Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ († 12.08.1399, на берегу р. Ворсклы), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), старший сын вел. кн. смоленского Святослава (Севастиана) Иоанновича, брат кн. Георгия (Юрия) Святославича . В источниках Г. С. упоминается начиная с 1386 г., когда он вместе с отцом, кн. Георгием Святославичем и двоюродным братом кн. Иоанном Васильевичем участвовал в неудачном для смоленских князей походе с целью вернуть г. Мстиславль. 29 апр. 1386 г. в решающей битве на р. Вехре (совр. Вихра) перед стенами Мстиславля князья Святослав и Иоанн были убиты, а Г. С. и Георгий Святославич, получив серьезные ранения, попали в плен. На смоленский стол в мае 1386 г. литовцы посадили Георгия Святославича, Г. С. в качестве заложника был уведен в Литву. Исполняя условия мирного договора, заключенного в сент. 1386 г. Георгием Святославичем Смоленским, с одной стороны, и Владиславом (Ягайло) и Иоанном Скиргайло - с другой, Г. С. в 1390 г. выступил на стороне последних против Витовта, когда Витовт начал борьбу за литов. великокняжеский трон (по-видимому, Г. С. вернулся в Смоленск после заключения мирного договора в 1386). В боях на р. Вилия у сел. Вейкулишки под Вильно Г. С. вместе с др. русско-литов. князьями попал в плен к Витовту, к-рый в 1392/93 г. передал смоленский стол отпущенному для этой цели из плена Г. С., а его брата Георгия перевел в Рославль. В 1395 г. среди сыновей Святослава Иоанновича обострилась борьба за перераспределение владений в не подвластной Литве части Смоленского княжества. В сент. Витовт, объявив, что желает быть посредником и примирителем смоленских князей, пленил их во главе с Г. С. в своем шатре за стенами города, куда князья явились для переговоров, а затем занял Смоленск. По сведениям западнорус. летописей - Супрасльской (список 1520) и Слуцкой (список 20-х гг. XVI в.), косвенно оправдывающих Витовта, в 1395 г. будто бы наметился конфликт между вел. князем литовским и Г. С., к-рый «нача не в послушани быти», за что был лишен Смоленска (ПСРЛ. Т. 35. С. 65, 72).

http://pravenc.ru/text/165109.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИЛ ГРЕК Поставление Нила Грека во епископа Тверского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV. 232. Л. 703 об.) Поставление Нила Грека во епископа Тверского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F.IV. 232. Л. 703 об.) (Траханиот, † 30.03 (3.04).1521), еп. Тверской (1509-1521), автор посланий и переводов (?). Согласно Псковской I летописи, Н. Г. происходил из греч. рода Траханиотов. Известие об этом содержится в рассказе о приезде буд. вел. кнг. Софии (Зои) Палеолог из Рима на Русскую землю осенью 1472 г., однако в нем не говорится о прибытии Н. Г. вместе с ней из Италии («а боярин ея был великого князя Юрьи Малои Грек, а владыка тверскои Нил был того же роду» - ПсковЛет. Вып. 1. С. 74). Нельзя исключать, что Н. Г. приехал на Русь из одной из афонских обителей - Великой Лавры, Ватопеда или Иверона ( Иверского монастыря ) ( Брюсова. 1974. С. 183-184). Доказательством этого служило в т. ч. обилие сведений об этих монастырях в посланиях, принадлежавших перу Н. Г. (см. ниже). Исследователи не высказывали предположений о том, как именно был связан Н. Г. с семьей московских Траханиотов. Архивные находки, связанные с жизнью греч. общины Москвы в последние десятилетия XV - 1-й трети XVI в. (письмо Андрея Палеолога «юноше Эмануилу Траханиоту» от 7 нояб. 1475, см.: Матасова, Воробьёев. 2016), сделали возможным появление новой гипотезы о времени и обстоятельствах приезда на Русь Н. Г., который, возможно, имел мирское имя Мануил («Эмануил») Димитриевич Траханиот. Существование этой личности долгое время считалось недоказанным, хотя Д. М. Буланин предполагал его историчность ( Буланин Д. М. Мануил Дмитриевич//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 100). Согласно этой гипотезе, М. Д. Траханиот был одним из 2 известных сыновей придворного интеллектуала Димитрия Мануиловича Траханиота , а также племянником посла в Милан, Рим и Свящ. Римскую империю и переводчика вел. кн. Московского и всея Руси Иоанна III Васильевича Юрия Мануиловича Траханиота (Юрия Старого) и соответственно братом высокопоставленного чиновника вел. кн. Василия III Иоанновича - Юрия (Георгия) Димитриевича Траханиота (Юрия Малого).

