2) ЦЕРКОВЬ на воротах Преображения об одном верхе; глава обита чешуёй, плечи и паперть крыты тёсом. В церкви иконы писаны красками, а царские двери и сень позолочены. На престоле Евангелие Московской печати; 3) ТРАПЕЗА каменная; в ней бывал храм Св. Алексия Митрополита об одном верхе; трапеза, церковь и келарская не покрыты и порасщелялись; 4) КОЛОКОЛЬНЯ каменная о пяти шатрах четырёхугольная. На ней два колокольчика зазвонные, вылиты в 1617 году Желтиковским Строителем Александром; два колокола красных (больших) взяты с пушечного двора при Боярине Князе Иване Андреевиче Хованском. Колокола, которые были в Юрьеве монастыре Немцами (Шведами) увезены. Подле Преображенской церкви к городу – две кельи тёплые с сенями; внизу келий – житницы, а вверху – сушила. Четыре кельи в срубах; две с комнатами, а две простые. По другую сторону св. ворот к меньшему саду – КЕЛЬЯ большая Дружининская. МЕЛЬНИЦА конская (скот стоял в поварне и хлебне братской бывшей. Лошадей было 19, коров 27). В каменном городе (Кремле) подворье со службами огорожено забором. Монашествующих и с келарем 14 человек, слуг 14, дьяков 4, служебников 5, детёнышей 17. При переписи 1623 года кроме того означено ещё: на Софийской стороне в каменном городе от Владимирских ворот на правой стороне – двор Юрьева монастыря (ныне известный под именем житного. О сем см. ниже). В 1631 году Преображенская церковь возобновлена и того же года Августа 6 дня освящена при Архимандрите Дионисии, а в 1671 году и Алексеевская церковь также по возобновлению освящена Февраля 8 дня при Архимандрита Феодосии 161 . В 1675 году, в ночь на 23 Сентября, был в Юрьеве монастыре пожар, от которого главы и кровли на церквах и кельи сгорели, а в Алексеевской церкви связи деревянные выгорели, от чего оказались в ней расселины. На возобновление церквей в 1686 году пожаловал Государь железа 200 пудов и извести 200 бочек. В 1685 году при переписи здания в этом монастыре означены следующие: 1) ЦЕРКОВЬ каменная старинная соборная Святого Великомученика Христова Георгия; в ней вверху два придела:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Покровский храм (Юрьев-Польский) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве-Польском была построена в 1769 году. Храм на этом месте известен с 1712 года. Его построил монах Михайло-Архангельского монастыря Кирилл. Содержание История [ править править код ] Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Юрьеве-Польском была построена в 1769 году. Храм на этом месте известен с 1712 года. Его построил монах Михайло-Архангельского монастыря Кирилл. Важно отметить, что этот человек не только подал идею воздвижения храма, но и принимал активное участие в возведении деревянных келий, которые в свое время выстраивались неподалеку от здания Покровской церкви, основав тем самым новый девичий Покровский монастырь. Совершенно недолгим было существование монастыря по разным на то причинам, при этом четыре инокини перевелись в Введенский монастырь, а здание церкви так и осталось на одном из берегов Колокши. Один из повытчиков города Юрьев-Польский подал прошение Святейшему Синоду, в котором указал, что монастырь действовал до глобального литовского разорения. Но обитель пребывала в очень сильном запустении, по причине чего было выдвинуто предложение о перенесении Покровской церкви с данного места. Спустя некоторый промежуток времени, деревянный Покровский храм был сделан обыкновенным – приходским. В конце 1768 года по причине явного недосмотра дьячка и пономаря Покровская церковь сгорела полностью – дотла. Но, несмотря на этого, местным жителям из рядом расположенных домов все-таки удалось спасти ценные книги от огня; спасены были и святые иконы, а также некоторая церковная утварь. На следующий год был выстроен каменный храм. Данное строение можно увидеть и сегодня. Храм полностью сделан из кирпича и является подлинным объектом юрьевской архитектурной школы. В плане Покровский храм представлен в виде бесстолпного пятиглавого четверика, сделанного двусветным. Храм отличается большим количеством самых разнообразных резных украшений, располагающихся на роскошных наличниках оконных проемов и на фасадах. Трапезная комната была пристроена в первой половине 19 столетия. Она также активно украшена; ее выстроили согласно стилю неоготики. В трапезной имеется два придела: Пророка Илии и Святителя Николая Чудотворца, причем оба престола были теплыми. Во второй половине 19 века была выстроена шатровая колокольня. В здании самой церкви располагался придел, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/palomnik/Покровский_хра...

