– Мощи св. Евстратия были отысканы верующими и привезены в Киев, где и поныне почивают, в пещерах пр. Антония. 677 «Распныйся умерщвлением плоти первее, от иудей же распныйся второе, крепкий Евстратие, темже многое дерзновение у Христа обретый! от бед избави мя». 678 В тот же (28) д. преставление преп. гдовского Блаженный Иларион обучал себя молитве и подвижничеству у преп. Евфросина псковского. Но потом воспламенился усердием основать обитель молитвенников там, где ее не было, в нынешнем гдовском уезде. В 1424 г. в Гдове построена была псковитянами крепость как пограничная охрана против ливонских немцев и шведов. 679 Иларион на берегу р. Желчи основал в 1460 г. покровский озерский монастырь. – Обитель должна была бороться и с скудостью средств содержания и с опасностями со стороны не мирных соседей – папистов. Не легко было жить вблизи диких эстов, а еще тяжелее было от тех, которые под именем веры полагали на других железную власть папы и такую же немецкую. – Преп. Иларион мужественно подвизался для искреннего благочестия до смерти, которая последовала 28 марта 1476 г. 680 Обитель его в 1623 г. была еще самостоятельной, а в 1695 г. приписана к псковскому архиерейскому дому. 681 Мощи его почивают под спудом в храме обители его, закрытой в 1764 г. 682 29 ч. память о преп. и МАРК псково-печерских Пр. Иона, в мире Иоанн, был священником в г. Юрьеве (Дерпте), куда прислан был из Москвы. По последнему обстоятельству псковичи называли его шестником (переселенцем). В Юрьеве, прожил он два года с половиной, усердно исправлял дела звания своего для русских, населявших русский конец Дерпта. – Немцы, тогда усердные слуги папы, стали принуждать его и его духовных детей к унии. Благочестивый пастырь терпел разные оскорбления, но в 1470 г. он вынужден был удалиться в Псков вместе с супругой и детьми. – Узнав здесь, что товарищ его, блаж. Исидор, мужественно претерпел страдальческую смерть за св. веру, он решился на страдания пустынной жизни. – Дошло до него сведение, что на границе Финляндии, на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

л. 669. Мес. генваря 8, страсть св. священномученика Сидора прозвитера новаго, пострадавшаго за Христа в граде Юрьеве от безбожных Немець, и иже с ним пострадавших св. мученик 73 (в лето 6980, от Р. Хр. 1472). Нач. Той св. священномученик Сидор живяше в Латинех, в граде Юрьеве, в руском конци с православными христианы. Автор инок Варлаам, в мире Василий. См. Ист. России г. Соловьева, VII, 236. л. 673. Мес. генваря в 24, страданье св. мученика Иоанна новаго, пострадавшаго (7037 т. е. 1529 г.) за Христа в Казани от нечестиваго князя Улишю-нура тотарьскаго. Нач. В царство благочестиваго В. Князя Василия Ивановичя всея великия Руси. л. 675. Мес. ноября 27, еже по Бозе Знамение бывшее Пречистою в Великом Новеграде. Служба прерывается ирмосом 7 песни. л. 683. Мес. февраля 11, преставление св. благовернаго В. Князя Всеволода нареченнаго во св. крещении Гаврила. – (Первый) канун творение Никодимово по благословению преосвященнаго митр. Илариона киевскаго всея Русии. См. 624 л. 260. л. 691. Мес. маия в 15 день, память иже во святых отца нашего Исаия еп. ростовскаго. После службы житие, что под 630 л. 120. л. 708. Мес. тогоже 23, препод. отца нашего Никиты Столпника, переславскаго чюдотворца. л. 712. Канон за единаго умершаго с предисловием. 627. (1241.) Трефолог неполный русским Святым, полууст. исх. XVI или нач. XVII века, в осьмую долю, 190 листов. л. 1. Мес. июля в 8 день, Явление иконы пресв. Владычица нашея Богородица в Казани. л. 33. Мес. маиа в 1, преставление препод. отца нашего Пафнотиа, игумена боровскаго, иже просиявый в постницах. л. 48. Мес. априля 17, успение препод. отца нашего Зосимы честныя обители и препод. Саватия преже бывша жителия тогоже острова соловецкаго. л. 77 об. Мес. июня 9, преставление препод. отца нашего Кирила, игумена белозерскаго чюдотворца. л. 108. Мес. сентября в 25 день, препод. отца нашего Сергиа чюдотворца. л. 149 об. Мес. августа в 30 день, память препод. отца нашего Александра сверскаго, новаго чюдотворца. Внизу первых листов: Сергиева монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

