Спустя два года после сих значительных приобретений в 1550 году Пешношский монастырь получил еще вотчину от Федора Ивановича Дудина-Тургенева, который для поминовения своих родителей и себя, отдал во владение монастырю сельцо Пруды, сельцо Щолково, деревню Обухову, и луг Дитятев, со всеми принадлежностями и угодьями, выпросив от монастыря для уплаты долгов своих 100 рублей, и дав на эту вотчину законное в том свидетельство 37 . Игуменство Св. Варсонофия ознаменовалось важным событием для монастыря. На другой год после славной победы и взятия Казани, именно в 1553, Царь Иоанн Васильевич, избавленный от тяжкой болезни, приближавшей его ко гробу, и вместе обрадованный рождением сына, во исполнение своего обета, предпринял с супругой и новорожденным благочестивое путешествие к знаменитейшим монастырям. Воздав благодарение Богу и поклонившись мощам Преподобного Сергия, Царь, на пути от Троицы к Кирилловскому монастырю, посетил и Пешношу 38 , осмотрел монастырь и совершил моление пред мощами Преподобного Мефодия. В 1554 году Царь Иоанн Васильевич после посещения Пешношской обители в знак своего к ней благоволения, пожаловал монастырю по духовному завещанию дяди своего Князя Юрия Иоанновича, ходатайствовавшего некогда в пользу монастыря пред Митрополитом Даниилом, дворцовое село Суходол с 25 деревнями и со всеми к ним принадлежащими землями и угодьями 39 . Вскоре после сего Царского благодеяния, оказанного Пешношской обители, она разлучилась с добрым и попечительным своим игуменом. Около этого времени учреждена новая Епархия в Казани; избранный по жребию в Епископы Св. Гурий отправился туда в сопровождении шести архимандритов, в числе которых без сомнения был и Варсонофий; по крайней мере известно, что он был при Гурии архимандритом основанного им Казанского Преображенского монастыря. В последствии Св. Варсонофий был Епископом в Твери, но оставив Епископство возвратился и там скончался в глубокой старости в 1576 году. Через 20 лет, именно в 1596 году, в царствование Федора Иоанновича, обретены нетленные его мощи, вместе с мощами Преподобного Гурия, первого Епископа Казанского и оба они церковью признаны Святыми. Память их совершается 4 октября 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так договорами начал юридически закрепляться новый порядок престолонаследия. Умирая, Великий князь Димитрий Иоаннович Донской мог сделать уже неслыханное до тех пор завещание: он благословляет своего старшего сына Василия Великим княжением, которое зовет своей отчиной. Притом Великому князю Василию был определен удел, почти равный уделам его братьев, взятым вместе, и выражена надежда, что сыновья перестанут давать выход в Орду. Василий Дмитриевич был продолжателем дела отца. Он присоединял к Москве удельные княжества, с оставшимися же еще удельными князьями заключал договоры о том, что они должны ему подчиняться и не искать Великого княжения. С Рязанским Великим князем договор был заключен от имени всех князей Московского княжества. В нем Московские князья делятся на младших и меньших братьев Великого князя. Младшими называются следующие по старшинству за Великим князем Василием Дмитриевичем его брат Юрий и их двоюродный дядя князь Владимир Андреевич, а меньшими – остальные. Рязанский Великий князь приравнивался к младшим братьям. К ним же был приравнен и Тверской Великий князь. Василий Дмитриевич заключил договоры и со своими родными «меньшими» братьями, по которым они обязывались после его смерти признать Великим князем его старшего сына. Младший брат Великого князя Юрий Дмитриевич не захотел, однако, признать нового порядка престолонаследия и решил добиваться Великого княжения после брата. Когда Великий князь Василий Дмитриевич в 1425 году скончался, оставив наследником десятилетнего сына, тоже Василия, митрополит Фотий известил об этом князя Юрия, оставшегося старшим в Великокняжеской семье, и пригласил прибыть в Москву. Юрий не пожелал подчиниться племяннику и пошел с войском на Москву. По поручению вдовы Василия Дмитриевича и московских бояр для переговоров с Юрием к нему в Галич выехал митрополит Фотий. Юрий не хотел отказаться от своих притязаний, и святой Фотий, не благословив ни Юрия, ни жителей Галича, выехал из него. По отъезде Митрополита в Галиче начался сильный мор, и Юрий был теперь уступчивее.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/b...

