Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПАФНУТЬЕВ-БОРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Собор Рождества Богородицы Пафнутьев-Боровского монастыря Пафнутьев-Боровский Монастырь, Святые врата Пафнутьев-Боровский монастырь, 2015 г. Фото Юрия Булкина Архитектура монастыря В центре композиции монастыря - пятиглавый Собор Рождества Богородицы (прибл. 1580-е годы). Он строился под личным покровительством Федора Иоанновича , который потом дважды приезжал в монастырь. Главки на соборе не в виде луковок, а шлемовидные, как строили еще до монгольского нашествия, и это усугубляет ощущение того, что вы находитесь в крепости. Собор был расписан в 1644 году, часть фресок сохранилась. К собору пристроен придел великомученицы Ирины ( 1651 ). Собор, однако, не является самым старым зданием монастыря. Здание, содержащее трапезную (построенную по тому же типу, что и Грановитая Палата Московского Кремля) и Христорождественскую церковь, было возведено в 1511 году. К нему пристроена пятиярусная колокольня с желтым верхом (вторая половина XVII века). Колокольня построена в стиле " восьмерик на четверике " , то есть восьмигранная призма, поставленная на квадратную, но при этом взаимная ориентация восьмерика и четверика не совсем обычная. Снаружи колокольня украшена изразцами работы Степана Полубеса, самого знаменитого мастера этого вида искусства. Все колокола погибли при закрытии монастыря, за исключением одного, оказавшегося в музее в Коломне , а 16 висящих сейчас на колокольне колоколов были отлиты в Москве в 1992 году. В монастыре имеются также одноэтажная одноглавая церковь Ильи Пророка, соединенная в одно здание с больничными палатами ( 1670 ), а также Митрофаниевская церковь ( 1760 ) в стиле барокко, с покрашенными в розовый цвет стенами, пристроенные к ней настоятельские палаты (середина XVII века), юго-восточные братские кельи ( XVII век), западные братские кельи (начало XVII века), а также погребной корпус, северная часть которого была, вероятно, построена в XVI веке, а южная — много позже.

http://drevo-info.ru/articles/8408.html

1597. Февраль Генеральный сейм в Варшаве. Требования православных о соблюдении законов и королевской присяги. 1598. Январь 01 Кончина царя Феодора Иоанновича. Слух о том, что царевич Димитрий жив, впервые распространяется на Москве 1598. Февраль 22 Согласие Бориса Годунова принять царский венец после долгих уговоров и угрозы патриарха Иова отлучить от Церкви за неповиновение решению Земского собора. 1598. Март 09 Венчание на царство Бориса Феодоровича Годунова. Епископ Игнатий Грек становится представителем Вселенского патриарха в Москве. Епископ Игнатий Грек становится представителем Вселенского патриарха в Москве. Великий голод на Руси. Распространяются два противоречащих друг другу слуха: царевич Димитрий убит по приказу Годунова, и второй — о «чудесном спасении». Оба слуха были восприняты всерьез, несмотря на противоречие, получили распространение и обеспечили антигодуновским силам подспорье в «массах». Побег в Литву иеродиакона Чудова монастыря Григория Отрепьева. Игнатий Грек становится архиепископом Рязанским. По сообщению о. Павла Пирлинга, со ссылкой на известное ему письмо Юрия Мнишка епископу Реджийскому Клаудио Рангони, папскому нунцию в Польше, «москвич» (т. е. московский кандидат в Самозванцы, Григорий Отрепьев, прикрытие главного кандидата) был «казнен» (т. е. тайно убит) в Самборе Юрием Мнишком (9, с. 229). Лжедимитрий I в письме папе Клименту VIII дает обещание распространить католическую веру в России. (А. С. Пушкин. «Борис Годунов». САМОЗВАНЕЦ: « Ручаюсь я, что прежде двух годов весь мой народ, вся северная церковь признают власть наместника Петра.») 1604 Октябрь 10 Лжедимитрий I вступает с войском в русские пределы. 1605 Апрель 13 Кончина царя Бориса Феодоровича Годунова. Присяга москвичей царице Марии Григорьевне, царю Феодору Борисовичу и царевне Ксении Борисовне. 1605 Июнь 03 Прилюдное убийство в пятидесятый день царствования шестнадцатилетнего царя Феодора Борисовича Годунова (умерщвлен «самым отвратительным образом» — слова С.М.Соловьева) и его матери царицы Марии Григорьевны князьями Василием Вас. Голицыным и Василием Мосальским, Михаилом Молчановым, Шерефединовым и тремя стрельцами.

http://pravmir.ru/xronologicheskaya-tabl...

