После написанного в самом начале сего синодика чина малой литии, поминовение начинается такими словами: «Помяни Господи вселенских патриарх. Благоверных Царей и Цариц, и благоверных Великих Князей и Княгинь. Преосвященных митрополитов. Боголюбивых архиепископов, и епископов, священно-архимандритов, и игуменов, и всего священническаго и иноческаго чина, праотец и отец, и братий наших, и иже зде лежащих, и повсюду православных христиан». После сего общего поминовения следуют имена святейших вселенских Патриархов, начинаясь с Исидора и оканчиваясь Николаем, потом Патриархов Московских и всея России; затем следуют имена Патриархов Антиохийских, Великих Князей всея России, Царей и Великих Князей Московских и всея России, Благоверных Цариц и Великих Княгинь, Благородных Царевичей и Благородных Царевен, Преосвященных Митрополитов всея России и Епископов. После сего записаны: род Ионы Архиепископа Вологодского и великопермского, род Измайловых, – Князя Алексея Воротынского, Рагозина, род Великого Господина, святейшего Кир Иосифа Патриарха Московского, род Окольничего Князя Василия Богдановича Волконского, стольника Деремонтова, Корнилия Митрополита Казанского и Свияжского, Илии Даниловича Милославского, Василия Бутурлина, Истомы Седельникова, Иоанна Нечаева Царевичев сына Боярского, Никифора Есипова, Владыки Тверского Захарии, Владыки Рязанского Варлаама, Феодора Левашева, Китоврасов, Хоненевых, Всеволоцких, Семена Васильевича Собакина, Стефана Лопухина , Иоанникия Федоровича Строганова, Андрея Игнатьевича Вельяминова, Петра Неелова, Андрея Безтужева, окольничего Никиты Пушкина, Иоанна Андреева Кайсарова, Лукиана Стефановича Стрешнева, Князя Романа Мещерского, Князя Дмитрия Михаиловича Пожарского, Князя Петра Михайловича Ухтомского, Князя Тимофея Иоанновича Шаховского, Иоанна Уварова, Князя Иоанна Бахтеярова Ростовского, Юрия Танеева, Иоанна Неклюдова, Феодора Опочинина, Башевых, Князя Бориса Петровича Татева, Князя Ромодановского, окольничего Феодора Леонтьевича Бутурлина, Князя Георгия, да брата его кравчего Князя Василия Янышевичев Сулешевых, Архипа Феодоровича Акинфова, Козьмы Зяблова, Моревых, Иоанна Сувороцкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

Осенью 1382 г., во время конфликта между Владимирским и Московским вел. кн. св. Димитрием Иоанновичем Донским и Киевским митр. свт. Киприаном , прп. Афанасий Старший поддержал святителя и вместе с ним через Киев уехал в К-поль. После этого Н. ушел из Серпухова в Троицкий мон-рь и был принят прп. Сергием в состав братии. Возможно, на это повлияли события кон. авг. 1382 г., когда во время нашествия Тохтамыша на Москву погибло большое число настоятелей обителей и др. представителей черного духовенства. Их должны были заместить в московских мон-рях выжившие опытные в монашеской жизни иноки, напр., из Троицкого мон-ря, на место к-рых могли быть приняты др. иноки, в т. ч. Н. В 1-й пол. 80-х гг. XIV в. Н. не входил в число ближайших учеников прп. Сергия. Его имя не упоминается среди имен иноков, бывших свидетелями прижизненных чудес прп. Сергия (таких как преподобные Исаакий Молчальник, Михей ). По-видимому, сближение Н. с игуменом произошло в последние годы жизни прп. Сергия, когда одни ученики преподобного Сергия, авторитетные старцы уже умерли (келарь прп. Илия ; † 29 мая 1384), другие (святители Феодор , архиеп. Ростовский, Михаил , еп. Смоленский) покинули обитель. Н. стал келейником игумена, затем был назначен келарем. Обретение мощей прп. Сергия Радонежского. Хромолитография. 1866 г. Обретение мощей прп. Сергия Радонежского. Хромолитография. 1866 г. В марте 1392 г., после ухода прп. Сергия в затвор, Н., по мнению В. А. Кучкина , стал исполнять обязанности настоятеля Троицкого монастыря ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 88; он же. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2003. 2(12). С. 127-130). Сведения из Жития прп. Сергия об этом событии подтверждаются вкладной грамотой Семена Федоровича Морозова, старейшего боярина Московского и Звенигородско-Галицкого вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича (крестника прп. Сергия), Троицкому мон-рю, в к-рой записано: «Дал есмь Святой Троици, и старцю Сергею, и игумену Никону з братьею половину свое варници и половину колодязя, что у Соли оу Галицские, что на Подолце» (АСЭИ. Т. 1. С. 27. 3). Ряд исследователей, однако, относит данную грамоту к более позднему времени - к 1-й четв. XV в. ( Арсений. 1884. С. 172; Веселовский. 1969. С. 198; Клосс. 1998. С. 66-67. Примеч. 75).

