О посте в понедельник, говорит он, писано в правилах св. Иоанна Постника 1524 и равным образом в уставе Иерусалимском. По смыслу этих данных оказывается, что пост в понедельник употребляется в виде эпитимий, налагаемых иногда духовными отцами за некоторые более или менее важные грехи, и притом действие этого рода эпитимий простирается только на такие понедельники, в которые не случается праздников. Что же касается до настоящего праздника Успения Пресв. Богородицы, случившегося в понедельник, то в течение его вовсе не должно быть никакого поста не только для людей, не находящихся под эпитимиею своего духовного отца, но вообще для всех, следовательно и для несущих эпитимию. Вообще, заключает Даниил, в настоящий праздник всем дается разрешение «на масло и вино, и на сыры и яйца и на вся подобне ради пречистыя Богородицы». Нравственная связь Даниила с Юрием Ивановичем продолжалась и тогда, когда Даниил сделался митрополитом всей русской церкви. Об этом свидетельствуют и их посольские речи 1525 и еще более множество жалованных и разного рода льготных грамот, в разное время данных князем Юрием митрополиту Даниилу. 1526 Дальнейшая судьба Юрия Ивановича была несчастна. Политическое положение Юрия всегда было шаткое и ненадежное. Ни взаимные договорные грамоты 1527 ни ходатайства Иосифа Волоцкого не могли установить крепких уз истинного братства между Юрием Ивановичем и его старшим братом – великим князем. Василий Иоанович не особенно доверял преданности своего второго брата, и время от времени скреплял ее разными документами 1528 . Смерть Василия Иоанновича (3 Декабря 1533 года) имела для князя Юрия трагическое значение. Вскоре после смерти своего брата и вступления на престол Иоанна Васильевича он был заподозрен в домогательстве престола и 11 Декабря 1533 года был посажен в тюрьму. Заключение убило Юрия. Он прожил не долго в тюрьме и умер там 1536 года 1529 . VII Некоторые черты послания имеет и наказ митрополита Даниила, данный им Сарскому епископу Досифею и Филофею, архимандриту Симоновскому 1530 , к князю Андрею Старицкому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Вел. кнг. Елена Васильевна приказывает арестовать дмитровского кн. Юрия Иоанновича. Миниатюра из Лицевого Летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 76) Вел. кнг. Елена Васильевна приказывает арестовать дмитровского кн. Юрия Иоанновича. Миниатюра из Лицевого Летописного свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 76) Положение Е. В. заметно изменилось после событий авг. 1534 г. В это время из русских полков, стоявших на юж. границе, в Великое княжество Литовское бежали служилый кн. С. Ф. Бельский и окольничий И. В. Ляцкий, а с ними «многие дети боярские», из беглецов был задержан только кн. Б. Трубецкой. Вернувшиеся в Москву из полков воеводы князья И. Ф. Бельский и И. М. Воротынский с сыном Владимиром были арестованы по обвинению в желании «отъехать в Литву». Командующий войском кн. Д. Ф. Бельский, возглавлявший в конце правления Василия III Боярскую думу, был отдан на поруки, а его имущество переписано. В Москве был арестован кн. М. Л. Глинский, обвиненный в том, что он давал «зелье» Василию III во время его болезни, недолгой опале подверглись мать и братья Е. В. Чем были вызваны эти аресты и соответствовали ли обвинения действительности, остается неясным, однако именно после этих событий изменились формуляры великокняжеских повелений в летописных текстах: теперь вел. кн. Иоанн IV и его мать совместно принимают решения, «помысля» с боярами. После репрессий у власти остался тот круг советников, к-рый ведал гос. делами в годы правления вел. кн. Василия III. Др. результатом событий было возвышение кн. И. Ф. Овчины Телепнева-Оболенского, к-рый получил сначала чин боярина, затем конюшего и стал одним из руководителей Боярской думы. В Польше и Германии распространились слухи об интимной связи Е. В. с Телепневым-Оболенским. На приеме литов. послов в кон. 1536 г. князья В. В. Шуйский и Телепнев-Оболенский стояли по сторонам великокняжеского трона. Положение вел. княгини в эти годы настолько укрепилось, что в янв. 1536 г. Е. В. вместе с Иоанном IV принимала бывш. казанского хана Шах-Али и приказывала от имени Иоанна и Юрия Васильевичей говорить ему речи.

