Вот как описывается за это время новоустраиваемый монастырь в писцовых книгах 136 и 137 (1628–29) гг. «В Водлозерском погосте, в пустоши, на Юрьеве горе, подле Каргопольскаго рубежа, строит вновь монастырь старец Демьян. А строенья монастырскаго на той пустоши поставлена церковь древяна клецки, во имя Живоначальные Троицы, а в церкве образов: образ месной Пречистые Богородицы Одегитрия на краске; сень и столбцы и двери царские на краске; в верхнем тябле в киоте Деисус меншой поясной, на золоте. Да в олтаре, за престолом образ Пречистые Богородицы, на золоте; крест выносной на краске; на престоле интидья выбойчатая, выбойка турская, да на престоле ж 2 евангелия печатные в десть, – одно печать литовская, волочено бархатом червчатым, а другое печать московская, – волочено бархатом черном, евангелисты и средины серебренные золочены; крест благословящей золочен медной; сосуды церковные: потир и блюда и звезда оловянные; воздух и покровцы крашенинные; кадило медное; да книг... (следует перечисление книг и риз, к сожалению опущенное). А евангелья и книги и сосуды данье Троицы Сергиева монастыря Келаря старца Александра Булатникова. А дври царские и сынь и столицы данье гостя Недей Светешникова». «Да на той же пустоши под горою в келарском месте поставлена келья новая большая, где братья и слуги едят; да 2 двора пустых крестьянских старых, а ныне в них живут того монастыря старцы и слуги». «А пашни паханые нет! (значит не успели еще распахать). А в приправочных книгах Петра Воейкова, да дияка Ивана Лговскаго в той пустоше, на Юрьеве горе, написано пашни перелогом и лесом поросло добрые земли 3 чети в поле, а в дву – потому же, в пусте четь выти». «А по Государеву указу старец Демьян на Юрьеве горе на государеве земле тот монастырь строит или по чьей даче – и про то священник Перомонах) Семион, да старец Прохор и вся братья сказали, что они того не ведают, потому что они люди новые; а про старца Демьяна сказали, что старец Демьян поехал ко Государю, к Москве, бить челом о монастырском строеньи» 20 Следовательно Дамиан путешествовал в Москву, по крайней мере, до трех раз: в 1-й раз, описанный выше – в житии (в 1626–27 г.), во 2-й – упомянутый теперь, в 1628–29 гг. и наконец в 1632 г. 21 2) за получением царской грамоты; между тем в житии упоминается одно только 1-е путешествие Дамиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А когда в Риге, Ревеле и Юрьеве Лифляндцы, по обращении своем уже в Протеестанство, начали ругаться Российским Церквам и Духовенству; то, как пишет Арндтд, Великий Князь Василий Иванович в 1525 году обьявил им, что хотя Император и Папа терпят оскорбление у них Своему Духовенству: но он не потерпит сего по своей Вере, и по истечении мирного договора обьявит за то Лифляндцам войну. По сказанию вышеупомянутой Летописи Псковопечерского Монастыря, Игумен оного Корнилий с 1529 по 1570 год настоятелъствовавший, обратил к Православной Вере и крестил соседних Печерскому Монастырю Лифляндских Чудей Новагородка (Нейгаузена) и учредил у них на Агиреве Троицкую, а на Топине Рождественскую Церковь и Церковные Причты. В Синодике, или Кормовой книге Псковопечерского Монастыря, начатом писаться с 1558 года за 12 еще лет до кончины Игумена Корнилия, под числом 5 февраля означена память преставления Священно – Епископа Корнилия Юрьевского и Вильпдского (Феллинского). В одной Новгородской Летописи также сказано,,,что в 1571 году Октября 14 приехал в Новгород Владыка с Москвы Корнилий Новой с города Юрьева Ливонскаго, а стоял в Монастыре Юрьеве.,, В 1572 г. он же приезжал к Царю в Новгород с иконою, и за Государем поехал в Москву. Из сего неоспоримо явствует, что при Царь Иване Васильевиче был в Юрьеве и Русский Православный Епископ. Гейлмс пишет, что во время союзной 1581 года Шведской и Польской войны с Россией, Шведский Король