Из внуков Святого Князя Давыда Феодоровича, старший, удельный князь Ярославский Василий Ваилий, вместе с двоюродным братом своим (по матери) Дмитрием Донским, ходил походом на князя Тверского в 1375 году, а младший, князь Роман Васильевич, основатель города Романова, отличился в битве Куликовской. Внук князя Василия Васильевича, князь Александр Фёдорович, променял своему правнучатному племяннику Иоанну Великому княжение Ярославское на разные вотчины в великом княжении Московском в 1463 году. Двое двоюродных братьев его, князь Александр Иванович 123) и князь Яков-Воин Иванович 125), служили воеводами в войсках правнучатного брата своего Великого Князя Василия Темного, и оба убиты под Казанью, в битве на Арском поле, в 1455 году. Племянник их, князь Данило Васильевич, ходил, с московским войском, в 1469 году, против Казанцев и нанёс им поражение; сын его князь Давыд Данилович Хромый, был боярином князя Юрия Иоанновича (сына Иоанна Великого) и воеводою во многих походах. Внучатный брат его, князь Петр Семёнович Кривый, находился наместником в Вязьме, в 1529 году, а из двух сыновей его, старшей, князь Иван Петрович, был воеводою во Владимире на Клязьме в 1543 году, и в Василь-городе в 1556 году, а младший, князь Борис Петрович, убит на приступе при взятии Казани. Брат Святого Князя Феодора Ростиславовича, князь Глеб Ростиславович, был удельным князем Смоленским. Близкое соседство Литвы, быстро возвышавшейся под рукою великих и мудрых Государей дома Гедиминова, угрожало беспрестанною опасностию княжению Смоленскому. Тщетно правнук Глебов, последний удельный князь Смоленский Юрий Святославович старался, брачными союзами, отвратить опасность и приобрести дружбу двух могущественных соседей: Москвы и Литвы. Сестру свою Анну он выдал за Великого Князя Литовского Витольда Кейстутьевича, а дочь Анастасию, за князя Юрия Дмитриевича, брата Российского Великого Князя Василия Дмитриевича 71 ... Час княжения Смоленского пробил! Витольд, не обращая никакого внимания на близкие узы родства, овладел Смоленском в 1404 году, и князь Юрий Святославович бежал в Москву, а из Москвы хотел бежать в Орду, и кончил жизнь, в 1407 году, скитаясь в степях Рязанских.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

П.В. Долгоруков Князья Вяземские Князь Ростислав Мстиславович Смоленский, внук Мономахов, был родоначальником князей Вяземских, Ярославских и Смоленских. Мы помещаем родословие потомков его до разделения оного на различные фамилии. Здесь мы считаем нужным напомнить, что в некоторых родословных книгах генеалогия потомков князей Смоленских (то есть князей Козловских, Кропоткиных, Дашковых, дворян Татищевых, Еропкиных, Ржевских, Толбузиных, Травиных) написана с величайшими ошибками, так например там сказано, что князь Фёдор Константинович Фоминский, женившийся (по летописям русским, в 1342 году), на разведённой супруге Великого Князя Симеона Иоанновича Гордого, княжне Евпраксие Фёдоровне Смоленской- Дорогобужской, был внуком последнего удельного князя Смоленского Юрия Святославовича, изгнанного из Смоленска Витовтом (по летописям русским, в 1404 году) следственно внук женился бы 62 года прежде изгнания деда своего из Смоленска! Также написано, что князь Фёдор Фёдорович