В 1794 г. Курбатов у преосвященного испросил благословения возобновить в Юрьеве старую деревянную церковь Святых апостолов Петра и Павла. Нашёл щедрых вкладчиков из купцов московских и по советам неизвестных людей и по собранным рисункам выстроил церковь «в особом вкусе и покрыл железом». В мае 1796 г. сам преосвященный Виктор освятил возобновлённую церковь, несмотря на предостережение губернатора, сделавшего на основании сообщений юрьевского городничего вывод, что Курбатов «тунеядец и обманщик», и что «его деятельности надо положить преграду». На оставшиеся от вкладчиков суммы Курбатов решил построить богадельню «для престарелых увечных и убогих бедных разного звания обоего пола людей». В 1799 г. он жаловался в Сенат на юрьевского городничего, который «незнамо почему и по какой причине» безжалостно выгнал «престарелых и убогих из богадельни, а оставшееся после них имение взял себе». На следствии выяснилось, что в богадельне при церкви, приписанной к мужскому монастырю, проживало только четверо мужчин и 38 женщин, в том числе «26 девок разного состояния и из них большая часть от осьмнадцати до тридцати лет». Приказом Духовной консистории Курбатову было запрещено «принимать и содержать при показанном мужском монастыре женский пол». Властям стало известно, что «в Юрьеве находится некто купеческий сын, который под личиной святости привлекает суеверный народ, и, не будучи сам врач, ни пророк, исцеляет будто бы немощи и предсказывает будущее, а между тем сам, хотя впрочем молодой и здоровый человек, находится в совершенной праздности во вред обществу...». В дальнейшем следствие получило «петропавловских богаделен многие бумаги» и среди них письма к «содержателю богаделен» поклонниц, «открывающие подлинное его поведение». Так, в письме помещицы Марьи Ярышкиной Курбатов «поставляем был в виде святого и единым ходатаем к Богу». Власти объявили успевшего скрыться Курбатова в розыск. В декабре 1800 г. купеческий сын был взят под стражу. Спустя пять лет с просьбой об «оставлении состоящей на старом кладбище Петропавловской церкви» обратилась титулярная советница Анна Михайловна Комендантова, урождённая княжна Голицына, и в январе 1806 г.