Иоанн Предводителю своих войск Понтусу де ла Гарди подтвердил, щадить в завоеванных им Естляндских городах и землях Русские Церкви и Монастыри, коих особливо по Дерптскому Уезду много построили Россияне. Уже по мирному договору, заключенному с Польским Королем Стефаном Баторием в 1582 году, при уступке ему всей Лифляндии, соглашено было беспрепятственно вывести из Лифляндских городов Русские Церкви со всеми утварями и принадлежностями. Из всех сих обстоятельств очевидна ревность Псковских Князей и Духовенства к распространению и защите благочестия. Некоторые Церкви у них были даже великолепные.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В Юрьеве-Польском о. Зосима много читал. Книги брал у местного книголюба В.И. Акимова и у старого заштатного священника, бывшего законоучителя. Богословские, исторические и даже богослужебные книги хранились им потаенно в кладовой или в сарае. Отец приносил творения Тихона Задонского , Игнатия Брянчанинова , Феофана-затворника. Для моего чтения отыскал Православный Катехизис в рассказах – замечательно составленное пособие, раскрывающее основы христианского вероучения на примерах из истории Церкви и житий святых, изложенное доступным, образным языком. В книге, обращенной к детям, в текстах и иллюстрациях, в рассказах и стихотворениях русских поэтов открывался светлый мир Евангельских образов. Отец позаботился, чтобы и в Юрьеве я продолжал заниматься на фортепиано. Нашелся заброшенный инструмент у сестер-учительниц, вынесенный на мансарду, там же лежали ноты для любительского музицирования, главным образом вокальные. Предоставленный самому себе, я не играл гаммы, а импровизировал и пытался записывать сочиняемую музыку. Впервые в это лето я слушал струнный квартет – приезжие музыканты играли в городском парке квартеты Бетховена и Чайковского. Идти мне не хотелось, но отец настоял, чтобы я послушал, и в тот памятный вечер проникновенная русская напевность Анданте кантабиле Чайковского внятно говорила мне голосами смычковых инструментов. В Юрьеве-Польском о. Зосима встретился с высланным настоятелем уссурийского Свято-Троицкого монастыря архимандритом Сергием (Озеровым), благодатным старцем, заочным наставником разбросанных по стране насельников Дальневосточной обители. Вместе с отцом мы часто посещали о. Сергия – он жил напротив ворот Архангельского монастыря и совершал длинный путь до храма по всей Петропавловской улице как простой путник, одетый в крестьянскую одежду, но всегда – с посохом. Беседы с ним, неторопливые повествования о любимой обители на Уссури, куда перенес он с Валаама строгий устав монастырской жизни, вместе с его благословением запечатлелись в памяти и в сердце на всю последующую жизнь. Общение с архимандритом Сергием имело для о. Зосимы особый духовный смысл – оно подготовило его к будущим испытаниям, и как дар старческого руководства, воспитало в нем непрестанную внутреннюю молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

1879-й год (в последней статье преосвященный говорит: «Когда, кем, по какому побуждению или случаю, и с чьего иераршеского благословения построен был Николаевский Карельский монастырь, сего, как древле, более нежели за целое столетие пред сим, прибывшем нарочитом изыскании не открыто, так и ныне, но хранящимся в монастыре актам невозможно было открыть за неоднократным погорением монастыря с его имуществом и архивными делами», – начало статьи). 