Захудалость означала бедность некогда богатого семейства. Захарьины-Юрьевы с первой половины XVI века содержали большой двор в «элитном районе» Китай-города на Варварской улице и были ктиторами там же расположенного Знаменского монастыря, полностью содержали его за свой счет. Никита Романович и Анастасия Романовна, как и их родители, вовсе не были бедны, у них были большие вотчины под Костромой, на Ярославщине и в других местах России, по состоянию они относились к богатейшим семействам России. Уничижение самой Царицы Анастасии и ее рода, никак не опровергаемое по ходу сериала «Грозный», является клеветой и унижением защитников Российского Отечества, в том числе воевод Андрея Иоанновича Кобылы, Федора Андреевича Кошкина-Кобылина, Иоанна Федоровича Кошкина-Кобылина, Захара Иоанновича Кошкина-Кобылина, Юрия Захаровича Захарьина-Кошкина, Романа Захаровича Юрьева, Николая Романовича Захарьина-Кошкина. 0.3) в фильме показана сцена, где персонаж, изображающий Царя Иоанна Васильевича, после свадебного пира рассказывает с горечью своей супруге «Царице Анастасии Романовне», как в детстве его ненавидели и унижали бояре и как бояре с нетерпением ждали, когда умрет его мать Великая Княгиня Елена Васильевна, отравленная заговорщиками. Об этом боярском всевластии пишет сам Царь Иоанн Васильевич в своем Первом послании к Курбскому: «Нас же, со единородным братом, святопочившим Георгием, питати начяша как иностранных, или убо яко убожайшую чядь. Таковая же тогда пострадах во одеянии и в алчбе! Во всем воли несть; но вся не по своей воли и не по времени юности. Едино воспомянути: нам бо во юности детская играющим, а князь Иван Василевич Шуйской седит на лавке, локтем опершися об отца нашего постелю, ногу положа на стул; к нам же не приклонялся не токмо яко родительски, но ниж властельски, рабское же ниже начяло обретеся. И таковая гордения хто может понести? Како же исчести тако­вая многая бедне страдания, еже во юности пострадах? Многажды поздо ядох не по своей воли. Что же убо о казнах родительского ми достояния? Вся восхитиша лукавым умышлением» . («Нас же с покойным братом Георгием начали воспитывать, как иностранцев или как нищих. Какой только нужды ни натерпелись мы в одежде и в пище! Ни в чем нам воли не было; ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. Припомню одно: бывало, мы играем в детские игры, а князь Иван Васильевич Шуйский сидит на лавке, опершись локтем о постель нашего отца и положив ногу на стул, а на нас и не смотрит – ни как родитель, ни как властелин, ни как слуга на своих господ. Кто же может перенести такую гордыню? Как исчислить подобные тяжелые страдания, перенесенные мною в юности? Сколько раз мне и поесть не давали вовремя. Что же сказать о доставшейся мне родительской казне? Всё расхитили коварным образом» .)

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/25/...

