меня искать поддержки в религии, до тех пор мне совершенно чуждой. Познакомился ближе с монастырём, читал духовные книги, житие преподобного Серафима Саровского в частности. Наконец попросился, по совету одного монаха, в монастырь. В марте 1932 года был принят пономарём».

http://azbyka.ru/fiction/budte-sovershen...

Это празднование установлено Указом Святейшего Патриарха Алексия II в 2002 году, согласно этому же Указу была написана икона «Собор Святых земли Эстонской», которая ныне находится в Таллинском Александро-Невском кафедральном соборе. В Собор Святых земли Эстонской входят не только прославленные непосредственно на территории Эстонии святые угодники Божии, но и те, кто имеет отношение к этой земле фактом своего рождения или попечительством о ней. Например, св. праведный Иоанн Кронштадтский, который сыграл важнейшую роль в становлении эстонского Православия, был вдохновителем строительства храма в Петербурге для православных чухонцев, стал его первым жертвователем. Иоанн Кронштадтский помогал в становлении и Пюхтицкому Успенскому женскому монастырю, в котором иноческие труды начинались по его благословению. Коренное население современной Эстонии по вероисповеданию в основном относится к числу лютеран, но первые семена христианства были принесены на земли эстов-язычников в X начале XI. вв. из соседней Руси. В начале XIII века началась оккупация Эстонской земли немецким орденом меченосцев, который предпринял «крестовый поход» на земли эстонцев и ливов. Новая власть принесла свои порядки, а господствующей верой стало католичество. В течение двух столетий немногочисленное православное население подвергалось гонениям, некоторые священнослужители претерпевали мученическую кончину. Пресвитер Исидор (XV в.), бывший настоятелем Никольского храма в Юрьеве (Тарту), не согласившийся перейти в латинскую веру, был утоплен в январе в реке Омовже (Эмайыги). Вместе с ним мученическую смерть в водах Омовжи приняли 72 прихожанина, семьдесят третьим был маленький ребенок, который сам кинулся в воды реки за своей матерью, как рассказывается в Житие священномученика пресвитера Исидора Юрьевского. Уроженцем Эстонии был псковский преподобный Серапион Спасоелезаровский, который родился в Юрьеве Ливонском в 90- е годы XIV века и был вынужден бежать в связи с гонениями на православную веру во Псков, где стал монахом Спасоелеазаровского монастыря и учеником преподобного Евфросина Псковского.

http://patriarchia.ru/db/text/61079.html

Святой Александр считал католичество неприемлемым для русского народа. Когда к нему явились послы Римского папы, он ответил, что русские верны Христовой Церкви и свято хранят веру Семи Вселенских Соборов. Утвердив мирные отношения Руси и Орды, возвращаясь в 1263 году из Сарая во Владимир, святой Александр смертельно занемог. В Городце князь-подвижник предал дух Господу, завершив многотрудный жизненный путь принятием иночества с именем Алексий. Погребен он был в Рождественском монастыре во Владимире. В 1724 году мощи святого Александра Невского были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург. Священномученик Исидор был священником Цикольского храма в городе Юрьеве (Дерпте, современном Тарту в Эстонии). По договору, заключенному в 1463 году между Московским великим князем Иоанном III и ливонскими рыцарями, последние обязывались оказывать всяческое покровительство православным в Дерпте. Однако ливонцы нарушили договор и стали принуждать православных к унии. Пресвитер Исидор мужественно стал на защиту Православия. Он предпочел принять мученический венец, но не подчиниться католикам. В1472 году отец Исидор и с ним 72 прихожанина были утоплены в проруби в праздник Богоявления после освящения воды в реке Амовже (Эмайыги). Весной, во время разлива, нетленные тела святых мучеников и среди них тело священномученика Исидора в полном облачении были найдены проезжавшими русскими купцами на берегу. Святых погребли около Никольской церкви. Жития преподобной Вассы, преподобного Ионы и преподобномученика Корнилия Псково-Печерских помещены на страницах 364–366. Преподобный Серапион Псковский родился в Юрьеве (ныне город Тарту), который находился под властью немцев, старавшихся любыми способами совратить православных в латинство. Когда его хотели насильно привлечь к чужой вере, преподобный Серапион ушел в Толвскую пустынь недалеко от Пскова, где начинал свои молитвенные труды псковский подвижник преподобный Евфросин (в миру Елеазар). Под его окормлением преподобный Серапион проходил первые иноческие послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Т. 23. С. 157; Выголов. 1988. С. 42-48). Возможно, такое бережное отношение к стенам старого собора было связано не только с почитанием его основательницы, вел. кн. Евдокии Димитриевны (в иночестве Евфросинии), но и с ограниченностью финансовых средств, отведенных на реставрацию. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230-1234 гг., восстановлен в 1471 г. Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230-1234 гг., восстановлен в 1471 г. В 1469 г. при участии Е. были «обновлены» (точный характер работ неизвестен, поскольку церкви не сохр.) древняя каменная ц. Воздвижения на Торгу и храм на Золотых воротах во Владимире (ПСРЛ. Т. 23. С. 159; Выголов. 1988. С. 71-73). В том же году он возвел в Троице-Сергиевой лавре трапезную и поварню (ПСРЛ. Т. 23. С. 158; Выголов. 1988. С. 112-131), преобразованную в церковь в 1735 г., причем размещавшаяся на ее зап. фасаде рельефная каменная икона Богоматери Одигитрии (Смоленской) - видимо, одно из ранних воспроизведений чудотворного оригинала - была перенесена внутрь и стала почитаться как местная святыня ( Выголов. 1988. С. 128). Активное участие Е. в архитектурном обустройстве Троице-Сергиева мон-ря можно объяснить семейными традициями: его дед Ермола (в иночестве Ефрем) и отец Димитрий (в иночестве Дионисий) приняли здесь постриг ( Тихонравов Н. С. Древние жития прп. Сергия Радонежского. М., 1892. С. 158-163; Тихомиров М. Н. Средневек. Москва в XIV-XV вв. М., 1957. С. 152-155; То же. М., 1997. С. 176-179; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 70). Белокаменная парадная трапезная (пострадала от пожара в 1564, разобрана в 1740) была близка по виду т. н. Владычной палате (1433) в Вел. Новгороде, построенной с привлечением иностранных мастеров и напоминающей готические рефектории североевроп. мон-рей ( Выголов. 1988. С. 122-125). Она имела большой зал с арочными окнами и столпом в центре, наружные лестницы и крыльца. Трапезная Троице-Сергиева мон-ря долгое время была образцом при возведении парадных монастырских трапезных; возможно, особенности ее архитектуры повлияли на облик Грановитой палаты (1487-1491, архитекторы М.

http://pravenc.ru/text/190209.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010