Кар. V. 11 – 13. 14 В. к. Михаил Ярославич Тверской (1304 – 1319), как и Димитрий Иоаннович, по своем вступлении на великокняжеский престол, встретил сильного соперника в младшем удельном князе Юрие Даниловиче московском, который искал великого княжения владимирского. После продолжительной безуспешной борьбы с Михаилом Юрию удалось, наконец, достигнуть своей цели. Он успел склонить на свою сторону молодого хана Узбека, даже женился на его любимой сестре Кончаке и (1318 г.) прибыль в Россию с ярлыком на великое княжение владимирское в сопровождении ханского посла Кавгадыя. Михаил уступил Юрию; но последний хотел лишить его наследственной области и с сильным войском пошел на Тверь. В 40 верстах от этого города при селе Боршеневе произошел сильный бой, в котором Михаил остался победителем. Он даже взял в плен жену Юрия Кончаку, его брата Бориса, множество бояр и самого ханского посла. Пленный Кавгадый приехал во Владимир, и бывши принять Михаилом с честью, стал уверять его в своем расположении, клялся быть ему другом, во всем обвинял себя и Юрия и обещал покровительство в Орде, а сам в тайне строил против него ковы. Между тем Юрий явился с новою ратью. Михаил вышел против него, но по своему миролюбию предложил отдать спорное дело на суд хана, обязавшись в тоже время освободить пленников. К несчастью Канчака, жена Юрия, скоропостижно умерла, и враги Михаила распространили слухи, будто она была отравлена. Этими слухами воспользовались враги Михаила, чтобы очернить его в глазах Узбека, и, скоро прибыв в орду, они стали устроять погибель великого князя. Последний между тем, имее чистую совесть, спокойно жил во Владимире и медлил своим отправлением в Орду. Эту медленность Кавгадый представил хану в невыгодном свете, советовал ему послать против Михаила войско и уверял, что он никогда не явится в Орду. Но Михаил решился туда отправиться, хотя и был извещен о коварстве Кавгадыя; убеждения сыновей и бояр не могли остановить великого князя пожертвовать собою благу отечества. По прибытии его в Орду начался суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ Жилка (6.10.1481, Москва - 14.02.1521, Углич), кн. угличский, 3-й сын вел. кн. Иоанна III Васильевича от 2-го брака с Софией (Зоей) Палеолог, младший брат Василия III Иоанновича . 26 окт. 1481 г. был крещен во имя вмч. Димитрия Солунского. Впервые назван по имени в летописном известии о пире после приема литов. послов в мае 1492 г. В 1492-1503 гг. имя Д. И. фигурирует в дипломатической документации при передаче «поклонов» от Литовского вел. князя российскому монарху и его семье (с 1495 - в «челобитьях» от Литовской вел. кнг. Елены Иоанновны , дочери Иоанна III) и ответов рус. стороны. 13 янв. 1495 г. вместе с др. членами великокняжеской семьи Д. И. участвовал в проводах в Кремле кнж. Елены Иоанновны в Литву, в сент. присутствовал на церемониях, связанных с поставлением митр. Симона . В авг. и в кон. дек. 1497 г. Д. И. принимал участие в торжественной встрече и проводах вел. кнг. Рязанской Анны Васильевны (родной сестры вел. кн. Иоанна III), в февр. 1498 г.- в венчании «на великое княжение Владимирское и Московское» кн. Димитрия Иоанновича , внука. Вел. кн. Иоанн Васильевич отправляет сына Дмитрия в поход на Смоленск. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 624) Вел. кн. Иоанн Васильевич отправляет сына Дмитрия в поход на Смоленск. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 624) Арест вел. кн. Димитрия, внука, вместе с матерью кнг. Еленой Волошанкой в апр. 1502 г. и венчание вел. князем Василия III Иоанновича, ставшего соправителем отца, изменили ситуацию в стране. По-видимому, в это время Иоанн III определил уделы для младших сыновей. В соответствии с недавно установившейся традицией 2-му сыну, Юрию (Георгию) Ивановичу , предназначался Дмитров, 3-му - Углич (так надо понимать известие краткого Погодинского летописца об «отпуске на удел» в 1501/02 Юрия Ивановича и Д. И., т. к. в июне 1502 жалованные грамоты в Угличе еще выдавал вел. кн. Василий III; сообщение Погодинского летописца о передаче в 1499 Дмитрова Юрию, а Углича Д. И. недостоверно).