http://sobory.ru/article/?object=03159

История строительства монастыря начинается во второй половине XV века, когда на это место пришёл священник Иоанн, прозванный именем Шестник (то есть странник, путешественник), с матушкой Марией и двумя сыновьями. Сложная судьба привела его в эти безлюдные края. Происходил отец Иоанн из Московского края, в юности был воином и участвовал в сражениях, потом принял священный сан и из Москвы в 1467 году был послан с миссионерским служением в Юрьев-Ливонский (Дерпт, ныне – Тарту). В этом городе, основанном на северо-западных рубежах Руси Ярославом Мудрым, в те времена жило много православных русских и эстонцев. В храме, который Ярослав Мудрый построил в честь своего небесного покровителя святого великомученика Георгия, вместе со священником Исидором отец Иоанн начал своё служение. Летопись донесла до нас описание внешности отца Иоанна: высокий, богатырского сложения и с отменным здоровьем (даже в мороз зимой ходил без шапки), с красивым лицом и густыми волосами, он уже чисто внешне вызывал невольное уважение. Но в Юрьеве ему сразу пришлось столкнуться с гонениями на православие со стороны властей. Захватившие прибалтийские земли немецкие рыцари вынуждали православных принять унию с римским папой, а тех, кто не соглашался, грабили и убивали. Батюшке Иоанну даже пришлось надеть под рясу свой воинский кольчатый панцирь. Прожив в Юрьеве два с половиной года, отец Иоанн был вынужден удалиться под защиту Пскова. Он не был одинок в своём решении: бросив нивы и дома, многие бежали в псковские пределы. В Пскове отец Иоанн служил в соборном храме Святой Троицы, где и услышал страшную весть о мученической кончине священника Исидора в числе прочих 72 юрьевских прихожан. Они были сброшены католиками под лёд в реку 8 января 1472 года за то, что отказались принять латинскую веру. Весной того же года тела страдальцев были найдены на берегу реки… Это событие заставило отца Иоанна пережить тяжёлые раздумья и раскаяние. Имел ли он право, спасая семью, оставить юрьевскую паству и отца Исидора? И тогда, посовещавшись с матушкой Марией, он решил обречь себя на страдания пустынной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 13 августа 1910 г. - епископ Рижский и Митавский , почетный настоятель рижского Алексиевского мужского монастыря . В этом же году стал почетным членом Санкт-Петербургской духовной академии . 6 мая 1912 г. возведен в сан архиепископа . Занимаясь делами приходов, несмотря на преклонный возраст, много ездил по епархии. Брал на себя защиту православное латышское и эстонское население, права которого часто ущемлялись помещиками-немцами, старался выдвигать из числа латышей и эстонцев священников и учителей приходских школ. С началом первой мировой войны организовал в епархии уход за ранеными, окормлял семьи погибших и помогал беженцам. В 1915 г. в связи с приближением фронта по требованию военных властей был эвакуирован с епархиальными учреждениями из Риги в Юрьев (ныне Тарту , Эстония), продолжал оттуда руководить частью епархии, которая осталась не занятой немецкими войсками. В Юрьеве освятил здание Исидоровского православного училища, совершил чин закладки нового храма. Часто посещал лазареты, утешая и ободряя раненых. 8 августа 1917 г. на Предсоборном совещании Рижской епархии в Юрьеве избран членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг . Поддержал обращение латышских и эстоских участников Собора о передаче управления их приходами викарным епископам тех же национальностей. Представил в Синод проект создания в Рижской епархии 2 викарных кафедр, составил проект инструкции с обозначением прав и обязанностей латышских и эстонских викарных епископов. В процессе обсуждения поддержал предложение Старицкого еп. сщмч. Иоанна (Поммера) о разделении Рижской епархии с выделением эстонской ее части в новоучреждаемую Ревельскую епархию . При подаче соответствующего представления Патриарху св. Тихону архиеп. Иоанн одновременно подал ходатайство о своем переводе на Рязанскую кафедру, освободившуюся после удаления оттуда по требованию «прогрессивного духовенства» архиеп. Димитрия (Сперовского) . 20 ноября 1917 г. назначен архиепископом Рязанским и Зарайским . Продолжал участвовать в работе Поместного Собора . Выступил в дискуссии при обсуждении доклада отдела Собора о духовно-учебных заведениях, твердо защищал «существующую систему пастырского образования» и призывал «сохранить духовные семинарии в том виде, в каком они существуют». 18 апреля 1918 г. участвовал в принятии Деяния о прославлении свт. Софрония (Кристалевского) , еп. Иркутского.