В г. Луках Великих Псковской до 150 в. наемные В Старой Руссе Новгородской до 90 в. В Валдае до 100 в. В Боровичах до 175 в. В Тихвине до 150 в. наемные В Порхове Шелонск. Псковской до 100 в. Шелонской пятины в Череменецком монастыре до 150 в. наемные В Опоцком погосте до 100 в. наемные наемные Итого: XVII. Олонецкой епархии Каргопольское при Александро-ошевенском монастыре Новгородской Крестновское Устюжное, в Уст. Желез. Есеницкое Итого: XVIII. Переяславль-Залесской епархии В г. Дмитрове Московской В Клину В Рузе  В Волоколамске В Верее В Гжатской пристани Смоленской Итого: XIX. Псковской епархии Гдовское Санкт-Петербургской Островское Псковской Опоцкое Новоржевское Рижское Рижской Невельское Полоцкой Итого: XX. Ростовской епархии В г. Ярославле Ярославской 60 – 250 В Угличе В Пошехонье, в Адриановском монастыре В Мологе Итого: XXI. Рязанской епархии В г. Шацке Тамбовской Прочие в оной епархии 782 церкви расписаны старостам поповским и заказчикам XXII. Славянской епархии В г.Кременчуг Новороссийской В г. Полтаве 20 – 188 В кр. св. Елисаветы В м. Кобеляках Славянское в м. Новых Кодаках 20 – 270 В г. Миргороде Киевской Крюковское в м. Глинске В Екатеринославе Екатеринославской Екатерининское, в Новых Водолагах В г. Бахмуте Азовской 25 –126 Новоростовское, в кр. св. Димитрия В г. кр. Александровской 10 – 309 Итого: XXIII. Смоленской епархии В г. Смоленске Смоленской В с. Порецком В Духовщине   В с. Ельне В г. Дорогобуже (Троицкий Болдин. мон.) . В г. Белом Рославское (в Спасск. м.) В г. Вязьме Торопецкое Псковской Итого: XXIV. Санкт-Петербургской епархии В Ямбурге Петербургской В Новой Ладоге В Выборге Выборгской Не показано В Ревеле Ревельской В Шлиссельбурге Петербургской В Нарве В Кронштадте Итого: XXV. Суздальской епархии В Юрьеве Польском Владимирской В 1781 г. Преосвященным проектированы правления: В Юрьеве Польском Владимирской В Шуе   В Кинешме Костромской В Коврове Владимирской По новому распределению: XXVI. Севской епархии В Брянске Орловской 10 – 121 Губернский город

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

6 . Святой Благоверный Князь ДОМАНТ МЕНДОГВОВИЧ, сын Великого Князя Литовскаго Мендогва, из Литвы переселившийся с родом своим во Псков в 1266 году, и нареченный во Святом Крещении ТИМОФЕЙ, преставился в лето 6807 (1299) мая 20-го дня. Мощи его под спудом в правом притворе Кафедрального Псковского Троицкого Собора. Он причтен во Святые в 14 столетии и в 1374 году создана была в Домантове стене во имя его Церковь ; а Служба ему сочинена уже в 16 столетии после Баториева нашествия, по случаю некоего явления. Память его празднуется на день преставления. 7 . Благоверная Княгиня МАРФА ДИМИТРИЕВНА, дочь Великого Князя Димитрия Александровича, внука Великого нязя Александра Невскаго, супруга Домантова, преставилась в лето 6808 (1З00), погребена в Иоаннопредтеченском Монастыре. 8 . Священноинок ИСИДОР, Иерей, и с ним 72 Мученика, утоплением за веру пострадавшие в Ливонском Юрьеве от Немцев в лето 6985 (1477) января в 8-й день. Погребены некоторые из них на берегу реки Амовжи или Ембаха ниже города поприща три, а другие в Юрьеве близ Церкви. 9 . Преподобный Отец МАРК, первый старец Печерский, когда жил и скончался неизвестно; а Мощи его в пещерах. 10 . Священноинок ИОНА, первый строитель Печерского Монастыря, пришедший лета 6980 (1472) в пещеры и ископавший в них Церковь и там в обители скончавшийся около 1474 года. Мощи его почивают в пещерах; а память 29 марта 11 . Преподобная ВАССА, супруга первого Печерского строителя Ионы, скончавшаяся в Монашестве около 147З года; погребена в пещерах. 