http://pravenc.ru/text/178609.html

159 VIII, 248; Соф. 1 -я, VI, 52, 53; Ник., VI, 180, 181. В Воскресенском своде запись дошла до нас с позднейшими добавлениями: так указаны места погребения самого великого князя Василия Иоанновича и князей Дмитрия Иоанновича Углицкого († 1521), Дмитрия Иоанновича, внука Uoahha III († 1509), Семена Ивановича, брата великого князя Василия III († 1518), Юрия Дмитровского († 1536) и Андрея Старицкого († 1587). Из того обстоятельства, что прибавки восходят дальше смерти Василия III, следует заключить, что они сделаны не ранее царствования Uoahha IV . Кроме того, в записи, вошедшей в Воскресенский свод, подробнее говорится о месте погребения царевича Петра. 161 VIII, 264; Ник., VI, 213– 215, буквальное сходство; в Соф. 2 -й, VI, 261, 262, из того же источника, но с некоторыми добавлениями, например, что на поле встречал святые иконы Крутицкий епископ Досифей; прекращение дождей поставлено в связь с принесением икон. 162 VIII, 265, 267; в Ник., VI, 217, 218, 220, 221, буквально сходно с Воскр. сводом. Что это вставка, доказательством служит то, что раньше описываются ноябрьские и февральские события, а потом следуют декабрьские и январьские известия. Вероятно, из церковных записей взяты известия о постройке Вознесенской церкви в монастыре, об освящении церкви во имя Леонтия Ростовского и об освящении Введенской церкви на Сретенской улице (Воскр., VIII, 265; Ник., VI, 216.) За чудесами, случившимися в июне и июле, идет описание дел, бывших в марте (там же, 268). 165 VIII, 261; Ник., VI, 208. Летописные погодные записи идут, главным образом, от 7028 до 7038 г. (Воскр., VIII, 269 – 273; Ник., VI, 224–286), за исключением описания похода в 7032 г. на Казань, взятого из разряда (VIII, 270; Ник., VI, 229:230). Укажем еще на двукратное появление одного и того же известия под 7016 г. – о посылке великим князем воевод воевать Литву (VIII, 249). 166 Воскр., VIII, 92; Соф. 2 -я, VI, 143, относить это событие к 6938 г. Сходство начинается со слов: «князь велики послал на него дядю своего князя Костянтина ... иде к Новугороду»; в Ник., V, 82 – 85, буквально сходно с Воскр. сводом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда как в первом к нему послании мы встречаем искренние, хота иногда и несколько резкие советы архипастыря об исправлении жизни, во втором послании мы находим уже менее резкости, но зато более основательности в суждениях; в то время как в первом послании случайно брошено несколько фраз о долге в высоте пастырского служения, во втором послании все это изложено более обязательно и главное – соединено с научно-богословскою аргументацию. Рассмотренные два послания м. Даниила к одному из современных ему епископов кроме своей прямой исторической ценности, заключающейся в сохранении для нас некоторых бытовых черт современной жизни высших русских иерархов, имеют некоторую историческую важность и в другом отношении. Их значение открывается при более точном определении отношений древнерусского митрополита к подведомым ему епископам. В своих посланиях Даниил прямо и прежде всего заявляет о своем праве и долге учить епископа и не затрудняется нисколько высказывать ему горькие и понято тяжелые для него истины. VI. Послание к Дмитровскому князю Юрию Ивановичу Князь Юрий (Георгий) Иванович, родной брат в. князя Василия Иоанновича родился в марте 1480 года. 1516 Он получил от отца себе в удел Дмитровскую область. 1517 Юрий Иванович рано познакомился с Волоколамского обителью и ее знаменитым настоятелем преподоб. Иосифом. Время еще ближе соединило князя и игумена. Движимый религиозными побуждениями и проникнутый чувством благоговения к Иосифу 1518 князь Юрий не мало благодетельствовал Волоколамскому монастырю 1519 . Благодеяния Юрия снискали ему особенную любовь Иосифа, который также и с своей стороны принимал благодетельное участие в затруднительных положениях Дмитровского князя. Незадолго до своей смерти Иосиф оказал величайшую услугу князю Юрию, которая может быть спасла его от смерти или от темницы. Юрий Иванович имел несчастье подать великому князю повод к подозрению в своей неверности. Отдано было уже приказание о поимке Юрия. Узнав о грозившей опасности Дмитровский князь отправился прямо в обитель преподоб.