Новгорода с. 28]. В то же время такой известный исследователь как Д.К. Зеленин считает братчины обрядом, совершавшимся " под кровом церкви " и приуроченным к разным церковным праздникам с. 132]. В XV столетии московские митрополиты защищали братчины в митрополичьих селах от посягательств со стороны княжеских чиновников, великие князья поддерживали митрополитов в этих вопросах и выдавали специальные охранные грамоты на право сельских общин совершать братчины как общественные пиры с. 44–53]. Удивительно, но этот пир обладал своей юрисдикцией, выборные лица братчины имели право совершать суд за мелкие преступления с. 48]. Нормы пошлин со спиртного на братчине установлены, например, в уставной грамоте собора Троице-Сергиева монастыря (апрель – май 1590 года): " У которого крестьянина случится особное пивцо, на родинах2 или по родителех поминок, и нашему приказщику с того не имати ничего; а с братчины имати по две денги " с. 421]. Несмотря на многочисленные ограничения в отношении скоморохов, их присутствие в определенной степени дозволялось, в том числе – на братчинах, при условии, если скоморохи не сами навязываются пирующим, а приглашены последними с.30]. Вот, например, характерное место в уставной грамоте Дмитровского князя Юрия Иоанновича бобровникам Каменского стана от 29 июля 1509 года: " А на пиры к ним в братчины питии не ходит незван никто... А скоморохом у них ловчей и его тиун по деревням силно играти не ослобождает: кто их пустит на двор доброволно, и они тут играют; а учнут у них скоморохи по деревням играти силно, и они их из волости вышлют вон беспенно " с. 122]. Как видим, даже эта высылка не сопровождалась взиманием пени, штрафа. В " Памятной книжке Олонецкой губернии " за 1867 год дается описание ряда местных обычаев, связанных с братчинами с. 131–156]. Например, в Канакшанском приходе братчина совершалась в Ильин день. Автор очерка, оставшийся анонимным, пишет: " Испокон веку ведется здесь обычай – убивать в этот день заветного быка. Канакшане особенно почитают Илью пророка, и день его

http://religare.ru/2_116547.html

Храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе (Москва) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Храм Троицы Живоначальной в Троицкой слободе — православный храм, принадлежащий к Сретенскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви, является Московским подворьем Троице-Сергиевой лавры. Это один из значимых исторических и духовных центров столицы, постоянная резиденция московских митрополитов, где в свое время жил и нес служение автор катехизиса Русской православной Церкви святитель Филарет. Содержание История [ править править код ] Первое подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве появилось еще при жизни преподобного Сергия Радонежского . В начале XIV века благоверный князь Димитрий Донской пожаловал монастырю землю в Кремле под церковь и кельи. В 1460 году здесь была поставлена каменная церковь в честь Богоявления Господня с приделом преподобного Сергия Радонежского, во имя которого позднее соорудили одноименный храм с крытыми переходами к царскому дворцу. Во второй половине XV века Троицкое подворье в Кремле стали называть Богоявленским монастырем. С ним связаны важнейшие события в истории России. В 1532 году государь московский Василий Иоаннович крестил здесь своего новорожденного сына Юрия. В 1607 году горожане, предавшие царя Бориса Годунова ради самозванца Лжедмитрия, принесли на подворье свое покаяние. В 1764 году по Указу императрицы Екатерины II земля, отведенная под Троицкое подворье, была передана в пользу государства. В зданиях монастыря разместился Судный приказ и Комендантский дом. Через полвека на этом месте начнется строительство Оружейной палаты Кремля. Так закончилась история первого подворья. Спустя два года после указа императрицы настоятелем Троице-Сергиевой лавры стал архимандрит Платон (Левшин). Его трудами на берегу реки Неглинной выросло новое благоустроенное Троицкое подворье. 18 августа 1767 года архимандрит Платон освятил в только что отстроенных архимандричьих (позднее митрополичьих) палатах домовый храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Троицы_Жи...