http://pravenc.ru/text/2577635.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА Венчание вел. кн. Василия III Иоанновича и Елены Глинской. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 863) Венчание вел. кн. Василия III Иоанновича и Елены Глинской. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 863) (ок. 1508-1510 - 3.04.1538, Москва), вел. кнг., 2-я жена Московского вел. кн. Василия III Иоанновича , мать царя и вел. кн. Иоанна IV Васильевича , дочь служилого кн. Василия Львовича Слепого Глинского и Анны Якшич (из рода последних сербских деспотов). Время рождения Е. В. установлено в результате изучения ее останков. Отец буд. вел. княгини, участвовавший в мятеже, поднятом ее дядей кн. М. Л. Глинским против кор. польск. и вел. кн. Литовского Сигизмунда I Старого, в 1508 г. переселился в Россию из Литовского великого княжества . Е. В. упоминается в источниках с нач. 1526 г. Летописи отмечают, что после развода с 1-й женой, бездетной вел. кнг. Соломонией (см. София , прп., Суздальская), и ее ссылки 21 янв. 1526 г. вел. кн. Василий III женился на Е. В. Зимой 1528/29 г. великокняжеская чета совершила паломничество в почитаемые обители севера России, где просила молиться о «чадородии». 25 авг. 1530 г. у Е. В. родился сын Иоанн, а 30 окт. 1532 г.- Юрий (Георгий) Васильевич . Сохранившиеся письма Василия III Е. В. говорят о его привязанности к жене и детям. Во время поездок по стране он неоднократно брал их с собой. Нет никаких сведений об участии Е. В. в решении гос. дел при жизни супруга. Из Повести о болезни и смерти вел. кн. Василия III, первоначальный текст к-рой сохранился в составе Новгородского свода 1539 г., видно, что Е. В. не участвовала ни в подготовке нового завещания вел. князя, ни в совещании, на к-ром 3 дек. 1533 г. Василий III говорил с боярами «о устроенье земском, како бы правити после его государьства». Правда, 3 из своих ближайших думных советников - кн. М. Л. Глинскому, М. Ю. Захарьину и И. Ю. Шигоне Поджогину - вел. князь «приказав о своеи великои княгине, како еи без него быти и како к неи бояром ходити» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 3. С. 559). Позднее в ответ на вопрос Е. В., как ей жить после его смерти, Василий III ответил, что в завещании он предоставил ей такие же права, какие принадлежали ранее вдовым вел. княгиням. Круг бояр, к-рым Василий III поручил управление гос-вом, исследователи определяют по-разному, но они единодушны в том, что сразу после смерти вел. князя Е. В. не стала правительницей гос-ва. Характерно, что главное событие, происшедшее после смерти Василия III,- арест 11 дек. 1533 г. брата правителя дмитровского кн. Юрия (Георгия) Иоанновича и людей его двора большая часть источников связывает с инициативой бояр. В известиях Новгородского свода 1539 г. говорится о решениях, к-рые принимал вел. кн. Иоанн IV, «помысля» с матерью, митр. Даниилом и боярами.