594 Исидор Юрьевский (Дерптский) с 72-мя пострадавших с ним Русских канонизован к местному празднованию в конце 1897-го года, о чем в 3-м за 1898-й год (от 17-го Января) издаваемых при св. Синоде Церковных Ведомостей читается: «По благословению Святейшего Синода, установлено совершать ежегодно, 8 Января, праздничное прославление святых Юрьевских мучеников, пресвитера Исидора и с ним семидесяти двух, приявших в 1472 году в городе Юрьеве мученический венец за преданность православной вере», – стр. 100 нач. О первом прославлении, имевшем место 8-го Января 1898-го года, в тех же Ведомостях сообщается: «8-го Января в день памяти священномученика Исидора и с ним 72, пострадавших за православную веру к г. Юрьеве в 1472 г., на месте мученической кончины их, в Юрьеве, происходило первое торжественное церковное прославление их. Накануне праздника, 7-го Января, было совершено всенощное бдение, во время которого прочитано было в церкви житие священномученика Исидора и сказано было слово (одним) священником... На следующий день преосвященный Агафангел (епископ Рижский) совершил в Успенской церкви литургию», на которой один протоиерей  " сказал проповедь о значении настоящего праздника. После литургии, во время молебна Юрьевским мученикам, вышел крестный ход ив храма в преднесении хоругвей, икон, среди которых выделялась икона священномученика Исидора, украшенная цветами». Крестный ход имел три остановки: первую – «на ратушной площади, против здания городской думы, где несколько веков тому назад, после допроса, были осуждены Юрьевские исповедники православной веры»; вторую – «на берегу реки Омовжи (Эмбах), где, по преданию, были спущены под лед в реку Юрьевские мученики»; третью – «против Успенской церкви, вблизи реки».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Кроме соборной церкви св. великомученика Георгия, в Юрьеве монастыре 1166 года основана, а в 1173 году освящена другая каменная церковь во имя Преображения Господня на святых вратах 985 , которая после того в 1297 году была перестроена 986 . Церковь сия в 1619 году была об одной главе, обитой чешуею; плеча и паперть у ней крыты были тесом 987 . Третья церковь во имя Рождества пресвятой Богородицы поставлена была 1419 года в Юрьеве монастыре архимандритом Варлаамом 988 . Четвертая церковь во имя св. Алексия, митрополита московского, с трапезою и приделом св. князя Всеволода псковского, была построена каменною в 1540 году на юг от собора 989 . Пятая церковь деревянная, во имя святителя Николая, построена была в 1736 году. Потом в 1763 году построена к западу от собора шестая церковь каменная во имя святых благоверных князей Феодора и Александра Ярославичей, а на северо-восточном углу ограды в 1761 году построена седьмая каменная церковь безымянная, существовавшая до 1810 года 990 . Кроме того известно, что в Юрьеве монастырь 1619 года была колокольня каменная, четвероугольная, о пяти шатрах; а в 1763 году вместе прежней основана к югу от собора новая колокольня, оконченная постройкою в 1784 году 991 . Но в настоящее время, из числа древних монастырских церквей остается в целости одна соборная церковь св. великомученика Георгия. Георгиевская соборная церковь , в продолжении 725-летнего существования, подвергалась большим переменам и повреждениям, особенно при вступлении в пределы новгородские в. к. Димитрия Иоанновича Донского в 1386 году и при шведском разорении в 1611 году. При Д. И. Донском, Новгородцы сами жгли монастыри в окрестностях города, чтобы привести его в оборонительное положение, а Шведами монастыри и церкви были сожигаемы и разоряемы. Из числа сожженных и разоренных монастырей в то и другое время упоминается вместе с другими и Юрьев 992 . Из летописей видно, что церковь св. Георгия великомученика в 1345 году была поновлена и покрыта новыми свинцовыми листами при архимандрите Иосифе.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