Юрия Дмитровского, кн. Андрея Старицкого и его потомков). Уже в структуре некрополя 1507 г. было выделено место для погребения династии донатора собора вел. кн. Василия III - у алтарной преграды возле юж. стены положили его деда и отца (Василия II и Иоанна III). Здесь же в 1533 г. похоронили самого Василия III, в 1553 г. в его гробницу опустили тело его внука царевича Димитрия. В 60-х гг. XVI в. царь Иоанн IV устроил в юж. предалтарии новый придел, предназначенный для царской усыпальницы, выделив тем самым царский род из династии московских государей. В 1581 г. здесь похоронили царевича Иоанна Иоанновича, в 1584 г.- царя Иоанна Грозного, в 1598 г.- царя Феодора Иоанновича . В 1605 г. в приделе положили тело царя Бориса Феодоровича Годунова , но в том же году его прах был вынесен Лжедмитрием I в Вознесенский Варсонофьевский мон-рь. Св. блгв. кн. Александр Невский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. Сер. XVII в. Св. блгв. кн. Александр Невский. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. Сер. XVII в. Развитие в XVI в. представлений о богоустановленности царской власти определило и отношение к крещеным татар. царям. В 1523 г. в А. с. был похоронен казанский царевич Петр Ибреимович (Куйдакул), муж сестры вел. кн. Василия III Евдокии, в 1566 г.- последний казанский царь Александр Сафа-Киреевич (Утемиш-Гирей). В 1610 г. при царе Василии Иоанновиче Шуйском была, видимо, сделана попытка устроить в А. с. особую усыпальницу новой династии: в приделе в честь Обретения главы Иоанна Предтечи покоятся останки близкого родственника царя полководца кн. М. В. Скопина-Шуйского, однако это единственное захоронение в приделе. Сам царь Василий Иоаннович, умерший в польск. плену в 1612 г., был похоронен в 1635 г. в сев.-зап. углу А. с., возле гробниц опальных князей Андрея Ивановича и Владимира Андреевича Старицких. Царей из рода Романовых хоронили уже в наосе у средних столпов собора. История некрополя закончилась в 1730 г., когда было совершено последнее захоронение,- у юж.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Руза переходит во владение второго сына Юрия: «а что ми дал братанич мой князь Иван Борисович свою отчину г. Рузу с волостми и с путми и с селы и со всеми пошлинами и с теми волостми и з станы, что ся делил с братом с своим с Федором от Волока, опричь Рюховского села з деревнями, что дал братанич мой Иван брату своему Федору: и аз город Рузу с волостми и с путьми и з селы и со всеми пошлинами и с теми волостми и з станы, что ся делил з братом своим с Федором от Волока даю сыну своему Юрью со всем с тем, потому, как, было за моим братаничем за Иваном опричь Рюховского села... Чтобы сын мой Юрей с братией по своим уделом в Московской земле и в Тферской денег делать не велят, а деньги велит делати сын мой Василей на Москве и в Тфери... а откуп ведает сын мой Василей, а в откупе у него мои дети Юрей с братией не вступаются». 364 Великий князь Василий Иоаннович, обрадованный рождением (1531 г. 25 августа) сына великого князя Иоанна Васильевича, разсудил учинить с братом своим князем Юрьем Ивановичем договорную, грамоту, дабы сей во все его владения Российского государства не вступался, но жил бы с ним великим князем и с сыном его единодушно, в вечном союзе и дружбе». 365 Князь Юрий Иоаннович, именуемый Дмитровский, вскоре после смерти брата своего великого князя Василия Иоанновича и по вступлении на Российский престол сына его Иоанна Васильевича, «быв подозреваем в домогательстве престола, 7 декабря 1533 г. взят под стражу и, томясь под строгим присмотром в той самой темнице, где некогда содержав был несчастный племянник его князь Дмитрий Иоаннович, 3 августа 1536 г. скончался и погребен в Московском Архангельском соборе. 366 По смерти князя Юрия Иоанновича г. Руза вместе с другими городами присоединяется к тому великому государству Российскому, которое образовалось при царе и великом князе Иоанне Васильевиче всея великие и малые и белые России самодержце. В 1553 г. царь Иоанн Васильевич Грозный г. Рузу пожаловал в вотчину царю Казанскому Симеону, жившему после покорения г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