12 . Преподобный ИЛАРИОН, ученик Преподобного Евфросина, Игумен и строитель Покровского Озерского Монастыря на Желчи реке, преставился в лето 6684 (1476) марта в 28 день и там почивает. 13 . Преподобный СЕРАПИОН, спостник и ученик Преподобного Евфросина на Толве реке, преставился в лето 6988 (1480) сентября в 8-й день. Мощи его в Елизарьеве Монастыре. 14 . Преподобный ЕЛЕАЗАР в Монашестве ЕВФРОСИН, строитель Триех-Святительского Елеазарова Монастыря, им основанного, Псковский чудотворец, преставися в лето (6989) (1461) мая в 15 день и погребен в своем Елеазарове Монастыре к стене за правыми крылосом, где над ним и гробница устроена; причтен во Святые Московским Собором 1547 года и тогда же сочинена ему Служба и Житие. Память его совершается на день преставления. Краткое жизнеописание его напечатано в Прологе под 15 числом мая, но подробнейшее остается в Монастырском книгохранилище, где и Духовное его завещание, писанное на пергамине, хранится.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

А в 1810 году, Декабря 12, осмерик и внутри всё деревянное строение сгорело. Ныне на этом месте предположено отделать настоятельские кельи. II) Близ соборной церкви к юго-западу – КОЛОКОЛЬНЯ, и при ней в 1763 году сделан каменный фундамент для церкви длиной на 9, шириной на 6 саженей. Колокольня сия отстроена в 1784 году при Архимандрите Арсении; высотой до купола 12 саженей. На ней 12 колоколов и боевые часы. Больший колокол вылит в 1733 году; на нем имеется следующая надпись: « аг Января 24 дня, вылит этот колокол в Великом Новгороде, в Юрьеве монастыре из прежнего колокола, который был весом 108 пудов, а ныне прибавлено 117 пудов тщанием Преосвященного Архиепископа того монастыря Архимандрита Иосифа Салиебельского и Цыркальского. Лил этот колокол мастер Андрей Маляров». Кроме сего вылит в кругу образ Великомученика Георгия на коне, а на противоположной стороне – крест восьмиконечный и вензель Грузинскими буквами, (вероятно, Преосвященного Иосифа). Другой весом в 70 пудов вылит в 1777 году, на нём надпись: «1777 года вылит этот колокол в Юрьеве монастыре при Преосвященном Гаврииле, Велико-Новгородском и Санкт-Петербургском Архиепископе и при Архимандрите Викторе. На оном колоколе четыре образа в кругах литые. III) Между Николаевской и Александровской церквами – КЕЛЬИ Настоятельские; от Феодоровской и Александровской церкви к югу каменные на погребах длиной 12, шириной 6, высотой 3½ саженей, построены в 1768 году, от Николаевской церкви к северу в линию, примыкающие к оным каменным, деревянные на каменных шести погребах с каменными сенями, длиной на 16, шириной на 6 саженях, покрыты тёсом и выкрашены чернью, а лицевая сторона обит тёсом и выкрашена белилами. Кельи сии построены в 1724 и 1725 годах при Архимандрите Андронике; кровля была перекрыта в 1763 году и наконец, в 1807 году. От той же Николаевской церкви к югу ещё Настоятельские кельи деревянные, на каменном фундаменте и погребах длиной 14, шириной 6 саженей, строены в 1735 году (очень ветхие), вся западная линия Настоятельских келий с церквами длиной 52 сажени.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В том же Софийском соборе на столбе – древняя икона: Премудрость созда себе дом. На этой иконе вверху Господь Вседержитель окружённый святыми; под изображением Господа Дух Святой в виде голубя; от Духа Святого лучи с надписями: «премудрость, совесть, разум, крепость, ведение, благочестие, страх Божий»; по сторонам Ангелы. Под изображением Духа Святого распятие с таинствами вокруг него; около надписей о таинствах в десяти местах разные лики святых, а на нижней части по обе стороны отдельно изображены Апостолы. Подобные иконы есть в монастырях новг. Юрьеве и Кириллове, но с некоторыми отличиями. В