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Еп. Афанасий поставил в Переяславле прп. Сергия Радонежского (предварительно - во диакона и во священника) ( Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 324-325) в игумена основанного преподобным Троицкого мон-ря под Радонежем (см. ст. Троице-Сергиева лавра ). Вероятно, это случилось в 1353-1354 гг., в отсутствие на Руси свт. Алексия, уехавшего на поставление в К-поль ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 78), но не исключено, что во время 2-й поездки первосвятителя в столицу Византии, осенью 1355 г.- не позднее весны 1356 г. Вскоре после 26 нояб. 1374 г. прп. Сергий крестил в Переяславле родившегося в этом городе сына блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича будущего вел. кн. Георгия (Юрия) Димитриевича ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись. С. 397-398; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 535). Переяславль в летописных сведениях кон. XIV в. уже не относится к Ростовской епархии (в сообщениях 1394 и 1396 гг. говорится о принадлежности Ростовским архиереям Ростова, Ярославля, Белоозера, Углеча Поля, Устюга и Мологи - Там же. С. 445; ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 381). Очевидно, уже сразу после кончины еп. Афанасия, в 1362 г., Переяславский у. входит в состав Митрополичьей области . Переяславским архимандритом, т. е. главой всего черного духовенства и монашества Переяславля, был Пимен , буд. митрополит всея Руси (1380-1389) (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 129); скорее всего он был настоятелем переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ( Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 281). Впервые переяславский архимандрит (Филимон) упоминается в договоре сыновей вел. кн. Иоанна I Даниловича Калиты 40-х гг. XIV в. (ДДГ. 2. С. 13). В марте 1374 г. св. митр. Алексий посетил Переяславль вместе с патриаршим посланником свт. Киприаном , также буд. митрополитом всея Руси (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 105). При Алексии (С. Б. Веселовский не исключал, что уже при св. митр. Феогносте ) митрополия всея Руси получила в Переяславском у. ряд владений: Романовскую волость, ряд сел и мон-рей, в частности Борисоглебский на Песках (см.: Веселовский С. Б. Феод. землевладение в Сев.-Вост. Руси. М.; Л., 1947. Т. 1. С. 361-365). О пребывании Переяславля в составе епархии, управляемой митрополитом, свидетельствует грамота митр. Киевского свт. Фотия 1420 г. Горицкому мон-рю (АСЭИ. Т. 3. 94. С. 130), а также последующие грамоты XV - нач. XVI в., связанные с землевладением митрополичьего дома в Переяславском у. (см.: АФЗХ. Т. 1. 115-144. С. 109-129).

http://pravenc.ru/text/2580008.html

В 1348 г. по поручению старшего брата И. И. во главе московской рати ездил в Вел. Новгород для отпора войскам швед. кор. Магнуса. Реальной помощи новгородцам он не оказал и вскоре вернулся в Москву. В 1352 г. И. И. участвовал в крупномасштабном походе князей Сев.-Вост. Руси во главе с вел. кн. Симеоном Гордым против Литовского вел. кн. Ольгерда и его союзников. В результате похода был заключен выгодный для правителей Москвы мир с Литовским великим княжеством , по условиям к-рого под власть Владимирского вел. князя вернулись правители Смоленского и Брянского княжеств. В 1353 г., во время эпидемии чумы, умерли вел. кн. Симеон Гордый, его сыновья и младший брат кн. Андрей, И. И. стал московским князем. Перед отъездом в Орду он перераспределил уделы в составе Московского княжества, нарушив условия завещания вел. кн. Симеона, по которому вдова последнего вел. кнг. Мария Александровна должна была унаследовать основную часть княжества. В результате действий И. И. под его непосредственную власть перешли города Можайск и Коломна вместе с рядом волостей, ему поступал сбор московской тамги (налога с торговых сделок). Для подтверждения своего права на московский стол И. И. отправился в Орду, рассчитывая там же получить ярлык и на великое княжение. Его соперником в борьбе за великокняжеский титул в Орде стал нижегородско-суздальский кн. Константин Васильевич, получивший поддержку Вел. Новгорода. Хан Джанибек решил продолжить политику хана Узбека и отдал ярлык И. И. В нач. 1354 г. новый вел. князь вернулся на Русь и 25 марта был торжественно возведен на великокняжеский стол во Владимире. В отсутствие И. И. рязанский кн. Олег Иванович отвоевал у московских князей г. Лопасня на правобережье Оки, в плен попал великокняжеский наместник Михаил Александрович. Ранее Лопасня вместе с рязанскими территориями по р. Протве была захвачена московскими князьями, что и стало одной из причин конфликта. Несмотря на то что новгородцы полтора года не признавали И. И. в качестве вел. князя, конфликт удалось решить мирным путем, и в 1355 г. в Вел. Новгороде появились наместники И. И. В том же году союзник Москвы бывш. служилый кн. Федор Глебович изгнал из Мурома своего дядю св. блгв. кн. Георгия (Юрия) Ярославича и при поддержке И. И. получил в Орде ярлык на Муромское княжество.

