В 1398 году архимандрит Парфений был при посольстве к в. Князю Василию Дмитриевичу с заключением мира по старине 1004 . В 1558 году архимандрит Юрьева монастыря Варфоломей, привезший четыре образа из немецкого города Рогодива, отправлялся с ними и с так названною шапкою Иоанна Златоустог о и ризами святителя Никиты в Москву к царю Иоанну Васильевичу IV 1005 ; а в 1561 году тот же архимандрит ездил опять в Москву к царю с дарами от себя и от новгородского архиепископа 1006 . В 1611 году посылан был от Новгорода в Швецию для переговоров юрьевский архимандрит Никандр 1007 . К этому прибавил, что из настоятелей Юрьева монастыря многие были избираемы в святительский сан В начале прошлого века Юрьев монастырь был местом жительства викариев митрополии новгородской; а в 1741 году утвержден был особенный чип служения для архимандритов Юрьева монастыря, остающийся в силе до настоящего времени 1008 . Из числа древних священных обрядов в Юрьеве монастыре известен, со времени устройства в нем нынешней соборной церкви, обряд бить в блюдо во время общей трапезы. В грамоте в. к. Мстислава Владимировича и сына его св. Всеволода, данной Юрьеву монастырю (1128–1132), сказано: «а се яз Всеволод дал есмь блюдо серебрьно в 30 гривен серебра святому же Георгиеви, велел есмь бити в не на обеде, коли игумен обедаетъ» 1009 . Обычай этот заимствован от Греков. Именно, по уставу студийскому, записанному патриархом константинопольским Алексием между 1025 и 1040 годами для основанного им Богородичного монастыря, и введенному преп. Феодосием в Печерском монастыре, было узаконено: как скоро приносится на трапезу иноков блюдо с пищею, оно ставится на краю, и старший из братии ударяет в него большою лжицею; чтец умолкает, и старший из братии возглашает громко: «Господи благослови, помолимся!». Все встают, поставленное блюдо благословляют, и тогда начинают в след за игуменом есть поставленное 1010 . А из слов Всеволода видно, что в последствии ставилось за трапезою в Юрьеве монастыре особое блюдо, в которое ударяли 1011 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

архиепископа Ионы Юрьеву монастырю (1458–1471), напечатанная в Ист. Росс. Иерарх. Ч. VI, стр. 777. А прочие грамоты остались при монастыре в списках прошлого века; из них некоторые напечатаны в Ист. Росс. Иерархии при описании монастыря. За Юрьевым монастырем было крестьян 4850 душ, пахатной земли на 8660 четвертей, сенных покосов на 20619 копен. Ист. Росс. Иерарх. ч. VI. стр. 772. В Юрьеве монастыре, по росписанию XVI века, выдавалось царской руги понахидных и кормовых денег в год по 9 р. 18 алтын с деньгою, как видно из росписи новг. ружных церквей около 1585 года, в Новг. Соф. Библиотеке. О преимуществах монастыря см. царскую грамоту 1551 года в Дополн. к Акт. Ист. Т. I. N46. 1000 Приписные монастыри все перечислены в Ист. Росс. Иерарх. ч. VI, стр. 771. От приписных монастырей две церкви Перынская и Пантелеимоновская доселе остаются за Юрьевым монастырем. 1001 До 1299 года настоятели Юрьева монастыря назывались игуменами по отношению к своему монастырю, а по отношению к другим новг. монастырям именовались архимандритами, т. е. начальниками или главными из числа других настоятелей. Архимандритами названы они в уставе кн. Всеволода Предтеченской церкви на Опоках (Прибавл. к Акт. Истор. Т. I. N 3), после грамоты Мстислава Юрьеву монастырю (Там же 2). Ср. Путешеств. по св. мест. Русск. ч. II стр. 214. 1003 Новг. I лет под 6883 год. Новг. III лет. Под 6673 год. Ист. Росс. Иерарх. Ч. VI. Ст. 804 и 806. 