Ржевский был родным племянником вышеупомянутому князю Фёдору Фоминскому, между тем как из летописей мы видим, что князь Фёдор Ржевский прислан был, в 1315 году, от Иоанна Даниловича Калиты, из Москвы в Новгород, защищать новгородцев от князя Тверского, следственно правнук предводительствовал войском за 89 лет до изгнания прадеда своего из Смоленска. Также знаменитый боярин Александр Борисович Поля, предводительствовавший войсками Великого Князя Василия Дмитриевича, и Василий Юрьевич Татищ, открывший заговор в Новгороде против Великого Князя Василия Дмитриевича, показаны, Поля правнуком, а Татищ праправнуком князя Юрия Святославовича, при Великом же Князе Василие Дмитриевиче изгнанного Витовтом из Смоленска. Конечно, происхождение вышеупомянутых князей и дворян от удельных князей Смоленских не может подлежать никакому сомнению, потому, что в старинной России, прочие знатные роды, от Рюрика происходящие, никогда бы не позволили этим фамилиям не основательно выводить себя от Рюрика. А не только в бархатной книге, но и в частных родословцах, в старину столь многочисленных, все вышеупомянутые князья и дворяне беспрекословно призваны потомками Рюрика.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Αθνα, 2003. Τ. 2. Σ. 233-255; Skhirtladze Z. The Original Cladding of the Portaitissa Icon//Oriens Chr. 2005. Bd. 89. S. 148-219. Иером. Леонтий (Козлов) Связи И. м. с Россией Христос Всевидящи (Пантепопт). Икона. Сер. XVI в. (Иверский мон-рь) Христос Всевидящи (Пантепопт). Икона. Сер. XVI в. (Иверский мон-рь) Преподобномученики Акакий, Игнатий и Евфимий, с житием. Икона. Ок. 1818 г. (Иверский мон-рь) Преподобномученики Акакий, Игнатий и Евфимий, с житием. Икона. Ок. 1818 г. (Иверский мон-рь) Первые свидетельства источников об отношениях И. м. с Россией и о царских пожалованиях этой обители относятся к XVI в.: в 1582 г. Иоанн IV Грозный отправил в К-поль, в Иерусалим и на Св. Гору послов Ивана Мишенина, Трифона Коробейникова и Юрия Грека с милостыней на поминовение царевича Иоанна Иоанновича. Иверская братия (150 чел.) с игум. Аверкием получила тогда от Ивана Мишенина 300 р., а зависимые от мон-ря скиты (43 старца) - 12 р. Сумма пожалования была несколько меньше, чем переданная братии Великой Лавры, и более чем вдвое меньше полученной Ватопедом и Хиландаром (РГАДА. Ф. 52. Кн. 2. Л. 72-72 об.; Афонские мон-ри, их настоятели и братия в 1582 г.//ЧОИДР. 1897. Кн. 3. Отд. 4: Смесь. С. 23-25). Вскоре после этого ивириты побывали в России вместе с представителями др. афонских мон-рей, приезжавшими за милостыней и отпущенными из Москвы 17 марта 1586 г.: об отъезде иверских старцев Симеона, Матфея и Каллиста вместе с Охридским архиеп. Гавриилом и его спутниками (в т. ч. и свт. Арсением Элассонским ) через Смоленск и Оршу за рубеж говорится в проезжей грамоте царя Феодора Иоанновича, сохранившейся в составе «Посольской книги по сношениям с Грецией» (РГАДА. Ф. 52. Кн. 2. Л. 146 об.- 147). Несмотря на явно привилегированную роль Хиландара, Ватопеда и мон-ря вмч. Пантелеимона в связях с Россией, И. м. и его святыня, икона Божией Матери Портаитиссы, в XVI в. уже интересовали московитов, о чем свидетельствует текст «Сказания об иконе Богоматери Иверской», распространившийся в рус.