XIV. В Суздальской епархии, муж. монастыри: II кл. – Спасо-Евфимиев в Суздали, Троицкий Данилов в Переяславле-Залесском, Царевоконстиновский в Владимирском окр.; III кл. – Никитский в г. Переяславле-Залесском, Спасский и Благовещенский в г. Муроме, Архангельский в Юрьеве-Повольском, Николаевский-Шартоминский в Шуйском у., Боголюбов в Владимирском окр., Касьянин в Юрьевском окр., всего – 10 мон. На своем содержании: Успенская Флорищева пуст, в Гороховецком окр., Васильевский в г. Суздали, Золотниковская пустынь в Суздальском окр., Боровская пустынь в Вязниковском окр., Николаевский мон. в Переяславле-Залесском, Солбинская пустынь в Переяславском окр., Лукоянова пуст, в Александровском окр., Введенская Островская пуст, в Покровском окр., Благовещенский мон. в Вязьниках, Николаевский в г. Гороховце; всех муж. мон. – 20. Женские: I кл. – Успенский в Александрове, Покровский в г. Суздали, II кл. – Ризположенский в Суздали, Феодоровский в Переяславле-Залесском, Успенский к г. Владимире; III кл. – Троицкий в г. Муроме, Введенский в Юрьеве- Польском. Церкви: в г. Суздали – 29, в округе – 128, в г. Владимире – 22, в окр. – 75, в г. Переяславле-Залесском – 24/95, в Юрьеве-Польском – 5/128, в Муроме – 20/55, в Шуе – 5/56; в Коврове – 1/75, в Вязниках – 3/58, в Меленках – 1/49, в Судогде – 1/42, в Александрове – 3/83, в Киржаче – 2/58, в Покрове – 1/39, в Гороховце – 3/37, всего – 1092 церкви. 834 XV. В Тамбовской епархии монастыри: в Тамбове – III кл. Вознесенский женский монастырь близ Тамбова, оставленный на своем содержании, мужской Трегуляев – Предтеченский монастырь, в г. Козлове III кл. – Троицкий муж., в Пензе – Троицкий III кл. девичий и своекоштный Спасо-Преображенский муж., в Нижнем Ломове – II кл. Казанский муж. монастырь; на своем содержании – Наровчатский Троицкий и Краснослободский Спасо-Преображенский муж. монастыри, Рязанской губернии – в г. Раненбурге – Петропавловская пустынь. Вновь поступили из Владимирской епархии Тамб. губернии Темниковского округа – Саровская Успенская пустынь и Санаксарский Богородицкий монастырь, всего в Тамбовской епархии классных монастырей и пустынь мужских – 9, женских – 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Анализ перечней предметов, присланных Псковским архиепископом в новоустроенную церковь , позволяет утверждать, что она изначально получила практически полные иконостас и комплекты священных и церковных сосудов и утвари, большинство необходимых богослужебных книг, но не получила полного комплекта облачений. Если предположить, что все запрошенные дополнительно предметы были впоследствии получены, можно утверждать, что новоустроенная церковь , с учётом фактического числа клириков, имела ровно столько предметов, сколько считалось необходимым в церковной практике того времени. Обнаруженные документы ставят перед исследователями истории православия в Прибалтике ряд вопросов. Означало ли строительство в городе соборной церкви, что здесь были и другие православные храмы? Связано ли устройство Покровского собора с учреждением в Юрьеве православной епископской кафедры? Какова была судьба собора, его клира и утвари после заключения в 1661 г. Кардисского мира со Швецией, когда город снова отошёл к Швеции? Ответы на эти вопросы должны дать дальнейшие исследования. Донесение из Разрядного приказа 6 (Л. 363) 166-го генваря в 4 де[нь]. Писал к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия, и Малыя, и Белыя России самодержцу, из Юрьева Ливонсково боярин и воевода князь Иван Ондреевичь Хилков с товарыщи. Ноября в 9 де[нь] писал к ним в Юрьев изо Пскова Макареи, архиепискуп Псковскии и Изборскии, и прислал в церковь Покрова Пресвятые Богородицы Божие милосердие – образы и церковные потребы – и для освящения церкви Печерского монастыря архимандрита Зосима да троецково соборново попа Федора. И по государеву указу архимарит Зосим в Юрьеве церковь Покров Пресвятые Богородицы освятил. А чево изо Пскова в Юрьев церковного строенья не прислано, и тому прислали под отпискою роспись. А по росписи, надобно в Юрьев в соборную церковь Покрова Пресвятые Богородицы три ризы, три подризники (Л. 364), 3 потрахили [епитрахили, – Авт.], три поручи, 3 ширинки 7 , 3 поясы, 2 стихаря с улари [орари, – Авт.] дьяконских, кадило, Евангелие напрестольное со евангилисты, крест напрестольнои, Устав, Евангелие воскресное толковое, Пролог, Соборник, 12 Минеи месячных, Псалтырь меньшая в полдесть, Часовник, Часослов, потребные пелены, покров на престол. К месным иконам свечи поставные и пелены.