http://pravenc.ru/text/189751.html

Последний владелец Смоленских земель – князь Юрий (Георгий) Святославович, происходил из рода Владимира Мономаха , из племени Смоленского князя Ростислава Мстиславовича (внука Мономаха). Человек бесстрашный и властолюбивый, он одновременно отличался крайне беспокойным характером, жестоким нравом и сам часто вступал в ссоры с соседями. Смоленское княжество князь Юрий получил в 1386 г., после смерти отца Святослава Иоанновича, павшего в бою с литовцами. В начале XV в. он приказал казнить множество бояр смоленских, в том числе и князя Михаила Романовича Брянского, чем создал себе оппозицию из их озлобленных родственников и сторонников. В 1404 г. литовское войско семь месяцев осаждало Смоленск, по утверждению русского историка Н.М. Карамзина , «без малейшего успеха». Но только стоило князю Юрию отправиться в Москву с просьбой о военной помощи, как его смоленские враги тайно связались с Витовтом и сдали ему город. В плен попала и супруга князя Юрия, дочь Рязанского князя Олега Иоанновича. Она была отправлена в Литву. Вначале князь Юрий с сыном Феодором и братом Владимиром бежал в Новгород Великий и некоторое время правил в нем. После падения Смоленска вскоре литовскими войсками была захвачена и Вязьма. Князь Симеон Мстиславович Вяземский с верной супругой Иулианией разделил с князем Юрием бедствие изгнания. В 1406 г. князь Юрий попросил покровительства и защиты в Москве. Великий князь Василий принял на службу князей Юрия и Симеона: дал им «на прокормление» город Торжок, разделив его на две половины. Ранее этих князей соединяла крепкая мужская дружба. Они всегда делили пополам и радость и горе. Всегда князь Симеон не забывал о своем подчинении Юрию. Он везде и во всём отдавал ему предпочтение, служил ему верой и правдой. И княгиня Иулиания была почтительна, ласкова и добра ко всем. В те годы она еще более расцвела духовно и телесно, чем пленяла сердца всех приходивших в их гостеприимный дом. Но недолго продолжалась мирная и счастливая жизнь Симеона и Иулиании в Торжке. Одна из отрицательных черт характера князя Юрия – сластолюбие, непомерная любовь к женщинам – приняла здесь крайние формы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Фамилию дворян Глинских не должно смешивать с князьями Глинскими, потомками Мамая, угасшими в восемнадцатом веке. Мамай, разбитый на Куликовском поле, бежал к устьям Дона; там, разбитый ханом синей орды Тохтамышем, бежал в Крым, в Кафу, к Генуэзцам, которые его умертвили. Сын Мамаев, Мансуркиян, кочевал между устьями Дона и Днепра, и недолго пережил отца. Он оставил двух сыновей: Лексу и Скидыря; сей последний, с своими верблюдами, откочевал к Азову, и пропал без вести, а Лекса присягнул великому князю литовскому Витовту; принял, в Киеве, Святое Крещение православной веры, с именем Александра; получил, от Витовта, в удел города Глинеск и Полтаву, стал писаться князем Глинским, и женился на княжне Анастасие Владимировне Острожской. Сын их князь Иван Александрович имел трёх сыновей: Бориса, Фёдора и Семёна. Князь Борис Иванович имел трёх сыновей: Льва, Василия и Ивана. Князь Лев Борисович имел четырёх сыновей: князя Ивана, по прозвищу мамай, князя Василия, по прозвищу слепой, князя Фёдора и князя Михаила. Князь Фёдор Львович умер в Литве, а три брата его выехали в Россию в 1508 году, и князь Михайло Львович был боярином († 1534), равно как и сын его князь Василий Михайлович († 1565). Дочь князя Василия Львовича Слепого, княжна Елена Васильевна, была второю супругою великого князя Василия Иоанновича и материю Иоанна Грозного; она имела трёх братьев: князя Юрия Васильевича († 1547), бывшего боярином; князя Ивана Васильевича и князя Михаила Васильевича († 1559), бывшего боярином. Сын сего последнего, князь Иван Михайлович, был также боярином, и с кончиною его, в 1602 году, угасла старшая ветвь князей Глинских, поселившаяся в России. – Младшая ветвь этой фамилии существовала в Литве до XVIII века. Князь Василий Борисович, правнук Мамаева внука (см. выше), имел пять сыновей, князей: Ивана старшего, Василия, Семёна, Дмитрия и Ивана младшего. Князь Фёдор Иванович, внук Мамаева внука (см. выше), имел сына князя Михаила и внука князя Владимира; брат его князь Семён Иванович (см. выше) имел сыновей, князей: Ивана, Фёдора, Андрея и Дмитрия; внуков, князей: Михаила, Фёдора, Юрия, Вацлава и Ярослава Ивановичей; Василия и Богдана Фёдоровичей, и правнуков, князей: Юрия и Михаила Васильевичей. На избрании Короля Яна-Казимира, в 1648 году, упоминаются четверо князей Глинских: Константин, Владимир, Андрей и Михаил, а в 1655 году, в сражении под Вержховицем, убит князь Юрий Глинский. Знаменитое имя их в последний раз встречается в царствование Императрицы Елисаветы Петровны; в смоленской губернии упоминается помещик князь Богдан Глинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Том VIII Глава I. Великий князь и царь Иоанн IV Васильевич II. Г. 1533–1538 Беспокойство Россиян о малолетстве Иоанна. Состав Государственной Думы. Главные Вельможи, Глинский и Телепнев. Присяга Иоанну. Заключение Князя Юрия Иоанновича. Общий страх. Измена Кн. Симеона Бельского и Лятцкого. Заключение и смерть Михаила Глинского. Смерть Князя Юрия. Бегство, умысел и заключение Кн. Андрея Иоанновича. Дела внешние. Перемирие с Швецию и с Ливониею. Молдавия. Посланник Турецкий. Астрахань. Дела Ногайские. Посольство к Карлу V. Присяга Казанцев. Гордый ответ Сигизмундов. Нападение Крымцев. Война с Литвою. Ислам господствует в Тавриде. Строение крепостей в Литве. Набег Крымцев. Литовцы берут Гомель и Стародуб. Мятеж Казани. Шиг-Алей в милости. Война с Казанью. Победа над Литвою. Крепости на Литовской границе. Перемирие с Литвою. Дела Крымские. Смерть Ислама. Угрозы Саип-Гирея. Строение Китая-города и новых крепостей. Перемена в цене монеты. Общая нелюбовь к Елене. Кончина Правительницы. 1533 г.Не только искренняя любовь к Василию производила общее сетование о безвременной кончине его; но и страх, что будет с Государством? волновал души. Никогда Россия не имела столь малолетнего Властителя; никогда – если исключим древнюю, почти баснословную Ольгу – не видала своего кормила государственного в руках юной жены и чужеземки, Литовского ненавистного рода. На троне не бывает предателей: опасались Елениной неопытности, естественных слабостей, пристрастия к Глинским, коих имя напоминало измену. Хотя лесть придворная славила добродетели Великой Княгини, ее боголюбие, милость, справедливость, мужество сердца, проницание ума и явное сходство с бессмертною супругою Игоря, но благоразумные уже и тогда умели отличать язык Двора и лести от языка истины: знали, что добродетель Царская, трудная и для мужа с крепкими мышцами, еще гораздо труднее для юной, нежной, чувствительной жены, более подверженной действию слепых, пылких страстей. Елена опиралась на Думу Боярскую: там заседали опытные советники трона; но Совет без Государя есть как тело без главы: кому управлять его движением, сравнивать и решить мнения, обуздывать самолюбие лиц пользою общею? Братья Государевы и двадцать Бояр знаменитых составляли сию Верховную Думу: Князья Бельские, Шуйские, Оболенские, Одоевские, Горбатый, Пеньков, Кубенский, Барбашин, Микулинский, Ростовский, Бутурлин, Воронцов, Захарьин, Морозовы; но некоторые из них, будучи областными Наместниками, жили в других городах и не присутствовали в оной. Два человека казались важнее всех иных по их особенному влиянию на ум правительницы: старец Михаил Глинский, ее дядя, честолюбивый, смелый, самим Василием назначенный быть ей главным советником, и Конюший Боярин, Князь Иван Федорович Овчина-Телепнев-Оболенский, юный летами и подозреваемый в сердечной связи с Еленою. Полагали, что сии два Вельможи, в согласии между собою, будут законодателями Думы, которая решила дела внешние именем Иоанна, а дела внутренние именем Великого Князя и его матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Пс. 117:17. Пс. 117:17. Так назывался свадебный пир. Так назывался свадебный пир. «Воскресный досуг» (СПб., 1863–1872) — иллюстрированный еженедельник, адресованный народному читателю. «Воскресный досуг» (СПб., 1863–1872) — иллюстрированный еженедельник, адресованный народному читателю. Имеется в виду туло (тул) — колчан для стрел. Ср. 2й стих 10-го псалма в синодальном переводе: «Ибо вот нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем». Имеется в виду туло (тул) — колчан для стрел. Ср. 2й стих 10-го псалма в синодальном переводе: «Ибо вот нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем». Киса — дорожный мешок. Киса — дорожный мешок. Имеется в виду междоусобица великого князя московского Василия Васильевича (внука Дмитрия Донского) и его дяди Юрия Дмитриевича, также претендовавшего на великое княжение. Сын последнего, Василий Юрьевич Косой, объявил себя великим князем, но в упомянутом Артыновым сражении (в 1435 г. на р. Которосли) был разбит. Имеется в виду междоусобица великого князя московского Василия Васильевича (внука Дмитрия Донского) и его дяди Юрия Дмитриевича, также претендовавшего на великое княжение. Сын последнего, Василий Юрьевич Косой, объявил себя великим князем, но в упомянутом Артыновым сражении (в 1435 г. на р. Которосли) был разбит. Колтовская Анна Алексеевна, четвертая жена Ивана Грозного; царь жил с нею с 1572 по 1575 г., после чего заключил ее в монастырь, где она умерла в 1626 г. Колтовская Анна Алексеевна, четвертая жена Ивана Грозного; царь жил с нею с 1572 по 1575 г., после чего заключил ее в монастырь, где она умерла в 1626 г. Первое воскресенье после Пятидесятницы. Первое воскресенье после Пятидесятницы. Это было в 1823 г. Это было в 1823 г. Феодор Иоаннович, сын Ивана Грозного, был русским царем в 1584–1598 гг. Феодор Иоаннович, сын Ивана Грозного, был русским царем в 1584–1598 гг. Описываемое нашествие состоялось в период Русско-шведской войны 1614–1617 гг., когда Швеция, захватившая области Великого Новгорода (ещё в 1610 г.), расширяла владения. Здесь имеются в виду события Ливонской войны 1558–1583 гг., но в это время шведы не заходили на территорию России так далеко: они ограничились взятием расположенных на южном побережье Финского залива Ивангорода, Яма и Копорья.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Князь Ян имел двух сыновей: 1. князя Яна-Юрия, который от брака с Савлукою, имел сыновей: князей Франциска, Антония и Матвея; 2. князя Станислава. Другий князь Ян имел сына князя Станислава. Князь Иероним, от брака с Доротеею Эйнерович, имел 8 человек детей: 1. князь Симон; 2. князь Матвей; 3. князь Войцех, староста Нижинский, женат на княжне Шуйской; 4. князь Антоний, женат на Квилецкой; 5. княжна Мелания, инокиня базилианского ордена; 6. княжна Тереза, за Толоцким; 7. княжна Марианна, за Шишко и 8. княжна Антонина, за Стоцким. Князь Игнатий Шуйских находился, в 1788 году, градским судьёю в Вильне. Герб князей Шуйских нам неизвестен. 85 В некоторых родословных книгах сказано, что князья Суздальские происходят от князя Андрея Ярославича, брата Невского, но мы думаем, вместе с известным русским историком Сергеем Михайловичем Соловьёвым (см. изданный в Москве, в 1845 году, Синбирский сборник), что это ошибка: потому во первых, что в грамоте избрания на Царство Василия Иоанновича Шуйского именно сказано, что он происходит от Святого Александра Невского и от сына его князя Андрея Александровича, старшего брата князю Даниилу Александровичу Московскому. Кому же лучше было знать своё происхождение, как не князьям Шуйским? Во вторых, летописи согласны со словами Василия Иоанновича Шуйского: преставися кроткий, и тихой, и смиренной и многодобродетельной князь Андрей Константинович Суздальский, Новагорода-Нижняго, и Городецкой, внук Васильев, правнук Михайлов, праправнук Андреев, препраправнук Александров, пращур Ярославов, препращур Всеволож, препращур Юрия Долгоруково, Володимерович Мономаха, Всеволодович, Ярославич, Володимерич, во иноцех и схиме, и положен бысть в церкви Святаго Спаса в Новограде в Нижнем, идеже бе отец его Князь Великой Константин Васильевич (См. русскую летопись по Никонову списку, год 1365/6873. 87 У князя Константина-Яна были также три дочери: 1) за Пацом; 2) за Оссолинским и 3) за Александром Огинским. Читать далее Источник: Российская родословная книга, издаваемая князем Петром Долгоруковым : в 4-х частях. - Санкт-Петербург : Тип. Карла Вингебера, 1854-1857./Ч. 1. - 1854 (на обл. 1855). - 350 с.; Ч. 2. - 1855. - 327 c.; Ч. 3. - 1856. - 523 c.; Ч. 4. - 1857. - 482 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Как стены, внутри собора, сверху до низу, так и своды, равно и четыре круглые огромные столпа, их поддерживающие, покрыты сплошною живописью, по известке, расположенною горизонтальными рядами; вверху по стенам и на сводах помещены изображения святых; а по столпам видимы 11 портретов во весь рост