http://pravenc.ru/text/293365.html

Царствующего града Москвы святые 162. Святый и благоверный великий князь Даниил Александрович Московский и всея Руси чудотворец, преставися в лето 6811 месяца марта в 14 день Удельный князь Московский, младший сын св. Александра Невского, родоначальник Московских великих князей, отличался добрыми качествами великого отца своего. Построил на берегу реки Москвы деревянную церковь преп. Даниила СТолпника и при ней основал монастырь. Приняв схиму, ум. 4 марта 1303 года и погребен на погосте устроенной им обители. Открытие мощей последовало 30 августа 1652 года. Мощи почивают открыто в соборной церкви Московского Даниилова монастыря. 163. Святый и благоверный и великий князь Иоанн Данилович Калита преставися в лето 6848 месяца марта 31 день Сын св. Даниила, первый великий князь Московский, родился в Москве около 1283 года, вступил на престол великого княжения в 1328 году. Ум. схимником 31 марта 1340 года, погребен в основанном им Московском Архангельском соборе. Не канонизирован. 164. Святый благоверный великий князь и царь Димитрий Иоаннович Донской и Московский преставися в лето 6897 месяца маия в 9 день Сын великого князя Uoahha II Иоанновича, воспитанный святым митрополитом Алексием, утвержден ханом на великом княжении в 1361 году. Прославил себя победою над Мамаем 8 сентября 1380 года на Куликовом поле. Ум. в Москве 19 мая 1389 года; погребен в Архангельском соборе. Не канонизирован. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, власы кудреваты, брада с Николину, проста, ризы княжеския» (Филимонов, стр. 54). Житие в. кн. Димитрия Иоанновича написано вскоре после его смерти. Автор, по замечанию Ключевского, «начитанный книжник, писал его для какого-нибудь духовного лица. В характеристику князю допущены почти исключительно иноческия добродетели» (стр. 169–170). 165. Святый благоверный князь Димитрий Юрьевич Галичский Красный преставися в лето 7949 месяца сентября в 22 день Младший сын князя Юрия Галичского, внук Димитрия Донского, кроткий и набожный юноша. Обстоятельства, бывшие при кончине его 22 сентября 1440 года, были изумительны для современников (Барсуков, стр. 150 и 152); погребн в Московском Архенгельском соборе. Не канонизирован. 166. Святый и благоверный царь и великий князь Федор Иоаннович преставися в лето 7106 месяца генваря в 7 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

митр. Симона 60 , и, таким образом, на этом торжестве находились в одно и тоже время два епископа – Авраамий и Силуан, бывшие оба в свое время игуменами Угрешскими. Силуан епископствовал только три года и в 1496 году удалился на покой. В 1497 году в Августе месяце вдовствовавшая великая княгиня Рязанская Анна Васильевна, сестра Uoahha III приезжала в Москву посетить брата своего и была принята им с великим почетом. В день ее приезда великий князь, сопровождаемый детьми своими и любимым внуком своим Димитрием, окруженный вельможами и боярами выехал на всполье что за Болвановкою, а великая княгиня София – супруга Иоаннова, и сноха его, вдовствовшая вел. княгиня Елена, прибыли туда же, сопутствуемые боярынями и там встретили гостью. Великая княгиня Рязанская прогостила в Москве до праздника Крещения, и когда она собралась в обратный путь, великий князь отпустил ее с почестью и богатыми дарами и послал брата своего Юрия и бояр провожать ее за Москву до самого Угрешского монастыря. Здесь князь Юрий простился с сестрою, так как она спешила в Рязань на свадьбу дочери своей, уже сговоренной за князя Феодора Ивановича Бельского 61 . В духовной грамоте своей, писанной, как полагают, около 1508 или 1509 года Углицкий князь Димитрий Иоаннович, (дедом своим венчанный на царство и после того лишенный им престолонаследия и заключенный в темницу) просит великого князя, чтобы он «пожаловал душу помянуть, велел дати по душе вклады в различные