П.В. Долгоруков Тучковы Предок их Борис Михаилович Морозов, потомок Михайла Прушанина в седьмом колене, (см. во второй части Российской родословной книги статью о князьях и графах Салтыковых), имел четырёх сыновей: 1) Василия, по прозвищу тучко (см. далее); 2) Ивана, по прозвищу тучко; 3) Семёна, по прозвищу брюхо († 1507) бывшего постельничим при великих князьях Иоанне Великом и Василие Иоанновиче; он женат был на дочери Ивана Ивановича Всеволожа; сын его Иван Семёнович Брюхов-Морозов († 1539) находился окольничими в правление великой княгини Елены Васильевны (управлявшей государством за малолетством сына своего Uoahha IV ), а внук Иван Иванович Брюхов-Морозов умер бездетным; и 4) Фёдора, по прозвищу брюхо, умершего бездетным. Иван Борисович Тучко-Морозов (см. выше) имел сына Василия Ивановича Тучкова, умершего бездетным, и дочь Ирину Ивановну, супругу боярина Юрия Захарьевича (она была прабабкою патриарха Филарета Никитича). Василий Борисович Тучков-Морозов (см. выше) находился боярином при Иоанне Великом († 1481); сын его Михайло Васильевич Тучков († 1534) был боярином при великом князе Василие Иоанновиче; имел четырёх сыновей: 1) Ивана, 2) Василия, 3) Михаила († 1567) бывшего окольничим при Царе Иоанне IV, и 4) Степана. Сей последний оставил также четырёх сыновей: Михаила, Ивана, Ермолая и Давыда. Двое Тучковых владели населёнными имениями в 1699 году. Праправнук Ермолая Степановича, Алексей Васильевич служил, при Екатерине Великой, инженер-генерал-поручиком, а при Императоре Павле был тайным советником и сенатором, потом действительным тайным советником и кавалером Святого Александра Невского; оставил пять сыновей, которые все пятеро с величайшим отличием служили на военном поприще: 1) Николай Алексеевич (рождение 1761 † в сентября 1812), генерал- лейтенант, Святого Александра Невского кавалер и командир 3-го пехотного корпуса, смертельно ранен был под Бородиным; 2) Алексей Алексеевич, генерал-майор (рождение 1766 † 1853), оставил двух сыновей: а) Алексея Алексеевича и б) Павла Алексеевича, ныне генерал-лейтенанта и кавалера Святого Александра Невского; 3) Сергий Алексеевич (рождение 1 октября 1767 † 3 февраля 1839), служил генерал-лейтенантом; 4) Павел Алексеевич (рождение 1776), служил генерал-майором в отечественную войну; потом был тайным советником и сенатором; ныне действительный тайный советник, государственного совета член, председатель коммиссии прошений и кавалер всех российских орденов; женат на Александре Петровне Неклюдовой; имеет сына Александра Павловича и трёх дочерей: Елену Павловну, за действительным статским советником Иваном Андреевичем Михайловым; Марию Павловну и Александру Павловну; 5) Александр Алексеевич (рождение 1777 † 26 августа 1812), генерал-майор, убит под Бородиным; от брака с Маргаритою Михайловною Ласунскою, рождённою Нарышкиною, имел одного сына, Николая Александровича (рождение 1811 † 1826).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

По летописям и актам известны 2 Рязанских епископа с именем Василий (соответственно 2-й и 4-й в общем списке Рязанских архиереев). Из них 1-й умер в 1294 г. (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1997. Стб. 484; распространенная в лит-ре датировка 1295 г. не учитывает, что статья 6803 г. в Лаврентьевской летописи - ультрамартовская - Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 121). 2-й был поставлен митр. св. Алексием в 1356 г. (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. М., 2000. Стб. 64), упоминается в грамоте свт. Алексия на Червленый Яр (АСЭИ. Т. 3. 313. С. 343-344) и скончался, если полагаться на летописный порядок перечисления епископов, поставленных свт. Алексием, до 1360 г. ( Приселков М. Д. Троицкая летопись: (Реконструкция текста). СПб., 20022. С. 406; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 123; Т. 18. С. 23). Т. о., кн. Юрий Ярославич, сведенный в 1354/55 г. с муромского княжения и вскоре умерший в заточении, не мог быть причастен к поставлению В. Однако составитель пространной редакции, вероятно, не случайно связал имена В. и муромского кн. Юрия, ведь последний был современником вел. кн. Олега Иоанновича (нач. 50-х гг. XIV в.- 1402), упомянутого в более ранней краткой редакции. Кроме того, употребляемое в краткой редакции название «Старая Рязань» также отсылает к эпохе вел. кн. Олега, т. к. это название возникло после основания «городка Олгова на усть Проне» (ПСРЛ. Т. 3. М., 2000. С. 476). Известно, что еп. Василий II получил многочисленные земельные пожалования и льготы в различных частях Рязанского княжества от вел. кн. Олега Иоанновича и его зятя - пронского кн. Владимира Димитриевича (АСЭИ. Т. 3. 314-315. С. 345-347; 319. С. 348; 322. С. 350-352). Следов., предание, отразившееся в сер. XVI в. в краткой редакции «Повести», имело в виду, вероятно, Рязанского еп. Василия, жившего в 1-й пол.- сер. XIV в., хотя исключить возможность соотнесения В. с еп. Василием кон. XIII в. все же нельзя ввиду сбивчивости и анахроничности предания (вопреки ему нет данных о том, что епископская кафедра располагалась в Муроме,- с самого основания в кон. XII в., а вовсе не в княжение св. кн. Глеба кафедра находилась в Рязани).