http://drevo-info.ru/articles/16752.html

Многие каменные храмы были украшаемы тогдашнею стенною иконописью, т. е. по сырому грунту,— al-fresco. Так расписаны были: собор ростовский епископом Лукою (1187), Дмитриевский во Владимире — великим князем Всеволодом (ок. 1197), суздальский — епископом Митрофаном (1230); в Новгороде церкви: Благовещенская(1189), Ризположенская на городских воротах — архиепископом Мартирием (1196), Спасо-Преображенская в Нередицком монастыре (1199), 40 мученик — Вячеславом, внуком Малышевым (1227), в Старой Руссе — Спасская (1199), в Старой Ладоге — Георгиевская, близ Полоцка — Спасская. Четыре из этих церквей доселе сохранили на стенах своих древние изображения. Именно: а) церковь Спасская близ Полоцка — она вся расписана священными ликами аль-фреско; б) церковь Спасо-Нередицкая в Новгороде, также вся расписанная; в) церковь Георгиевская в Ладоге — здесь сохранились фрески преимущественно в куполе; г) собор Дмитриевский владимирский — тут недавно открыты фрески только под сводами хоров, представляющие Божию Матерь, ангелов, ветхозаветных праотцев Авраама, Исаака и Иакова, двенадцать апостолов и проч. Из иконописцев того времени упоминается только какой-то Грьцин (мирское имя) Петрович, расписавший (1196) Ризположенскую церковь в Новгороде . Очень вероятно, что в расписании Спасской церкви близ Полоцка и Спасо-Нередицкой новгородской участвовали и русские иконописцы, судя по сохранившимся русским надписям. Некоторые храмы, например Дмитриевский во Владимире, Покровский в Боголюбове, Георгиевский в Юрьеве Повольском, построенные из белого мягкого камня, вывезенного из Болгарии, украшены были еще как внутри, так особенно снаружи разными резными изображениями по стенам. С наружной стороны Дмитриевского собора, от половины до самого верха, нет камня, на котором не было бы нарезано изображений ангелов, людей, львов, вообще зверей, птиц, грифонов и разных иероглифических животных. По другим местам видны резные изображения благословляющего Вседержителя, Божией Матери с Предвечным Младенцем, многих святых и в числе их равноапостольного князя Владимира. Такие же каменные изображения, хотя в меньшем количестве, но более выпуклые, доселе видны на наружных стенах Покровской церкви и Георгиевского собора в Юрьеве Повольском. Внутри первых двух храмов, равно как Успенского владимирского собора, сохранились только на столбах резные изображения львов, может быть служившие символами бывшего здесь великого княжения .