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Града Юрьева Польскаго Святыя 391. Святый и благоверный князь Святослав во святом крещении нареченный Гавриил Всеволодович Юрьевский чудотворец, преставися в лето 6700 месяца февраля в 3 день Святослав Всеволодович, во святом крещении Гавриил, великий князь Владимирский, сын Всеволода III Юрьевича, именуемого «Большое Гнездо» вел. кн. Владимирского, – родился в г. Владимире на Клязьме 27 марта 1196 года и в малолетстве назначен был своим отцом на княжение в Новгороде (в 1199 г.). По смерти отца, получил в 1212 г. в удел г. Юрьев-Польский, а после битвы с Татарами на р. Сити, занял в 1238 г. стол в Суздале. Ум. 3 ферваля 1253 г. в н. Юрьеве-Польском и погребен в сооруженном им Юрьевском Георгиевском соборе, где и доныне мощи его почивают под спудом, в стене собора. Памятниками благочесия благоверного князя доныне сохранились в городе Юрьеве-Польском: 1) Георгиевский собор и 2) Святославов крест, составленный из 5 плит белого камня, мерою в вышину 2 арш. 6 вершк., а в поперечнике 3 арш. 1 верш. (Владимир. епарх. ведом. 1884 г., 16 и 17). Не канонизирован (Сергий, III, прим. 3, стр. 68). 392. Святый благоверный князь Димитрий Святославичь во иноцех преставися в лето 6700 Сын предыдущего, уцелел в числе прочих князей после нашествия Батыя в 1237–38 гг., сопровождал вел. кн. Александра Ярославича (Невского) в походе против бунтовавшего в 1255 году Великого Новгорода. Провладев Юрьевом 16 лет и приняв пред кончиною своею схиму от Ростовского епископа св. Игнатия, ум. в 1269 году в присутствии князя Глеба Ростовского и матери его княгини Марии Михайловны. Нетленные мощи князя-схимника почивают рядом с мощами отца его в Юрьеве, в юго-западном углу теплого Троицкого собора, где их показывают в склепе. (Влад. епарх. вед. за 1884 г. 16 и 17). Не канонизирован. 393. Преподобный отец Козма игумен Успенскаго монастыря, Яхренский иже бысть в Шахматицех Юрьевский чудотворец, преставися в лето 7000 месяца февраля в 18 день Воспитывался у одного боярина, в селе; боярин, полюбив его за кротость, научил его грамоте.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ДИМИТРИЙ СВЯТОСЛАВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Князья Александр Ярославич и Димитрий Святославич собираются в поход на Новгород. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е годы (БАН. 31.7.30–1. Л. 5 об.) Монашеский постриг и кончина кн. Димитрия Святославича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е годы (БАН. 31.7.30-1. Л. 53) От брака с неизвестной Димитрий Святославич имел по крайней мере одного сына - Ярослава , ставшего юрьевским князем (летописцы упоминают внука Димитрия Святославича - " князя Ивана Ярославичя Юрьевскаго " , зимой 1339/40 г. участвовавшего в походе князей Северо-Восточной Руси с ордынцами на Смоленск ). Под 1269 год в летописях и во вкладной книге юрьева Михаило-Архангельского мужского монастыря описывается постриг Димитрия Святославича перед кончиной " в чернцы и в схиму от епископа Ростовского Игнатия " , а также чудо, совершившееся после пострига (онемевший в связи с болезнью Димитрий Святославич заговорил). Помимо свт. Игнатия при кончине князя Димитрия присутствовали белозерский кн. Глеб Васильевич и мать последнего кнг. Мария Михайловна. Князь Димитрий Святославич был похоронен «в Юрьеве манастыре святого Михаила» . Почитание Местное почитание юрьевских князей, в т. ч. Димитрия Святославича, началось