Юрьеве монастыре, в Крестовоздвиженской церкви, икона: Премудрость созда себе храм; на ней вверху изображён Вседержитель, под Ним Дух Святой с указанием на семь даров Его; в средине распятие с размещёнными указаниями на веру, любовь и надежду, на семь таинств и на семь соборов, и со многими разными святыми. В Кириллове монастыре, в соборной церкви Кирилла и Афанасия александрийских , икона древняя; на ней представлен собор святых отцов, коими исполнена церковь ; внизу: Премудрость созда себе домъ, где по одну сторону София под именем силы Божией и Божией премудрости в одном лице, а по другую – Божия Матерь; от окружающих святых подаются чаши или сосуды; между Софией и Божьей Матерью – Соломон со свитком: Премудрость созда себе дом 242 . 7. Замечания о древних разных иконах в Новгороде Среди иконописных икон, в Новгороде немало было и резных 243 . Резьба древняя не ограничивалась изображением разных фигур на царских вратах 244 и на престольных сенях, на рамах, киотах и полях икон, на раках 245 и фонарях 246 ; но простиралась на изображения самых икон и крестов. Мы не будем указывать на те резные иконы, кои хранятся во главе Софийского собора и кои собраны при Петре Великом (1722 г.) из разных мест епархии 247 , а ограничимся теми резными крестами и иконами, кои принадлежат новгородским церквам. Из числа деревянных резных крестов в Новгороде, по своей важности и известности, первое место занимает так называемый Чудный крест, находящийся в каменной часовне 248 , на левом берегу реки Волхова, по выезде из Кремля к востоку, у самого Волховского моста.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

По-видимому, в краткой редакции Жития рассказывается о действиях Юргена Фокингузена, упоминающегося в связанных с Юрьевом источниках в 1468 г. (Фекингузены - ганзейские купцы, которые со 2-й пол. XIV в. вели активную торговлю в Пруссии и Прибалтике ( Лесников М. П. Торговая книга ганзейского купца нач. XV в.//ИА. 1958. 2. С. 134-153); сомнения Будиловича в тождестве Юрия Трясоглава и Юргена Фокингузена ( Будилович. 1901. С. 35) представляются неоправданными.) В «Повести о Псково-Печерском монастыре» (ранние редакции созданы в нач. XVI в.) отмечается, что преследование католиками православных в Юрьеве продолжалось длительное время: местный католический епископ закрывал православные церкви, изгонял и казнил священников. Ок. 1470 (или 1471) г. Юрьев покинул православный свящ. Иоанн (см. Иона , прп., Псково-Печерский), он перебрался в Псков и вскоре основал Псково-Печерский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь . В редакциях «Повести о Псково-Печерском монастыре», созданных в 80-х гг. XVI в., сообщается, что в Юрьеве свящ. Иоанн служил в Никольской ц. вместе с И. Ко времени мученической кончины И. Иоанн уже находился в Пскове (возможно, составитель поздних редакций «Повести о Псково-Печерском мон-ре» использовал Житие И.). На праздник Богоявления И. вместе с прихожанами Никольской ц. вышел на берег р. Эмбах (Омовжа, ныне Эмайыги), чтобы совершить освящение воды. Там православные были схвачены и приведены к католич. Дерптскому епископу на суд. И. и его пастве предлагалось перейти в католичество, но они ответили решительным отказом. Тогда «мучитель и вельможи градстии начаша ласканиемь оувещевати святых и многие почести воздающе им». Однако и это не имело успеха. Готовясь к страданию за веру, И. причастился сам и причастил паству, убеждал прихожан мужественно претерпеть мучение. Не добившись от православных отказа от своей веры, Дерптский епископ приказал бросить их в Омовжу под лед, что и было исполнено. Весной река разлилась, и «явишась телеса Христовых исповедников...