1006 Новг. II лет. стр. 160. В это время архимандрит ездил с поздравлением царя при вступлении его во второй брак с царевною Мариею. А в 1572 (Новг. II лет. стр. 174) юрьевский архимандрит Феоктист ездил также в Москву к царю с архиепископом и монастырскими властями. 1011 Находящееся в Юрьеве монастыре серебряное блюдо считают за блюдо, оставшееся от св. Всеволода (Путешеств. по св. мест. Русск. ч. II стр. 291), хотя оно по работе не XII века, а по весу во все не 30 гривен серебра, как сказана в жалованной грамоте о блюде. 1012 Рукоп. устав Соф. собора под 23 апреля. Что касается до чина заздравной чаши, то он совершался после чина панагии; во время чаши пели тропарь и кондак празднику; потом Господи помилуй дважды, Владыко благослови; святитель читал: благословен Бог , милуяй и питай нас; за тем протодиакон говорил: молитвами св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В 1741 году, Января 9, указом Святейшего Синода велено ему быть в Москве для Священнослужения, а пребывание иметь в тамошнем Московском Знаменском монастыре, и быть оного Архимандритом. Он в 1738 году, Мая 30, в Указе из Коллегии Экономии наименован Архиепископом Самтаврийским и Горским. 50 . ГАВРИИЛ II Воронов. Из Хутыня монастыря переведён в 1740 году, Октября 18. В 1741 году, Января 24 впредь до Указа определён присутствующим в казённом Архиерейском разряде с тем, чтобы и пребывание иметь при доме Архиерейском. МАРКЕЛЛ Радышевский, в 1741 году, Января 24 определён по-прежнему Юрьева монастыря Настоятелем и Семинарии Новгородской Ректором. Того же 1741 года Ноября 12 поручены ему в полное распоряжение дела разряда и казённого приказа Новгородского Архиерейского дома. В 1743 году, Января 6, пожалован, а Января 10 хиротонисан в Епископа Карельского и Ладожского, Коадъютора Новгородского Архиепископа. В том же году, Ноября 29, поутру в 6 часу скончался и погребён в Юрьеве монастыре в паперти соборной церкви по левую сторону западных церковных дверей. 51 . ПАВЕЛ Конюскевич, Малороссиянин, бывший проповедник Московской Академии. В 1743 году, Июля 25, Указом Святейшего Синода велено его уволить в Новгородскую Епархию для произведения на первостепенное праздное Архимандричье место, а в 1744 году, Февраля 18, определён Юрьевским Архимандритом. В 1758 году хиротонисан в Митрополита Тобольского. 52 . ИОАСАФ Хотунцевский, Малороссиянин, Епископ Карельский и Ладожский. В 1758 году, Апреля 17, пожалован, а Мая 24 хиротонисан, вступил в монастырь того же месяца 30 числа. В 1759 году, Апреля 29 скончался и погребён в Юрьеве монастыре, в паперти соборной церкви на правой стороне. Примечание. В ч. I Истории Российской Иерархии, на стр. 86 ошибкой напечатано, что он хиротонисан в 1752 году, а скончался в 1758 году, Июня 6. Последнее взято с надписи, изображённой на его надгробии, но по запискам архивным сие оказалось несправедливым. 53 . ИОАННИКИЙ I Святоша, иначе Святковский и Зверев, Малороссиянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В Никитинской церкви на Торговой стороне крест в басменном окладе с надписью: «лта 7076 (1568) года марта 25 дня положенъ крестъ въ (Е)имьинъ, а въ немъ мощи Апостола Варнава , да камешокъ мста лобнаго, да Никиты епископа патрахиль, да палица, да поясъ, да Римлянина трость, да поминати Германа инока» 364 . В Ильинской новг. церкви крест напрестольный из низкого серебра с надписью: «7104 (1596) года въ день напрестольный крестъ Пророка и Славна». В Молотковской