http://pravenc.ru/text/189751.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕГ ИНГВАРЕВИЧ Преставление блгв. вел. кн. Рязанского Олега Ингваревича. Фрагмент Миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. 30–1. Л. 13 об.) Преставление блгв. вел. кн. Рязанского Олега Ингваревича. Фрагмент Миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. 30–1. Л. 13 об.) (сер. 1200-х гг.- 20.03.1258, Рязань (ныне с. Ст. Рязань Спасского р-на Рязанской обл.)), блгв. вел. кн. Рязанский (1238-1258) (пам. 10 июня в Соборе Рязанских святых). Из рязанских Рюриковичей, отец св. блгв. вел. кн. Рязанского Романа Ольговича , племянник рязанского кн. Георгия (Юрия) Игоревича . Биография Основные сведения об О. И. сохранились в древнерус. летописях и синодиках, подтвердительной грамоте на владения рязанскому Ольгову во имя Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рю, выданной вел. кн. Рязанским Олегом (Иаковом) Иоанновичем , а также в поздних памятниках агиографии. Родился в семье рязанского князя (с 1217) Ингваря Игоревича. Отец О. И. умер до 1237 г. ( Романов. 1940. С. 215), по данным В. Н. Татищева, - в 1235 г. ( Татищев В. Н. История Российская. М., 2003. Т. 3. С. 230). Существует также т. зр. (без к.-л. аргументации и опоры на источники), что он скончался в 20-х гг. XIII в. (Рассказ о преступлении рязанских князей/Подгот. текста, пер. и коммент.: Д. С. Лихачёв//БЛДР. Т. 5. С. 464). Татищев называл братом О. И. Георгия (Юрия); в списках родословных книг сер.- 2-й пол. XVI в. включено имя старшего брата О. И.- кн. Романа Ингваревича (РИИР. Вып. 2. С. 80. Л. 6; РГБ ОР. Ф. 256. 349. Л. 291; ПСРЛ. Т. 7. С. 423). Наличие у кн. Ингваря Игоревича 3 сыновей вызывает ряд сомнений. Это связано с тем, что их список сложился благодаря своеобразному отражению в летописных сводах XV-XVI вв. рассказа о событиях 1237-1238 гг., в к-ром упоминаются «князи же Рязаньстии Гюрги, Инъгворовъ братъ, Олег, Роман Инъгоровичь» (т. е. Юрий Игоревич и 2 его племянника - О. И. и Роман; см. запись ок. 1330 г. Синодального списка НПЛ старшего извода - Новгородская харатейная летопись/Изд.: М. Н. Тихомиров. М., 1964. С. 247. Л. 121; ПСРЛ. Т. 3. С. 74). Постепенно дядя и 2 племянника «превратились» в 3 братьев (см.: ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 514; Т. 6. Вып. 1. Стб. 288; Т. 7. С. 139; Т. 10. С. 105; Т. 18. С. 54-55; Т. 25. С. 126-127).

http://pravenc.ru/text/2578291.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЙ ГЕОРГИЕВИЧ Красный (ок. 1415, Звенигород? - 22.09.1440, г. Галич Мерский), св. (пам. 23 сент., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), кн. галичский и бежецкий, 4-й сын кн. Георгия (Юрия) Димитриевича и кнг. Анастасии Георгиевны, младший брат кн. Дмитрия Георгиевича Шемяки. Князья Димитрий Красный и Дмитрий Шемяка получают во Владимире весть о кончине отца. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 441 об.) Князья Димитрий Красный и Дмитрий Шемяка получают во Владимире весть о кончине отца. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV. 225. Л. 441 об.) Возможно, Д. Г. был назван в честь деда - вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского. (Сообщение Минейной редакции Жития прп. Григория Пельшемского о том, что прп. Григорий крестил сыновей кн. Георгия Димитриевича, т. е., возможно, и Д. Г., недостоверно.) Д. Г. рано лишился матери, умершей в 1422 г. Почти вся его жизнь пришлась на время борьбы московских и галичско-звенигородских князей за великокняжеский стол, в к-рую он, принадлежа к великокняжескому дому, был втянут. В 1425 г. Д. Г. вместе с отцом, отказавшимся после смерти вел. кн. Московского Василия I Димитриевича принести присягу своему племяннику, 10-летнему Василию II Васильевичу , уехал из Звенигорода в сев. центр княжения - Галич. Одним из пунктов договора, заключенного Василием II и Георгием Димитриевичем между 25 апр. и 28 сент. 1433 г., после возвращения Василия II в Москву, была передача Д. Г. Бежецкого Верха с волостями (кроме тех территорий, которые ранее принадлежали угличскому кн. Константину Дмитриевичу ). Зимой 1433/34 г., когда войска Василия II осадили Галич, кн. Георгий Димитриевич (по-видимому, вместе с Д. Г.) уехал на Белоозеро, поручив оборону города старшим сыновьям - Василию Косому и Дмитрию Шемяке. Василий II не смог захватить Галич и, разорив посад и окрестности, вернулся в столицу. Д. Г. принял участие в ответном походе отца на Москву, в марте 1434 г. галичско-звенигородское войско вошло в сдавшуюся после недельной осады столицу. Через нек-рое время Георгий Димитриевич направил Дмитрия Шемяку и Д. Г. в поход на Н. Новгород, где тогда находился Василий II. В дороге братьев настигло известие о кончине отца 5 июня 1434 г. Согласно духовной грамоте Георгия Димитриевича, Д. Г. получил в удел Галич и Вышгород.