http://pravenc.ru/text/150489.html

Выезжая из Москвы Димитрий Иоаннович оставил супругу свою и детей Василия, Юрия и Ивана, на попечете воеводы Феодора Андреевича Свибла. Понятно, с каким нетерпением, с каким напряженным страхом и надеждою, Евдокия следила за движением наших полков! Скоро получено было известие, что великий князь со всем войском переправился чрез Оку в Рязанскую землю и пошел на бой против татар... И начали все скорбеть и сетовать, говоря со слезами: «зачем великий князь пошел за Оку? Если и сам он Божьей милостью спасен будет, то сколь многие из его воинов найдут верную смерть в предстоящей битве?... и скорбя о сем, безутешно плакали» 18 . Не в одной Москве, но и во всех городах, по словах летописца, раздавались сильные стоны, плач и рыдания. Всех безутешнее были женщины, которых мужья и сыновья пошли с великим князем за всю землю Русскую – на острые копья... Многие из них говорили себе: «бедные дети наши! Лучше бы вам не родиться на свет... тогда мы не испытали бы горькой печали о вашей бедственной участи! Зачем мы, родив вас, сделались виновницами вашей погибели?» 19 . Если была такова всеобщая скорбь русских, то великая княгиня Евдокия имела гораздо больше причин скорбеть о сомнительных следствиях похода. В лице Димитрия Иоанновича она могла потерять нежного супруга, попечительного отца малюток – детей и примерного государя, с потерею которого, при малолетстве сыновей его, отечество должно было подвергнуться новым смутам междоусобия. Укрепляемая верою в Господа и молитвами к Его Пресвятой Матери, она усугубляла свои молитвенные подвиги и с большею ревностью творила дела милосердия. Пророчество преподобного Сергия о счастливом исходе битвы, хотя и кровопролитной, конечно было не без известно Евдокии и много утешало ее в ее скорби. Сознание правости дела России и Димитрия, который, по собственным словам его, сказанным преподобному Сергию 20 , с своей стороны изведал все средства, чтобы избежать кровопролития, так же одушевляло ее надеждою, что Праведное Небо дарует христианам победу над неверными и ко благу России; сохранить ее супруга от предстоящих ему опасностей. И надежда Евдокии не была посрамлена: русские, укрепляемые небесною помощью, в день, посвященный празднеству Богоматери (8-го сент.), одержали над полчищами Мамая совершенную победу, и Димитрий Иоаннович чудесным образом исхищен был из рук самой смерти. Сохранение его жизни нельзя объяснить естественным образом. Известно, что великий князь, несмотря на увещания остаться назади, чтобы только наблюдать за сражающимися, впереди всех ринулся против врагов и мужественно сражался, как простой воин. Во время сражения одни видели его тяжело раненым, другие храбро отбивающимся от четырех Татар, третьи – сбитым с коня и возвращающимся с боя в ранах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Где отрекшиеся от мира с пострижением воспринимали второе крещение, там же издревле, по введенному обычаю, крещаемы бывали дети Государей Российских, вероятно потому, что В. К. Димитрий Донской принят от св. купели Святителем Алексием; по крещении, они возлагались на раку св. мощей его. В Чудов м. 1559 г. крещен был Митрополитом Макарием, в присутствии Царя Иоанна Васильевича, Василий, сын Князя Юрия Васильевича Московского, Углицкого и Калужского. Здесь же просвещены св. крещением дети Uoahha IV -го Царевичи: в 1554 г. Иоанн, в 1557 г. Феодор, а в 1556 г. Царевна Евдокия; восприемником их был Митрополит Макарий. В 1553 году здесь же и возрожден банею пакибытие Казанский Утемишь Гирей. Св. обитель сия прославлена крещением в ней Царя Алексия Михайловича в 1629 году и сына его Петра Великого 642 , в 1672 году, а в 1818, в день С. Пасхи, Наследника Российского престола, Великого Князя Александра Николаевича, который, по примеру порфирородных предков своих, возлагаем был венценосною Бабкою своей на раку Святителя Алексия. Император Николай, посвятивший ему трофеи Персидской и Турецкой войны, повелел возложить на раку его и медаль, выбитую в память ее. Начиная с Донского, Государи Русские нередко притекали в обитель Алексиеву на богомолье; всех чаще набожный Царь Феодор Иоаннович, который каждую неделю посещал все монастыри Московские; Борис Годунов беседовал здесь с Иовом Патриархом. В сырную неделю они обыкновенно приходили сюда для прощения, а в день празднования Святого Иерарха, к обедне; Царь Феодор Иоаннович даже и трапезовал с Чудовскими монахами. Один только Лжедмитрий в годичное свое царствование ни разу не был в этой обители, обличавшей прежнее его звание. Доныне Венценосцы Российские, по прибытии своем в Москву, притекают видом Архангела Михаила поклониться св. мощам основателя его. Не только Всероссийские Митрополиты и Патриархи Московские, но и вселенские Владыки, бывшие в древней столице, посещали великую и пречистую лавру. На память святого основателя ее, Патриархи совершали в ней божественную литургию и, при извещении больничных старцев, сами раздавали им милостыню 643 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Преображенская Нередицкая церковь в продолжение 757 лет подвергалась разным бедствиям во время разорений и пожаров. В 1383 году вместе с монастырем она пострадала от самих Новгородцев, жегших монастыри при нашествии Дмитрия Иоанновича Донского 