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Когда, в 1348 году, великий магистр Дусмер учинил набег на Литву, Наримунд спешил с войском на помощь брату своему Ольгерду, и утонул в реке Страве, во время битвы Стравинской, где литовцы разбиты был рыцарями. Еще при жизни своей, он отдал Орехов во владение сыну своему Александру, который, по кончине отца, возвратился в Литву, и получил от дяди своего Ольгерда, в пожизненный удел, землю Подольскую. Сын его Патрикей, удельный князь Звенигородский (на Днестре), согнанный с удела двоюродным дядею своим Великим Князем Витольдом, прибыл, в 1397 году, в Новгород с двумя старшими сыновьями своими, Фёдором и Юрием, а в 1408 году переехал в Москву, где Великий Князь Василий Димитриевич выдал дочь свою, Великую Княжну Анну Васильевну, за князя Юрия Патрикеевича 97 . Оба сына сего последнего, князь Василий Юрьевич и князь Иван Юрьевич, находились боярами при своём двоюродном брате, Великом Князе Иоанне Великом. Из трёх сыновей князя Ивана Юрьевича, был особенно известен средний сын, боярин князь Василий Иванович Патрикеев-Косый полководец мужественный, в последствии приявший сан иноческий с именем Вассиана. Оба сына князя Василия Юрьевича находились боярами: Иван Васильевич Патрикеев-Булгак и князь Даниил Васильевич Щеня; сей последний был одним из самых знаменитых русских полководцев; он покорил (в 1489 году), землю Вятскую; присоединил к Великому Княжению Московскому княжество Вяземское (в 1494 году); одержал (в 1500 году), знаменитую победу, на реке Ведроше, над литовским гетманом князем Константином Острожским, победу, где сам Острожский, полководец знаменитый, взят был в плен (битва на реке Ведроше являет ту замечательную игру судьбы, что войском московским предводительствовал потомок Великих Князей Литовских, князь Щеня, а войском литовским потомок Рюрика и Святого Владимира и ревностный поборник православия, князь Острожсшй). По кончине Иоанна Великого, доблестный князь Щеня стольже славно продолжал служить сыну и преемнику его Великому Князю Василию Иоанновичу: громил Казанцев и Крымцев; участвовал в окончательном присоединении, в 1508 году, к Великому Княжению Московскому земли Псковской, а в 1514 году, за год до своей смерти, этот ревностный сподвижник в деле единодержавия и величия России разбил, под Смоленском, польского военачальника начальника Юрия Соллогуба, и овладев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Так, у него просили благословения пред начатием войны с Литвою, которую митрополит благословил словами: «вы, государи, православные, пастыри христианству, тебе государю подобает христианство от насилия боронити, а нам за тебе, государя, и за твое войско Бога молити; зачинающего рать погубляется, а в правде Бог помощник» 503 . Но подобным фактам нельзя еще придавать особенно большого значения, в них скорее и естественнее всего можно видеть соблюдение простой религиозной формальности, унаследованной от древности. Положение м. Даниила в боярской думе отличалось более пассивным характером. Это видно из того уже, что он не мог защитить от происков бояр или по крайней мере облегчить судьбу Дмитровского князя Юрия Ивановича, постоянного благодетеля Волоколамского монастыря и человека, находившегося в самых близких отношениях с ним самим 504 . Юрий Иванович по подозрению в измене вскоре после смерти великого князя по интригам бояр взят был под стражу и закончил свою несчастную жизнь в темнице. Он умер в 1536 году 505 . В преследовании князя Юрия ясно проглядывает намерение бояр избавиться от лишнего члена царской семьи и тем достигнуть большей свободы в своих действиях и открыть широкий путь своему произволу 506 . Покончив с одним братом Василия Иоанновича и дядей молодого государя, бояре взялись за другого – младшего Андрея Старицкого. И здесь митрополиту Даниилу пришлось разыграть роль покорного слуги пред боярским синклитом и правительницей. Князь Андрей имел несчастье обнаружить свое неудовольствие на то, что ему не прибавили ничего к его уделу по смерти его старшего брата великого князя. С этим неудовольствием он поехал в Старицу. Правительница, узнав о питаемом Андреем неудовольствии, потребовала его в Москву. Князь Андрей со страхом явился в Москву и «бил челом великой княгине Елене отцом своим митрополитом Даниилом». Посредничество Даниила увенчалось успехом: Елена и князь Андрей объяснились между собой и последний уехал снова в Старицу, уверенный и в своей безопасности и в благосклонности к нему правительницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