П.В. Долгоруков Елизаровы-Гусевы Предок их Елизарий Васильевич Гусев был внуком боярина Константина Ивановича Добрынского, и следственно потомком касожского князя Редеги (см. статью о Бирдюкиных-Зайцовых). Он имел четырёх сыновей: 1) Юрия Елизаровича; 2) Владимира Елизаровича, казнённого 27 декабря 1498 года; 3) Василия Елизаровича, бывшего боярином при князе Юрие Иоанновиче, сыне Иоанна Великого, (у него были: сын Андрей и внук Дмитрий, умерший бездетным), и 4) Михаила Елизаровича, бывшего также боярином при князе Юрие Иоанновиче. У него были: сын Семён Михайлович, внук Андрей, правнуки: Дмитрий, воевода в Ругодеве с 1580 по 1582 год, и Григорий, и праправнук Матвей Дмитриевич. Сей последний имел сыновей: Фёдора и Леонтия; внуков: Григория Фёдоровича, бывшего воеводою: в Сургуте (16011602) и в Кетском остроге (16031610), и Василия Фёдоровича, и правнука Михайла Григорьевича, бывшего воеводою в Тюмене с 1621 по 1623 год, потом вторым судьёю в московско-судном приказе. Сын его Иван Михайлович оставил потомство. Елизаровых-Гусевых в гербовнике не находится, и нам совершенно неизвестно, существует ли в настоящее время эта фамилия? Кроме фамилии Елизаровых-Гусевых, внесённой в бархатную книгу, есть ещё другая фамилия Елизаровых, предки коей, родные братья Прокофий Кузмич и Фёдор Кузмич Елизаровы, были при Царе Алексее Михайловиче, первый думным дворянином; второй, сперва думным дьяком, потом думным дворянином, и наконец окольничим. В списке владельцев населённых имений, в 1699 году, встречается семь Елизаровых, различного происхождения. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

85 Жданов, н. с. стр. 178, примеч. (сравн. выше, прим. 59-ое). – Г. Жданов ссылается в этом случае на «сказание о приходе на Русь Максима Грека ». – Об Акакие, равно как и о митрополите Макарие и Новгородском архиепископе Феодосие существует весьма лестный отзыв наших раскольников, по мнению которых Акакий был «муж свят и боголюбив и пророческого прозрения благодатного исполнен». Чтения в общ. люб. духов. просв., 1875 г., ноябрь, стр. 103. О возможном происхождении такого мнения неправильного, как доказывает г. Беляев – см. там же, стр. 104. 92 История рос. иерар., ч. 1, стр. 184. Карамзин, т. VIII, примеч. 246. – У Карамзина Киприан неверно назван Кириаком. Сравн. его т. IX, прим. 87. 95 А. И. т. 1, 216. Сравн. Летописи русской литературы и древности, изд. Тихонравова, 1863 г., т. 5-й, отд. III, стр. 143. 96 Стоглав, гл. 2, стр. 25–26. Эта речь царя не вся помещена в Стоглаве, ибо в конце 2-ой главы говорится: «и сия изрек и множае сих». 97 Лебедев, н. с. в Чтен. общ. люб. Дух. просв. 1882 г., ч. 1, отд. 1, стр. 24. Латкин, н. с. стр. 75–76. 99 Стоглав, гл. 3, стр. 27–29. Это место речи царя иногда до буквальности сходно с молитвенным обращением ко святым, которое бывает на литиях во время всенощного бдения. – «Новые чудотворцы», о которых говорили царь, суть канонизированные на соборах 1547 и 49 г. г. русские святые. 105 Отец Иоанна, в. к. Василий Иоаннович, умер 3-го декабря 1533 года, когда Иоанну было с небольшим 3 года (он родился в августе 1530 года). 106 Старший дядя царя Иоанна, Князь Юрий Иванович Дмитровский, был схвачен неделю спустя после смерти в. к. Василия, а именно 11 декабря 1533 года, посажен в тюрьму, где и умер голодной смертью 26 августа 1536 года. Карамзин, т. VIII, стр. 8–10 и 14. Другой дядя царя, князь Андрей Иванович Старицкий также был схвачен и посажен в тесную палату, где погиб насильственной смертью 10 декабря 1537 года. Карамзин, т. VIII, стр. 16. 107 Мать Иоанна в. к. Елена Васильевна, виновница смертей князей Юрия и Андрея, умерла 3-го апреля 1538 года скоропостижно, как полагают, от яда. Карамзин, т. VIII, стр. 44. – Иоанн остался круглым сиротой на 8-м году от роду.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Андреян); II, 7 (избр. Бор. Годунова 1598 г.; игум. Андреян); “Дополн. к Акт. истор.», XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Акты юридич.», 120 (Вкладная около полов. XV ст. Бехтюжского кн. Симеона Юрьев. на рч. Воржу), 216 (Платежная 1633 г. в кормовых деньгах), 425 (Духовн. 1626 г. Юрия Токмакова); “Собр. госуд. грам. и договор.», 1819 г., II, 59 (освящ. собор 1589 г.; игум. Никон); I, 147 (Духовная грамота 1509 года князя Димитрия Иоанновича), 200 (Духовн. собор 1580 г. о недвижим. собств. м-рей; игум. Андреян); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 211 (основ.); VII, 173 (житие преп. Дионисия, описан. иноком Иринархом, около 1495 г.), 527 (игум. Иона); “Известия Археол. Общ.», 1865 г., V, 91 (списки иконописн. XVII ст); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. докумен., 62, 15 (Промем. 1723 г. о колич. двор. в вотч. и об оклад. госуд. сборов); “Чтения в И. Общ. ист.», 1848 г., VI, смесь, 43 (опись книгам XVII ст.); 1860 г., Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 679 душ крест.); 1875 г., II, смесь, 56 (в 1831 г. принял иночество Игнатий Брянчанинов) ; 1876 г., IV, Отд. 2, 112 (воспомин. архим. Пимена); “Полн. собр. лет.», VI, 48 (игум. Никон, с 1502 г. еписк. Перм.); VIII, 242 (тоже самое); “Дворцов. разряды», III, 653 (встреча вселен. патриархов 1666 г.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 345 (в 1700 г. имел крест. 164 двор.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», II, ч. 1, 549 (в 1722 г. в вотчине м-ря состояла дер. Шары), 895 (деревни м-ря в 1722 г., поставлявшие под Государя подводы); III, прилож., LXXIV, XXV (имел в Вологод. уез. Крестьян в 1678 г. 164 двор., в 1710 г. 84); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 287 (дозорн. книга 1616 г. вотчинн. владений м-ря); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.», I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память преп. Дионисия 1 июня); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1789 г., V, 107 (Дионисий свят. на Глушице упоминается в духовной кн. Дм. Ив. Углицкого, около 1509 г.); “Русск. истор. Библиот.», II, 596, 164 (в 1635 г. Глушицкого м-ря черный поп Питирим назначен в распоряж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