церкви, оставшейся от упразднённого Михалицкого монастыря, крест медный посеребрён, с тремя простыми цветными камнями; на исподней его стороне вырезана надпись: въ лто 7104 (1396) мая во 2-й день напрестольный крестъ сооруженъ царей рода Богородиц. В Юрьеве монастыре напрестольный сребропозлащенный крест с мощами и с надписью: «лта 7107 (1599) положилъ си крестъ архимандритъ Якимъ въ домъ Спасу и Егорью». В новг. Софийском соборе крест напрестольный золотой 1600 года, восьмиконечный, с литым распятием, и по сторонам его с предстоящими, украшен жемчугом и разными 8-ю камнями. С лицевой стороны крест работы сканной, а с исподней чеканный, гладкий, с надписью на ней о св. мощах и о построении: «лта 7108 г. сдланъ бысть златый крестъ въ дом пречистые Богородицы и при держав Государя царя и великого князя Бориса еодоровича и всея Руси самодержца во 2 лто царства ево и при его благоврной цариц и великой княгин и при его царевичи и князи еодори Борисовичъ всея и при святйшемъ московскомъ и всея Руси, преосвященнаго Варлаама, митрополита Великого Новаграда и В. Лукъ». В Юрьеве монастыре сребропозлащенный напрестольный крест с надписью: «лта 7126 (1618) г. сей крестъ данъ Спасу и Егорью въ домъ Василеемъ Елесеровымъ въ Юрьевъ монастырь, при архимандрит Никандр». В Савво-Вишерском монастыре крест напрестольный обложен серебром с верхней стороны сканным с финифтью и с литым распятием, а с исподней стороны обложен серебром гладким. Над распятием вверху: Ангели, ХС. Мρ. . Мария, Логин, Иван. На исподней стороне изображение преподобного Саввы чеканное, под ним надпись; «лта 7129 (1621) года данъ сей святый крестъ въ Новаградъ в пустыню преподобнаго отца и великого чудотворца Саввы иже на Виер бояринъ князь едоръ Ивановичъ по своихъ родителехъ и по себ въ вчныхъ благъ будущаго ради покоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

С Сергеем Мироновичем Паулем я познакомился в Юрьеве, по-эстонски – Тарту, в Эстонии, в 1924 году. Он был старшим сыном М. А. Пауля, эстляндского вице-губернатора, первого эстонца на этом посту. М. А. Пауль кончил Санкт-Петербургскую Духовную академию, где он был одним из любимых учеников архимандрита Антония Храповицкого , позже Киевского митрополита. Вскоре по окончании Академии Пауль перешел на гражданскую службу и, быстро подымаясь в чинах, был назначен эстляндским вице-губернатором, на каковом посту и скончался, на пороге самой блестящей карьеры. Сергей Миронович по окончании среднего образования поступил в Университет, а затем, по военному времени, в Военное училище, откуда и был выпущен офицером. Сергей Миронович сражался в первую мировую войну, а затем – в гражданскую, в которой он получил, в Ледяном походе, страшную рану: пуля, войдя в левый глаз, вышла через правое ухо. Сергей Миронович ослеп на один глаз и оглох на одно ухо. Некоторые части мозга были затронуты, и он был вынужден подвергаться каждые три года операциям в мозгу. Все это его нисколько не ожесточило и не озлобило. Сергей Миронович был всегда ровен, ласков и никогда никого не судил. Кроме него я знавал только еще одного человека с такой же особенностью, покойного архиепископа Уильяма Темпла Кентерберийского. Вернувшись в Эстонию, Сергей Миронович блестяще кончил Юрьевский университет и должен был бы остаться для подготовления к профессорской кафедре по химии. Вместо этого он ушел послушником в Псково-Печерский монастырь. Было в Сергее Мироновиче что-то от князя Мышкина из Идиота Достоевского, и еще