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Дитя благочестивой матери, перелившей в него свою Боголюбивую душу, Иоанн соделался благодатным сосудом молитвы и стремления к единому Богу, предвосхитивших для него Царствие Небесное прежде конца земной жизни. «Слава Тебе, Владыко, что любящих Тебя Ты Сам знаешь и соделываешь их причастниками Небесного Твоего Царствия!» воскликнул некто Хрисихий, бывший инок, но с давних лет обитатель пустыни, которому Господь привёл обрести и узнать короткую, но полную беспредельного содержания повесть юноши, пожившего и скончавшегося в подземном колодце, – и который передал рассказ о нём, чтобы он был записан для памяти людей во славу Господа, дивного во святых Своих. † Память о преподобных Ионе и Марке Псково-печерских Преподобный Иона, в мире Иоанн, был священником в г. Юрьеве (Дерпте), куда прислан был из Москвы. По последнему обстоятельству Псковичи называли его шестником (переселенцем). В Юрьеве прожил он два года с половиною, усердно исправляя дела звания своего для Русских, населявших Русский конец Дерпта. – Немцы, тогда усердные слуги папы, стали принуждать его и его детей к унии. Благочестивый пастырь терпел разные оскорбления, но в 1470 г. он вынужден был удалиться в Псков вместе с супругой и детьми. – Узнав здесь, что товарищ его, блаженный Исидор, мужественно претерпел страдальческую смерть за святую веру, он решился на страдания пустынной жизни. – Дошло до него сведение, что на границе Лифляндии, на реке Камянке, есть природная пещера; он пошёл, осмотрел её и полюбил уединённую местность, тем более, что здесь надеялся он иметь сношения и с гонимыми чадами православия. – Взяв супругу и детей из Пскова и поместив их у владельца земли, где была пещера, сам начал копать в горе за пещерой место для храма Божия. Вскоре супруга его, в иночестве Васса, умерла и положена была в пещере. Иоанн принял иночество с именем Ионы. Окончив пещерный храм и при нём две кельи, испросил он у архиепископа Феофила благословение на освящение храма, и храм освящён был в 1477 г. Псковскими священниками, в честь Успения Богоматери. При освящении храма перед храмовой иконой исцелела слепая; это утешило искреннего подвижника. Владелец места Иоанн Дементьевич уступил под монастырь землю, на версту вокруг обители. Блаженный Иона усердно подвизался в пещере и здесь свято почил около 1480 года. По смерти его на его теле найден кольчатый панцирь, который носил он на себе тайно, для усмирения плоти; панцирь повесили над гробом его; Немцы в одно из нападений своих унесли и эту собственность святого старца. – Мощи его честно положены в пещере 274 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Пред своею смертию царь Иоанн записал имя убитого им игумена в Синодик, который послал в Кирилло-Белозерский монастырь. В синодике и кормовой книге Печерского монастыря записано: «от тленнаго сего жития земным царем предпослан к небесному царю в вечное жилище в лето 7078 (1570) февраля в 20 день». Мощи положены были в стене пещеры, а в 1690 году обретены нетленными и перенесены в Успенскую пещерную церковь (Филарет, «Р. Св.», февраль, стр. 134). Память 20 февраля. (Подробности жития в моей книге: «Святыни и древности Пскова», стр. 103, 104 и 114). 158. Преподобные отцы Марко и Иона Печерские священноиноцы и строители быша в лето 6900 месяца марта в 7 день Еще до открытия в 1473 году пещеры, названной «Богом зданною», жил какой-то старец на потоке Каменце, близ того места. Думают, что это был блаж. старец Марко. О нем ничего не знали, кроме места погребения и имени, записанного в синодик вторым (неизвестным по имени) игуменом обители. Третий игумен Дорофей нашел гроб его истлевшим, а мощи и одежду невредимыми («Святыни и древности Пскова», стр. 116, прил. стр. 40). Во время открытия пещеры пришел в Псков Иоанн, бывший священником в Юрьеве Ливонском (Дерпте), удалившийся оттуда по причине гонения на православных. Он осмотрел пещеру и поселился там, приняв монашество с именем Ионы. Своими руками выкопал церковь внутри пещер, был основателем Псково-Печерского монастыря и ум. 1477 года. Память их местно чтится 29 марта. Гробы с мощами обоих старцев поставлены поверх земли во впадинах, выкопанных в стене пещеры. 159. Святии священномученицы Исидор пресвитер и иже с ним 72 мученик пострадаша во граде в Юрьеве от немцев в лето 6966 месяца января в 9 день Блаженный Исидор был священником в городе Дерпте, когда Ливонские Немцы, тогда еще усердные слуги папы, стали принуждать к унии русских, живших в Дерпте. Исидор с своими прихожанами (числом 72) был схвачен и брошен в тюрьму во время водосвящения, которое совершал он на реке Амовже, а 8 января 1472 года все они были утоплены в проруби на той же реке. Тела страдальцев найдены по вскрытии весны приезжими Русскими купцами и погребены в Дерпте у церкви. Память их 8 января (Филарет, «Рус. Св.», январь, стр. 19). По «Иконописному Подлиннику»: «Исидор подобием сед, брада со Власеву, на конец повилась, ризы поповския баканныя, оплечье вохра, исподняя лазоревая; а иже с ним разным подобием, стары, средовки, седы, русы и млади» (Филимонов, стр. 43). 160. Преподобная инокиня Васса Печерская