1189 . В 1528 году введено в нем общежитие вместе с другими новг, монастырями 1190 . В 1544 году 12 мая, во время пожара «у каменной Преображенской церкви верх огорел до плеч», а вместе с нею сгорела и трапеза с церковию св. Троицы, кроме икон, которые успели вынесть 1191 . Впрочем, чрез три года храм был возобновлен, и 21 ноября 1547 года освящена была в Нередицах теплая Троицкая церковь 1192 . В 1582 году по писцовым книгам значилось: «монастырь Спасской Нередитцкой на реке на Малом Волховце. А на монастыре церковь Преображенье Спасово, каменной, да придел Никиты Столпника Переславсково чюдотворца, да другая церковь Троица Живоначальная древеная» 1193 . В 1611 году, во время шведского разорения, Нередицкий монастырь потерпел общую участь новгородских церквей 1615 года, в Нередицком монастыре значится опустелый каменный храм во имя Преображения Господня, другой в трапезе деревянный Троицкий храм, третий в приделе во имя Никиты Халкидонского 1194 . После шведского разо-рения, Спасо-Нередицкая церковь была возобновлена, и в 1617 году освящена, как свидетельствует надпись на оставшемся деревянном кресте: «водружен бысть крест сий в лето 6125 (1617) месяца августа в 6 день, на праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, при благоверном государе нашем царе и в. князе Михаиле Феодоровиче всея России и при боголюбивом митрополите Исидоре Великого Новаграда и Великих Лук Спасского Нередицкого монастыря при игумене Тихоне, при старце Ионе». Не смотря на все изменения и возобновления в монастыре, Спасо-Преображенская Нередицкая церковь осталась в целости. Причиною этому было то, что монастырь, как устроенный в. князем Ярославом Всеволодовичем, не был оставляем в запустении его преемниками и другими благотворителями. В нем проживали иногда князья, из коих напр. князь Афанасий Данилович новоторжский, брат в. князя Юрия Даниловича, здесь облечен в иноческий образ и здесь же 1322 года мирно кончил жизнь свою 1195 . Для святителей новгородских Нередицкий монастырь был местом их встречи и отдохновения (Новг. I лет. стр. 38). Подобно другим знаменитым монастырям, он был обогащаем разными вкладами. Усердною вкладчицею в XV век является Устинья Осипова, одарившая обитель землею и деньгами 1196 . Из прежних вкладов в монастырь доселе остаются: водосвятная медная луженая чаша 1602 года, колокол в 15 пудов 1607 года, напрестольное евангелие, приложенное царициным крестовым дьяком Иваном Шушериным в 1686 году. Кроме этих частных вкладов, Спасо-Нередицкий монастырь пользовался некоторыми правами, дарованными ему в грамотах от царей, начиная с Феодора Иоанновича до Петра Великого 1197 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В 1337 г. возобновилось противостояние И. Д. с кн. Александром Михайловичем, к-рый, получив от Узбека прощение, вернулся на тверское княжение и попытался восстановить прежнее влияние. В 1339 г. И. Д. ездил в Орду с 2 сыновьями, затем отправил туда всех сыновей. Одновременно у хана побывали Александр Михайлович и др. русские князья. 28 окт. 1339 г. Александр и его сын Федор по повелению хана были казнены в Орде. Зимой 1339/40 г. И. Д. участвовал в организации ордынско-рус. похода на Смоленск, признавший власть Литовского вел. кн. Гедимина (И. Д. в походе не участвовал). Перед кончиной И. Д. принял схиму (встречающееся в ряде источников указание на смерть вел. князя в 1341 ошибочно), похоронен в построенном при нем Архангельском соборе Московского Кремля. И. Д. был дважды женат. В браке с 1-й супругой Еленой († 1331) родились сыновья: Симеон Иоаннович Гордый - в 1317 г., Даниил - в 1319 г. (умер в младенчестве), Иоанн II Иоаннович - в 1326 г., Андрей - в 1327 г., а также дочери Мария и Фотиния. В браке с вел. кнг. Ульяной родились Мария и Феодосия. «Свт. Петр благословляет вел. кн. Иоанна построить в Москве каменную Успенскую церковь». Роспись Исаакиевского собора. 2-я пол. XIX в. Худож. Ф.Н. Рисс «Свт. Петр благословляет вел. кн. Иоанна построить в Москве каменную Успенскую церковь». Роспись Исаакиевского собора. 2-я пол. XIX в. Худож. Ф.Н. Рисс И. Д. значительно расширил владения вел. князя Владимирского. Ему удалось приобрести по ханскому ярлыку половину Ростовского княжества (в 1328 или в 1332). По-видимому, при нем в состав великого княжения вошло (также по ярлыку) Дмитровское княжество (скорее всего в результате поездки в Орду в 1336). И. Д. осуществил «купли» Галицкого (Галича Мерского), Угличского и Белозерского княжеств. О характере этих приобретений в историографии нет единого мнения. Наиболее вероятно, что И. Д. приобрел у местных князей их верховные суверенные права, в результате чего они перешли в статус служебных князей вел. князя Владимирского. Все территориальные приращения И. Д. осуществлял в пользу не Московского княжества, но великого княжества Владимирского, право распоряжения к-рым принадлежало хану. В отношениях с Ордой И. Д. в отличие от старшего брата, кн. Юрия, соблюдал полную лояльность (распространенное в популярной научной и художественной лит-ре представление, будто, ведя такую политику, он предполагал копить силы для последующего свержения монг. ига, почвы под собой не имеет). Он успешно использовал Орду для борьбы с политическими противниками, в первую очередь с тверскими князьями.