больше от Алеши Карамазова. Как и последний, он никогда не заботился о том, что есть и что пить и во что одеться. И все как-то устраивалось к лучшему. О карьере никогда не думал, был прост, хотя высоко-образован и начитан. Все, что имел, раздавал. В Псково-Печерском монастыре он пробыл около трех лет, но не постригся, а так же, как и Алеша Карамазов, вернулся в мир, как и у Достоевского, по повелению своего Старца, иеромонаха Вассиана, скончавшегося иеросхимонахом Симеоном в конце пятидесятых годов, в августе, 93-х лет. «Сергей Миронович, – сказал ему отец Вассиан, – гряди в мир, там такие люди куда нужнее, чем здесь. Учи самим примером жизни. А придет время, вернешься, если Господь благословит». По выходе из монастыря Сергей Миронович жил недолго у моего покойного брата Константина, а потом был назначен управляющим одной химической лабораторией. Скончался он, как я слышал, в сороковых годах. Сергей Миронович научился молитве Иисусовой, когда он был еще в одном сербском монастыре в самом начале двадцатых годов. Он преуспел в ней изумительно, очень рано достигнув внутреннего безмолвия, постоянного спокойствия и радости. С Сергеем Мироновичем я часто бывал в Юрьеве и в Псково-Печерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/na-vys...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Трое в монастыре, не считая собаки: женский монастырь в Юрьеве-Польском, о котором мало кто знает 4 мин., 21.10.2019 «Титов лох», написано на заколоченной двери шестидесятиметровой колокольни в Юрьев-Польском. «Вот тебе и контраст», — говорит девушка своему спутнику. Они только что свернули с дороги на идеально-белом джипе со столичными номерами и теперь разглядывают величественное сооружение. Из трещин растут кусты, колоколов давно нет. Перед входом сохнет белье студентов из училища, общежитие которых стоит напротив. Неожиданно из-за угла показывается сгорбленная монахиня. Она быстро подходит к колокольне, читает молитву и так же быстро идет дальше. Понять, что это — крестный ход и все мы стоим на территории Петропавловского женского монастыря, невозможно. Во время вечерней молитвы мать Параскева обходит крестным ходом территорию и кропит ее святой водой. Это обычай, который есть практически в каждом монастыре. Но у Петропавловской обители нет стены, поэтому для местных жителей и приезжих это выглядит необычно. Колокольня Петропавловского женского монастыря — самая высокая точка в городе. Сюда часто заглядывают приезжие и проезжие. Оттуда удалось убрать антенны, но не удается убрать любителей посмотреть на окрестности свысока. В основном это дети. «Слава Богу, пока без пострадавших», — говорит настоятельница монастыря игумения Серафима (Ващинская). Она переживает, но сделать может мало что: прямо к колокольне пристроены гаражи, с крыш которых подростки быстро попадают наверх. Вход несколько раз закрывали, но любопытные все равно находят лазейку. Восстанавливающийся храм Вознесения Господня. Каждый день монахини собираются в нем для молитвы, а по воскресным дням и праздникам в нем совершаются богослужения, на которые приходят и местные жители. Слева от храма — Районный центр Культуры и Досуга, который больше напоминает крематорий. История обители началась в XVII веке, но окончательно она обрела статус женского Петропавловского монастыря в 1874 году. Как и многие другие монастыри и храмы, его закрыли в 1920-е годы: колокола продали, стены и корпуса сестер снесли, а храмы приспособили под хозяйственные нужды ПТУ.