http://pravenc.ru/text/469778.html

войсками вел. кн. Василия III Иоанновича имена Г. С. и Федора были внесены в великокняжеский синодик (РГАДА. Ф. 375. 89. Л. 1 об.). В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. рассказы Никоновской летописи (создана в 20-х гг. XVI в.) о борьбе Г. С. с Витовтом за Смоленск, о злодеянии, совершенном Г. С., о покаянии и о последующей богоугодной жизни князя были после переработки включены в Степенную книгу. В XVII-XVIII вв. рассказ об убийстве Г. С. кн. Симеона и кнг. Иулиании вошел в Житие блгв. княгини и в «Сказание о убиении святаго князя Симеона Мстиславича и целомудренные его княгини Иулиании и о князе Юрии Смоленском». Почитание Г. С. в Веневом мон-ре прослеживается со 2-й пол. XVII в. В 1698 г. юж. придел монастырского Никольского собора был освящен во имя вмч. Георгия; в XVIII - нач. XIX в. было украшено каменное надгробие князя. Очевидно, в 1-й пол. XVIII в. на основе Степенной книги было составлено краткое Житие Г. С., встречающееся в рукописных сборниках (напр.: РГБ. Ф. 209. 558, нач. XIX в.). После закрытия Венева мон-ря и преобразования Никольского собора в приходскую церковь (1782) был упразднен придел вмч. Георгия (1828), годом раньше обветшавшее надгробие Г. С. было заменено на деревянное. По наблюдениям Е. Е. Голубинского , в кон. XIX в. в Никольской ц. продолжали чтить память Г. С., на его гробнице служили панихиды. «В надписи, читаемой на гробнице князя Юрия и не особенно давно сделанной, совсем умалчивается об его злодеянии и говорится об его удалении из Торжка, что «преблагий Бог вложил в душу сего праведнаго оставить тщету века сего и искать место для спасения души его»» ( Голубинский. С. 343). В наст. время могила Г. С. утрачена. Ист.: ПСРЛ. Т. 3-35, 37, 39-43 (по указ.); Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время. СПб., 1892. С. 26-27; Скрипиль М. О. Лит. история «Повести о Иулиании Вяземской»//ТОДРЛ. 1940. Т. 4. С. 170-175; ДДГ. 54. С. 164; [Доп.] С. 484; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста.

http://pravenc.ru/text/164465.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МИХАИЛ Поставление Михаила во епископа Смоленского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 181) Поставление Михаила во епископа Смоленского. Фрагмент миниатюры из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 181) († 6.05.1402, Троице-Сергиев мон-рь), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396). Основные биографические сведения о М. сохранились в лаврентьевско-троицкой группе летописей, Житиях преподобных Сергия Радонежского , Кирилла Белозерского и свт. Стефана Пермского , а также в «Хожении», написанном мон. Игнатием Смольянином (о поездке митр. Пимена в К-поль). Принял постриг в Троице-Сергиевом мон-ре (см. Троице-Сергиева лавра ), в 1377-1383 гг.- был иеромонахом Симонова Старого московского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В Симоновом мон-ре по поручению игум. прп. Феодора (см. Феодор, свт. , архиеп. Ростовский) стал наставником прп. Кирилла Белозерского. Мнение, что М. был учеником прп. Феодора ( Никон (Рождественский). 1904. С. 211), источниками не подтверждается. Зимой 1383/84 г. был хиротонисан в Москве митр. Пименом во епископа Смоленского одновременно со свт. Стефаном, ставшим епископом Пермским (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 149). Его предшественник еп. Даниил вынужден был покинуть Смоленскую кафедру и уехать в Москву, и с 1382/83 г. Даниил пребывал в Москве с титулом епископа Звенигородского. М. поддерживал политику Смоленского вел. кн. Святослава (Севастиана) Иоанновича, его детей Смоленских вел. князей св. блгв. Глеба Святославича и Георгия (Юрия) Святославича и племянника кн. Ивана Васильевича († 29 апр. 1386), направленную на независимость Смоленского вел. княжества от притязаний Литовского великого княжества (ВКЛ), а также на союз с Московским великим княжеством . 29 апр. 1386 г., после поражения и гибели старших представителей рода Смоленских великих князей в битве с литовско-рус. ратью на р. Вехре (ныне Вихра) под Мстиславлем, положение М. в Смоленске осложнилось. В 1388 г. он был вынужден выехать в Москву.