http://pravenc.ru/text/469776.html

1370 г. О. в сопровождении вел. кн. Тверского, а также вел. кн. Смоленского Святослава Иоанновича подошел с войсками с запада к границам Московского княжества. После неудачной осады Волока (Ламского) войска О. 6 дек. 1370 г. подступили к Москве и начали осаду Кремля, оборону которого возглавлял вел. кн. Димитрий Иоаннович. Одновременно в Перемышле, южнее Москвы (ныне село в Калужской обл.), находился серпуховской кн. Владимир Андреевич с войском, к которому вскоре присоединился Пронский вел. кн. Владимир Ярославич (Димитриевич) с рязанской «ратью». Это заставило О. заключить 14 дек. перемирие (вскоре скреплено браком дочери О. и кн. Владимира Андреевича) и уйти в ВКЛ. После того как хан Мамаевой Орды Мухаммед-Булак летом-осенью 1371 г. подтвердил Димитрию Иоанновичу его ярлык на вел. княжение Владимирское, ВКЛ вновь выступило на стороне вел. кн. Тверского Михаила Александровича (в нач. 1371 также получившего от Мухаммеда-Булака ярлык на вел. княжение Владимирское), возобновившего военные действия против вел. кн. Владимирского и его союзников. Весной 1372 г. кн. Кейстут, полоцкий кн. Андрей Ольгердович и др. литов. князья разорили окрестности Переяславля (Залесского), а затем совместно с вел. кн. Тверским, захватившим до этого Дмитров, совершили удачный поход на Кашин. В июле 1372 г. вел. кн. Михаил Александрович объединился под Любутском на Оке с О., выступившим в очередной поход вместе с вассалами и союзниками. Однако туда же вскоре подошел с войском вел. князь Владимирский. В результате О., не решившись на сражение, через послов заключил перемирие на срок с 1 авг. по 26 окт., по условиям к-рого вел. кн. Димитрий Иоаннович возвращал ВКЛ Ржеву Володимерову, а О. обещал не вмешиваться в московско-тверские отношения и не поддерживать вел. кн. Михаила Александровича в борьбе за вел. княжение Владимирское. Важнейшим направлением деятельности литов. князей в Юж. Руси была борьба за галицко-волынское наследство с Польшей и Венгрией (при участии Орды), начавшаяся после смерти последнего галицко-волынского князя Юрия II (Болеслава) в марте 1340 г.