церкви и монастыри и между прочим; к Спасу в Андроньев, на Симоново, к Спасу к Новому, к Николе на Угрешу и проч 62 . В 1519 году в Мае месяце великий князь Василий Иоаннович выехал из Москвы на Угрешу, а оттуда в Остров, где и прожил до Петрова заговения, по возвращении в Москву жил все лето до самой осени в селе Воронцове 63 . В 1520 году Февраля 14-го на место Митрофана епископа Коломенского (хиротонисанного в 1517 году из архимандритов Андроньевских и в 1518 году удалившегося на покой) митрополит Московский Варлаам посвятил игумена Угрешского Тихона 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН II (Санин; † 28.08.1515, Москва), архиеп. Ростовский и Ярославский. Сын мелкого волоцкого землевладельца И. Г. Санина († между 1475-1479), младший брат прп. Иосифа Волоцкого . В. от «юности сопребывал» с прп. Иосифом. Монашеский постриг принял от руки прп. Пафнутия Боровского († 1477), после пострига для духовного руководства был вручен, очевидно, прп. Иосифу, впосл. вспоминавшему об этом. В. поддержал брата в его намерении ввести общежительный устав в Пафнутиевом боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре . Поскольку планы прп. Иосифа встретили сопротивление со стороны братии, преподобный вместе с неск. иноками, среди к-рых был В., покинул обитель. Вместе с прп. Иосифом В. подвизался в Иосифовом Волоколамском в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре , где произошло разлучение братьев; позднее В. неск. раз посещал волоцкого игумена в его обители. О расставании прп. Иосифа и В. известно из письма Иосифа брату, написанного в период пребывания на первосвятительской кафедре митр. Зосимы , «осквернивъшаго святительский великий престол», т. е. в 1491-1494 гг. Прп. Иосиф призывал брата к совместной борьбе против ереси жидовствующих . Из послания становится известно, что В. в Москве говорил о еретиках с Суздальским еп. Нифонтом и вел. кн. Иоанном III Васильевичем . (Будучи в столице, В. узнал о чудесной помощи мч. Никиты «некоему человеку-поселянину», свидетельство об этом сохранил Иосифо-Волоколамский Патерик .) Не позднее 1502 г., когда влияние покровителей еретиков (снохи вел. князя Елены Волошанки и внука Димитрия Иоанновича ) при дворе вел. князя стало ослабевать, В. был поставлен игуменом Симонова Нового в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В июле того года В. получил новую жалованную грамоту от Иоанна III на владения обители. В. настоятельствовал в Симоновом мон-ре 4 года и за это время получил также жалованные грамоты на земли, находившиеся в уделах близких к прп. Иосифу князей - Юрия Иоанновича Дмитровского и Иоанна Борисовича Рузского. При В. в мон-ре подвизался его племянник, духовный писатель и книгописец инок Досифей (Топорков) .

http://pravenc.ru/text/149889.html

Валентина, собор прославился строгостью церковных служб. Владения А. с. В духовных грамотах вел. князей московских XIV в. сведений о земельных пожалованиях А. с. нет. Поскольку поминальные вклады первых вел. князей московских делались вещами и деньгами, есть основание предположить, что земельными владениями до XV в. А. с. не обладал. Возможно, самое раннее земельное пожалование А. с. (села в Московском у.) отражено в завещании кнг. Елены Ольгердовны, вдовы серпуховского и боровского кн. Владимира Андреевича, составленном ок. 1433 г. (Там же. С. 72). В 1-й пол. 40-х гг. XV в. кн. Дмитрий Юрьевич Шемяка пожаловал собору в качестве поминального вклада по душам своих ближайших родственников с. Клемятино с деревнями в Боровском у. Много земель было вложено в собор царем Иоанном IV: в 1564 г. после смерти брата Юрия царь пожаловал с. Андроновское в Лисине стане Калужского у., в 1582 г., после убийства сына Иоанна Иоанновича, царь передал в качестве поминального вклада самое большое из известных пожалований собору - с. Завидово с 65 деревнями, 