http://pravenc.ru/text/2563464.html

Первым действием нового правления было торжественное собрание Духовенства, Вельмож и народа в храме Успенском, где Митрополит благословил державного младенца властвовать над Россиею и давать отчет единому Богу. Вельможи поднесли Иоанну дары, послали чиновников во все пределы Государства известить граждан о кончине Василия и клятвенным обетом утвердить их в верности к Иоанну. Едва минула неделя в страхе и надежде, вселяемых в умы государственными переменами, когда столица была поражена несчастною судьбою Князя Юрия Иоанновича Дмитровского, старшего дяди Государева, или оклеветанного, или действительно уличенного в тайных видах беззаконного властолюбия: ибо сказания Летописцев несогласны. Пишут, что Князь Андрей Шуйский, сидев прежде в темнице за побег от Государя в Дмитров, был милостиво освобожден вдовствующею Великою Княгинею, но вздумал изменить ей, возвести Юрия на престол и в сем намерении открылся Князю Борису Горбатому, усердному Вельможе, который с гневом изобразил ему всю гнусность такой измены. Шуйский увидел свою неосторожность и, боясь доноса, решился прибегнуть к бесстыдной лжи: объявил Елене, что Юрий тайно подговаривает к себе знатных чиновников, его самого и Князя Бориса, готового немедленно уехать в Дмитров. Князь Борис доказал клевету и замысл Шуйского возмутить спокойствие Государства: первому изъявили благодарность, а второго посадили в башню. Но Бояре, излишне осторожные, представили Великой Княгине, что если она хочет мирно царствовать с сыном, то должна заключить и Юрия, властолюбивого, приветливого, любимого многими людьми и весьма опасного для Государя-младенца. Елена, непрестанно оплакивая супруга, сказала им: «Вы видите мою горесть: делайте, что надобно для пользы Государства». Между тем некоторые из верных слуг Юриевых, сведав о намерении Бояр Московских; убеждали Князя своего, совершенно невинного и спокойного, удалиться в Дмитров. «Там, – говорили они, – никто не посмеет косо взглянуть на тебя; а здесь не минуешь беды». Юрий с твердостию ответствовал: «Я приехал в Москву закрыть глаза Государю брату и клялся в верности к моему племяннику; не преступлю целования крестного и готов умереть в своей правде».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Но мир между Еленой и них продолжался недолго. Явились новые клеветы на Андрея, последствием которых был новый вызов его в Москву. Предчувствуя опасность, и зная хорошо несчастную судьбу брата Юрия, Андрей не смотря на разные убеждения, боялся явиться в Москву. Между тем с целью окончательной погибели Андрея стали распространяться слухи о намерении Старицкого князя спасаться бегством. Тогда правительница и бояре для того, чтобы удобнее было привлечь Андрея в Москву, обратились к содействию духовной власти. В исполнение желания Елены и бояр Даниил отправил к князю Андрею с крутицким владыкою Досифеем наказ, в котором именем в. князя и своим собственным убеждал его явиться в Москву, причем заявлял, что он берет его «на свои руки», угрожая в противном случае церковным, отлучением 507 . На случай, если бы церковные кары не подействовали на князя, приняты были меры. Вместе с духовным, посольством высланы были по направлению к Старице сильные полки. Несчастный Андрей видел для себя очевидную опасность в том случае, если он поедет в Москву, поэтому решился искать спасения в бегстве, единственном средстве, которым он теперь мог располагать. Но Андрей не мог спасти себя. Он был пойман и подвергся участи одинаковой с участью своего брата Юрия. Он умер в заключении в 1537 году 508 . В преследовании князей Юрия и Андрея Елена была солидарна с боярами: он находилась в постоянном страхе за то, как бы власть не отошла из ее слабых рук и как бы ею не воспользовались братья ее мужа, которые не без основания могли заявлять свои права на участие в государственных делах. Вообще в правление Елены государственное значение м. Даниила, несмотря даже на то, что ему было препоручено умиравшим великим князем Василием Иоанновичем высшее наблюдение за всем государством и попечение о благе царского семейства, было ограниченно и слабо. При Василии Иоанновиче если ему приходилось иногда в угоду в. князю допускать нарушения церковных правил и изменять своим обещаниям, то по крайней мере за эти услуги он пользовался его благосклонностью и нисколько не думал опасаться за свое положение, которое было