http://pravenc.ru/text/178195.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ Поставление Михаила во епископа Смоленского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 181) Поставление Михаила во епископа Смоленского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 181) († 6.05.1402, Троице-Сергиев мон-рь), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396). Основные биографические сведения о М. сохранились в лаврентьевско-троицкой группе летописей, Житиях преподобных Сергия Радонежского , Кирилла Белозерского и свт. Стефана Пермского , а также в «Хожении», написанном мон. Игнатием Смольянином (о поездке митр. Пимена в К-поль). Принял постриг в Троице-Сергиевом мон-ре (см. Троице-Сергиева лавра ), в 1377-1383 гг.- был иеромонахом Симонова Старого московского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В Симоновом мон-ре по поручению игум. прп. Феодора (см. Феодор, свт. , архиеп. Ростовский) стал наставником прп. Кирилла Белозерского. Мнение, что М. был учеником прп. Феодора ( Никон (Рождественский). 1904. С. 211), источниками не подтверждается. Зимой 1383/84 г. был хиротонисан в Москве митр. Пименом во епископа Смоленского одновременно со свт. Стефаном, ставшим епископом Пермским (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 149). Его предшественник еп. Даниил вынужден был покинуть Смоленскую кафедру и уехать в Москву, и с 1382/83 г. Даниил пребывал в Москве с титулом епископа Звенигородского. М. поддерживал политику Смоленского вел. кн. Святослава (Севастиана) Иоанновича, его детей Смоленских вел. князей св. блгв. Глеба Святославича и Георгия (Юрия) Святославича и племянника кн. Ивана Васильевича († 29 апр. 1386), направленную на независимость Смоленского вел. княжества от притязаний Литовского великого княжества (ВКЛ), а также на союз с Московским великим княжеством . 29 апр. 1386 г., после поражения и гибели старших представителей рода Смоленских великих князей в битве с литовско-рус. ратью на р. Вехре (ныне Вихра) под Мстиславлем, положение М. в Смоленске осложнилось. В 1388 г. он был вынужден выехать в Москву.