17 пустошами и 2 займищами в Клинском у. (в 1599-1615 селом и деревнями временно владел архиеп. Арсений), вкладом Иоанна IV по душе убитого царевича являлись также земельные владения А. с. в Юрьев-Польском у., состоявшие из с. Фролищи, 21 деревни, 1 селища и 6 пустошей. По жалованной грамоте 1585 г. царя Феодора Иоанновича подмосковное с. Святые Отцы (Всехсвятское), 2 деревни и 7 пустошей переданы собору за поминание его отца царя Иоанна Васильевича (в 1599-1615 селом временно владел архиеп. Арсений). Последние пожалования земель (с. Ильинское с 24 деревнями и 135 пустошами в Кашинском у.) были получены собором в 1645 г. от царя Алексея Михайловича как поминальный вклад по царю Михаилу Феодоровичу. К сер. XVII в. обширные земельные владения А. с. находились в Боровском, Калужском, Кашинском, Клинском, Московском, Рузском и Юрьев-Польском уездах и являлись великокняжескими и царскими пожалованиями, а также вкладами удельных князей за поминание самих вкладчиков и их ближайших родственников. В XV - нач. XVII в. собор был освобожден от большинства налогов, протопоп с братией пользовались исключительно широким объемом податных льгот, к-рый может быть сравним только с привилегиями Троице-Сергиева мон-ря. Судебный иммунитет ограничивался изъятием из вотчинной юрисдикции дел о душегубстве, иногда о разбое и татьбе с поличным. Право собора на земельные владения было подтверждено жалованной грамотой императрицы Анны Иоанновны от 5 февр. 1737 г. В 1763-1764 гг. А. с. лишился своих вотчин, перешедших в ведение Коллегии экономии, к-рая на содержание 3 кремлевских соборов выплачивала 5868 р. (см. Секуляризация церковных имуществ ).

http://pravenc.ru/text/76446.html

Мраморный барельеф с Храма Христа Спасителя, хранится в Донском монастыре Тесные долголетние отношения связывали Димитрия Иоанновича и прп. Сергия Радонежского . Первое свидетельство о таких отношениях датируется 26 ноября 1374 г., когда игум. Сергий крестил Юрия - сына вел. князя, что, конечно, говорит о том, что вел. князь давно почитал знаменитого настоятеля. Происходило это в Переяславле Залесском, в который «отовсюду съехашася князи и бояре». Ряд исследователей предполагают, что именно на этом съезде было принято решение о войне с Ордой, не исключено, что духовный авторитет прп. Сергия сыграл в этом вопросе свою роль. Еще при жизни митр. Алексия племянник прп. Сергия прп. Феодор основал под Москвой Симонов монастырь . Обитель находилась под великокняжеским патронатом и получила от Димитрия Иоанновича ряд дарений (воды на Волге, соляные варницы у Соли Галицкой и там же с. Борисовское). Вероятно, великий князь был причастен и к основанию монастыря. В 1378 г., перед битвой на р. Воже, вел. князь посетил Троице-Сергиев монастырь и прп. Сергий Радонежский благословил его на борьбу с ордынцами. После кончины митр. Алексия преподобные Сергий и Феодор признали законным митр. Киприана и поддерживали с ним переписку (к ним свт. Киприан обращался с жалобами на действия вел. князя), что не могло не осложнить их отношений с вел. князем. Однако, сочувствуя Киприану, они не выступили против вел. князя, и Димитрий Иоаннович продолжал с большим уважением относиться к прп. Сергию. Когда свт. Дионисий Суздальский , вызвавший недовольство вел. князя, был задержан и заключен в тюрьму, он был освобожден по ходатайству преподобного. В том же 1379 г., когда Митяй (Михаил) отправился в Константинополь, прп. Сергий основал «повелением князя великого» по обету, данному Димитрием Иоанновичем перед битвой на Воже, Стромынский Успенский монастырь на р. Дубенке. Перед битвой на Куликовом поле, когда войско стояло на Дону, по летописным свидетельствам, «приспела грамота от преподобного игумена Сергиа и от святаго старца благословение...

http://drevo-info.ru/articles/25172.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010