http://pravenc.ru/text/2578375.html

А как нашлись и такие, которые возревновали построить себе тут же, вокруг храма, кельи и постричься в иноки, то преподобный согласился на это и основал (в 1508 г.) монастырь, который по имени его назван впоследствии Даниловым. Оставаясь сам в Горицкой обители, он ежедневно посещал свой «божедомский» монастырь, отправлял здесь церковную службу, наставлял иноков в подвижничестве и утешал, подкреплял их среди нужд, какие они на первых порах терпели. Братия Горицкого монастыря упросили преподобного быть их настоятелем и архимандритом, но он через девять месяцев оставил настоятельство и продолжал по-прежнему трудиться для своей новой обители. Великий князь Василий Иоаннович, посетив ее, нашел в ней скромную простоту во всем, порядок и благочиние, а в иноках благоговейность и умиление; был очень доволен и определил для нее ежегодное вспоможение. А при втором посещении повелел самому преподобному переселиться в эту обитель и ввести в ней общежитие, обещавшись оказывать ему всякое пособие. Старец исполнил волю государя, переселился (1511) в свой любимый монастырь и управлял им еще около тридцати лет. Скоро обитель Даниила начала процветать: ее средства увеличивались от разных пожертвований; он построил в ней каменный храм во имя Пресвятой Троицы, каменную трапезу и многие другие палаты; число братства в обители, возрастая постепенно, простиралось выше семидесяти; устав общежительный соблюдаем был в ней со всею строгостию. Средства обители преподобный употреблял и на пособия мирянам, и однажды во время голода он пропитал всех приходивших к обители в продолжение восьми месяцев, пока не настала новая жатва . Чтя особенно Даниила, великий князь Василий Иоаннович приглашал его в восприемника обоих своих детей — Иоанна и Юрия. Но, несмотря на такую честь, старец не переставал пребывать в глубоком смирении и наравне со всеми иноками разделял самые простые и черные работы в обители. Достигнув глубокой старости, он почувствовал изнеможение, оставил настоятельство, принял схиму и 7 апреля 1540 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435987/

I. Монастыри в средней полосе России К оглавлению Москва, местопребывание Русского митрополита, считала уже в себе до 15 монастырей и между ними: Чудов, Андроников, Симонов, Алексеевский. Теперь делаются в Москве известными еще 16 монастырей. Из числа их ко 2-й половине XV в. относятся: а) Богоявленский на Троицком подворье; это подворье находилось в Кремле близ великокняжеского дворца и подарено было еще Димитрием Иоанновичем Донским преподобному Сергию Радонежскому; в 1460 г. здесь сооружена каменная церковь Богоявления и около того же времени образовался монастырь под управлением игумена и в зависимости от Сергиевой лавры ; б) Новоспасский — устроен в 1462 г. на возвышенном берегу Москвы-реки, в четырех верстах от Кремля по воле великого князя Иоанна Васильевича III взамен монастыря Спасского, который еще со времен Иоанна Даниловича Калиты помещался в Кремле на самом великокняжеском дворе, а теперь переведен со всем своим штатом в монастырь Новоспасский ; в) Воскресенский на Высоком в Белом городе, упоминаемый в 1479 г., и г) Покровский в Садех, великокняжеский, в котором Иоанн Васильевич в том же году приказал построить новую деревянную церковь ; д) Спасский в Чигасах за Яузою, здесь в 1483 г. игумен Чигас заложил каменную церковь ; е) Николаевский на Угреши близ Москвы, упоминаемый с 1488 г., и ж) Козмодемьянский на Вражках за Яузою, упоминаемый в 1498 г. В продолжение XVI столетия в первый раз упоминаются в Москве монастыри: а) Покровский Лыщиков на Лыщиковой горе, который великий князь Иоанн III завещал в 1504 г. как свой великокняжеский сыну своему Василию; б) Георгиевский девич в Белом городе, основанный в 1-й половине XVI в. дочерью именитого боярина и воеводы Юрия Захарьевича Романова Феодосиею, теткою добродетельной Анастасии, первой супруги Иоанна Грозного ; в) Новодевичий на Девичьем поле, созданный великим князем Василием Иоанновичем в 1525 г. по обету, вследствие покорения Смоленска; г) Савин на том же Девичьем поле, существовавший уже при построении Новодевичьего монастыря и считавшийся в числе домовых монастырей митрополита; д) Введенский девич на Хлынове, в Белом городе, упоминаемый в 1536 г. ; е) Крестовоздвиженский на Острове, в Белом городе; ж) Ильинский на Ильинском крестце в Китай-городе и з) Николаевский на Драчах в Земляном городе, подвергшийся пожару в 1547 г. , и) Иоанновский девич на Кулижках в Белом городе, основанный, по преданию, царем Иоанном Васильевичем IV .

http://sedmitza.ru/lib/text/435987/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010