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иона Псково-Печерский, прп. - житие Первым пустынножителем Печерским почитается преподобный Марк, первым же основателем монастыря был преподобный Иона. В древней повести летописец после имени прп. Марка сразу ставит имя прп. Ионы: «Священник некий, именем Иоанн, от Московской страны, по прозванию Шестник (что значит шествующий от одного места на другое) сей Иоанн бе священствуя во граде Юрьеве Ливонском со Исидором Пресвитером во Храме св. Николая Чудотворца и Великомученика Георгия, его же Великий князь Ярослав Владимирович (Мудрый) о имени своего устроя». Священник Иоанн Шестник был послан из Москвы на служение в Юрьев (Дерпт) как миссионер. Он приехал с семьей: женой и двумя сыновьями (1467). В Юрьеве он сразу столкнулся с ненавистью и гонениями на православных. Вместе с пресвитером Исидором защищал свою паству от католиков... «Но очень скоро слуги Папы стали принуждать его и его духовных детей к Унии». Было много оскорблений. В 1470 г., прожив два года и шесть месяцев, о. Иоанн вынужден был удалиться из Дерпта с семьею под защиту Пскова. Именно тогда, по преданию, одел он под рясу кольчатый панцирь. (До принятия священнического сана о. Иоанн был воином, участвовал в сражениях и имел полное военное снаряжение). В Пскове, где «пробыл мало времени», он служил священником в Соборе Живоначальной Троицы. Вскоре пришла весть из Дерпта о мученической кончине пресвитера Исидора в числе прочих 72 лиц его паствы. (Он вел спор с латинянами о вере и был брошен ими в темницу с 72 другими христианами. Они не покорились и в темнице и были все ввержены под лед в реку 8 января 1472 г. Весной того же года св. мощи их были найдены вверху реки. Они лежали на берегу лицом к востоку, с о. Исидором, в полном священническом облачении, посередине). О. Иоанн очень скорбел о том, что покинул пресвитера Исидора, и решил обречь себя «на страдания пустынной жизни». Когда Иоанн, как говорит предание, «на торгу в воскресный день услышал о старце и пещере при потоке Каменце», то сразу решил поехать туда.

http://pravicon.com/info-2536

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ († 20.02.1615), архиеп. Суздальский и Тарусский. Между нояб. 1596 и июнем 1605 г. был архимандритом Юрьева во имя арх. Михаила муж. мон-ря в г. Юрьеве-Польском. К времени управления Г. обителью относится известная в пересказе жалованная грамота мон-рю царя Феодора Иоанновича на землю в Юрьеве-Польском - «воротничьи пустые места у Водяные башни по егорьевских соборные церкви сторожей». В 1605 г. Г. стал архимандритом суздальского в честь Преображения Господня мон-ря. Сохранились 2 жалованные подтвердительные грамоты, выданные Г. царем Василием Иоанновичем Шуйским на монастырские вотчины, а также грамота 4 июня 1608 г. стольника кн. Д. М. Пожарского на деревни в Мугрееве Суздальского у. В 1612 г., «в Великий пост по боярскому указу», Г. «велено быти» архиепископом Суздальским (после кончины 2 июля 1609 архиеп. Галактиона Суздальская кафедра вдовствовала 3 года). Г. отправился на поставление в Казань, в то время подчинявшуюся 2-му ополчению (см. ст. Смутное время ), следов., указ о назначении Г. исходил от правительства 2-го ополчения во главе с кн. Пожарским. Хиротония состоялась в марте-апр. 1612 г. О церковно-общественной деятельности Г. в Суздале известно не много. Сохранилась запись о его вкладе в кафедральный собор 9 богослужебных книг и о выполненном по благословению Г. ремонте собора. Намного больше сведений имеется об участии Г. в общегос. политической жизни. Он присутствовал, правда не с первых дней, на Земском соборе в Москве (янв.-март 1613), избравшем на царство Михаила Феодоровича , ок. 1 мая 1613 г. выехал в составе группы лиц навстречу избранному царю в подмосковное с. Братошино. Г. принимал участие в чине венчания Михаила Феодоровича летом 1613 г., подписал утвержденную грамоту. В сент. 1614 г. вместе с чудовским архим. Авраамием и боярином кн. Б. М. Лыковым-Оболенским был послан царем в Ярославль для увещевания казаков, разорявших «замосковные и поморские города» (восстание М. И. Баловня), в нояб. с той же целью Г. ездил на Белоозеро.

http://pravenc.ru/text/164569.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010