http://pravenc.ru/text/674906.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРОВСКАЯ И ЮРЬЕВ-ПОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Образована решением Свящ. Синода от 16 июля 2013 г. путем выделения из состава Владимирской епархии . Объединяет приходы в административных границах Александровского, Киржачского, Кольчугинского, Петушинского и Юрьев-Польского районов Владимирской области . Входит в состав Владимирской митрополии . Кафедральный город - Александров, кафедральный собор - храм в честь Рождества Христова в Александрове. Правящий архиерей - епископ Иннокентий (Яковлев) . Епархия разделена на благочиния: Александровское, Киржачское, Кольчугинское, Петушинское, Юрьев-Польское, Монастырское. В епархиальном управлении работают отделы: религиозного образования и катехизации, миссионерский, по церковной благотворительности и социальному служению, по делам молодёжи, по связям с Вооруженными силами и правоохранительными органами, информационный. В епархии действуют 93 прихода, 150 храмов, 5 мужских монастырей и 5 женских. На территории А. и Ю-П. е. также находится ставропигиальный Стефанов Махрищский во имя Святой Троицы женский монастырь . В клире епархии состоят 110 священников и 16 диаконов. Епархиальные СМИ представлены официальным сайтом: (http://al-eparhiya.ru). Архиереи: Митр. Евлогий (Смирнов; временно управлял епархией с 16 июля 2013 по 30 мая 2014), архиеп. Евстафий (Евдокимов; 30 мая 2014 - 14 мая 2018), еп. Иннокентий (Яковлев; с 14 мая 2018). Монастыри: Лукианова в честь Рождества Пресвятой Богородицы пуст. (в дер. Лукьянцево Александровского р-на, муж., основана в 1594, закрыта после 1917, возрождена в 1991); Зосимова в честь Смоленской иконы Божией Матери пуст. (в Александровском р-не, муж., основана во 2-й половине XVII в., закрыта в 1923, возрождена в 1992); Космин Яхромский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь (в с. Небылом Юрьев-Польского р-на, муж., основан в XV в., закрыт в 1923, возрожден в 1995); юрьев-польский Никоновский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы (в Юрьеве-Польском, муж., основан в 1650 как жен., в 1871 сгорел, возобновлен в 2001 как муж.); Михайло-Архангельский мон-рь (в Юрьеве-Польском, муж., основан в нач.