В декабре 1533 года великий князь Василий Иоаннович скончался. Он оставил регентшей при 3-летнем наследнике, будущем Иоанне Грозном, его мать – Елену Глинскую. Даниилу Василий поручал опеку над Еленой и Иоанном, что заключалось в формальном поставлении его во главе боярской думы. Однако парадокс заключался в том, что Василий сначала с помощью Даниила лишил Русских митрополитов реального влияния и даже авторитета, а при кончине своей взвалил на Предстоятеля Русской Церкви такое тяжкое бремя правления, понести которое было под силу лишь личностям уровня св. Алексия, время которых давно минуло. Быть может, если бы Русскую Церковь возглавлял не Даниил, а кто-то другой, авторитет митрополичьей власти в такой ситуации еще удалось бы поднять. Но Даниил остался верен себе: привыкший угождать и интриговать, он неминуемо включился в борьбу боярских партий, и в итоге все закономерно окончилось его низложением. Власть Елены Глинской была слаба, начался период полнейшего боярского своеволия. Различные боярские партии боролись в думе за власть, а митрополит, не привыкший к самостоятельной деятельности, лишь пассивно решал, к кому из бояр примкнуть, чтобы удержаться. Митрополит стал потворствовать их самым неприглядным делам, желая заручиться поддержкой великой княгини Елены, ее фаворита – боярина князя Овчины-Оболенского и других сильных бояр. Так, например, Даниил не сказал ни слова в защиту Дмитровского князя Юрия Иоанновича, брата Василия III. Князь некогда много помогал Иосифо-Волоцкому монастырю, игуменом которого был Даниил, но даже память об этом не подвигла митрополита защитить опального Юрия, которого посадили в тюрьму и там уморили. Еще менее достойно повел себя Даниил в деле изведения другого брата Василия III – князя Андрея Иоанновича Старицкого. Митрополит, идя навстречу пожеланиям Елены и ее бояр, звал князя Андрея прибыть в Москву, обещая, как и в случае с Шемячичем, полную неприкосновенность. Мало того, Даниил угрожал князю церковным отлучением в случае неявки. Но Андрей уже прекрасно знал, с кем имеет дело, а потому ударился в бега, но был пойман и заточен в темницу.

http://sedmitza.ru/lib/text/436281/

Так договорами начал юридически закрепляться новый порядок престолонаследия. Умирая, Великий Князь Димитрий Иоаннович Донской мог сделать уже неслыханное до тех пор завещание: он благословляет своего старшего сына Василия Великим Княжением, которое зовёт своей отчиной. Притом Великому Князю Василию был определён удел, почти равный уделам его братьев, взятым вместе, и выражена надежда, что сыновья перестанут давать выход в Орду. Василий Дмитриевич был продолжателем дела отца. Он присоединял к Москве удельные княжества, с оставшимися же ещё удельными князьями заключал договоры о том, что они должны ему подчиняться и не искать Великого Княжения. С Рязанским Великим Князем договор был заключён от имени всех князей Московского Княжества. В нем Московские князья делятся на младших и меньших братьев Великого Князя. Младшими называются следующие по старшинству за Великим Князем Василием Дмитриевичем его брат Юрий и их двоюродный дядя, князь Владимир Андреевич, а меньшими – остальные. Рязанский Великий Князь приравнивался к младшим братьям. К ним же был приравнен и Тверской Великий Князь. Василий Дмитриевич заключил договоры и со своими родными «меньшими» братьями, по которым они обязывались после его смерти признать Великим Князем его старшего сына. Младший брат Великого Князя, Юрий Дмитриевич, не захотел, однако, признать нового порядка престолонаследия и решил добиваться Великого Княжения после брата. Когда Великий Князь Василий Дмитриевич в 1425 году скончался, оставив наследником десятилетнего сына, тоже Василия, митрополит Фотий известил об этом князя Юрия, оставшегося старшим в Великокняжеской семье, и пригласил прибыть в Москву. Юрий не пожелал подчиниться племяннику и пошел с войском на Москву. По поручению вдовы Василия Дмитриевича и московских бояр для переговоров с Юрием к нему в Галич выехал митрополит Фотий. Юрий не хотел отказаться от своих притязаний, и святой Фотий, не благословив ни Юрия, ни жителей Галича, выехал из него. По отъезде Митрополита в Галиче начался сильный мор, и Юрий был теперь ус­тупчивее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