http://pravenc.ru/text/2563464.html

В Горицком мон-ре его сменил архим. Иона, который упоминается в 1521 г. ( Строев. Списки иерархов. Стб. 697). Во время своих поездок в Александровскую слободу и в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь Московский вел. кн. Василий III Иоаннович и его окружение неоднократно посещали Переславль-Залесский и его обители. Их внимание привлекал и новый П.-З. Д. м., где к этому времени прп. Даниил закончил строительство и, будучи горицким архимандритом, укрепил дисциплину среди братии. Строгое монашеское житие понравилось вел. кн. Василию III и его брату, угличскому кн. Димитрию Иоанновичу Жилке. В 1521 г., после смерти последнего, с разрешения правителя Москвы в состав владений П.-З. Д. м. было включено с. Будовское. В нач. 1525 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича прп. Даниил переселился из Горицкого мон-ря в П.-З. Д. м. Духовный и политический авторитет позволил прп. Даниилу с одобрения и при поддержке вел. князя начать ввод общежительного устава в П.-З. Д. м. В 1525 г. настоятель поддержал решение правителя Москвы развестись с 1-й женой. Будучи великокняжеским духовником, в 1530 г. прп. Даниил участвовал в крещении буд. царя Иоанна IV Васильевича Грозного, а в 1532 г.- его младшего брата, Георгия (Юрия) Васильевича Глухого. Основная часть вотчин обители была сосредоточена в Переславль-Залесском и Владимирском уездах. Начиная с 1525 г. большинство жертвователей в П.-З. Д. м. происходили из числа детей боярских Государева двора, местных землевладельцев и купцов. Средства на расширение монастырского землевладения складывались из денежных вкладов и крупных сумм, полученных прп. Даниилом от торговых операций и др. источников ( Будовниц. 1966. С. 340). В 1539 г. прп. Даниил инициировал обретение мощей блгв. кн. Андрея Переяславского в ц. свт. Николая Чудотворца, расположенной перед городскими воротами, а также убедил присланную из Москвы духовную комиссию в необходимости его прославления. Позднее к святыне съезжались многочисленные паломники.

http://pravenc.ru/text/2580004.html

Еп. Афанасий поставил в Переяславле прп. Сергия Радонежского (предварительно - во диакона и во священника) ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 324-325) в игумена основанного преподобным Троицкого мон-ря под Радонежем (см. ст. Троице-Сергиева лавра ). Вероятно, это случилось в 1353-1354 гг., в отсутствие на Руси свт. Алексия, уехавшего на поставление в К-поль ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 78), но не исключено, что во время 2-й поездки первосвятителя в столицу Византии, осенью 1355 г.- не позднее весны 1356 г. Вскоре после 26 нояб. 1374 г. прп. Сергий крестил в Переяславле родившегося в этом городе сына блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича будущего вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. С. 397-398; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 535). Переяславль в летописных сведениях кон. XIV в. уже не относится к Ростовской епархии (в сообщениях 1394 и 1396 гг. говорится о принадлежности Ростовским архиереям Ростова, Ярославля, Белоозера, Углеча Поля, Устюга и Мологи - Там же. С. 445; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381). Очевидно, уже сразу после кончины еп. Афанасия, в 1362 г., Переяславский у. входит в состав Митрополичьей области . Переяславским архимандритом, т. е. главой всего черного духовенства и монашества Переяславля, был Пимен , буд. митрополит всея Руси (1380-1389) (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 129); скорее всего он был настоятелем переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ( Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 281). Впервые переяславский архимандрит (Филимон) упоминается в договоре сыновей вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты 40-х гг. XIV в. (ДДГ. 2. С. 13). В марте 1374 г. св. митр. Алексий посетил Переяславль вместе с патриаршим посланником свт. Киприаном , также буд. митрополитом всея Руси (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 105). При Алексии (С. Б. Веселовский не исключал, что уже при св. митр. Феогносте ) митрополия всея Руси получила в Переяславском у. ряд владений: Романовскую волость, ряд сел и мон-рей, в частности Борисоглебский на Песках (см.: Веселовский С. Б. Феод. землевладение в Сев.-Вост. Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. С. 361-365). О пребывании Переяславля в составе епархии, управляемой митрополитом, свидетельствует грамота митр. Киевского свт. Фотия 1420 г. Горицкому мон-рю (АСЭИ. Т. 3. 94. С. 130), а также последующие грамоты XV - нач. XVI в., связанные с землевладением митрополичьего дома в Переяславском у. (см.: АФЗХ. Т. 1. 115-144. С. 109-129).