http://foma.ru/troe-v-monastyire-ne-schi...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Власти Владимирской области занялись восстановлением Петропавловского монастыря XVII века 21.06.2019 Рабочая группа по оказанию помощи в возрождении Петропавловского женского монастыря в Юрьеве-Польском Владимирской области создана по ходатайству полномочного представителя президента России в ЦФО Игоря Щеголева. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на сайт администрации Владимирской области. По одной из версий, монастырь был основан как мужской митрополитом Суздальским Иларионом в XVII веке и разорен литовцами. Женским монастырь стал во второй половине XIX века, на территории обители действовали пятиглавый Петропавловский храм, двуглавый Успенский храм, пятиярусная колокольня, а также Вознесенский храм с тремя пределами. В советское время монастырь был упразднен, официально возобновил работу лишь в 2015 году, объекты обители находятся в руинированном состоянии. «В администрации Владимирской области под председательством врио первого заместителя губернатора Марины Чекуновой состоялось первое заседание рабочей группы по оказанию содействия в возрождении Петропавловского женского монастыря в Юрьеве-Польском. Эта рабочая группа создана губернатором Владимиром Сипягиным по ходатайству полномочного представителя президента России в Центральном федеральном округе Игоря Щеголева», – говорится в сообщении администрации области. По данным властей региона, несмотря на руинированное состояние объектов на территории монастыря, проведение из комплексной реставрации возможно, уже утверждены границы территории монастыря как объекта культурного наследия, организована разработка проекта зон охраны памятников, входящих в состав этого комплекса. На 2019 год поданы заявки в федеральную программу «Развитие культуры и туризма» на сумму более 22 млн рублей на разработку научно-проектной документации. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 21.06.2019 18:37:00

http://drevo-info.ru/news/25050.html

1219 г.). В 1187 году 2-го мая родились у Великой княгини два сына: Борис и Глеб, которые оба умерли в младенчестве: Борис – в 1188 году, Глеб – 29-го сентября 1189 года 134 . В 1189 году родился Георгий, подобно старшему брату ставший утешением матери, – тот самый Великий князь, при котором совершилось нашествие татар, который сложил свою голову в битве с татарами на реке Сити, причтен Церковью к лику Святых и нетленно, с чудесно прильнувшей головой к телу, почивает во Владимирском кафедральном соборе 135 . 8-го февраля 1191 года, когда Великая княгиня со своим супругом была в городе Переславле-Залесском, у них родился сын Ярослав, во св. крещении Феодор, впоследствии Великий князь, первый собиратель земли русской после погрома монгольского, родитель св. Александра Невского. Далее летописи не упоминают о рождении чад у Великой княгини до октября 1194 года: но не в этот ли промежуток (1191–1194 гг.) родилась у Великой княгини дочь Елена, скончавшаяся 30-го декабря 1203 года и погребенная в новоустроенном тогда Великой княгиней монастыре во Владимире. 25-го октября 1194 года родился Владимир, во св. крещении Димитрий, бывший впоследствии князем в Москве, в Переяславле южном и в Стародубе на реке Клязьме, скончавшийся, приняв пострижение в схиму (6-го января 1227 года). 27-го марта 1196 года родился Святослав, во св. крещении Гавриил, строитель храма св. Великомученика Георгия в городе Юрьеве, существующего и доныне, княживший еще в детстве в Новгороде, а в юности и зрелом возрасте – в Юрьеве Польском, Переяславле южном и Суздале, временно занимавший недолго даже великокняжеский престол, участвовавший в битве с татарами на реке Сити (ум. 3-го февраля 1253 года). Таким образом, всех чад (известных по летописям) у Великой княгини было 12: восемь сыновей и четыре дочери. Из этих чад скончались в детстве два сына и, вероятно, две дочери 136 . Радостно текли дни в жизни Великой княгини Марии, находившей величайшее для себя наслаждение в благочестивом воспитании подрастающих чад своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Наконец, взаимные отношения их несколько смягчились. Митрополит, в порыве неясности, как-то сказал ему, что становится стар, думает выйти