вполне безопасно и прочно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Царев старался не ставить пьесы, которые ему навязывали. Конечно, и при нем в Малом шли " рекомендованные " спектакли, но в то время избежать их не было никакой возможности. Соломин старается следовать завету Царева и вести театр своим курсом, не сворачивая в стороны. Правда, были годы, когда Юрий Мефодьевич не баловал, увы, своих почитателей новыми ролями. Большую часть времени он отдавал руководству театра, режиссуре, преподавательской деятельности в родном Щепкинском училище, работе в возглавляемой им Ассоциации русских драматических театров. Подступили и болезни. Сейчас Соломина можно увидеть в спектаклях " Царь Федор Иоаннович " , " Чайка " , " Дядя Ваня " и других. Безусловная актерская удача Юрия Мефодьевича последних сезонов - далекий от классического прочтения образ Фамусова в " Горе от ума " . Эта роль сыграна им виртуозно, с каким-то необычайным внутренним задором. Соломин-Фамусов - вовсе не старичок почтенного возраста в непременном халате и тапочках, а современный деловой человек. Он остроумен, живо реагирует на реплики Чацкого. Есть одна тема, прикосновение к которой сразу приводит Юрия Мефодьевича в необычное волнение: теплеет взгляд, добреет голос. Это тема актерской преданности своему делу, тема возвышенной и бескорыстной любви артиста к сцене. Сильно прозвучала она в соломинской постановке " Леса " Островского. Линия нищего, но благородного провинциального трагика Несчастливцева в этой пьесе противостоит пошлости и несправедливости окружающего мира. Эта тема все более набирает высоту по ходу спектакля, а в финале становится настоящим его апофеозом. Совсем иначе, но с той же пронзительной внутренней трогательностью звучит она и в спектакле " Таинственный ящик " - комедийно-водевильном действе, увлекательном и веселом. На агрессивное засилье американских мюзиклов в нашей столице Юрий Соломин ответил по-своему - старинным русским водевилем, где сыграл главную роль. Все это и многое другое говорит о непоколебимой вере Соломина в то, что его родной Малый театр, несмотря ни на что, был и остается кафедрой, вторым университетом, чья миссия - сеять в душах людей разумное, доброе, вечное.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Он любил порядок и довольство во всем, и потому заботился о приведении в известность всего того, чем тогда могла располагать русская митрополия. Главный источник содержания ее составляли земельные владения. Даниил позаботился о том, чтобы надлежащим образом прикрепить все наличные владения к своей кафедре. С этою целью он поручил составить сборник актов и разных дарственных записей московской митрополий, который бы мог служить самым неопровержимым источником законности каждого владения митрополичьей кафедры 305 . Мало того, Даниил прилагал не мало старания и к тому, чтобы по возможности и при всяком удобном случае увеличивать наличные владения своей кафедры. Этой экономической цели много содействовало внимание к нему со стороны великого князя и некоторых других князей. Сохранилось значительное количество жалованных грамот, данных митрополиту Даниилу от великого князя Василия Иоанновича 306 и его брата Юрия Ивановича, князя Дмитровского. 307 Наконец, Даниил в весьма значительной степени увеличил земельные владения митрополичьей кафедры путем денежной покупки земель. От него сохранилось много купчих грамот на разные поместья, села и деревни, при чем каждая заключенная по его приказанию купчая грамота одна присоединяла ко владениям митрополитов по нескольку сел и деревень. 308 Кроме того, митрополит иногда брал села в счет долга и за долг. 309 Вообще у Даниила заметно было стремление к увеличению своих денежных средств, благодаря которому он входил в разлад с некоторыми лицами. 310 Таков характер митрополита Даниила. Вскоре по вступлении Даниила на престол новому митрополиту представился случай обнаружить свои нравственный качества. В 1523 году по подозрению в измене вызван был в Москву уже в третий раз 311 последний представитель удельновечевого порядка Северский кн. Василий Шемячич. В первые два приезда свои в Москву Шемячич успешно оправдывался во взводимых на него подозрениях и возвращался назад с честью. В 1523 году на него возобновились подозрения в измене, последствием которых был третий вызов его в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010