То, что они дали название этой часовне, а потом и обители на горе Маковец – во имя Живоначальной Троицы – это было не только религиозное решение, но и политическое решение. Почему так важно было назвать обитель во имя Живоначальной Троицы. В то время русское общество было разобщено и назрела необходимость, чтобы вокруг московского великого князя Димитрия Ивановича собирались бы Русские Земли. Святая Троица в православном миропонимании – это и есть образец абсолютного единства. Христос говорит: «будьте едины как Я един с Отцом» (Ин.17,22). Таким образом, название обители во имя Живоначальной Троицы – это призыв к тогдашнему обществу единиться, не шарахаться друг от друга, не впадать в межкняжеские междоусобицы, в конфликты земель. Обитель преподобного Сергия призывает людей к тому, чтобы они собирались вокруг Москвы. Когда жители Нижнего Новгорода отказались принять волю московского князя Димитрия Иоанновича, известно, что преподобный Сергий спускается к  Нижнему Новгороду и там он настаивает на том, что они должны подчиниться московским властям. Он даже запретил служить литургию, он забрал антиминсы и сказал, вы не будете служить литургию, пока не признаете московские власти. Казалось бы, с точки зрения современной секуляризированной логики, что может быть выше литургии? При чем тут литургия и признание или непризнание московской власти? Но сознание средневекового человека другое, если люди не хотят признавать князя московского и всея Руси, это нарушение принципа соборности.  Они не могут совершать литургию по евангельскому определению. Ведь в Нагорной проповеди сказано: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя ( - в данном случае князь Дмитрий Иванович – О.С.), оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5,23-24). - В то время люди каждый текст Евангелия реализовывали в своей жизни. Преподобный Сергий благословляет князя Димитрия Иоанновича на борьбу с татаро-монгольским игом.

http://radonezh.ru/analytics/chto-my-zna...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010