на покой и приедет доживать свой век к нему, в Юрьев. Фотий, поверив, выстроил для него в монастыре целый дворец и в своих письмах к нему постоянно услаждал его напоминанием, как он с сыновней преданностью послужит ему при смерти, закроет ему очи и оросит прах его своими слезами. Выразив этим свою благосклонность к Юрьевскому монастырю и его настоятелю, митрополит находил, однако же, что для монастыря сделано довольно и просил графиню и Фотию перенести свою благотворительность на Софийский собор, на возобновление его ветхостей. Графиня согласилась, а Фотий принял на себя, в составе Комиссии, надзор за производством работ по возобновлению собора. Между Фотием и митрополитом водворился мир. Сатана улетел, и в Юрьеве поселились тихие ангелы. В 1831 г. Фотий писал Иверскому архимандриту, по поводу какой-то размолвки с ним: «Сатана и диавол был в раю и там лжею и лукавством беду горькую содеял; бывал в Юрьевском раю, а теперь, кажется, гостит в Иверском клеветою. Я в Юрьеве всему первая вина был; а в Иверском кто, не знаю сего». Но, кажется, сатана недалеко улетел и от Юрьевского монастыря. В начале 1832 г. произошло в нём событие, имеющее странный характер «наваждения нечистой силы». Фотий или кто другой, очевидец, описал это событие, и рукопись этого описания находится между прочими, после Фотия оставшимися, рукописями в Юрьевском монастыре. Рукопись озаглавлена: «Событие, слово в слово со слов святого сокровенного угодника Христова, таинника великия благодати, списанное свидетелем верным, самовидцем, отцем и новым сокровенным чудотворцем». Описанию события предпослано несколько строк в виде предисловия: «наконец возведён был искуситися от диавола тот таинник великия благодати, о коем некто, князь мира, потом монах священник, новый богослов 390 тако воспел и написал на образе его: Священник Вышняго, ревнитель веры правой За подвиг ревности венчанный свыше славой

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Преподобный Иона, в мире Иоанн, был священником в городе Юрьеве (Дерпте), куда прислан был из Москвы. По последнему обстоя­тельству псковичи называли его шестником (переселенцем). В Юрьеве прожил он два года с половиной, усердно исправляя дела звания своего для русских, населявших русский конец Дерпта. Немцы, тогда усердные слуги папы, стали принуждать его и его детей к унии. Благочестивый пастырь терпел разные оскорбления, но в 1470 году он вынужден был удалиться в Псков вместе с супругою и детьми. Узнав здесь, что това­рищ его, блаженный Исидор, мужественно претерпел страдальческую смерть за святую веру, он решился на страдания пустынной жизни. До­шло до него сведение, что на границе Лифляндии, на реке Каменке, есть природная пещера; он пошел, осмотрел ее и полюбил уединенную мест­ность, тем более что здесь надеялся он иметь сношения и с гонимыми чадами Православия. Взяв супругу и детей из Пскова и поместив их у владельца земли, где была пещера, сам начал копать в горе за пещерою место для храма Божиего. Вскоре супруга его, в иночестве Васса, умерла и положена была в пещере. Иоанн принял иночество с именем Ионы. Окончив пещерный храм и при нем две келлии, испросил он у архие­пископа Феофила благословение на освящение храма, и храм освящен был в 1477 году псковскими священниками в честь Успения Богомате­ри. При освящении храма пред храмовою иконою исцелела слепая: это утешило искреннего подвижника. Владелец места Иоанн Дементьевич уступил под монастырь землю на версту вокруг обители. Блаженный Иона усердно подвизался в пещере и здесь свято почил около 1480 года. По смерти его на его теле найден кольчатый панцирь, который носил он на себе тайно, для усмирения плоти; панцирь повесили над гробом его; немцы в одно из нападений своих унесли и эту собственность святого старца. Мощи его честно положены в пещере 502 . Прежде преподобного Ионы подвизался в той же природной пещере преподобный Марк. Звероловы видели его то у трех камней на горе, то на потоке Каменке, близ того места, где после найдена пещера; два из этих камней и теперь еще видны близ кровли Успенской церкви, обросшие мхом, под вековыми дубами; один весь на поверхности, другой глубоко опустился в землю, но третий уже совсем ушел в нее.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010