М., 1965. Т. 10. С. 65). Наиболее ранними из известных документов о пожаловании обители населенных земель являются жалованные грамоты вел. кн. Юрия Даниловича 1317-1322 гг. на с. Борисоглебское во Владимире, а также села Весское, Васильевское (Васильково) и Улолское в Суздале (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. 126. Л. 392 об., 397; АСЭИ. М., 1964. Т. 3. 86). В кон. XIV - нач. XV в. св. кнг. Евдокия (в иночестве Евфросиния) дала В. Р. м. села Арбузово во Владимире и Баскаково в Суздале (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. 126. Л. 390, 396; ГВСМЗ ОР. Вкладная книга В. Р. м. В-5636/511. Л. 10 об.). В 1-й пол. XV в. вел. князья Василий I Димитриевич и Василий II Васильевич пожаловали В. Р. м. мельницу на р. Рпень, села Новгородское, Горицы и Ильинское близ Владимира (РГАДА. Ф. 248. Оп. 1. 126. Л. 375 об., 393, 393 об.; Вкладная книга. Л. 9 об.). В XVI в. были пожалованы вел. кн. Василием III Иоанновичем высокорецкие деревни и починки, царем Феодором Иоанновичем Новгородские луга по р. Рпень у Владимира и с. Шахово Московского у. Царь Михаил Феодорович на поминание матери старицы Марфы Иоанновны дал вотчину в Курмышском у. и благовестный колокол (Вкладная книга. Л. 11-13). Согласно переписным книгам 1678 г., за В. Р. м. числилось 1613 дворов в Московском, Владимирском, Юрьев-Польском, Суздальском и Муромском уездах; кроме того, мон-рю принадлежали вотчины в Алатырском, Казанском, Курмышском, Симбирском и Шацком уездах (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. 488. Ч. 1). Начиная с XVI в. В. Р. м. получал значительные вклады деньгами, вещами и продуктами. Царь Иоанн IV Васильевич по казненным и убитым в опричнину «опальным» людям дал в обитель 1150 р. и 10 ногайских кобылиц, поминальный вклад по царице Марии Темрюковне составил 70 р. В 1605 г. царь Борис Годунов пожертвовал 150 р. Колокол весом 300 пудов пожаловал в мон-рь в 1636 г. царь Алексей Михайлович . В 1678 г. царь Феодор Алексеевич «дал во святую церковь плащаницу большую». Крупными вкладчиками были Ростовский митр. Иона, передавший в 1606/7 г. в мон-рь вещей и денег на сумму 1750 р., Рязанский и Муромский архиеп.

http://pravenc.ru/text/154981.html

Придворные Кремлевские церкви Церковь Рожественская Праздник Рождества Богородицы 8 Сентября памятен победою Донского над Мамаем в 1380 году. Благочестивая супруга В. К. Димитрия Иоанновича Евдокия, без сомнения, желала увековечить знаменитый день Куликовской битвы сооружением храма в честь сего праздника на своем дворе. После нашествие Туктамышева и после кончины супруга своего, Евдокия в 1393 году, на месте деревянной церкви Лазарева Воскресения 810 построила каменную в честь Рождества Богородицы с приделом праведного Лазаря внутри, близ большаго алтаря, 811 украсила ее св. иконами, книгами, пеленами многоценными, серебряными и золотыми сосудами. В присутствии храмоздательницы, Великого Князя Василия и братьев его Юрия, Андрея, Петра и Константина, Митрополит Киприан, Февраля 1, освятил великим священием сию церковь , названную в летописи «зело чудною». В 1395 году внутренние ее стены чудно расписаны были Феофаном Гречином и Симеоном Черным с учениками. Другой летописец прибавляет, говоря об этой самой церкви, что в ней «на десной стране, идеже и доныне есть Воскресение Лазарево». 812 Едва прошло полвека сооружению сего храма, как его постигли разные бедствия, одно за другим: в 1445 году с него сломило бурею крест; в 1454 году проразил сию церковь ужасный гром, в 1473 г. она сгорела, а в 1480 г. внезапно ночью обрушились ее своды и побили св. иконы и множество сосудов в казне Великого Князя, которая, как видно, по обычаю того времени, хранилась под сводами этой церкви. После этого летописи нам не говорят, была ли она возобновлена, или оставалась разрушенною до 1514 года, когда, повелением Великого Князя Василия III Алевиз Фрязин построил на Государевом дворе церковь Рождества Богородицы с приделом праведного Лазаря. В современном описании свадьбы Вел. Князя Василия Иоанновича 1526 г. упоминается о церкви Рождества Богородицы, у которой тогда были хоромы Великия Княгини и решетка к оной из дворца от Спаса. 813 Как первоначальная церковь в течение столетия могла обветшать и притом она неоднократно испытала повреждения: то вероятно в 1514 году она была перестроена, или вновь сооружена на прежнем, или на другом месте, именуясь то по главному престолу, то по приделу и Рождественскою и Лазаревскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010