http://pravenc.ru/text/2580008.html

Наиболее значительным в жизни города стал 1374 год, когда князья во главе с Владимирским вел. кн. св. Димитрием Иоанновичем Донским провели т. н. Переяславский Собор. На нем было принято решение о вооруженной борьбе и об отказе от выплаты дани Мамаевой Орде. Другим важным событием стало рождение здесь 26 нояб. 1374 г., в день памяти св. Алипия Столпника и вмч. Георгия , буд. Владимирского и Московского вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича , к-рого крестил прп. Сергий Радонежский ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). М.; Л., 1950. С. 397-398). Вероятно, в этих событиях участвовал и настоятель П.-З. Н. м.; он хлопотал перед вел. князем о льготах для своей обители, к-рые ей были необходимы после Третьей «Литовщины», когда захватчики разорили окрестности и посад Переяславля (Там же. С. 394). В кон. авг. 1382 г., во время Тохтамышевой рати, ордынцы вновь напали на город (Там же. С. 424), в дек. 1408 г., во время Едигеевой рати, ордынцы «взяша град Переславль и огнем пожгоша» (Там же. С. 468). По-видимому, в этот раз обитель пострадала наиболее сильно. К кон. XIV - нач. XV в. относится написание древнейшей из сохранившихся редакций Жития прп. Никиты Столпника ( Понырко. 1988. С. 307), необходимость в составлении которого могла возникнуть не только из-за местного почитания святого, но и из-за совпадения дня рождения представителя правящей московской династии Калитовичей с днем памяти св. Алипия Столпника. Оно могло вызвать значительный интерес к судьбе прп. Никиты Столпника. По-видимому, этим же объясняется поиск митр. Киевским свт. Фотием его мощей, к-рый, судя по времени выдачи святителем основной части переяславских актов, скорее всего был осуществлен в 10-х гг. XV в. Начавшаяся в доме Калитовичей династическая война в 1425-1454 гг. отвлекла власти от прославления местночтимого прп. Никиты Столпника. Новый период истории мон-ря связан с деятельностью прп. Даниила Переславского и его ученика свящ. Андрея (впосл. митрополит Московский и всея Руси Афанасий ).

http://pravenc.ru/text/2579996.html

В 1348 г. по поручению старшего брата И. И. во главе московской рати ездил в Вел. Новгород для отпора войскам швед. кор. Магнуса. Реальной помощи новгородцам он не оказал и вскоре вернулся в Москву. В 1352 г. И. И. участвовал в крупномасштабном походе князей Сев.-Вост. Руси во главе с вел. кн. Симеоном Гордым против Литовского вел. кн. Ольгерда и его союзников. В результате похода был заключен выгодный для правителей Москвы мир с Литовским великим княжеством , по условиям к-рого под власть Владимирского вел. князя вернулись правители Смоленского и Брянского княжеств. В 1353 г., во время эпидемии чумы, умерли вел. кн. Симеон Гордый, его сыновья и младший брат кн. Андрей, И. И. стал московским князем. Перед отъездом в Орду он перераспределил уделы в составе Московского княжества, нарушив условия завещания вел. кн. Симеона, по которому вдова последнего вел. кнг. Мария Александровна должна была унаследовать основную часть княжества. В результате действий И. И. под его непосредственную власть перешли города Можайск и Коломна вместе с рядом волостей, ему поступал сбор московской тамги (налога с торговых сделок). Для подтверждения своего права на московский стол И. И. отправился в Орду, рассчитывая там же получить ярлык и на великое княжение. Его соперником в борьбе за великокняжеский титул в Орде стал нижегородско-суздальский кн. Константин Васильевич, получивший поддержку Вел. Новгорода. Хан Джанибек решил продолжить политику хана Узбека и отдал ярлык И. И. В нач. 1354 г. новый вел. князь вернулся на Русь и 25 марта был торжественно возведен на великокняжеский стол во Владимире. В отсутствие И. И. рязанский кн. Олег Иванович отвоевал у московских князей г. Лопасня на правобережье Оки, в плен попал великокняжеский наместник Михаил Александрович. Ранее Лопасня вместе с рязанскими территориями по р. Протве была захвачена московскими князьями, что и стало одной из причин конфликта. Несмотря на то что новгородцы полтора года не признавали И. И. в качестве вел. князя, конфликт удалось решить мирным путем, и в 1355 г. в Вел. Новгороде появились наместники И. И. В том же году союзник Москвы бывш. служилый кн. Федор Глебович изгнал из Мурома своего дядю св. блгв. кн. Георгия (Юрия) Ярославича и при поддержке И. И. получил в Орде ярлык на Муромское княжество.

http://pravenc.ru/text/469778.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010