не позднее XVII века. Это подтверждается документами Суздальской духовной консистории: делом 1722 года " О некоторых образах и священных реликвиях, найденных в церквах Суздальской епархии " , возникшим по доношению епархиального инквизитора иером. Лаврентия Юрьевчанина. Последний сообщал, что в Троицком приделе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском ( " при алтаре по левую сторону " ) имеются две почитаемые гробницы, мощи в которых " нынешний Варлаам, епископ Суздальский и Юрьевский, не осматривал " . Одна из них почиталась как гробница Димитрия Святославича, его мощи покоились " в земле в гробе " , гроб был " закладен каменьем, а на верху каменья положена пелена. И к тем-де гробам в торговые и прочие дни приходят многие христиане и приносят мед, и по просьбе-де их попы отпевают над теми гробами панихиды " . В 1809 году усыпальница была расширена к востоку и переделана в Троицкий теплый собор, в 1817 году к нему пристроили Крестовоздвиженский придел. В начале XX века прот. Георгиевского собора А. Знаменский писал о почитании юрьевских князей: " Свое усердие к ним и почитание вся юрьевская округа выражает постоянным совершением пред их честными гробницами панихид и кратких литий " . В ризнице Георгиевского собора хранилась рукопись XVII века, озаглавленная " Месяца февруария в 3 день. Сказание вкратце о житии и пребывании святого благоверного князя Святослава, нареченного в крещении Гавриила, Всеволодовича и сына его Димитрия, иже во граде Юрьеве-Польском " .

http://drevo-info.ru/articles/13678625.h...

56 . АМВРОСИЙ Подобедов в 1860 году, Декабря 19, переведён из Архиепископов Санкт-Петербургских Архиепископом же с предоставлением ему по-прежнему и Санкт-Петербургской Епархии. В 1801 году, Марта 10, пожалован Митрополитом. В 1802 году возобновил Кирилло-белоезерское и Тихвинское училища и вновь завёл в Александро-Свирском и Старорусском Спасском монастырях, также при Архиерейском доме в Каргополе. Он находится доныне. Прибавление о Преосвященных Викариях Велико-Новгородских Викарные Архиереи Новгородской Митрополии начались в конце XVI века при Великом Князе Феодоре Иоанновиче по установлению в России Патриаршества, а, в Новгороде Митрополии. I. Епископы, именовавшиеся Корельскими и Орешецкими 1 . СИЛЬВЕСТР хиротонисан в 1593 году при Митрополите Варлааме. В 1610 году переведён в Псков. Примечание. Селлий считает его между местными Архиереями Новгородскими, однако несправедливо (см. выше). 2 . ПАВЕЛ, по 1614 год. После сего до 1685 года не было Викарных. 3 . ЛЕОНТИЙ в 1685 году дан Викарием Митрополиту Корнилию из Епископов Тамбовских. В 1690 году переведён в Суздаль Викарием же Илариону, Митрополиту Суздальскому. 4 . ИОИЛЬ хиротонисан в 1708 году, Января 18, из Архимандритов Антония-Римлянина монастыря Викарием Митрополиту Иову, скончался в 1712 году, Июня 16, в Антониевом монастыре. 5 . ААРОН Еропкин хиротонисан в 1714 году оному же Митрополиту из Архимандритов Юрьевских, отошёл на безмолвие в Нилову пустынь в 1723 году, скончался в 1729 году. 6 . ИОАКИМ, бывший Астраханский, в 1723 году, Июня 23, дан Викарием Архиепископу Феодосию. 7 . ИОСИФ, Грузинский Архиепископ, дан в 1734 году Викарием Архиепископу Феофану Прокоповичу , в 1740 году отошёл в Москву в Знаменский монастырь. 8 . МАРКЕЛЛ Радышевский в 1742 году, Января 10, хиротонисан в Викарии Архиепископу Амвросию Юскевичу из Архимандритов Юрьевских и скончался того же, года 29 Ноября. Погребён в Юрьеве монастыре. 9 . ИОАСАФ Хотунцевский хиротонисан в 1758 году, Мая 24, Викарием Архиепископу Стефану Калиновскому из Архимандритов Высокопетровских. Скончался в 1758 году, Июня 6, погребён в Юрьеве монастыре. II. Епископы, именовавшиеся Кексгольмскими и Ладожскими и пребывавшие в Хутыне монастыре

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010