http://pravenc.ru/text/1805669.html

Другой древний обряд относится к празднованию в день св. великомученика Георгия (13 апр.). В XVII веке, в этот день, по уставу Соф. собора, положена была в Юрьеве монастыре архиерейская служба. Святитель ездил в монастырь к параклису, всенощному бдению и совершал литургию. В монастыре величание пели певцы, славословие подъдиаки, а доканчивали утреню клирики. Если этот праздник случался на страстной неделе или в первые три дня пасхи, то святитель не ездил в монастырь. В уставе показан порядок, как встречать святителя со крестами на берегу реки Волхова у монастыря, когда приезжал он сюда в лодке на праздник. После стола в монастыре были чаши заздравные про Государево и патриаршее здравие 1012 . О замечательных событиях соборного храма в Юрьеве монастыре свидетельствуют, между прочим, надгробные памятники некоторых известных лиц: 1. По летописям известно, что в 1198 году погребены в Георгиевском соборе два князя: Ростислав Ярославич новгородский и Изяслав Ярославич псковский 1013 . 2. В 1233 году погребен в соборной церкви св. благоверный князь Феодор Ярославич, брат св. Александра Невского, на 14 году жизни, в день брака. Но в 1614 году, во время шведского разорения, св. мощи его, для сохранения от врагов, перенесены в новг. Софийский собор и положены митрополитом Исидором у северной стены, при входе в придел св. Иоанна Предтечи в арке 1014 . 3. В 1244 году погребена в. княгиня Феодосия, дочь Мстислава Мстиславича храброго, а мать св. князя Феодора подле гроба его, преставльшаяся 4 мая. Гробница ее у южной стены собора, вровень с правым клиросом; на ней положена новая плита из белого мрамора с надписью: «лета 1244 мая в великом Новегороде почи о Господе блаженная великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница великого князя Ярослава Всеволодовича, с ним же благоговейно пожи и богоугоди, от него породи св. благоверных князей Феодора и Александра Невского и иных седмь сынов, и наконец жития иноческий образ восприимши, в нем же дано бысть ей имя Евфросиния; положена же бысть в обители св. Гергия подле сына своего, св. благоверного князя Феодора на сем месте в каменном гробе». А в Новг. I летописи под 6752 год. сказано: «Преставися княгыни Ярославляя, постригшаяся у святого Георгия в монастыри; туже и положена бысть, сторонь сына своего Феодора, месяца маия в 5, на память святыя Ирины, наречено бысть имя ей Евфросинья» 1015 . 4. В 1453 году погребен в. князь Дмитрий Юрьевич Шемяка, скончавшийся 23 июня 1016 . 5. У западной стены Георгиевского собора, на южной стороне от входа, погребены участвовавшие в создании храма игумены Кириак (+1128) и Исаия (после 1134 г.); на той же стороне под притвором погребен новг. митрополит Макарий III, скончавшийся 14 ноября 1663 года 1017 , также епископы новг. викарий Маркелл Радышевский (1742) и Иоасаф Хотунцевский (1759) 1018 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

После перенесения в 1091 г. мощей преп. Феодосия практика захоронений в пределах монастырей распространилась по всей Руси. При этом наблюдается большое разнообразие лиц, получивших возможность быть похороненными в монастырях. Уже с начала XII в. и позднее, до середины XIV в. в обителях погребались не только игумены, церковные иерархи и монахи, но и светские лица (представители княжеских фамилий, посадники, бояре). Так, в XII – середине XIV в. в Киеве были созданы Феодоров- ский Вотчь (Отний) и Кирилловский Троицкий монастыри. Первый из них был основан Мстиславом Мономаховичем и был усыпальницей для его рода, а второй – для потомков Всеволода Ольговича 136 . В Новгородском Юрьеве монастыре находим княжеские захоронения не только XII в., но и середины XIII в. 137 В том же Новгороде с начала XIII в. усиливается роль новгородского боярства. С этого времени появляются известия, указывающие на захоронения в монастырях представителей новгородского боярства. Так, по сведениям Новгородских летописей четко прослеживается связь посаднических фамилий с определенными монастырями: за 20–40 лет в Юрьеве монастыре хоронят потомков семьи Мирошкиничей, в Аркаже – семьи Михалковичей, а в Хутын- ском – семьи Прокши Малышевича 138 . Таким образом, уже в начале XII в. порядки, регламентируемые одной из статей устава, видоизменяются и принимают ту форму, которая более подходила для условий Руси. Был ли известен другой устав на Руси? На этот вопрос можно ответить лишь предположительно; известия в источниках отсутствуют. Но имея в виду то разнообразие типиконов, которое существовало в Византии, можно предположить, что некоторые были известны и на Руси. Ведь подвижники, посещая святые места в качестве паломников, могли знакомиться с другими уставами, принятыми в том или ином монастыре. На основе Жития Феодосия и Патерика можно проследить, как была устроена жизнь в Печерском монастыре не только во времена основателя, преп. Антония, но и во времена преп. Феодосия. Патерик содержит ценный материал для истории русского монашества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010