государей, погребенных в соборе, а частью и живших прежде и после построения его, а именно: Великих Князей – Ярослава I, сына его Всеволода I, Михаила (Михалко) I Юрьевича, Св. Юрия II Всеволодовича, Константина I, Ярослава II, Юрия III Данииловича Московского; князей удельных Московских – Владимира (Димитрия), сына Всеволода III, и св. Даниила Александровича; царя Василия Иоанновича Шуйского и императора греческого Михаила Палеолога; по трем стенам собора, над рядами гробниц, в нижнем ярусе, изображены, в рост же, почти все здесь погребенные великие и удельные князья, начиная с Иоанна Калиты, и между ими св. Петр царевич Ордынский. Стены главного алтаря и южного придела также покрыты сплошь изображениями угодников Божиих, митрополитов русских и притчами. Вся стенопись собора произведена была еще в XIV веке под наблюдением архитектора Алевиза; но в ней мало уже осталось следов древности: ибо в течение того времени она была подновляема (хотя и с удержанием старого стиля) четыре раза: в 1547, после большого московского пожара, от которого собор много пострадал; в 1680–1681 годах (живописцем Дорофеем Ермолаевым); в 1772, при Екатерине II, под смотрением епископа крутицкого Самуила; и наконец, в 1826 году, по вынесении тела императора Александра, пребывавшего здесь несколько дней на пути из Таганрога в С.-Петербург: следовательно нельзя и ожидать, чтоб изображения князей, на столпах и стенах нарисованные иконным письмом, имели сходство с натурою, тем более, что живопись тогда в России еще не существовала. Напротив того при гробницах в. к. Василия, царей Феодора Иоанновича, Михаила Феодоровича, Алексия Михайловича и Феодора Алексеевича, и князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского, находятся написанные на деревянных досках, современные и, по видимому, весьма сходные портреты их, составляющие бесценную редкость и художественное сокровище; из них два – царей Михаила и Алексия – подвергавшиеся истреблению от сырости, в недавнем времени весьма удачно поновлены; прочие ж остались в первобытном своем виде, замечательными памятниками искусства в России XVII века, когда прежнее иконное письмо начало переходить к истинной портретной живописи. В алтаре висит поясной портрет св. Димитрия Митрополита Ростовского, писанный на холст с натуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАСИЛИЙ III ИОАННОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вел. кн. Василий Иоаннович. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г. Великий князь Василий III Иванович на охоте Сыновья и жены 4 сентября 1506 года женился на Соломонии Сабуровой (+ 1542), выбранной из 1500 девиц, представленных для этого ко двору. Отец Соломонии, Юрий, не был даже боярином. К несчастью, великая княгиня Соломония была бесплодной. Тщетно употребляла она все средства, которые приписывались ей знахарями и знахарками того времени, - детей не было, исчезла и любовь мужа. Василий с плачем говорил боярам: " Кому по мне царствовать на Русской земле и во всех городах моих и пределах? Братьям передать? Но они и своих уделов устроить не умеют " . На этот вопрос послышался ответ между боярами: " Государь, князь великий! Неплодную смоковницу посекают и изметают из винограда " . Так думали бояре, но первый голос принадлежал митрополиту Даниилу , который одобрил развод. В ноябре 1525 года был объявлен развод великого князя с Соломонией, которую постригли под именем Софии в Рождественском девичьем монастыре , а потом отослали в Суздальский Покровский монастырь . В январе следующего 1526 года Василий женился на Елене (+ 1538), дочери князя Василия Львовича Глинского, родной племяннице князя Михаила. Новая супруга Василия во многом отличалась от тогдашних русских женщин. Елена усвоила от отца и дяди иноземные понятия и обычаи и, вероятно, пленила великого князя. Желание понравиться ей было так велико, что, как говорят, Василий III даже обрил для нее свою бороду, что, по тогдашним понятиям, было несовместимо не только с народными обычаями, но и с православием . В 1528 году великий князь с молодой женой приезжали в Кирилло-Белозерский монастырь вымаливать у Бога и святых угодников Белозерских наследника. 25 августа 1530 года Елена родила первенца Ивана , а через год и несколько месяцев - другого сына, Юрия .

http://drevo-info.ru/articles/16463.html

Партия В. И. и вел. кнг. Софии не отказалась от борьбы. В нач. 1499 г. последовали новые казни и опалы виднейших представителей московской знати, как предполагают исследователи - сторонников Димитрия внука. С В. И. опала была снята, в марте 1499 г. он был провозглашен «государем великим князем», т. е. соправителем, ему были даны «Великий Новгород и Псков, великое княженье». В 1502 г. позиция Иоанна III по отношению к семье своего покойного старшего сына стала еще более жесткой: 11 апр. были арестованы вел. кн. Димитрий и его мать Елена, 14 апр. В. И. был посажен «на великое княжение Володимирское и Московское и всея Руси самодеръжцем» (неизвестно, происходила ли при этом к.-л. процедура поставления, подобная акту 1498 г.). этому предшествовала новая попытка В. И. «отъехать» в Литву, вероятно с целью воздействия на вел. князя (А. А. Зимин ставил под сомнение эту 2-ю попытку отъезда в Литву и объяснял ее неверным прочтением соответствующего летописного сообщения, однако аргументы исследователя неубедительны). Димитрий Иоаннович умер в заточении в 1509 г., т. е. уже в княжение В. И. (по-видимому, насильственной смертью), ранее, в янв. 1505 г., скончалась «в нятстве» его мать, обвиненная в ереси и связях с жидовствующими . В. И. в качестве соправителя принимал участие в Соборе 1503 г., в Соборе против еретиков 1504 г., в др. церковных и гос. мероприятиях. Став правителем страны после смерти Иоанна III в окт. 1505 г., он продолжал внутреннюю и внешнюю политику отца. Первые 2 десятилетия его правления отличались относительной стабильностью, политическим и экономическим подъемом, последние годы были осложнены проблемой престолонаследия. Большие успехи были достигнуты в процессе собирания и объединения земель, в расширении территории Русского гос-ва, в централизации и гос. строительстве, во внешней политике. Внутренняя политика. Формирование территории государства По завещанию Иоанна III власть над основной территорией гос-ва была сосредоточена в руках В. И., но количество и размеры уделов его братьев и др. родственников были еще достаточно велики. Волоцкий удел был ликвидирован в 1513 г., после смерти бездетного кн. Федора Борисовича. Братья В. И.- князья Семен Калужский и Дмитрий Угличский скончались в 1518 и 1521 гг., оба бездетными, ибо вел. князь, не имея наследника, фактически запрещал своим братьям вступать в брак. Их владения перешли к вел. князю, то же произошло позднее и с уделом кн. Юрия Дмитровского (также бездетного), к-рый был «поиман» в дек. 1533 г., почти сразу после смерти В. И. Лишь самому младшему брату В. И. кн. Андрею Старицкому было разрешено жениться в 1533 г., когда у В. И. уже родились 2 сына. Последним крупным полусамостоятельным центром в Вост. Руси оставалось вел. княжество Рязанское, потерявшее независимость ок. 1521 г., когда последний рязанский вел. кн. Иоанн Иоаннович бежал в Литву.

http://pravenc.ru/text/150787.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010